Особняк юсуповых в москве: Юсуповский дворец в Москве. Палаты «Волковых-Юсуповых». Экскурсии. Аренда залов. – Палаты Волковых — Юсуповых — Википедия

Палаты Волковых — Юсуповых — Википедия

Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Пала́ты Во́лковых — Юсу́повых — здание-достопримечательность в Басманном районе Москвы, одно из старейших гражданских зданий города. Находятся по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4. Являются объектом культурного наследия федерального значения.

Sight symbol black.svg Вид с торца здания.

Юсуповский дворец — одна из самых старых гражданских построек Москвы. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть подвергаемые сомнению датировки, относящие к концу XV века или 1555 году[1]. Согласно легенде, хозяином этих палат был царь Иван IV Васильевич, и они выполняли роль охотничьего дворца. Однако никаких источников, подтверждающих это, не имеется

[2][3].

В конце XVII века Пётр I пожалован дворец второму по рангу после Гаврилы Головкина дипломату петровского времени, вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного (1719) П. П. Шафирову. В 1723 году император гостил здесь у Шафирова в усадьбе, об этом свидетельствует походный журнал государя.

Следующим владельцем особняка был государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник граф Толстой. В 1727 году, при правлении Петра II, Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято.

Участок же достался Алексею Волкову, помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам. Но хозяином дворца он оставался меньше года. Меншиков потерял должность, и у Волкова взяли усадьбу. Её хозяином стал князь и генерал-аншеф Григорий Юсупов-Княжев, подполковник Преображенского полка. В начале XIX века здесь проводились светские встречи. С 1801 года по 1803 год здесь, во втором этаже левого флигеля, нанимал квартиру Сергей Львович Пушкин, а вместе с отцом тут жил и будущий великий русский поэт А. С. Пушкин

[2].

Род Юсуповых владел дворцом на протяжении 190 лет, вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Затем здесь находились анархисты.

Палаты представляют собой несколько зданий на подклетах с сенями и наружными крыльцами вдоль торцов.

В сени второго этажа восточных палат дворца вело Красное крыльцо. Над входом размещались образы святых князей Бориса и Глеба. В конце XVII — начале XVIII века построена Столовая палата. С южной и западной сторон к западной части дворца примыкали одноэтажные хозяйственные строения.

В XVIII при Юсуповых на участке создан фруктовый сад и создана оранжерея, Юсуповский театр. Увеличилась территория, так как к владениям присоединились новые участки и здания.

В конце XIX века архитектором В. Д. Померанцевым была проведена реконструкция, в ходе которой западная часть дворца была расширена, преобразованы фасады и внутренние помещения, пристроен третий этаж.[2]

В 1892 году восточная часть дворца была отреставрирована: увеличилась крутизна крыш и был восстановлен их декор, окна приобрели стёкла с рисунками, напоминающими слюдяные, окрашены фасады.

В 1895 году со стороны двора к дворцу было пристроено новое парадное крыльцо и возведена каменная ограда с воротами. Внутренние стены дворца были украшены росписями по эскизам Ф. Ф. Солнцева.

До настоящего времени сохранились фигурные печи начала XVIII века, камин начала XVII века с рисунками и надписями и часть богатого убранства Столовой палаты.

В конце XIX века во дворце располагалась китайская комната. Роскошной отделкой отличались гербовая комната и кабинет.

С 1929 года в здании находился президиум ВАСХНИЛ. Академия сельскохозяйственных наук, здесь были рабочие места Николая Вавилова и Александра Чаянова. Впоследствии в доме размещался музей дворянского быта и военно-исторический музей, некоторое время размещался музей «Палаты Волковых — Юсуповых», проводились экскурсии.[2]

В 1987 году во дворце снимались несколько эпизодов из фильма «Гардемари́ны, вперёд!».

В 2004 году Академия как собственник сдала памятник в аренду ООО “Межрегион НИИ проект”, а в 2005 году продала его тому же владельцу. Новый хозяин и инвестор-подрядчик — ООО “Бамо” — начали в интерьерах “реставрационные” работы, повлёкшие утраты и остановленные органами охраны памятников по сигналу общественности. В 2007 году Арбитражный суд признал сделку купли-продажи недействительной. Памятник вернулся в собственность Сельскохозяйственной академии, которая в 2015 году объединена с Российской Академией Наук (РАН). С того же года памятник физически пустует и вымораживается, намерения РАН неизвестны. Росписи первого этажа страдают от увлажнения. Разрушается наружное крыльцо дворового фасада, построенное по проекту Султанова. Палаты внесены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация — запустение.

[4]

  1. ↑ Род Князей Юсуповых — Возрождение Юсуповского дворца, «В книге А. Потапова «Очерк древней русской гражданской архитектуры», изданной в 1903 году, сведения по истории строительства дворца в «урочище Огородники» крайне скудны. В «Очерке» упоминается о художественном альбоме 1851 года «Русская старина в памятниках церковного гражданского зодчества», в котором написано следующее: «В Земляном городе в Б. Харитоньевском переулке уцелели старинные палаты — памятник начала XVIII, а может, конца XV столетия. Прежде дом принадлежал Алексею Волкову». В издании об истории палат, вышедшем в 1917 году, указывается, что «сей дворец отстроен был в 1555 году», но многие историки и архитекторы, в частности, известный москвовед П. В. Сытин подвергает сомнению данные сведения, так как исторических документов, подтверждающих точность датировки, не найдено».
  2. 1 2 3 4 Палаты Юсуповых (неопр.). Дата обращения 8 мая 2015.
  3. ↑ Род Князей Юсуповых — Возрождение Юсуповского дворца.
  4. Архнадзор. [https://redbook.archnadzor.ru/read#193 Юсуповы палаты Б. Харитоньевский пер., 21, стр. 4] (неопр.). Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.

Палаты Юсуповых — известные места в москве

Самая устойчивая легенда гласит, что принадлежали эти палаты царю Ивану IV Васильевичу и были его охотничьим дворцом. И якобы вел из него подземный ход, по которому грозный царь, переодетый в смерда, выбирался тайком «в народ» подслушивать сплетни о самом себе.

Документальных подтверждений этому нет. Бесспорно одно: на рубеже XVI и XVII веков (именно этим периодом датируется древнейшая часть памятника, подклетный этаж крайней правой, если смотреть со стороны переулка, палаты) на окраине Москвы уже стоял красавец терем.

Достоверная история его относится к более поздней эпохе. Вероятно, в конце XVII века Петр I подарил терем своему сподвижнику, дипломату, вице-канцлеру барону Петру Шафирову. В 1723 году он принимал здесь царя, о чем сохранилась запись в походном журнале Петра I. В том же году владельцем усадьбы стал еще один петровский сподвижник – начальник Тайной канцелярии, граф Петр Андреевич Толстой. При Петре II Толстой был сослан на Соловки, а палаты отошли к ближайшему помощнику князя А. Меншикова, обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Владел он ими менее года, но дом часто называют его именем – «Палаты боярина Волкова». Хотя боярином Волков никогда не был.

После падения Меншикова усадьбу у Волкова отобрали. Петр II пожаловал ее своему доверенному человеку, подполковнику Преображенского полка Григорию Юсупову-Княжево. С тех пор и до самой революции дворец находился в семье Юсуповых.

Архитектурный ансамбль каменных палат формировался веками и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.

В XVIII веке при князе Николае Борисовиче Юсупове усадьба была существенно расширена. Был разбит сад с оранжереями, устроен известный во всей Москве Юсуповский театр. Напротив дворца, в специальном доме, устраивались светские приемы. В 1801-03 годах во втором этаже левого флигеля Юсуповского терема нанимал квартиру отец Пушкина Сергей Львович. Будущий поэт гулял в юсуповском саду. Добрые отношения с Н.Б. Юсуповым Пушкин поддерживал и в зрелые годы.

Усадьба неоднократно перестраивалась. В конце ХIХ века под руководством архитектора В. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, и внутренняя планировка, палаты надстроены третьим этажом. В 1890-е годы по инициативе княгини Зинаиды Николаевны архитектор П. Султанов восстанавливал внешний облик палат и создавал интерьеры парадных залов второго этажа. Крыши стали более крутыми, а их скаты расписали «в шахмат». Фасады получили полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров. Со стороны двора пристроено новое парадное крыльцо. В доме заново сделали все печи и покрыли подлинными антикварными изразцами.

После революции дом был захвачен анархистами, потом здесь устроили музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании побывало несколько организаций, позже сюда въехала Сельскохозяйственная академия, чьей преемницей стала Российская академия сельскохозяйственных наук.

Во второй половине 2000-х годов была проведена реставрация по проекту института «Спецпроектреставрация». Дворцу вернули примерно тот вид, какой он имел перед революцией. Сейчас в части здания расположен музей «Палаты Волковых-Юсуповых».

Дворец Юсуповых в Харитоньевском переулке. Часть I

1. Церковь Харитона Исповедника в Огородниках. Фотография 1880-х годов

Большой Харитоньевский переулок расположен близ Чистых прудов, знакомых каждому жителю столицы. По протяженности и по количеству примечательных зданий этот переулок даст фору многим улицам. Знаменитый москвовед С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «У Большого Харитоньевского переулка берет начало речка Черногрязка, правый приток реки Яузы, ныне заключенная в подземную трубу. Название этой реки, возможно, происходит от характера местной почвы, и неудивительно, что именно здесь поселились огородники, образовавшие целую слободу, обитателям которой вменялось в обязанность поставлять ко двору «всякий огородный овощ».

2. Дворец Юсуповых.  Современная  фотография

Приходской храм огородников – церковь Харитония – была построена в 1652–62 годах, находилась примерно в центре этого района и носила название «что в Огородниках» или «что в Огородной слободе». По ней и именуется Большой Харитоньевский переулок. В XVIII веке переулок разделялся на две части – одна, от Белого города до церкви Харитония, называлась Харитоньевским переулком, а другая – до Земляного вала, Хомутовкой, по владельцу участка на углу с Садовым кольцом. Большой Харитоньевский переулок славится настоящим архитектурным чудом – старинными палатами, которые являются одной из самых старых гражданских построек, сохранившихся в Москве.

3. Иван IV Грозный. Портрет из Царского титулярника 1672 года

Появление на этом месте первого строения окутано московскими легендами. Согласно одной из них, первым владельцем палат был сам Иван Грозный. В XVI веке от Сокольников до нынешних Красных Ворот простирался дремучий лес, в котором царь любил охотится. По преданию, Иван Грозный, проезжая однажды на лошади через бор, зацепился за ветку, и его соболья шапка упала в снег. На этом самом месте государь приказал возвести Сокольничий дворец. Говорят, что строили этот дворец Барма и Постник – создатели собора Василия Блаженного. По государеву приказу был проведен подземный ход от Сокольничего дворца в Кремль. Иван Грозный любил появляться и исчезать внезапно.

4. Дворец  Юсуповых.  Фотография начала XX века

В очередной раз следует оговориться, что история этого места до XVIII века состоит в основном из легенд и преданий. О них подробно рассказано в мемуарах одного из владельцев палат – Ф.Ф. Юсупова. После смерти Ивана Грозного Сокольничий дворец пустовал, пока по приказу Алексея Михайловича – большого любителя охоты – он снова не был открыт и приведен в порядок. Наиболее вероятной датой постройки существующих палат, по мнению исследователей, нужно считать конец XVII века. В это время сформировался комплекс двухэтажных построек с характерным декором в стиле московского барокко. Скорее всего, был еще и третий деревянный жилой этаж.

5. Палаты Юсуповых. Современная фотография

Части комплекса, построенные в конце XVII века, представляли собой сводчатые парадные помещения на подклетах. На рубеже XVII и XVIII веков к северо-восточному углу палат пристроили так называемую Столовую палату с широким проездом. При императоре Петре I Мясницкая улица, находившаяся недалеко от Огродной слободы, превратилась в парадную дорогу для царского выезда, в окрестностях которой стали селиться дворяне – приближенные государя. Первым достоверно известным владельцем палат в Большом Харитоньевском переулке стал П.П. Шафиров – сподвижник Петра Великого, известный дипломат, вице-канцлер, кавалер ордена святого Андрея Первозванного.

6. Портрет Петра Павловича Шафирова

Как и многие другие «птенцы гнезда Петрова», Шафиров сделал успешную карьеру благодаря слепой преданности государю. Он был сыном перешедшего в православие польского еврея. Историк С.Ю. Дудаков в книге «Петр Шарифов» пишет: «За границей царь не расставался с Шафировым. Иностранец отмечал, что «Петр окружен совершенно простым народом; в числе его перекрещенец еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом». Полное доверие царя позволило Шафирову играть все более активную роль в определении внешней политики России». Возможно, именно Шафиров построил самые ранние из существующих частей комплекса.

7. Таннауэр И. Г. Портрет графа Петра Андреевича Толстого. 1710-е годы

Впрочем, в 1723 году Петр Павлович попал в немилость к императору, был приговорен к смертной казни, которую в последний момент заменили ссылкой в Сибирь. Шафирова лишили всех чинов и титулов и отобрали все имения. Палаты в Харитоньевском переулке были переданы графу П.А. Толстому – начальнику Тайной канцелярии, наводившему ужас на современников. Петр Андреевич происходил из старинного служилого рода. Он добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 возглавил следствие по его делу, за что был награжден поместьями и поставлен во главе Тайной канцелярии. Получив титул графа, он стал основателем этого знаменитого графского рода.

8. Дворец  Юсуповых. Фотография начала XX века

Потомками Петра Андреевича являются писатели Алексей Константинович и Лев Николаевич Толстые. Во время недолгого царствования Петра II Петр Андреевич ввязался в дворцовую интригу против А.Д. Меншикова и был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре умер. Владельцем дворца становится обер-секретарь Военной коллегии и ближайший сподвижник Меншикова А.Я. Волков. В книге Н.И. Павленко «Меншиков: Полудержавный властелин» Волков характеризуется так: «Судя по характеру возложенных обязанностей, во многих случаях весьма щекотливых, один из них, Волков, принадлежал к числу самых доверенных слуг светлейшего князя».

9. Портрет князя Григория Дмитриевича Юсупова

Своим «дненощным трудом» Волков представлял интересы Меншикова в следственных комиссиях. Консультант, бухгалтер, поднаторевший в распутывании кляуз стряпчий, Волков был фактически правой рукой князя, но всегда оставался в тени». После свержения Меншикова Волков лишился генеральского чина и палат в Харитоньевском переулке. Несмотря на то, что он оставался хозяином дома меньше года, в истории закрепилось название «Волковы палаты». Переданное в казну владение было пожаловано Петром II в 1727 году князю Г.Д. Юсупову – представителю одного из знатных российских дворянских родов, который уходит своими корнями в мусульманское средневековье.

10. Фамильный герб князей Юсуповых

Фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира» до сих пор хранится в Российском государственном архиве древних актов. Сами Юсуповы называли родоначальником своего рода легендарного Абу Бакра – соратника и тестя пророка Мухаммеда. Однако историки считают основателем рода Юсуфа-Мурзу – хана великой Ногайской Орды, наводившего страх на Русь. Его сын Иль-Мурза в 1563 году прибыл в Москву на службу русскому царю Ивану Грозному. Внук Иль-Мурзы Абдулл-Мурза был храбрейшим воином в сражениях России с первыми ее врагами – Речью Посполитой, Османской империей и Крымским Ханством.

11. Портрет Абдулл-Мурза – первого Юсупова

При царе Федоре Ивановиче Абдулл-Мурза во время Великого поста по незнанию накормил патриарха Иоакима гусем. Иоаким похвалил поданную «рыбу». Когда патриарх и царь узнали об обмане – оба страшно разозлились. Нерадивому хозяину грозила опала и разорение. Абдул-Мурза думал три дня и три ночи и решил принять православие. Он получил имя Дмитрий, фамилию Юсупов, титул князя и прощение государя. Однако, согласно семейному преданию, в ту же ночь во сне ему явился пророк Мухаммед и проклял весь род за вероотступничество. Отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Проклятие сбылось…

12. Портрет Бориса Григорьевича Юсупова

Сын Григория Дмитриевича Борис Григорьевич Юсупов занимал должность генерал-губернатора Москвы. Вот что сообщает о нем Ф.Ф. Юсупов в книге «Перед изгнанием. 1887–1917»: «При Елизавете Борис Григорьевич был директором Шляхетского кадетского корпуса. Он выбрал наиболее одаренных из своих учеников и создал любительскую труппу актеров. Императрица Елизавета услышала молву о труппе, состоявшей исключительно из русских, пригласила их в Зимний дворец дать представление. На государыню это произвело впечатление. Это привело к тому, что императрица подписала в 1756 году приказ создать в Санкт-Петербурге первый публичный театр».

13. Дворец Юсуповых.  Современная фотография

В 1770-х годах владение Юсуповых было расширено за счет покупки соседней усадьбы Измайловых, которая примкнула к участку с запада вместе с каменным домом. Уже при первых владельцах из рода Юсуповых было положено начало легендарным богатствам, которые хранились в старинных палатах в Харитоньевском переулке. Юсуповы владели множеством домов, дворцов и усадеб по всей России. Число принадлежавших им крепостных крестьян исчислялось десятками тысяч, а десятин земли – сотнями тысяч. По аналогии со всем известным Юсуповским дворцом на Мойке в Петербурге палаты в Первопрестольной столице стали называться также дворцом.

14. Палаты Юсуповых. Фотография начала XX века

На рубеже XVIII и XIX веков к владению присоединился одноэтажный жилой дом купца Чирьева, и у Юсуповых в Харитоньевском переулке оказалось целых три дома. В то время участком владел самый знаменитый представитель княжеского рода – Николай Борисович Юсупов. Николай Борисович был министром Департамента уделов, сенатором, действительным тайным советником, членом Государственного совета, первым директором Эрмитажа, главноуправляющим Оружейной палаты и Экспедиции кремлевского строения. Этот вельможа, просвещеннейший человек своего времени и талантливый политик большую часть своей жизни провел за границей.

15. Портрет Николая Борисовича  Юсупова

А.И. Герцен в книге воспоминаний «Былое и думы» пишет о Юсупове: «В России люди, подвергнувшиеся влиянию западного веяния, не вышли историческими людьми, а людьми оригинальными. Иностранцы дома, иностранцы в чужих краях, праздные зрители, испорченные для России западными предрассудками, для Запада русскими привычками, они представляли какую-то умную ненужность. К этому кругу принадлежал на первом плане блестящий умом и богатством русский вельможа, европейский grand seigneur и татарский князь Н.Б. Юсупов. Старый скептик и эпикуреец, приятель Вольтера и Бомарше, Дидро и Касти, он был одарен артистическим вкусом».

16. Дворец Юсуповых. Современная фотография

Часть строений в Харитоньевском переулке Николай Борисович сдавал внаем. В 1801 году средний дом комплекса с хозяйственными службами – кладовою, кухней, амбаром, конюшней, хлебным и каретным сараями – снимал Сергей Львович Пушкин, отец великого поэта. К тому времени близ дома был разбит фруктовый сад, в котором гулял с няней маленький Пушкин. Позднее он перенес свои детские впечатления от сада в поэму «Руслан и Людмила». Будущий поэт прожил в Харитоньевском только три года, но с этим переулком связано множество событий. Еще до рождения Пушкина бабушка поэта приобрела в соседнем Малом Харитоньевском скромную усадьбу.

17. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Еще несколько десятилетий назад на углу двух Харитоньевских переулков стоял дряхлый одноэтажный деревянный домик. По одной из московских легенд, именно он упоминается в седьмой главе «Евгения Онегина», когда после утомительной прогулки возок Татьяны Лариной остановился, наконец, «у Харитонья в переулке». Этот домик так и назывался «Ларинским» или «домом Татьяны». Вполне возможно, Ларины имели «родственные связи» с Юсуповыми. Татьяна приехала к княжне Алине, московской кузине своей матери, а в 1820-е годы во дворце Юсуповых действительно жила княжна Алина – сестра Николая Борисовича Александра Борисовна Юсупова.

18. Тропинин В.А. Портрет А. С. Пушкина. 1827 год

Некоторые москвоведы полагают, что именно с легкой руки Пушкина переулок, на котором находится Юсуповский дворец, получил название Харитоньевский. В пушкинские времена переулок назывался Хомутовский – по имени не слишком известного домовладельца Хомутова, жившего здесь в XVIII веке. На протяжении всей жизни Пушкин имел приятельские отношения с князем Юсуповым. Последняя их встреча произошла незадолго до смерти Николая Борисовича в 1831 году на праздничном ужине, устроенном четой Пушкиных. После кончины князя Александр Сергеевич написал нежно в одном из своих писем: «Мой Юсупов умер». Поэт пос

Юсуповский дворец в Москве: gorbutovich — LiveJournal

Палаты Волковых-Юсуповых в Москве, стоящие в Большом Харитоньевском переулке, построены в начале царствования Петра I – в конце 17 или в самые первые годы 18 в. Они являются одним из самых ярких памятников стиля Нарышкинского барокко.

Другое название палат – Юсуповский дворец. Дворец-палаты связаны с известными деятелями русской истории и культуры – «птенцами гнезда Петрова» Петром Павловичем Шафировым и Петром Андреевичем Толстым, князьями Юсуповыми – представителями одного из известнейших и богатейших русских аристократических родов, а также с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

Статья из журнала AD Magazine — ARCHITECTURAL DIGEST. САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДОМА МИРА рассказывает о Юсуповском дворце в Москве в Большом Харитоньевском переулке.


Первое предложение в оригинале статьи такое «Как и положено замку из готического кошмара, начиналась история Юсуповского кроваво«. «Готический кошмар» – расхожий штамп восприятия средневековья, позволю себе в перепечатке удалить упоминание этого предрассудка.

Статья:

Начиналась история Юсуповского дворца кроваво. По легенде, на его месте стояли в XVI веке палаты, в которых Иван Грозный отдыхал во время соколиной охоты, мучил узников и предавался самобичеванию. Отсюда же расходилась по Москве сеть подземных ходов, позволявшая царю появляться в разных частях города, наводя ужас на подданных.

2.

После смерти Ивана Грозного дворец долго пустовал, а потом достался сподвижнику Петра барону Петру Павловичу Шафирову. Именно он отстроил палаты в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.

Эту легенду рассказывает в мемуарах последний Юсупов – Феликс Феликсович (младший): “В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. В детстве я думал, что души замученных живут где‑то здесь, и вечно боялся встретиться с призраком”.

3.

Проходная комната между Тронным залом (в него ведут золоченые ворота слева) и анфиладой комнат по садовому фасаду дворца — тому, который видно из Харитоньевского переулка. Двери раскрываются на лестницу в сад.

Феликс вспоминает о жизни в московском доме со смесью восторга и ужаса. Сводчатые залы с росписями, темные переходы, толстые ковры, заглушающие шаги, – всё в детском воображении складывалось в картину манящую и пугающую. Но то, что видел и знал о дворце юный Юсупов, имело мало отношения ко временам царя-душегуба.

4.

Тронный зал украшен резными дверями, зодиакальными росписями и ростовыми портретами двух Петров — Великого и Второго.

Мать Феликса, красавица и светская львица Зинаида Николаевна Юсупова, в 1890-х годах взялась за глобальную реставрацию особняка, которым семья владела уже больше полутора веков. Ее мечтой было показать искушенной петербургской и чванливой московской публике аттракцион с перемещением во времени, и на византийское буйство интерьеров Юсупова не пожалела ни денег, ни сил.

5.

В своды Китайской комнаты вмонтированы фарфоровые плато, изображающие экзотических животных. Как владельцы знаменитого фарфорового производства Юсуповы не могли упустить возможность продемонстрировать гостям совершенства своих художников.

Сначала она наняла для перестройки дворца эклектика Померанцева и поклонника неоготики Султанова. Потом вместе с художником-реставратором Федором Солнцевым они составили систему росписей сводов и стен, где исторические сценки соседствуют с изображениями фантастических животных, а карта звездного неба – с масонскими циркулями и наугольниками.

6.

В Охотничьих палатах стены и потолок расписаны сюжетами из славных деяний Ивана Грозного.

Жить в этой вакханалии Юсупова не собиралась: помещения готовились для официальных приемов и ужинов, семья же размещалась в западном флигеле. Он был построен на месте деревянного домика, который с 1802-го по 1803 год снимал Сергей Львович Пушкин. Сад, куда сбегало от няни будущее “солнце русской поэзии”, тоже подвергся значительным изменениям. Юсупова превратила его в классический домашний парк эпохи ар-нуво – с плавными планировочными линиями, завитыми девичьим виноградом трельяжами и романтическими укромными уголками.

7.

Решетка датируется 1892-1895 годами и была выполнена мастерами из Строгановского училища по рисункам самой Зинаиды Юсуповой

В таком виде дворец пережил и московское генерал-губернаторство старшего Юсупова, и игры со столоверчением его неугомонных наследников, и опалу семьи после убийства Распутина, и эмиграцию. Очередная кровавая легенда гласит, что домоправитель Юсуповых Григорий Бужинский был замучен в подвале большевиками, искавшими фамильные драгоценности. Впрочем, какой-то клад под Красной лестницей действительно нашли в 1925 году, когда устраивали во дворце Музей дворянского быта.

8.

Парадная Красная лестница украшена фигурой льва, держащего в лапах герб Сумароковых-Юсуповых.

Просуществовал музей недолго, до 1929, а потом помещения были переданы в ведомство сельскохозяйственной академии. В бывших парадных интерьерах много лет трудились на благо народа академики Вавилов и Прянишников. Но никакое, даже самое приземленное, практическое применение не могло убить мрачного очарования Юсуповского дворца. В конце ХХ века окрестная детвора, как и двести лет назад, всё норовила попасть без спросу в заросший сад и с замиранием пересказывала истории о призраках.

9.

Ворота дворца возведены в 1880-х годах и перестройке почти не подвергались.

Не помогла и недавняя реставрация (дворец открылся в 2010 году). Слишком уж тщательно подошли ее организаторы к изучению чертежей и эскизов, слишком долго вглядывались в архивные фотографии, слишком глубоко погрузились в историю проклятого юсуповского рода. [Странная, конечно, фраза в отношении объекта культурного наследия даже для глянцевого журнала. Автор, очевидно, не видит разницы между модным ремонтом и научной реставрацией — gorbutovich]

10.

Кабинет воссоздан в 1892-1895 годах Зинаидой Юсуповой по описаниям дворца Алексея Михайловича. На сводах изображено движение небесных тел вокруг Солнца.

Так что по сей день стоит в глубине старомосковских переулков заколдованный замок, в котором легко можно представить и спящую в хрустальном гробу царевну, и мрачного колдуна с разбитым сердцем. Всё зависит от того, какие сказки вы любили в детстве.

11.

Фрагмент стены кабинета с изображением птицы Сирин, символизирующей в древнерусской мифологии женское начало.

Текст: Анастасия Углик

———————

Оригинал статьи: Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке

Еще немного фотографий интерьеров Юсуповского дворца в Москве. Изображения кликабельны.

12.

До реставрации.

13.

Роспись до реставрации.

14.

Воссоздание росписи во время реставрации дворца.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Интерьеры Дворца в видео: мастер-класс от известного американского фотомастера Дэвида Бэкстода /David Beckstead проходивший во Дворце Волковых-Юсуповых в Москве в марте 2012 г. Источник видео: facebook Юсуповского дворца

Сейчас Палаты Волковых-Юсуповых опять закрыты для посещения на неопределенный период «в связи с профилактическими мероприятиями технического состояния здания, мониторингом коммуникационных систем». Так значится на сайте Культурного центра «Дворец Волковых-Юсуповых». Когда музей был открыт осматривать интерьеры здания можно было только в составе экскурсии.


Сайт Дворца: http://yusupovpalace.ru
Источник фотографий 12-24: facebook Юсуповского дворца

См. также:
Библиотеки как памятники архитектуры и искусства
Густав Климт на озере Аттерзее
Илья Репин в Куоккале
Шедевр Шехтеля: Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке
Легендарный Дом Мельникова. Интерьер

Юсуповский дворец после реставрации. Палаты Волковых-Юсуповых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *