Русский стиль в современной России. | Дизайн студия интерьера в Москве
Русский стиль в современной России.
Эта статья адресована архитекторам и дизайнерам интерьеров, которые серьезно задумываются о том, как в своих работах использовать и приумножать достижения наших великих предков. Для тех, кто хочет, чтобы Русский стиль развивался и продолжал занимать достойное место в мировой культуре! (прочитать о других стилях Вы можете здесь…).
Начнем с понятия “стиль” в русской архитектуре. Оно возникло в 18 веке, с появлением стиля Барокко, который проник через “прорубленное” царем Петром “окно в Европу”. Сам стиль Барокко появился в Италии на два века раньше, когда итальянские мастера начали придавать значимости своей культуре путем добавления вычурности и излишеств.
Двухвековое опоздание было с лихвой восполнено российской знатью, которая принялась строить грандиозные дворцы с присущей русским удалью и размахом… Так и вошли в историю Нарышкинское, Строгановское и Галицинское Барокко. При этом, как и любые другие заграничные культурные веяния, Барокко в России приобрел характерные русские национальные черты и стал резко отличаться от европейского. Подробнее об этом расскажем ниже, а пока коротко об истории стилей в России…
Часть1. 1. Древнерусская архитектура.10-12 век.“Говорить готов без устали,
Как о кровном, о своем,-
О любимом граде Суздале,
Будто жизнь я прожил в нем…
Так близки мне стены белые
Всех его монастырей
И пластины эти целые металлических дверей.
Эти печи изразцовые,
Эта изморозь резьбы,
Ворота эти тесовые
У приземистой избы…”
Николай Флеров.
Древнерусское зодчество… Оно прошло путь в семь столетий! Дохристианская архитектура складывалась на основе традиций и быта восточных славян и шла из глубины веков. К сожалению, постройки тех времен не сохранились, так как были деревянными. Несмотря на близкое расположение стран Западной Европы, основным путем обмена товарами и людьми в те времена был, так называемый, путь “из варяг в греки”( морской и речной путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Именно по течению Днепра и возникли такие русские города, как Киев, Чернигов и др., на культуру которых безусловное влияние оказала Византия, самое развитое и влиятельное государство того времени…
Очевидно, первые церкви после крещения Руси (866 год, Тмутаракань; 1039 год, Киев, Десятинная церковь.) были построены византийскими мастерами (в стране отсутствовали и сами мастера, и опыт каменно-кирпичной кладки). Но уже в это время киевские постройки отличаются от византийских. Отсутствующий мрамор, к примеру, заменили подкупольными столбами из кирпича, что кардинально изменило внешний вид… А далее эти постройки служили началом возникновения уже русских национальных традиций. |
Ученые отмечают, что иноземные культурные влияния принимались на Руси очень выборочно, – воспринималось только то, что соответствовало эстетике русского народа. В реальной жизни процесс развития русской культуры был гораздо сложнее и самобытнее, чем просто “византинизация Руси” и опирался на народные истоки и народное восприятие…
В каждом русском городе складывались собственные неповторимые черты, но особенно яркой была Владимиро-Суздальская архитектура. Впоследствии, в 15-16 веках, после объединения княжеств вокруг Москвы, сформировались общие для Руси архитектурные традиции.
(Суздальский Кремль. 12 век.)
Сложнейшие композиции, живописность, разнообразные и неповторимые архитектурные детали, устойчивые, тщательно просчитанные конструкции, часть которых сохранилась до нашего времени… И ни одной копии, заимствованной у других народов!
- 2.”Нарышкинское” Барокко. 1680-1700 годы.
Это некое промежуточное звено между древней русской архитектурой и новым Барокко. Характеризуется традиционной русской нарядностью и богатыми узорами.
(1694 год. Церковь Покрова в Филях. Москва.)
Следующий этап развития Барокко в России связан с основанием Санкт-Петербурга. Петропавловский собор – образец “Петровского” Барокко, ориентированного на Запад. В страну хлынули иноземные архитекторы, но, несмотря на это, складывается архитектурная школа с собственными русскими уникальными традициями. Это плоскостное решение фасадов, простота объемов, четкость деления форм, сдержанность интерьеров.
(Петропавловский собор).
Позднее появляется “Елизаветинское” Барокко, которое связано с именем знаменитого архитектора Растрелли. Оно отличается большей связью с московским. Растрелли спроектировал в Санкт-Петербурге Зимний и Екатерининский дворцовые комплексы, Петергоф. Этим постройкам присущи колоссальные масштабы, театральность, преувеличенный пафос, пышность внутреннего интерьера, золочение фасадов.
(Зимний дворец).
- 4. Классицизм. Вторая половина 18 века – начало 19 века.
Классицизм – возвращение к древнегреческим канонам искусства архитектуры, в основе которого лежит ордер (в переводе “строй”, “порядок”). Для него характерны симметричные композиции, строгие, логичные, простые формы. Русский классицизм развивался при Екатерине Второй. Его черты – монументальность, гармония и простота, сдержанность убранства помещений.
(1784 год. Дом Пашкова. Москва.)
- 5. Национальный романтизм. 1780-1800 годы.
Этот этап иначе еще называют “готическим стилем”. Он существовал наряду с классицизмом. Примером является Царицынский ансамбль (архитекторы Баженов и Казаков). По поручению Екатерины в его основе должна быть готика, но мастера взяли древнерусские традиции. Белокаменные детали (формы 12 века) причудливо перекликаются на фоне красных кирпичных стен…
(Царицынский дворец. )
- 6. Ампир. 1800-1840 годы.
Стиль, основоположником которого был император Наполеон. Массивные монументальные сооружения, пышные и помпезные декоративные элементы, символика в виде лавровых венков, пальмовых ветвей и прочей военной атрибутики. (1819 год. Главный штаб в Петербурге. Архитектор Росси.)
(Главный штаб.)
- 7. Эклектика. 1830-1890 годы.
Это не стиль, это направление в искусстве, где в одном сооружении происходит смешение стилей, взятых в любых сочетаниях и формах. Возникло в виде протеста против классических норм. (1896 год. Успенская церковь в Санкт-Петербурге).
(Успенская церковь.)
- 8. Модерн. Конец 19 века-1917 год.
Современный стиль с использованием новейших технических средств того времени. Его характеризуют асимметричность, вялые очертания, плавные формы. Здания проектируются по принципу “изнутри – наружу”, то есть форма фасада вытекает из особенностей внутреннего обустройства. (1900 год. Особняк Рябушинского. Москва. Архитектор Шехтель).
(Особняк Рябушинского.)
- 9. Ретроспективизм. 1905-1917 годы.
Сложнейшее направление в архитектуре. Течение, схожее с поздним модерном. Неспециалисту разницу отличить очень трудно. Оно основано на сочетании традиций и архитектурных приемов прошлых лет, включая древнерусскую архитектуру.
Три основных группы ретроспективизма:
- Неоклассицизм.
Пример такого строения – здание Киевского вокзала в Москве (1914 год. Архитекторы Рерберг, Олтаржевский, Шухов). Композиция из сочетания классицизма и ампира, с квадратной часовой башней и добавлением античных фигур.
(Киевский вокзал.)
Считается первым проявлением стиля Модерн. Представляет собой синтез древнерусского и русского зодчества, элементов византийской культуры, являясь искусной стилизацией и интерпретацией русской архитектуры, европейского романтизма и домонгольских построек. Обсуждение этого стиля вызывает много споров. Некоторые архитекторы считают Неорусский стиль преемником Псевдорусского, другие заявляют об его уникальности. Главные же отличия этих стилей в том, что Неорусский стиль свободно, креативно передает дух Древней Руси, а Псевдорусский – натурально копирует все архитектурные детали строений. Лучшие творения современных российских мастеров часто выходят за рамки традиций и находят мировое признание. Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, его основателем считают художника Виктора Васнецова, который писал красоту Древней Руси. Фасад Третьяковской галереи создан по его проекту. Большой вклад в развитии этого стиля внес архитектор Алексей Шусев, вдохновленный зодчеством Новгорода и Пскова. Его самые значимые творения – Казанский вокзал в Москве и Марфо-Мариинская обитель.
(Третьяковская галерея.)
Яркий представитель Псевдорусского стиля – Иван Ропет (1870 год.”Терем” в Абрамцеве под Москвой).
(Терем в Абрамцево. )
Также в Псевдорусском стиле построен Собор Василия Блаженного, считается, что в его основе лежит китчевая эклектика с восточными элементами.
(Собор Василия Блаженного.)
- Неоготика.
Прообразом зданий в этом стиле явились готические европейские соборы. Примером служит Католический собор на улице Малая Грузинская в Москве (1901-1911 годы). В нем находится самый большой орган в России.
(Католический собор.)
- Конструктивизм. 1917-1930 годы.
В советское время лидирующее позиции занял конструктивизм (четкие, строгие линии, монолитные формы зданий, в основе которых – железобетонный каркас. При проектировании обращается большое внимание на функциональность зданий ( дворцы спорта и труда, кинотеатры, дома культуры. Пример конструктивизма (с элементами Ар-деко) – мавзолей Ленина.
(Мавзолей Ленина.)
- Сталинский стиль. 1930-1950 годы.
Монументальность, гигантомания, жестко регламентируемые стандарты используемых материалов и технологий. В строениях присутствуют элементы и Неоклассицизма, и Ар-деко, и Ампира… Здания украшались барельефами, советской символикой, использовались мрамор, лепнина, бронза, ценные породы дерева.
(Сталинская высотка.)
Наши годы.
Заметим, что все вышеперечисленные исторические стили возникали, как отклик на происходящее, на социально-экономическое, политическое и военное положение в стране и в мире в целом. Какое время, такая и архитектура. Как и в любом другом виде искусства, современные русские архитекторы и дизайнеры интерьеров, конечно же, должны отражать особенности НАШЕГО времени, реагировать на происходящие события, применять новые возникающие технологии.
О состоянии архитектуры на сегодняшний день идут нескончаемые споры. Можно судить о нем, в том числе, и по дискуссиям в интернете. Общее мнение сводится к тому, что сейчас происходит ретрансляция и интерпретация общемировых направлений. Так сложилось, и зависит от экономических возможностей и менталитета. Архитекторы считают, что ситуация изменится, когда появятся потребности в переменах. В стремлении к лучшей жизни у людей должна появиться готовность и возможность трансформировать свой культурный код.
Примеры работ наших специалистов Вы можете посмотреть здесь.
Антикварная книга «Национальный стиль в архитектуре России» Лисовский В Г 2000,
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Биографии. Мемуары. Публицистика
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- «Москва» рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
- Кулинария. Виноделие
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Лисовский В. Г.
Иллюстрации
National Folk: забытый архитектурный стиль | by Ann Cox
У вас есть дом, который НЕ вписывается ни в одну из популярных архитектурных категорий, таких как ремесленник, викторианский стиль, плантация и т. д.?
Да. И мы тоже.
Наш дом НИ ОДИН из вышеперечисленных. Однако архитектурный стиль нашего дома чрезвычайно распространен здесь, на Среднем Западе. Это такой дом, который вы видите на обочине шоссе или валяющийся посреди квартала, не соответствующий ни одному из соседних домов. Обыкновенный дом. Никаких излишеств, никакого причудливого крыльца, никаких замечательных особенностей.
Все говорят о самых распространенных стилях, таких как ранчо, ремесленный, викторианский… но никто не говорит о «национальном фолке».
Что такое национальный фольклор?
Национальный народный стиль строительства, который был наиболее распространен в конце 1800-х, начале 1900-х годов. Народные дома — это самый ранний тип построек, согласно Вирджинии Макалестер и Ли Макалестер в «Полевом справочнике по американским домам». Категория «Фольклор» содержит три различных типа структур: «Индейский», «До-железная дорога» и «Национальный».
Дома такого типа обычно строились вдоль железнодорожных путей. Строители больше не были ограничены местными ресурсами, поскольку лесопилки могли перевозить свои материалы навалом по железной дороге. Железнодорожный транспорт превратил бревенчатые и дерновые дома в дома с деревянным каркасом. На Среднем Западе самыми популярными стилями национальных фольклорных домов были дом с фронтоном и крылом, двухэтажный I-дом, дом с холлом и гостиной, дом с боковыми остроконечными крышами и квадратная пирамида. Большинство из этих стилей можно увидеть в нашем маленьком городке, расположенном на железной дороге.
Народные дома были построены из недорогих материалов массового производства. Деревянные изделия не украшены, так как они обычно сделаны из 1X4 и 1X6. Их строительство было не очень дорогим, и это сделало их отличным инвестиционным объектом в начале 20-го века.
Наш I-House
Наш дом был построен в 1910 году и изначально состоял из 4 комнат. По нашим оценкам, в середине 1930-х годов кухня и ванная комната были пристроены к задней части дома, примерно в то время, когда в нашем маленьком городке появились внутренние туалеты. Примерно в 1955 к кухне добавили прачечную и уголок для завтрака. Мы предполагаем, что задняя пристройка к нашему наверху была построена примерно в то же время. В этом дополнении есть 2 спальни и ванная комната; что делает это дом с 4 спальнями, 2 ванными комнатами, огромной гостиной странной формы и странной кухонной нишей.
Когда он был построен, он был доходной собственностью, согласно регистратору сделок в нашем округе. Сдано в аренду железнодорожникам и работникам металлургических заводов, судя по тому, что мы можем найти на сайте ancestry.com. Мы четвертые владельцы с 19 года.10. Семья до нас вырастила здесь свою семью и сделала большинство прибавлений. Здесь они прожили около 70 лет.
С тех пор, как я живу здесь, мы обнажили первоначальное крыльцо, добавили очень необходимое окно большего размера на кухню, обнажили деревянный пол и покрасили. Боже, как нужно было рисовать!
На картинке выше кухня выглядела раньше. Да, мы спасли старые шкафы и повторно использовали их на нашей новой кухне. Вы можете увидеть уголок для завтрака в дальнем правом углу. Однако к тому времени, когда я появился, это уже был не уголок для завтрака, а комната странной формы, в которой стояла только плита.
Вот тот уголок для завтрака после того, как мы начали ремонт. Я хотел включить его в остальную часть кухни, однако, с газовыми линиями, водопроводными линиями и основной канализационной линией наверху, идущей по этой стене, было просто невозможно удалить стену. Таким образом, мы открыли дверной проем, насколько это было возможно. Я люблю оштукатуренные стены, поэтому мы сняли столько штукатурки, сколько нужно, чтобы открыть дверной проем и позволить сделать окно побольше.
Ох уж этот этаж. Я не сторонник крашеных полов. Я мечтал о красиво окрашенном полу, на более темной стороне, чтобы контрастировать с белыми шкафами. Тем не менее, мы шлифовали и шлифовали этот пол, пробовали окрашивать… и вы все еще могли видеть огромное водяное пятно от протечки НАДОЛГО до того, как я появился на картине. Я пытался сделать его темнее и темнее, пока он не стал почти черным. Мне казалось, что он поглотил свет, но я действительно хотел сохранить деревянный пол. Вот и решили попробовать покрасить. На самом деле, на мой взгляд, получилось отлично. Мы любим это.
Это первый этап реконструкции нашей кухни. ОЧЕНЬ скоро мы собираемся использовать часть пустующего пространства в прачечной. (Не волнуйтесь, мы напишем об этом в блоге, и я обещаю сделать более качественные фотографии!) Наша прачечная занимает 1/4 комнаты, и остается мертвая зона размером 10 на 15 футов, которая используется для хранения, и мы решили, что это пространство лучше использовать как часть кухни. Наш план состоит в том, чтобы построить больше встречного пространства и включить остальные шкафы из переделки кухни.
Национальный или региональный? В поисках американской идентичности в архитектуре
В расширенной дискуссии Кит Эггенер исследует, что значит для произведения архитектуры быть «естественно» американским, и почему взгляд на современные американские стили через интенсивно региональную призму может быть бесполезным.
1 минута читать
15 сентября 2017 г., 11:00 PDT
Автор Philip Rojc @PhilipRojc
Основывая свое эссе на выставке Художественного музея Портленда, демонстрирующей работы архитектора Джона Йона, Кит Эггенер глубоко погружается в американскую архитектурную идентичность, как национальную, так и региональную.
Эггенер прослеживает идею типично американской архитектуры до начала 20 века, периода, когда интернациональные стили взаимодействовали с доморощенными чувствами в творчестве таких пионеров, как Фрэнк Ллойд Райт. «Подобно тому, как человек, родившийся за границей, может натурализоваться при переезде в новую страну, так и архитектурные темы иностранного происхождения натурализовались за счет их адаптации к американским условиям».
В период после Второй мировой войны, пишет Эггенер, международное господство Америки укрепило ее архитектурную репутацию как источника всего современного. Но возник и параллельный нарратив вокруг «регионалистских» форм, сосредоточенный на пригородах. «Примечательно […], что новая региональная архитектура Америки середины века была ограничена почти исключительно одним типом здания: отдельно стоящим частным домом».
Эггенер продолжает: «Кажется разумным спросить: почему так называемая региональная современная архитектура в США так сильно похожа на архитектуру других регионов?» Региональные различия существуют, но в США также много архитектурного единообразия. Как выразился Йон, «Существует ли региональный стиль Северо-Запада в архитектуре, это спорный вопрос, но несомненно то, что многие люди хотят думать, что существует .