Норман Фостер — архитектор будущего
Архитектурную студию Foster + Partners Норман Фостер основал в 1967 году. Ее главный офис располагается в Лондоне. Студия входит в десятку крупнейших архитектурных организаций мира и специализируются на проектах общественных зданий и сооружений. Это терминалы аэропортов, мосты, стадионы, офисные здания из стекла и стали, станции метро, музеи. Компания оказывает и дизайнерские услуги.
Главная концепция мировой архитектурной студии основывается на том, что от того, что окружает людей, будет зависеть качество жизни. Это убеждение касается не только частных домов, но и массовых заведений. В дизайне каждого строения охватываются функциональные, экологические и культурные аспекты.
Самые известные проекты Нормана Фостера
Талантливый британский архитектор Норман Фостер знаменит своими работами во всем мире. Сооружения по его проектам возведены в Сингапуре, Нью-Йорке, Берлине, Лондоне. Ниже будут представлены самые знаменитые детища английского мастера.
Космопорт «Америка», США
Специалисты компании Foster + Partners совместно со строительной компанией URS Corporation создали первый в мире частный космопорт — здание администрации космодрома Нью-Мексико. Работа над проектом началась в 2006 и завершилась в 2014 году. Здание напоминает углубленный в землю космический корабль. Он призван служить высокой идее — стать площадкой для начала коммерческих полетов в космос.
Станция метрополитена «Expo», Сингапур
Одним из знаменитых проектов Фостера является станция метрополитена Экспо. Реализована задумка в Сингапуре. Здание открыто было в 2001 году. Сталь, титан и стекло — это основные материалы, из которых возведена конструкция. Вокруг станции растут тропические сады, а сама конструкции спроектирована в космическом стиле.
Небоскрёб Мэри-Экс, Лондон
Башня «Мэри-Экс», которая находится в Лондоне, была возведена по проекту Нормана Фостера с 2001 года по 2004 год. Здание получилось высотой 180 метров и имеет 40 этажей. Здание некоторым людям напоминает шишку, другим кажется, что оно в форме огурца. Небоскреб знаменитого архитектора является самым дорогим офисным сооружением в Лондоне. Конструкция выполнена по всем законам аэродинамики и устойчива к сильным порывам ветра. Благодаря необычной конструкции в комнаты здания попадает максимальное количество солнечных лучей. С верхних этажей башни открывается красивый панорамный вид на Лондон.
Торгово-развлекательный комплекс «Хан-Шатыр» в Астане, Казахстан
Не менее популярная работа Фостера находится в центре Казахстана — это ТРЦ «Хан-Шатыр». Это здание не только один из красивейших развлекательных центров, но и самых крупный шатер во всем мире. По шпилю высота сооружения 150 метров. Жители Астаны называют творение «Хан-Шатыр» настоящим чудом столицы. В середине лета 2010 года знаменитый ТРЦ был открыт.
Штаб-квартира Hearst Tower, США
Здание расположено в Нью-Йорке и входит в число 150 самых красивых и популярных небоскребов США. Общая высота сооружения — 182 метра, здание имеет 46 этажей. Открытие небоскреба состоялось в 2006 году. Вогнутые стекла на конструкции местные жители прозвали «птичьи рты». Херст-тауэр является штаб-квартирой «Hearst Corporation», объединяющей множество популярных печатных изданий.
«Большая оранжерея» Национального ботанического сада, Уэльс
«Большая оранжерея» открылась 24 мая 2000 года. В здании предусмотрены самые современные экологические системы для отопления. Котлы работают на биомассах (отходы от садовой стрижки и обработанный мусор), которые не выделяют в воздух большого количества серы. Климатическими параметрами управляют автоматизированные системы. По необходимости открываются стекла, и в помещение попадает требуемое количество кислорода.
Норман Фостер и индустриальный дизайн
Норман Фостер также известен как дизайнер. Его первой работой в сфере промышленного дизайна стала система эргономичной офисной мебели Nomos для Tecno.
Норман Фостер активно сотрудничал с Thonet, Alessi, Walter Knoll, FontanaArte, Lumina, Duravit, Molteni&C. Свои творения Норман создает яркими и необычными, что делает их раскупаемыми и популярными. Во всех проектах он умело объединяет маркетинг, технологии и искусство.
На неделе дизайна в Милане студия Foster+Partners представила первые в мире раскладные OLED-телевизоры, разработанные совместно с компанией LG. Технология экрана призвана пересмотреть идею телевидения и занимаемых им жилых помещений.
Заключение
Талантливому архитектору и дизайнеру Норману Фостеру на сегодня уже 83 года, но он не перестает удивлять своим мастерством в архитектуре. Изобретательность мастера поражает. Он смог убедить весь мир, что его проекты достойны будущего. Секрет Нормана в особой креативности и тех людях, которые входят в его команду.
архитектор или бизнесмен. Первые шаги в профессии
Чтобы понять, как сформировались идеи Нормана Фостера и его представление о пространстве, нужно изучить его первые шаги в профессии. Посмотрим ранние работы архитектора.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.
1. IBM Pilot Head Office, арх. Норман Фостер, 1970–1971
3. Carré d’Art, арх. Норман Фостер, Ним, Франция, 1984
4. Масдар, арх. Норман Фостер, Абу-Даби, ОАЭ (проект)
5. Штаб-квартира «Русской медной компании», арх. Норман Фостер, Екатеринбург, Россия, 2020
6. Проект Mars Habitat, арх. Норман Фостер
1. Рисунок из школьного дневника Нормана Фостера
2. Один из первых проектов Фостера в Манчестерской школе архитектуры
3, 4. Выпускной проект, арх. Норман Фостер
5. Учеба в Йеле (Фостер и Роджерс в центре)
6, 7. Проект «нового города», арх. Норман Фостер
8. Рудольф Холл, арх. Пол Рудольф, Нью-Хейвен, США, 1963
9, 10. Проект частного дома, арх. Норман Фостер
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте посмотрим, как Норман Фостер пришел к архитектуре и какими были его первые шаги.
👦 Норман Фостер родился в небогатой семье рабочих в Манчестере. С детства проявил интерес к рисованию и архитектуре. В 16 лет ему пришлось уйти из школы и устроиться в офис казначейства Манчестера, чтобы заработать денег. После этого он изучал торговое право, служил в Королевских ВВС и стал дипломированным пилотом, работал в пекарне, на заводе, в мебельном магазине.
🎓 Начал учиться архитектуре в Манчестерском университете градоустройства и архитектуры. В 21 год он выиграл стипендию на право обучения в США, после чего два года учился в Школе архитектуры Йельского университета.
▪️ Здесь Фостер познакомился с другим британцем — Ричардом Роджерсом. Вместе с ним и еще двумя архитекторами уже в Великобритании Фостер создаст «Бюро четверых».
📐 Проекты Фостера в Манчестерском университете демонстрируют, что он был довольно типичным для своего времени студентом — поклонником современной архитектуры и параллелепипедов разных пропорций.
▪️ Интересен его выпускной проект, с планом, отчасти напоминающим классическую архитектуру (римский домус, например). Очевидно, что большое влияние на него оказал Мис ван дер Роэ, у которого пристрастие к ясной геометрии и современным технологиям сочеталось с идеальной простотой всех решений («меньше — значит больше»).
💡 Что-то случилось с юным Норманом, когда он попал в Америку. Йельский университет в то время был местом очень живым и авангардным. Перед прибытием Нормана Фостера пост руководителя школы занял любитель сложных форм, хитро закрученных пространств, грубого бетона Пол Рудольф.
▪️ В проектах Фостера из школы в Йеле видно, что архитектору удалось перестроить свое мышление — он стал видеть не плоскости стен, пола и потолков, а конфигурации пространства и процессы, которые в этих пространствах проистекают. Это окажется решающим в его подходе в следующие годы.
1–3. Жилой комплекс Water Homes, арх. бюро Team 4, Колсдон, Великобритания, 1960-е
4–9. Skybreak House, арх. бюро Team 4, Рэдлетт, Великобритания, 1965
10. Кадр из фильма «Заводной апельсин», реж. Стэнли Кубрик, 1971
В 1962 году Норман Фостер и Ричард Роджерс вернулись в Британию, а через год основали «Бюро четверых» (Team 4).
👥 Кроме Фостера и Роджерса в бюро входили выпускницы факультета архитектуры Йельского университета Сью Брамвелл и Венди Чизман.
Обычно проекты начинающих архитекторов делятся на две группы 👇
🏠 Приходится делать гаражи, небольшие павильоны, самые простые строения. Этим занималась и Team 4. Одним из первых проектов бюро стал дом в Фоке, Корнуолл. Его заказали родители Сью Брамвелл, которые для строительства продали оригинальную картину Пита Мондриана.
💡 Но иногда заказчики предлагают что-то более сложное. Здесь фантазия молодых архитекторов часто обгоняет их опыт — появляются яркие и интересные концепции, которые заказчик не берется реализовывать.
🏗 Проект жилого комплекса из 120 домов Water Homes в Колсдоне, графство Суррей был самым важным для их команды, считал сам Фостер.
Это действительно не просто проект, а попытка представить себе современный образ жизни в рамках небольшого поселка, а в перспективе — найти общий принцип для организации общества. В проекте были подсчитаны размеры поселения и количество разной инфраструктуры, от поля для гольфа до детских площадок.☀️ Из реализованных построек «Бюро четверых» больше к себе привлекает внимание Skybreak House в Рэдлетте, Хартфордшир. Дом с интересной конфигурацией: ориентирован на максимум солнца, спускается по рельефу — очень узкий участок архитекторы использовали максимально эффективно.
▪️ Внутри дома, благодаря серии террас, на которые выходят комнаты (в обычном доме это был бы коридор), возникла большая гостиная с несколькими уровнями. В этом доме снимали некоторые сцены фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».
👣 Позже пути архитекторов разошлись. Фостер с женой учредил Foster Associates, а Роджерс — Richard Rogers Partnership.
1, 2. Newport School, Гвент, Уэльс, Великобритания — технологии дают человеку возможность быть свободным и творчески развиваться, учиться, общаться. Провода и прочая инфраструктура, спрятанные в потолок, не отвлекают внимания
3. IBM Pilot Head Office, Портсмут, Великобритания
4. IBM Distribution Centre, Гринфорд, Великобритания
5–10. Willis Faber and Dumas Headquarters, Ипсвик
После создания собственного бюро Норман Фостер начал реализовывать разные проекты, искать новые решения, развиваться и зарабатывать известность.
Вот только несколько из них 👇
🎓 Newport School в Гвенте. Интересен нереализованный проект школы, в котором видно отношение Фостера к технологии как к инструменту, который дает человеку свободу. Промышленные фермы создают раму, в которую заключен гибкий и открытый интерьер.
💾 IBM Pilot Head Office. Компании IBM требовалось за 18 месяцев построить временный офисный центр для тысячи сотрудников по максимально невысокой цене. На прилегающем участке планировалось возвести постоянную штаб-квартиру компании.
▪️ После нескольких вариантов Фостер предложил одноэтажное здание, объединяющее внутри множество функций — в том числе компьютерный зал, которому в те времена обычно требовалось отдельное большое помещение.
▪️ План здания очень гибкий и позволяет менять конфигурацию в зависимости от нужд. Благодаря этому здание, задумывавшееся как временное, успешно функционирует до сих пор.
▪️ В 1970-х бюро Фостера активно сотрудничало с IBM. Кроме Pilot Head Office архитектор спроектировал IBM Distribution Centre.
🖇 Willis Faber and Dumas Headquarters в Ипсвиче. Но действительно знаменитым сделал Фостера и его команду этот проект — офисный центры для компании Willis Faber and Dumas. Здесь в полной мере проявилось новаторское и смелое мышление архитектора.
▪️ Офис — это часть города, а не отдельное здание. Поэтому здание занимает участок, часть улицы и соседний участок, обводя их кривой линией стены так, как нужно владельцам.
▪️ Внутри здания равномерная сетка колонн как бы говорит, что здесь уже другие правила. Центром здания становится атриум, похожий на диагональ в Skybreak House, который ведет на крышу. Особую сложность представляли окна: архитекторы хотели поразить всех новым использованием стекла, почти без швов, полностью темным днем и прозрачным вечером.
▪️ Проект был замечен профессиональной прессой, которая отметила, что это здание предлагает новое понимание офисного пространства в целом.
📰 Журнал The Architectural Review писал в сентябре 1975 года в материале, посвященном этому проекту: «Конечно, достоинства здания Foster Associates для Willis, Faber & Dumas не сводятся только лишь к его впечатляющей стеклянной оболочке; но именно благодаря ей оно останется в истории… Но мы должны заглянуть в завтрашний день и спросить: „Каким был бы Ипсвич (или любое другое место), если бы в нем стены Willis, Faber & Dumas были не исключением, а нормой?”»
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Архитектура | Foster + Partners
Архитектура должна быть ориентирована на будущее и должна быть направлена на создание такого мира, в котором мы хотели бы жить в будущем. Мы считаем, что дизайн может стать катализатором позитивных изменений в окружающей среде. Наша работа — это попытка реализовать это видение и построить здания, опережающие свое время. Практика объединяет навыки архитектуры с проектированием, как структурным, так и экологическим, урбанизмом, интерьерным и промышленным дизайном, созданием моделей и фильмов, геометрией, исследованием материалов и многим другим — наша коллегиальная рабочая среда похожа на компактный университет. Работая вместе с самого начала, мы учимся друг у друга и объединяем наши знания для разработки полностью интегрированных дизайнерских решений.
ПроектыЛюдиКонтактыВакансии
Архитектура
Мы считаем, что лучшая архитектура получается из синтеза всех элементов, которые по отдельности составляют и определяют характер здания…
9 0008
Связь
Команда по связям с общественностью освещает работу практики через PR, веб-сайт и социальные сети, программы награждения, книжные публикации и выставки. Он также поддерживает технические группы с маркетингом, заявками и конкурсами, графическим дизайном и исследованиями.
Группа технического проектирования
Группа технического проектирования гарантирует, что специализированные решения и инновации, наряду с качеством строительства и техническими деталями, присутствуют во всей работе практики. Группа технического проектирования проводит обзоры технического дизайна проектов через регулярные промежутки времени после разработки схемы до ее завершения. Это гарантирует соблюдение высоких стандартов технического качества в каждом проекте.
Design Communications
Команда Design Communications отвечает за создание визуального оформления для всех проектов, от эскизов до фотореалистичных изображений. Играя ключевую роль в исследовательском процессе проектирования, команда создает и проектирует произведения искусства, которые иллюстрируют сложные отношения в построенной среде, уделяя особое внимание повествованию.
Экологическая инженерия
Группа экологической инженерии была основана на фундаментальном убеждении, что экологические системы должны быть концептуализированы в гармонии с архитектурой для поддержки устойчивого развития…
Промышленный дизайн
Выполняя широкий спектр работ, команда промышленного дизайна часто работает как неотъемлемая часть общей студии, проектируя конкретные элементы здания…
Городской дизайн и ландшафт
Проектирование в масштабе города — сложная задача, будь то генеральный план города, план реконструкции квартала или планирование новой системы общественного транспорта. В нашу команду входят планировщики и пространственные дизайнеры, экономисты и антропологи, а также ландшафтные архитекторы и инженеры по мобильности, которые вместе работают над созданием процветающей и устойчивой среды. В эту эпоху беспрецедентных социальных, технологических и экологических изменений наш подход предвосхищает эволюционные изменения и быстрые преобразования, формирующие нашу городскую среду.
Структурная инженерия
Структурная команда работает над проектированием и реализацией проектов по всему миру. Идея дизайна команды заключается в том, чтобы найти наиболее элегантное минимальное решение структурных проблем конкретного проекта – определить «неизбежное» решение, из которого ничего больше нельзя удалить… Принципы устойчивого дизайна всегда были неотъемлемой частью работы практики.
Консультации по рабочему месту
Команда Консультативного отдела по рабочему месту разрабатывает стратегии, помогающие нашим клиентам в достижении их долгосрочных целей. В контексте физического пространства разработка этого плана влечет за собой широкий спектр знаний и результатов, охватывающих четыре основных аспекта: организационный уровень или людей…
Визуализация и фильм
Группа визуализации и фильма производит архитектурные визуализации, анимацию, анимационную графику и фильмы для практического использования на этапах концепции, строительства, маркетинга и окончательных презентаций.
Центр исследования материалов
Предоставляя информационные и исследовательские услуги для практики, Центр исследования материалов и Информационный центр вместе изучают текущие и новые материалы, продукты, компании, технологии, инновации, устойчивость и технические вопросы. . Центр исследования материалов — это внутренний справочник, в котором хранится более двадцати тысяч образцов материалов и изделий. Информационный центр представляет собой физическую библиотеку литературы по продуктам, включая брошюры, каталоги и техническую информацию.
Группа специалистов по моделированию
Группа специалистов по моделированию занимается тремя основными областями: геометрией, строительной физикой и инновациями. Команда геометрии работает над комплексным геометрическим моделированием и стратегиями изготовления. Команда строительной физики изучает движение естественного света, воздуха и звука, уделяя особое внимание комфорту жильцов. Инновационные проекты включают в себя совместные исследования с университетами и отраслевыми партнерами, изучение далеко идущих идей от биоинженерии до внепланетарной 3D-печати.
Прикладные исследования и разработки
Группа прикладных исследований и разработок (прикладные исследования и разработки) представляет собой интегрированную междисциплинарную команду архитекторов и инженеров, которые также являются опытными программистами. Наш опыт простирается от искусства, аэрокосмической техники и компьютерных наук до ландшафтной архитектуры, проектирования конструкций и прикладной математики…
Интерьеры
в, мы прививаем чувство преемственности и связи с более широким миром. Отправной точкой для любого дизайнерского решения является понимание потребностей людей и того, как будет использоваться пространство. Целью является создание интерьеров, одновременно функциональных и элегантных, вызывающих ощущение места и дополняющих внешний вид здания.
Управление проектами
Группа управления проектами (PMG) оказывает ключевую поддержку группам разработчиков, позволяя использовать самые современные стандарты управления проектами, внедренные практикой…
Изготовление моделей
В трех собственных мастерских мы изготавливаем модели для презентаций, эскизные модели и макеты всех стилей, размеров и масштабов. Скорость в сочетании со способностью быстро интерпретировать брифинг имеет первостепенное значение для оперативного обслуживания. Мы поддерживаем современные знания обо всех видах деятельности по моделированию, от методов и стилей до инновационных новых технологий. Это происходит параллельно с поддержанием и развитием наших традиционных ремесленных навыков. Наше глубокое понимание последних событий в отрасли жизненно важно для нашего успеха и нашей способности развиваться как команда. Наши мастерские полностью оснащены множеством цифровых и традиционных машин. В связи с растущим спросом на инновационные модели наши мастерские расширились благодаря нашему творчеству, включив в себя более крупные мастерские, что позволило нам расширить нашу команду, изготавливать крупномасштабные макеты и создавать большие модели для презентаций и соревнований.
Лорд Норман Фостер: «Я до сих пор получаю тот же кайф от проектирования зданий» | Норман Фостер
Лорд Норман Фостер, 86-летний архитектор, в основном известен своими вещами, которые не двигаются: величественными культовыми зданиями, такими как Корнишон и Большой двор Британского музея в Лондоне, Рейхстаг в Берлине и Кампус Apple Park в Калифорнии, завершенный в 2018 году. Хорошо, он также был частью команды, стоящей за мостом Миллениум через реку Темзу, который так тревожно раскачивался в день открытия, что был переименован в «Шаткий мост», но вскоре это было решено. достаточно.
Однако как человек Фостер постоянно находится в движении. Он живет между Великобританией, Швейцарией, Испанией и США. Со своей архитектурной студией Foster + Partners и фондом он реализовал проекты на шести континентах (давай, Антарктида, поручи ему!). Все его любимые развлечения связаны с мобильностью и скоростью: спортивные автомобили, езда на гоночном велосипеде и полеты (он имеет право пилотировать как реактивные самолеты, так и вертолеты). Этой зимой он завершил свой «28-й или около того» лыжный марафон. Фостер обладает лазерным мышлением, так что это число почти наверняка верное. Мы упоминали, что ему 86 лет, не так ли?
Когда я указываю на это скромное несоответствие, Фостер смеется. «Семейный девиз: «Единственная постоянная — это перемены», — говорит он. «Это звучит немного претенциозно, но это как бы встроено в нашу ДНК, и я думаю, что это правда во всем. Это верно для истории, это верно для событий, архитектуры, дизайна, всего. Все в жизни».
«Культовое сооружение»: корнишон. Фотография: Lois GoBe/AlamyФостер еще немного обдумывает. «Я не могу отделить один аспект своей жизни от любого другого: один влияет на другой», — продолжает он. «Так что да, я вижу аналогии между катанием на беговых лыжах или езде на велосипеде и тем, как вы можете запечатлеть вид с помощью комнаты — связи с природой. Когда я начал профессионально работать архитектором, я страстно верил, что если у вас есть луч солнечного света, если у вас есть вид, то вы будете счастливее. Разница в том, что это было научно доказано. Итак, по статистике, если вы перенесли операцию в больнице и из вашей спальни открывается вид, вы покинете эту больницу раньше. Вы выздоровеете быстрее, чем кто-то, например, в комнате, которая может смотреть на глухую стену».
Сегодня днем Фостер в Бильбао, в Музее Гуггенхайма, осматривает выставку, о которой он думал большую часть своей жизни. Он называется Движение. Автомобили, искусство, архитектура и рассматривает прошлое, настоящее и будущее автомобилей в то время, которое, по мнению Фостера, является ключевым в его истории. С появлением электромобилей и беспилотных автомобилей доминирующий вид транспорта более века может оказаться на грани исчезновения. «Эта выставка почти как реквием по эпохе горения», — говорит Фостер по видеосвязи из музея.
Курирование выставки явно было мечтой Фостера, который сегодня носит образ, который иногда называют «архитектурным повседневным»: черная водолазка, черный блейзер. Выросший на окраине Манчестера, во время Второй мировой войны и после нее он был одержим самолетами и автомобилями. Фостер выиграл место в гимназии, написав сочинение с яркими подробностями, в котором описывалась дуэль между двумя гонщиками на Нюрбургринге в Германии. Этому ребенку теперь дали полную свободу действий, чтобы собрать 38 самых редких автомобилей, когда-либо сделанных, в одном месте. К ним относятся Bugatti Type 57 SC Atlantic, четыре из которых были изготовлены в период между 1936 и 1938, и только три все еще существуют.
Не все варианты являются суперкарами: есть VW Beetle 1951 года, оригинальный Mini, джип Willys MB. Фостер не скрывает, что некоторые его выборы могут быть субъективными. В начале 1960-х, когда он был студентом-архитектором, он проехал на «Жуке» по Соединенным Штатам со своим другом Ричардом Роджерсом. Некоторое время мужчины были партнерами, прежде чем разойтись и стать пионерами британской традиции архитектуры, известной как «хай-тек» в XIX веке.70-х, включая Центр Помпиду в Париже, шедевр Роджерса, который открылся в 1977 году. Пара оставалась близкой до смерти Роджерса в декабре прошлого года.
«Это была очень познавательная поездка, — вспоминает Фостер. «Америка того периода была экстраординарной в культурном отношении: архитектура Фрэнка Ллойда Райта, открытие работы европейцев, таких как Мис ван дер Роэ, которые действительно построили свои самые важные работы в Америке. Итак, да, смесь дороги, путешествий, озарений, культуры, архитектуры, картин, музыки, джаза… Это был необыкновенный период».
Фостер демонстрирует связь между культурой вождения и культурой-культурой в новой выставке Motion . Наряду с маслкаром и зловещим хот-родом в комнате Американы есть скульптура Дональда Джадда и картины Эда Руши и Роберта Индианы. В другом месте есть огромный мобиль Александра Колдера, Лежащая фигура Генри Мура и шелкография Энди Уорхола с изображением автомобиля Benz 1886 года. «Это действительно стремление разрушить барьеры между тем, что является искусством, что не является искусством, что такое дизайн?» говорит Фостер. «Чтобы увидеть, как в некоторых случаях художники предвидели обтекаемость, прежде чем обтекаемость автомобиля или самолета. Так что это действительно целостный взгляд на дизайн».
Если что-то и соответствует идее «единственная постоянная перемена», считает Фостер, так это автомобиль. Когда он появился на сцене, его рассматривали как экологически прогрессивный инструмент, меняющий правила игры. Теперь не так много. «На рубеже 19 и 20 веков автомобиль был героем, — говорит Фостер. «Именно белый рыцарь спас города, захлестнувшие растущей волной конского навоза и мертвых туш. Это украсило город. С тех пор он стал городским злодеем, загрязнителем в том же смысле, в каком загрязнителем была лошадь».
Изысканная геометрия: Большой двор Британского музея. Фото: Alex Segre/AlamyЧто касается того, что будет дальше с автомобилем, у Фостера есть собственное мнение, но он также попросил 16 школ дизайна и архитектуры, от Королевского колледжа искусств до университетов по всему миру, представить видение. для будущего мобильности. Они будут решать проблемы городских заторов, нехватки ресурсов, загрязнения — важные вопросы, над которыми, по мнению Фостера, должны задуматься все дизайнеры и архитекторы.
Фостер ищет контакты с молодым поколением: он гордится тем фактом, что средний возраст в его архитектурной студии, которая является крупнейшей в Великобритании, обычно составляет около 30 лет. Итак, барон Фостер из Thames Bank, на сколько лет вы себя чувствуете? «Я чувствую себя таким же молодым, как люди, с которыми я работаю, общаюсь и разделяю увлечения», — восклицает он. «Мне нравится делать все то, что я делал всю свою жизнь, и я не вижу причин что-то менять».
Через несколько дней мы снова встречаемся с : Фостер сейчас в Лондоне, с видом на Темзу ясным ранним весенним утром. Он ожидал, что деятельность Foster + Partners, которую он основал в 1967 году вместе со своей покойной женой Венди, резко замедлится в период Covid. Компания подготовилась, уволив 70 сотрудников, которые не могли работать из дома, в марте 2020 года. Но, как оказалось, бизнес продемонстрировал «замечательную финансовую устойчивость», согласно отчетам, опубликованным в январе. Их прибыль — 36,2 млн фунтов стерлингов до налогообложения — на самом деле была выше, чем до пандемии. Foster + Partners полностью вернула деньги за отпуск, около 500 000 фунтов стерлингов.
«Мы все были удивлены тем, как работает эта технология, — говорит он. «И энергия и находчивость команды. Но я думаю, это также заставило нас остро осознать важность физического объединения. Уроки истории заключаются в том, что подобное событие ускоряет уже очевидные тенденции и усиливает их».
Фостер неизменно демонстрирует проницательную деловую хватку. Ричард Роджерс часто отдавал должное Фостеру за то, что он сделал себя сам. В то время, когда многие архитекторы происходили из привилегированных семей, отец Фостера был чернорабочим, а затем управлял ломбардом. Когда Фостер начал встречаться с другими британскими архитекторами, его конкурентами в XIX70-х и 80-х, выходя из бизнеса, он инстинктивно понял, что ему нужно сделать свою практику глобальной. Это привело к тому, что в 1988 году было построено одно из его замечательных первых зданий — штаб-квартира HSBC в Гонконге (Фостер признал, что его фирма, скорее всего, обанкротилась бы, если бы не получила комиссию). Сегодня самым загруженным регионом для Foster + Partners является Ближний Восток, где у компании четыре офиса.
Три степени: Фостер с Ричардом Роджерсом и Карлом Эбботтом в Йельском университете в 1962 году. Фото: Rogers Stirk Harbour + PartnersКаким бы энергичным он ни был, Фостер явно думает о преемственности. В начале 2000-х у него диагностировали рак кишечника и сказали, что жить ему осталось всего несколько недель. Он полностью выздоровел, но в октябре прошлого года продал контрольный пакет акций Foster + Partners канадской частной инвестиционной компании Hennick & Co. Фостер и его семья остаются вторым по величине акционером, и в будущем он представляет себе, что он называет «моделью постоянного партнерства», которая приведет к «упорядоченной» передаче власти, первоначально между существующими 180 партнерами на практике.
Я спрашиваю Фостера, какое определяющее личное качество он привносит в свою работу. «Никогда не быть удовлетворенным», — отвечает он. Что это значит для тех, кто придет после него? «Знаете, архитектура, пожалуй, больше, чем любая другая профессия, — это командная работа, — говорит он. «Задействовано множество профессий, а затем воплощение идеи, мечты, как бы вы ее ни описывали, в реальность здания — это длительный процесс, требующий невероятных командных усилий на строительной площадке. Если вы посетите любую строительную площадку, вас удивит, что в результате этого процесса получается готовое здание! То, как вы добиваетесь этого на разных континентах, — это действительно стимул и вызов — и это выходит за рамки любого отдельного человека».
Работа Фостера по-прежнему разделяет. Только в прошлом месяце местные советники отклонили проект винодельческого комплекса в Кукстоне, графство Кент, стоимостью 30 миллионов фунтов стерлингов, а один из них сравнил его с «Дворцом телепузиков». Foster + Partners также подверглась критике за то, что продолжает проектировать аэропорты, несмотря на экологические проблемы. Для Фостера эта критика совершенно ошибочна. Было бы совершенной халатностью со стороны архитекторов и проектировщиков, считает он, , а не работать над такими проектами. Фостер давно говорит о важности «устойчивого развития»: кампус Apple Park на 100% питается от возобновляемых источников энергии; Европейская штаб-квартира Bloomberg в Лондоне имеет «жабры», помогающие «дышать», и использует на 70% меньше воды и на 40% меньше энергии, чем обычные офисные здания.
Конкретное мышление: Норман Фостер. Фотография: Oier Rey Delika/Guggenheim Museum Bilbao«Изменение климата и противодействие изменению климата — это проблема дизайна в самом фундаментальном смысле», — говорит Фостер. «Это полностью о дизайне».
Разве это не большая нагрузка на архитекторов? «Одним из ключевых ингредиентов в самом широком смысле этого слова является «энергия», — говорит он. «И у нас есть источники чистой энергии. Ядерная энергия с огромным отрывом по статистике является самой безопасной, безуглеродной и самой чистой формой энергии. И, что интересно, с точки зрения отходов, 10 миллионов человек ежегодно умирают из-за плохого качества воздуха, либо потому, что они растут рядом со сжиганием отходов животноводства, дерева или угля, либо просто из-за плохого качества воздуха в городах.
«В конце концов все сводится к дизайну. Посмотрите в окно, все, что вы видите, чистое или грязное, загрязняющее окружающую среду или нет, в какой-то момент было спроектировано и сделано.