Палаты Волковых — Юсуповых — Википедия
памятник архитектуры (федеральный)
Пала́ты Во́лковых — Юсу́повых — здание-достопримечательность в Басманном районе Москвы, одно из старейших гражданских зданий города. Находятся по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4. Являются объектом культурного наследия федерального значения.
Вид с торца здания. Юсуповский дворец — одна из самых старых гражданских построек Москвы. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть подвергаемые сомнению датировки, относящие к концу XV века или 1555 году[1]. Согласно легенде, хозяином этих палат был царь Иван IV Васильевич, и они выполняли роль охотничьего дворца. Однако никаких источников, подтверждающих это, не имеется
В конце XVII века Пётр I пожалован дворец второму по рангу после Гаврилы Головкина дипломату петровского времени, вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного (1719) П. П. Шафирову. В 1723 году император гостил здесь у Шафирова в усадьбе, об этом свидетельствует походный журнал государя.
Следующим владельцем особняка был государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник граф Толстой. В 1727 году, при правлении Петра II, Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято.
Участок же достался Алексею Волкову, помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам. Но хозяином дворца он оставался меньше года. Меншиков потерял должность, и у Волкова взяли усадьбу. Её хозяином стал князь и генерал-аншеф Григорий Юсупов-Княжев, подполковник Преображенского полка. В начале XIX века здесь проводились светские встречи. С 1801 года по 1803 год здесь, во втором этаже левого флигеля, нанимал квартиру Сергей Львович Пушкин, а вместе с отцом тут жил и будущий великий русский поэт А. С. Пушкин [2].
Род Юсуповых владел дворцом на протяжении 190 лет, вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Затем здесь находились анархисты.
Палаты представляют собой несколько зданий на подклетах с сенями и наружными крыльцами вдоль торцов.
В сени второго этажа восточных палат дворца вело Красное крыльцо. Над входом размещались образы святых князей Бориса и Глеба. В конце XVII — начале XVIII века построена Столовая палата. С южной и западной сторон к западной части дворца примыкали одноэтажные хозяйственные строения.
В XVIII при Юсуповых на участке создан фруктовый сад и создана оранжерея, Юсуповский театр. Увеличилась территория, так как к владениям присоединились новые участки и здания.
В конце XIX века архитектором В. Д. Померанцевым была проведена реконструкция, в ходе которой западная часть дворца была расширена, преобразованы фасады и внутренние помещения, пристроен третий этаж.[2]
В 1892 году восточная часть дворца была отреставрирована: увеличилась крутизна крыш и был восстановлен их декор, окна приобрели стёкла с рисунками, напоминающими слюдяные, окрашены фасады.
В 1895 году со стороны двора к дворцу было пристроено новое парадное крыльцо и возведена каменная ограда с воротами. Внутренние стены дворца были украшены росписями по эскизам Ф. Ф. Солнцева.
До настоящего времени сохранились фигурные печи начала XVIII века, камин начала XVII века с рисунками и надписями и часть богатого убранства Столовой палаты.
В конце XIX века во дворце располагалась китайская комната. Роскошной отделкой отличались гербовая комната и кабинет.
С 1929 года в здании находился президиум ВАСХНИЛ. Академия сельскохозяйственных наук, здесь были рабочие места Николая Вавилова и Александра Чаянова. Впоследствии в доме размещался музей дворянского быта и военно-исторический музей, некоторое время размещался музей «Палаты Волковых — Юсуповых», проводились экскурсии.[2]
В 1987 году во дворце снимались несколько эпизодов из фильма «Гардемари́ны, вперёд!».
В 2004 году Академия как собственник сдала памятник в аренду ООО “Межрегион НИИ проект”, а в 2005 году продала его тому же владельцу. Новый хозяин и инвестор-подрядчик — ООО “Бамо” — начали в интерьерах “реставрационные” работы, повлёкшие утраты и остановленные органами охраны памятников по сигналу общественности. В 2007 году Арбитражный суд признал сделку купли-продажи недействительной. Памятник вернулся в собственность Сельскохозяйственной академии, которая в 2015 году объединена с Российской Академией Наук (РАН). С того же года памятник физически пустует и вымораживается, намерения РАН неизвестны. Росписи первого этажа страдают от увлажнения. Разрушается наружное крыльцо дворового фасада, построенное по проекту Султанова. Палаты внесены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация — запустение.
- ↑ Род Князей Юсуповых — Возрождение Юсуповского дворца, «В книге А. Потапова «Очерк древней русской гражданской архитектуры», изданной в 1903 году, сведения по истории строительства дворца в «урочище Огородники» крайне скудны. В «Очерке» упоминается о художественном альбоме 1851 года «Русская старина в памятниках церковного гражданского зодчества», в котором написано следующее: «В Земляном городе в Б. Харитоньевском переулке уцелели старинные палаты — памятник начала XVIII, а может, конца XV столетия. Прежде дом принадлежал Алексею Волкову». В издании об истории палат, вышедшем в 1917 году, указывается, что «сей дворец отстроен был в 1555 году», но многие историки и архитекторы, в частности, известный москвовед П. В. Сытин подвергает сомнению данные сведения, так как исторических документов, подтверждающих точность датировки, не найдено».
- ↑ 1 2 3 4 Палаты Юсуповых (неопр.). Дата обращения 8 мая 2015.
- ↑ Род Князей Юсуповых — Возрождение Юсуповского дворца.
- ↑ Архнадзор. [https://redbook.archnadzor.ru/read#193 Юсуповы палаты Б. Харитоньевский пер., 21, стр. 4] (неопр.). Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.
Палаты Юсуповых — известные места в москве
Самая устойчивая легенда гласит, что принадлежали эти палаты царю Ивану IV Васильевичу и были его охотничьим дворцом. И якобы вел из него подземный ход, по которому грозный царь, переодетый в смерда, выбирался тайком «в народ» подслушивать сплетни о самом себе.
Документальных подтверждений этому нет. Бесспорно одно: на рубеже XVI и XVII веков (именно этим периодом датируется древнейшая часть памятника, подклетный этаж крайней правой, если смотреть со стороны переулка, палаты) на окраине Москвы уже стоял красавец терем.
Достоверная история его относится к более поздней эпохе. Вероятно, в конце XVII века Петр I подарил терем своему сподвижнику, дипломату, вице-канцлеру барону Петру Шафирову. В 1723 году он принимал здесь царя, о чем сохранилась запись в походном журнале Петра I. В том же году владельцем усадьбы стал еще один петровский сподвижник – начальник Тайной канцелярии, граф Петр Андреевич Толстой. При Петре II Толстой был сослан на Соловки, а палаты отошли к ближайшему помощнику князя А. Меншикова, обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Владел он ими менее года, но дом часто называют его именем – «Палаты боярина Волкова». Хотя боярином Волков никогда не был.
После падения Меншикова усадьбу у Волкова отобрали. Петр II пожаловал ее своему доверенному человеку, подполковнику Преображенского полка Григорию Юсупову-Княжево. С тех пор и до самой революции дворец находился в семье Юсуповых.
Архитектурный ансамбль каменных палат формировался веками и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.
В XVIII веке при князе Николае Борисовиче Юсупове усадьба была существенно расширена. Был разбит сад с оранжереями, устроен известный во всей Москве Юсуповский театр. Напротив дворца, в специальном доме, устраивались светские приемы. В 1801-03 годах во втором этаже левого флигеля Юсуповского терема нанимал квартиру отец Пушкина Сергей Львович. Будущий поэт гулял в юсуповском саду. Добрые отношения с Н.Б. Юсуповым Пушкин поддерживал и в зрелые годы.
Усадьба неоднократно перестраивалась. В конце ХIХ века под руководством архитектора В. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, и внутренняя планировка, палаты надстроены третьим этажом. В 1890-е годы по инициативе княгини Зинаиды Николаевны архитектор П. Султанов восстанавливал внешний облик палат и создавал интерьеры парадных залов второго этажа. Крыши стали более крутыми, а их скаты расписали «в шахмат». Фасады получили полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров. Со стороны двора пристроено новое парадное крыльцо. В доме заново сделали все печи и покрыли подлинными антикварными изразцами.
После революции дом был захвачен анархистами, потом здесь устроили музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании побывало несколько организаций, позже сюда въехала Сельскохозяйственная академия, чьей преемницей стала Российская академия сельскохозяйственных наук.
Во второй половине 2000-х годов была проведена реставрация по проекту института «Спецпроектреставрация». Дворцу вернули примерно тот вид, какой он имел перед революцией. Сейчас в части здания расположен музей «Палаты Волковых-Юсуповых».
Дворец Юсуповых в Харитоньевском переулке. Часть I
Большой Харитоньевский переулок расположен близ Чистых прудов, знакомых каждому жителю столицы. По протяженности и по количеству примечательных зданий этот переулок даст фору многим улицам. Знаменитый москвовед С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «У Большого Харитоньевского переулка берет начало речка Черногрязка, правый приток реки Яузы, ныне заключенная в подземную трубу. Название этой реки, возможно, происходит от характера местной почвы, и неудивительно, что именно здесь поселились огородники, образовавшие целую слободу, обитателям которой вменялось в обязанность поставлять ко двору «всякий огородный овощ».
Приходской храм огородников – церковь Харитония – была построена в 1652–62 годах, находилась примерно в центре этого района и носила название «что в Огородниках» или «что в Огородной слободе». По ней и именуется Большой Харитоньевский переулок. В XVIII веке переулок разделялся на две части – одна, от Белого города до церкви Харитония, называлась Харитоньевским переулком, а другая – до Земляного вала, Хомутовкой, по владельцу участка на углу с Садовым кольцом. Большой Харитоньевский переулок славится настоящим архитектурным чудом – старинными палатами, которые являются одной из самых старых гражданских построек, сохранившихся в Москве.
Появление на этом месте первого строения окутано московскими легендами. Согласно одной из них, первым владельцем палат был сам Иван Грозный. В XVI веке от Сокольников до нынешних Красных Ворот простирался дремучий лес, в котором царь любил охотится. По преданию, Иван Грозный, проезжая однажды на лошади через бор, зацепился за ветку, и его соболья шапка упала в снег. На этом самом месте государь приказал возвести Сокольничий дворец. Говорят, что строили этот дворец Барма и Постник – создатели собора Василия Блаженного. По государеву приказу был проведен подземный ход от Сокольничего дворца в Кремль. Иван Грозный любил появляться и исчезать внезапно.
В очередной раз следует оговориться, что история этого места до XVIII века состоит в основном из легенд и преданий. О них подробно рассказано в мемуарах одного из владельцев палат – Ф.Ф. Юсупова. После смерти Ивана Грозного Сокольничий дворец пустовал, пока по приказу Алексея Михайловича – большого любителя охоты – он снова не был открыт и приведен в порядок. Наиболее вероятной датой постройки существующих палат, по мнению исследователей, нужно считать конец XVII века. В это время сформировался комплекс двухэтажных построек с характерным декором в стиле московского барокко. Скорее всего, был еще и третий деревянный жилой этаж.
Части комплекса, построенные в конце XVII века, представляли собой сводчатые парадные помещения на подклетах. На рубеже XVII и XVIII веков к северо-восточному углу палат пристроили так называемую Столовую палату с широким проездом. При императоре Петре I Мясницкая улица, находившаяся недалеко от Огродной слободы, превратилась в парадную дорогу для царского выезда, в окрестностях которой стали селиться дворяне – приближенные государя. Первым достоверно известным владельцем палат в Большом Харитоньевском переулке стал П.П. Шафиров – сподвижник Петра Великого, известный дипломат, вице-канцлер, кавалер ордена святого Андрея Первозванного.
Как и многие другие «птенцы гнезда Петрова», Шафиров сделал успешную карьеру благодаря слепой преданности государю. Он был сыном перешедшего в православие польского еврея. Историк С.Ю. Дудаков в книге «Петр Шарифов» пишет: «За границей царь не расставался с Шафировым. Иностранец отмечал, что «Петр окружен совершенно простым народом; в числе его перекрещенец еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом». Полное доверие царя позволило Шафирову играть все более активную роль в определении внешней политики России». Возможно, именно Шафиров построил самые ранние из существующих частей комплекса.
Впрочем, в 1723 году Петр Павлович попал в немилость к императору, был приговорен к смертной казни, которую в последний момент заменили ссылкой в Сибирь. Шафирова лишили всех чинов и титулов и отобрали все имения. Палаты в Харитоньевском переулке были переданы графу П.А. Толстому – начальнику Тайной канцелярии, наводившему ужас на современников. Петр Андреевич происходил из старинного служилого рода. Он добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 возглавил следствие по его делу, за что был награжден поместьями и поставлен во главе Тайной канцелярии. Получив титул графа, он стал основателем этого знаменитого графского рода.
Потомками Петра Андреевича являются писатели Алексей Константинович и Лев Николаевич Толстые. Во время недолгого царствования Петра II Петр Андреевич ввязался в дворцовую интригу против А.Д. Меншикова и был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре умер. Владельцем дворца становится обер-секретарь Военной коллегии и ближайший сподвижник Меншикова А.Я. Волков. В книге Н.И. Павленко «Меншиков: Полудержавный властелин» Волков характеризуется так: «Судя по характеру возложенных обязанностей, во многих случаях весьма щекотливых, один из них, Волков, принадлежал к числу самых доверенных слуг светлейшего князя».
Своим «дненощным трудом» Волков представлял интересы Меншикова в следственных комиссиях. Консультант, бухгалтер, поднаторевший в распутывании кляуз стряпчий, Волков был фактически правой рукой князя, но всегда оставался в тени». После свержения Меншикова Волков лишился генеральского чина и палат в Харитоньевском переулке. Несмотря на то, что он оставался хозяином дома меньше года, в истории закрепилось название «Волковы палаты». Переданное в казну владение было пожаловано Петром II в 1727 году князю Г.Д. Юсупову – представителю одного из знатных российских дворянских родов, который уходит своими корнями в мусульманское средневековье.
Фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира» до сих пор хранится в Российском государственном архиве древних актов. Сами Юсуповы называли родоначальником своего рода легендарного Абу Бакра – соратника и тестя пророка Мухаммеда. Однако историки считают основателем рода Юсуфа-Мурзу – хана великой Ногайской Орды, наводившего страх на Русь. Его сын Иль-Мурза в 1563 году прибыл в Москву на службу русскому царю Ивану Грозному. Внук Иль-Мурзы Абдулл-Мурза был храбрейшим воином в сражениях России с первыми ее врагами – Речью Посполитой, Османской империей и Крымским Ханством.
При царе Федоре Ивановиче Абдулл-Мурза во время Великого поста по незнанию накормил патриарха Иоакима гусем. Иоаким похвалил поданную «рыбу». Когда патриарх и царь узнали об обмане – оба страшно разозлились. Нерадивому хозяину грозила опала и разорение. Абдул-Мурза думал три дня и три ночи и решил принять православие. Он получил имя Дмитрий, фамилию Юсупов, титул князя и прощение государя. Однако, согласно семейному преданию, в ту же ночь во сне ему явился пророк Мухаммед и проклял весь род за вероотступничество. Отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Проклятие сбылось…
Сын Григория Дмитриевича Борис Григорьевич Юсупов занимал должность генерал-губернатора Москвы. Вот что сообщает о нем Ф.Ф. Юсупов в книге «Перед изгнанием. 1887–1917»: «При Елизавете Борис Григорьевич был директором Шляхетского кадетского корпуса. Он выбрал наиболее одаренных из своих учеников и создал любительскую труппу актеров. Императрица Елизавета услышала молву о труппе, состоявшей исключительно из русских, пригласила их в Зимний дворец дать представление. На государыню это произвело впечатление. Это привело к тому, что императрица подписала в 1756 году приказ создать в Санкт-Петербурге первый публичный театр».
В 1770-х годах владение Юсуповых было расширено за счет покупки соседней усадьбы Измайловых, которая примкнула к участку с запада вместе с каменным домом. Уже при первых владельцах из рода Юсуповых было положено начало легендарным богатствам, которые хранились в старинных палатах в Харитоньевском переулке. Юсуповы владели множеством домов, дворцов и усадеб по всей России. Число принадлежавших им крепостных крестьян исчислялось десятками тысяч, а десятин земли – сотнями тысяч. По аналогии со всем известным Юсуповским дворцом на Мойке в Петербурге палаты в Первопрестольной столице стали называться также дворцом.
На рубеже XVIII и XIX веков к владению присоединился одноэтажный жилой дом купца Чирьева, и у Юсуповых в Харитоньевском переулке оказалось целых три дома. В то время участком владел самый знаменитый представитель княжеского рода – Николай Борисович Юсупов. Николай Борисович был министром Департамента уделов, сенатором, действительным тайным советником, членом Государственного совета, первым директором Эрмитажа, главноуправляющим Оружейной палаты и Экспедиции кремлевского строения. Этот вельможа, просвещеннейший человек своего времени и талантливый политик большую часть своей жизни провел за границей.
А.И. Герцен в книге воспоминаний «Былое и думы» пишет о Юсупове: «В России люди, подвергнувшиеся влиянию западного веяния, не вышли историческими людьми, а людьми оригинальными. Иностранцы дома, иностранцы в чужих краях, праздные зрители, испорченные для России западными предрассудками, для Запада русскими привычками, они представляли какую-то умную ненужность. К этому кругу принадлежал на первом плане блестящий умом и богатством русский вельможа, европейский grand seigneur и татарский князь Н.Б. Юсупов. Старый скептик и эпикуреец, приятель Вольтера и Бомарше, Дидро и Касти, он был одарен артистическим вкусом».
Часть строений в Харитоньевском переулке Николай Борисович сдавал внаем. В 1801 году средний дом комплекса с хозяйственными службами – кладовою, кухней, амбаром, конюшней, хлебным и каретным сараями – снимал Сергей Львович Пушкин, отец великого поэта. К тому времени близ дома был разбит фруктовый сад, в котором гулял с няней маленький Пушкин. Позднее он перенес свои детские впечатления от сада в поэму «Руслан и Людмила». Будущий поэт прожил в Харитоньевском только три года, но с этим переулком связано множество событий. Еще до рождения Пушкина бабушка поэта приобрела в соседнем Малом Харитоньевском скромную усадьбу.
Еще несколько десятилетий назад на углу двух Харитоньевских переулков стоял дряхлый одноэтажный деревянный домик. По одной из московских легенд, именно он упоминается в седьмой главе «Евгения Онегина», когда после утомительной прогулки возок Татьяны Лариной остановился, наконец, «у Харитонья в переулке». Этот домик так и назывался «Ларинским» или «домом Татьяны». Вполне возможно, Ларины имели «родственные связи» с Юсуповыми. Татьяна приехала к княжне Алине, московской кузине своей матери, а в 1820-е годы во дворце Юсуповых действительно жила княжна Алина – сестра Николая Борисовича Александра Борисовна Юсупова.
Некоторые москвоведы полагают, что именно с легкой руки Пушкина переулок, на котором находится Юсуповский дворец, получил название Харитоньевский. В пушкинские времена переулок назывался Хомутовский – по имени не слишком известного домовладельца Хомутова, жившего здесь в XVIII веке. На протяжении всей жизни Пушкин имел приятельские отношения с князем Юсуповым. Последняя их встреча произошла незадолго до смерти Николая Борисовича в 1831 году на праздничном ужине, устроенном четой Пушкиных. После кончины князя Александр Сергеевич написал нежно в одном из своих писем: «Мой Юсупов умер». Поэт пос
Юсуповский дворец в Москве: gorbutovich — LiveJournal
Палаты Волковых-Юсуповых в Москве, стоящие в Большом Харитоньевском переулке, построены в начале царствования Петра I – в конце 17 или в самые первые годы 18 в. Они являются одним из самых ярких памятников стиля Нарышкинского барокко.Другое название палат – Юсуповский дворец. Дворец-палаты связаны с известными деятелями русской истории и культуры – «птенцами гнезда Петрова» Петром Павловичем Шафировым и Петром Андреевичем Толстым, князьями Юсуповыми – представителями одного из известнейших и богатейших русских аристократических родов, а также с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.
Статья из журнала AD Magazine — ARCHITECTURAL DIGEST. САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДОМА МИРА рассказывает о Юсуповском дворце в Москве в Большом Харитоньевском переулке.
Первое предложение в оригинале статьи такое «Как и положено замку из готического кошмара, начиналась история Юсуповского кроваво«. «Готический кошмар» – расхожий штамп восприятия средневековья, позволю себе в перепечатке удалить упоминание этого предрассудка.
Статья:
Начиналась история Юсуповского дворца кроваво. По легенде, на его месте стояли в XVI веке палаты, в которых Иван Грозный отдыхал во время соколиной охоты, мучил узников и предавался самобичеванию. Отсюда же расходилась по Москве сеть подземных ходов, позволявшая царю появляться в разных частях города, наводя ужас на подданных.
2.
После смерти Ивана Грозного дворец долго пустовал, а потом достался сподвижнику Петра барону Петру Павловичу Шафирову. Именно он отстроил палаты в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.
Эту легенду рассказывает в мемуарах последний Юсупов – Феликс Феликсович (младший): “В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. В детстве я думал, что души замученных живут где‑то здесь, и вечно боялся встретиться с призраком”.
3.
Проходная комната между Тронным залом (в него ведут золоченые ворота слева) и анфиладой комнат по садовому фасаду дворца — тому, который видно из Харитоньевского переулка. Двери раскрываются на лестницу в сад.
Феликс вспоминает о жизни в московском доме со смесью восторга и ужаса. Сводчатые залы с росписями, темные переходы, толстые ковры, заглушающие шаги, – всё в детском воображении складывалось в картину манящую и пугающую. Но то, что видел и знал о дворце юный Юсупов, имело мало отношения ко временам царя-душегуба.
4.
Тронный зал украшен резными дверями, зодиакальными росписями и ростовыми портретами двух Петров — Великого и Второго.
Мать Феликса, красавица и светская львица Зинаида Николаевна Юсупова, в 1890-х годах взялась за глобальную реставрацию особняка, которым семья владела уже больше полутора веков. Ее мечтой было показать искушенной петербургской и чванливой московской публике аттракцион с перемещением во времени, и на византийское буйство интерьеров Юсупова не пожалела ни денег, ни сил.
5.
В своды Китайской комнаты вмонтированы фарфоровые плато, изображающие экзотических животных. Как владельцы знаменитого фарфорового производства Юсуповы не могли упустить возможность продемонстрировать гостям совершенства своих художников.
Сначала она наняла для перестройки дворца эклектика Померанцева и поклонника неоготики Султанова. Потом вместе с художником-реставратором Федором Солнцевым они составили систему росписей сводов и стен, где исторические сценки соседствуют с изображениями фантастических животных, а карта звездного неба – с масонскими циркулями и наугольниками.
6.
В Охотничьих палатах стены и потолок расписаны сюжетами из славных деяний Ивана Грозного.
Жить в этой вакханалии Юсупова не собиралась: помещения готовились для официальных приемов и ужинов, семья же размещалась в западном флигеле. Он был построен на месте деревянного домика, который с 1802-го по 1803 год снимал Сергей Львович Пушкин. Сад, куда сбегало от няни будущее “солнце русской поэзии”, тоже подвергся значительным изменениям. Юсупова превратила его в классический домашний парк эпохи ар-нуво – с плавными планировочными линиями, завитыми девичьим виноградом трельяжами и романтическими укромными уголками.
7.
Решетка датируется 1892-1895 годами и была выполнена мастерами из Строгановского училища по рисункам самой Зинаиды Юсуповой
В таком виде дворец пережил и московское генерал-губернаторство старшего Юсупова, и игры со столоверчением его неугомонных наследников, и опалу семьи после убийства Распутина, и эмиграцию. Очередная кровавая легенда гласит, что домоправитель Юсуповых Григорий Бужинский был замучен в подвале большевиками, искавшими фамильные драгоценности. Впрочем, какой-то клад под Красной лестницей действительно нашли в 1925 году, когда устраивали во дворце Музей дворянского быта.
8.
Парадная Красная лестница украшена фигурой льва, держащего в лапах герб Сумароковых-Юсуповых.
Просуществовал музей недолго, до 1929, а потом помещения были переданы в ведомство сельскохозяйственной академии. В бывших парадных интерьерах много лет трудились на благо народа академики Вавилов и Прянишников. Но никакое, даже самое приземленное, практическое применение не могло убить мрачного очарования Юсуповского дворца. В конце ХХ века окрестная детвора, как и двести лет назад, всё норовила попасть без спросу в заросший сад и с замиранием пересказывала истории о призраках.
9.
Ворота дворца возведены в 1880-х годах и перестройке почти не подвергались.
Не помогла и недавняя реставрация (дворец открылся в 2010 году). Слишком уж тщательно подошли ее организаторы к изучению чертежей и эскизов, слишком долго вглядывались в архивные фотографии, слишком глубоко погрузились в историю проклятого юсуповского рода. [Странная, конечно, фраза в отношении объекта культурного наследия даже для глянцевого журнала. Автор, очевидно, не видит разницы между модным ремонтом и научной реставрацией — gorbutovich]
10.
Кабинет воссоздан в 1892-1895 годах Зинаидой Юсуповой по описаниям дворца Алексея Михайловича. На сводах изображено движение небесных тел вокруг Солнца.
Так что по сей день стоит в глубине старомосковских переулков заколдованный замок, в котором легко можно представить и спящую в хрустальном гробу царевну, и мрачного колдуна с разбитым сердцем. Всё зависит от того, какие сказки вы любили в детстве.
11.
Фрагмент стены кабинета с изображением птицы Сирин, символизирующей в древнерусской мифологии женское начало.
Текст: Анастасия Углик
———————
Оригинал статьи: Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулкеЕще немного фотографий интерьеров Юсуповского дворца в Москве. Изображения кликабельны.
12.
До реставрации.
13.
Роспись до реставрации.
14.
Воссоздание росписи во время реставрации дворца.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Интерьеры Дворца в видео: мастер-класс от известного американского фотомастера Дэвида Бэкстода /David Beckstead проходивший во Дворце Волковых-Юсуповых в Москве в марте 2012 г. Источник видео: facebook Юсуповского дворца
Сейчас Палаты Волковых-Юсуповых опять закрыты для посещения на неопределенный период «в связи с профилактическими мероприятиями технического состояния здания, мониторингом коммуникационных систем». Так значится на сайте Культурного центра «Дворец Волковых-Юсуповых». Когда музей был открыт осматривать интерьеры здания можно было только в составе экскурсии.
Сайт Дворца: http://yusupovpalace.ru
Источник фотографий 12-24: facebook Юсуповского дворца
См. также:
Библиотеки как памятники архитектуры и искусства
Густав Климт на озере Аттерзее
Илья Репин в Куоккале
Шедевр Шехтеля: Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке
Легендарный Дом Мельникова. Интерьер
Юсуповский дворец после реставрации. Палаты Волковых-Юсуповых
Юсуповский дворец в Москве в Большом Харитоньевском переулке – одна из самых старых гражданских построек столицы.
Архитектурный ансамбль здания сформировался, в основном, в 16-18 веках. Владельцами дворца долгое время был известный и влиятельный род Юсуповых, по имени которых и был назван особняк.
Ограда со стороны переулка — ажурная кованая решетка.
Вид на правое крыло. Полностью сфотографировать здание трудно — кругом деревья.
Причудливая крыша с «шашками», решетками и флюгерами.
Вид со стороны двора. Зеленое парадное крыльцо было пристроено в конце 19 века, когда проводилась масштабная реставрация.
Почти все комнаты Юсуповского дворца в Москве расписаны в русском стиле. Красный зал.
Особняк на этом месте был построен в 16 веке, еще при Иване Грозном. По преданию, царь, охотившийся в этих местах с соколами неделями, велел построить для отдыха и пиров Сокольничий дворец. Эта легенда нашла свое отражение в росписях Охотничей комнаты первого этажа дворца.
Есть еще одна легенда о подземных ходах, ведущих от Сокольничего дворца к Кремлю и системе других подземных переходов, построенных по приказу Ивана Грозного, чтобы царь мог внезапно появляться в разных частях Москвы.
Фрагмент росписи — царю подводят его любимого белого коня.
Впоследствии Сокольничий дворец сменил несколько хозяев. Одним из них в петровские времена был Алексей Волков, ближайший помощник Меньшикова. С тех пор здание иногда называют «Волковы палаты».
В 1727 году Петр Второй пожаловал Волковы палаты соратнику своего деда, Петра Первого, Григорию Юсупову. Так этот дом стал родовым гнездом древнего и богатого рода Юсуповых, которые владели им 190 лет, до 1917 года.
Лестница на второй этаж украшена фигурами львов со щитами, на которых изображены гербы всех родов, которые породнились с Юсуповыми.
Холл второго этажа расписан в модном китайском стиле.
Также на втором этаже находится роскошный Тронный зал, в котором устраивались приемы.
Украшения зала – золоченые решетки и большие портреты четырех царей.
Портрет Петра Первого.
Изразцовая печь. Изразцы подлинные, голландские 18 века.
Еще одна интересная комната второго этажа – Портретная. На сводах потолка – портреты 12 представителей рода Юсуповых.
Ногайский хан Юсуф-Мурза, родоначальник Юсуповых, союзник Ивана Грозного. Его сыновья после убийства отца приехали в Москву и царь пожаловал им городок Романов на Волге.
Наиболее яркий представитель рода — князь Николай Борисович Юсупов, построивший великолепную подмосковную Усадьбу Архангельское.
Печь в Портретной комнате.
Кабинет Н.Б.Юсупова.
Росписи на стенах кабинета.
Роспись на потолке.
Переходы между комнатами.
На третий этаж ведет крутая узкая лестница. Здесь тоже есть печи:
Домовая церковь Николая Чудотворца и Великомученицы Татьяны на третьем этаже.
Церковь недействующая, алтаря здесь нет.
Великомученица Татьяна.
После 1917 года Юсуповы уехали за границу, а в 1925 году во дворце был случайно найден тайник с большим количеством фамильных драгоценностей. Конечно, найденные сокровища, как и сам особняк, были экспроприированы государством.
В советское время в палатах Волковых-Юсуповых располагался президиум ВАСХНИЛ (Всесоюзная Академия Сельскохозяйственных наук им. Ленина). В конце 90-х годов прошлого века дворец попал в руки к новым владельцам, которые провели его реставрацию, завершившуюся в 2010 году.
Как доехать до Юсуповского дворца
На общественном транспорте: м. Красные ворота, далее 5-7 минут пешком.
Адрес: Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4
Юсуповский дворец закрыт по техническим причинам на неопределенное время, экскурсии не проводятся.
Обновлено 28.01.2019
Дворец Юсуповых | moscowwalks.ru
В шумном и суетном городе среди современных зданий еще сохранились заповедные уголки той древней Москвы с её златоглавыми церквями, пряничными теремами и роскошными дворцами. Только места эти надо знать!
Между Садовым и Бульварным кольцом протянулся Большой Харитоньевский переулок, получивший свое название по церкви Харитония Исповедника в Огородной слободе, стоявшей на его углу с Малым Харитоньевским переулком (сейчас там стоит дом №13). До XIII века здесь жил и трудился рабочий люд, прежде всего, огородники, хлебники, рукавичники и т.д. Позже этот московский район облюбовали аристократы, старые постройки были снесены либо перестроены, и улица совершенно преобразилась. Но кое-что все же сохранилось от XVII века. Это большие каменные палаты Юсуповых-Волковых, расположенные по адресу: Б.Харитоньевский переулок, 21.
Прогуляться по палатам, посмотреть интерьеры и почитать про их историю —>
Фото из дореволюционного журнала «Столица и усадьба»
Было или не было, но говорят, что именно здесь находился знаменитый Сокольничий дворец Ивана Грозного. По преданию, царь-батюшка как-то раз выехал со своими приближенными на соколиную охоту. Когда он проезжал мимо этих мест, его шапка зацепилась за ветку дерева и упала на землю. Иван Грозный сильно рассердился и приказал выстроить путевой дворец на месте, где упала царская шапка. Есть предположение, что дворец строили зодчие Барма и Постник. Специально для царя был проложен из Кремля в Сокольничий Дворец подземный тайный туннель. В XIXвеке при очередной реконструкции Юсуповского дворца тайный ход был найден и замурован.
После смерти Ивана Грозного дворец долгое время пустовал. В XVII-XIII веке владение в Б. Харитоньевском переулке переходит к сподвижнику Петра Первого, барону Петру Павловичу Шафирову. Он отстраивает палаты, но пожить там Петру Павловичу, увы, не пришлось.
В 1723 году палаты были подарены Главе Тайной Канцелярии графу Петру Андреевичу Толстому (1645-1729),но и ему не судьба была долго насладиться своим новым жилищем. Вскоре графа сослали на Соловки, где он и скончался.
Следующим счастливым обладателем роскошных палат в 1727 году становится ближайший помощник Александра Даниловича Меншикова, обер-секретарь Военной коллегии Алексей Волков. В том же 1727 г. власть поменялась. Меншикова отправили в ссылку, а у Волкова все отобрали, включая палаты. Любопытно, что Алексей Волков владел ими меньше всех по времени, а в историю палаты вошли под названием «палаты Волкова».
Внук Петра I, Петр IIв 1727 году дарит владения в Б. Харитоньевском князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. Начиная с этого времени, и до 1917 года палаты находились во владении знатного и древнего рода Юсуповых.
Наиболее яркие представители этого славного рода внесли свою лепту в благоустройство дворца. В эпоху галантного века князь Николай Борисович Юсупов (1751 — 1831), известный государственный деятель, фаворит Екатерины II, любил и коллекционировал предметы искусства. Его многочисленные поместья, в том числе и дворец в Б.Харитоньевском, были изысканно обставлены редкими и прекрасными вещами. В кабинете князя находилась картина с изображением обнаженных Аполлона и Венеры. При ближайшем рассмотрении этого художественного шедевра можно было заметить поразительное сходство этих двух греческих богов с самим князем и императрицей.
Нередко во владении Николая Борисовича Юсупова снимали жилье постояльцы. Так с 1802 по 1803 годы в левом деревянном флигеле Юсуповского дворца жила семья Сергея Львовича Пушкина, отца Александра Пушкина.Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду». Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду:
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…
К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года. Правда, вскоре начались ремонтные работы, кое-что удалось восстановить.
Юсуповский дворец неоднократно перестраивался. В конце XIX века Юсуповы наняли видных архитекторов того времени, А.Н. Померанцева и Н.В. Султанова, для крупномасштабных реставрационных работ.
Комнаты первого этажа выполнены в русском стиле. В Охотничьей палате потолок и часть стен расписаны на сюжеты из жизни Ивана Грозного.
Любопытно, что на одном из настенных изображений имеется визуальный эффект. Отыщите глазами сюжетную сценку, где Иван Грозный, сидя на лошади, держит сокола, рядом находятся его приближенные в красных одеждах, а слева, в углу, всадник на белой лошади. В какую вы часть комнаты не пошли бы, лошадь будет пристально за вами наблюдать!
Красная палата с ажурными бронзовыми дверьми
На Парадной лестнице установлена скульптура грозного льва с разинутой пастью, который держит в своих лапах герб рода Юсуповых. Лев, олицетворяющий силу и мощь. Герб поделён на шесть частей. В верхней части на зеленом фоне всадник, скачущий на коне с поднятым вверх ятаганом и со щитом. Рядом шестиконечная звезда (вполть до XX века звезда Давида была просто звездой библейского Давида и никак не олицетворялась с евреями) и татарин с молотком в руках. В третьей части на голубом фоне изображен натянутый золотой лук и устремленная вверх стрела. Справа — на красном фоне изображение льва. Слева — в углу двуглавый орел. Рядом на голубом фоне — перекрещенные шпаги, окруженные шестиконечными звездами. В центре — изображение месяца с четырьмя звездами, а над ним корона российской империи.
На втором этаже — Китайская комната.
Тема Востока в XIXвеке была очень модной. И многие состоятельные люди стремились оформлять свои жилища в китайском и японском стиле
Фото 1910-х гг. из журнала «Столица и усадьба»
На этом же этаже — Тронный зал, просторный и богато украшенный,с хорошим освещением, создает ощущение торжественности.
По бокам от главного входа на стенах висят портреты российских императоров Петра I и Петра II.
На потолке — причудливая роспись с изображением всех двенадцати знаков Зодиака
Изящная изразцовая печь
В проходах Юсуповского дворца встречаются оригинальные пилястры с вырезанными на них виноградными лозами. Поскольку хан Юсуф в свое время отказался от мусульманской религии и принял православие, нет ничего удивительного в том, что во дворце помимо восточной символики присутствует один из символов христианства- виноградная лоза. Виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград – верующих
Портретная комната – здесь находятся портреты почти всех представителей семьи Юсуповых, начиная с родоначальника, хана Юсуфа
Кабинет князя. На стене изображены символы рода Юсуповых, лев и олень. Во дворце вся мебель за небольшим исключением современная. В шкафу XIX века когда-то находились старинные книги и коллекция древнерусского искусства. Сегодня этот кабинет используется для проведения конференций и встреч на высшем уровне
Обстановка комнаты, конечно, сильно изменилась
Часовня святой Татьяны. Была так названа в память о дочери Николая Борисовича Юсупова (1827-1891), Татьяне, которая скончалась от тифа в 22 года.
Начало XXвека стало переломным моментом для дворянства и всей русской интеллигенции в целом. Из-за воцарившегося хаоса в России многие вынуждены были спасать свои жизни и имущество, уезжая заграницу. Последний владелец Юсуповского дворца Феликс Феликсович (младший) Юсупов, покинул Россию в 1919 году, но все же надеялся вернуться когда-нибудь на родину. Вместе со своим слугой Бужинским, Феликс спрятал фамильные драгоценности в тайнике Юсуповского дворца. Правда, ненадолго, его нашли уже в 1925 году большевики. В своих мемуарах Феликс писал о том, что его верного дворецкого жестоко пытали комиссары, чтобы выведать место тайника, но тот, якобы, ничего им не сказал. Так или иначе, но тайник был найден.
После революции чего тут только не было: сначала Военно-исторический музей, затем хотели передать помещения дворца для музея Чехова, но не сложилось. С 1928 г. здесь находились различные сельскохозяйственные учреждения — Совхозный институт, Институт планирования, экономики и организации, а в 1929 году — президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1992 году на базе ВАСХНИЛ была создана Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).
К 2000-м годам дворец находился в плачевном состоянии, но нашелся инвестор, и в 2009 году были проведены реставрационные и ремонтные работы.
Ныне во дворце проходят приемы, частные мероприятия, банкеты и экскурсии.
Всю информацию о нынешней деятельности дворца (с ценами и расписанием экскурсий) можно найти на официальном сайте: http://yusupovpalace.ru/
Текст и современные фото: Мария Антонова
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Среда, февраля 1, 2012 в 12:07 в теме: ГОРОД, Особняки. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
⭐Дом Юсупова в Москве: история и фото.
Белокаменные палаты для сподвижника Меншикова Алексея Волкова построили во второй половине XVII века.
Путеводитель по архитектурным стилямТочная дата возведения палат и имена архитекторов не известны. Строителями дома называли Барму и Постника, создателей собора Василия Блаженного. Но эта версия не подтверждена.
В 1727 году Петр II пожаловал их князю и подполковнику Преображенского полка Г.Д. Юсупову. Этой семье палаты принадлежали до 1917 года. Попутно к ним присоединили владения на четной стороне переулка.
Юсуповы были образованными и обеспеченными людьми, и в их доме часто устраивали балы, спектакли, музыкальные и литературные вечера. Со временем напротив старинных палат появился трехэтажный каменный дом для праздников и приема гостей.
Этот дом окружал парк в духе версальских садов: с прямыми дорожками, статуями, круглым прудом и каменными террасами. Когда семья А.С. Пушкина жила в Большом Харитоньевском переулке, маленького Сашу водили гулять в «Юсупов сад». Он вспоминал об этом в стихах «В начале жизни школу помню я». В Юсуповом саду рос огромный дуб, обвитый золоченой цепью. По ней ходил пушистый игрушечный кот и разговаривал на голландском, а из пруда поднимались фигуры богатырей. Все это Пушкин описал в поэме «Руслан и Людмила».
В 1812 году почти все деревянные дома в переулке и сад Юсупова сгорели. Исчез и Юсуповский театр, где танцовщицы скидывали с себя полупрозрачные одеяния и представали перед публикой обнаженными. Так что можно сказать, что в Харитоньевском переулке зародился российский стриптиз.
В 1892 году П.Р. Султанов отреставрировал палаты Юсуповых в стилистике XVII века. Сохранились богатые интерьеры здания, где каждая комната оформлена в своем стиле.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементамПарадные сени украшены разноцветным травным орнаментом, а на парадной лестнице золотые львы держат герб Юсуповых. Китайская приемная стала данью моде XIX века — до сих пор здесь можно увидеть драконов и слонов, больше похожих на кабанов и медведей. Парадная столовая палата (тронный зал) предназначалась для торжественных приемов и по пышности убранства могла соперничать с кремлевскими царскими палатами: золоченая роспись, медальоны со знаками зодиака и фантастическими птицами, бронзовые двери, печь с голландскими изразцами. Гербовый зал отделан шелковыми обоями, декорирован скульптурными медальонами с фрагментами герба рода Юсуповых.
На третьем этаже располагается домовая церковь в честь Великомученицы Татьяны и Николая Чудотворца. Охотничий зал расписан сюжетами из строительства дворца Иваном Грозным. Крошечная портретная комната украшена портретами самых значимых представителей рода Юсуповых, начиная с князя Ногайской Орды Юсуф-Мурзы. А кованая ограда перед домом является копией ярославских решеток XVII века.
После революции в доме Юсупова устроили сначала музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещались различные организации и Сельскохозяйственная академия. Сейчас в части дома работает музей «Палаты Волковых-Юсуповых».
Говорят, что……на месте палат Юсупова стоял охотничий домик Ивана IV. Подземный ход от него вел в Кремль. Этот подземный лабиринт позволял царю неожиданно появиться там, где его не ждали. Правитель часто переодевался в «смерда» и неузнанный подслушивал сплетни о себе..
Была в подземельях и тюрьма с пыточными камерами и подземными мешками. Подтверждение этим слухам нашли при ремонте в 1991 году: тогда обнаружили таинственное подземелье с останками узников, прикованных цепями к стенам
…древний род Юсуповых прокляли за отступление от веры. Однажды правнук хана Юсуфа Абдул-Мурза угостил патриарха Иоакима в пост гусем под видом рыбы. Когда патриарх узнал, что отведал мяса, он впал в ярость. Скандал дошел до царя и тот потребовал, чтобы Юсупов принял православие. Абдул-Мурза крестился. В ту же ночь ему было видение, что в каждом колене его рода только один наследник мужского пола проживет больше 26 лет. С тех пор в каждом поколении Юсуповых остается лишь один наследник. И даже сейчас у потомков Юсуповых, живущих в Греции, мальчики умирают в юном возрасте. Проклятие действует. А в декоре Юсуповских палат как укор присутствует гусь.