Я узнаю Москву — Территории
Северо-Восточный
Большой Харитоньевский переулок
Побродив по Басманному району Центрального округа Москвы, можно выйти с Чистопрудного бульвара на Большой Харитоньевский переулок. Он уютно расположился между «Бульварным ожерельем» и Садовым Кольцом. Протяженность этого переулка больше сравнима с длиной улицы и составляет 717 метров. Он проходит от Чистопрудного бульвара до Садовой-Черногрязской улицы, южнее Мясницкой. К Большому Харитоньевскому переулку примыкают с нечетной (северной) стороны Гусятников, Малый Харитоньевский, Большой Козловский переулки, с четной (южной) стороны улица Жуковского, улица Чаплыгина и Малый Козловский переулок. Некогда этот переулок был частью Огородной слободы. По переписи 1679 года здесь находилось 373 двора, которые принадлежали непосредственно огородникам, а также участки прочего люда.
Нынешнее название переулок получил по названию храма Харитония Исповедника в Огородниках, стоявшей на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков, располагавшегося здесь, в XVIII веке, причем так назвалась только часть улицы от Белого города до церкви. На местности находилось три церковных прихода — Харитония Исповедника (центральный), Трех Святителей, а также Николы в Мясниках. Другая часть улицы называлась Хомутовкой по имени владельца участка на углу с современным Садовым кольцом. В XIX веке весь переулок получил название Харитоньевский. При Петре Первом здесь располагался парадный выезд из Москвы, по Мясницкой улице, и территория стала престижным местом, где стали селиться представители знатных родов. Первыми здесь поселились Юсуповы. Потом этот регион заселила и прочая знать данной эпохи. Сейчас основную долю построек переулка составляют дома XIX – начала XX веков.
…И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня дерев прохлада;
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…
Следующим известным владельцем дома в период с 1894 по 1914 годы была «потомственный почетный гражданин» Мария Алексеевна Елагина. К сожалению, после Октябрьской революции здание особняка постепенно превратилось в развалины, и было принято решение его, просто-напросто, снести. В дальнейшем семья А.С.Пушкина в 1803-1807 гг. перебралась в дом графа Санти (на месте дома №8), а в 1808 г. — в дом князя Одоевского на углу Малого Козловского переулка. Все упомянутые дома сгорели в 1812 г. Неподалеку жила и бабушка Пушкина. Улица нашла свое отражение в творчестве поэта. Большой Харитоньевский упоминается в Евгении Онегине. В поэме есть строки, где описывается дом на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков. Здесь еще недавно стоял одноэтажный деревянный домик. Этот домик называли «Ларинским», предполагая, что именно его имел в виду Пушкин, описывая приезд Татьяны Лариной в Москву:
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали…
Некоторое время этот дом принадлежал автору сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершову. А сейчас на его месте сквер.
Дом Мясоедова-Тестова на углу Харитоньевского и Гусятникова переулков построили в 1910 году по заказу ресторатора И.И. Тестова. Проект выполнил известный архитектор Ольгерд Густавович Пиотрович. Как и другие строения зодчего, здание богато декорировано лепными украшениями. Отличительная особенность — это декоративно оформленная горизонтальная тяга со спиральными завитками, расположенная между третьим и четвертым этажами, и подчеркивающая принадлежность к стилю московского ампира. Хозяин — Иван Иванович Тестов — являлся «почетным потомственным гражданином» и входил в правление Торгового дома «И.Я. Тестова сыновья». Как и его родные братья — Николай и Сергей, владевшие рестораном на расположенной в центре Москвы Театральной площади, также занимался успешно ресторанным бизнесом.
Следующее здание, на которое стоит обратить внимание, – здание городской поликлиники №7 по адресу Большой Харитоньевский, дом 8. Это один из пушкинских адресов Москвы. Здесь располагался дом графа Петра Львовича Санти, где с 1803 по 1807 годы жила семья Пушкиных. В 1881 году здесь открыли бесплатную военную лечебницу для бедных в честь 25-летия царствования Александра Второго. В 1891 году построили существующее и ныне красно-белое здание. Первоначально дом был двухэтажным, два этажа и пристройка с голыми стенами появились лишь в конце 1950-х годов.
Идя дальше по нечетной стороне переулка, мы увидим в глубине за деревьями белое здание, полускрытое забором. Это Палаты Ратманова, расположенные по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 17. Палаты дьяка Андреяна Ратманова построены в конце XVII-го века. Во второй половине XVIII века палаты были перестроены под особняк в классическом стиле с двумя флигелями, и его владельцем стал И. Б. Козловский. В 1800-1830 годах особняком владел полковник Василий Сухово — Кобылин. Здесь провел детство и его сын, будущий драматург Александр Сухово — Кобылин. В 1960-е годы палатам был возвращен первоначальный облик, было пристроено крыльцо. Сейчас в здании находится некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека».
Именно на этой улице находится своеобразное архитектурное чудо Москвы: дворец Волковых-Юсуповых — одна из самых старых гражданских построек, сохранившихся в историческом центре Москвы, – яркий архитектурный памятник XVII-XIX (Большой Харитоньевский переулок, дом 24). Считается, что дом Юсуповых строили мастера Постник и Барма, те самые, которые впоследствии создали собор Василия Блаженного на Красной площади. Правда это или вымысел, неизвестно. Вообще до XVIII в. история дворца относится исключительно к категории легенд. По одной из них, именно здесь в свое время располагался охотничий дворец Ивана Грозного. Впоследствии, построив свои красно-белые двухэтажные палаты в стиле московского барокко, хозяева их увековечили данную легенду в росписи потолка Охотничьего зала. Жильцами палат были не только князья Юсуповы, но и барон Шафиров, граф Толстой, обер-секретарь Волков. Однако именно при Юсуповых в палатах была проведена масштабная реставрация, в ходе которой к ним было пристроено выбивающееся из ансамбля своей цветовой гаммой крыльцо. Дворец получил во владение Григорий Дмитриевич Юсупов в 1727 году и с тех пор род Юсуповых владел им почти 200 лет. Внешне палаты выглядят очень причудливо и необычно. Особенно привлекает внимание крыша с красно-белыми шашками, решетками и флюгерами. В архитектуре палат мы можем наблюдать ярусность, симметрию, характерные для стиля нарышкинского барокко, а также типичную красно-белую цветовую гамму. Почти все комнаты в палатах расписаны в русском стиле. На первом этаже дворца расположены Красный и Охотничий залы, на втором – Китайская комната, Тронный зал, Гербовая и Портретная комната, а также Столовая комната и Кабинет князя. Красный зал получил свое название по красному цвету потолка. Стены зала зеленого цвета, а потолок расписан диковинными цветами и оставляет впечатление перемещения во времени назад, в эпоху княжеской Руси. Охотничий зал расписан сюжетами из строительства дворца Иваном Грозным и сценами охоты. Поднявшись по расписанной в русском стиле лестнице со львами, держащими в лапах гербовые щиты, на второй этаж, мы попадем в Китайскую приемную, создание которой было данью моде XIX-го столетия. До сих пор на бирюзовом фоне стен здесь можно увидеть изображения многочисленных драконов и слонов, более напоминающих кабанов или медведей, морских существ, диковинных цветов. Тронный зал (Парадная столовая палата) поражает своим богатством и великолепием. Он предназначался для торжественных приемов и, по свидетельству современников, по пышности убранства могла бы соперничать с кремлевскими царскими палатами: золоченая роспись, медальоны со знаками зодиака и фантастическими птицами, бронзовые двери, печь, облицованная голландскими изразцами XVIII-го века. Основные цвета зала – все оттенки золотого, красный цвет потолка почти полностью скрыт росписью в близких к белому тонах. Основным украшением зала служат четыре огромных портрета русских царей. В следующей комнате, Гербовой, на зеленого цвета потолке помещены медальоны с изображением гербов всех родов, объединившихся с могущественным и богатым родом Юсуповых. После Гербовой комнаты мы попадаем в Портретную комнату. На сводах потолка, украшенных лепниной, можно увидеть портреты двенадцати представителей рода Юсуповых, начиная от родоначальника, ногайского хана Юсуф-Мурзы. В кабинете князя стены и потолок украшают росписи. На стенах росписи золотом на темно-красных стенах изображают различных диковинных зверей, символы древнего рода Юсуповых, близкого к императорской семье. На потолке же мы видим схему движения планет и расположения созвездий. Со второго этажа узкая крутая лестница ведет в домовую церковь Николая Чудотворца и великомученицы Татьяны. Сейчас церковь недействующая, алтаря там нет. Стены и своды покрыты фресками. Кованая ограда перед домом является копией ярославских решеток XVII века.
С именем Юсуповых здесь связан и еще один адрес. Неподалеку, в доме 24, строение 1 по Большому Харитоньевскому переулку располагается бывшее здание театра, принадлежавшего Юсуповым, который уступал по своей значимости и популярности лишь Шереметевскому. В пользу этой версии говорит тот факт, что еще в 60-е годы прошлого столетия в расположенном на втором этаже зале проходили концерты оперных исполнителей. Восторженными были отклики современников об Юсуповском театре. В их речи часто встречались выражения «невиданный» и «сказочный» при описании «… обширной залы, освещенной люстрой и окаймленной тройным поясом лож».
После смерти сиятельного князя его сын и наследник продает здание в Большом Харитоньевском переулке, 24 казне под устройство здесь Работного дома, который в народе называли не иначе, как «Юсупов работный дом». Первое время это заведение все же использовали как дом призрения для нищего люда, причем принудительный, из-за того, что предложений для работы было достаточно мало и, таким образом, создатели несколько просчитались. Начиная с 1838 года Работный дом находился в ведении «Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню». В 1877 году здесь открыли детское отделение, а для приюта в 1895 году возвели дополнительное двухэтажное строение прямо на углу с Малым Козловским переулком, 1. Городские власти все время боролись за повышение своеобразной «престижности» заведения, но даже из данных от 1913 года следует, что только 54% местных постояльцев проживали в доме на добровольной основе, а остальные находились здесь только на время исполнения принудительных работ.
15 мая 1895 года С.Н. Горбова — потомственная почетная гражданка — обратилась в Московскую Думу с предложением о строительстве на собственные средства Дома трудолюбия для женщин. Городские власти просьбу удовлетворили и выделили участок на месте бывшего сада во владениях Юсупова по Большому Харитоньевскому переулку, дом 24. Каменное здание в два этажа спроектировал архитектор Иван Павлович Машков, а непосредственно строительными работами руководил зодчий Николай Иванович Якунин. Заведение было рассчитано на трудоустройство 100 работниц, для которых на втором этаже дома устроили две мастерские по пошиву белья. Первый этаж отвели под размещение служебных квартир, а также народной столовой, которую учредительница передала городу. На обед здесь подавали щи, кашу и хлеб, что обходилось посетителям в 5 копеек. Впрочем, здесь устраивались и бесплатные обеды на деньги частных благотворителей.
После 1917 г. палаты, отобранные у владельцев, были заняты Военно-историческим музеем (с 1922 г.), потом тут короткое время находился чеховский музей, а с 1928 г. различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, Институт планирования и экономики, в последнее время — президиум ВАСХНИЛ (Всесоюзная Академия Сельскохозяйственных наук им. Ленина).
Архитектурный ансамбль современного переулка представлен в основном домами, построенными в конце XIX или начале XX века. Авторами проектов стали известные архитекторы Ольгерд Густавович Пиотрович, Валентин Евгеньевич Дубовской, Густав Августович Гельрих, Иван Гаврилович Кондратенко, Максим Карлович Геппенер, Николай Иванович Якунин и многие другие. В Большом Харитоньевском переулке установлены памятник С.А.Чаплыгину (у дома № 9/12) и памятник Н.А.Некрасову (у дома № 13/9).
Прогулка по Большому Харитоньевскому переулку обязательно оставит яркий след в вашей памяти. Обязательно загляните сюда и оцените всю прелесть этой части столицы.
Автор статьи
Татаринова Юлия Алексеевна, ГБОУ Школа № 1411, 10б
⭐Дом Юсупова в Москве: история и фото.
Белокаменные палаты для сподвижника Меншикова Алексея Волкова построили во второй половине XVII века.
Путеводитель по архитектурным стилямТочная дата возведения палат и имена архитекторов не известны. Строителями дома называли Барму и Постника, создателей собора Василия Блаженного. Но эта версия не подтверждена.
В 1727 году Петр II пожаловал их князю и подполковнику Преображенского полка Г.Д. Юсупову. Этой семье палаты принадлежали до 1917 года. Попутно к ним присоединили владения на четной стороне переулка.
Юсуповы были образованными и обеспеченными людьми, и в их доме часто устраивали балы, спектакли, музыкальные и литературные вечера. Со временем напротив старинных палат появился трехэтажный каменный дом для праздников и приема гостей.
Этот дом окружал парк в духе версальских садов: с прямыми дорожками, статуями, круглым прудом и каменными террасами. Когда семья А.С. Пушкина жила в Большом Харитоньевском переулке, маленького Сашу водили гулять в «Юсупов сад». Он вспоминал об этом в стихах «В начале жизни школу помню я». В Юсуповом саду рос огромный дуб, обвитый золоченой цепью. По ней ходил пушистый игрушечный кот и разговаривал на голландском, а из пруда поднимались фигуры богатырей. Все это Пушкин описал в поэме «Руслан и Людмила».
В 1812 году почти все деревянные дома в переулке и сад Юсупова сгорели. Исчез и Юсуповский театр, где танцовщицы скидывали с себя полупрозрачные одеяния и представали перед публикой обнаженными. Так что можно сказать, что в Харитоньевском переулке зародился российский стриптиз.
В 1892 году П.Р. Султанов отреставрировал палаты Юсуповых в стилистике XVII века. Сохранились богатые интерьеры здания, где каждая комната оформлена в своем стиле.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементамПарадные сени украшены разноцветным травным орнаментом, а на парадной лестнице золотые львы держат герб Юсуповых. Китайская приемная стала данью моде XIX века — до сих пор здесь можно увидеть драконов и слонов, больше похожих на кабанов и медведей. Парадная столовая палата (тронный зал) предназначалась для торжественных приемов и по пышности убранства могла соперничать с кремлевскими царскими палатами: золоченая роспись, медальоны со знаками зодиака и фантастическими птицами, бронзовые двери, печь с голландскими изразцами. Гербовый зал отделан шелковыми обоями, декорирован скульптурными медальонами с фрагментами герба рода Юсуповых.
На третьем этаже располагается домовая церковь в честь Великомученицы Татьяны и Николая Чудотворца. Охотничий зал расписан сюжетами из строительства дворца Иваном Грозным. Крошечная портретная комната украшена портретами самых значимых представителей рода Юсуповых, начиная с князя Ногайской Орды Юсуф-Мурзы. А кованая ограда перед домом является копией ярославских решеток XVII века.
После революции в доме Юсупова устроили сначала музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещались различные организации и Сельскохозяйственная академия. Сейчас в части дома работает музей «Палаты Волковых-Юсуповых».
Говорят, что……на месте палат Юсупова стоял охотничий домик Ивана IV. Подземный ход от него вел в Кремль. Этот подземный лабиринт позволял царю неожиданно появиться там, где его не ждали. Правитель часто переодевался в «смерда» и неузнанный подслушивал сплетни о себе..
Была в подземельях и тюрьма с пыточными камерами и подземными мешками. Подтверждение этим слухам нашли при ремонте в 1991 году: тогда обнаружили таинственное подземелье с останками узников, прикованных цепями к стенам
…древний род Юсуповых прокляли за отступление от веры. Однажды правнук хана Юсуфа Абдул-Мурза угостил патриарха Иоакима в пост гусем под видом рыбы. Когда патриарх узнал, что отведал мяса, он впал в ярость. Скандал дошел до царя и тот потребовал, чтобы Юсупов принял православие. Абдул-Мурза крестился. В ту же ночь ему было видение, что в каждом колене его рода только один наследник мужского пола проживет больше 26 лет. С тех пор в каждом поколении Юсуповых остается лишь один наследник. И даже сейчас у потомков Юсуповых, живущих в Греции, мальчики умирают в юном возрасте. Проклятие действует. А в декоре Юсуповских палат как укор присутствует гусь.
Усадьба Волковых — Юсуповых на фотографиях разных лет:
А что о палатах Юсупова знаете вы?Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке в Москве.Часть 1.
Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщениеЮсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке в Москве.Часть 1.
История рода Юсуповых.
Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке, известный как Волковы палаты — архитектурный памятник XVII—XIX веков. Это одна из самых старых гражданских построек, сохранившихся в историческом центре Москвы.
Существует легенда о том, что первое строение на этом месте было возведено при Иване Грозном. Царь приезжал охотиться в лес, простиравшийся от нынешних Сокольников до Красных ворот. Охота часто длилась несколько недель, и по государеву указу для отдыха и ночлега был построен охотничий дворец, названный Сокольничьим.
Фото из дореволюционного журнала «Столица и усадьба»
Место возведения дворца было выбрано не случайно. По преданию Иван Грозный, проезжая однажды верхом через сосновый бор, зацепился за ветку собольей шапкой, которая упала в снег. Разгневавшись, царь приказал вырубить на этом месте вековые сосны и на широкой поляне возвести каменный дворец.
Точная дата постройки дворца и имена строителей неизвестны. Предполагается, что его строили русские мастера. Отчасти это подтверждает в своих воспоминаниях Феликс Феликсович Юсупов, повторяя семейную легенду: «Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве Собор Василия Блаженного».
После смерти Ивана Грозного дворец оставался пустым довольно долгое время. Затем палаты были отданы барону Шафирову, графу Петру Толстому и позже секретарю воинской части Волкову. Последний владел ими наименьшее время, но почему-то именно его имя закрепилось за палатами. В 1727 году палаты были отданы во владение князю Юсупову, чей род владел ими до 1917 года.
Юсуповский дворец связан с именем А.С.Пушкина, который несколько лет жил здесь. С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную часть палат (флигель).
Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду». Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду:
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…
К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года.
Когда семья Юсуповых на рубеже ХIХ-ХХ в.в. переехала в Москву, то для жилья был отремонтирован флигель. Западный корпус был соединен галереей со старыми палатами, а затем был надстроен третьим этажом (архитектор В.Д. Померанцев).
Восточная часть палат, парадная часть — служила для проведения различных торжеств, приемов, балов.
В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания.
Все интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф. Солнцева — выполнены богатые настенные росписи в русском стиле, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари.
В 1895 году со стороны двора к зданию было пристроено новое парадное крыльцо. Зеленый цвет крыльца выбрали специально, резко отличающимся от цвета основного здания.
Юсуповский дворец после реставрации. Палаты Волковых-Юсуповых
Юсуповский дворец в Москве в Большом Харитоньевском переулке – одна из самых старых гражданских построек столицы.
Архитектурный ансамбль здания сформировался, в основном, в 16-18 веках. Владельцами дворца долгое время был известный и влиятельный род Юсуповых, по имени которых и был назван особняк.
Ограда со стороны переулка — ажурная кованая решетка.
Вид на правое крыло. Полностью сфотографировать здание трудно — кругом деревья.
Причудливая крыша с «шашками», решетками и флюгерами.
Вид со стороны двора. Зеленое парадное крыльцо было пристроено в конце 19 века, когда проводилась масштабная реставрация.
Почти все комнаты Юсуповского дворца в Москве расписаны в русском стиле. Красный зал.
Особняк на этом месте был построен в 16 веке, еще при Иване Грозном. По преданию, царь, охотившийся в этих местах с соколами неделями, велел построить для отдыха и пиров Сокольничий дворец. Эта легенда нашла свое отражение в росписях Охотничей комнаты первого этажа дворца.
Есть еще одна легенда о подземных ходах, ведущих от Сокольничего дворца к Кремлю и системе других подземных переходов, построенных по приказу Ивана Грозного, чтобы царь мог внезапно появляться в разных частях Москвы.
Фрагмент росписи — царю подводят его любимого белого коня.
Впоследствии Сокольничий дворец сменил несколько хозяев. Одним из них в петровские времена был Алексей Волков, ближайший помощник Меньшикова. С тех пор здание иногда называют «Волковы палаты».
В 1727 году Петр Второй пожаловал Волковы палаты соратнику своего деда, Петра Первого, Григорию Юсупову. Так этот дом стал родовым гнездом древнего и богатого рода Юсуповых, которые владели им 190 лет, до 1917 года.
Лестница на второй этаж украшена фигурами львов со щитами, на которых изображены гербы всех родов, которые породнились с Юсуповыми.
Холл второго этажа расписан в модном китайском стиле.
Также на втором этаже находится роскошный Тронный зал, в котором устраивались приемы.
Украшения зала – золоченые решетки и большие портреты четырех царей.
Портрет Петра Первого.
Изразцовая печь. Изразцы подлинные, голландские 18 века.
Еще одна интересная комната второго этажа – Портретная. На сводах потолка – портреты 12 представителей рода Юсуповых.
Ногайский хан Юсуф-Мурза, родоначальник Юсуповых, союзник Ивана Грозного. Его сыновья после убийства отца приехали в Москву и царь пожаловал им городок Романов на Волге.
Наиболее яркий представитель рода — князь Николай Борисович Юсупов, построивший великолепную подмосковную Усадьбу Архангельское.
Печь в Портретной комнате.
Кабинет Н.Б.Юсупова.
Росписи на стенах кабинета.
Роспись на потолке.
Переходы между комнатами.
На третий этаж ведет крутая узкая лестница. Здесь тоже есть печи:
Домовая церковь Николая Чудотворца и Великомученицы Татьяны на третьем этаже.
Церковь недействующая, алтаря здесь нет.
Великомученица Татьяна.
После 1917 года Юсуповы уехали за границу, а в 1925 году во дворце был случайно найден тайник с большим количеством фамильных драгоценностей. Конечно, найденные сокровища, как и сам особняк, были экспроприированы государством.
В советское время в палатах Волковых-Юсуповых располагался президиум ВАСХНИЛ (Всесоюзная Академия Сельскохозяйственных наук им. Ленина). В конце 90-х годов прошлого века дворец попал в руки к новым владельцам, которые провели его реставрацию, завершившуюся в 2010 году.
Как доехать до Юсуповского дворца
На общественном транспорте: м. Красные ворота, далее 5-7 минут пешком.
Адрес: Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4
Юсуповский дворец закрыт по техническим причинам на неопределенное время, экскурсии не проводятся.
Обновлено 28.01.2019
Дворец Волковых-Юсуповых — редкий образец каменного здания 17в.
Дворец Волковых-Юсуповых или палаты Волковых-Юсуповых — одно из самых старых зданий в столице. Это первая экскурсия из задуманного цикла путешествий по знаменитым особнякам Москвы.
Дворец расположен в Большом Харитоньевском переулке, 21/4, почти у самого Садового кольца. Построено здание было в конце 17 – начале 18 вв., сменило много хозяев, но в историю вошло по именам двух владельцев: помощника Меншикова Алексея Волкова и князей Юсуповых. Первый владел домом менее года, а вот род Юсуповых – с 1727 г. и до революции 1917 года.
Нынешний вид и византийски пышные интерьеры дворец Волковых-Юсуповых приобрел в результате масштабной реконструкции конца 19 века, для которой хозяйка Зинаида Юсупова привлекла архитекторов В.Д.Померанцева и Н.В.Султанова, художника-реставратора Ф.Г.Солнцева. По воспоминаниям её сына, Феликса Юсупова, дом предназначался для официальных приемов, семья же занимала западный флигель. Именно так, как ныне, выглядел дворец и в период генерал-губернаторства старшего князя Юсупова, и в период опалы семьи после убийства Распутина.
Внешний вид двореца Волковых-Юсуповых лучше всего рассматривать, когда отсутствует листва на деревьях парка. Вот так здание выглядит с улицы. Обратите внимание на крышу в «шахмат», как говорили раньше, на кованые решетки и флюгера.
Дворец Волковых-Юсуповых — вид с улицы
При упомянутой pecтaвpaции к зданию со двора было пристроено пapaднoe кpыльцo
Крыльцо дворца Волковых-Юсуповых
Почти все комнаты дворца Волковых-Юсуповых оформлены и расписаны в русском стиле. Вот в Красном зале (Красной комнате) такие двери-воротца
Двери-воротца между комнатами
Росписи потолка в Красном зале:
Далее идет Oxoтничий зaл вот с таким оформлением дверей
В pocпиcяx Oxoтничьeго зaла нaшлa cвoe oтpaжeниe лeгeндa о том, что в этих местах охотился Иван Грозный и изначально здесь был построен охотничий дворец для царя.
Вот разные сюжеты из жизни Ивана Грозного
С домом связано множество легенд, одна из самых распространенных – что существуют подземные ходы из палат по всей Москве, в том числе и в Кремль. Частично она нашла подтверждение в ходе реконструкции конца 19 века: тогда обнаружили подземный ход, вроде даже со скелетами, прикованными цепями к стенам. Но куда он ведет — не выясняли, и сам ход замуровали. Сейчас на первом этаже раскрыта старая кладка:
На второй этаж ведет лестница со львами
Вот такие красавцы с гербами князей Юсуповых и родственных им семейств украшают каждый поворот лестницы
На втором этаже дворца Волковых-Юсуповых находится Китайская комната или гостиная — это и дань моде того времени, и намек на китайских предков в роду Юсуповых (по крайней мере, сами князья на таком родстве настаивали)
На потолке в центральном плафоне притаился пятипалый дракон — символ императора:
В сводах потолка на фарфоровых плафонах изображены разные животные и птицы
Через Китайскую гостиную попадаем в главное помещение – Тронный зал площадью 170 кв.метров:
На сводчатом потолке высотой 11 метров потрясающие росписи
Портрет Петра Первого в роскошной резной раме
Вообще, резьба здесь изумительная, вот, например, как выполнены колонки у входных дверей:
СтОит отметить, что во дворце все изразцовые печи – подлинные, сохранились со времени постройки (начало 18 века!!!). Вот такая фигурная печь в углу Тронного зала
Посмотрите, как замысловато и скульптурное, и живописное оформление печи
Даже в проходных сенях стены покрыты росписями, резьбой и позолотой
Из сеней попадаем в Гербовую комнату, где проводились приёмы особо важных гостей (на мебель внимания не обращаем, она не аутентичная)
Здесь тоже изразцовая печь, но оформленная уже иначе, строже и изысканнее.
По свидетельствам современников, Гербовую комнату дворца Волковых-Юсуповых украшала люстра стоимостью в половину дома. До нас она не дошла, но потолок запоминается утонченным изяществом и безупречной стильностью парадной гостиной
Следующая комната – Портретная, где на сводах расположено 12 портретов представителей рода Юсуповых. На фото внизу слева – родоначальник Юсуповых, хан Юсуф-Мурза:
Потолок Портретной комнаты:
Здесь своя изразцовая печь, не похожая на предыдущие:
Обратите внимание, на этой печи изображения людей и сюжетных сценок на изразцах подписаны или разъяснены
Далее кабинет князя (на стол и стулья не смотрим, это новодел)
На потолке изображено движение небесных тел вокруг Солнца
На стенах росписи с изображениями льва – символа силы и власти – и оленя – символа благородства и чистоты
В кабинете целых две фигурных печи
Обращает на себя внимание массивный резной шкаф-сервант
Затейливую резьбу шкафа можно рассматривать часами:
Рядом с кабинетом расположена трапезная (на стол и стулья внимания не обращаем)
Вот росписи сводов трапезной
Изразцовые печи в дворце Волковых-Юсуповых
В трапезной две сине-белые изразцовые печи, одна угловая:
другая – вдоль стены:
Не могу удержаться, чтоб не привести крупное фото печных изразцов, настолько они любопытны и затейливы:
Во дворце, на третьем этаже, обустроена домовая церковь, ныне не действующая. Вот росписи сводов
После подъема на третий этаж, в проходе к церкви расположена ещё одна изразцовая печь. Обратите внимание, какое сложное, фигурное в листик, украшение верхней части печи, и это ведь не резьба, а керамика!
С другой стороны прохода печь оформлена уже по-другому и в другой цветовой гамме:
Пocлe 1917 гoдa Юcyпoвы эмигрировали, a в 1925 гoдy вo двopцe был cлyчaйнo нaйдeн тaйник c бoльшим кoличecтвoм фaмильныx дpaгoцeннocтeй — едва ли не самый известный и богатый из московских кладов. Считается, что спрятал их Феликс Юсупов-Младший с целью использовать сокровища после падения власти большевиков. С 1925 по 1929 год во дворце функционировал музей дворянского быта. Потом в пaлaтax pacпoлaгaлcя пpeзидиyм Bcecoюзной Aкaдeмии Ceльcкoxoзяйcтвeнныx нayк им. Лeнинa (BACXHИЛ), где работали академики Н.И. Вавилов и Д.Н. Прянишников.
С кoнца пpoшлoгo (XX) вeкa дворец в аренде у организации, судя по всему, негосударственной. Она на свои средства провела в нём реставрацию, зaвepшившyюcя в 2010 гoдy, после чего дворец стал предлагаться под разные мероприятия, в том числе и экскурсии.
Большой Харитоньевский переулок 24 — Дом трудолюбия и театр Юсупова
Во владениях по адресу Харитоньевский переулок, 24 расположено несколько строений, но особую историческую ценность представляют два из них.
Строение 1 и его история
На самом деле оно представлено сразу тремя домами, связанными воедино и стоящими вдоль красной линии этого переулка.
Самая старая постройка расположена в центральной части и была возведена еще в 1794 году на средства коллежского асессора Христиана. В 1801 году его супруга переуступила дом Николаю Борисовичу Юсупову — сиятельному князю.
По всей вероятности, именно здесь новый хозяин устроил знаменитый Юсуповский театр, который уступал по своей значимости и популярности лишь Шереметевскому. В пользу этой версии говорит тот факт, что еще в 60-е годы прошлого столетия в расположенном на втором этаже зале проходили концерты оперных исполнителей. Вряд ли эта театральная сцена была устроена уже после Юсуповых.
Восторженными были отклики современников об Юсуповском театре. В их речи часто встречались выражения «невиданный» и «сказочный» при описании «… обширной залы, освещенной люстрой и окаймленной тройным поясом лож».
История этого строения связана с жизнью Александра Пушкина, отец которого снимал здесь деревянный флигель для всей семьи в период с 1801 по 1803 годы, одновременно занимаясь постановкой части спектаклей. Сергей Львович достаточно неаккуратно вносил платежи за аренду, и семейство, которое переехало сюда из дома №2 по этому же переулку, после было вынуждено перевезти свой скарб в дом №8, опять же по этой московской улочке.
В период с 1826 по 1827 годы к главному дому были пристроены с боков два здания, проекты которых выполнили по отдельности архитекторы Евграф Дмитриевич Тюрин и Василий Григорьевич Дрегалов.
После смерти сиятельного князя его сын и наследник продает здание в Большом Харитоньевском переулке, 24 казне под устройство здесь Работного дома, который в народе называли не иначе, как «Юсупов работный дом».
Первое время это заведение все же использовали как дом призрения для нищего люда, причем принудительный, из-за того, что предложений для работы было достаточно мало и, таким образом, создатели несколько просчитались.
Начиная с 1838 года Работный дом находился в ведении «Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню». В 1877 году здесь открыли детское отделение, а для приюта в 1895 году возвели дополнительное двухэтажное строение прямо на углу с Малым Козловским переулком, 1.
Городские власти все время боролись за повышение своеобразной «престижности» заведения, но даже из данных от 1913 года следует, что только 54% местных постояльцев проживали в доме на добровольной основе, а остальные находились здесь только на время исполнения принудительных работ.
Строение 2 и его история
15 мая 1895 года С.Н. Горбова — потомственная почетная гражданка — обратилась в Московскую Думу с предложением о строительстве на собственные средства Дома трудолюбия для женщин. Городские власти просьбу удовлетворили и выделили участок на месте бывшего сада во владениях Юсупова по Большому Харитоньевскому переулку, 24.
Каменное здание в два этажа спроектировал архитектор Иван Павлович Машков, а непосредственно строительными работами руководил зодчий Николай Иванович Якунин.
Заведение было рассчитано на трудоустройство 100 работниц, для которых на втором этаже дома устроили две мастерские по пошиву белья. Первый этаж отвели под размещение служебных квартир, а также народной столовой, которую учредительница передала городу.
На обед здесь подавали щи, кашу и хлеб, что обходилось посетителям в 5 копеек. Впрочем, здесь устраивались и бесплатные обеды на деньги частных благотворителей.
В настоящее время здание по Большому Харитоньевскому переулку, 24, строение 2 занимает одна из коммерческих структур города Москвы. Бывший «Дом трудолюбия имени М.А. и С.Н. Горбовых» неплохо отреставрирован, в отличие от стоящего по соседству строения 1.
Дмитрий Дорохов в роли Дроссельмейера. | Ксения Пчелкина в роли Дьяволицы. Антон Савичев в роли Дьявола. | Дарья Хохлова в роли Мари. Анастасия Шилова в роли Фрица. | Евгения Образцова в роли Мари. | Дарья Хохлова в роли Мари. Фото Дамира Юсупова. | Сцена из спектакля. | Евгения Образцова в роли Мари. | Артем Овчаренко в роли Щелкунчика-принца. Анна Тихомирова в роли Мари. Фото Дамира Юсупова. | Анастасия Сташкевич в роли Мари. | Анна Никулина в роли Мари. | Дарья Хохлова в роли Мари. Артемий Беляков в роли Щелкунчика-принца. | Анастасия Сташкевич в роли Мари. | Ольга Кишнёва и Антон Савичев | Егор Шарков в роли Китайской куклы. Фото Дамира Юсупова. | Анастасия Губанова и Игорь Цвирко | Дарья Хохлова и Максим Суров | Куклы. Фото Андрея Меланьина. | Куклы. Фото Андрея Меланьина. | Клим Ефимов — Щелкунчик-принц. Фото Дамира Юсупова. | Екатерина Крысанова в роли Мари. | Кристина Кретова в роли Мари. | Финальный вальс. | Екатерина Крысанова в роли Мари. |
«Театр» в 2019 году — The Moscow Times
В России Большой театр является «театром» — самой престижной площадкой оперы и балета в стране.The Moscow Times поговорила с генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным о планах театра на 2019 год.
Какие премьеры блокбастеров ждать в 2019 году ?
Я не совсем понимаю слово «блокбастер». Вы знаете, в нашем бизнесе результат виден не до самого последнего момента.
И даже тогда я могу говорить только о наших планах до конца этого сезона, потому что мы объявляем премьеры сезон за сезоном.
декабря12 ноября у нас был «Il Viaggio a Reims», поставленный замечательным итальянским режиссером Дамиано Мичилетто, возможно, одним из лучших оперных режиссеров на сегодняшний день. Следующая премьера, которая может заинтересовать публику, — балет «Зимняя сказка» британского хореографа Кристофера Уилдона, запланированный на апрель. Мы очень рады, что он будет работать с Большим театром. Уилдон и Алексей Ратманский — одни из самых интересных хореографов мира. В марте Тимофей Кулябин поставит новую версию «Русалки» Антонина Дворжака, а в мае Евгений Арье завершит сезон постановкой «Евгения Онегина» Петра Чайковского.
Кроме того, в марте наша оперная труппа будет гастролировать в Париже, а в мае и июне балетная труппа отправится в Австралию, а в июле и августе — в Лондон.
НовостиНовый Европейский театр приезжает в Москву
Читать большеА как насчет новой Камерной сцены Большого?
В сентябре прошлого года мы объединились с Покровским камерным театром, который теперь официально называется Камерная сцена Бориса Покровского Большого театра.
Это был отличный театр со своей великой историей. Он оказался в сложной ситуации, во внутреннем конфликте, и Большой театр был приглашен взять его на себя. У Камерного театра еще есть некоторая автономия: у них есть свой оркестр, свои солисты, своя труппа.
Первой премьерой на этой сцене стала декабрьская новая опера Александра Чайковского по роману Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича». Потом еще две премьеры: одноактные оперы американского композитора Джана Карло Менотти — «Телефон» и «Медиум» в марте — и «Перикола» Оффенбаха, поставленная режиссером Филиппом Грегорианом в июне.
Владимир Урин (Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС)Как найти баланс между 200-летними традициями и современными инновациями?
Театр не может себе позволить , не быть современным. С одной стороны, мы сохраняем репертуар театра, в том числе постановки в опере и балете, которые сыграли свою роль в его истории и до сих пор пользуются популярностью у зрителей.У нас есть ряд таких постановок: «Борис Годунов» идет уже около 60 лет, «Царской невесте» тоже около 50 лет.
С другой стороны, театр стал бы музеем, если бы только это было. Самое главное в сегодняшней театральной жизни — это, конечно, говорить со зрителем на современном языке.
Сегодня оперный театр больше рискует, ища совершенно уникальные способы передачи образов и смысла. Есть новшества в декорациях, в костюмах.Многие известные драматические театры и даже режиссеры сегодня участвуют в оперных постановках, потому что в этом и заключается творчество.
Новости«Черный квадрат» становится оперой
Читать большеЧто вы знаете об аудитории Большого ?
Мы постоянно анализируем информацию о нашей аудитории и совсем недавно заказали исследование McKinsey & Company.В Европе и США любителям оперы или балета зачастую больше 60 лет. Но если вы придете на спектакль в Большой или любой российский оперный театр, вы увидите очень разношерстную публику из пожилых, средних и молодых людей. . Оперные театры России уникальны.
Дамир Юсупов / Большой театрКакой город сейчас является театральной столицей России: Москва или Санкт-Петербург?
Думаю, что любой город с талантливой театральной постановкой может стать «столицей театра», будь то Новосибирск, Екатеринбург или Пермь.
Большой театр часто попадает в заголовки газет, иногда из-за скандалов вроде задержки премьеры балета «Нуриев». Как вы с этим справляетесь?
Мы стараемся быть открытыми для СМИ. Но у нас есть небольшая хитрость: мы в определенной степени открыты, но не позволяем средствам массовой информации проникать во внутренний мир театра, в тщательно продуманные творческие закулисные комнаты.
Что касается «Нуреева» — премьеры все время откладываются в разных театрах. В данном случае имело значение имя Кирилла Серебренникова [постановщик балета].Из-за проблем с законом в то время [примечание редактора: Серебренников находится под домашним арестом за якобы хищение государственных средств] СМИ решили, что «Нуреев» будет аннулирован. Мы провели пресс-конференцию, но некоторые СМИ просто не слышали, что мы пытались сказать, и думали, что мы просто защищаемся.
Перед премьерой, когда Серебренников находился под домашним арестом, мы с ним обсуждали возможность постановки балета без него. Я действительно просил прокуратуру позволить ему присутствовать на репетициях, но они отказали.В конце концов, премьера «Нуреева» состоялась, но СМИ продолжали говорить об этом, говоря, что он будет показан только один раз, а затем отменен.
Но это никогда не было нашим намерением. «Нуриев» до сих пор является частью нашей афиши и даже номинирован на премию «Золотая маска».
Версия этой статьи появилась в специальном печатном выпуске «Россия в 2019». Чтобы узнать больше об этой серии, нажмите здесь.
Венгерский комиссар по культуре зажигает пороховую бочку, вызывающую споры после того, как назвал Европу «газовой камерой Джорджа Сороса» — RT World News
Сциллард Деметер, комиссар министерства и глава Литературного музея Петефи в Будапеште, использовал в высшей степени провокационный язык, чтобы описать венгерско-американского финансиста Джорджа Сороса и его предполагаемое влияние на политику ЕС.
«Европа — это газовая камера Джорджа Сороса», — написал в своей статье назначенный правительством комиссар по культуре. «Ядовитый газ течет из капсулы открытого мультикультурного общества, что смертельно опасно для европейского образа жизни».
Далее он охарактеризовал Сороса как «либерального фюрера» , настаивая на том, что «либерарийская армия бизнесмена обожествляет его больше, чем собственная гитлеровская».
Статья была написана как упрек растущей враждебности Брюсселя к Польше и Венгрии в связи с предполагаемыми нарушениями правовых норм и прав человека внутри блока.Согласно Деметре, венгры и поляки — это «новых евреев» Европы. Обе страны перешли к блокировке формулировок в бюджете Европейского союза, которые могут удерживать фонды помощи от COVID-19 из стран, обвиненных в несоблюдении демократических стандартов. Варшава и Будапешт осудили это положение как охоту на ведьм, направленную на их социально консервативные правительства.
Также на rt.com «Наша позиция прочна»: премьер-министр Венгрии отказывается идти на компромисс по поводу вето на бюджет ЕСВ то время как венгерское правительство открыто заявляло о своей оппозиции Соросу и его хорошо финансируемой защите либеральных интересов, включая противоречивую политику открытых дверей ЕС в отношении мигрантов, ведущую к иммиграционному кризису, статья Деметры, похоже, перешла красную черту для многих. .
Эта статья вызвала возмущение Объединенной венгерской еврейской общины Венгрии, которая раскритиковала статью как «безвкусную», и «непростительную».
Посольство Израиля в Будапеште выразило аналогичное возмущение.
«Нет места для увязывания самого ужасного преступления в истории человечества или его исполнителей с какими бы то ни было современными дебатами, какими бы существенными они ни были», — написала израильская дипломатическая миссия в твите.
Сорос, сам еврей, вырос в Венгрии и пережил Холокост.Однако некоторые утверждали, что возмущение метафорами Деметры было неуместным.
Также на rt.com Венгрия и Польша правы, ставя традиционные ценности выше денег и сопротивляясь диктаторскому плану ЕС по продвижению прав трансгендеров.«Политики-демократы говорят это о Трампе каждый день», — заметил один обозреватель Твиттера, возмущенный сравнениями с Гитлером.
Премьер-министр Виктор Орбан в течение многих лет враждовал с Соросом, когда его правительство приняло закон, который вытеснил университет и благотворительную организацию, финансируемую миллиардером, из страны.
Думаете, вашим друзьям будет интересно? Поделись этой историей!
История Государственной Думы
Император Николай II выступает с речью в день открытия Первой Государственной Думы в Грузинском зале Зимнего дворца. 27 апреля 1906 года. Фотография находится в архиве Санкт-Петербурга. Государственная Дума в Российской Империи
Первый представительный орган законодательной власти был создан в Российской Империи в 1905 году в результате революции.6 августа 1905 года император Николай II издал Манифест об учреждении и регламенте одной из палат парламента — Государственной Думы. Второй палатой стал Государственный Совет Российской Империи. Дума должна была выполнять лишь квазизаконодательную функцию. Однако 17 октября 1905 г. император подписал новый Манифест, согласно которому ни один закон не может вступить в силу без одобрения Государственной Думы.
Таким образом, Государственная Дума из совещательного органа превратилась в законодательный.Всего до 1917 года собралось четыре Думы. В Думу входили помещики, представители промышленного среднего класса, купцы, городская интеллигенция и крестьяне. Общее количество избранных депутатов Думы в разные годы колебалось от 478 до 525 человек.
Первая Государственная Дума Российской Империи
Группа делегатов Первой Государственной Думы во время заседания. 1906. Фотография находится в архиве Санкт-Петербурга. Срок работы — 27 апреля — 8 июля 1906 г.
Председатель: Муромцев С.А. (Конституционно-демократическая партия)
Открытие первой сессии состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.
Выборы в Первую Думу проводились в соответствии с законом от декабря 1905 г. Было учреждено шесть курий: помещики, городские поселения, крестьяне, рабочие, казаки и неславянские народы. Не было универсального (женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности не могли голосовать), равного (помещичья курия: один избиратель из 2000 человек с правом голоса, городская курия жителей — из 4000, крестьянская курия. — от 30 000, рабочая курия — от 90 000) и прямое голосование.
Первая Государственная Дума была ограничена в своих полномочиях и полномочиях. В соответствии с Сводом основных законов государства, утвержденным Николаем II 23 апреля 1906 года, император принимал решения о назначении министров, внешней политике России и объявлении чрезвычайного положения. Кодекс также предусматривал, что император имел право издавать новые законы от своего имени.
Главным вопросом, обсуждаемым Первой Государственной Думой, была земля. Дума также пыталась активно, но безуспешно проводить политические реформы и призывала прекратить репрессии против участников революции (1905–1907). В целом делегаты одобрили только один закон, инициированный Правительством. Этим законом людям, пострадавшим от неурожая, было выделено 15 миллионов рублей.
Первая Дума была распущена Николаем II.Она известна как «Дума народного гнева».
Вторая Государственная Дума Российской Империи
Делегаты второй Государственной Думы на заседании в Таврическом дворце. 1907 г. Фотография находится в архиве Санкт-Петербурга. Срок работы — 20 февраля — 3 июня 1907 г.
Председатель: Головин Ф.А. (Конституционно-демократическая партия)
Одной из основных задач второй Думы было решение процедурных вопросов, так как делегаты были намерены расширить круг своих полномочий. полномочия представительного органа.
В центре их внимания находился аграрный вопрос, меньше внимания они уделяли правительственным проектам, контрреволюционным репрессиям и мерам по улучшению финансового положения низших классов Империи.
Дума была распущена всего через 102 дня после начала срока ее полномочий. 55 делегатов обвинялись в заговоре против семьи Императора. Сообщалось, что некоторые члены социал-демократической фракции были связаны с «военной организацией Российской социал-демократической рабочей партии», которая планировала вооруженное восстание 3 июня 1907 года (так называемый переворот 3 июня rd ).
Новое Положение о выборах опубликовано вместе с Манифестом о роспуске Думы.
Третья Государственная Дума Российской Империи
Делегаты III Государственной Думы на заседании в Таврическом дворце. 1 ноября 1907 г. Фотография находится в архиве Санкт-Петербурга. Срок работы — 1 ноября 1907 г. — 3 июля 1912 г.
Председатель: Хомяков Н.А. (1907–1910, союз 17 октября), Гучков А.И. (1910–1911, союз 17 октября), Родзянко М.В. (1911–1912, союз 17 октября).
Третья Дума была единственной из четырех Государственных Дум Российской Империи, которая проработала полный установленный законом пятилетний срок.
Выборы проводились в соответствии с новым Положением о выборах от 3 июня 1907 года. Новый Регламент ограничил избирательные права крестьян и рабочих и уменьшил количество представителей так называемых национальных удаленных районов.
Группа делегатов III Государственной Думы.1907–1912 гг. Фото находится в архиве Санкт-Петербурга. Делегаты обсудили широкий круг вопросов: армейские реформы, крестьянский вопрос, в отношении «национальных отдаленных районов» и т. Д. Для того, чтобы проект стал законом, его должны были предложить не менее 30 делегатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой на трех этапах законотворчества.
Создано почти 30 комиссий для работы над шашками. Некоторые из них состояли из нескольких десятков человек, т.е.г. бюджетная комиссия. Выборы членов комиссии проводились на общем заседании Думы с предварительным утверждением кандидатов внутри фракций. В большинство комиссий входили представители каждой думской фракции.
Проекты, инициированные министерствами, в первую очередь, были рассмотрены Думским Собранием, в которое вошли председатель Думы, его товарищи, секретарь Думы и его товарищи (все эти названия были прописаны в документах о создании и организации Думы. Работа).Думское собрание выпустило предварительный отчет о передаче законопроекта в одну из думских комиссий, после чего отчет был утвержден Думой.
Система запросов была широко распространена. Делегаты, собрав определенное количество подписей, могли попросить правительство предоставить отчет о своих действиях.
Группа депутатов Государственной Думы IV созыва в зале заседаний Таврического дворца. Фото находится в архиве Санкт-Петербурга.Четвертая Государственная Дума Российской Империи
Срок работы — 15 ноября 1912 г. — 6 октября 1917 г.
Председатель: Родзянко М.В. (Союз 17 октября).
Работа Четвертой Думы определялась событиями внутри России и на международной арене. После начала Первой мировой войны и нескольких крупных поражений российской армии возник серьезный политический конфликт между Думой и исполнительной властью. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о роспуске Думы до апреля 1917 года. Однако Дума продолжала собираться на закрытые заседания.
Выступление депутата IV Думы на заседании в Таврическом дворце.Фото находится в архиве Санкт-Петербурга. Дума была одним из центров противостояния императору Николаю II. 27 февраля его члены сформировали Временный комитет Государственной Думы, который, сформировав Временное правительство, де-факто стал высшим органом власти в стране.
После того, как монархия прекратила свое существование в России, Дума так и не собралась в полном составе. Однако у Временного комитета Госдумы были очередные заседания.
6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством перед выборами в Конституционное собрание.
Законодательный процесс в 1917–1991 годах
Вид зала Таврического дворца во время сеанса. Июнь 1917 года. Фотография находится в архиве Санкт-Петербурга. После Февральской революции Советы стали представительным органом. В соответствии с принятыми Конституциями Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Советского Союза Социалистических Республик (СССР) законодательные акты были рассмотрены и приняты различными органами, такими как ВЦИК, Всероссийский и Всесоюзный. Советы, Верховный Совет РСФСР и СССР, Советы народных депутатов СССР.
Вначале избирательная система была очень сложной с большим количеством этапов, не все граждане могли голосовать. Однако в 1936 году Конституция установила всеобщие, равные и прямые выборы. Более того, делегаты получили депутатскую неприкосновенность.
На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента республики. Он был высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Советы народных депутатов и Верховный Совет РСФСР утратили значительную часть своей компетенции.Позже указом Президента РСФСР их существование прекратилось.
Делегаты Первого Всероссийского созыва Советов рабочих и военные делегаты в зале Таврического дворца. Среди делегатов Николай С. Чхеидзе (6-й слева), Георгий В. Плеханов (5-й слева). 4–28 мая 1917 г. Фотография находится в архиве Санкт-Петербурга. В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.
Государственная Дума в современной России
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва
Срок работы — 11 января 1994 — 15 января 1996
Председатель: Рыбкин IP (Аграрная партия России).
12 декабря 1993 г. было избрано 444 делегата: 225 от федерального округа и 219 от одномандатного округа. Выборы в Чеченской Республике не проводились и были признаны несостоявшимися в пяти округах.8 из 13 избирательных объединений (коалиций) смогли преодолеть 5-процентный избирательный порог: «Либерально-демократическая партия России» (64 делегата), «Выбор России» (64), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (42). , «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (57), «Яблоко» (27), «Партия единства и согласия России» (22), «Демократическая партия России» (14).
Государственная Дума первого созыва приняла 461 закон, 310 из них вступили в силу. Наиболее социально значимыми законами были следующие: законы об амнистии для лиц, находящихся под следствием и находящихся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 г. (попытка советского государственного переворота 1991 г.), 1 мая 1993 г. (борьба между оппозиционными силами и полицией). ), 21 сентября — 4 октября 1993 г. (политическое противостояние между президентом и российским парламентом) и Договор об общественном согласии.
Эти законы были направлены на снижение социальной напряженности и конфликтов после событий 1993 года.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва
Срок работы — 16 января 1996 г. — 17 января 2000 г.
Председатель: Селезнев Г.Н. (Коммунистическая партия Российской Федерации).
Выборы состоялись 17 декабря 1995 года. Четыре избирательных объединения преодолели пятипроцентный избирательный порог: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (157), «Наш дом — Россия» (55), «Либерально-демократическая партия России». (51), «Яблоко» (45).Выборы были признаны успешными во всех округах.
Решения Госдумы касались увеличения пенсий, пособий и расширения групп населения, имеющих право на получение пособий. Экономические законы были направлены на усиление роли государства (законы о зерновой отрасли и государственное регулирование внешнеторговой деятельности).
Приняты Уголовный кодекс, Исправительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной кодекс, Воздушный кодекс, Градостроительный кодекс, Морской торговый кодекс. .
Из-за нескольких правительственных кризисов депутаты Думы второго созыва голосовали 10 раз за главу правительства: летом 1996 г., трижды в апреле 1998 г., трижды в сентябре-августе 1998 г., мае 1999 г. и августе 1999 г.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва
Срок работы — 18 января 2000 г. — 28 декабря 2003 г.
Председатель: Селезнев Г.Н. (Коммунистическая партия Российской Федерации).
Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. Выборы признаны несостоявшимися в восьми одномандатных округах. Перевыборы в Государственную Думу по этим округам состоялись 26 марта 2000 г. В одномандатном округе №31 Чеченской Республики выборы состоялись 20 августа 2000 г. Шесть избирательных объединений преодолели 5-процентный избирательный порог: «Коммунистическая партия Российской Федерации. »(113), Межрегиональное движение« Единство »(« Медведь ») (73),« Отечество — Вся Россия »(68),« Союз правых сил »(29),« Коалиция Жириновского »(17), Ассоциация «Яблоко» (20).
За восемь сессий принят 781 закон, в том числе о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, Госдума одобрила закон о страховании банковских вкладов, предусматривающий компенсацию при наступлении страхового случая.
Делегаты одобрили закон о государственной символике: бело-сине-красный триколор стал государственным флагом, стихотворение Сергея Михалкова на старый гимн СССР стало государственным гимном современной России, золотой двуглавый орел на темно-красном щите стал государственным гербом. , а флаг Сент-Эндрюс использовался в качестве прапорщика ВМФ России.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
Срок работы — 29 декабря 2003 г. — 23 декабря 2007 г.
Председатель: Грызлов Б.В. (Единая Россия)
Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. Выборы были признаны несостоявшимися в трех одномандатных округах в связи с голосованием против всех кандидатов большинством голосов. Три политические партии и одна избирательная коалиция преодолели 5-процентный избирательный барьер: «Единая Россия» (223), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (52), «Либерально-демократическая партия России» (36), избирательная коалиция «Отечество». (37).
Основными задачами Государственной Думы четвертого созыва были разграничение полномочий федеральных и региональных властей, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом. Более того, институты гражданского общества были определены в законодательстве, например создана Общественная палата; обновлено законодательство о некоммерческих и саморегулируемых организациях.
В целях совершенствования процесса государственного строительства приняты законы об отмене выборов глав регионов и о введении смешанной системы региональных выборов в России.Для повышения эффективности парламента как представительного органа было принято решение перейти на пропорциональную избирательную систему и установить избирательный порог в 7% (вместо 5%).
Дума также проголосовала за повышение пенсий работникам и стипендий студентов.
Особое внимание было уделено созданию умеренного рынка жилья. Поэтому Дума приняла поправки в Жилищный и Градостроительный кодексы. Реклама пива была ограничена, чтобы защитить здоровье нации и снизить потребление алкоголя.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
Срок работы — 24 декабря 2007 г. — 20 декабря 2011 г.
Председатель: Грызлов Б.В. (Единая Россия)
На выборах, «Единая Россия» получила конституционное большинство (315). Коммунистическая партия получила 57 мандатов, «Либерально-демократическая партия России» — 40, «Справедливая Россия» — 38. 50% депутатов Госдумы обновлены мандатов.
Мировой экономический кризис 2008–2010 гг. Определил приоритеты Государственной Думы пятого созыва.Для поддержки финансовой системы государства Дума оперативно приняла несколько законов.
Дума приняла законы о продлении срока президентских полномочий до 6 лет и срока полномочий депутатов Думы до 5 лет. Была изменена и избирательная система, включая отмену избирательного залога для политических партий.
Особое внимание было уделено социальной сфере. Закон о полиции и закон о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов предусматривают повышение их заработной платы. Кроме того, 170 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Получили бесплатные квартиры.Также увеличена минимальная заработная плата.
Депутаты Госдумы приняли несколько антикоррупционных законов и изменили размер штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
Срок работы — 21 декабря 2011 г. — 4 октября 2016 г.
Председатель: Нарышкин С.Е. (Единая Россия)
Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва состоялись 4 декабря 2011 года.Впервые делегаты избирались сроком на 5 лет. На выборах победили четыре партии: «Единая Россия», Коммунистическая партия, «Справедливая Россия» и Либерально-демократическая партия.
Основная задача Думы заключалась в принятии законов об интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в российское правовое поле.
В экономической сфере Дума поддержала предложенные Правительством антикризисные меры. Так, Дума выделила на поддержку банков 1 триллион российских рублей, увеличила страховую защиту вкладов вдвое до 1,4 миллиона рублей и увеличила немедленную выплату материнского капитала до 25 тысяч рублей.
Делегаты одобрили политическую реформу, включая введение прямых выборов губернаторов регионов, упрощение регистрации партий, повторное введение одномандатных округов и перенос парламентских выборов на сентябрь.
В связи с обострением напряженности в отношениях с западными странами особое внимание было уделено укреплению межпарламентских отношений в рамках Евразийского экономического союза и БРИКС.
Дума шестого созыва ввела традицию ежегодного проведения Международного парламентского форума.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
Срок работы — 5 октября 2016 г. — наст. Время
Председатель: Володин В.В. (Единая Россия)
Выборы делегатов Государственной Думы седьмого созыва состоялись 18 сентября 2016 года. Впервые после 2003 года делегаты избирались по смешанной системе: 225 делегатов по партийным спискам и 225 депутатов. делегаты по одномандатным округам.В Думу попали те же партии, что победили на предыдущих выборах: «Единая Россия» (54,2%), Коммунистическая партия (13,34%), Либерально-демократическая партия (13,14%) и «Справедливая Россия» (6, 22%).
5 октября 2016 года на пленарном заседании Вячеслав Володин был избран Председателем Государственной Думы седьмого созыва. Его предложил президент РФ Владимир Путин. Открытым голосованием за Вячеслава Володина проголосовали 404 делегата.
Вячеслав Володин заявил, что основная задача этой Думы — разобраться со старыми законопроектами, так как законопроекты 2020 года остались с 1994 года, а это значит, что некоторые законопроекты ожидали рассмотрения десятки лет, и мнения по ним устарели.Он также сказал, что очень важно улучшить качество принимаемых законов.
Кроме того, Вячеслав Володин заявил, что основной упор будет сделан на благосостояние нации и поэтому приоритет будет отдан социально-экономической повестке дня.
Государственная Дума седьмого созыва руководствуется этими принципами в своей законотворческой деятельности.
Тайны русского балета от правления царей до наших дней, Саймон Моррисон
Холодной ночью января 2013 года нападавший в капюшоне бросил кислоту в лицо художественному руководителю балета Большого театра.Преступление, организованное ведущим солистом, привело к скандалу в одном из самых известных институтов России. Большой театр был жемчужиной царской власти и символом Советской власти на протяжении всего ХХ века. При Путине в двадцать первом веке он был призван сохранить бесценное художественное наследие и отразить неоимперские амбиции России. Атака и ее бурные последствия подчеркнули важность Большого театра для балетного искусства, для России и всего мира.Кислотная атака нашла отклик далеко за пределами мира балета, как в политической инфраструктуре России, так и, как показывает известный музыковед Саймон Моррисон в своем отчете о гастролях, в самой сердцевине беспрецедентной истории Большого театра. Имея эксклюзивный доступ к государственным архивам и частным источникам, Моррисон знакомит нас с историей легендарного балета, описывая карьеры как на сцене, так и за ее пределами, отслеживая политические связи, связывающие институт с различными российскими режимами, и подробно описывая рождение из самых любимых балетов в репертуаре.
Большой театр, основанный в 1776 году фаустовским шарлатаном, стал предметом гордости царской империи после поражения Наполеона в 1812 году. После революции Москва превратилась из торгового города в мировую столицу. , его театр становится ключевым местом силы. Собрания Коммунистической партии проходили в Большом театре, и на его сцене был утвержден Советский Союз. В советские годы артисты боролись с разъедающей цензурой, а балет присоединился к шахматным турнирам и исследованию космоса как к предметам национальной гордости и соревнованиям времен холодной войны.Недавно реставрация стоимостью 680 миллионов долларов вернула Большому театру его былую славу, даже несмотря на то, что ценные таланты ушли.
Как показывает Моррисон в пышной и проницательной прозе, театр подвергся бомбардировке, был заложен взрывчаткой и укреплен цементом. Танцовщицы претерпели невообразимые физические муки, чтобы подняться по карьерной лестнице, иногда за такие небольшие деньги, что они держали дома коров, молоко которых они могли продать в пищу. Но Большой театр превзошел свою непростую историю, пережив 250 лет художественных и политических потрясений, которые определяли не только русскую культуру, но и сам балет.В этом обширном, исчерпывающем отчете Моррисон раз и навсегда демонстрирует, что, как и в России, идет балет Большого театра.