Оскар рабин фото: Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»

Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»

НовостиИнтервью

№67

Материал из газеты

Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству

Татьяна Пинская

12.10.2018

Оскар Рабин.

Фото: Cinedoc Film Company

Справка

БИОГРАФИЯ

Оскар Рабин
Художник

1928 родился в семье врачей в Москве; рано осиротел
С 13 лет посещал студию Евгения Кропивницкого, поэта и художника
1948 поступил в Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, откуда был вскоре исключен «за формализм»
1950 – 1957 работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве Севводстроя
1950 женился на Валентине Кропивницкой
Конец 1950-х вместе с Евгением и Львом Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово» (по названию подмосковного поселка, где Рабин жил в 1956–1964)
1964 работы Оскара Рабина впервые представлены на зарубежной выставке
1974 один из организаторов знаменитой Бульдозерной выставки
1977 выезжает по туристической визе в Европу
1978 лишен советского гражданства
2006 получил паспорт гражданина Российской Федерации
2013 кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству»

Еще…

Ваш дом находится на той же парижской площади, что и Центр Помпиду. Вам такое соседство импонирует?

Этот вид из окна моей мастерской на музей я наблюдаю уже почти 30 лет. Но не могу сказать, оказало ли на меня влияние это соседство. Конечно, мне приятно, что такой музей рядом. О Париже уже столько сказано, что ничего нового не скажешь. Конечно же, я рад, что могу жить и работать в Париже. Настоящая моя жизнь вон там, за тем окном, когда выхожу из ателье. Это такой вечный театр, вечный праздник, и я сам в этом театре, в этой пьесе тоже принимаю участие как статист.

Не жалеете о выбранном вами пути?

Сколько себя помню — а память пока мне не изменяет, — я всегда хотел стать художником. К концу 1950-х годов наступила оттепель, появились печатные издания тех писателей, которые ранее были запрещены, в частности «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, но границы были закрыты и познакомиться с другими странами и миром было невозможно, хотя и хотелось. В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором открылась выставка живописи. А я как раз увлекался такой манерой письма, как монотипия. И вот, взяв одну из своих работ, на которой был изображен букетик полевых цветов, я принес ее на выставочный комитет. К моему большому удивлению, картина прошла многоступенчатый отбор, и я даже получил почетный диплом участника выставки. И благодаря этому диплому меня приняли на оформительский комбинат. Это было огромным счастьем. Потому что раньше кем я только не работал! Даже десятником на железной дороге. А здесь мог заниматься любимым делом. 

Оскар Рабин (в центре), Надежда Эльская и Виктор Агамов-Тупицын на выставке в Измайлове. Иллюстрация из книги Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка» (М.: Ад Маргинем Пресс, 2014)

Вы ведь не входили в Союз художников?

Какое там! «Нонконформисты» — это условное название. Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле. Потому что нонконформисты — это все были неофициальные художники, которые в союзе не состояли или официально нигде не числились, и выставляться им было негде. Поэтому решили устроить выставку на открытом воздухе. Мы искали такое место, чтобы ни милиция, ни кто-нибудь другой не могли придраться и обвинить нас в том, что мы мешаем пешеходам. Поэтому был выбран пустырь. В какой дурной голове партийных или милицейских чиновников возникла идея давить картины бульдозерами, нам не докладывали. Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни, несмотря на то что мне пришлось покинуть СССР. Хотя уезжать, как потом, после перестройки, уезжали по личному желанию художники, — это одно, а меня лишили гражданства и выкинули за пределы страны — это совсем иное. 

Вам сложно было?

В 50 лет, без языка, всей семьей выехать туда, где ты никогда не бывал и где никто тебя не ждет, достаточно сложно. Зато благодаря Бульдозерной выставке и тому, что это событие вышло за пределы страны, остальным советским художникам было сделано послабление. Все запрещенные западные направления живописи: абстракционизм, экспрессионизм, за которые исключали из Союза художников, вдруг, как по мановению волшебной палочки, высоким начальством решено было признать.

Оскар Рабин. «Кисти и Париж». 2006.

Фото: Предоставлено художником

Справка

Бульдозерная выставка

Несанкционированная уличная выставка картин, организованная 15 сентября 1974 года московскими художниками-нонконформистами на беляевском пустыре, на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. В выставке участвовало около 20 художников (помимо Оскара Рабина, Лидия Мастеркова, Александр Меламид и Виталий Комар, Владимир Немухин, Василий Ситников и другие). Присутствовали коллекционер и пропагандист неофициального искусства Александр Глезер, западные журналисты и дипломаты — покупатели картин нонконформистов. Выставка была уничтожена сотрудниками милиции при помощи бульдозеров, отчего и получила свое название. После нее о существовании неофициального искусства в СССР узнал весь мир. Вскоре власти пошли на уступки и разрешили проведение второй выставки на свежем воздухе — в Измайлове, двумя неделями позже. В выставке участвовало около 40 художников, она привлекла тысячи зрителей (на фото в центре — Оскар Рабин).

Еще…

А у вас покупали картины в Париже?

Да, и на это я смог жить со своей семьей. Именно на то, что давало занятие живописью, а не какая-то иная подработка. Конечно, сначала это были не бог весть какие деньги, но всегда хватало на жареную курицу и бутылку вина, хватало на краски — а что художнику еще нужно? Самое главное — я стал жить как хочу, писать что хочу, и никто мне был не указ. Конечно, что-то я писал по заказу, зато в последние годы судьба мне сделала подарок, и я живу по своим законам и делаю что пожелаю.

Как рождается картина?

Знаете, трудно даже сказать, когда что-то начинает получаться. Потому что вот так вот пишешь — иногда, бывает, день, два, три, — мажешь без толку, и какое-то ощущение… не то чтобы депрессия, а кажется, что вот все уже написал, что уже больше не смогу. Как будто и не рисовал никогда в жизни. Хотя у меня бог знает сколько написано за мою жизнь всего. Сейчас уже больше полутора тысяч картин, которые я фиксировал. И тем не менее все равно бывают моменты, когда не получается. Как будто и рисовать не умеешь, и писать не можешь. Те же краски, которые были, — вот раз я их смешивал, смешивал, а они не попадают, не получается. И тем не менее все-таки по несколько часов я работаю каждый день. Каждый день. Поэтому ни о каких там вдохновениях речи нет. Ну, а как получается — черт его знает! Вот где-то зацепится на каком-то кусочке, начинает получаться — и все пошло-поехало…

Оскар Рабин. «Помойка № 8». 1958.

Фото: Tsukanov Family Foundatio

Вы радуетесь каждому дню?

Меня вдохновляет жизнь. Симпатичные люди…

Девушки?

И девушки тоже, а красивые — особенно!

А вот враги у вас были? Кто-то мешал вам?

В России мешала советская власть. Это включало в себя и быт, и что рисовать, и какими красками. Конкретно меня обвиняли в том, что я употребляю много черной краски в своих работах. Я отвечал: «Ну не продавайте черную краску!» Но власть вмешивалась абсолютно во все и везде. И мне, конечно, это не нравилось.

Оскар Рабин. «Неправда». 1975.

Фото: предоставлено художником

Ваши картины подделывают?

Да, с определенной целью — продать по любой цене. Подделки все неважного качества. Продают людям, которые никогда не видели оригинала, но слышали фамилию. Аферисты берут мои сюжеты и предметы, иногда переставляют местами и затем моим шрифтом подписывают: «Рабин». Вот если бы они подписывали: «Не Рабин», было бы намного интереснее. А то делают все тяп-ляп.

Как вы относитесь к современному искусству?

Для меня современное искусство является, скорее, экспериментом. Это вовсе не плохо. В науке ведь тоже есть эксперименты. Но в данном случае, в искусстве, это не имеет результата. Яркий пример эксперимента — «Фонтан» Марселя Дюшана, который выставил писсуар как арт-объект. Дюшан взял его из жизни, отнял функции и перенес в музей. И представил, что это тоже может быть скульптурой. Единственное, что сделал сам автор: он на нем расписался. Скульптура — это не только форма, все это относительно. Дюшан не делал сам эту форму, он просто ее увидел и оценил, что ее можно представить как объект. Но ведь скульптурой люди пытались выразить свои чаяния, решить много задач. Поэтому то, что сейчас представляют собой инсталляции, — это результат работы мозга, но не души. Просто не сравнить со старыми мастерами, Пикассо, Шагалом, которые воспитывались на старом искусстве. В них это заложено, и никуда они от этого деться не могли.

Оскар Рабин у мольберта. 1969 г.

Фото: Игорь Пальмин

А ваши приоритеты изменились со временем?

Нет. Принципиально не изменились. Были, конечно, метания и пробы, я даже абстракции пытался писать, но очень быстро понял, что ничего этой абстракцией сказать не могу, не могу выразить. Хотя я жил в такое время, когда очень многие шли в этом направлении. Вот был такой коллекционер Костаки. Он приезжал ко мне, смотрел работы, похлопывал по плечу (очень любил покровительствовать) и говорил: «Ну ты не огорчайся! Ведь в предметном мире искусства все уже сказано. Теперь язык — беспредметный. Люди в космос выходят, и там тоже свой язык. Так что придет время — никуда ты не денешься и будешь тоже абстракционистом». Слава богу, его предположения не осуществились. Но я не скрываю: меня интересует современное искусство. И я хожу на выставки и пытаюсь понять, куда это все приведет.

Вы были одним из организаторов неподцензурной Бульдозерной выставки. Способны ли современные художники на подобный шаг?

Конечно, способны. Люди явно ждут чего-то нового. Не на словах, где все повторяется уже 100 лет, — они ждут какого-то смелого шага. Просто все, что не включается в план современного искусства, объявляется вчерашним днем. Екатерина Деготь (российский искусствовед, арт-критик, куратор. — TANR) так выразилась, когда ее спросили: «Что вы считаете достойным искусством?» Она ответила: «А это мы решим». Кто «мы»? «Я ездила по всему свету, видела все музеи современного искусства, читала все статьи по этому поводу, и я имею право решать. А вы не читали, не ездили и не знаете».

Вы возмущены таким ответом? 

Я не возмущаюсь, у меня уже возраст не тот. Но я не согласен. 

Подписаться на новости

Оскар Рабин

«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным

Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова

14.10.2022

Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя

Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии

26.10.2022

Арт-вандализм в эпоху хайпа

Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?

31.10.2022

Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола

Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть

07.10.2022

Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции

Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое

21.10.2022

Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?

Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона

31. 10.2022

Сара Виниц: «Я вникаю в то, что я поддерживаю»

Сара Виниц представляет новый тип художественного деятеля, одновременно занимающегося и некоммерческим фондом, и продюсированием. Она рассказала о том, как важно дружить и делиться и где сегодня за рубежом можно показывать русское искусство

17.10.2022

Умер художник Оскар Рабин — Газета.Ru

В Италии на 91-м году жизни скончался российский и французский художник Оскар Рабин, известный как организатор «Бульдозерной выставки». По словам представителя Оскара Яковлевича, незадолго до кончины он заболел и перенес операцию.

В возрасте 90 лет скончался известный российский и французский художник Оскар Рабин. По словам официального представителя кавалера ордена Российской академии художеств «За служение искусству», Оскар Яковлевич умер 7 октября во Флоренции — накануне выставки, которая должна была пройти в Русской академии.

«Это огромная утрата, — цитирует представителя ТАСС. — Россия и Франция потеряли великого художника».

Он также отметил, что Рабин приехал во Флоренцию после проведения на Корсике выставки, охватывающей последние десятилетия в творчестве мастера. Как рассказал представитель Оскара Яковлевича, во Флоренции художник заболел и перенес операцию.

«Мы говорили с Оскаром Яковлевичем несколько дней назад, — добавил представитель. — Казалось, ничто не предвещало его скорый уход из жизни».

Рабин будет похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. О дате прощания пока не сообщается.

Оскар Рабин родился в 1928 году в Москве. В начале 40-х он учился в художественной студии Евгения Кропивницкого, уже после окончания Великой Отечественной войны — в Рижской Академии художеств. В 1950-м Рабин, на протяжение долгих лет зарабатывавший на жизнь тяжелым физическим трудом, женился на художнице Валентине Кропивницкой. Первая известность к Оскару Яковлевичу пришла в конце 50-х, когда он представил свои работы на выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области, а также Всемирном фестивале молодежи и студентов.

В 60-е годы Рабин подвергался жесткой критике советской прессы за очернение СССР и депрессивность работ, тогда же его картины были впервые выставлены на зарубежной выставке — в Лондоне.

В 1969-м один из органов КПСС постановил, что для организации любой из выставок в Москве необходимо одобрение особых государственных экспертов. В ответ на это Рабин призывает коллег устраивать неофициальные показы картин на улицах и бойкотировать разрешаемые властью мероприятия. Как итог — в 1974 году Оскар Яковлевич становится организатором всемирно известной выставки работ художников-нонконформистов под названием «Бульдозерная выставка».

Спустя несколько лет Рабина арестовывают по обвинению в тунеядстве, сажая художника под домашний арест, и уже в 1978-м он уезжает во Францию, после чего лишается гражданства. Вернули советский паспорт мастеру лишь в 1990-м, а в середине нулевых он стал и гражданином России.

Сам Рабин рассказывал, что он и многие его коллеги стали «неофициальными художниками» не по своей воле.

«Мы были неофициальными художниками не по своей воле, а по воле государства,

говорил мастер в интервью TimeOut. — Это была ошибка советской власти: тем, кто в искусстве ничего не понимал, социалистический реализм был неинтересен, как и все остальное. А те, кто понимал, видели, что это не живопись. Есть, конечно, такие художники, которые не хотят выставляться, вообще кому-либо показывать свои картины, я даже знаю одного такого, но большинство, и я в том числе, хотели просто участвовать в выставках, нормально работать. Но делать то, что от нас требовали, не могли. Я попробовал один раз написать что-то такое, оптимистичное, но потом порвал — на это смотреть было невозможно».

Уже в этом году — незадолго до своей смерти — Оскар Яковлевич признался, что после вынужденного отъезда из СССР ему было непросто творить.

«Когда я переехал в Париж, была проблема: пишу я этот парижский дом с горящими окнами. А ведь это не то! Это не бараки, над которыми луна огромная, в которых и сам я, и моя семья, и жизнь, которую я так хорошо знал», — передает его слова «Культура».

Работы Рабина в настоящее время находятся во многих музеях мира, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства, а также американский Колодзей Арт Фонд и французский Музей Майоля.

Oscar Rabin Photos and Premium High Res Pictures

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEO
  • All
  • Sports
  • Entertainment
  • News
  • Archival
  • Best match
  • Newest
  • Oldest
  • Самые популярные

Любая датаПоследние 24 часаПоследние 48 часовПоследние 72 часаПоследние 7 днейПоследние 30 днейПоследние 12 месяцевПользовательский диапазон дат

Выбрать редакционные подборки >

Встраиваемые изображения

Просмотрите 43

oscar rabin доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы изучить больше стоковых фотографий и изображений.

Показаны редакционные результаты для Оскара Рабина. Вместо этого искать в Креативе?

Русский художник, художник Оскар Рабин позирует во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 года. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 года. Русский художник и живописец Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 г. Русский художник и живописец Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 г. Русский художник и живописец Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 г. Русский художник и живописец Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 г. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, май 3 мая 2018 года. Российский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 года. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 года.
Русский художник, живописец Оскар Рабин позирует в своей мастерской. во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 г. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 г. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 года. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 года. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской рядом с картиной, написанной его женой Татьяна Лысак-Полищук во время фотосессии в…Российский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской рядом с картиной, написанной его женой Татьяной Лысак-Полищук во время фотосессии в…Российский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 г. Русский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской во время фотосессии в Париже, 3 мая 2018 г. сессия в Париже 3 мая 2018 года.
Российский художник, живописец Оскар Рабин позирует в своей мастерской рядом с картиной его жены Татьяны Лысак-Полищук во время фотосессии в…Российский художник, художник Оскар Рабин позирует в своей мастерской рядом с картиной своей жены Татьяны Лысак-Полищук во время фотосессии в…Российский художник, художник Оскар Рабин позирует во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 г. Русский живописец, художник Оскар Рабин позирует во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 г. Автопортрет с Жена Оскара Рабина, 19 лет.28, Холст, масло и смешанная техника, Русский музей. Фрагмент картины русского художника, живописца Оскара Рабина, сфотографированный в его мастерской во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 года. /…Вид на палитру Русский художник, художник Оскар Рабин, сфотографированный в своей мастерской во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 г. Фрагмент картины русского художника, художника Оскара Рабина, сфотографированный в его мастерской во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 г. /…Вид на палитру русского художника, живописца Оскара Рабина, сфотографированный в его мастерской во время фотосессии в Париже 3 мая 2018 года.
Лондон, 7 марта 2008 г. Работа станет частью… Российский художник Оскар Рабин позирует со своей женой, 28 марта 2006 г., во время показа новой выставки Музея Гуггенхайма в Бильбао «Россия!», посвященной… Оскару Рабину. и его группа выступают перед публикой в ​​Lyceum Dance Hall в Лондоне, 24-я улица. 19 июля54. Табличка на стене гласит: «Шутить запрещено». Годовалый Рэй Пилигрим берет микрофон в радиопрограмме BBC «Go Man Go» при поддержке группы Оскара Рабина. Годовалый певец Рэй Пилигрим выступает с группой Оскара Рабина в программе радио BBC «Go Man Go». Молодая пара разговаривает с лидером танцевальной группы Оскаром Рабином в бальном зале Lyceum в Лондоне. Оскар Рабин и его группа играют в старом Lyceum Theater, который сейчас служит танцевальным залом. . Оригинальная публикация: Picture Post — The Old Lyceum Gets… Пары танцуют под оркестр Оскара Рабина в лицее. Оригинальная публикация: Picture Post — 7221 — Старый лицей получает Оскар — паб. 1954Вторая мировая война, 26 сентября 1940 года.
Танцевальная группа Королевских ВВС, состоящая из многих известных музыкантов, посреди выступления. На фото слева направо:… Старый лицей получает Оскар. Театр Lyceum, когда-то второй театр в Европе и сцена Ирвинга и Терри, теперь является Дворцом танцев …. Брайан Рабин и Дэвид Роджерс посещают журнал W Magazine. 3 марта… Израильская модель демонстрирует платье с рюшами и прозрачный топ с короткими рукавами во время показа 19-го века.96 Зимняя коллекция нью-йоркского дизайнера Оскара Де Ла… Израильская модель демонстрирует асимметричное вечернее платье до щиколотки из зимней коллекции 1996 года нью-йоркского дизайнера Оскара Де Ла… Врач-нейрохирург Уэйн Якс показал посетителям свой дом, наполненный эклектичной коллекцией в основном современного искусства. Вечер вторника, 23 августа 2011 г. Брайан Рабин и ди-джей Джозеф Брукс во время вечеринки Sigerson Morrison Oscar Preview Party в Sigerson Morrison Store в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. States.Oscar Rabin lors d’une journée de Solidarité avec Anatoly Chtcharanski le 29Янвье 1978 года в Париже, Франция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *