МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович
Родился в крестьянской семье Мельниковых Степана Илларионовича и Елены Григорьевны. Отец работал в Петровской сельскохозяйственной академии и держал молочное хозяйство. С раннего детства был приобщён к природе, имел тягу к рисованию, лепке и изобретательству зрелищных эффектов, построил во дворе водяную мельницу. Учился в церковно-приходской школе (1898–1902). В 13 лет отец отдал его в теплотехническую контору «В.Залесский и В.Чаплин» на должность «мальчика». В.М.Чаплин, известный инженер и учёный, «в этом худеньком мальчике угадал искру Божью», принял в семью и нанял для него домашнего учителя. Константин рисовал гипсовые геометрические тела в «головокружительном ракурсе» и «почувствовал Красоту» (здесь далее в статье приводятся цитаты из сочинений Мельникова) неожиданного сопоставления простых форм.
В 1905 со второго раза поступил в МУЖВЗ, учился на общеобразовательном отделении (у В.И.Бакшеева и С.Д.Милорадовича) и живописном факультете (у А.
К.С.Мельников. Клуб коммунальников им. И.В.Русакова. Москва. 1927–1929
К.С.Мельников. Гараж Госплана в Москве. 1934–1936
К.С.Мельников при участии В.В.Лебедева, Н. И.Транкливицкого, Н.А.Хохрякова. Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади. Москва. 1934. Перспектива. Фрагмент. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 148×150. ГНИМАК.С.Мельников. Гараж ≪Интуриста≫ в Москве. 1930–1934
К.С.Мельников. Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Москва. 1923
К.С.Мельников. Клуб обувной фабрики «Буревестник» в Москве. 1927-1929
К.С.Мельников. Жилой дом-мастерская К.С.Мельникова в Москве. 1927–1929
0 / 0
По окончании училища в 1917 работал в архитектурной мастерской Моссовета «Новая Москва», руководимой Жолтовским и А.В.Щусевым. В 1920–1924 совместно с И.А.Голосовым образовал мастерскую «Новая Академия» на архитектурном факультете Вхутемаса. Построение архитектурных форм отличалось от неоклассического подхода Жолтовского, функционального метода А.
В 1922–1924 участвовал в конкурсах показательных домов для рабочих («Атом» или закрученная в спираль «Пила» из блокированных домов), Дворца труда («завершающегося светящейся параболой хрустального зала»), саркофага В.И.Ленина («кристалл»), московского отделения газеты «Ленинградская правда» («Фасад, развёрнутый на полный круг»), акционерного общества «Аркос». В 1923 построил павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. «Объёмы сдвинулись с опор, вздыбились, возвеличив архитектуру новым языком – языком экспрессии».
В 1924 выиграл конкурс на проект павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. «Я почувствовал в диагонали чудо», которая прорезала прямоугольный участок центральным проходом с «верхним светом без стекла и без дождя». Выехав в Париж в 1925, возвёл павильон (главным художником был А.М.Родченко), киоски Госторга, спроектировал гаражи такси – кубический вариант и вариант над мостами через Сену. Осуществлённый в 1925 проект планировки и застройки Новосухаревского рынка в Москве (система рядов косо поставленных киосков, «2000 торговых мест и все угловые») оказался эффективным, благодарные меценаты присылали деньги во Францию, что позволило семье Мельникова посетить Париж, Лион, Сен-Жан-де-Люз, а детям – учиться в гимназии в Шартре.
Вернувшись в Москву в конце 1925, Мельников стал научным сотрудником ГАХН. В 1926 спроектировал Бахметьевский гараж (конструктор В.Г.Шухов) с «прямоточной системой» движения автобусов «Лейланд», которые «рисовались породистым конём», и гараж для грузовых машин на Новорязанской улице. В 1926–1927 руководил декоративной мастерской Государственного техникума кинематографии.
«Золотым сезоном» стали 1927–1929, которые были отмечены строительством клубов в Москве: им. М.В.Фрунзе, завода «Каучук», «Буревестник», фабрики «Свобода»; клуба фарфоровой фабрики им. «Правды» в Ликино-Дулёво. В основе построения клуба им. И.В.Русакова «лежал треугольник», система трансформирующихся залов, соединённых «живыми стенами», должна была прозвучать «праздничным салютом Сжатой Красоте». Идея неосуществлённого конкурсного проекта клуба им. С.М.Зуева в Москве – «оргáн из пяти цилиндров» – вернулась в «блестящем дуэте нашего дома». В Кривоарбатском переулке был построен Показательный дом архитектора Мельникова. Анна Гавриловна, жена архитектора, «согласилась на жертву, жить – жизнью Архитектуры», постоянно принимая экскурсии.
Конкурсный проект маяка-монумента Христофору Колумбу в Санто-Доминго (1929) вызвал споры и поразил своей смелостью. «Башня крыльев» символически соединила миры Старого Света и Америки, «в конструкции задействованы стихии» – ветер, дождь, чтобы возродить дух Колумба и «возбудить человечество к неустанному творению».
Экспериментальное задание на проект «Зелёного города» в Московской области (1929–1930) воспринял как возможность реализовать «Великий город сонной архитектуры», спроектировал пять видов спален для лечения сном. «Скоро к науке с техникой на помощь придут поэт и музыкант и завершат мою мечту построить сонную сонату».
В 1931, не получив персонального приглашения на заказной конкурс на Дворец Советов, представил на конкурс встречный проект Дворца народов в Москве. Объём из двух конусов – стоящего на основании и перевёрнутого, соединённых проходом – «Entrée», выражает «борьбу между Старыми и Новыми формами в Архитектуре – законченной статичной формой Пирамиды и живой и непрерывно развивающейся формой Цветка». Реконструкция Арбатской площади (1931–1933) предполагала рассмотрение «площади как станции коллективных способов передвижения, центра организации массовых выступлений и технического обслуживания уличной жизни», но здесь важен и «выбор формы площади», открытой солнцу.
Преподавал на архитектурном факультете Вхутеина (1927–1930), в Военно-инженерной академии (1932–1936), в МАИ (1934–1936). Проектирование промышленных сооружений давало широкие возможности формообразования с опорой на практический опыт.
Подведением итогов развития мировой архитектуры первой трети XX века стала V Триеннале декоративных и промышленных искусств и современной архитектуры в Милане (1933), где демонстрировались двенадцать персональных экспозиций крупнейших архитекторов – Антонио Сант-Элиа, Ле Корбюзье, Андре Люрса, Огюста Перре, Эриха Мендельсона, Людвига Мисс ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Адольфа Лооса, Йозефа Хоффмана, Виллема Маринуса Дюдока, Фрэнка Ллойда Райта, от СССР – Мельникова.
В 1933–1938 руководил архитектурной мастерской Моссовета №7, выполнил проекты Котельнической и Гончарных набережных, конкурсный проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади. В проекте планировки Лужников «автором Архитектуры была сама природа. Река – краса жизни – увеличена узорами бухт; в спиралях мостов заметнее разность высот; а людские потоки перетекают без усилий, круговым самодвижением».
Преподавал на кафедре архитектуры Саратовского автодорожного института, выполнил ряд проектов для Саратова (1949–1951).
Павильон СССР для Международной выставки в Нью-Йорке 1964–1965 представлял «проект на переливах небесной механики – верх и низ впервые раздвинуты нами на высоту космоса, удерживаемые в стойком равновесии перекрытия образуют беспотолочный зал». В конкурсном проекте детского кинотеатра на Арбате (1967) «висячий стеклянный шар с зимним садом, пронизанный светом и воздухом, оставит глубокий след в памяти юных сердец о великом искусстве строительного дела».
Соратниками, независимо от направлений и личных взаимоотношений, считал В.Е.Татлина, В.В.Маяковского, И.А.Голосова, А.С.Никольского, Родченко, А.А.Веснина, В.Ф.Кринского, Н.В.Докучаева.
Мельников постоянно осуществлял работу по переводу отдельных событий и ярких впечатлений на язык пространственных отношений, которые выражал с помощью метафор, связующих богатый авторский мир грёзы-мечты и его архитектурное воплощение.
МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович
19.02.2011 Мартыненко Ольга
Мельников Константин Степанович (3 августа 1890, Москва — 28 ноября 1974, Москва) — самый известный за рубежом русский и советский архитектор, художник и педагог, один из лидеров направления авангарда в московской архитектуре. Биография Мельников родился 22 июля (3 августа) 1890 г. в Москве, семье рабочего-строителя. В 1902 г. окончил церковно-приходскую школу, затем несколько лет работал в фирме «Торговый дом Залесский и Чаплин». Там он познакомился с хозяином фирмы, влиятельным инженером В. М. Чаплиным, оценившим его художественные способности. Благодаря поддержке Чаплина Мельников в 1905 г. поступил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где до 1914 г.краткая биография, реализованные архитектурные работы
Архитектор Константин Мельников — известный отечественный художник, считается одним из лидеров советского авангарда 20-30-х годов. В результате, именно он получил признание в качестве главного советского архитектора тех лет во всем мире. При этом в самом СССР его творческую концепцию нередко критиковали, обвиняя в формализме. В результате его фактически отлучили от профессии, свой последний проект он реализовал в 1936 году. В 1990 году ЮНЕСКО присоединилось к празднованию 100-летнего юбилея мастера. В настоящее время он считается одним из самых выдающихся российских архитекторов в XX веке.
Детство и юность
Архитектор Константин Мельников родился в Москве в 1890 году. Его отец был родом из Нижегородской губернии. Проходя срочную службу в Воскресенске, женился на крестьянке Елене Репкиной. Вскоре после свадьбы молодые переехали в Москву. Это была патриархальная и многодетная семья, в которой Константин стал третьи ребенком среди детей, оставшихся в живых.
Так как отец героя нашей статьи тяготился казенной службой, вскоре семья переехала в деревню, где все для него было намного привычнее. Они стали выращивать коров и продавать мясо в столице.
Первоначальное образование Мельников получил в церковно-приходской школе. С детства выделялся среди сверстников способностями к живописи и выдумкой.
В 1903 году родители отдали его в иконописную мастерскую в Марьиной роще. Но герой нашей статьи сильно скучал по дому и уже через неделю бросил учебу. Вскоре родители Мельникова познакомились с молочницей Авдотьей, которая часто бывала в доме известного инженера Владимира Чаплина. Так, Константина удалось устроить в торговый дом, который назывался «В. Залесский и В. Чаплин». В первый же день герой нашей статьи разрисовал чугунную топку, заслужив похвалу.
Получение профессии
В 1905 году Мельников со второго раза поступил в столичное училище ваяния и зодчества. Вступительный экзамен по художественным дисциплинам он сдавал без проблем, а вот заниматься русским языком пришлось дополнительно. Об этом заботится Чаплин, который оценил талант будущего архитектора. Фактически он ввел мальчика в свою семью.
Всего в училище он занимается 12 лет, получая общее образование, а затем осваивая живопись и архитектуру. Интересно, что сам он признавался, что архитектура была для него слишком скучной, но он все же поступил на архитектурное отделение по настоянию Чаплина.
Его первой самостоятельной работой становится проект вестибюля в римском стиле в разрезе. Будучи студентом училища, герой нашей статьи уже работает помощникам на различных стройках. Например, в качестве преддипломной работы разрабатывает фасады первого российского автомобильного завода АМО. Оканчивает училище в 1917 году.
С 1918 начинает работать в архитектурно-планировочной мастерской, в которую его приглашает известный архитектор и его преподаватель по училищу Иван Жолтковский. Это первая в Советском Союзе архитектурная артель под патронажем государства. Среди первых проектов план «Новой Москвы», жилье для рабочих, народные дома.
Первые заказы
Свой первый самостоятельный заказ архитектор Константин Мельников получил в 1918 году. Он разрабатывал проект поселка для сотрудников Алексеевской психиатрической больницы. Также разрабатывал проекты «Бутырского района», планировки Ходынского поля в рамках плана «Новая Москва», но большинство из них так и не были реализованы. Ранние работы были выполнены в стиле неоклассицизма.
В 1920 году архитектор Константин Мельников становится профессором Высших художественно-технических мастерских. В то время его привлекает концепция Ландовского, он даже вступает в Ассоциацию новых архитекторов.
Отказ от неоклассики
В начале 1920-х годов Константин Степанович Мельников отказывается от традиционалистских веяний, уходит от неоклассики, начиная создавать произведения в принципиально новом стиле. Его работы былы представлены на выставке в Москве в 1923 году. Павильон «Махорка» стал его первым проектом, реализованным в новаторском духе.
Заказчики предполагали построить одноэтажное сооружение, но Мельников предложил вместо этого сделать концептуальное здание с огромными плоскостями для рекламных плакатов, консольными свесами, открытой винтовой лестницей, прозрачным остеклением. При этом не использовать конструктивных опор.
Проект сильно отличался из всего, что было представлено на выставке, к тому же заказчики отнеслись к нему негативно. Но его поддержал главный архитектор Алексей Щусев, которому Мельников был благодарен до конца жизни, даже несмотря на некоторые разногласия в будущем.
В результате он стал самым молодым архитектором, которому достался заказ на формирование павильона. Правда, весьма незначительного. При работе над «Махоркой» Константин Мельников, биография которого приведена в этой статье, использовал принципиально новый подход, наметив архитектурно-конструктивные приемы, которые предопределили весь архитектурный облик столетия.
Саркофаг для вождя
В 1924 году Мельников получил предложение поучаствовать в проектировании саркофага для мавзолея Ленина. После смерти вождя встал вопрос об увековечивании его памяти. Над самим проектом работал Щусев.
Комиссия советского правительства, которой руководил Дзержинский, признала лучшим проект Мельникова. Автор намеренно отказался от формы гроба со стеклянным отверстием. По его задумке, саркофаг должен был быть весь из стекла и необычной геометрической формы. Ему поручили построить саркофаг за 10 дней.
Он выполнял свою функцию до 1941 году, когда тело Ленина было эвакуировано в Тюмень. Дальнейшая судьба саркофага неизвестна.
Порядок в торговле
Желание советский властей упорядочить торговлю привело к необходимости построить рынок на пустыре, образовавшемся в районе Большого Сухаревского переулка. Для Ново-Сухаревского рынка Мельников предложил принципиально новый проект, который был реализован к 1926 году.
По его задумке, на всей площади, отведенной под застройку, должны появиться однотипные торговые павильоны из дерева. От 4 до 12 блоков собирались в ряды. Благодаря такой планировке, перед каждым киоском появлялось свободное пространство. Такой проект позволил рационально использовать территорию, возвести павильоны в короткий срок, создать комфортные условия для покупателей и продавцов. Особенности проекта позволили покупателям сразу видеть весь представленный товар.
Рынок проработал до 1930 года. После, на этом месте появилась автодормехбаза. В настоящее время сохранилось сильно перестроенное здание конторы.
Работа Мельникова в Париже
В 1924 году Советский Союз получил предложение поучаствовать в Международной выставке промышленного и декоративного искусства, которая проходила в Париже. Был объявлен закрытый конкурс на проект павильонов СССР. Лучшим был признан проект Мельникова. В начале 1925 герой нашей статьи отправился во французскую столицу с женой и двумя детьми, чтобы начать строительство павильона.
Это была двухэтажная постройка из дерева. Наружные стены были преимущественно остеклены. На второй этаж вела открытая лестница, на которой было оригинальное перекрытие в виде наклонных деревянных плит, которые перекрещивались между собой. В Париже великий русский архитектор разработал проект по застройке участка для выставки Торгсектора. На этом месте появились небольшие торговые киоски, которые были пилообразно блокированы друг с другом.
Расцвет творчества
Исследователи считают «золотым периодом» творчества годы с 1927 по 1933. Автор представил много новаторских произведений, которые не укладывались в существующие направления и школы, но восхищали всех окружающих. Это были жилые дома, клубы и различные другие общественные здания. Они существенным образом изменили облик Москвы того времени.
Например, после успеха в Париже он получил заказ на парижский гараж в тысячу машин. Архитектор разработал два варианта: полупрозрачный, наполовину стеклянный куб и здание с консольно-подвесными конструкциями, поднятое над землей. Правда, во Франции реализовать задумки так и не удалось, но Мельников использовал идеи при строительстве гаражей в Москве.
В 1926 году герой нашей статьи выступил с предложением устроить прямоточную систему парковки автомобилей, которая позволила бы сократить помехи при заезде и выезде. Основываясь на этой системе, он спроектировал Бахметьевский гараж. Он был выполнен в форме параллелограмма с четырьмя различными фасадами. Такая система позволила разместить в этих гаражах 104 автобуса «Лейланд», сэкономить пространство. Например, при заезде и выезде с парковки автобус избегал лишнего маневрирования и движения задним ходом. Сам Бахметьевский гараж выполнен без перегородок по типу крытого манежа. Металлические конструкции для строения разрабатывал инженер Владимир Шухов.
В 1931 году Мельников участвует в реконструкции театра им. Пушкина. Сейчас это московский драматический театр, который и сегодня носит имя великого поэта. Здание находится по адресу Тверской бульвар, дом, 23. Проект Мельникова до наших дней дошел только частично.
В работе над театром им. Пушкина ему помогали братья Стенберги — Георгий и Владимир.
В 1929 году Мельников проектирует гараж «Интуриста». Фасад был выполнен в виде экрана, в центре которого практически непрерывно мелькали автомобили, проезжавшие по внутреннему пандусу в форме спирали. Правда, реализовать задумку гаража «Интуриста» удалось только частично и к 1934 году. Позже здание часто перестраивалось.
В 1936 году Мельников проектирует гараж Госплана. Он представляет собой одноэтажное здание, которое освещается с помощью круглого окна, выходящего на Авиамоторную улицу. В 1955 году сюда был переведен восьмой таксомоторный парк. Сейчас на базе гаража Госплана работает компания «Старое доброе такси». И этот гараж часто перестраивался, в 1997 году его отнесли к памятникам истории и культуры, приватизация которых была разрешена. Это самая поздняя постройка Мельникова, дошедшая до наших дней.
В опале
В конце 30-х годов реализовывать свои новаторские идеи Мельникову становится все труднее. Его все чаще подвергают критике, в советской архитектуре утверждается система, противоречащая его основным принципам.
В 1949 году героя нашей статьи отправляют преподавать в автодорожный институт в Саратове на кафедру архитектуры. Там он работает около двух лет, параллельно участвуя в конкурсах по проектированию универмага в Саратове, реконструкции площади Кирова, застройки поселка Вязовка. В это же время в селе Искорость на территории современной Украины устанавливают памятник дважды герою Советского Союза Семену Козаку, который становится его последним реализованным проектом. Как и многие другие работы, эта становится настоящей достопримечательностью. Константин Степанович Мельников по всем остальным проектам получает отказы.
В 1951 году его возвращают в Москву, в инженерно-строительный институт. Через год его утверждают в должности профессора. При этом герой нашей статьи не оставляет надежд продолжать строить новые здания. Он участвует в открытых конкурсах, проектирует монумент, посвященный 300-летию воссоединения России и Украины, Пантеон выдающихся деятелей государства. Но в то время в советской архитектуре господствовал неокадемизм, так что проекты Мельникова прошли практически незамеченными.
В 1958 году он переходит в заочный инженерно-строительный институт, где работает до самой своей смерти. Он преподает начертательную геометрию, архитектурное проектирование и графику. Тогда же он готовит проект столичного Дворца Советов. Данная работа вызывает настоящий протест среди отечественных архитекторов.
При этом былые заслуги Мельникова по-прежнему ценятся. В 1965 году ему присваивают степень доктора архитектуры. Исследователь его наследия Селим Хан-Магомедов, который делал доклад о творчестве героя нашей статьи на заседании ученого совета, отмечает, что для большинства присутствующих эта информация была нова, вызывала удивление, они по-другому начинали смотреть на архитектора.
В начале 70-х годов здоровье Мельникова ухудшается. Через несколько лет начинается обострение хронического лимфолейкоза, с которым он боролся много лет. В ноябре 1974 года он умирает в Москве в возрасте 84 лет.
Среди реализованных архитектурных работ несколько десятков проектов. Но стоит отметить, что примерно такое же количество задумок так и не были воплощены в жизнь.
До наших дней сохранился дом-мастерская Константина Мельникова, известный также как дом Мельникова. Это одноквартирное жилое здание, сооруженное в духе советского авангардизма. Его строительство продолжалось с 1927 по 1929 годы в Кривоарбатском переулке. Мельников спроектировал и построил его сам для себя и родных.
Считается, что этот дом стал вершиной его творчества. Он отличается уникальными новаторскими особенностями, неожиданными художественными образами, композиция получилась очень объемной, а планировка была детально продумана. Жилой особняк на одну квартиру в центре советской столицы стал по-настоящему уникальной постройкой для того времени. Сейчас в нем расположен музей Мельниковых и Щусева.
Стиль архитектора
Современные исследователи отмечают, что на протяжении многих лет работы Мельникова характеризовали в духе конструктивизма из-за однобокой популяризации авангарда. В действительности, его стиль относится к архитектурному рационализму.
Стоит отметить, что при известных чертах и внешнем сходстве его творчество находилось вне популярных в те годы архитектурных течений. Так, основной тезис Мельникова формулирует намного сложнее основу функционализма, которая гласит, что форма должна следовать за функцией. Мельников часто вкладывал одну и ту же функцию в совершенно различные объемно-пространственные формы, причем работая над сериями типовых зданий, например, над гаражами или клубами. Своей работой он неоднократно доказывал, что ценность для самой формы и архитектуры состоит в способности вмещать в себя самые различные функции. Например, форму цилиндра он использовал при проектировании собственного жилого дома, а также клуба, помещения для коммуны.
Помимо формы и функции, Мельников также активно применял в творчестве архитектурные конструкции. В проектах он выдвигал большое количество конструктивных новаторских решений. Это могли быть кинетические сооружения, так называемые «живые стены», консольные выносы, оригинальные несущие конструкции, некоторые из них удалось реализовать на практике.
При этом нужно подчеркнуть, что отношения с конструктивистами у него откровенно не складывались. Те его считали формалистом, из-за его стремления к художественно-образной выразительности архитектуры, а также ее динамичности и экспрессивности, которые многих раздражали.
В 20-30-е годы существовал только один профессиональный журнал, который назывался «Современная архитектура». За все время в нем ни разу не был упомянут Мельников, хотя как раз эти годы пришлись на расцвет его творчества, реализовывались масштабные проекты, которые коренным образом изменяли внешний вид столицы. Также Мельникова никогда не приглашались на выставки, организаторами которых выступали члены Объединения современных архитекторов. В упор не замечаемый коллегами при жизни, после смерти герой нашей статьи стал одним из самых значимых российских архитекторов в XX веке.
Биография Константина Мельникова — биография Мельникова К.С.
Дата рождения: 22 июля 1890 годаМесто рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 28 ноября 1974 года
Место смерти: Москва, СССР
Константин Степанович Мельников – советский архитектор.
Константин Мельников был рожден в июле 1890 в Москве в крестьянской семье. Его отец Степан Илларионович был родом из Нижегородской губернии. Отбывая службу в Воскресенске, женился на крестьянке Елене Репкиной, вскоре чета поселилась близ Москвы. Там отец стал работать на строительстве и ремонте во владениях Петровской лесной и земледельческой академии. Константин был третьим сыном. Родился он в Соломенной сторожке – бараке, но вскоре родителям дали комнату, в 1897 переехали в собственный дом в деревню Лихоборы.
Там родители занимались хозяйством, продавали молоко. В 1903 Константин закончил четыре класса церковно-приходской школы, любил чистописание, рисование. Родители отдали его учеником в иконописную мастерскую в Марьиной Роще, но через неделю он уехал домой. Вскоре родители познакомились с Авдотьей Чаплиной — прислугой известного инженера. Она помогла устроить мальчика в торговый дом. Чаплин отметил рисовальные навыки Константина, нанял ему художника и в 1904 тот выдержал экзамен для поступления в Московское училище ваяния и зодчества, но из-за недостаточного знания русского языка, провалился. На следующий год усердно тренировался с домашней учительницей детей Чаплина. Тот ввел его в семью, жена Екатерина помогала Мельникову держаться в обществе. Осенью 1905 он поступил в МУЖВЗ. Там он обучался 12 лет, в 1910 получил общее образование, в 1914 выпустился с отделения живописи и в 1917 – с архитектуры.
Его учителями были Коровин, Иванов, Малютин, скульптуру преподавал Коненков. Его живопись дважды получала премии имени Третьяковых, рисунки отмечались в статье газеты Русское слово. В 1914 он стал обучаться архитектуре и быстро понял, что это его призвание. Руководил классом профессор Богданович, который дал Мельникову первую работу — разрез «вестибюля в римском стиле», за что получил высшую похвалу.
Уже обучаясь, Мельников стал работать – сперва помощником на постройках компании Залесский и Чаплин. Преддипломная практика задала юноше разработку фасадов первого автомобильного завода в России (сейчас завод ЗИЛ). За это Мельников был удостоен казенной квартирой, где он вселился уже с семьей (в 1912 женился, через год у пары родилась дочь, еще через год — сын). В 1918 получил диплом об образовании. Став лучшим выпускником. В 1918 по приглашению Жолтовского стал членом Архитектурно-планировочной мастерской Строительного отдела Моссовета. Мастерская разрабатывала планы новой Москвы, народных домов, школ.
Первой работой Мельникова стал проект поселка для рабочих Алексеевской психиатрической больницы. В составе плана Новая Москва занимался проектом планировки Бутырского района и Ходынского поля. Его первые работы выполнены в стиле классицизма, но вскоре он стал делать акцент на пространство композиции. В сентябре 1919 был арестован, но в следующем году освобожден. В 1920 становится профессором Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских, в 1923 создал творческую организацию архитекторов-рационалистов, стал членом Архитектурного отдела Наркомпроса и представителем этого отдела в Рабисе.
В начале 1920-х рвет отношения с традиционализмом, отказывается от неоклассики, создает павильон Махорка Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. В 1925 за повтор аналогичного на уже Международной выставке получает мировую славу.
В 1924 после смерти Ленина разработает саркофаг для его мавзолея, план Ново-Сухаревского рынка. С 1927 начинается его Золотой период – он разрабатывает Гаражи (павильоны для выставок) Интуриста, Госплана, клубы, дома культуры. Самой известной его работой стал планировка партера Центрального парка культуры и отдыха.
В конце 1930-х часто подвергается критике, устанавливается эстетика сталинского ампира, которая не по душе Мельникову. Весной 1949 становится завкафедрыСаратовского автодорожного института, в 1951 его переводят в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, в 1952 становится профессором. В 1954 принимает участие в двух конкурсах – монументы на 300-летие соединения Украины с России и Пантеона выдающихся деятелей государства.
В 1958 переводится во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, разрабатывает проект Дворца советов в Москве. В 1965 становится доктором архитектуры, в 1972 – заслуженным архитектором. В ноябре 1974 умирает от лимфолейкоза.
Достижения Константина Мельникова:
• Заслуженный архитектор РСФСР
Даты из биографии Константина Мельникова:
Июль 1890 – рождение
Осень 1905 – начало обучения в училище живописи, ваяния и зодчества
1914 – окончание факультета живописи
1917 – окончание факультета архитектуры
Ноябрь 1974 – смерть
Интересные факты Константина Мельникова:
• Был ярким представителем архитектурного авангардизма в 1923-1933
• При жизни был назван русским великим архитектором, но за формализм был отстранен от работы, последняя возведенная постройка датируется 1936 годом
• 1990 год был объявлен ЮНЕСКО его годом
• Занял 1 место по результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук как лучший архитектор 20 века
Константи́н Степа́нович Ме́льников (22 июля (3 августа) 1890, Москва — 28 ноября 1974, Москва)
1. Константин Мельников
2.
Константин Мельников • Константи́н Степа́нович Ме́льников (22 июля (3августа) 1890, Москва — 28 ноября 1974, Москва) —
русский и советский архитектор, художник и педагог,
заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров
направления авангарда в советской архитектуре в
1923—1933 годах.
• Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил
мировое признание как «великий русский
архитектор» современности, однако его уникальная
творческая концепция в те же годы подверглась в
СССР резкой критике за «формализм»; архитектор
по сути был отлучён от профессии (последняя
постройка по его проекту датирована 1936 годом).
• Работы и достижения
• Работал в городах: Москва, Ликино-Дулёво, Саратов, Париж,
Салоники
• Архитектурный стиль: авангард, конструктивизм
• Важнейшие постройки: Дом Мельникова, Дом культуры им.
И. В. Русакова, Бахметьевский гараж, Гараж на
Новорязанской улице
• Градостроительные проекты: планы застройки Ходынского
поля и Бутырского района Москвы
• Нереализованные проекты: Памятник Христофору Колумбу в
Санто-Доминго, ДК им. Зуева, Здание Наркомтяжпрома
• Научные труды: Архитектура моей жизни. Творческая
концепция. Творческая практика
• Награды: Заслуженный архитектор РСФСР
5. Детство
• Отец Мельникова — Степан Илларионович получилказённую службу на строительстве и ремонте дорог
во владениях первого в России высшего
сельскохозяйственного учебного заведения —
Петровской лесной и земледельческой академии
(ныне Российский государственный аграрный
университет). Семья Мельниковых была многодетной
и патриархальной.
• 3 августа (22 июля по старому стилю) 1890 года,
третьим по счёту среди оставшихся в живых детей,
родился Константин Мельников.
• Местом рождения К. Мельникова была
«Соломенная сторожка» — построенный на границе
академических владений и луга Бутырского
сельскохозяйственного хутора глинобитный, крытый
соломой барак, в котором проживали сторожа,
охранявшие угодья Академии, а также находились
комнаты рабочих, обслуживавших Новое шоссе
(ныне — Тимирязевская улица).
• Позднее Степану Мельникову вместе с семьёй была
предоставлена казённая комната на первом этаже в
полицейской будке-доме, стоявшей поблизости с
Соломенной сторожкой на пересечении современной
Тимирязевской и Ивановской улиц. В доме, как
вспоминал К. Мельников, «жили четыре семьи с
таким количеством детей, что весь широкий двор был
утоптан нами до приятной земляной ласковости»[
7. Образование
• Образование К. Мельникова началось вчетырёхклассной церковно-приходской
школе прихода «Петропавловский
домовой, что при Сельскохозяйственном
институте, церкви». Особым прилежанием
в учёбе Мельников не отличался, но
любил чистописание, за что часто получал
пятёрки. С малых лет Константин Мельников
выделялся в семье и среди своих
сверстников подвижностью, выдумкой,
способностью и любовью к рисованию.
• В 1903 году Константин окончил церковноприходскую школу и родители стали
подбирать ему профессию. Учитывая рано
проявившиеся художественные способности
Константина, родители отдали его учеником
в иконописную мастерскую Прохорова в
Марьиной роще. Через неделю родители
приехали навестить сына, который сильно
скучал по семье и вольной жизни.
• Поехав с родителями домой, Константин так в
мастерскую больше и не вернулся.
• Родители Мельникова вскоре познакомились
на рынке с молочницей Авдотьей Ивановной,
которая разносила молоко по московским
домам, в том числе в дом выдающегося
учёного и педагога, специалиста в области
отопления и вентиляциии, инженера
В. М. Чаплина. Действуя через швейцара
Михайлу, Авдотья Ивановна помогла
устроить Константина мальчиком в
контору «В. Залесский и В. Чаплин».
• Уже в первый день работы
В. М. Чаплин, введя оробевшего
ребёнка в огромный светлый зал с
блестящим паркетом и лакированными
столами, попросил его что-нибудь
нарисовать. Константин почти целый
день рисовал рельефную чугунную
топку и был удостоен похвалы от
Чаплина.
11. Обучение в МУЖВЗ
• Чаплин нанял для Константина учителяхудожника и в 1904 году Мельниковвыдержал экзамен по художественным
дисциплинам в Московском училище
ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Однако
уровень образования, полученного в
церковно-приходской школе, оказался
недостаточным для сдачи экзамена по
русскому языку.
• Весь следующий за провалом на экзамене
год Константин усиленно занимается с
домашней учительницей детей
В. М. Чаплина. Чаплин вводит Мельникова в
свою семью, берёт его с собой в поездках на
дачу, выделяя ему при этом отдельную
комнату, жена Чаплина, Екатерина
Михайловна, помогает Константину освоить
элементарные манеры поведения в
обществе.
• Осенью 1905 года пятнадцатилетний
Константин Мельников блестяще сдал все
вступительные экзамены и был зачислен
на общеобразовательное отделение
МУЖВЗ.
• Моё имя стояло в числе одиннадцати
счастливчиков, среди 270 претендентов, —
вспоминал К. С. Мельников, — Конкуренты
мои носили усы и даже бороду — возраст
служения Искусству не ограничивался[.
14. Константин Мельников при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчеств (МУЖВЗ), 1905 год
• В училище Мельников обучался в общей сложности втечение 12 лет, получив сначала общее образование
(1910), а затем став выпускником отделениий
живописи (1914) и архитектуры (1917). Его учителями
на отделении живописи были художники
К. А. Коровин, Н. А. Клодт, В. Н. Бакшеев,
А. Е. Архипов, С. В. Иванов, С. В. Малютин,
Мельников посещал также занятия скульптурой у
С. Т. Конёнкова. За годы обучения в МУЖВЗ
живопись Мельникова дважды удостаивалась премии
имени братьев Сергея и Павла Третьяковых, его
рисунки особо отмечались в одной из статей газеты
«Русское слово», посвящённой обзору выставки
работ училища.
• По воспоминаниям о годах обучения самого
К. С. Мельникова, архитектура в то время навивала
на него скуку и он поступил на архитектурное
отделение исключительно по настоянию своего
учителя В. М. Чаплина. Поступив в 1914 году сразу в
4-й класс архитектурного отделения, Мельников
догнал некоторых одноклассников по
общеобразовательному отделению. Руководителем
класса был профессор Ф. О. Богданович, знаток
архитектурных стилей, известный строительством
сложной системы благоустройства территории вокруг
храма Христа Спасителя в Москве и храмов в
неоготическом стиле (Собор Непорочного Зачатия
Пресвятой Девы Марии в Москве и Храм Пресвятого
Сердца Иисуса в Самаре). За первую
самостоятельную работу — разрез «вестибюля в
римском стиле», Мельников удостоился отзыва
Ф. О. Богдановича: «есть штиль!».
• Учителями Мельникова на архитектурном отделении
были такие известные академики архитектуры, как
И. В. Жолтовский, И. А. Иванов-Шиц,
С. В. Ноаковский. Сам К. Мельников наиболее
высоко оценивал уроки И. В. Жолтовского, несмотря
на то, что в дальнейшем их взгляды на архитектуру
существенно разошлись. Жолтовский вёл занятия в
виде бесед, анализируя художественные проблемы и
закономерности архитектуры, подробно разбирая
выдающиеся произведения архитектуры. Часто
студенты собирались дома у Жолтовского, ведя
беседы об искусстве и архитектуре. Эти беседы
произвели на Мельникова большое впечатление —
это были «очаровательные вечера» говорил он и
добавлял, что вспоминает о них с большой
благодарностью.
18. Начало работы
• В годы обучения Мельников начинаетработать помощником на различных
постройках московских архитекторов, в
основном по заданиям фирмы «В. Залесский
и В. Чаплин». В виде преддипломной
практики К. С. Мельникову было поручено
разработать фасады строившегося в ту пору
первого в России автомобильного завода
АМО (в настоящее время завод ЗиЛ).
• Постройка завода велась под руководством
выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и
А. Ф. Лолейта. Мельников с семьёй получил
казённую квартиру в ампирном особняке на
берегу Москвы-реки, вблизи стройки.
• Обучение Мельникова в МУЖВЗ закончилось
в 1917 году, но диплом об окончании училища
он получил в следующем, 1918 году.
• .
20. Семья
• Ещё будучи студентом, весной 1912года Мельников женился на Анне
Гавриловне Яблоковой. В 1913 году у
них родилась дочь Людмила, а в
1914 году сын Виктор.
21. Начало самостоятельного творческого пути
• В 1918 году по приглашениюИ. В. Жолтовского Мельников, в числе
лучших выпускников МУЖВЗ, поступает
в Архитектурно-планировочную
мастерскую Строительного отдела
Моссовета — первую государственную
архитектурную артель советского
времени. Мастерской руководили
И. В. Жолтовский («Главный мастер»)
и А. В. Щусев («Старший мастер»).
• Вместе с К. С. Мельниковым в
мастерской работало двенадцать
мастеров («апостолов», как шутили
сами архитекторы), среди которых были
прославленные в будущем архитекторы
Л. А. Веснин, братья Пантелеймон и
Илья Голосовы, Н. А. Ладовский,
В. Д. Кокорин, А. М. Рухлядев.
Мастерской разрабатывались проекты
по перепланировке и реконструкции
Москвы — план «Новая Москва»,
проектировались народные дома,
школы, жильё для рабочих, агитдоски.
• Первым заданием по реальному заказу стал для
Мельникова проект посёлка для служащих
Алексеевской психиатрической больницы. Об этом
проекте, когда он был только начат, писала летом
1918 года газета «Известия». В составе плана
«Новая Москва» К. Мельников выполнил проект
планировки Бутырского района (1918—1922) и,
совместно с А. Л. Поляковым и И. И. Фидлером,
проект планировки Ходынского поля (1922).
• Первые проекты архитектора выполнены в стиле
неоклассицизма, однако постепенно Мельников
переносит центр тяжести в создании архитектурного
образа с ордерных деталей на общую объёмнопространственную композицию.
• После преобразования в 1920 году
Первых и Вторых государственных
свободных художественных
мастерских (образованных ранее на
основе Строгановского художественнопромышленного училища и Московского
училища живописи, ваяния и зодчества)
в ВХУТЕМАС, летом того же года
К. С. Мельников становится его
профессором.
• На архитектурном факультете ВХУТЕМАСа
постепенно оформляются три центра со своими
концепциями и принципами преподавания:
Академические мастерские (руководитель
И. В. Жолтовский, преподаватели А. В. Щусев,
Э. И. Норверт, В. Д. Кокорин, Л. А. Веснин и другие),
Объединённые левые мастерские (Обмас)
(Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский) и
отдельная мастерская И. А. Голосова и
К. С. Мельникова, носившая поочерёдно
названия: Синтетическая мастерская № 2,
Мастерская экспериментальной архитектуры,
Новая академия.
• Мельникова привлекала концепция
формообразования Н. Ладовского и он
даже вступил в созданную им в 1923
году творческую организацию
архитекторов-рационалистов АСНОВА
(Ассоциация новых архитекторов). В эти
годы Мельников становится также
членом Архитектурного отдела
Наркомпроса и представителем этого
отдела в Рабисе.
27. Павильон «Махорка» на ВСХВ 1923
• Деревянный павильон «Махорка»Всероссийского махорочного синдиката на
Всероссийской и кустарно-промышленной
выставке 1923 года в Москве стал первым
осуществлённым сооружением Мельникова в
новаторском духе. Из одноэтажного сооружения,
которое мыслилось заказчиками, «Махорка»
превратилась в концептуальное сооружение с
консольными свесами,
большими плоскостями рекламных плакатов,
открытой винтовой лестницей и прозрачным
остеклением, не имеющим в углах
конструктивных опор
— всё это резко выделяло проект из
многочисленных построек выставки.
].
• Проект «Махорки» был резко негативно
встречен заказчиками, однако Мельникова
поддержал главный архитектор выставки
А. В. Щусев, за что Константин Степанович
до конца жизни был ему благодарен,
несмотря на резкие необъективные
выступления Щусева против Мельникова в
1930-х годах.
• Всем хором партнёров по выставке проект
хотели уничтожить — защитил талант,
поддержанный Алексеем Викторовичем
Щусевым. Ему он шлёт свою
признательность.
30. Константин Мельников у винтовой лестницы «Махорки», фото 1923 г.
КонстантинМельников у
винтовой лестницы
«Махорки», фото
1923 г.
• При проектировании «Махорки»
Мельников применил принципиально
новый подход к художественному
образу выставочного павильона,
который был затем развит в принесшем
ему мировую славу советском
павильоне на Международной
выставке декоративных и
прикладных искусств в Париже 1925
года.
• Павильон оказался одним из самых первых
примеров подлинного обновления языка
архитектуры, тем более знаменательного, что
постройка была выполнена в
традиционнейшем и, казалось бы, уже не
поддающемся какому-либо новому
осмыслению материале, — в дереве.
• В «Махорке» наметились архитектурноконструктивные приёмы, определившие
облик архитектуры XX века и которые до сих
пор являются актуальными и активно
применяются в современном строительстве.
33. Саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина
Саркофаг для МавзолеяВ. И. Ленина
• После смерти В. И. Ленина в начале 1924 года, встал
вопрос об увековечивании его памяти и сохранении
тела. 22 февраля 1924 года Мельников получил
предложение принять участие в конкурсе на
проектирование саркофага для Мавзолея
В. И. Ленина, архитектурный проект которого
осуществлял А. В. Щусев. Правительственная
комиссия по увековечиванию памяти В. И. Ленина
под председательством Ф. Э. Дзержинского признала
проект Мельникова лучшим. Мельников намеренно
отказался в своём проекте от формы гроба, в
котором устроено остеклённое отверстие,
позволяющее видеть лицо. Саркофаг, предложенный
Мельниковым, был необычной геометрической
формы, полностью выполненной из стекла.
34. Саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина Фото 1930 года
Саркофаг для Мавзолея В. И. ЛенинаФото 1930 года
• Архитектурная идея моего проекта, — вспоминал
позднее Мельников, — состояла из четырёхгранной
удлинённой пирамиды, срезанной двумя
противоположно наклонными внутрь плоскостями,
образовывавшими при пересечении строго
горизонтальную диагональ. Таким образом, верхний
стеклянный покров получил естественную прочность
от прогиба. Найденная конструктивная идея
исключала необходимость обрамлять стыки частей
саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой
игрой внутренней световой среды.
• В июле 1924 года член Комиссии по увековечиванию
памяти В. И. Ленина Л. Б. Красин назначил
К. С. Мельникова ответственным по строительству
саркофага и поручил ему выполнить задание в
десятидневный срок. Саркофаг был выполнен
под руководством Мельникова в несколько
видоизменённом виде на ряде московских заводов к
назначенному сроку и занял своё место в
деревянном мавзолее, в затем перенесён в
каменный, где выполнял свою роль вплоть до
Великой Отечественной войны и эвакуации тела
В. И. Ленина в Тюмень. Дальнейшая судьба первого
саркофага В. И. Ленина неизвестна.
• В 1945 году при новом оформлении
интерьера Мавзолея саркофаг
конструкции К. С. Мельникова был
заменён саркофагом, выполненным по
проекту А. В. Щусева и скульптора
Б. И. Яковлева. Основная причина
замены — неудачный угол наклона
стёкол саркофага, вызывающий блики.
38. Современный саркофаг проект А. В. Щусева и скульптора Б. И. Яковлева.
Современный саркофагпроект А. В. Щусева и скульптора
Б. И. Яковлева.
• Факт создания К. С. Мельниковым
саркофага для тела Ленина
рассматривается многими как
своеобразная «охранная грамота»
архитектора в его дальнейшей
профессиональной деятельности.
40. Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств вПариже 1925 года
• В ноябре 1924 года, после установления дипломатическихотношений между СССР и Францией, Советскому Союзу
последовало приглашение принять участие в
Международной выставке современных
декоративных и промышленных искусств,
открывающейся в Париже весной 1925
года. 18 ноября 1924 года Выставочный комитет
Советского отдела объявил закрытый конкурс на
проект павильона СССР, в котором приняли участие
архитекторы В. А. Щуко, И. А. Фомин, братья
Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Докучаев,
В. Ф. Кринский, И. А. Голосов, М. Я. Гинзбург,
К. С. Мельников и группа выпускников ВХУТЕМАСа.
• Через месяц, 28 декабря, жюри под
председательством А. В. Луначарского и при
участии В. В. Маяковского, рассмотрев все
представленные на конкурс проекты,
признало проект К. С. Мельникова лучшим
и поручило ему выполнение его в натуре.
В середине января 1925 года Мельников
выехал вместе с женой и двумя детьми в
Париж для строительства павильона
СССР.
• Павильон представлял собой лёгкую
каркасную двухэтажную постройку,
выполненную из дерева. Большая часть
площади наружных стен павильона была
остеклена. Прямоугольное в плане здание
перерезалось по диагонали ведущей на
второй этаж открытой лестницей, на которой
было сооружено оригинальное перекрытие в
виде наклонных перекрещивающихся
деревянных плит. Справа от лестницы была
сооружена вышка-мачта, увенчанная серпом
и молотом и буквами СССР.
43. Павильон СССР в Париже 1925 г.
44. Дом Мельникова в Кривоарбатском пер. дом 10 1927-29
• Одним из самых известных творенийзодчего, а по мнению некоторых
исследователей наследия
К. С. Мельникова — вершиной его
творчества и шедевром русской
архитектуры, стал построенный им в
1927—1929 годах для себя и своей
семьи новаторский дом-мастерская в
Кривоарбатском переулке в Москве.
• Объёмная композиция дома представляет
собой два разновысоких вертикальных
цилиндра одинакового диаметра, врезанных
друг в друга на треть радиуса, образуя тем
самым необычную форму плана в виде
цифры «8». Окнам в одном из цилиндров
придана необычная шестиугольная
«сотовая» форма.
• Размеры дома 32х18 метров.
47. Утверждённый проект строительства. Планы этажей и здание в разрезе
48. Каркас дома в процессе строительства (у дома — К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной), 1927—1929 годы
Каркас домав процессе
строительства (у
дома —
К. С. Мельников
с женой Анной
Гавриловной),
1927—1929 годы
49. Мембранная конструкция междуэтажного перекрытия, 1927—1929 годы
• Несмотря на необычную и нелёгкую для организациибыта пространственную структуру, внутренняя
планировка здания отличается исключительной
функциональной продуманностью, о которой сам
Мельников говорил:
• «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в
доме этажей, а своему брату-архитектору — загадку:
откуда взялось такое богатство разнообразия в
объемах из одной-единственной формы стандарта,
составившего органическое существо Архитектуры
нашего дома».
• Внутренняя планировка: 1 — передняя, 2 —
столовая, 3 — кухня, 4 — коридор, 5 —
санузел, 6 — комната хозяйки, 7,8 — рабочие
комнаты детей, 9 — туалетная комната, 10 —
гостиная, 11 — спальня, 12 — мастерская,
13 — открытая терраса
• Повседневная жизнь семьи протекала на
первом этаже дома-мастерской, который был
поделён на следующие комнаты:
53.
Устройство дома • Передняя (6,3 м²). Вход в небольшуюпереднюю устроен в центре уличного
фасада. Оригинальна внутренняя
стеклянная дверь передней: её створка
обслуживает сразу два проёма: она
может закрывать переднюю, объединяя
коридор с лестницей на второй этаж,
либо закрывать вход в коридор, как бы
удлиняя пространство передней.
• Столовая (17 м²) — основное
помещение первого этажа, где
собиралась семья, устраивались обеды
и приём гостей. Столовая освещена
одним шестиугольным проёмом и
большим прямоугольным окном слева
от входа в дом.
• Кухня (7 м²) примыкает к столовой. Один из проёмов
наружной стены со стороны кухни использовался для
холодильного шкафа, а в перегородку между кухней
и столовой был встроен буфет. Из кухни хозяйка
дома по специальной переговорной трубе
(внутреннему телефону) могла общаться с членами
семьи, находящимися в других помещениях. Кухня
освещается двумя шестиугольными окнами, перед
которыми размещён рабочий фронт — газовая плита
и длинный стол с ёмкостями для продуктов и посуды.
Над плитой устроен уникальный для 1920-х годов
стеклянный экран-вытяжка, позволяющий удалять
воздух от плиты через вентиляцию, что было
особенно важно, так как кухня не имела
закрывающейся двери.
• Санитарный узел, состоящий из ванной и уборной
(7 м²) примыкает к кухне и имеет с ней общие
коммуникации. В ванной имеется одно
шестиугольное окно, установлена газовая колонка.
• Две одинаковых по размеру детских рабочих
комнаты (4,5 м²) сына и дочери архитектора. В
каждой комнате предусмотрено по одному
шестиугольному окну, оборудованы места для
ученических занятий: вблизи окна у перегородки
стояли письменные столы, полки для книг и
учебников. На побеленном потолке этих комнат
изображены цветные треугольники: жёлтый у дочери,
синий у сына.
• Туалетная (гардеробная) комната (11 м²). Вдоль
перегородок туалетной комнаты расположены
встроенные шкафы: справа от дверного проёма
женский (для матери и дочери), выкрашенный в
белый цвет, слева — мужской (отца и сына) жёлтого
цвета. В этой комнате хранилась одежда всех членов
семьи. Здесь Мельниковы переодевались перед
выходом на улицу и перед сном — наверх в спальню
было принято идти в спальной одежде или в
домашних халатах. В туалетной комнате стоял
диван, туалетный столик, большое трюмо.
• Рабочая комната хозяйки, Анны
Гавриловны Мельниковой (5,4 м²). Здесь находился
шкаф для белья, место для глаженья, швейная
машина.
• Коридор (11,7 м²). Кухня, столовая и туалетная
комната выходят в коридор открытыми до потолка
(высота первого этажа составляет 2,65—2,7 м.)
проёмами без дверей. Из коридора осуществляется
выход в подвал, расположенный только под первым
цилиндром и включающий в себя кирпичные
фундаменты построек, некогда стоявших на этом
участке и обнаруженные в процессе строительства.
• В подвале дома находятся камера калорифера (14,6
м²), из которой тёплый воздух по каналам расходится
по всем помещениям дома. Топка калорифера
соединена каналом с кухней — по нему вниз
сбрасывался мусор, который можно было сжечь.
Кроме этого в подвале устроены кладовая и погреб
для хранения продуктов.
• В выходящем в сторону Кривоарбатского переулка
цилиндре над первым этажом расположен один этаж,
в другом цилиндре — два этажа. На второй этаж из
передней ведёт достаточно широкая (1,1 м.)
лестница, которая начинается с прямого марша и
переходит затем в винтовую лестницу,
оканчивающуюся на третьем этаже.
• На втором этаже расположены:
• Гостиная (50 м²) — это парадная комната дома. В
ней Мельниковы принимали гостей, музицировали,
беседовали. Обстановка гостиной подчеркивала её
назначение — пианино, диван, кресло, круглый стол.
Гостиная освещается огромным окном-экраном.
Кроме основного окна в комнате имеется небольшое
восьмиугольное окно, сообщающее помещению
масштаб. Первоначально это окно предусмотрено не
было, однако в процессе строительства Мельников
обратил внимание, что через этот просвет в гостиную
попадает луч солнца, вышедшего из-за соседнего
дома, и окно было оставлено. Причём ему,
единственному в доме, была придана
восьмиугольная форма.
• Спальня (43 м²) занимала второй этаж
северного цилиндра и была предназначена
только для сна, роли которого в жизни
человека Мельников придавал особое
значение:
• «И теперь, если я слышу, что для нашего
здоровья нужно питание, я говорю: „Нет —
нужен сон“. Все говорят, отдыху нужен воздух,
опять не это — я считаю, что без сна воздух
бессилен восстановить наши силы».[
62. Спальня, конец 1920-х годов
• Спальня в доме Мельникова была общей для всехчленов семьи. В комнате не было шкафов или какойлибо иной мебели, кроме встроенных в пол трёх
кроватей — двухспальной для родителей и
односпальных для сына и дочери. Кровати были
сделаны из оштукатуренных досок, в внутрь
вставлялись панцирные сетки. Кровать родителей
зрительно изолирована от кроватей детей двумя
радиально расположенными перегородкамиширмами, не соприкасающимися между собой и не
доходящими до наружных стен.
• «Мною употреблён принцип распределения жилых
помещений не применительно к членам семейства
персонально, — говорил К. С. Мельников, — а по
функциям этих жилых помещений. Так, например,
спальня — одна, и это только спальня, это даёт
возможность соблюдения наибольшей
гигиеничности.»
• Спальня освещается 12 шестиугольными
окнами, выходящими в сад. Потолочных и
настенных светильников в комнате
предусмотрено не было, только
электрические розетки. Для отделки всего
помещения спальни — стен, потолка и
встроенных кроватей был использован
единый отделочный материал меднозолотистого цвета. В этом помещении, по
словам самого Мельникова, был «виден
воздух».
• Третий этаж целиком занимала Мастерская
К. С. Мельникова (50 м²), в которой находилось
рабочее место архитектора. Впоследствии, когда сын
архитектора Виктор Мельников стал художником,
мастерскую на третьем этаже занял он, а гостиная
была переоборудована под мастерскую
К. С. Мельникова. Мастерская и гостиная —
практически одинаковые помещения, но
воспринимаются они посетителями абсолютно поразному: гостиная имеет единственное огромное
окно, мастерская освещается 38 шестиугольными
окнами, образующими сложный орнаментальный
рисунок. Использованный приём освещения
мастерской придавал помещению необычный облик
и создавал идеальные условия освещённости
рабочего места архитектора — свет шёл со всех
сторон и рука не затеняла чертёж.
• Выступ малого цилиндра образует в мастерской
антресоль, с которой К. Мельников любил
рассматривать разложенные на полу эскизы,
рисунки, живописные работы. С антресольного
балкона имеется выход на террасу, ограждённую
глухим парапетом. Кровля была сделана ребристой и
покрыта железом, поверх которого устроен
решетчатый деревянный настил. Вода через
ритмично расположенные отверстия стекала в
желоба и отводилась в водосточные трубы,
укреплённые в стыках цилиндров. Над частью
террасы устроен козырёк, являющийся
продолжением круглого перекрытия северного
цилиндра. Летом на террасе Мельниковы пили чай,
отдыхали на воздухе, использовали её как солярий.[
• «Двое любовников Кривоарбатских.
Двойною башенкой слились в объятьях.
Плащом покрытые ромбовидным.
Не реагируя на брань обидную»,
— писал поэт Андрей Вознесенский о доме
архитектора Константина Мельникова в
Кривоарбатском переулке.
• Дом Мельникова запечатлён вместе с его
создателем в фотоработах выдающегося
советского фотографа Александра. Родченко.
68. Мемориальная доска, июль 2008 года
• В настоящее время в доме проживаетдочь Виктора
Константиновича Мельникова,
Екатерина Каринская, которая отвечает
за сохранность и безопасность
памятника.
70. Здание конторы Ново-Сухаревского рынка 1925-26
71. ДК имени Русакова 1929 (Сейчас – театр Романа Виктюка)
72. Клуб фабрики «Буревестник» 1929
73.
Клуб им. Фрунзе 192974. Дворец культуры фарфорового завода в Ликино-Дулево 1930
75. Гараж Госплана на Авиамоторной ул. 1936
76. Константин Мельников о своем творчестве
• «В наш век появления Конструктивизма,Рационализма, Функционализма и
АРХИТЕКТУРЫ не стало…, — писал К.
Мельников, — Что касается меня, я знал
другое, и это другое — не один
конструктивизм. Люблю личность, уважаю
личность и услаждаю личность. Каждую
догму в своем творчестве я считал врагом,
однако конструктивисты все в целом не
достигли той остроты конструктивных
возможностей, которые предвосхитил я на
100 лет»
5 московских клубов Константина Мельникова
В прошлом году страна отмечала 125-летие со дня рождения одного из величайших отечественных архитекторов ХХ века, классика архитектурного авангарда – Константина Степановича Мельникова (1890-1974).
К.С. Мельников у себя в доме-мастерской на Кривоарбатском переулке. Фото: Анри Картье-Брессон, 1972 г., Москва.
Константин Мельников был один из лидеров авангарда в советской архитектуре в 1920-е -1930-е годы. Еще при жизни, в 1930-е годы, Мельников получил мировое признание, добился звания «великий русский архитектор», которым, без сомнения, остается до сих пор.
В начале своего творческого пути Мельников работал в стиле неоклассицизм, однако, постепенно «при создании архитектурного образа переносит центр тяжести с ордерных деталей на общую объёмно-пространственную композицию», как пишет исследователь авангардной архитектуры и творчества К.С. Мельникова Селим Омарович Хан-Магомедов (1928-2011).
Уже в 1920-е Мельников резко отказывается от традиционализма и творит в собственном стиле, не примыкая к группе конструктивистов, среди которых были братья Веснины, М. Гинзбург, браться Голосовы.
В 1927—1929 годах настал «золотой период» гениального архитектора. Именно в эти годы он создает свои знаменитые гаражи, клубы и просто жилые постройки, которые определили облик Москвы 1920-х годов
Специально к торжественной дате представляем список важнейших и знаменитых московских рабочих клубов Константина Мельникова. Перед тем, как представить пятерку клубов, необходимо представить краткую информацию про советские рабочие клубы.
Александр Родченко «Рабочий клуб».
Фрагменты экспозиции на выставке в Париже, 1925
Феномен рабочего клуба в СССР появился в начале 1920-х годов благодаря деятельности Пролеткульта. По сути, рабочий клуб был организационной базой Пролеткульта, которая потом интегрировалась в культурную работу страны. Сами члены-активисты называли клубы «одной из форм активного творческого общественно-коммунистического участия рабочих в строительстве государства», «формой массовой творческой самодеятельности», «школой коммунистического просвещения масс» (А. Иванов). Сейчас функции советских рабочих клубов выполняют лектории при музеях и университетах, кружки для любителей разных видов искусства. В 1920-1930-е гг. в СССР идет активное строительство клубов, большинство реализованных построек принадлежит Мельникову. Все его клубы разные по функциональности и форме. Однако существуют общие черты: гибкая система залов, позволявшая внедрение перегородок или, наоборот, объединение помещений, использование наружных лестниц, свобода интерьеров (С. Хан-Магомедов).
КЛУБ ИМ. РУСАКОВА
1927-1929 | Стромынка ул., 6 | ст. метро: Сокольники
Фасад клуба им. Русакова ©pastvu.com
Этот клуб является первым построенным Мельниковым в Москве. Заказчиком выступал Союз транспортников МХК, которые были заказчиками знаменитого Бахметьевского гаража (ныне Еврейский музей и центр толерантности) и гаража для грузовых машин на Новорязанской улице. Также эта постройка – первое в мире здание, где балконы зала вынесены в экстерьер и находятся в трех кубах, выступающих из объема. Мельников «взрывает» размеренный ритм застройки Стромынки и Бабаевской улиц необычным, энергетически заряженным зданием (А. Броновицкая).
Фасад клуба со стороны Бабаевской улицы
Объем, обращенный к Стромынке, якобы «выстреливает» кубическими лучами из острого выступа театральной сцены. На главном фасаде между кубическими выступами вставлены узкие, вертикальные стеклянные витражи, под центральным «кубом» так же располагается стеклянный витраж. Такая расстекловка добавляет архитектурному образу ритмичность и графичность. Скульптурность объема подчеркивалась цветовым и световым контрастом: угловая часть и верх портала сцены были сделаны из неоштукатуренного красного кирпича, боковые части кубов были покрашены в белый цвет, нижние поверхности кубов и вертикальные обрамления витражей – в темно-серый. Сейчас здание пострадало при реконструкции, хоть и сохранило объемно-пространственное решение.
Клуб им. Русакова. Современное состояние
КЛУБ ФАБРИКИ «БУРЕВЕСТНИК»
1927-1929 | 3-я Рыбинская ул., 17 | ст. метро: Сокольники
Клуб «Буревестник» ©pastvu.com
Клуб «Буревестник» был построен Мельниковым для одноименной обувной фабрики. Проект создавался в паре с архитектором А.М. Калмыковым, работавшем в стиле ар нуво. Постройка представляет собой асимметричный объем: небольшой и длинный прямоугольный корпус со зрительным залом и пятилепестковую в плане застекленную башню. За главным фасадом скрываются два прямоугольных объема, вырастающие друг из друга. Мельников предполагал в основном пространстве сделать театральный зал, который трансформировался в бассейн, но из-за «тугого младенчества техники» (К.С. Мельников) бассейн не построили. Однако эта постройка с контрастными объемами при разных функциональных назначениях развивает мельниковскую концепцию единой выразительной формы объема клуба с трансформирующимся интерьерным пространством.
Пятилепестковая в плане башня.
Клуб «Буревестник» ©pastvu.com
Сейчас облик здания подвергся изменениям после ремонта в 1990 году – исчезли оконные проемы, упростился рисунок оконных перегородок, почти полностью исказились интерьеры. В настоящее время в здании располагается Фонд содействия сохранению русского наследия «Русский авангард».
Современное состояние клуба
КЛУБ ДОРХИМЗАВОДА ИМ. М.С. ФРУНЗЕ
1927-1929 | Бережковская наб., 28 | ст. метро: Киевская, Студенческая
Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе
Клуб имени Фрунзе является самым маленьким из клубов Мельникова «золотого периода» и располагается на территории Дорогомиловского химического завода им. Фрунзе. Мельников намеренно придал архитектурному объему клуба лаконичный и строгий характер, чтобы не соперничать с изысканным Новодевичьим монастырем на другом берегу реки. Центральный прямоугольный объем со скошенной кровлей предназначался для зрительного зала. Вперед выдвинут цокольный этаж, который образует террасу, по бокам основного объема располагаются вертикальные выступы с витражами. Мельников предполагал внедрить «живые стены», которые давали возможность увеличивать пространство зрительного зала за счет объединения фойе и основного объема, но задумка не осуществилась. Первоначальный план подвергся изменениям: на фасаде появился второй ряд окон, со стороны двора была пристроена столовая, в результате чего нарушился кристаллическая цельность постройки. Сейчас здание отреставрировано и охраняется как объект культурного наследия.
Современное состояние клуба Дорхимзавода им. Фрунзе
КЛУБ ФАБРИКИ «СВОБОДА»
1927-1929 | Вятская ул., 41а |ст. метро: Савеловская
Клуб «Свобода»
Клуб парфюмерной фабрики «Свобода» был заказан Союзом химиков. Архитектор делает здание горизонтально вытянутым, размеренным. При реализации проекта Мельников столкнулся с некоторыми ограничениями. В изначальном проекте здание представляло собой «эллипсоидную в сечении цистерну», зажатую между двумя фланкирующими башнями (А. Броновицкая).
Первоначальный план клуба
В нижней части здания предполагался бассейн, а в верхней – зрительный зал, который делился с помощью опускной стены на две части. Но, к сожалению, не был осуществлен ни бассейн, ни эллипсоидная форма здания, ни подъемник для опускной стены. В результате мы видим граненую форму постройки, лестницы, заменившие наружные пандусы. Зато декор отличался цветовым разнообразием. Здание было окрашено в четыре цвета – черный, белый, серый и кирпично-красный. Сейчас здание значительно перестроено, в нем находится ресторан и караоке-бар.
Современное состояние клуба «Свобода», 2006-2008 гг.
КЛУБ ЗАВОДА «КАУЧУК»
1927-1929 | Плющиха ул., 64 | ст. метро: Фрунзенская, Парк культуры
Клуб «Каучук» ©pastvu. com
Клуб «Каучук», как клубы фабрики «Свобода» и Дорхимзавода им. Фрунзе, строился по заказу Союза химиков. Здесь Мельников проявил свой талант градостроителя – он участвовал в проектировке района Хамовников (проект «Новая Москва»).
Клуб стоит на пересечении предполагаемого тогда бульварного кольца и улицы Плющихи. Дабы сделать акцент на новом участке города Мельников делает объем здания в четверть круга, обращенный дугой к перекрестку. По боковым сторонам к зданию клуба примыкают разновеликие прямоугольные постройки. По оси здания вперед вынесен круглый павильон (там располагалась касса).
Лестницы, опоясывающие его, вели в зал на втором этаже. Полукруглый фасад украшен вертикальными стеклянными витражами, добавляющие ритмичность объему. По задумке Мельникова центральная часть здания-сектора со сценой должны была подниматься до уровнябалконов, в результате чего освобождался нижний ярус для массовых представлений, например, танцев. Но как во всех его клубах такая радикальная задумка не была реализована – слишком Мельников опережал свое время.
Современное состояние клуба «Каучук»
Интересные факты:
В 2001 году Российская академия архитектуры и строительных наук проводила опрос среди своих членов. По результатам опроса К.С. Мельников занял первое место среди выдающихся архитекторов ХХ века
Константин Мельников родился в Соломенной сторожке села Петровско-Разумовское (ныне Тимирязевский район). Детство и юность великого архитектора прошли в подмосковной деревне Лихоборы (сейчас ст. метро Окружная или Петровско-Разумовская)
Знаменитый Дом культуры им. С.М. Зуева на Лесной улице, который построен Ильей Голосовым, изначально проектировался Мельниковым
Мельников осуществлял план застройки Ходынского поля и Бутырского района.
Текст: Анастасия Бойе
#Архитектурнаякухня
Константин Мельников. Архитектор — LiveJournal
Виктор Некрасов. Константин Мельников.
Имя Леонидова всегда как‑то сочеталось с именем другого, тоже прогремевшего архитектора — Константина Мельникова.
Судьбы их сходны. Но не во всем. К. Мельников в 20‑е годы не только проектировал, но и строил. И построенное им всегда было центром всеобщего внимания. До конкурса на Дворец Советов он успел еще кое‑что построить. Клуб «Каучук» на Плющихе, другой — коммунальников на Стромынке, советский павильон на Парижской выставке декоративного искусства в 1925 году и даже свой собственный дом, существующий до сих пор в Кривоарбатском пере‑улке, недалеко от Плотникова переулка. Загадочный этот дом, стоящий в глуби‑не участка, и поныне привлекает всеобщее внимание.
Описать его не просто — не то башня, не то труба, даже не одна, а две, тес‑но прижавшиеся друг к другу. В передней башне большое окно, а в задней окон нет, есть ромбовидные отверстия снизу доверху. Кроме того, есть еще терраса — на первой башне‑трубе, всегда пустая. Над входом дома надпись из камня или штукатурки: «Константин Мельников, архитектор».
Построен этот дом давно — в 1927 году. Значит, в годы нэпа или сразу после него. Это весьма знаменательно. Получить в центре Москвы участок в вечное владение и построить на нем дом — не всякому дано. А вот дали. Значит, знаменитый был архитектор Константин Мельников.
Да, знаменитый. Мы его учили. В тридцатых годах учили. Он был мэтром, живым классиком. Таковым и остался. Как и братья Веснины, Леонидов, Гинзбург. Потом их стали ругать. Объявили формалистами. В газетах появились статьи: «Какофония в архитектуре», «Про некоторые архитектурные упражнения», «Против формалистических выкрутасов в архитектуре», «Лестница, которая ведет в никуда (Архитектура вверх тормашками)». Последняя посвящена была К. Мельникову. Напечатана в «Комсомольской правде» 18 ноября 1936 года. В статье этой упоминается и дом в Кривоарбатском. «Этот каменный цилиндр, — читаем в статье, — может быть местом принудительного заточения, силосной башней, всем, чем хотите, только не домом, в котором добровольно могут поселиться люди. По имеющимся у нас сведениям, этот дом архитектор построил для самого себя (?!)».
Кончается статья призывом к строителям прекратить свой птичий полет: «Спуститесь на землю, отсюда виднее ваша работа, тут дано вам место. Тут создавайте прекрасную архитектуру социалистической страны без гнилого, неискреннего, фальшивого либеральничания, которое не менее опасно, чем прожектерство формалистических штукарей».
Ну и так далее. С тех пор исчезло его имя со страниц журналов. Строить он перестал. Дальнейшая его судьба была неизвестна. И вот, оказывается, архитектор этот дожил до наших дней. И в этой самой «силосной башне».
Как же с ним познакомиться — с этим архитектурным зубром, мамонтом, основоположником и родоначальником? Мне это удалось. Не скажу, что удачно, но удалось.
( что случилось с Виктором Некрасовым, когда он попал в дом в КривоарбатскомCollapse )
|
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
источник книг по искусству и культуре в мире искусства | & nbsp | & nbsp | NEW YORK ЛОС-АНДЖЕЛЕС
Pantheon
|