НЕОРОМАНСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. П. Шульгина
Церковь Троицы в Бостоне. 1874–77. Архитектор Г. Ричардсон.
НЕОРОМА́НСКИЙ СТИЛЬ, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1830-х гг. – нач. 20 в. Возник под влиянием идей романтизма, трудов нем. арх. Г. Хюбша, Дж. Рёскина и др. как одно из ранних проявлений историзирующего направления в архитектуре. Худож.-эстетич. концепция Н. с. ориентирована на формы европ. архитектуры романского стиля. Первоначально складывается в Германии («стиль круглых арок») как реакция на классицизм и неоготику 18 в. в ходе поисков нац. стиля. Образцами нередко служили фасады раннехристианских церквей, формы не только романской, но и визант. архитектуры (т. н. романо-византийский стиль). Наиболее характерные признаки раннего Н. с.: широкое применение мотива полуциркульной арки на колоннах, монументальность и лаконизм фасадов, упрощённый по сравнению с романским стилем декор. В ранний период Н. с. встречается в утилитарных сооружениях (ж.-д. станции, учебные заведения) и в храмовой архитектуре (ц. Св. Людовика в Мюнхене, 1829–44, арх. Ф. фон Гертнер). Особенно часто Н. с. использовался в проектах протестантских храмов (за исключением англиканских) – в некоторых направлениях протестантизма Н. с. воспринимался как символ возврата к «чистому» христианству раннего Средневековья. Конструктивная основа неороманских церквей близка к неоготике, но стрельчатые арки крестовых нервюрных сводов в них заменялись полуциркульными. В Н. с. строились также синагоги (Старая синагога в Дрездене, 1838–40, арх. Г. Земпер; не сохр.). С 1840-х гг. стиль получил широкое распространение в Европе и Сев. Америке как система декоративного оформления сооружений с совр. строит. конструкциями, продолжал применяться при возведении учебных заведений (гл. здание Смитсоновского ин-та в Вашингтоне, 1846–55, арх. Дж. Реник), ратуш, вокзалов (старый вокзал в Карлсруэ, 1844–46, арх. Ф. Айзенлор), а также при строительстве и реконструкции замков в Германии (Вартбург, 1838–90, архитекторы Ф. В. Зельцер, Г. фон Ритген; Нойшванштайн, 1868–86, архитекторы Э. Ридель, Г. фон Дольман). Под влиянием науч. исследований ср.-век. архитектуры со 2-й пол. 19 в. постройки Н. с. приобрели большее сходство с прототипом: полихромные фасады, использование необработанного камня, обилие резного декора, аркатурные пояса, вертикальные доминанты в виде круглых или квадратных в плане башен (здание Музея естеств. истории в Лондоне, 1860–1881, арх. Ф. Фоук). Из-за сложности и дороговизны каменного строительства и тяжеловесности форм Н. с. сравнительно редко встречается в Европе в архитектуре частных домов.
На развитие Н. с. в США и Канаде большое влияние оказал арх. Г. Ричардсон, создавший собственный вариант стиля, отличавшийся подчёркнутой монументальностью, использованием декоративных возможностей материалов (гранит, кирпич, песчаник), сложной профилировкой окон и порталов, сооружением сводчатых перекрытий вместо совр. металлич. конструкций (ц. Троицы в Бостоне, 1874–77). Переработанные Ричардсоном формы Н. с. широко распространились в проектировании частных домов и вилл.
В убранстве интерьеров Н. с. использовались арочные проёмы, витражи, мозаика, массивная дерев. мебель простых форм, иногда с резным орнаментом.
Неороманский стиль
Сущность неороманского стиля
Определение 1
Неороманским стилем называют европейское течение в искусстве XIX века, образцом для которого послужило романское искусство XI-XII веков.
Неороманское направление относится к течению неоисторизма, которое было популярно среди художников и архитекторов конца XIX – начала XX веков. Данный стиль распространялся в основном лишь в США и Канаде в 1870 – 1920.
Романским называют обычно период в архитектуре Европы, который начался примерно в 1000 году и продолжался вплоть до появления готической архитектуры. Помимо архитектуры романский период в искусстве проявился как в скульптуре, так и в живописи. Живопись той эпохи существовала по византийским иконографическим традициям, связанным с наиболее распространённой в то время церковной тематикой.
История неороманского стиля
Неороманское направление в архитектуре возникает под влиянием идей романтизма, а также трудов таких немецких архитекторов, как Г. Хюбш и Дж. Рёскин. Неороманский стиль является одним из наиболее ранних проявлений историзирующего направления в архитектуре.
Художественно-эстетическая композиция неоромантизма ориентируется на формы европейской архитектуры романского периода. Первоначально неоромантизм сложился в Германии и был назван «стилем круглых арок», он появляется здесь как реакция на классицизм и неоготику XVIII века в процессе поиска национального стиля.
Образцами для неороманской архитектуры служили фасады раннехристианских религиозных сооружений, то есть формы не только романской, но и византийской архитектуры. Наиболее характерными признаками раннего неороманского стиля являются:
- мотивы полуциркульных арок на колоннах;
- монументальность и лаконичный характер фасадов;
- упрощенный в сравнении с истинным романским стилем декор.
В начале своего развития неороманский стиль применялся в некоторых утилитарных сооружениях, таких как железнодорожные станции или учебные заведения, а также в храмовой архитектуре (например, церковь Святого Людовика в Мюнхене, 1844, архитектор – Ф. фон Гертнер).
Рисунок 1. Музей естественной истории в Лондоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенно часто неороманский стиль использовался в сооружениях протестантских храмов (за исключением англиканских). Это происходило в связи с тем, что во многих направлениях протестантизма неоромантизм воспринимался как символ обращения к «чистому» христианству раннего Средневековья. Конструктивная основа таких сооружений была близка к неоготическим зданиям, но стрельчатые арки здесь заменялись полуциркульными. Примечательно, что в неороманском стиле строились также и синагоги (например, Старая синагога в Дрездене, 1840, архитектор – Г. Земпер).
К середине XX века неороманский стиль получает широкое распространение в архитектуре Европы и Северной Америки. Теперь это система декоративного оформления сооружений с современными строительными конструкциями. При этом в неороманском стиле продолжают строиться учебные заведения (например, главное здание Смитсоновского института в Вашингтоне, 1855, архитектор – Дж. Реник), ратуши, вокзалы. Неороманское направлениев это время затрагивает строительство новых и реконструкцию старых замков в Германии (например, Вартбург, 1890, архитектор – Ф.В. Зельцер).
Надо сказать, что под влиянием научных исследований средневековой архитектуры со второй половины XIX века постройки в неороманском стиле приобретают большое сходство с прототипами.
На развитие неороманского стиля в США и Канаде большое влияние оказал архитектор Г. Ричардсон, который создал особый вариант стиля, отличающийся подчеркнутой монументальностью. В сооружениях Г. Ричардсона использовались декоративные возможности таких материалов, как:
- кирпич;
- гранит;
- песок.
Здания имели сложную профилировку окон и порталов, характеризовались наличием большого количества сводчатых перекрытий вместо современных металлических конструкций (например, церковь Троицы в Бостоне, 1877). Переработанные Ричардсоном формы неороманского стиля получили широкое распространение в проектировании частных зданий и вилл.
Во внутреннем декоре неороманского стиля использовались арочные проемы, витражи, мозаика, а также массивная деревянная мебель простых форм, в качестве украшения которой нередкоприменялись резные орнаменты.
Здание Брэдбери-билдинг
Данный памятник архитектуры был построен в Лос-Анджелесе по заказу бизнесмена Льюиса Бредбери, архитектором проекта является Джордж Ваймен.
Известно, что первоначальная стоимость проекта составляла 175 тысяч долларов, однако, к концу строительства эта сумма увеличилась до 500 тысяч. Примечательно, что Бредбери не дожил до открытия сооружения в 1893 году всего несколько месяцев.
Рисунок 2. Брэдбери-билдинг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В мае 1977 года Бредбери-билдинг был присвоен статус Национального исторического памятника. На данный момент в здании располагается отдел внутренних расследований полицейского департамента Лос-Анджелеса и еще ряд других официальных учреждений, некоторые помещения сдаются в аренду.
В данном здании несколько раз происходили съемки фильмов. На сегодняшний день Брэдбери-билдинг является довольно непримечательным зданием, поскольку не очень выделяется на фоне остальных построек Бродвея, чего нельзя сказать о внутреннем декоре. Итальянская мраморные лестница, мексиканская напольная плитка, французские чугунные перила, а также крупнейший в те времена витраж под куполом делают это здание беспрецедентным архитектурным шедевром.
неороманская архитектура | Structurae
Конструкции этой категории
- запись с картинками
- новая запись (30 дней)
- обновленная запись (14 дней)
# | Имя | Страна |
---|---|---|
1 | 365 Джей Стрит | Соединенные Штаты Америки |
2 | Мэрия Аламеда | Соединенные Штаты Америки |
3 | Александр Холл | Соединенные Штаты Америки |
4 | Здание суда округа Аллегейни | Соединенные Штаты Америки |
5 | Олстон Депо | Соединенные Штаты Америки |
6 | Старый пост | Германия |
7 | Эймс Билдинг | Соединенные Штаты Америки |
8 | Остин Холл | Соединенные Штаты Америки |
9 | Базилика Сен-Дени | Франция |
10 | Базилика Нотр-Дам-де-Бон-Секур-де-Сен-Авольд | Франция |
Список всех сооружений этой категории
Медиа
кредиты изображения (ID: 370970) кредиты изображения (ID: 332319) кредиты изображения (ID: 331194) кредиты изображения (ID: 330111) кредиты изображения (ID: 295323) кредиты изображения (ID: 281968) кредиты изображения (ID: 277133) кредиты изображения (ID:288656) Больше фотографийПодкатегории
Кредиты изображений (ID: 182474)Ричардсоновский романский стиль
кредиты изображения (ID: 194646)Rundbogenstil
Найти структуру или проект. ..
Имя
Тип конструкции — Все типы конструкций -АркаАрочная конструкция крышиБалочная конструкцияЦентральное ядро с колоннами по периметруКолонно-балочная конструкцияКонтейнерная конструкцияКуполПлоская плита (грибовидный пол)Складчатая конструкция из пластинРамкаБерильная сеткаДвускатная крышаГоризонтальная консольная конструкцияНесущая конструкция каменной стеныМембранная конструкцияМонолитПирамидаРебристая бетонная плитаОболочкаНатяжная конструкцияФермаТрубчатая системаСводСтена
Функция — Назначение —Сельскохозяйственное зданиеКоммерческое зданиеУчебный корпусЗдание здравоохраненияЦентр по переработке бытовых отходовПромышленное зданиеЗдание государственного управленияКультовое зданиеЖилой домСпортивный комплекс Здание телефонной станцииТранспортное здание
Метод — Методы —Метод подъемной плитыOpus implectumOpus incertumOpus quadratumPantadome systemНабрызг-бетон, наносимый на внутреннюю часть надутой тканевой формыМетод возведения стенового покрытия
Год завершения
Реклама Будьте в курсе по электронной почтеStructurae Информационный бюллетень
- Скачать 20 000+ изображений
- Диаграммы данных для типов конструкций
- Полные тексты избранных публикаций
Зарегистрироваться бесплатно
Недавно добавленные
Церковь Непорочного Зачатия
Франция (1889 г.
), добавлено 08.05.2022 г.Базилика Нотр-Дам-де-Бон-Секур де Сен-Авольд
Франция (1902 г.), добавлено 08.04.2022 г.
Иглесия-де-Сан-Игнасио-де-Лойола
Испания (1898 г.), добавлено 05.02.2022 г.
Больше новых записей
Последние изменения
Здание изящных искусств
США (1927 г.), изменено 17.09.2022 г.
Станция Юнион Индианаполис
США (1888 г.), изменено 09.02.2022 г.
Первая баптистская церковь
США (1888 г.), изменено 31.08.2022 г.
Больше обновленных записей
Последние иллюстрации
Здание Брэдбери
США
(1893)
1
добавлено новое изображение
29.08.2022
Собор Кальяри
Италия
(1933)
1
добавлено новое изображение
23.08.2022
Станция Денвер Юнион
США
(1881)
5
добавлены новые медиа
20.08.2022
Больше иллюстрированных записей
Архитектура неороманского стиля в Литве | Истинная Литва
0
Конец 19 -го века принес на литовскую землю эмуляцию различных старых архитектурных стилей, таких как неоготика, неороманский стиль, неоренессанс или их смесь. Это подражание теперь известно как историзм, и оно доминирует в так называемых «Новых городах» («Науяместис») крупных городов.
Это были времена царской России, когда даже литовский язык был под запретом. В отличие от соседней Латвии Литва была задумана царем как сельская заводь. Поэтому «Новые города» в литовских городах компактны, и большинство их зданий меньше по размеру, чем их аналоги в Риге или основных европейских столицах. Тем не менее, в конце 19 -го -го века население многих городов удвоилось, а новые здания по-прежнему были больше, чем большая часть того, что было построено в Литве когда-либо прежде.
Национальный концертный зал в Старом городе Вильнюса (1902 г.) сочетает в себе различные исторические стили. ©Аугустинас Жемайтис.
Вместе с исторической архитектурой пришли новые урбанистические идеи широких прямых улиц (таких как проспект Гедимино в Вильнюсе) и симметричных планов города. Примером заранее спланированного города той эпохи является Зарасай , который имеет полукруглый план; Науяместский район Каунаса заложен в прямоугольном плане улицы.
Прямой проспект Гедимино длиной 2 км в Вильнюсе. ©Аугустинас Жемайтис.
Вы можете увидеть монументальную (в литовском масштабе) историческую архитектуру и архитектуру в стиле модерн (также известную по-немецки как югендстиль) в районе Науяместис Вильнюса . Весь центр города Укмерге был перестроен в этих стилях после пожара 1877 года. Эти стили также преобладают в
Интерьер гильдии писателей XIX века , первоначально дворянский дворец 19 века в Вильнюсе. На нем показаны чрезвычайно сложные детали, «заимствованные» из стиля минувших дней, в данном случае в основном барокко. ©Аугустинас Жемайтис.
Из-за ослабления антикатолической политики в начале 20 -го века во многих небольших городах и деревнях есть массивные историцистские церкви, в которых преобладает готический стиль. Церкви Аникщяй, Швекшна, Рокишкис или Паланга являются хорошими примерами этого, но их бесчисленное множество.
Неоготическая церковь в Купишкисе Аукштайтийского района (1914 г.). ©Аугустинас Жемайтис.
русских православных церквей, из которых 98 были построены только в 1863-1864 гг., были все византийского возрождения (тогда-официального стиля). С другой стороны, светская архитектура благоприятствовала вдохновению неоклассицизма, ренессанса и барокко.
Каунасский собор, построенный для местного русского гарнизона. ©Аугустинас Жемайтис.
Стиль модерн/югендстиль был уникальным для конца 19 и начала 20 века с изогнутыми линиями и декором из растений. Он должен был стать антитезой историзму. Ар-нуво дал новые идеи, в то время как историзм в основном только подражал тому, что было создано ранее. Однако в Литве югендстиль закрепился совсем немного и так и не превзошел историзм (в отличие от 9 в.0230 Рига например). Хотя стиль модерн редко встречается в величественных зданиях, он более распространен среди того, что когда-то было частными городскими особняками буржуазии, называемыми «городскими виллами».