Некогда «приют спокойствия, трудов и вдохновения». В наши дни — романтические уголки с пока еще уцелевшими величественными домами и тенистыми аллеями. Усадьбы и по сей день живут своей размеренной загородной жизнью, только вместо поколений, сменявших друг друга среди семейных портретов, — гости. Сбежавшие от городской суеты в прошлое.
Дворянское гнездо. Усадьба Марфино
В прямом и переносном смысле. Имение, ставшее съемочной площадкой одноименного фильма, принадлежало нескольким именитым владельцам. Хозяйский дом в псевдоготическом стиле, обширный парк с беседками и прудами уцелели, несмотря на наполеоновское нашествие и безжалостное время. Сохранился и каменный мост, и беседки. Пруды, творения рук крепостных и рукотворные острова с романтическими названиями: ожидания, встречи любви, расставания. Сколько ожиданий и расставаний минуло за столетия — помнят лишь каменные грифоны, что беспристрастно взирают на суету этого мира.
Демидовская дача… или романтика Нижнего Тагила
Единственное загородное имение ХIX века посреди промышленного центра. Более века назад Красногвардейская улица была Матильдиным предместьем, названным в честь супруги Анатолия Демидова — принцессы Матильды де Монфор, племянницы императора Наполеона. Построена усадьба русским инженером и изобретателем Фотием Швецовым, а Демидовы были вторыми владельцами. Вслед за утонченными барышнями и промышленниками по лестнице лимонного особняка ступали железнодорожники, комсомольцы, спортсмены. С 2013 года Демидовская дача стала музеем.
Где жил Ленский, или Усадьба Дмитрия Веневитинова
Дом поэта-романтика, философа и критика начала XIX века, чей образ использовал четвероюродный брат Александр Пушкин для своего романтичного персонажа из «Евгения Онегина». Но есть и другое название — «Дом, в котором жила и работала писательница Этель Лилиан Войнич». Автор «Овода» работала в усадьбе гувернанткой. Возможно, секрет литературного вдохновения обитателей усадьбы под Воронежем — в живописности уголка на левом берегу Дона. Веневитинова усадьба — одна из немногих для своего времени дошла до наших дней в идеальном состоянии; даже каменные дорожки не изменили рисунка с XVIII века.
Усадьба Суворова в Кончанском, где полководец пел в церковном хоре
Единственное из сохранившихся ныне суворовских владений. В XVIII веке Кончанское — суворовская вотчина, где Александр Суворов жил в ссылке и откуда отправился в Итало-Швейцарский поход. Усадьба расположена в 250 километрах от Великого Новгорода. Воссоздан дом полководца, сохранился парк, который занимал 4,5 гектара. По преданию, несколько лип в этом парке посадил сам Александр Васильевич. А неподалеку от усадьбы, в селе Сопины, находится каменная церковь Живоначальной Троицы, построенная по приказу и на средства Суворова.
Усадьба Приютино: «Я вас любил…»
…Писал Александр Сергеевич Пушкин, по одной из версий — Анне Олениной. Поэт часто бывал в загородной вотчине президента Академии художеств: Алексей Николаевич оформлял первое издание «Руслана и Людмилы». А поэт проникся романтическими чувствами к дочери хозяина усадьбы. Способствовала этому и романтичность места: дом красного кирпича и две оранжереи. Ручей Смольный, превратившийся в живописную запруду, парк с пейзажными картинами и вековыми дубами, которые сажали родители вместе с детьми. Дуб, посаженный Колей Олениным, засох после его гибели на Бородинском поле. На этом месте поставили памятник — усеченную пирамиду.
Дом для ботика Петра. Усадьба в Веськово
Бот «Фортуна» из потешной флотилии Петра I стал основой одного из первых провинциальных музеев России. Под стать статусу и усадебные строения: Белый дворец, построенный на пожертвования в середине ХIX века для балов и приемов. Местные купцы устраивали здесь «переславские ассамблеи». В 1925–1926 годах здесь жил и работал писатель Михаил Пришвин. Украшение усадьбы — памятник Петру, триумфальная арка и ротонда, что воссоздает интерьер петровской эпохи. С той лишь разницей, что у горы Гремяч на берегу Плещеева озера от некогда многочисленной потешной флотилии осталось лишь воспоминание в фестивале исторических клубов «Российскому флоту быть!».
Поля, на которых граф сеял хлеб. Усадьба Мансурово
Илья Львович Толстой, сын классика русской литературы, купил одну из старейших помещичьих усадеб Калужской области в начале ХХ века. Хозяйство было поставлено с размахом. Граф выписывал из-за границы сельхозмашины, разводил скот, возделывал плодовый сад, обустраивал пейзажный парк. В усадьбе любили гостей и для игр и пикников перед домом оборудовали большую поляну. Живописности имению придавали беседки на островах. Главный дом возвышается на берегу речки Песочни и должен вернуть былое величие как часть музея «Ясная Поляна». Усадьба долго была в запустении, и липовый парк превратился в настоящий лес.
«Деревня, луг широкой, а там счастливый дом…» Усадьба Мураново
Воспета в стихах Евгением Боратынским. Бывал в этих местах Николай Гоголь, подолгу гостил Федор Тютчев, а сын поэта, супруге которого досталось имение по наследству, открыл музей своего отца. Расцвет усадьбы — XIX век. Радуют буйством цвета персиковая и цветочная оранжереи, ананасовая теплица, в саду — жасмин и сирень, липовая аллея. Даже сейчас в парке сохранилось несколько деревьев, посаженных при Боратынском, — к примеру, лиственница европейская у главного дома. А в самом доме сохраняется атмосфера усадебной жизни XIX столетия.
Дом, где мечталось о небе. Усадьба Жуковского
Место проживания семьи основоположника воздухоплавания. В 1847 году в этих местах родился отец русской авиации. Приезжал в Орехово гимназистом, студентом, а затем и преподавателем МГУ. Строили усадьбу князья Всеволжские, благоустраивали дом с мезонином и 12 гектаров земли в округе дворяне Жуковские. После смерти ученого его сестре якобы являлся силуэт женщины, исчезавшей посередине пруда. По желанию Веры Жуковской пруд почистили — и нашли сундук. Передав драгоценности государству, она получила деньги на создание музея. Это легенда усадьбы, и таких в каждом старинном русском имении найдется множество.
Эталонный парк. Усадьба Кузьминки
Фрагмент выставки «Домашнее воспитание и образование в XIX — нач. XX вв.». Служительский флигель. Усадьба Кузьминки. Фотография: kuzminki-msk.ru
Конный двор. Усадьба Кузьминки. Фотография: kuzminki-msk.ru
Фрагмент выставки в Фуражном сарае. Конный двор. Усадьба Кузьминки. Фотография: kuzminki-msk.ru
Московский Павловск и русский Версаль. Так именовали современники усадьбу Голицыных. Английский пейзажный парк — один из первых в Москве с садовником из Европы, французский регулярный парк и двенадцать аллей со скульптурами из греческой мифологии. В Кузьминках бывали русские императоры Петр I, Николай I, Александр II. В XIX веке эти места облюбовали дачники. В соседней усадьбе Люблино жил Федор Достоевский. Сегодня дворянская усадьба в черте мегаполиса — одно из любимых мест прогулок москвичей. Музей сохраняет атмосферу и даже старинные русские игры: крокет, серсо, воланы, кегли, городки. Подручные средства — в Служительском флигеле.
Архитектурный ансамбль усадьбы Пущино был создан в 90-х годах XVIII века. В 1918 году усадьбу национализировали. Во время советской власти здесь была поселковая школа. С 1970-х годов усадьба в запустении и разрушается. Сейчас на реставрации с 2014 года.
Ассиметричный в плане дом петербургского архитектора Хренова
Построена в конце XIX века. После революции здесь был пионерский лагерь, а после туберкулезный диспансер. В 1960-х годов санаторий закрыли — а дом заброшен.
Муромцево. Усадьба В.С.Храповицкого.
Построена в 1884 году, а после 1921 года отошла советской власти. Сейчас ее планируют восстановить.
Усадьба Демидовых
Строительство началось в 1774 году — землей владел Александр Демидов. Во время войны она серьезно пострадала, а в 2017 году планировали отправить на реставрацию.
Усадьба Степановское-Павлищево
Создана во второй половине XVIII века. После революции здесь был санаторий. А в 1980-м году ее забросили — она сильно пострадала после пожара.
Усадьба Семеновская
Усадьба основана в XVIII веке графом Владимиром Орловым — его род владел ей до 1917 года. После революции Дом-Дворец служил зданием для санатория КГБ, но затем его перенесли в другое здание и усадьба заброшена.
Усадьба Чернышёвых в поселке Ярополец
Возведена в 1760-х годах графом Чернышевым, который хотел превратить ее в «Русский Версаль». С 1917 года тут была больница, потом санаторий, а после госпиталь. С 1960-х годов она находилась в ведении Московского авиационного института.
Строительство усадьбы завершилось в 1870 году. В 1918 году расстреляли хозяина — барона Врангеля. После революции здесь была сельская школа, а после переезда здание разграбили.
Усадьба Альбрехтов в поселке Котлы
Усадьбу пожаловали указом императрицы Анны Иоанновны в 1730 году за помощь в воцарении на престол. После революции принадлежала совхозу «Котлы». Во время войны немцы взорвали усадебный дом, с тех пор она разрушается.
Усадьба Талдыкина
Ее построили в XIX века. В советское время ее использовали как базу отдыха. А с 1990-х годов она заброшена.
Имение Барышниковых в Алексино. 1818 год
В 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, директором которого был Михаил Пришвин. Во время Второй мировой войны усадьба сильно пострадала — и ей никто не занимается по сей день.
Усадьба Воронцовых
Построена а 70-80х годах XIX века. После революции было районной больницей. Во время войны большинство построек разрушили.
Образы русской усадьбы в фотографиях: humus — LiveJournal
1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома
1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома
2. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид павильона Летний домик и пруда
3. 1860-е. Абрамцево, вид со стороны нижнего пруда
4. 1860-е. Усадьба Уты, Орловской губернии. Парк усадьбы и дети А.М. Гулевича с воспитателями
5. 1860-е. Усадьба Уты. Вид усадебного дома
6. 1860-е. Усадьба Уты. Вид хозяйственных построек
7. 1865-1868 На террасе усадебного дома
8. 1865-1868 Усадебный дом в Кусково.
9. 1867. Депутация от крестьян и сельских учителей приносят благодарность графини Муравьевой в имении Юрбург
10. 1870-е. Архангельское. Итальянский павильон
11. 1870-е. Архангельское. Картинная галерея
12. 1870-е. Архангельское. Салон Тьеполо
13. 1870-е. Архангельское. Столовая
14. 1870-е. Петровско-Разумовское, Павильон в парке
15. 1870-е. Петровско-Разумовское, парковая аллея. ведущая к оранжире
16. 1872. Семья Жемчужниковых в усадьбе А.М. Сухотина Кочеты
17. 1878. Интерьер в Покровском
18. 1880-е. Вид графского дома и памятника Александру I в Грузине
19. 1880-е. Общий вид Грузина от паромной пристани
20. 1880-е. Вид дома и пруда в Остафьеве
21. 1880-е. Вид дома и сада в усадьбе «Рай-Семёновское»
22. 1880-е. Вид регулярного парка и оранжереи в Кускове
23. 1880-е. Панорама Кускова из-за пруда
24. 1880-е. Передняя в Остафьево
25. 1880-е. Портрет княгини П.Б. Щербатовой с внуками в Итальянском дворике в Поречье
26. 1880-е. Семья графа С.Д. Шереметева в неизвестной усадьбе
27. 1882. Групповой портрет семьи Фон Мекк на террасе в Плещееве
28. 1882. Игра в крокет в Плещееве.
29. 1882. Катание на лодке в Плещееве
30. 1882. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве.
31. 1882. Усадьба в Плещеево
32. 1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными на балконе в Ильинском
33. 1884-1887. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными и гостями в Ильинском
34. 1895. Суханово. Светлейшая княгиня Ольга Петровна Волконская (1845-1919), урожденная Клейнмихель, с родственницами
35. 1895. Суханово. Светлейший князь Петр Дмитриевич Волконский (1845-1919) с дочерью Софьей Петровной Давыдовой
«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем — культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», — так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».
В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…
Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.
Усадьба Архангельское в Подмосковье.
Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.
Дубровицы, Подольский район Московской области.
История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.
Усадьба знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.
Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.
Усадьба Марьино основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845).
Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции типична для многих дворянских построек России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.
Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.
В Рыльском районе Курской области находится дворцово — парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский — представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.
Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.
До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.
Середниково в Подмосковье
Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.
После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК. В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри».
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля.
В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.
Валуево, Московская область.
Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские. История усадьбы уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья.
После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962—1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.
Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.
Вороново в Подмосковье
В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья — усадьба Вороново, — которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.
В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами. Считается, что все художественные сокровища погибли в огне… Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта… Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.
Введенское в Подмосковье
Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.
Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.
Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»
Горенки
Усадьба Горенки (г. Балашиха) — одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. — нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. — Севрюгов. Все при ней — и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма — с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями… Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.
Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь противотуберкулёзного санатория «Красная Роза». Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.
Знаменское-Раёк, Тверская область
Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами.
Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.
Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.
Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:
Остафьево в Подмосковье
Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы «Евгения Онегина». В 1898 году Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.
Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.
Суханово
Усадьба Суханово — одно из тех роскошных некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.
Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.
Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.
Степановское-Павлищево, Калужская область
Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором — автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895—1899 годов.
После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.
А так эта усадьба выглядела раньше:
Заброшенная усадьба графа Орлова Семёновское-Отрада, Московская область
Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом.
В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.
После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие.
В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается.
Гребнево в Подмосковье
Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.
Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.
В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…
В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось.
Зубриловка, Пензенская область
Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг. Одна из лучших усадеб 18 века превращена в руины за последние годы.
Пущино-на-Наре, Московская область
Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.
Алексино в Смоленской области.
«Пятая гора», Ленинградская область
Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания — хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.
Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.
Дворянские усадьбы сегодня: уходящая натура
В конце ноября мы отметили 20 лет воссоздания Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Это общественная организация, скорее даже свободный клуб людей, имеющих интерес к данной теме. Основу Общества составляют люди, профессионально исследующие русскую усадьбу в самых разных аспектах — историческом, архитектурно-художественном, ландшафтно-парковом, генеалогическом и т.д. Это искусствоведы и историки, архитекторы и археологи, сотрудники НИИ, музеев, экскурсоводы, художники. Можно по-разному относиться к возможностям общественности влиять на реальную ситуацию с охраной наследия, но одно важное достижение у ОИРУ непременно есть. Оно стало общественной площадкой, где проблема усадеб, их прошлое и настоящее постоянно обсуждаются, и в рамках ежегодных конференций, и на расширенных заседаниях раз в месяц, куда приходит до сотни человек. Продолжается издание ежегодника «Русская усадьба», только что вышел 17-й сборник. Как ни крути, это уже весомый вклад в изучение богатейшего усадебного материала.Человеческому сознанию всегда свойственно не замечать некоторых кажущихся обыденными вещей. Они воспринимаются как само собой разумеющаяся данность. Их критикуют, уличают в несовершенстве, обвиняют в недостаточной эффективности и даже бесполезности. Но стоит только представить, что эта самая вещь или явление вдруг исчезнет, как сразу отчетливо становится понятна ее (его) ценность и важность. ОИРУ надо пытаться сохранить, несмотря на общий кризис гуманитарных общественных организаций, на острый дефицит тех, кто умеет и желает что-то делать не за деньги, а ради интереса; всеобщую личную загруженность и мощную конкуренцию новейших форм общения. Не хочется потерять сложившийся за 20 лет форум общения разных людей на объединяющую их всех тему. Личное общение все же лучше и продуктивнее любого виртуального. Проведенная нами очередная (юбилейная) конференция ОИРУ меня в этом окончательно убедила. Общество нужно сохранять и пытаться развивать. Мы единственные сегодня владеем колоссальной информацией, позволяющей анализировать русскую усадьбу в ее прошлом и сегодняшнем дне. За плечами множество поездок, контактов на местах, собственной насмотренности. В багаже тонны архивной и современной фотосъемки. Усадьба как знаковое для России явление культуры не должна уйти в разряд архаизмов, не интересных нынешнему поколению. Это будет несправедливо по отношению к ней и памяти тех, кто когда-то занимался обустройством и украшением всех этих мест. Даже, если сами здания сейчас стремительно уходят, выработав свой лимит противостояния природе и людскому вандализму. Необходимо оставить усадьбу хотя бы в памяти, в текстах и изображениях.
К юбилейному заседанию в Центральном Доме архитектора мы с av_otus подготовили серию фотопрезентаций на разные темы, и из жизни ОИРУ, и по самим усадьбам сегодня. Естественно, что в целом их состояние не просто удручающее, а катастрофическое. Мы их теряем буквально на глазах ныне живущего поколения. Есть примеры удачной реставрации, возрождения, успешного использования (об этом тоже есть отдельная подборка). Но подавляющее большинство стоящих на охране памятников таковы, что охранять там уже или нечего, или почти нечего. Или же они быстро приближаются к своей «точке невозврата». Многое из того, что мы видели сами в ходе наших поездок начала 2000-х, уже стало руинами. Некоторых уже теперь и вовсе нет. Что уж говорить о сопоставлении нынешних видов с фотосъемкой 60-х и 70-х годов. Язык не поворачивается назвать ту советскую ситуацию благополучной для памятников старины, но по сравнению с сегодняшней это стоит признать как факт.
Здесь мы будем выкладывать частями наши подборки, предназначенные изначально (напомню) для публичного показа на торжественном мероприятии. Отсюда и макет с минимумом текстовых пояснений. Но важная первичная информация там имеется. Сегодня самая наиболее характеризующая современность часть — УХОДЯЩАЯ НАТУРА. Про то, что еще недавно было сохранным, а сегодня гибнет. Руинами нас всех уже не удивишь. Что-то по этим объектам уже появлялось в этом ключе, в этом же сообществе. Но собранный вместе, в концентрированном виде, этот фоторяд все же сильно бьет по глазам. Это ж надо так про..ть собственное богатство.
Важно еще понять, что русские усадьбы отнюдь не сводились к образцам милой доморощенной простоты, годной лишь для целей уездного краеведения. Наряду с безыскусными и в чем-то типовыми барскими домами строились и эффектные дворцы по проектам ведущих зодчих. Так что это не просто быт, но и на значительный процент большое искусство. И в этой подборке вместе с результатами трудов крепостных мастеров произведения Валлен-Деламота, Львова, Тома де Томона, Стасова, Мельникова, Быковского, Бойцова, Кекушева
Наряду с моими и av_otus (его даже больше и лучше) здесь есть и фото других авторов, в т.ч. и участников данного сообщества — deni_spiri, frantsouzov, misha_grizli и других.
Русские дворянские усадьбы в наши дни
«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем — культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», — так писал в 1930 году известный ученый А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».Судьба Алексея Николаевича Греча, председателя Общества изучения русской усадьбы, трагична, как и судьба целого поколения русской интеллигенции. В 1930 году он был осужден и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Заболев туберкулезом, Греч получил третью, облегченную, «трудкатегорию». Это обстоятельство помогло ученому выжить и написать на Соловках книгу «Венок усадьбам». Понимая всю ценность русской усадьбы, уникального явления отечественной истории, Алексей Николаевич постарался на бумаге запечатлеть то, что составляло гордость русской культуры. В своей книге Греч выступает не только как кропотливый исследователь, но и как проникновенный описатель русского быта.
В 1938 году ученый был расстрелян, а в 1957 году Верховный суд отменил вынесенный ему приговор «за отсутствием состава преступления».
В 1990-х годах рукопись Алексея Николаевича Греча была обнаружена в архивах Исторического музея. Мы никогда не узнаем, кто, рискуя своей жизнью, принял тетрадь, так как при поступлении она не была зарегистрирована.
Прошло много десятков лет. Что же, сейчас, в наши дни, происходит с русскими усадьбами?
Очень повезло тем усадьбам, которые оказались в распоряжении Управделами президента (Стрельна, Марьино князей Барятинских) — они отреставрированы и очень ухожены. Также повезло Архангельскому, Останкино, Кусково, Остафьево, Люблино, усадьбам известных деятелей культуры — они признаны объектами федерального значения и охраняются государством. Даже если сейчас в усадьбе загс, банкетный зал, клуб или ресторан (Дубровицы, Вороново, Марьино Строгановых-Голицыных, бывшее имение графа Орлова-Давыдова)- ну да ладно, главное, — за ними следят. Меньше повезло тем дворянским усадьбам, на территории которых сейчас располагаются санатории, диспансеры, больницы — недостаток финансирования сказывается и на внешнем виде дома.
А вот остальные усадьбы… Впрочем, смотрите сами!
Стрельна
Архангельское
Дубровицы
Бывшая усадьба графа Орлова-Давыдова
Марьино Голицыных-Строгановых
Марьино князей Барятинских
Середниково
Валуево
Вороново
Введенское
Горенки
Останкино
Кусково
Люблино
Остафьево
Усадьба Глинки
Усадьба Ганнибалов
Знаменка
Суханово
Быково
А это очень необычный храм в Быково
Поместье Демидовых в Тайцах
Замок графа Храповицкого
Семеновское
Царское поместье в Ропше
Усадьба Вяземских
Гребнево
Заброшенные дворянские усадьбы в центральной России
Спасибо за просмотр!
100 фото, стили и особенности оформления
Содержание:
- Особенности
- Цветовая гамма
- Стили для создания красивой усадьбы
- Планировка участка и зонирование пространства
Загородная усадьба – это прекрасное место для отдыха или постоянного жительства, где все должно гармонировать с природой, дополняя ее. Создать маленький оазис, скрывшись от городской суеты способен каждый, главное правильно разработать ландшафтный дизайн. Это сложная, но крайне интересная и увлекательная задача. Важно уделить внимание не только озеленению участку, но и выбору стиля усадьбы. Как это сделать правильно? Узнайте об этом вместе с нами.
Ландшафтный дизайн усадьбы – это наука, где есть правила, нормы и законы, соблюдение которых обязательно. Лишь изучив все основополагающие моменты можно создать идеальный участок, способный стать роскошным дополнением загородного дома или коттеджа. Нужно не только уметь ухаживать за растениями, но и иметь хороший вкус, чтобы гармонично сочетать все элементы между собой, выдержав единый стиль.
Особенности
Прежде, чем заняться облагораживанием участка, важно понять одну простую истину – создание красивой усадьбы является беспрерывным процессом, останавливаться в котором запрещено. Цветники и клумбы, кустарники и деревья – это живые растения, которые нуждаются в постоянном уходе. Газон и кусты нужно подстригать, цветы и деревья поливать. Если грамотно подойти к организации этих процессов, то усадьба всегда будет привлекательной и аккуратной, роскошной и притягательной.
Цветовая гамма
Как и при оформлении дизайна интерьера жилого дома, приусадебный участок должен организовываться в единой стилистике с соблюдением цветового решения:
- Однотонный – самый простой вариант оформления приусадебного участка, где используются различные оттенки одной гаммы.
- Двухтонный – в этой ситуации выбирают один цвет, который лучше всего гармонирует с зеленым, например, фиолетовый, белый или коричневый. После выбора нужного цвета важно, чтобы все дополнительные элементы участка (скамейки и скульптуры) имели этот окрас. Нельзя использовать в качестве дополнительного цвета синий или красный.
- Многоцветовой – данное решение является самым популярным, ведь многие считают его простым. На самом же деле здесь очень легко допустить ряд ошибок, ведь нужно сдержать грань яркости и пестроты, в противном случае усадьба будет цветным калейдоскопом, пугающим разноцветным пятном. Избежать этого можно, используя не более пяти разных цветов.
Стили для создания красивой усадьбы
Основополагающим моментом, определяющим будущий внешний вид усадьбы, является выбор стиля. Единственное ограничение при выборе стилистического решения – это вкус домовладельца и его финансовые возможности. Выбрав определенный стиль важно, чтобы все элементы ландшафтного дизайна были его частью.
На данный момент дизайнеры рекомендуют оформлять усадьбу в следующих стилях:
- Классика – универсальный вариант, применяемый для участков любых форм и размеров. Важно, чтобы все зеленые насаждения имели правильную геометрическую форму. Данное направление строится на сохранении симметрии, при этом классическим элементом служит идеально подстриженный газон. В качестве дополнительных элементов используются зеленые насаждения (жасмин и сирень, розы и плюш, жимолость и ель), а также круглые фонтаны и пруды, арки и вазоны, скамейки и беседки.
- Деревенский – стиль, который служит полной противоположностью классике. Здесь расположение объектов и выбор растений происходит хаотично, геометрические формы отсутствуют. Цветы можно высаживать в любых местах, в качестве насаждений используют настурцию, подсолнечник и мальву. Для создания садовых тропинок и клумб используют натуральные материалы (песок, дерево и камень).
- Английский стиль – сдержанность и сохранение естественной природы в ухоженном виде. Дополнить участок можно арками и живыми изгородями с плетущимися растениями. Водоемы и дорожки могут иметь неправильную форму, а возле входа в дом дополнят картину яркие цветущие клумбы.
- Прованс – легкий и изящный стиль, который переносит нас в романтическую Францию. Здесь нет четких линий, а усадьбу украшают нежные и яркие цветы, сочетающиеся с газоном в виде травы с карликовыми цветами. Для создания усадьбы в стиле прованс важно, чтобы все постройки, включая частный дом, имели светлую цветовую гамму отделки. Беседку можно скрыть за вьющимся виноградом или плющом.
- Японский стиль – направление, обязательным атрибутом которого является сад из камней и искусственный водоем с мостиком.
- Модерн. Необычные формы и скульптуры, яркие цветы и скамейки среди деревьев – вот основные черты данного стилистического направления.
Планировка участка и зонирование пространства
Планировку усадьбы начинают с базовой идеи, впоследствии обрастающей дополнительными элементами и деталями. Стоит отметить, что чрезмерное нагромождение участка цветами, скульптурами и прочими элементами устарело, сейчас же важно создать яркие и броские детали, оставив максимум свободного пространства.
При разработке плана необходимо учесть:
- Природный рельеф.
- Форму и размеры участка.
- Расположение частного дома и других сооружений.
- Тип и состояние почвы.
- Уровень грунтовых вод.
- Расположение участка относительно сторон света.
- Растения, которые уже имеются на участке.
Этапы оформления проекта:
- Создание эскиза на листе бумаги, в котором нужно отметить уже существующие постройки.
- Определение функциональных зон и месторасположения садовых дорожек.
- Разработка плана электрики.
- Выбор стиля.
- Подбор растений (цветов, деревьев и кустарников).
- Ограждение и ограда – обязательный атрибут участка.
- Наличие искусственных водоемов.
Что касается зонирования пространства, то важно разделить усадьбу на следующие зоны: сад и огород, зона отдыха, жилое пространство. Также сюда можно добавить дополнительные постройки (баня, гараж или терраса). Беседку, качели и скамейки лучше расположить в зоне отдыха. Детскую игровую площадку нужно обустроить рядом, чтобы дети всегда были на виду у взрослых. В качестве элементов, разделяющих усадьбу на функциональные зоны, используют садовые дорожки, живые изгороди и деревья.