Неоклассицизм (в искусстве). Большая российская энциклопедия
Неоклассици́зм, стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, опирающийся на образцы искусства и архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие Возрождения и классицизма.
В зарубежной историографии термин «неоклассицизм» применяется к классическому направлению в архитектуре и искусстве последней трети 18 – 1-й трети 19 вв. (в отличие от классицизма 17 в.), а также к последующим волнам обращения к классическим идеалам. В отечественной традиции стили этих эпох принято называть последовательно классицизмом 18 в. и александровским классицизмом или ампиром (во Франции и собственно в России), а термин «неоклассицизм» относится лишь к направлению в архитектуре и изобразительном искусстве конца 1900–1910-х гг., а также 1920-х и 1930–1950-х гг. (англоязычный аналог – Neoclassical Revival). В последнее время наблюдается тенденция перехода к международной терминологии.
Неоклассицизм 20 в. возник как реакция на свободное формообразование стиля модерн и «всеядность» эклектизма, в позднейшие годы существовал в качестве альтернативы модернизму. Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, чёткой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей. В начале 20 в. неоклассицизм проявился в работах таких архитекторов, как О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоос в Австрии, Э. Г. Асплунд в Швеции, Э. Лаченс в Англии и др.
В 1930-х гг. модернизированный неоклассицизм стал официальным стилем искусства Третьего рейха в Германии (архитекторы А. Шпеер, П. Л. Трост и др.), фашистского искусства в Италии (архитекторы М. Пьячентини, А. Мадзони, представители Новеченто), благодаря чему начал ассоциироваться с тоталитарными режимами. Однако черты неоклассицизма эпизодически проявлялись и позднее, особенно в архитектуре США; в последней трети 20 в. этот стиль влился в постмодернизм.
Дворец итальянской цивилизации, т. н. Квадратный Колизей, Рим. Завершён в 1950-е гг. Архитекторы: Джованни Гуэррини, Эрнесто Ла Падула, Марио Романо.Дворец итальянской цивилизации, т. н. Квадратный Колизей, Рим. Завершён в 1950-е гг. Архитекторы: Джованни Гуэррини, Эрнесто Ла Падула, Марио Романо.© ADM MEDIA CONSULTING SA / Shutterstock © ADM MEDIA CONSULTING SA / Shutterstock
Неоклассицизм в изобразительном искусстве отличает выраженная идеализация натуры на основе античных прототипов, повышенное внимание к линии и силуэту, сдержанная трактовка деталей. Неоклассический период пережили в своём творчестве скульпторы А. фон Хильдебранд, А. Брекер (Германия), Э.-А. Бурдель и А. Майоль (Франция). Неоклассицизм в европейской живописи, сложившийся ещё в конце 19 в. в творчестве П. Пюви де Шаванна, А. Бёклина и других мастеров, в 1910–1930-х гг. затронул даже таких новаторов, как П. Пикассо, и повлиял на С. Дали и других сюрреалистов, а в Италии вылился в движение метафизической живописи (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.).
Аристид Майоль. Обнажённая со связанными руками. 1905. Галерея Бельведер, Вена.Аристид Майоль. Обнажённая со связанными руками. 1905. Галерея Бельведер, Вена.В силу различных исторических обстоятельств особенно ярко неоклассицизм проявился в архитектуре России и СССР в 1-й половине 20 в. Распространение этого стиля в 1910-х гг. отчасти связано с широким празднованием 100-летия Отечественной войны 1812 г. и с осознанием периода конца 18 – начала 19 вв. как «золотого века» русской культуры. Пропагандой этой идеи и ознакомлением публики с высшими достижениями русского искусства и архитектуры того времени занимался журнал «Аполлон». Русские архитекторы-неоклассицисты Серебряного века вдохновлялись прежде всего творениями русских зодчих «первого» классицизма. Большую роль сыграла преподавательская деятельность Л. Н. Бенуа, привившего любовь к классицизму своим ученикам, среди которых были Ф. И. Лидваль, Г. Б. Бархин и братья А. А. Веснин и В. А. Веснин (приверженцы неоклассицизма до своего обращения к конструктивизму в 1920-х гг. ), а также И. А. Фомин, В. А. Щуко, С. Е. Чернышёв, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев, Л. М. Поляков и другие архитекторы, работавшие в русле неоклассицизма как в предреволюционные годы, так и в дальнейшем, в особенности в 1930–1950-х гг. Особое место в истории неоклассицизма занимает творчество И. В. Жолтовского, раньше других начавшего работать в традициях палладианства и остававшегося представителем неоклассицизма вплоть до 1950-х гг. Прекрасными образцами неоклассицизма стали ранние произведения Фомина (дом А. А. Половцева на Каменном острове, 1911–1913, и проект застройки Тучкова Буяна, 1913, оба – в Санкт-Петербурге, и др.), работы В. Д. Адамовича и В. М. Маята (особняк Н. А. Второва в Москве, 1913–1915), братьев Весниных (дом Д. Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913). Отдал дань неоклассицизму и Ф. О. Шехтель, хотя в его собственном особняке на Большой Садовой улице в Москве (1909) мотивы неоклассицизма сочетаются с композиционными приёмами модерна. В 1910-х гг. неоклассицизм наложил отпечаток на облик крупных сооружений – банков (Азовско-Донской банк в Санкт-Петербурге, архитектор Лидваль, 1907–1913), доходных домов (дом Толстого на набережной реки Фонтанка в Санкт-Петербурге, Лидваль, 1910–1912), музеев [Музей изящных искусств в Москве, 1898–1912 (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), архитектор Р. И. Клейн], вокзалов [Брянский (Киевский) вокзал в Москве, архитекторы И. И. Рерберг, В. К. Олтаржевский, 1914–1918], мостов (Бородинский мост в Москве, Клейн, 1912–1913) – и в целом оставил заметный след в архитектурном облике российских городов.
Роман Клейн. Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва. 1898–1912.Роман Клейн. Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва. 1898–1912.В 1920-х гг. неоклассицизм был оттеснён авангардными течениями в архитектуре, однако и в это время появлялись здания, отмеченные классицистическими чертами: пропилеи Смольного дворца в Санкт-Петербурге (архитекторы Щуко, Гельфрейх, 1923–1925), Госбанк СССР (Жолтовский, 1927–1929). Фомин развивал концепцию «пролетарской классики», в которой упрощённые ордерные элементы сочетались с логикой железобетонных конструкций (дом общества «Динамо», совместно с А. Я. Лангманом, 1928).
Новые условия для развития неоклассицизма в СССР создал провозглашённый в 1932 г. поворот к «освоению классического наследия»: неоклассицизм становится на 20 лет магистральным стилем советской архитектуры. В 1930-х гг. к продолжавшим работать дореволюционным мастерам присоединилось новое поколение архитекторов (А. Н. Душкин, К. С. Алабян, Д. Н. Чечулин, М. В. Посохин и др.). Алексей Душкин. Железнодорожный вокзал, Симферополь (Республика Крым). 1946–1951.Алексей Душкин. Железнодорожный вокзал, Симферополь (Республика Крым). 1946–1951.Аспиранты созданной в 1934 г. Академии архитектуры СССР занимались углублённым изучением классики; в 1935–1936 гг. группа советских архитекторов совершила поездку по Турции, Греции, Италии и Франции для знакомства с архитектурой античности, Возрождения и классицизма. При этом доктрина социалистического реализма требовала значительной переработки исторических прототипов и насыщения их коммунистической символикой. Среди важнейших построек этого периода – станции первых 4 линий Московского метрополитена, сооружения канала Москва – Волга, включая Северный речной вокзал в Москве (1937, архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульпторы И. С. Ефимов и др., художники Н. Я. Данько и др.). В архитектуре 1930-х гг. неоклассицизм существовал в сочетании с ар деко (станция метро «Дворец Советов», ныне «Кропоткинская», архитекторы Душкин, Я. Г. Лихтенберг, 1935), а также с чертами, унаследованными от конструктивизма (комплекс шлюза на реке Яуза, архитектор Г. П. Гольц, 1937–1939).
Более монументальная разновидность неоклассицизма 1930–1950-х гг., опиравшаяся преимущественно на наследие русского ампира, получила впоследствии название «сталинский ампир». До Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. сооружения в подобном стиле строились главным образом в Ленинграде (Дом Советов, архитектор Н. А. Троцкий, 1936–1941), но в послевоенный период он получил распространение по всей стране как наиболее подходящий для выражения пафоса Победы (другое название – «стиль «Триумф»»). Примерами могут служить решённые в виде триумфальных арок наземные павильоны ряда станций Кольцевой линии Московского метрополитена, многие элементы ансамбля Всероссийского выставочного центра (Центральный вход, 1954, архитектор И. Д. Мельчаков; Главный павильон и др.), 7 высотных зданий в Москве, застройка Волгограда, улицы Крещатик в Киеве, центральных улиц и площадей Минска и др.
В 1954 г. развитие неоклассицизма в СССР было прервано реформой Н. С. Хрущёва, осудившего «излишества в архитектуре» и провозгласившего переход к индустриальному домостроению. Впоследствии архитектура советского неоклассицизма подвергалась осуждению за свою эклектичность, а также как выражение тоталитарной эпохи. Ныне происходит переоценка этого явления: его рассматривают как продолжение неоклассицизма 1910-х гг. в специфических социально-исторических условиях.
В изобразительном искусстве России неоклассицизм проявился слабее, чем в архитектуре. Среди живописцев начала 20 в. предтечей неоклассицизма выступил В. Э. Борисов-Мусатов, а наиболее последовательными приверженцами – А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, Б. Д. Григорьев; сближаются с неоклассицизмом также некоторые произведения Вал. А. Серова, Л. С. Бакста, З. Е. Серебряковой, К. С. Петрова-Водкина и др.
В скульптуре предреволюционных лет неоклассическая тенденция выразилась в творчестве А. Т. Матвеева, С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой. Александр Матвеев. Девушка с полотенцем. 1916.Александр Матвеев. Девушка с полотенцем. 1916.В 1930–1950-х гг. скульптура также следовала курсу на «освоение классического наследия» в рамках доктрины социалистического реализма. Наиболее успешно соединить официальные требования с подлинной художественностью удалось В. И. Мухиной в скульптурной группе «Рабочий и колхозница» (1935–1937): символические образы новых советских людей были созданы с опорой на античные прототипы. В многочисленных памятниках, созданных С. Д. Меркуровым и Н. В. Томским, воспринятый от неоклассицизма монументализм и заимствованные у античных прототипов позы сочетались с реалистической трактовкой деталей.
В живописи и графике советского периода неоклассицизм проявился мало, т. к. в 1930–1950-х гг. официальным образцом служило творчество русских художников-реалистов 19 в. , в особенности передвижников, однако черты неоклассицизма можно выделить в графике В. А. Фаворского, живописи А. А. Дейнеки, А. Н. Самохвалова и др.
Броновицкая Анна Юлиановна. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2013. Дата публикации: 27 января 2023 г. в 13:45 (GMT+3)Неоклассицизм | это… Что такое Неоклассицизм?
Запрос «Неоклассика» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.[1]
Содержание
|
Неоклассицизм в архитектуре
Путаница в терминах. Классицизм и неоклассицизм
Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI) — то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, период (1762—1840). Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов». [2]
Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876—1914).
Кризис стиля модерн
В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.
Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.
Новый взгляд на архитектуру старого Петербурга
«Дом Антоновой» Большой проспект Петроградской стороны, 74. 1912 — 1913, неоклассицизм, арх. В. В. Шауб.Еще в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм.
Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.
Ретроспективисты
«Дом с башнями» на площади Льва Толстого в Санкт-Петербурге (Каменноостровский проспект, 35 / Большой проспект Петроградской стороны, 75): 1913 — 1915, ретроспективизм, арх. К. И. Розенштейн и А. Е. Белогруд.Основная статья: Ретроспективизм
Ретроспективное направление опиралось прежде всего на русский классицизм и ампир, отчасти — барокко. Изначально оно ориентировалось на конкретный контекст классицистических ансамблей (постройки В. Ф. Свиньина и Е. С. Воротилова). Юбилейные торжества к 200-летию Петербурга пробудили общий интерес к его ранней истории и содействовали появлению необарочного течения (А. И. Дмитриев, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере). Лидером неоклассицизма выдвинулся И. А. Фомин — страстный приверженец русского зодчества конца XVIII — начала XIX в. Затем сторонники традиционалистского пути стали всё чаще обращаться к первоисточникам русского классицизма — итальянскому ренессансу и в особенности — палладианству. Ведущими представителями неоренессансного направления выступали В.
В идеале ретроспективисты стремились к полной реконструкции исторического стиля, даже к иллюзии старины. На практике мотивы ретростилей, как правило, наслаивались на современные функционально-планировочные структуры, и приобретали явный оттенок модернизации. Одними из первых на путь модернизованной неоклассики вступили Ф. И. Лидваль и Р. Ф. Мельцер. Новаторским примером трансформации и упрощения классицистических форм предстало Германское посольство немецкого архитектора Петера Беренса.
В свете ретроспективных установок желательными для Петербурга считались все оттенки неоклассики, включая и необарокко. И, наоборот, неуместным — национальное направление, как не соответствующее историческому контексту города. Поэтому «Русский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна.
Цели и задачи неоклассицизма
Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску. В таком характере были выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.
В начале XX века были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.
Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 г. и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х гг.; они вновь обрели актуальность в настоящее время.
Неоклассицизм в изобразительном искусстве
Неоклассицизм предвосхищался уже в творчестве прерафаэлитов с середины XIX века, однако он окончательно сложился к концу 1870-х гг. в Германии. «Неоидеалисты» (А. Фейербах, Х. фон Маре и др.) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства. Большое распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.
Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца 19 — 1-й половины 20 вв., как скульпторы А. Майоль, Э. А. Бурдель, Г. Вигеланд, И. Мештрович, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров, живописцы Ф. Ходлер, П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, К. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизм, футуризм, кубизм и др. ).[1]
Неоклассицизм в литературе
Основная статья: Неоклассики
Неоклассицизм в музыке
Основная статья: Неоклассицизм (музыка)
Примечания
- ↑ 1 2 БСЭ
- ↑ Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Модернизированные ретростили // Петербургские архитектурные стили. (XVIII — начало XX века). — Доп. тираж. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 210—219. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-93437-127-3
Ссылки
- Трыков В. П. Неоклассицизм. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 3 декабря 2011.
Неоклассицизм | Тейт
Художественный термин
Неоклассицизм был особенно чистой формой классицизма, возникшей примерно в 1750 году
После открытия римских руин Помпеи, а также публикации в 1764 году очень влиятельной истории древнего искусства немецкого ученого Винкельмана, в восемнадцатом веке произошел бурный расцвет классицизма в искусстве, архитектуре и дизайне.
В Великобритании его можно увидеть в картинах сэра Джошуа Рейнольдса, Бенджамина Уэста и Джеймса Бэрри, а также в скульптуре Джона Флаксмана, чьи иллюстрации к « Одиссее » Гомера особенно отражают этот интерес. Неоклассицизм также оказал важное влияние на архитектуру, особенно в Шотландии (Александр «Греческий» Томсон), но также, например, в Зале Святого Георгия в Ливерпуле; Арка Юстон (снесена) и Британский музей в Лондоне.
Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.
Левый Верно
Термин «классицизм» используется для описания искусства, отсылающего к древнегреческому или римскому стилю
Основанные в эпоху Возрождения и получившие широкое распространение к XVII веку, академии представляли собой управляемые художниками организации, целью которых было повышение профессионального статуса художников, а также обеспечение обучения
Термин «историческая живопись» был введен в семнадцатом веке для описания картин, сюжеты которых взяты из классической истории и мифологии, а также Библии — в восемнадцатом веке он также использовался для обозначения более поздних исторических сюжетов
Нарративное искусство — это искусство, рассказывающее историю
избранных художников в коллекции
Левый Верно
1723–1792
1738–1820
1741–1806
1741–1807
1755–1826
избранных работ в коллекции
Левый Верно
Неоклассицизм | Музыка 101
Неоклассицизм был реакцией как на эмоциональные излишества позднего романтизма, так и на радикальный диссонанс модернизма. Однако, прежде чем вы сделаете обзор этого музыкального движения 20-го века, я хочу объяснить очевидное противоречие в отношении нашего плейлиста и неоклассицизма. Нет никаких сомнений в том, что самым значительным композитором, писавшим в неоклассическом стиле, был Игорь Стравинский. Однако ни одну из его неоклассических композиций я не включил в наш плейлист по той простой причине, что «Весна священная » , которую он сочинил до того, как начал работать в неоклассическом стиле, является его наиболее значимой работой в историческом плане. «Весна священная» просто обязан был быть в списке, хотя это означало, что самый значительный неоклассический композитор будет представлять примитивизм, а не неоклассицизм в нашем плейлисте. По этой причине мы послушаем симфоническую часть Шостаковича, которая демонстрирует некоторые элементы неоклассического стиля, хотя, строго говоря, неоклассическим произведением не является. В очередной раз историческая и музыкальная значимость произведения превзошла чистоту стиля.
Как вы скоро прочтете, Шостакович сочинял музыку во время сталинского террора в России. Сталинский советский истеблишмент требовал от композиторов своего рода классицизма, поскольку считалось, что диссонирующая, модернистская музыка, известная в СССР как «формализм», является свидетельством упадка и развращенности Запада. Композиторы, впавшие в немилость у истеблишмента, могли оказаться в трудовом лагере или похуже, поэтому Шостаковичу, сочиняя свою 5-ю симфонию, приходилось писать в более классической тональности и структуре. Этот упрощенный музыкальный язык соответствует принципам неоклассицизма. Однако те же самые советские власти требовали грандиозной и эпической по своему масштабу музыки как средства представления того, что они считали превосходством коммунистических идеалов. В этом смысле 5-я симфония Шостаковича не сочетается с неоклассическим акцентом на меньшем спектакле. Таким образом, моя надежда, делая выбор, который я сделал, заключается в том, что вы (а) познакомитесь с исторически значимыми произведениями, такими как «Обряд» и «Симфония № 5»; и (б) что вы сможете распознать неоклассические элементы, которые являются частью примера прослушивания Шостаковича.