О музее
Подмосковный посёлок Переделкино навсегда связан с именем поэта Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960). Здесь он жил с 1936 года, сначала занимая большую дачу, а затем, в 1939 году, переехал в меньший дом, где и оставался до конца жизни.
Этот дом сразу пришелся поэту по душе. В отличае от предыдущей дачи– большой, тёмной, неуютной, с участком, где не было растительности, он освещался яркими лучами солнца и стоял в окружении сосен. Он, словно корабль, выплывал из леса навстречу будущему.
Наша компания поможет недорого оформить и купить диплом любого направления на бланке ГОЗНАК с доставкой на дом.
Слияние личности поэта и места его обитания было настолько полным, что позволило В.Каверину заявить: Пастернак жил в Переделкине «так, как будто сам создал его по своему образу и подобию». Другой очевидец Виктор Боков вспоминал: «Я видел его в саду с лопатой, с засученными рукавами, вдохновенно копающим гряды, славящим языческое плодородье».
Б. Пастернак в своём кабинете в Переделкине. 1958 год. |
Но, наверное, самое важное, что дала природа Переделкина поэту– это «Конец мучительно долгого (10 лет) антракта», по словам Анны Андреевны Ахматовой, когда он действительно не мог написать ни одной строчки. Она вспоминала: «Я написал девять стихотворений,- говорит он мне по телефону,- сейчас приду читать»,- и пришёл. «Это только начало– я распишусь…». Созданный весной 1941 года цикл стихов «Переделкино», Пастернак считал тогда своим «лучшим из когда-либо написанного». Здесь он закончил роман «Доктор Живаго», с вошедшими в него «Стихотворениями Юрия Живаго», переводил Шекспира и Гёте, работал над последним циклом стихов «Когда разгуляется…».
Зинаида Николаевна и Борис Леонидович Пастернак с сыном Лёней. 1948 год. |
Хозяйкой дома стала Зинаида Николаевна, первым мужем которой был Г. Г.Нейгауз, профессор консерватории и прекрасный пианист, с ним Пастернак останется дружен до конца жизни. Для поэта роман с женой друга был мучителен и прекрасен, это было- «Второе рождение», именно так называлась книга стихов написанная в то время.
Зинаида Николаевна– немногословная и хозяйственная, обеспечивала надёжный тыл своему мужу. В доме в разные времена бывали А.Ахматова, А.Эфрон, К.Чуковский, Б.Ливанов, Нина Табидзе, Вс.Иванов, А.Вознесенский, Е.Евтушенко… На прекрасном рояле фирмы «Бехштейн» играли выдающиеся пианисты: Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер и Мария Юдина.
Именно в этом доме Пастернак узнал, что 23 октября 1958 года ему присуждена Нобелевская премия по литературе
Последняя работа- пьеса «Слепая красавица» осталась незаконченной. ..
Надгробие Б. Пастернака на кладбище в Переделкине. Скульптор С. Лебедева. |
Борис Пастернак скончался 30 мая 1960 года в этом доме, в небольшой комнатке, «рояльной», как её называли, и похоронен 2 июня на Переделкинском кладбище, ставшем сегодня мемориальным.
После смерти Пастернака дом постепенно превращался в неофициальный музей. Родственники, проживавшие здесь– Зинаида Николаевна, Леонид Борисович, сын поэта и Наталья Анисимовна, жена сына,- устраивали по даче экскурсии, что было не по нраву властям. Противостояние нарастало и, в 1984 году особняк, принадлежавший Союзу писателей, у семьи решили отобрать. Вещи были выброшены на улицу и их с огромным трудом удалось сохранить родственникам и друзьям. После преодоления многочисленных препятствий, чинимых Литфондом и благодаря заступничеству академика Лихачева, поэтов Вознесенского и Евтушенко, 10 февраля 1990 года, к 100-летию со дня рождения Пастернака, музей наконец-то открыли.
1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом Пастернака.Все вещи вернулись на свои места. Теперь здесь всё в точности, как было при жизни поэта- строгая простота, аскетизм. На стенах висят картины, гравюры и рисунки Леонида Осиповича Пастернака, отца поэта- талантливого художника, академика живописи, которого ценил Лев Николаевич Толстой, доверяя ему иллюстрировать свои произведения. Причем, все работы висят на тех местах и в том же порядке, как это было определено Борисом Леонидовичем. Он восхищался творчеством отца.
Сотрудники музея ухаживают за огородом и цветами перед домом.
Н.А.Пастернак |
Бессменный директор музея, со дня его основания, Наталья Анисимовна Пастернак, жена младшего сына поэта, ступила в этот дом в 1962 году, ещё при жизни Зинаиды Николаевны и переняла от неё эстафету хранителя. Более 20 лет своей жизни она посвятила этому служению. В 2012 году она ушла из жизни.
Е.Л. Пастернак |
И теперь эту эстафету хранителя подхватила её дочь– внучка Бориса Леонидовича – Елена Леонидовна Пастернак.
Дом живой. Здесь звучат стихи поэта и музыка, которую он так любил. Вы узнаете много интересного о жизни Бориса Леонидовича и обитателей этого дома, почуствуете его атмосферу. Порой кажется, что хозяин просто вышел куда-то ненадолго…
_____________________________________________________________________________________________
Елена Пастернак, хранитель музея
«Порядок вещей»- эссе, которое Елена Пастернак написала для сборника «Все о моем доме».
В старом справочнике «Дачи и окрестности Москвы», изданном в 1935 году, о Переделкине, почти не известном, написано сухо и немногословно «От станции ведет сосновая аллея. В усадьбе, в которой сейчас помещается совхоз, чудесный небольшой парк и глубокий, пригодный для купания и ловли рыбы пруд. Несмотря на отсутствие электричества, почты, телеграфа, телефона, кино и прочих культурно- бытовых удобств, Переделкино охотно заселяется дачниками. Их привлекают сюда живописная местность и густой и тенистый лес, в котором много грибов и ягод. Эти скучные строчки из советского справочника вызывали у меня трепетную радость, почти восторг, потому что в них было предвестие будущей переделкинской жизни, нашего дома, детства моего отца и моего детства.
Подробнее: Порядок вещей
Дом-музей Бориса Пастернака в Москве
Дом-музей Бориса Пастернака в Москве- com/msk/event/vyistavka-v-dalyokoj-dalyokoj-galaktike/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/vyistavka-v-dalyokoj-dalyokoj-galaktike/» data-featured-path=»/msk/exhibitions/»>
Реклама
2360
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/place/attraktsion-sensorium/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/attraktsion-sensorium/» data-featured-path=»/msk/exhibitions/»>-
Реклама
Реклама
695501
11 12914
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://pnr360.ru/?utm_source=kudago&utm_medium=cpc&utm_term=interesnoe-mesto-panorama-360&utm_content=glavnaya&utm_campaign=promo&erid=Pb3XmBtzssmT9mgCd97sYX8ow3FtGtjmC5jadZY» data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/interesnoe-mesto-panorama-360/» data-featured-path=»/msk/exhibitions/»>
Реклама
Реклама
7965
Реклама
Реклама
1661
Реклама
Реклама
35140
Реклама
Реклама
204048
Фото: vadimrazumov.ru
Фото: segolene-royal.livejournal.com
Фото: twitter.com
Фото: yandex.ru
Фото: bykovvg-1952.livejournal.com
Фото: vm. ru
В писательском посёлке Переделкино Борис Пастернак жил с 1936 года, а в доме, где сегодня находится его музей, — с 1939-го. Именно здесь он узнал о том, что ему присуждена Нобелевская премия. Здесь же он ушёл из жизни в 1960 году и был похоронен на местном кладбище.
Мемориальный музей открылся в здании к 100-летию со дня рождения писателя. Интерьер сохранён в том виде, в каком его знал мастер слова. Здесь можно увидеть его личные вещи, книги, письменный стол и многое другое. Стены дома помнят визиты знаменитых гостей — Анны Ахматовой, Корнея Чуковского, Варлама Шаламова, Евгения Евтушенко, Святослава Рихтера.
В музее, являющемся филиалом Государственного музея российской литературы имени Владимира Даля, проводят выставки, поэтические вечера, дискуссии и другие мероприятия.
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Джаз, средневековая и классическая музыка на органе. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250
Смотреть расписание
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Расположение
Адрес Дома-музея Бориса Пастернака
поселение Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Павленко, д. 3
Дополнительная информация
Расписание работы
вт–вс 11:00–18:00
Телефон
Показать телефон
+7 (495) 695-53-08
Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo
Сайт
goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-b-l-pasternaka
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
Музей современного искусства «Гараж»
Музей современного искусства «Гараж»Библиотека
Первая публичная библиотека современного искусства в России
Радио «Станция»
Второй сезон «Радиостанции» строится вокруг программы Garage Digital и World Gone By Компьютерный класс
Ежедневно, 11:00–22:00
Компьютерный класс: World Gone By
11 МАРТА–23 ДЕКАБРЯ
42. Серия встреч с художниками
Библиотека
Первая публичная библиотека современного искусства в России
Станция Радио
Второй сезон радиостанции построен вокруг цифровой программы Garage и World Gone By Computer Class
Информация для посетителей
для посетителей.
Купить билеты
Экскурсии
Библиотека
Карта GARAGE
Как нас найти
Часы работы и купить билетыЧасы
Открыто ежедневно, 11:00–22:00
Касса закрывается за 30 минут до закрытия Музея
Купить билеты
Адрес
Россия, 119049, Москва, Крымский Вал, 9/32
Посмотреть на карте
Вся информация 9006 1
Календарь
Все События
АпрельАпрель
МайМай
Все события
Архив Гаража Комиссии
Презентация произведений искусства из архива
- 900 02 Сеть Архивов Русского Искусства
Публикации
Книги о современной культуре
Исследовательские лаборатории
Новые знания и новые знания в современной культуре
Garage Digital
Технологии и медиа в искусстве
Библиотека
Более 45 000 публикаций
Академия «Гараж»
Академическая программа
Полевые исследования
Поддержка художественных исследований
Garage Screen
Кинопрограмма
Гранты и стипендии
Поддержка начинающих художников
Студии
90 002 Рабочие места для художников
Поток
Здесь мы собрали материалы, которые помогут вы готовитесь к посещению Музея или к более глубокому погружению в текущие программы Музея «Гараж».
Все материалы
Издательская программа «Гараж»
Елена Овсянникова, Николай Васильев Архитектура дома Наркомфина вчера и сегодня
Отрывок из книги
25 минут
Подкаст «Диалог с подростком» возраст Второй сезон
Эпизод 5
ПОДКАСТ
27 минут
Подкаст Диалог с подростком. Второй сезон
Эпизод 4
ПОДКАСТ
30 минут
Подкаст Диалог с подростком. Второй сезон
Эпизод 3
ПОДКАСТ
37 минут
Подкаст Диалог с подростком. Второй сезон
Выпуск 2
ПОДКАСТ
38 минут
Подкаст второго сезона Станционного Радио
Выпуск 5: Катя Ширшкова и Юра Кузнецов 90 003
ПОДКАСТ
10 минут
Радио Станция . Второй сезон
№5. И все остальные тоже блуждают в темноте. Катя Ширшкова, Юра Кузнецов
Аудио
29 минут
Подкаст Диалог с подростком. Второй сезон
Эпизод 1
ПОДКАСТ
28 минут
Station Radio
Второй сезон Station Radio построен вокруг программы Garage Digital и World Gone By Компьютерный класс
Подкаст Диалог с подростком
ПОДКАСТ
6 выпусков
Подкаст второго сезона Станционного Радио
Эпизод 4: Дуэт Маргаритки
ПОДКАСТ
11 минут
Радио Станция . Второй сезон
№4. Девичья память. маргаритки
Аудио
29 минут
Подкаст второго сезона Радио Станции
Эпизод 3: Диана Романова
ПОДКАСТ
13 минут
Новости
Все новости
6
Март 2023
Первая часть на Dhaka Art Summit 2023
28
Декабрь 2022
«Гараж» объявляет победителей программы поддержки исследователей GARAGE. txt
23
декабрь 2022 г.
Подать заявку на участие в библиотечном конкурсе рецензирования книг
26
июль 2022 г.
9000 2 Завершение учебного курса «Гараж» для гидов с миграционным опытом: о программе, участниках и Экскурсии для выпускников15
июнь 2022 г.
Четыре музея запускают инклюзивную программу
26
февраль 2022 г. 9000 3
Объявление от «Гаража» в свете текущих событий
9
фев 2022
LETA × Garage совместная коллекция украшений
7
фев 2022
Объявлены победители Грантовой программы для современных художников 2022
4
Февраль 2022
Гараж Объявляет набор участников второго сезона Молодежной арт-программы «Ильхом»
31
Январь 2022
«Гараж» при поддержке Газпромбанка запускает виртуальные экскурсии по выставкам Музея и Шестиугольника.
18
Январь 2022
«Гараж» объявляет прием заявок на участие в III Форуме институтов современного искусства
16
20 декабря 21
Музей «Гараж» начинает прием заявок на обучение гидов с миграционным опытом
Взлет и падение московских частных музеев: исследование олигархической музейной науки
Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Аня Тодич. Предоставлено ГЭС-2
Открытия
Дмитрий Бавильский
04 января 2023
арт-пространство
частный музей
учреждение
С конца 2000-х частные музеи гордость и радость российской столицы. Теперь, когда их владельцы столкнулись с судебными исками дома и санкциями за границей, их будущее висит на волоске. Писатель и искусствовед Дмитрий Бавильский размышляет о влиянии, которое они оказали на ткань города.
класс=»подзаголовок»>
Зотов, новое выставочное пространство, открывшееся в Москве в прошлом году в отреставрированном бывшем хлебозаводе, расположено на бывшем пустыре Краснопресненского района города. Район облагорожен: промышленные зоны разрушены, фабрики и предприятия закрыты и снесены; сохранилось несколько примеров промышленной архитектуры. Одним из счастливчиков является Зотов, это круглое четырехэтажное здание барабанного типа бывшей пекарни, которое со вкусом отреставрировано. Однако теперь эта исключительная достопримечательность советского конструктивизма окружена тремя 44-этажными жилыми башнями, напоминающими свечи. Все они обращены в выставочный зал, или, по выражению кураторов, в конструктивистское пространство, триумфально открывшийся масштабной выставкой, приуроченной к столетию конструктивизма как стиля в искусстве и быту в СССР. Этот тщательно продуманный и впечатляющий первый проект под названием «1922. Конструктивизм. «Начало» раскинулся на двух этажах Зотова, чтобы собрать во всем многообразии авангардистские движения России начала ХХ века в ансамбль обобщенного конструктивизма. Естественно, это был спорный подход.
Центр Зотов, конструктивистское пространство, 2022. Предоставлено Зотов
1922. Конструктивизм. Начало. Вид выставки в Центре Зотов, 2022. Предоставлено Зотов
Зотов стал апофеозом тенденции к крупным частным музеям в Москве. Все подобного рода заведения располагаются в неожиданных местах города, ранее незнакомых завсегдатаям галерейных открытий. Никто из них и представить себе не мог, что будет бродить по таким глухим заводям, доселе преобразившимся благодаря ведущим российским предпринимателям и девелоперам.
Новые и интересные музейные точки на карте столицы – одна из важнейших черт, объединяющих целую серию частных институционных проектов, открытых в последние годы. Все они тщательно построены или реконструированы, словно каждый пытается превзойти предыдущий в плане величия и комфорта. Однако теперь, когда Россия находится под санкциями и успех ее экономических показателей далеко не ясен, кажется справедливым предположить, что Зотов может стать последним подобным проектом.
В России затаилось подозрение, что эти учреждения имеют двойное назначение. Тем более, что олигархическое музейное строительство, доступное лишь очень немногим бизнесменам из российского списка Forbes, — явление еще недавнее. С одной стороны, есть стремление бизнесмена закрепить свою репутацию просвещенного и культурного человека, а с другой, такие проекты практически всегда повышают привлекательность и стоимость приобретаемой недвижимости.
9Проспект 0002, Дом культуры «ГЭС-2», © Глеб Леонов, 2022. Предоставлено ГЭС-2Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Мишель Денансе, 2021. Предоставлено ГЭС-2
Музеи являются центрами ментальной инфраструктуры мегаполиса, что заставляет сам городской пейзаж, пропитанный такой смысловой неоднозначностью, начинать работать «против народа». Возникновение новых культурных территорий почти всегда связано со вспышками ползучей джентрификации, когда зажиточный человек завладел куском городской недвижимости, чаще всего территорией того или иного завода, навсегда закрытого. Перепрофилирование возвышает структуру и архитектуру бывшей рабочей зоны, очищая ткань городской жизни вокруг нее. Чтобы подчеркнуть богатство и сокровища новейшего музея, нужно как-то ободрать все вокруг до безжизненного, омертвевшего состояния.
Например, промышленная земля, на которой сейчас находится «конструктивистское пространство Зотова», была куплена у правительства Москвы еще в 2006 году предприятиями Алишера Усманова и Василия Анисимова. После этого банк ВТБ начал реконструировать и застраивать новый музей Зотова.
Институт русского реалистического искусства был открыт банкиром Алексеем Ананьевым в 2011 году на месте бывшей текстильной фабрики, построенной в 1823 году на Дербеневской набережной, вдали от центра столицы. Это прекрасный пример русской промышленной архитектуры, жемчужина в короне института-музея, оснащенного одними из самых впечатляющих в мире выставочных и складских помещений. Ананьев бежал из России из-за иска, поданного против него Государственным Следственным комитетом. Его обвинили в подкупе государственных чиновников, а также в других финансовых преступлениях. После его отъезда из России коллекция произведений искусства в Институте русского реалистического искусства была конфискована. Его не видели на публике уже несколько лет, несмотря на то, что Ананьев собирал «освященное веками» искусство, совершенно лишенное какой-либо глубокой актуальности. В России этот вид искусства известен как «правильное искусство».
Музей русского импрессионизма. Предоставлено пресс-службой Музея русского импрессионизма
Вид выставки «Авангард: на телеге в 21 век». Фото: Музей русского импрессионизма
Коллекционирование политически благонадежного — или «правильного» — искусства не спасло Бориса Минца от преследования. Он основал Музей русского импрессионизма в 2016 году. И пока искусствоведы спорят о содержании слишком широкого термина «русский импрессионизм», Музей русского импрессионизма, встроенный в комплекс исторических зданий кондитерской фабрики «Большевик» (открыт в 1855 г. ), быстро полюбился московской публике своими ретроспективами второ- и третьеразрядных русских художников. Сам Минц был вынужден покинуть Россию через несколько лет после открытия музея, но продолжает финансировать его работу и выставочные программы из-за рубежа.
Музей современного искусства «Гараж», расположенный в Парке Горького, пока не проводит новых выставок, но по-прежнему работает как библиотека, архив, киноклуб, книжный магазин, ресторан и центр детского творчества. Гараж разместился в бывшем ресторане советских времен, инициативе Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича, который стал известен благодаря уникальному проекту реконструкции Рема Колхаса. Типичное советское здание 1968 года по проекту архитекторов Игоря Виноградского и Игоря Пяткина в духе брежневского брутализма голландский архитектор отреставрировал с такой тщательностью и вниманием, словно это был уникальный барочный шедевр.
Реставрация Колхаса сохраняет и играет со всеми историческими слоями Музея «Гараж», который почти в одночасье прославился выставками всемирно известных художников, от Марка Ротко (1903–1970) до Такаши Мураками (р. 1962). Но с конца февраля 2022 года музей приостановил всю выставочную деятельность и пока не объявляет о каких-либо планах, пока Абрамович борется с международными санкциями.
Политические обстоятельства также нарушили ровный график работы «дома культуры» ГЭС-2, реконструировать который по заказу Ренцо Пьяно по заказу бизнесмена Леонида Михельсона в центре Москвы. Здание обычной городской электростанции, которая постоянно работала с 1907 до 2006 года был превращен в блестящее многофункциональное культурное пространство, архитектурно напоминающее готический собор. Фонд VAC, созданный Майкельсоном, также был вынужден закрыть свое первое международное выставочное пространство в Венеции под названием Palazzo delle Zattere. Весной 2021 года здание даже захватили местные бунтовщики.
«Олигархическая музеология» началась около пятнадцати лет назад, в 2007 году, с открытия культурного кластера «Винзавод», который вызвал немедленный позитивный ажиотаж, который продолжался. На территории цехов по производству и розливу белых и красных вин, а также в помещениях, сопровождавших дореволюционный завод «Московская Бавария», был открыт целый кластер галерей и арт-магазинов современного искусства.
Винзавод, расположенный за Курским вокзалом, имел такой ошеломляющий успех, что год спустя, в 2008 году, в том же районе открылся еще один арт-кластер — Центр дизайна Artplay. Эти арт-пространства быстро стали популярной площадкой для столичных студентов, интеллигенции и творческих сословий. Примечательно, что и Винзавод, и Artplay запустили крупные международные выставочные проекты в рамках Московской международной биеннале современного искусства, девятый выпуск которой в этом году был отменен.
Возникновение и характеристики этих флагманов олигархической музеологии, кажется, идеально отражают весь исторический период. До недавнего времени эту эпоху называли «временем стабильности» и «тучных лет», теперь о ней все чаще говорят как о «новом застое» и «регрессивном движении».