8-я Московская международная биеннале современного искусства. 31 октября 2019 – 22 января 2020
Московская международная биеннале
31 октября 2019 открывается 8-я Московская международная биеннале современного искусства. Основной проект нынешней биеннале — «Ориентирование на местности». Куратор – Дмитрий Черняков. Архитекторы – Сергей Чобан, Агния Стерлигова. Дизайнер – Игорь Гурович. Биеннале продолжит свою работу до 22 января 2020.
В Основном проекте 8й Московской биеннале – более 50 работ 34 художников из 11 стран: Австрия, Aзербайджан, Бахрейн, Германия, Италия, Китай, Нидерланды, Саудовская Аравия, США, Россия, Франция. Впервые партнёром Московской биеннале стал один из ведущих мировых музеев – Альбертина (Вена, Австрия). Из коллекции музея приедут шедевры 11 художников XX века.
Дмитрий Черняков, куратор Основного проекта 8-й Московской международ-ной биеннале современного искусства: «Это первый для меня опыт кураторской работы в таком большом проекте. Я очень рад, что в моей жизни произошло нечто подобное. Это связало много вещей в моей жизни, потому что, как я и говорил, визуальность является для меня очень важной частью того, что я делаю и того, что я в театре люблю. Поэтому это – основная мотивация. Как я всегда говорю, я за расширение границ между герметичными видами искусств, которые обычно редко интересуются друг-другом.
Вообще, что такое творчество? Творчество, если не говорить пространно — это создание нового, поэтому мы все этим занимаемся, по мере успешности каждый по своему и в разных жанрах. Поэтому я очень благодарен, что все это произошло, и спасибо Сергею Чобану, который сделал прекрасный проект, и организации Московской биеннале, Юлии Музыкантской, и всем нашим художникам, которые принимают участие в Основном проекте. Я сожалею, что многие, кто планировал принять участие в этом проекте не попали и приношу им свои извинения. Но отобранная экспозиция, надеюсь, впечатлит посетителей. Мы открываемся 31 октября »
Юлия Музыкантская, президент Московской международной биеннале современного искусства:
«Основной проект 8-й Московской биеннале – необычная и яркая выставка. Мне кажется, такого ещё никто не делал, что неудивительно. Спасибо уникальной кураторской команде: Дмитрию Чернякову, архитекторам Сергею Чобану и Агнии Стерлиговой, и конечно, одному из главных музеев в мире – Альбертине.Первоначальная идея любой биеннале – диалог художников, творческое общение. И нам было важно чтобы у российских художников появилась возможность такого диалога с признанными мировыми звёздами, с их лучшими работами.
Конечно, это стало возможно во многом благодаря нашим партнерам и попечителям. Хочу подчеркнуть, что уже традиционно создание новых работ для Московской биеннале поддерживает Леонард Блаватник.
Большое спасибо нашим постоянным партнерам – ПАО Транснефть, Газпромбанк, Ингоссстрах, отели Метрополь и Азимут – и новым и, я надеюсь, тоже постоянным – МТС и Аэрофлот.
Спасибо Заместителю Председателя Правительства России О.Ю. Голодец и Министру культуры В.Р. Мединскому, Правительству Москвы за оказанную поддержку.
Отдельное спасибо Зельфире Исмаиловне Трегуловой и команде Государственной Третьяковской галерее. »
Клаус Альбрехт Шредер, директор музея Альбертина: «На протяжении многих лет Музей Альбертина тесно сотрудничает с известными российскими музеями.
Выставки в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а также сотрудничество с Пушкинским музеем, и теперь, впервые, сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей.
В Основном проекте 8й Московской биеннале Музей Альбертина представляет важные для современного искусства произведения из своей богатой коллекции. Многие из художников будут представлены в России впервые»
Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Мне кажется, что очень важно, чтобы такая значимая история, как Московская биеннале, продолжала жить и проводилась регулярно. Россия, которая, увы, зачастую не присутствует на международных художественных выставках и ярмарках, должна обозначать то, что современное искусство интересно, живо и актуально в нашей стране.
Очень ценно, что в Московской биеннале 2019 года планируется участие коллекции современного искусства знаменитого музея Альбертина в Вене и показ произведений важнейших современных художников, уже зачастую ставших классиками, в том пространстве, в котором в конце 1980-х – начале 1990-х годов проходили прорывные, как мы теперь это пониманием, выставки современного искусства, таких великих художников, как Раушенберг, Тэнгили, Gilbert&George, Розенквист и многих других. Очень важен и показ работ, сделанных в последние годы русскими художниками. Это подчеркивает линию непрерывности традиций присутствия современного искусства как европейского, мирового, так и отечественного в пространстве Третьяковской галереи на Крымском Валу»
Сергей Чобан, архитектор и автор дизайна экспозиции Основного проекта 8-й Московской международной биеннале современного искусства: «Участие в 8 Московской международной биеннале современного искусства в качестве автора дизайна экспозиции – для меня большая честь и очень интересный творческий вызов, и я чрезвычайно благодарен организаторам за доверие. В основу дизайна экспозиции, который разработан мной совместно с Агнией Стерлиговой, положена идея о белом городе художников. Различные экспозиции трактованы как отдельные «здания» и «площади», содержание и форма которых продиктованы замыслами участвующих в смотре художников. Благодаря этому посетители, надеюсь, будут проживать пространство выставки как серию последовательно раскрывающихся сомасштабных друг другу пространств, каждое из которых таит в себе яркие и неожиданные произведения современного искусства».
Источник публикации 8-я Московская международная биеннале современного искусства, официальный сайт
Московскую биеннале современного искусства отменили за несколько дней до открытия
Министерство культуры вечером 3 ноября сообщило об отмене Московской международной биеннале современного искусства. Она должна была открыться в Новой Третьяковке 7 ноябряВ пресс-релизе, распространенном министерством, сообщается, что мероприятие отменено «по причине абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения».
О каких экспонатах идет речь, выяснить невозможно — сайт биеннале пуст, не заявлена ни тема, ни программа, ни имена художников-участников, ни имя куратора выставки. Не открываются также страницы экспертного совета и попечителей биеннале. Обозначен лишь генеральный партнер РЖД и партнер ПСБ. Организаторы выставки в пресс-релизе пояснили, что в ней должны были принять участие 27 художников.
По словам президента Московской биеннале Юлии Музыкантской, основные работы по подготовке к выставке были завершены 3 ноября. «Нам нужен был еще один день чтобы вылизать все: завершить две инсталляции, повесить шторы, проверить 72 м растений. Но Государственная Третьяковская галерея опечатала залы до 7 ноября и не дала нам зайти уже четвертого», — заявила она.
В пресс-релизе министерства культуры сообщается: «Третьяковская галерея — сокровищница русского искусства. Желание провести проект именно здесь, а не на частный или корпоративной площадке, должно сопровождаться ответственностью за художественный и этический контекст выставки. Это требует уважения как к уникальному музейному собранию Третьяковской галереи, так и ее многочисленным ценителям, гражданам нашей страны».
Последние абзацы пресс-релиза содержат более подробные претензии министерства к организаторам: нарушение сроков монтажа выставки и непредоставление необходимых технических документов, «что в свою очередь влечет за собой нарушение техники пожарной безопасности». В письмах, направленных в дирекцию Третьяковской галереи (в редакцию Forbes Life Музыкантская передала семь писем за период с 15 сентября до 3 ноября) идет речь о закупке и монтаже электрооборудования и сертификации на предмет пожарной безопасности оборудования, приобретенного фирмой-подрядчиком для монтажа экспонатов выставки. «По неизвестной мне причине представители специализированных служб Третьяковской галереи считают меня ответственной за пожарную безопасность», — пишет Музыкантская директору Третьяковской галереи 3 ноября.
Третьяковская галерея, на площадке которой должна была открыться выставка, отказывается от комментариев до возвращения из отпуска директора музея Зельфиры Трегуловой. Директор в отпуске до 12 ноября.
Московская международная биеннале современного искусства была основана по инициативе куратора Иосифа Бакштейна и проходила раз в два года с 2005 года. Целями международной выставки были заявлены удовлетворение интереса российского общества к современной художественной культуре, укрепление статуса Москвы как одной из культурных столиц мира, центра притяжения художественной общественности Восточной Европы, стран бывшего Советского союза, Дальнего востока и Центральной Азии. Среди учредителей биеннале — Министерство культуры и правительство Москвы.В проекте биеннале участвовали московские художественные музеи, частные галереи и музеи. В разные годы выставка проходила на площадках от бывшего Музея Ленина на Красной площади до Артплея и ВДНХ. Кураторами биеннале выступали международные специалисты, такие как Даниэль Бирнбаум, Ханс-Ульрих Обрист, Жан-Юбер Мартен. Выставка собирала около ста ведущих современных художников со всего мира. В московских проектах участвовали Кристиан Болтански, Билл Виола, Илья Кабаков, Роберт Уилсон, Энтони Гормли, Люк Тюйманс, Ольга Чернышева, Марина Абрамович, Юрий Альберт, Александр Бродский, Эрвин Вурм, Вим Дельвуа, Дмитрий Гутов, Валерий Кошляков, Тони Крэгг, Аннет Мессаже, Анатолий Осмоловский, Ирина Нахова, Семен Файбисович, Яннис Куннелис.
В 2016 году Иосиф Бакштейн сложил с себя полномочия комиссара Московской международной биеннале, передав управление экспертному совету биеннале. Президентом биеннале была назначена Юлия Музыкантская, главой экспертного совета стал Семен Михайловский, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в тот момент комиссар павильона России на Венецианской биеннале. Также в совет вошли совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин и совладелец швейцарской галереи Barbarian Art Наталья Ахмерова.
Фонд «Московская биеннале», зарегистрированный Иосифом Бакштейном, был перерегистрирован на имя Юлии Музыкантской под названием «Биеннале современного искусства». Расходы на проведение выставки на пресс-конференции в июле 2016 года Дмитрий Ханкин оценил в $2 млн.
7-я Московская международная биеннале, организованная Юлией Музыкантской, прошла осенью 2017 года в Новой Третьяковке. Куратором основного проекта выступила Юко Хасегава, арт-директор токийского Музея современного искусства. У биеннале 2017 года не было специальных проектов и специальных гостей — только основной проект и параллельная программа.
Материал по темеОткрытие 8-й Московской биеннале осенью 2019 года прошло со скандалом: иностранные участники прошлой выставки жаловались на невыплаченные гонорары. Куратором основного и единственного проекта биеннале выступил режиссер и сценограф Дмитрий Черняков. На открытие выставки он не пришел. Выставка в Новой Третьяковке была совместным проектом с венским музеем Альбертина, который предоставил работы из своей коллекции, — прием, нарушающий традиции проведения больших выставок современного искусства. Обычно свежие работы с биеннале попадают в коллекции музеев, а не наоборот.
8-я Московская международная биеннале современного искусства события / Новости / Сайт Москвы
Культура
партнер выставки.8-я Московская международная биеннале современного искусства пройдет с 28 октября 2019 года по 22 января 2020 года. Ее главный проект, куратором которого станет Дмитрий Черняков, будет представлен в Третьяковской галерее. Кроме того, Альбертина (Вена, Австрия) впервые становится партнером выставки.
«Это не формальное, а живое и интересное сотрудничество, за которое я очень благодарен директору Альбертины г-ну Шредеру и его художественному куратору Эльси Ланер. Я с нетерпением жду новых замечательных идей, реализованных директором Дмитрием Черняковым. Я’ Я уверена, что ключевой проект 8-й Московской биеннале станет действительно значимым событием», — сказала Юлия Музыкантская, президент Московской международной биеннале современного искусства.
Архитектор Александр Бродский (Россия), художники Павел Отдельнов (Россия) и Герман Нич (Австрия) готовят специальные работы для выставки.
Дискуссионная программа станет частью проекта ’15/24′ , посвященного привлечению молодежи в возрасте 15-24 лет к посещению выставок и музеев. Также готовится третий сезон образовательной программы. Так, впервые будет представлена серия документальных фильмов о художниках ХХ века и произведениях Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Павла Никонова и Таира Салахова, с участием арт-кураторов, критиков, искусствоведов. и коллекционеры, участвующие в проекте. Съемки проходят в музеях и частных владениях.
«Действительно очень важно, что на Московской международной биеннале 2019 будет представлена коллекция современного искусства знаменитого Музея Альбертина в Вене с произведениями самых выдающихся современных художников, почти классиками, в том же пространстве, где принимали революционные, как это очевидно сейчас, выставки современного искусства таких великих художников, как Раушенберг, Тэнгли, Гилберт и Джордж и Розенквист в конце 1980-х — начале 1990-х годов.И выставка современного искусства Альбертины, и экспозиция последних работ русских и западных художников, безусловно, Это подчеркивает непрекращающиеся традиции присутствия современного искусства, как европейского, так и мирового, и российского, в пространстве Третьяковской галереи на Крымском Валу», — отметила Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Узнайте больше обо всех выставках в бесплатном мобильном приложении с картой и рассказами обо всех выставках. Полный список участников и основная тема проекта будут опубликованы позже.
Тегивыставки Третьяковская галерея биеннале современного искусства
СферыКультура
Все новостиХроника падения Московской биеннале
Новости 9 0004 Яна Жиляева11 ноября 2022
Биеннале
картина
инсталляция
выставка
В этом году Московская биеннале современного искусства, кураторами которой когда-то были мировые звезды, такие как Питер Вайбель или Николя Буррио, была окутана тайной, а затем отменена Министерством культуры накануне ее открытия. Russian Art Focus исследовал историю, стоящую за этим поворотом.
class=»subtitle»>«Патриотизм — последнее прибежище негодяя», — так начинался пост анонимного провластного российского телеграм-канала утром 3 ноября. Он продолжился объявлением о том, что 9Московская международная биеннале современного искусства (о которой официально не упоминалось с 2019 года) откроется в ближайшие дни в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Анонимный постер сослался на репутационные потери издания 2019 года с цитатами из открытого письма художников, принимавших участие в предыдущей биеннале и до сих пор не получивших гонорары от Фонда «Биеннале современного искусства», принадлежащего Юлии Музыкантской (и это не только художники: девелоперы, бывшие сотрудники биеннале и даже охрана выставочного зала не получали зарплату). В публикации также сообщалось, что выставка этого года будет посвящена теме патриотизма и что в ней примут участие художники из Луганской и Донецкой Народных Республик (две территории, давно оспариваемые между Россией и Украиной, которые официально стали частью России после недавнего плебисцита). в сентябре). Эта анонимная афиша телеграммы заканчивалась выводом, что «Музыкантская решила, что «патриотический пафос» и «художники Донбасса» теперь отпущение всякого греха» 9.0003
Буквально через несколько часов после того, как это было опубликовано в телеграмме (афиша явно имела источники в самом сердце Минкульта, на этом же канале были опубликованы материалы по подготовке к международной выставке «Разнообразие вместе» в Третьяковской галерее, которая привела к ее отмене, затем переносу), заместитель генерального директора Третьяковской галереи Сергей Мишин написал Юлии Музыкантской, информируя ее о том, что «дирекция Третьяковской галереи принимает решение приостановить все работы по подготовке к выставке и допуску подрядчиков в ее помещения. с 4 ноября 2022 года». На это Музыкантская прислала незамедлительный ответ с протестом против решения на основании «патриотического настроя проекта и участия артистов из ДНР и ЛНР» (аббревиатуры Луганской и Донецкой республик). «Это будет первая выставка в ГТГ, в которой примут участие художники из ЛНР и ДНР. При всем уважении, я не уверен, что у вас есть полномочия принимать такие решения». Впоследствии Музыкантская сама показала оба письма в редакцию Forbes Россия.
Через несколько часов, накануне государственных праздников в России, Министерством культуры было принято решение не открывать 9-ю Московскую биеннале в Третьяковской галерее. В пресс-релизе, разосланном нескольким избранным журналистам, министерство заявило, что «уровень ряда работ, которые должны быть показаны, не соответствует статусу места, выбранного для биеннале, как государственного музея федерального значения».
Итак, из спора между хозяйствующими субъектами, письма, направленные руководством Биеннале директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой с 15 сентября по 3 ноября, копии которых Мусыканцкая направила в СМИ, говорят о проводах, аварийное отключение, пожарные планы эвакуации и электрощит, скандал вокруг биеннале перерос в патриотический погром. Утром 4 ноября пиарщики биеннале распространили пресс-релиз: «Нам не дали шанса. Жаль, что Москва не увидит работ художников из Донецка и Луганска. В своем специально отведенном пространстве Настя Дейнека воссоздала «Ангела Донбасса», которого впервые нарисовала на стене разбомбленного детского сада 1 июня 2022 года. А видео ее работы мы повесили на стенах Донецка рядом с это’. Организаторы успели снять выставку на видео до ее демонтажа и выложить в интернет. На нем была представлена любопытная смесь знакомых работ известных художников, таких как Марина Белова (р. 1958) и Алексея Политова (1966 г.р.), Евгении Буравлевой (1980 г.р.) и Татьяны Баданиной (1955 г.р.) с наивным «патриотическим» китчевым налетом.
Пресс-служба Третьяковской галереи опубликовала публичный отзыв только 7 ноября. В их Telegram-канале появилось следующее сообщение: «По требованию Третьяковской галереи экспонаты были удалены за несоответствие статусу площадки, выбранной для проведения биеннале, художественно-этическому контексту выставки и заявленному возрастному цензу. предоставлено организаторами «6+». Сообщений от музея больше не поступало, так как его директор Зельфира Трегулова находится в отпуске до 12 ноября.
Утром 7 ноября на Министерство культуры и высшее руководство Третьяковской галереи обрушился шквал коллективного гнева арт-сообщества. 27 обиженных артистов, которые должны были участвовать и чье участие все еще держалось в секрете, выразили свое разочарование и гнев. Постыдно пренебрегая всеми стандартными правилами создания и рекламы больших выставок, Московская биеннале 2022 года не объявила тему выставки; они не назвали имена ни кураторов, ни участников, ни их проекты. Художник Сергей Бугаев (р. 1966), который известен своей провластной позицией и даже когда-то был доверенным лицом Владимира Путина во время президентских выборов, сказал, что это дело высших политических эшелонов. Он заявил, что пришло время обратиться за помощью к заместителю главы Совета безопасности Российской Федерации (и бывшему президенту) Дмитрию Медведеву и его секретарю Николаю Патрушеву, поскольку, как он сказал в интервью российскому сайту «Подъем», «есть трагические события в русской культуре: большинством учреждений руководят либералы, которые за последние полгода не произвели ни одной выставки, которая рассказала бы нам, где мы находимся, как это произошло и с чем все это связано».
Еще 7 ноября российское государственное информационное агентство ТАСС сообщило о реакции министра культуры Ольги Любимовой: «Мы считаем, что неоднозначная выставка возможна, но не в Третьяковской галерее». для участия в этой биеннале 2022 года и не планировалось ни параллельной, ни специальной образовательной программы, ни гостей или кураторов, приглашенных из-за рубежа. Московская биеннале давно начала отдаляться от большой международной выставки, которой она когда-то была, когда горячо призывала вместить максимальное количество гостей и участников, активно заявляя о себе миру. Еще в 2015 году 6-я Московская международная биеннале проходила в нетрадиционном лекционном формате в павильонах исторического выставочного комплекса ВДНХ в Москве. Торжество современного искусства долгое время было омрачено бюджетными проблемами, в том числе из-за санкций, введенных против России в 2014 году, и физической усталости основателя биеннале Джозефа Бакштейна, возглавлявшего ее с 2005 года9. 0003
Картины Евгении Буравлевой. Кадр из видеопрезентации 9-й Московской биеннале, 2022
Кадр из видеопрезентации 9-й Московской биеннале, 2022 г.
В мае 2016 года Бакштейн передал бренд Московской международной биеннале современного искусства Юлии Музыкантской. Когда-то задуманная как крупная международная выставка с целью способствовать развитию интереса к современной художественной культуре в России, укреплению статуса Москвы как одной из мировых культурных столиц и центра притяжения художественного сообщества Восточной Европы, бывшая советская Союза, Дальнего Востока и Средней Азии, в 2015 году Биеннале перешла в образовательный формат. А под руководством Музыкантской, ставшей президентом биеннале (ранее Бакштейн предпочитал называть свою должность, используя общепринятую европейскую терминологию, «комиссаром»), биеннале скатилась к тотальной самодискредитации в трех выпусках с 2017 года, включая не удалось 9биеннале.