Орнаменты и узоры что это – Что такое орнамент и что есть узор

Содержание

значение узоров и орнаментов | Русские орнаменты и узоры

Друзья, приветствую!

Символы появились очень давно. Ведь, если посмотреть внимательно на древние знаки — у всех народов они почти одни и те же. Символы — это информация. В основе лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём. Правильно применив символ — мы можем достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.

На данной странице будет размещаться сводная информация по значению символики русских узоров и орнаментов в виде таблицы с функцией поиска. Таблица будет обновляться символами и дополняться постоянно.
Если с Вашей стороны будут какие-то дополнения — я их обязательно внесу.

Узор (Символ)НазваниеЗначение
1АлатырьЗвезда Алатырь (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной.
Знак Алатырь — Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине.
На рушниках вышивают, когда посвящают их в Храмы, на жертвенные столики, Покутье — Символ Рода. В нем сокрыты все черты и резы (руны), сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и другие священные знаки, ибо он — основа и конец. Все другие обереги лишь малые проявления его.
2Берегиня (Рожаница)Берегиня — это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.Берегиня – женский образ — защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать», «обереги»), очищатет , оздоравливает родовые связи. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие.
Изображения Берегини – женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения.
3Мировое дерево (Древо жизни)Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет.
Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые — (Богородица, Параскева), у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) Змей. Образ объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога) — координаты и временные координаты ( загадка: «На дороге дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» — год -12 мес., месяц- 4 нед.)
Образ Мирового дерева часто встречается в заговорах. Мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана (“пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо (яблоня, береза, кипарис, явор). Мировое дерево — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы. На ногах женских фигур размещался знак земли (ноги богини — как корни дерева, которые находятся в земле). Поэтому иногда Берегиню изображали и змееногой, (земля — место проживания Змея).
4Коловрат (Свастика)Коловрат (Свастика) — это символ Солнцеворота. Русское имя этого знака — «Ерга» или «Ярга». Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов.
Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода (Оси Мира — Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов (движущихся сторон). Также Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. У русских, и вообще у славян, этот знак был известен с незапамятных времен, использовался в качестве оберега в вышивке и домовой резьбе. Вариантов изображения — множество. Однако, по направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу (Солнце Яви) – благотворная, созидательная Сила, против солнца (Солнце Нави) – разрушительная Сила. Правосторонняя свастика воспринимается как знак превосходства интуитивных сил над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических ,инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей.
5





Орепей (Арепей)Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Гребенчатый ромб, известный на территории Рязанского края под народным названием “орепей”, или “арепей”, (он же “репейник”, “дубок”, “колодец” в других местах), в звучании которого явственно пристуствует корень *ар, присутствующий в таких словах “арий”, “Арата”, “Аркона”.
Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри — символ «засеянной земли», то есть плодородия, в том числе женского.
В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством.
В локтевой зоне как «предок».
На подоле — как вход в потусторонний мир или также «предок».

rusorn.ru

Узоры и орнаменты (геометрический) на посуде: картинки

С глубокой древности различные узоры были неотъемлемой частью быта первых людей. Простые, на первый взгляд, точки и хаотичное расположение прерывистых линий, имело большое магическое значение в жизни племен. С помощью нанесения рисунков – оберегали жилище, отгоняли диких зверей и злых духов, подманивали добычу охотникам. Повторяющиеся в определенном порядке изображения, символизировали плодородие. Ими пытались усмирить буйство стихий, внести мир, здоровье и благополучие всему роду.

Узоры и орнаменты на посуде

Узоры и орнаменты на посуде

Что такое орнамент и его отличие от рисунка и узора

Рисунком считается любое графическое изображение на поверхности, сделанное руками человека с помощью точек, линий, пятен и других техник. Это древнейший вид изображения, его начало восходит к палеолиту. Обычно в виде наскальной живописи, изображений животных и охотничьих сцен.

Узор – это рисунок, который несет информацию, символическую смысловую нагрузку. В древности означал своеобразный «идентификационный документ». Надеть одежду мужчине с «женским» узором было просто немыслимо. Так же как и женщине, одежду с символами для детей или подростков. По виду изображения на Руси каждый мог определить родовую принадлежность, общественное положение, примерный возраст и ремесло хозяина. Узоры на посуде наносились с целью отогнать различные хвори и лихоманки, придать здоровье членам семьи. Считали, что в расписанных специальными узорами деревянных и глиняных горшках и мисках долго не портится пища. Еда становится вкуснее и к ней не может прикасаться нечистая сила с целью порчи.

Орнамент (в переводе с латыни) – украшать. Он заключается в ряде элементов, сменяющими друг друга по очереди в строгом порядке. Используется для украшения, является законченным произведением, формирует художественное восприятие человека. Определенный орнамент может любую поверхность заставить выглядеть больше или меньше, придать объем, движение, изогнуть в разных направлениях.

Правила расположения

Нанесение орнамента ведется по определенным схемам:

  • Ритм – сменяющиеся рисунки или их части в порядке строгой очередности, может идти в порядке возрастания или убывания. Для него характерно повторение узоров, их наклонность, определенные развороты, пространство между рисунками или мотивами;
  • Повторение – характерные узоры многократно чередуются через равные промежутки. Создает чувство спокойствия, законченности, стройного завершения композиции;
  • Чередование – рисунки и их части располагаются через равные промежутки по длине, ширине или в шахматном порядке. Придает посуде разнообразие, оживляет. Различается по ритмам – одинаковые рисунки или картинки чередуются в контрастном порядке, изменяются по положению (вертикали или горизонтали), изменяются по расцветке, по размеру, происходит наложение элементов.
  • Симметрия – одинаковые узоры или части наносятся по разные стороны от центральной точки, различные композиции – по разные стороны от оси. Все детали узора наносятся соразмерно друг другу, сохраняя пропорции мотива;
  • Несимметричность – картинка располагается обычно в центре (тарелки, подноса), а вокруг наносятся чередующиеся части орнамента;
  • Инверсия – разнообразные элементы и части узора расположены по разные стороны центра или оси, или наносятся в обратном порядке.

Орнамент на посуде обычно располагается:

  1. По краю изделия.
  2. От центра или оси, с постепенным наращиванием композиции.
  3. По центру и краю.

Виды орнамента

Все орнаментальные узоры можно разделить на три основных:

Изобразительный – подразумевает конкретику в нанесении: человека, животного, растений, пейзажа, архитектуры, природы или символических рисунков.

Неизобразительный – геометрические формы и их части, необычные фигуры и композиции, обладающие неопределенными контурами.

Комбинированный – сочетание изображений и конкретных фигур с необычными элементами.

Орнаменты подразделяются по:

  1. Изобразительным темам – бывает геометрический, цветочный, изображение людей, животный мир, каллиграфический, абстрактный, иллюзорный и т. д.
  2. Стилю – античный, готика, барокко, рококо и т. д.
  3. Национальности – русский, украинский, и т. д.
  4. Типу изображения – плоскостной, рельефный (с возвышением), контррельефный (с углублением).

Технический орнамент стал  первой формой изображения, которая получилась в результате человеческой деятельности. Это полоски, спирали и завитки, возникшие на глиняной посуде, при гончарной работе.

Из геометрических фигур

Орнамент на посуде «геометрический» основан на базе технического и символического. Он имеет четкие границы, состоит из прямых, точек и фигур. В нем строго следует повторение частей рисунка и определенной расцветки. Каждая фигура содержит первичное изображение, например, окружность – солнце и т.д.

Геометрические узоры и орнаменты на посуде идеальны для современного стиля. Они прекрасно подходят для кухни, оформленной в скандинавском стиле, хай-тек, модерн. Особенно выигрышно красивые узоры выглядят, если помещение оформлено в спокойных тонах.

Геометрический орнамент на тарелках

Геометрический орнамент на тарелках

Растительный (цветочный)

Второй по популярности орнамент – растительный или цветочный. Для любой страны мира в определенные века характерен свой, традиционный орнамент на посуде. Для Китая и Японии излюбленное растение для росписи – хризантема, в Индии – фасоль, в России – березки, подсолнечник. С возникновением христианства, в Средние века, изображать стали трилистник и виноградную лозу. Готике присущ гранат и чертополох. Пышные розы 18-го века затмили тюльпаны предыдущей эпохи, а на смену им пришли ирисы и лилии.

Растительный орнамент

Растительный орнамент

Растительный узорРастительный узор

Животный (анималистический)

Для этого орнамента возможны рисунки животных, птиц, рыб в реалистическом жанре, и символично. В таком случае он приближен к фантастическому. Изображения мифологических и сказочных персонажей (драконы, единороги, жар-птицы) особенно распространились в странах Древнего мира. Техника в стиле фэнтези характерна и для Средних веков, когда запрещались рисунки людей и животных. В хохломской живописи или гжели наиболее часто изображаются реалистичные лошади, птицы. Палехское письмо показывает сказочный мир. В современной анималистической росписи посуды с орнаментом, могут быть любые представители животного мира.

Дракон на тарелке

Дракон на тарелке

Пейзажный (природный)

Пейзажные композиции на посуде могут изображаться в виде сюжетов на фоне гор, рек, водопадов. Иногда дополняются рисунками людей, животного мира, цветочными орнаментами. В основном изображаются в картинках городецкой росписи, гжели, палехской миниатюре.

природный орнамент на посуде

природный орнамент на посуде

Ленточный

Такой тип композиции выполняется в форме полоски или ленты. Как правило, состоит из чередующихся узоров и имеет четкие границы как в верхней части, так и в нижней. В оформлении посуды используют бордюр и кайму.

Бордюр изображается в виде серпантина, состоящего из чередующихся узоров, разделенных элементами. Узоры могут быть одинаковой величины, но различаться по цветовой гамме, или одного цвета, но разных типов, размеров, выполнены контрастно. Лента или полоса идет от центра в разные направления и оформляет края плоских тарелок и блюд, или сферической посуды.

Кайма – вид ленты или полосы из чередующихся элементов и композиций, обрамляющей картинки посуды с узорами и орнаментами.

Тарелки

Тарелки

Сетчатый

Этот вид орнамента представляет геометрическую основу в форме сетки, на которой расположены различные мотивы. Обычные формы – в виде квадрата, прямоугольника, треугольника, реже – параллелограмма, ромба. Арабеска – тип сетчатого геометрического орнамента, в нем фигуры одного вида, накладываются друг на друга в различных сочетаниях, что создает бесконечные переплетения оригинального узора.

Узор арабеска

Узор арабеска

Меандровый (греческий)

Этот старинный орнамент образуется сплошной полосой, изгибающейся под прямым углом. Также меандровый орнамент называется одномотивный или раппортный, в нем сменяющиеся рисунки чередуются, повторяется определенная композиция. В оформлении посуды,  используется как бордюр, для украшения.

Меандрвый узор

Меандрвый узор

Каллиграфический

Этот тип орнамента выполняется в виде вензелей букв и частей текста, нанесенными различными способами. В результате получаются каллиграфические рисунки, в которых буквы искусно переплетены и сложены в различные мотивы. Особенно широко искусство каллиграфической росписи предметов домашнего быта и посуды распространилось в мусульманских странах, где запрещены изображения живых существ.

Посуда с калиграфическим узором

Посуда с калиграфическим узором

Предметный

Вещные или предметные узоры возникли в Римской империи, пользовались огромной популярностью в эпоху рококо и барокко. Они отличаются чередующимися рисунками музыкальных инструментов, элементов искусства, бытовой тематики, военной, театральной и так далее.

Посуда

Посуда

 

Полихромный

Узор, в выполнении которого используется вся цветовая гамма, широко популярен при росписи посуды, разной кухонной утвари. Наиболее распространен и  востребован, чем монохромный.

Посуда

Посуда

Символический

Символический орнамент изображений оформился, как условное обозначение людей, животных, растений и инструментов. Его история возникла в Египте, территориях Древнего Востока, и сейчас в России изображения пользуются популярностью, особенно в геральдике. Мезенская роспись также базируется на символизме.

Символы на посуде

Символы на посуде

Центрический

Это орнамент, при котором разные элементы вписывают в геометрическую замкнутую форму (квадрат, многоугольник и т. д.), она обычно располагается в центральной части изделия. Рисунок, который вписывают в окружность, называют – розетта. Мотив одиночен, либо повторяется с поворотом (поворотная симметрия).

Тарелка

Тарелка

posudaa.ru

Значение кельтских узоров и орнаментов

Конечно же, говоря об Ирландии, многие из нас вспоминают древний народ — кельтов. Несмотря на то что кельты занимали обширную территорию — помимо Ирландии жили и на территории современной Великобритании, Франции, Бельгии и т. д., —именно Ирландия является прямой наследницей их самобытной культуры и искусства.

Кельты представляются загадочным народом — кажется, что Ирландия пропитана мистическими тайнами кельтов. Достаточно вспомнить таинственных друидов, обладающие магической силой руны и сложные, невероятно красивые орнаменты, которым кельты придавали не меньшее значение, чем рунам.

Сейчас про значения орнаментов уже мало кто задумывается. Кажется, что их выбивали на камнях, рисовали на стенах и расшивали ими одежду просто для красоты. Но это, конечно же, не так. Кельты как раз отличались тем, что всему придавали огромное значение. И мне хочется напомнить читателям о том смысле, который кельты вкладывали в свои невероятные узоры.

Кельтские орнаменты составлены из отдельных узлов, каждый узел состоит из непрерывной нити, обозначающей жизненный путь человека. Вот такими «плетёнками» кельты обозначали жизнь определённых людей.

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 1

Ещё одним важным символом являлся «лабиринт» — он ведёт от периферии к центру и обозначает духовную концентрацию, непрерывность и связность всех вещей во вселенной.

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 2

Кельтский крест — союз земных и небесных сил, женского и мужского начал. Концы креста символизируют духовное расширение сознания, а внутренний круг — союз сил земли и неба:

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 3

Спирали (или «трискель») — символ стихий, символ равновесия земли, воды и неба. Он также обохначает тройственную природу духа, сконцентрированную в одной точке и уходящую в бесконечность.

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 4

«Древо жизни» — священное дерево, пьющее своими корнями воды жизни из сердца Матери-Земли, раскрывая ветви своей кроны в небесах. Соединяет Небо и Землю, обеспечивая связь между земным и небесным. Думаю, теперь становится понятно, почему кельты поклонялись деревьям 🙂

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 5

Трилистник — символ единства Земли, Неба и Огня, символ удачи и расположения Богов. Да-да, это и есть листик клевера! 🙂

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 6

Птицы — небесные посыльные, символы духа, освобождённого от земных связей, общающиеся с небесными силами -—вестники Богов.

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 7

Змеи — символы целительства, защитники здоровья, символы мудрости, регенерации, возрождения, восстановления жизненной энергии.

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 8

Дракон — дух-защитник, страж врат в иные миры, охраняющий жителей Земли от вторжения враждебных сил.

Значение кельтских узоров и орнаментов, фото № 9

В моей статье приведены, конечно, не все кельтские символы, их гораздо больше. Но эти самые известные и распространённые.

Древние кельты орнаментами писали целые истории — летописи событий жизни отдельных людей и целых народов, записывали мифы, легенды и отображали важные события.

Надеюсь, что теперь, зная значения орнаментов (если вы их раньше не знали, конечно), будет гораздо интереснее использовать их в своём творчестве.

P.S.: При составлении статьи были использованы картинки из книги Криса Дауна «Кельтские узоры».

www.livemaster.ru

Для чего нужен орнамент?

Искусство орнамента очень древнее. Возникло  оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают  цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость  мотива. Для орнамента характерны так же перевод  реальных форм  и предметов  в условные орнаментальные  изображения, высокая  степень декоративного  обобщения, отсутствие  воздушной перспективы (плоское изображение).

Для чего нужен орнамент?

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;

орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.      

Орнамент классифицируют:  

1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2. По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3. По народной принадлежности: украинский, белорусский,  греческий и т.д.

4. По изобразительной  форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный( небольшое углубление  внутрь).

Характеристика  орнаментов по изобразительным мотивам

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы.

Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).

Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка.

В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис.

Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии).

В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном(анималистическом)орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.


Характер  орнамента зависит также  от национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.

Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях.

При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стилевым  особенностям  орнамент  бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно.

Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire — империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Смотрите также:
  • Тепловая завеса фирмы Балу
  • Тепловая завеса фирмы Тепломаш
  • Маты для теплого пола
  • Терморегулятор для теплого пола: назначение и устройство
  • Виды и особенности плиточного клея
  • Увлажнитель воздуха для детской комнаты
  • chudoogorod.ru

    геометрические и растительные орнаменты в интерьере

    Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.


    Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

    Что такое орнамент?

    Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

    Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

    • геометрические орнаменты
    • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
    • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии


    Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

    Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

    Геометрические орнаменты

    Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
    Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

    Тартан


    Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

    Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.


    Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

    Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

    Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

    Четырехлистник


    Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

    Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

    История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.


    Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

    Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

    Растительные орнаменты

    Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое — это хорошо забытое старое».

    Пейсли


    Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

    Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.


    Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

    Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

    Дамаск


    Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

    Дамаск — это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.


    Дамаск в современном интерьере, Architects Paper®, a brand of A.S. Création Tapeten

    В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.

    Меандр


    Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

    Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.


    Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

    В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

    Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

    Орнамент — это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его цветовую гамму и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

    www.diy.ru

    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента » Перуница

    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

    Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

    Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

    Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.


    Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

    Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

    Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

    Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

    Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

    Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
    Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

    www.perunica.ru

    Создаем простые орнаменты | Журнал Ярмарки Мастеров

    Прошлый мой мастер-класс был о композиционных схемах, которые используются в росписи. Я намерена вернутся к этой теме, но позже. Сегодня я расскажу о простых орнаментах.
    Орнамент придает законченный вид работе. Тренируемся сначала на листе бумаги. Орнамент состоит из одного повторяющегося мотива. Поэтому нужно прикинуть, сколько мотивов войдет в пространство, которое вы отвели под это дело. Пользуйтесь линейкой. Можно поставить точечки, обозначая тем самым начало и конец.
    Вот самый простой орнамент.

    Создаем простые орнаменты, фото № 1

    Начинаем с точек. Потом изогнутой линией соединяем верхнюю часть 1-ой точечки и нижний край 2-ой точечки.

    Создаем простые орнаменты, фото № 2

    Перед началом поставьте точки, чтобы обозначить размеры завитка. Завитки дополняются капельками или точками. Можете поэкспериментировать.

    Создаем простые орнаменты, фото № 3

    А вот орнамент из скобочек и капелек. Сначала рисуются скобочки, потом капельки.

    Создаем простые орнаменты, фото № 4

    Здесь последовательность такая: скобочки, сетка, капельки. Но можно и капельки сначала, а потом сеточку.

    Создаем простые орнаменты, фото № 5

    Еще один пример простого орнамента.

    Создаем простые орнаменты, фото № 6

    Это пример более сложного орнамента, но в его основе — капельки.

    Благодарю за внимание!

    www.livemaster.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *