Особенности эпохи барокко: Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

Содержание

Роскошь и блеск эпохи барокко

Стиль барокко — «дитя» Контрреформации

XVII век стал для Италии непростым периодом. Страна год за годом утрачивала свое политическое и экономическое влияние, но по-прежнему оставалась центром культурной жизни Европы. Аристократия и католическая церковь, желая показать свое могущество, безуспешно искали ресурсы на возведение палаццо и церквей. Средств катастрофически не хватало. И тогда было принято соломоново решение: создать иллюзию богатства и всесилия посредством искусства. Так в Италии свет увидел новый причудливый стиль — барокко.

С одной стороны, новая эпоха сменила ряд упорядоченных правил, введенных в период Ренессанса, а с другой — стала его продолжением. Стоит отметить, что изначально жаргонизмом «perola barroca» португальские моряки окрестили найденные ими жемчужины неправильной формы. В Италии в XVI веке слово «barocco» было синонимом всего странного, причудливого, сумасбродного. Однако XVII век внес свои коррективы. Ранее существовавшая система ценностей была изменена кардинальным образом: все неправильное, вычурное и помпезное обрело смысл и признание.

Собор Святого Петра в Риме как жемчужина барокко

Ярчайшим мастером барокко по праву можно считать итальянца Джованни Лоренцо Бернини. Работы архитектора, его скульптуры, площади, фонтаны казались современникам чересчур театральными. Сам же Бернини говорил про себя, что ему удалось победить мрамор, сделать его гибким, как воск, и этим самым объединить скульптуру и живопись.

Киворий в соборе Святого Петра в Риме. Источник: pinterest.ru

Один из шедевров мастера — собор Святого Петра в Риме, изумляющий своей монументальностью и внутренним убранством. Созданный Бернини высотой почти 30 метров бронзовый киворий на четырех колоннах, украшенных скульптурами ангелов, на расстоянии напоминает затейливую игрушку. Но стоит приблизиться к алтарю, как кажется, что витые колонны будто воспаряются, а купол превращается в небо. Зодчий так умело соединил детали из позолоченной бронзы с разноцветным мрамором, что его скульптуры являют собой бестелесные образы. Это характерно и для мраморного ансамбля «Экстаз святой Терезы» в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Зародившись в Италии, барокко начал свое триумфальное шествие по миру. В первую очередь он проник в католические страны. Роскошные, нарядные интерьеры церковного барокко не могли оставить равнодушными европейских монархов, дав тем самым старт эпохи дворцового барокко.

Барочная живопись: игра света и тени

Мастера эпохи барокко, Караваджо, Тьеполо, братья Карраччи, Питер Пауль Рубенс, искали красоту в своем воображении. Достаточно вспомнить их религиозные сюжеты, жизнеутверждающие портреты и аллегории.

В XVII веке парадный портрет был призван подчеркнуть благородство и величие заказчика, поэтому на нем, как никогда раньше, изобиловали роскошь, пышность и цветистость, а главный герой, подобно памятнику, нередко представал в полный рост.

Нельзя не отметить, что в европейском искусстве барочная живопись явилась вершиной реализма. Художники, преуспев в создании реалистического портрета, стали изображать людей более эмоциональными, яркими, динамичными.

Караваджо. Давид с головой Голиафа, около 1610 года. Источник: ru. wikipedia.org

Самым известным живописцем эпохи барокко, вне всякого сомнения, является Микеланджело Меризи да Караваджо. Именно ему, «единственному подлинному копиисту натуры», принадлежит открытие главной манеры стиля — яркое освещение сцены из темноты, знаменитое тенебросо. В дальнейшем этот прием, ставший общей чертой живописи барокко, широко использовали его последователи. Что касается музыки, то барочный стиль проявился в творчестве таких виртуозов, как Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Доменико Скарлатти и, безусловно, Иоганн Себастьян Бах.

Мода барокко

Стиль барокко не обошел стороной и модное направление. Особое внимание уделялось ткани. Кроме гобелена в оформлении интерьера широко использовался бархат и парча, а также новое веяние эпохи — атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики.

Европейскую моду второй половины XVII века начал диктовать французский двор «короля-солнца» Людовика XIV. Это было время расцвета абсолютной монархии во Франции, ставшей культурным центром всей Европы.

Любимым металлом барочного стиля считалось золото. Во Франции XVII века были уверены, что золота много не бывает. Это и позолоченные рамы картин и зеркал, и золотые люстры, и вышивки золотыми нитями.

Никола де Ларжильер. Портрет Людовика XIV с семьей. Источник: ru. wikipedia.org

Женские костюмы эпохи барокко отличались сложностью и нарядностью. Изменился и идеал женской красоты. Представительница прекрасного пола должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами и тонкой талией, неестественно бледной, обязательно с вычурной прической и в корсете. Мужчины тоже преобразились. Галантные и внимательные кавалеры, отлично танцующие, брили усы и бороды, душились духами и носили напудренные парики, которые стоили целое состояние.

Одним словом, настроение барочной эпохи можно передать двумя словами — никакой естественности.

244 картины стиля, черты, суть, особенности, представители в живописи

Кратко, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, который возник в Италии в середине XVI века, а расцвел в период 1590-1720 годов. Его описывают как более выразительный, театральный жанр искусства, чем предшествовавший ему стиль Ренессанса. К его чертам относится насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм, преобладание религиозных сюжетов. К ярким представителям эпохи барокко относят Рембрандта, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Рубенса.

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому. Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Три цели, которые преследовал вид живописи

Пропаганда католической церкви

Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.

С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.

Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.

Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Укрепление абсолютной монархии

Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.

Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.

Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.

Прославление природы

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.

Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Характерные черты

Определяющими особенностями стиля барокко были:

  • реальное или подразумеваемое движение;
  • попытка изобразить бесконечность;
  • акцент на свете и его эффектах;
  • театральность.

Для достижения этих эффектов художники ввели или развили ряд техник, включая quadro riportato — «транспортируемые картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуру (роспись потолка) и технику trompe l’oeil — «обман зрения». Это позволило размыть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерным для движения.

Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который можно было бы обоснованно назвать «фотореалистичным».

В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.

Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо,
  • А. Карраччи,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

Истоки барокко, особенности стиля — Студопедия

Баро́кко — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, в эпоху Позднего Возрождения, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизм и рационализму.

В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остаётся культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может их возвысить. Вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.


Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Архитектура богато украшалась статуями ангелов-Купидонов, золотым покрытием, растительными мотивами.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

Представители: Караваджо «Больной Вакх», Хосе де Рибера «Прометей», Сурбаран «Отрочество Марии»

Архитектура: Бернини, Пьяцца Сен- Пьетро в Ватикане; Гварини, Паллаццо Кариньяно

Доклад на тему: «Эпоха барокко в истории» — характеристика, особенности и жанры стиля

Многие страны современной Европы всё ещё могут похвастаться роскошными зданиями, интерьерами, созданными несколько веков назад. Речь идёт о стиле барокко, соединившем в себе великолепие и изящность голубых кровей. Это самое пышное и нарядное модное направление. На уроках мировой художественной культуры старшеклассникам предлагается написать доклад на тему «Эпоха барокко в истории». Стиль пришёл на смену ренессансу и выражал стремление общества к роскоши.

История возникновения

Для начала нужно разобраться, где и в какое время появилось барокко, которое быстро обрело популярность. В центре европейской цивилизации XVII—XVIII вв. была Италия. Именно её города (Рим, Мантуя, Венеция, Флоренция) были зонами возникновения этого стиля. С его появлением началось триумфальное шествие «западной культуры». Этому направлению сопротивлялись классицизм и рационализм.

Долгие годы Италия держала политическое и экономическое первенство, но к XVII веку перестала быть первым звеном. Сюда переселилось много французов, испанцев, которые стали диктовать условия развития. Духовной силой католического мира продолжал быть Рим. Простые граждане сильно поклонялись религии. Новый период заставил необразованных людей верить в церковную силу и грандиозность. С помощью искусства создавалась иллюзия богатства и могущества, чего не было на самом деле.

Папы Римские приглашали на работу лучших художников, дизайнеров, архитекторов, которые оформляли множество церквей, дворцов. Рим становился богатым и роскошным. Другие города Европы быстро подхватили идею. Изменения были не только в рамках экстерьера, но и во внутренней отделке.

Над разработкой стиля работали не только представители архитектуры, музыки, изобразительного искусства, литературы, но и дизайнеры модной одежды. Совместными усилиями получился возвышенный барокко (в XVI веке — в Италии, а позже и в других европейских странах). В разных регионах своя хронология и периодизация эпохи. Её временные рамки — конец XVI-начало XVIII веков.

Значение названия

С итальянского языка барокко переводится как «развращённый», «склонный к роскоши», с португальского — «жемчужина с неправильными формами». Возникновение термина связано с искусствоведами Иоахимом Викельманом и Франческо Милициа. Они негативно относились к этому стилю, считали его противоречащим классическим правилам эстетики. А вот другие краткие толкования термина:

  • Нелепость, странность, причудливость, язвительная насмешка.
  • Дурное, вычурное, неестественное пристрастие.
  • Имитирующий красоту драгоценный камень скрученной формы.
  • Фамилия известного итальянского художника Barocci.
  • Подражание архитектуре центрально-азиатских турок (сельджуков).
  • Итальянским историком классического искусствоведения Джулио Карло Арганом барокко назван «культурной революцией, прославляющей идеологию католицизма». Она противостояла протестантским реформам.

    Характеристика стиля

    На развитие барокко повлияла не только католическая церковь, но и крушение идеалов гуманизма, новое понимание человеческой сущности, изменение «картины мира». Ренессанс передал для барокко основательность и пышность, а маньеризм — динамичность и эмоции. Кратко характерные черты стиля можно преподнести в следующем виде:

  • Сливаются воедино скульптура, архитектура и живопись. Лучше всего особенность отражалась в городских и парковых ансамблях.
  • Гигантские, массивные, масштабные постройки.
  • В центре находится единое фасадное здание, похожее на декорацию театра.
  • Пространство заполняется скульптурами, лепниной, украшениями, декорациями.
  • Присутствует много мелких деталей, зеркал.
  • С помощью игры света, теней, контраста создаются оптические эффекты.
  • Чувствуется торжественная и напряжённая атмосфера.
  • В барокко сливаются воедино разные виды искусства, создаётся эффект драмы, напряжения и величия. Масштабы стиля впечатляют.

    Основные направления моды

    Человек эпохи барокко отступает от естественности, в нём нет дикости, бесцеремонности, невежества. У женщин ценилась бледная кожа, поэтому применялись специальные белила для лица. Дамы носили высокие вычурные причёски, на пояс надевали корсеты. Юбки и платья из шёлка были пышными, с применением каркасов. Обувь была на аккуратных утончённых каблуках. На лице часто рисовали чёрные мушки.

    Для мужчин были модными черты джентльмена, отличающегося мягкостью, нежностью, спокойствием. Принято было брить усы, бороду, использовать ароматы. Позже стали носить белые парики с буклями. Представители сильной половины человечества отступали от всего вульгарного, дикого и сумасбродного. Наряды шились из бархата, украшались золотой вышивкой, кружевами, лентами, шнурами. На ноги надевались панталоны с завязками.

    В эпоху барокко было заведено пользоваться вилками и салфетками. Также тогда повелось флиртовать с противоположным полом, проводить дуэли.

    Барочная живопись

    В XVII веке начали появляться картины с динамичными композициями, пышными формами, интересными сюжетами, аристократичностью. Характеристика стиля будет неполной, если не упомянуть о тематике. Основной темой была религиозная. За ней следовало изображение античных героев.

    Во многих полотнах сливалась фантазия с действительностью, учёность с духовностью. Художники старались соединить в своих произведениях природное и сверхъестественное. Шедеврами тех лет считаются картины Рубенса и Караваджо. Барокко в искусстве был представлен необыкновенными узорами и орнаментами, по мотивам которых изготовлялись даже неповторимые кружева.

    Архитектурные особенности

    Первыми барокко представили архитекторы. Первооткрывателем стал итальянец Франческо Борромини. В паре с ним работал Лоренцо Бернии. В России прославились сооружения Растрелли, в Речи Посполитой — Яна Кристофа Глаубица. Предпочтение отдавалось большим дворцово-парковым ансамблям.

    Строения были масштабными, с куполами и фасадами сложной формы. Также отмечались следующие особенности:

    • множество балконов, колонн, скульптур;
    • цветовые контрасты;
    • пышные декорации;
    • большие окна;
    • отделка золотом;
    • лепнина в виде атлантов и кариатид.

    Самыми яркими примерами архитектуры являются: собор Святого Петра в Риме, Версаль во Франции, Гранд-Плас в Брюсселе, Петергоф в России, Цвингер в Германии.

    Неотъемлемая часть — скульптура

    В XVII веке жил и творил великий итальянский архитектор и скульптор Лоренцо Бернини. В его копилке много скульптур на мифологическую тематику. Основной шедевр мастера — украшение для алтаря «Экстаз святой Терезы», по сей день находящееся в одной из церквей Рима.

    Испанские мастера отдавали предпочтение деревянным скульптурам. Вот характерные черты изваяний тех лет:

    • изготовлялись для украшения фонтанов;
    • тонко передавали текстуру ткани, чувственность тела;
    • украшались позолотой;
    • отображали застывшие движения.

    Для большей правдоподобности на статуи часто надевали настоящую одежду.

    Литературные произведения

    В докладе или реферате про поэтов и писателей эпохи нужно сказать, что они показывали реальные вещи в виде иллюзии или сна. Для этого использовали символы, аллегории, метафоры. Произведения пестрели антитезами, градациями, оксюморонами, параллелизмом. Творения того времени были настоящими энциклопедиями. Примером могут послужить шедевры Кальдерона, Кеведо, Фюретьера, Сореля, Скаррона.

    Во многих сюжетах читателям представлен вымышленный мир античности. Популярным был жанр сонета, пасторали, кончетти, рондо, мадригала. Довольно модным было написание романов.

    Музыкальные творения

    Барочный стиль в музыке отличается театральностью, грандиозностью, патетической приподнятостью, синтезом искусств. Чаще всего композиторы обращались к опере, оратории, кантате. Произведения исполнялись с помощью органа, клавесина, скрипки, контрабаса, виолончели, виолы. В музыкальные произведения подключали мандолины, литавры.

    Старшеклассники часто готовят сообщения на тему: «Музыка барокко». В них обязательно присутствует описание шедевров Грегорио Аллегри, Сальватора Роза. В эту эпоху стало модным исполнять серенады под окнами возлюбленных.

    Роскошь интерьеров

    Барокко — стиль резиденций и дворцов. Масштабы его просто огромные, но даже городское жильё может включать в себя барочные элементы. Мебель и зеркала принято украшать позолотой или бронзой. На стенах и потолке модно использовать гобелен, лепнину. Жилище желательно украшать скульптурами, изящными статуями. Для изготовления постели используется парча, шёлк, бархат.

    Стены дома должны быть рельефными. Обязательно применяются бордюры, ниши, колонны, пилястры, фрески.

    Барокко в искусстве оставило заметный след. До сих пор его элементы иногда используются. Этот стиль можно назвать универсальным. Он долго созревал, а потом разорвался именами великих творцов, которые заметно повлияли на развитие западноевропейской культуры.

    Предыдущая

    КультурологияАрхитектура Древнего Рима — кратко об архитектурных достижениях и шедеврах

    Следующая

    КультурологияСообщение об арфе — описание, устройство и характеристика музыкального инструмента

    Интересные факты о барокко

    Барокко — один из самых популярных направлений в искусстве, зародившееся в Италии на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков, а также название исторической эпохи. Представляем интересные факты о барокко.

    Происхождение

    Происхождение стиля:

    1. Родина.

    Стиль барокко зародился в Италии. Изначально он пользовался популярностью лишь В Риме, Флоренции, Венеции, а затем распространился поти по всем странам мира.

    1. Морское происхождение.

    Раньше моряки называли барокко жемчужины, имевшие неправильную форму.

    1. Характеристика человека.

    В шестнадцатом веке фальшивые, лживые и неуклюжие или причудливые люди назывались барокко.

    1. Первое употребление.

    В первый раз термин был использован в области архитектуры. Далее он был использован литератором Ницше в конце 70-х годов девятнадцатого века, но официально в литературу он был введен швейцарским филологом Вельфлином в конце 80-х годов того же столетия.

    Люди

    Особенности внешности:

    1. Представительницы прекрасного стиля.

    Женщина этой эпохи отличается бледной кожей с нарисованными родинками, высокими и вычурными прическами. Интересно, что для того, чтобы кожа была бледной, женщины накладывали на лицо много грима.

    1. Мужчины.

    Представители сильного пола в эпоху барокко носили напудренные парики, сбритые усы и бороду.

    1. Мужские наряды.

    Мужчины носили белую рубашку, имевшую напуск на талии, длинные пышные рукава и манжеты с кружевами, перевязанные красивыми лентами. Поверх рубашки надевали короткий и узкий пиджак, который назывался брасьер, но вскоре пиджак стал более длинным и широким. Талию мужского кафтана украшала баска. Нижняя часть одежды — белые панталоны и короткие брюки, а иногда даже шорты. На ногах носили туфли с квадратным носком. Также было модно носить шпагу и шляпу.

    1. Женские наряды.

    Наряды прекрасного пола отличались пышностью и величавостью. Платья стали пышными, яркими, у юбки появился шлейф, а рукава теперь украшались кружевной оборкой. Талию очень сильно стягивали корсетом.

    Также интересно, что женщины иногда надевали сразу 2 платья.

    В теплое время года костюмы дополнялись тростями или зонтами, а в холодное — меховыми накидками и длинными до локтей перчатками.

    Стиль

    Особенности стиля:

    1. Акцент.

    Главный акцент этой эпохи — использование позолоты: ее использовали и в нарядах, и в архитектуре.

    1. Симметрия.

    В эпоху барокко симметричность была главной чертой. Было важно, чтобы все сооружения были абсолютно симметричными.

    1. Характерные черты.

    Стиль барокко характеризуется пышность, выразительностью, объемностью фигур, огромным количеством декорирующих элементов. Круглые формы меняются на овальные.

    Статуи

    Скульптура:

    1. Особенности скульптуры.

    Скульптуры в стиле барокко отличаются нарядностью, чтобы они выглядели более богато и ярко, их наряжали в человеческую одежду и драгоценности.

    1. Сюжет.

    Теперь скульптурами являлись мифологические (из древнегреческой или древнеримской мифологии) или библейские персонажи, что придавало скульптурной компо

    Методическая разработка «Стилевые особенности эпохи барокко на примере Концерта Ля мажор А. Вивальди»

         Управление культуры г. Курска

    МБОУ ДО «Детская школа искусств  № 5

     им. Д.Д. Шостаковича» города Курска

    Методическая разработка на тему:

    «Стилевые особенности  эпохи барокко на примере Концерта Ля мажор А. Вивальди»

                                                        преподавателя по классу скрипки  

                                              методического объединения

                                                по специализации «струнные

                                                       инструменты» Косиновой Н.А.           

                         

    Курск, 2017 г.

    Содержание

    I. Введение        .

    II. Музыка эпохи барокко.

    III. Представители художественного стиля барокко в европейском

          искусстве.

    IV. Антонио Вивальди —  композитор эпохи барокко итальянской скрипичной  школы.

    V. Концерт Ля мажор А. Вивальди. Методические рекомендации к изучению с обучающимися старших классов.

    VI. Список литературы.


    Концерт Ля мажор для скрипки соло с сопровождением фортепиано композитора А. Вивальди является интересным и полезным материалом для технического и музыкального развития обучающихся старших классов. Прежде чем приступить к изучению этого концерта, необходимо познакомить обучающихся с творчеством композитора и его современников, концепцией написания произведения в контексте данной эпохи, жанровыми и стилистическими особенностями,. Для изучения и публичного выступления необходимо не менее 12 занятий, на которых будет проработан следующий материал.

    Эпоха барокко – идейно-эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII вв. Эпоха барокко отличалась противостоянием политических, этических и эстетических проблем. Это противостояние было связано с обострением борьбы уходящего социокультурного порядка с новым социальным строем, непримиримым конфликтом фанатичной веры и мистицизма с прогрессивными методами познания и художественного творчества.

    В эту эпоху сильно обострился  конфликт между личностью и обществом. Поэтому главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты искусства барокко – драматическая патетика, склонность к заострённым контрастам, динамичность, порой преувеличенная экспрессия, смятенность эмоций; и словно в противовес этому – уход от насущных проблем, тяготение к фантастике, пышности, а нередко к преувеличенной декоративности.

    Итальянское барокко художественный стиль – «вычурный, причудливый, странный». Возможно «пышный, изобильный» будет лучшим вариантом перевода, более точно отражающим смысл.

    В эпоху барокко в музыке чувствуются большие изменения. Выразительные возможности музыкального искусства расширяются, обнаруживается тенденция к интенсивному развитию инструментальной музыки (фуга, сюита, кончерто гроссо, ансамблевая и сольные сюиты).

    В области культовой музыки появились духовная оратория, кантата.

    Всё это свидетельство  начала новой эпохи в истории музыкального искусства, когда типичным становится взаимовлияние и переплетение принципов полифонического и гамофонно-гармонического письма.

    Отдельные композиторы разных стран начинают создавать чудесные мелодии и удивительно прекрасные стихи, которые  сопровождают друг друга. Но главным их стремлением  было поиск и исследование новых форм: мелодические линии и гармонические прогрессии, комбинации инструментов, новые жанры и формы музыки.

    На первый план выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего это опера). В XVII веке во Франции музыкальное барокко достигло расцвета. Крупнейшим композитором того времени был Жан Батист Люлли. Он создатель французской национальной оперы – второй в мире после итальянской. Этот  композитор внёс серьёзный вклад в становление жанра балета. Он плодотворно сотрудничал с Мольером, сочиняя музыку к его комедиям — балетам.

    В начале XVIII века во Франции с её тягой ко всему  изысканно-утонченному возникла стилевая разновидность барокко, которая получила название «галантный стиль» — это лёгкая музыка эпохи барокко. В прикладных видах искусства и живописи он получил название «рококо».

    Виднейший представитель английского барокко – композитор Генри Пёрселл. Он автор первой английской национальной оперы.

    В Италии барокко связано прежде всего с оперой  и скрипичной инструментальной музыкой. Великий оперный композитор Клаудио Монтеверди (наиболее известна его опера «Орфей») стал создателем оперы как музыкального жанра. Высшие достижения итальянской инструментальной музыки связаны с творчеством А. Вивальди и А. Корелли.

    Вершина стиля барокко – творчество немецких композиторов И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Их творчество явилось итогом всего предшествующего развития европейской полифонии и всей музыки барокко. В период барокко определился основной музыкальный язык:

    — тяготение к крупным формам (концерт, месса, оратория, опера и т.д.)

    — полифония (многоголосие)

    — виртуозность

    — эмоциональная наполненность

    — преимущество инструментальной музыки  над вокальной

    — точная нотная запись музыки

    — кристаллизация мажоро-минорной системы.

    В эпоху барокко многие инструменты достигли пика своего развития.

    Эта эпоха стала настоящим золотым веком органного исполнительства. Органы XVII – XVIII вв. отличались красотой и разнообразием звучания. Для них была характерна исключительная тембровая ясность и прозрачность. Распространённый клавесин в эпоху барокко начал сменяться первыми фортепиано.Широкое распространение в этот период получила виола (предшественница современного скрипичного семейства). Однако вскоре на первый план выдвинулась скрипка, постепенно вытеснившая виолу.

    Анализ музыкальной культуры эпохи барокко сегодня интересен в связи с тем, что она во многом предопределила ход формирования и развития культур следующих эпох. Интерес к барочной музыке в настоящее время в большей степени обусловлен совпадением некоторых культурных установок барокко и современности: контрастность, напряжённость, декоративность, динамичность.

    Всё больше людей стремятся вернуться к музыке для души, содержащей в себе красоту, основывающуюся на упорядоченной структуре. Интерес к музыке барокко возрождается, становится все более актуальным.

    Высшие достижения итальянской инструментальной музыки в эпоху барокко связаны с творчеством А. Вивальди. А. Вивальди – ведущий представитель итальянской скрипичной школы. Нет композитора, чья музыка была бы столь прямолинейной и непосредственной. Слушать ее не представляет особого труда. Стиль Вивальди ясный, простой, мелодичный. Его отличает развитая техника, разнообразие штрихов, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Он бесконечно разнообразен в фактуре  своих сочинений. Вивальди вошёл в историю музыки как создатель жанра сольного скрипичного концерта, значительно расширивший выразительные и технические средства скрипки. В его музыке используются новые технические приёмы: стремительные пассажи, арпеджио, тремоло, пиццикато, игра аккордами, применение высоких позиций. Мелодия обильно украшалась трелями, мордентами, форшлагами. Его оркестровая музыка отличается яркой живописностью, народным колоритом (таков, например, цикл из 4-х концертов «Времена года» ранний образец симфонической программной музыки), является своеобразной визитной карточкой, по своей популярности превзошел всё, написанное им.

    Антонио Вивальди родился в 1678 году в Венеции, выдающийся композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр, педагог. Творческое наследие охватывает более 700 названий: концерты, сонаты, оперы, оратории, кантаты, серенады. Вивальди принимал большое участие в театральной жизни Венеции, отдавал много сил постановкам собственных опер. Шумная и праздничная жизнь Венеции, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий след в творчестве. Покинув Венецию, он переселился в Вену, где провёл последние годы жизни. Умер в 1741 году.

    Жанр концерта особенно привлекал композитора широтой своего воздействия, доступностью для большой аудитории, динамизмом трёхчастного цикла с преобладанием быстрых темпов, рельефными контрастами   tutti  (тутти) и solo (соло), блеском виртуозного изложения. Виртуозный инструментальный стиль способствовал общей яркости впечатлений от образного строя произведения.  Первые части концертов Вивальди  энергичны, напористы, разнообразны по фактуре, контрастам. Вторые части переносят слушателя в область лирики. Здесь господствует песенность,  наделённая чертами  импровизационности. Финалы блестящие, полны энергии, они завершают цикл в стремительном живом движении.

    Динамичная трехчастная циклическая форма концертов Вивальди выражала художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». В логике их образного развития прослеживается влияние эстетической концепции эпохи барокко, которая делила мир человека как бы на три эпостаси: Действие – Созерцание – Игра. Важные приобретения совершены Вивальди в области тематического развития и композиционной формы. Для первых частей своих концертов он окончательно выработал и установил форму Рондо. Главная тема у Тутти возвращается в виде рефрена, чередуясь с сольными эпизодами разработанного типа. Тематически они связаны с рефреном, заимствуя у него материал; но здесь, в эпизодах, темы завершенного строения растворяются в секвентно-фигуративном движении. Так возникает периодическая смена тематических скоплений и разрежений. Тема рельефно оттеняется эпизодами, создающими ей текучий, подвижный фон нередко изобразительного характера.

    Работа над произведением крупной формы требует решения ряда серьёзных задач. Что обеспечивается лишь в том случае, если к моменту изучения крупной формы проделана большая подготовительная работа. Выбор произведения крупной формы определяется степенью технической подготовки обучающегося и уровнем его музыкального развития. В период, предшествующий работе над данным произведением, целесообразно изучение определённого круга инструктивного материала. Необходимо проработать гаммы Ля мажор, Ми мажор, Ре мажор и параллельные минорные, различными метроритмическими и штриховыми вариантами. Полезны «Упражнения для скрипки» Г. Шрадика, этюды: Ф. Мазаса  № 4 , Я. Донта № 2, Г. Кайзера № 6.

    Поговорим о Концерте Ля мажор.

    Излюбленным жанром в творчестве А. Вивальди был инструментальный концерт. Он привлекал композитора широтой своего воздействия, доступностью для большой аудитории, диапазоном трёхчастного цикла с преобладанием быстрых темпов, блеском виртуозного изложения.

    Исследуя данный концерт можно сказать, что работал Вивальди с присущей манерой, характерной требованиям эпохи барокко. Исполнительские приемы идентичны для всех композиторов эпохи. Это такие произведения следующих композиторов: Л. Обер «Престо», Ж. Рамо «Тамбурин», Ф. Куперен «Маленькие ветряные мельницы».

    Виртуозный инструментальный стиль способствовал общей яркости впечатлений от образного строя произведения. Расширились выразительные возможности: секвентное строение, синкопы, пестрота тональностей, приёмы арпеджирования. Полная динамическая шкала произведений охватывает 13 градаций звучности и др.

    Рассмотрим III часть Allegro  данного концерта. Написана она в форме «Рондо» — одна из самых распространенных музыкальных форм. В её основе лежит принцип чередования главной темы – Рефрена (tutti) и постоянно обновляемых эпизодов – solo. Между рефреном и эпизодами обязательны связки. Цель связок – обеспечить непрерывность музыкального развития.

    В данной части эпизоды написаны на различные виды техники. Технические трудности заключаются в исполнении мелкой техники в восходящем и нисходящем движении, переходах во II – III – IV позиции, секвенции, гаммообразные движения, арпеджио, опевание звуков – требуют точного интонирования. Внимание скрипача должно быть обращено на звукоизвлечение,  динамичекие  указания.

    Выразительное исполнение этой части достигается тонкой «игрой» мажора – минора. Мажорно – минорная тональная система – новое музыкально-композиционное средство барочной музыки.

    Исполняя этот концерт в сопровождении фортепиано, обучающийся имеет музыкальную поддержку, а глубокое проникновение в музыкальное содержание сделает его понятным и доступным для слушателя.

    Нотный текст данной части прилагается.

                         Литература

    1. Ю. Булучевский. Старинная музыка. — М., 2000г.
    2. К. Розеншильд. История зарубежной музыки. — М., 1998г.
    3. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990г.

         Управление культуры г. Курска

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств  № 5»

    города Курска

    Методическая разработка на тему:

    «Работа над произведением крупной формы.

    Ш. Данкля. Вариации на тему В. Беллини»

                                                        преподавателя по классу скрипки  

                                              методического объединения

                                                по специализации «струнные

                                                       инструменты» Косиновой Н.А.           

                         

    Курск, 20

    Литература в стиле барокко — baroquen101

    Барокко литература — это прозаический жанр 17 века, имеющий несколько отличительных черт. характеристики по сравнению с литературными стилями предыдущих веков. В эпоха барокко известна использованием драматических элементов во всех видах искусства, и произведения барочной литературы вообще не исключение. Писатели этого времени период расширил и усовершенствовал использование аллегорий с несколькими слоями имея в виду. Метафоры меньшего масштаба также являются частым товарным знаком этого жанра. и многие произведения литературы в стиле барокко посвящены борьбе человечества за поиски глубоких смысл в существовании.

    Много историй литература в стиле барокко известна богато подробными описаниями персонажи и обстановка, которые отражают реалистичную жизнь, а не фантастические миры. Поэтому романы и рассказы эпохи барокко относятся к категории реализма. Метафоры также стали более заметными в письменной форме эпохи барокко, чтобы вдохновлять образные и умозрительные мысли в умах читателей. Несколько известные литературные произведения обращались также к различным религиозным идеям потому что некоторые писатели эпохи барокко работали под патронажем церкви, как и другие художников.

    Барокко эпоха была первым периодом времени, когда разные художники были признаны состоявшимися виртуозами, в эту категорию вошли несколько писателей. Ученые, изучающие литературу барокко, часто отмечают, что она напрямую касается верований и предположений читателей больше, чем у других жанров из предыдущих эпох. Многие истории эпохи барокко сосредоточены на личности, а не на коллективная группа, характеристика, которая отражает изменение отношения в это время период. Литература в стиле барокко, издаваемая на языках, отличных от латыни, также была банальность, отражающая важность культурной самобытности, а также повышение уровня грамотности среди людей, не принадлежащих к высшим социальным и экономические классы.

    Испанский литература барокко часто известна своими темами, отражающими политическую и экономический ландшафт Испании 17 века. Несмотря на успехи в колонизации и торговли в предыдущие века, страна вступила в период застой к началу эпохи барокко. Многие испанские писатели создали аллегории, в основе которых лежит разочарование в выраженных идеалах в искусстве и литературе эпохи Возрождения. Поскольку новые и инновационные идеи от Ренессанс не оставил неизгладимых впечатлений, испанские писатели эпохи барокко часто отреагировали с цинизмом, что проявляется в некоторых их сатирических романах.Рост неодобрения испанской монархии также является темой в нескольких литературных произведениях, ставших известными еще до окончания эпохи барокко.

    PPT — Презентация PowerPoint эпохи барокко, скачать бесплатно

  • Эпоха барокко Музыка, искусство и архитектура 1600-1750

  • Что я должен знать об эпохе барокко? 1600-1750 • Музыка: • Контрапункт: Структура и орнамент • Бах, Вивальди, Гендель • Искусство: • Драма! Драма! Драма! • Пышность и причудливость: набейте холст • Бернини, Рубенс, Веласкес • Архитектура: • Симметрия • Заряженные и кружащиеся пространства • Фонтан Треви, базилика Оттобойрен

  • Эпоха разума • В мире возникли новые способы мышления и научные открытия XVII век • Две школы мысли: • Рационалист: все знания можно получить только с помощью разума • Эмпирик: все знания должны быть получены через чувства, опыт

  • ИСКУССТВО в стиле барокко Акцент на драме опыта.Бернини превратил духовный опыт монахини в настоящий эмоциональный апогей. Созерцайте внизу святую Терезу, написанную в эпоху Возрождения, ДО БАРокко.

  • Бернини: экстаз Святой Терезы

  • Веласкес • Портреты для испанской королевской семьи • Важность личности • Внимание к деталям

  • RUBENS

  • Архитектура в стиле барокко • Симметрия и структура являются ключевыми

  • Архитектура барокко читается как эпизод «Прокачай мой собор » • ВСЕ должно быть украшено!

  • Фонтан Треви, Рим

  • Музыка в стиле барокко • Выражает порядок Вселенной с помощью высоко структурированных музыкальных форм • Живые: многие формы были взяты из старых танцев, таких как Менуэт, Жига и Гавот • Контрапункт : два независимых голоса, сплетающихся воедино

  • Иоганн Йозеф Фукс, композитор и теоретик эпохи барокко, заявляет о цели идеальной музыки барокко: «Композиция соответствует требованиям хорошего вкуса, если она хорошо построена, избегает банальностей и умышленных эксцентричностей. , стремится к возвышенному, но движется естественно, упорядоченно, сочетая блестящие идеи с безупречным мастерством.»

  • Инструменты барокко • Орган • Клавесин • Струнные! • Ограниченные духовые, медные, ударные

  • Орган

  • Клавесин

  • Дж. С. Бах работает !! • BWV: его собственная система опусов для нумерации произведений

  • Не путать с «Себастьяном Бахом» из Skid Row

  • … или Терминатором

  • J.Факты о С. Бахе • Бог, музыка, семья • Большинство сочинений носили сакральный характер, так как он работал на церковь • Богатый отец: 20 детей !!! • Органист по профессии • 1685-1750: эти даты также знаменуют расцвет эпохи барокко • Никогда не покидал Германию!

  • Он особо не обошелся… • На этой карте отражена 100-мильная территория, по которой Бах путешествовал при своей жизни.

  • Красный священник — из-за его рыжих волос

  • Работал с девочками-сиротами в больнице Венеции, Италия • Многие композиции были упражнениями для этих молодых музыкантов • Более 400 скрипичных концертов! Да уж! Не обычный приют: у многих дворян в Венеции были незаконнорожденные дети.Из-за своей близости к городу они все еще могли заботиться о своем потомстве, отдавая деньги детскому дому, спонсируя тем самым довольно модную музыкальную программу.

  • Дополнительные вопросы • Чем музыка эпохи барокко отличается от современной музыки? • Есть ли какие-нибудь пьесы эпохи барокко, которые мы играли в классе? • Чем инструменты, на которых вы играете сегодня, отличаются от инструментов эпохи барокко?

  • Архитектура барокко

    Архитектура барокко — термин, используемый для описания строительного стиля эпохи барокко, начавшейся в Италии в конце шестнадцатого века, который взял римский словарь архитектуры эпохи Возрождения и использовал его в новой риторической и театральной манере, часто для выражения триумфа. католической церкви и абсолютистского государства.Он характеризовался новым исследованием формы, света и тени и драматической интенсивности.

    В то время как Ренессанс опирался на богатство и власть итальянских дворов и представлял собой смесь светских и религиозных сил, барокко, по крайней мере, первоначально было напрямую связано с Контрреформацией, движением внутри католической церкви, направленным на реформирование себя в ответ протестантской Реформации. [2] Архитектура барокко и ее украшения были, с одной стороны, более доступными для эмоций, а с другой — видимым свидетельством богатства и могущества церкви.Новый стиль проявился, в частности, в контексте новых религиозных орденов, таких как Театины и Иезуиты, которые стремились улучшить народное благочестие.

    Архитектура высокого римского барокко может быть отнесена к папским временам правления Урбана VIII, Иннокентия X и Александра VII с 1623 по 1667 год. Тремя главными архитекторами этого периода были скульптор Джанлоренцо Бернини, Франческо Борромини и художник Пьетро. да Кортона и каждый из них развили свое собственное, отчетливо индивидуальное архитектурное выражение.

    Распространение архитектуры барокко на юг Италии привело к региональным вариациям, таким как сицилийская архитектура барокко или архитектура Неаполя и Лечче. На севере театральный архитектор Камилло-Гуарино Гуарини, Бернардо Виттоне и уроженец Сицилии Филиппо Хуварра внесли постройки в стиле барокко в Турин и регион Пьемонт.

    Синтез архитектуры Бернини, Борромини и Кортоны можно увидеть в архитектуре позднего барокко в Северной Европе, которая проложила путь для более декоративного стиля рококо.

    К середине семнадцатого века стиль барокко нашел свое светское выражение в виде величественных дворцов, сначала во Франции — с Шато де Мезон (1642 г.) недалеко от Парижа Франсуа Мансара, — а затем по всей Европе.

    В течение семнадцатого века архитектура барокко распространилась по Европе и Латинской Америке, где ее особенно продвигали иезуиты.

    Предшественники и особенности архитектуры барокко

    Позднеримские постройки Микеланджело, особенно церковь Св.Петра, можно считать предшественником архитектуры барокко. Его ученик Джакомо делла Порта продолжил эту работу в Риме, особенно над фасадом иезуитской церкви Il Gesù, который ведет прямо к самому важному церковному фасаду раннего барокко, Санта-Сусанна (1603 г.), работы Карло Мадерно [3]

    Отличительными чертами архитектуры барокко могут быть:

    • В церквях более широкие нефы и иногда овальные формы
    • Фрагментарные или заведомо неполные архитектурные элементы
    • драматическое использование света; либо сильные светотеневые контрасты ( светотени, эффектов), как в церкви Вельтенбургского аббатства, либо равномерное освещение за счет нескольких окон (например,г. церковь аббатства Вайнгартен)
    • богатое использование цвета и орнаментов ( путти или фигурки из дерева (часто позолоченного), гипса или лепнины, мрамора или искусственной отделки)
    • потолочные фрески масштабные
    • Внешний фасад, часто характеризующийся эффектным центральным выступом.
    • Интерьер — ракушка для живописи, скульптуры и лепнины (особенно в стиле позднего барокко)
    • иллюзорных эффектов, таких как trompe l’oeil (это художественная техника, использующая чрезвычайно реалистичные образы, чтобы создать оптическую иллюзию, что изображенные объекты появляются в трех измерениях.) и смешение живописи и архитектуры
    • грушевидных купола в баварском, чешском, польском и украинском барокко
    • Колонны Марии и Святой Троицы, возведенные в католических странах, часто в знак благодарности за прекращение чумы

    Барокко и колониализм

    Несмотря на тенденцию рассматривать архитектуру барокко как европейское явление, она совпала с подъемом европейского колониализма и неразрывно связана с ним. Колониализм потребовал развития централизованных и могущественных правительств с Испанией и Францией, первыми, кто двинулся в этом направлении. [4] Колониализм принес огромное богатство не только за счет серебра, добытого на рудниках в Боливии, Мексике и других местах, но также и в результате торговли товарами, такими как сахар и табак. Необходимость контролировать торговые пути, монополии и рабство, которые находились в основном в руках французов в течение 17 века, породила почти бесконечный цикл войн между колониальными державами: французские религиозные войны, Тридцатилетняя война (1618 г.) и 1648), франко-испанской войны (1653 г.), франко-голландской войны (1672–1678 гг.) и т. д.Первоначальное неправильное управление колониальным богатством со стороны испанцев обанкротило их в 16 веке (1557 и 1560), но в следующем столетии они восстановились очень медленно. Это объясняет, почему стиль барокко, хотя и с энтузиазмом развивавшийся в Испании, был в значительной степени в Испании архитектурой поверхностей и фасадов, в отличие от Франции и Австрии, где мы видим строительство многочисленных огромных дворцов и монастырей. В отличие от Испании, французы под руководством министра финансов Жана-Батиста Кольбера (1619–1683) начали индустриализировать свою экономику и, таким образом, смогли стать, по крайней мере, на начальном этапе, благодетелями потока богатства. .Хотя это было хорошо для строительной индустрии и искусства, новое богатство вызвало инфляцию, подобной которой раньше не было. В основном богатые становились богаче, а бедные — беднее. Рим был известен как своими новыми роскошными церквями, так и своими бродягами. [5]

    Италия

    Основные статьи: итальянское барокко и итальянская архитектура барокко

    Рим и Южная Италия

    Планы ряда церковных зданий эпохи барокко в Риме основывались на итальянской парадигме базилики со скрещенными куполом и нефом, но обработка архитектуры сильно отличалась от того, что было выполнено ранее.Одной из первых римских построек, нарушивших условности маньеризма, примером которых является Джезу, была церковь Санта-Сусанна, спроектированная Карло Мадерно. Динамичный ритм колонн и пилястр, центральная масса, выступ и сжатый центральный декор добавляют сложности конструкции. Есть зарождающаяся игривость с правилами классического дизайна, но при этом сохраняется строгость.

    Те же проблемы с пластикой, массой, драматическими эффектами, тенью и светом очевидны в архитектурных работах Пьетро да Кортона, проиллюстрированных его проектом Санти Лука и Мартина (строительство началось в 1635 году) с тем, что, вероятно, было первой изогнутой церковью в стиле барокко. фасад в Риме. [6] Эти опасения еще более очевидны в его переработке Санта-Мария-делла-Паче (1656-8). Фасад с его светотеневым полукупольным портиком и вогнутыми боковыми крыльями очень напоминает театральную сцену, а фасад церкви выступает вперед, так что он практически заполняет крошечную трапециевидную площадь. Другие римские ансамбли эпохи барокко и позднего барокко также проникнуты театральностью и, как городские театры, служат ориентирами в пределах своей местности в окружающем городском пейзаже.

    Вероятно, наиболее известным примером такого подхода является площадь Святого Петра, которую оценили как шедевр барочного театра. Площадь, спроектированная Джаном Лоренцо Бернини, в основном образована двумя колоннадами из отдельно стоящих колонн, центром которых является египетский обелиск. Самым любимым дизайном Бернини была его овальная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, украшенная полихомным мрамором и богато украшенным золотым куполом. Его светская архитектура включала Палаццо Барберини, основанный на планах Мадерно, и Палаццо Киджи-Одескальки (1664 г.), оба в Риме.

    Соперник Бернини, архитектор Франческо Борромини, создавал проекты, которые резко отличались от обычных композиций античного мира и эпохи Возрождения. Его строительные планы были основаны на сложных геометрических фигурах, его архитектурные формы были необычными и изобретательными, и он использовал многослойный символизм в своих архитектурных проектах. Архитектурные пространства Борромини, кажется, расширяются и сужаются, когда это необходимо, демонстрируя некоторую близость к позднему стилю Микеланджело. Его культовым шедевром является миниатюрная церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, отличающаяся сложной планировкой, которая частично овальна, а частично крестообразна и поэтому имеет сложные выпукло-вогнутые ритмы стен.Позже работа, церковь Сант-Иво алла Сапьенца, показывает тот же игривый изобретательность и антипатия к плоской поверхности, воплощенный необычным «штопор» фонарь над куполом.

    После смерти Бернини в 1680 году Карло Фонтана стал самым влиятельным архитектором, работающим в Риме. Примером его раннего стиля является слегка вогнутый фасад Сан-Марчелло-аль-Корсо. Академический подход Фонтаны, хотя и не обладал ослепительной изобретательностью его римских предшественников, оказал существенное влияние на архитектуру барокко как через его плодотворные работы, так и через ряд подготовленных им архитекторов, которые распространяли идиомы барокко по всей Европе восемнадцатого века.

    В восемнадцатом веке столица архитектурного мира Европы была перенесена из Рима в Париж. Итальянское рококо, процветавшее в Риме с 1720-х годов, находилось под сильным влиянием идей Борромини. Самые талантливые архитекторы, работавшие в Риме, — Франческо де Санктис (Испанская лестница, 1723 г.) и Филиппо Рагуццини (Piazza Sant’Ignazio, 1727 г.) — не имели большого влияния за пределами своей родной страны, как и многочисленные последователи сицилийского барокко, в том числе Джованни Баттиста Ваккарини. , Андреа Пальма и Джузеппе Венанцио Марвуглиа.

    Примером последнего этапа архитектуры барокко в Италии является дворец Казерта Луиджи Ванвителли, который считается самым большим зданием, построенным в Европе в 18 веке. Благодаря современным французским и испанским моделям, дворец искусно связан с ландшафтом. В Неаполе и Казерте Ванвителли практиковал трезвый и классический академический стиль с равным вниманием к эстетике и инженерии, стиль, который сделал бы легкий переход к неоклассицизму.

    Северная Италия

    На севере Италии монархи из Савойского дома были особенно восприимчивы к новому стилю.Они наняли блестящую триаду архитекторов — Гуарино Гуарини, Филиппо Джуварра и Бернардо Виттоне — чтобы продемонстрировать грандиозные политические амбиции и недавно обретенный королевский статус их династии.

    Гуарини был странствующим монахом, который объединил многие традиции (в том числе и готическую архитектуру) для создания необычных структур, отличающихся овальными колоннами и нетрадиционными фасадами. Основываясь на открытиях современной геометрии и стереометрии, Гуарини разработал концепцию architecture obliqua , которая приближалась к стилю Борромини как в теоретической, так и в структурной смелости.Палаццо Кариньяно Гуарини (1679 г.), возможно, был самым ярким примером применения стиля барокко в дизайне частного дома 17 века.

    Плавные формы, невесомые детали и воздушные перспективы архитектуры Джуварры предвосхитили искусство рококо. Хотя его практика выходила далеко за пределы Турина, самые захватывающие работы Джуварры были созданы для Виктора Амадея II Сардинии. Визуальное впечатление от его Basilica di Superga (1717 г.) происходит от его высокой линии крыши и мастерского размещения на холме над Турином.Деревенская атмосфера способствовала более свободному выражению архитектурных форм в королевском охотничьем домике Палаццина ди Ступиниджи (1729 г.). Юварра завершил свою короткую, но насыщенную событиями карьеру в Мадриде, где он работал над королевскими дворцами в Ла Гранха и Аранхуэс.

    Среди многих, на кого глубоко повлияли блеск и разнообразие Джуварры и Гуарини, никто не был важнее Бернардо Виттоне. Этот пьемонтский архитектор запомнился обнажением ярких церквей в стиле рококо, четырехлистников в плане и тонких деталей.Его сложные проекты часто включают несколько сводов, структур внутри структур и куполов внутри куполов.

    Мальта

    Застрял, как пластинка в стиле барокко? Музыка развивается заслуживающими внимания способами

    В течение 200 лет музыка превратилась в совершенно разные стили, каждый из которых отличался анализом мелодических интервалов. Кредит: Мира (на стене)

    Подумайте о своем любимом музыкальном произведении. Какие аспекты его мелодии вам действительно нравятся? Вы предпочитаете сочетание быстрых и медленных нот или равномерный темп; вам нравится слушать низкую музыку с басами больше, чем высокие ноты; или вы предпочитаете один инструмент или несколько инструментов, играющих вместе?

    Легко увидеть, что музыкальное произведение больше нравится, чем запоминающийся рифф или легко запоминающийся текст.Музыкальные вкусы большинства людей, от оперы до трэш-метала, имеют одно общее свойство: наличие различий в высоте звука между нотами, называемых мелодическими интервалами.

    Поскольку интервал можно определить как разницу в высоте звука между двумя нотами, они могут повышаться и понижаться. (Ноты, которые не делают ни того, ни другого, рассматриваются как повторение одной и той же высоты звука, что само по себе является общей чертой всей музыки).

    Мелодические интервалы позволяют слушателю предвидеть (до некоторой степени) композицию трека, и долгое время считалось, что они играют ключевую роль в музыкальных предпочтениях.

    И оказывается, что этот конкретный элемент музыки также развивается со временем, согласно статье, опубликованной вчера в Proceedings of the National Academy of Science .

    Музыкальная эволюция

    Используя цифровую базу данных музыки с 1730 по 1930 год, исследователи из Аргентины и США проанализировали мелодические интервалы четырех музыкальных стилей:

    • Барокко . Музыка в период барокко (1600-1750) расширила сложность инструментовки и установила такие жанры, как опера и соната.Бах и Гендель были композиторами эпохи барокко.
    • Классический . Примерно с 1750-1820 годов классическая эпоха породила музыку менее сложную и обычно более короткую, чем в стиле барокко. Самые известные композиторы — Бетховен и Моцарт.
    • Романтика . Примерно с 1815 по 1910 годы композиторы эпохи романтизма (такие как Шопен и Брамс) создавали музыку для среднего класса, тогда как в прошлом такие композиции обычно предназначались только для высших классов.
    • Постромантический . Музыка пост-романтической эпохи (с конца 19 века и далее) включала в себя аспекты барокко и классики, но все же сохраняла романтические элементы.

    Интервальный анализ музыки фокусируется на строительных блоках контура высоты тона, которые, например, порождают узнаваемую мелодию.

    Из эпохи барокко…

    … В пост-романтический.

    Исследователи обнаружили, что в романтическом и постромантическом стилях все чаще используются ноты вне более четкой зависимости от тональной предсказуемости, которая в большей степени характерна для музыки барокко и классической музыки.

    За интервалами

    Важно понимать, что хотя интервальная выборка — это эффективный поиск элементов музыки, которые явно влияют на ее восприятие, она не воспроизводит (и не может) воспроизводить средства, которыми большинство людей слушает музыку.

    В этом исследовании не рассматриваются внутренние факторы, такие как длительность нот и возникающие из них ритмические паттерны — возможно, столь же важные для стилистических особенностей музыки, как высота звука — а также тембры, присваиваемые средствам исполнения, будь то труба, орган или хор без сопровождения.

    Что действительно определяет стиль музыки, так это взаимодействие между множеством различных параметров. Музыка в этом отношении мультимодальна, и, помимо факторов, основанных на звуке, таких как мелодические интервалы, стиль также включает в себя такие элементы, как лирическое значение, его повествование и, прежде всего, в случае музыки барокко и классической музыки — танцевальные шаги. популярны во времена сочинения.

    Слияние нейробиологии и музыки в прошлом месяце показало, что определенные типы музыки могут запускать системы вознаграждения в мозгу.

    Сейчас развивающаяся международная суб-дисциплина компьютерного музыковедения, размещенная как на музыкальных факультетах, так и в лабораториях, посвященных информатике и экспериментальной психологии, разрабатывает надежные статистические процессы, подобные тому, который применяется в этом исследовании.

    Музыкальная наука получит огромную пользу от разработки новых инструментов, подобных используемым здесь.

    В свою очередь, исполнители могут многое выиграть от понимания того, что важно в материале, который мы поем и играем, что привлекает внимание — и сердца — нашей аудитории.


    Музыканты обращают внимание на приложение для написания мелодий
    Дополнительная информация: www.pnas.org/content/early/2013/05/22/1222336110 Предоставлено Разговор

    Эта история опубликована с разрешения The Conversation (по лицензии Creative Commons-Attribution / Без производных).

    Ссылка : Застрял, как пластинка в стиле барокко? Музыка развивается заслуживающими внимания способами (2013, 31 мая) получено 9 января 2021 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *