Памятник на вднх – Несколько тайн и легенд ВДНХ

Содержание

Места

Время работы

Открыто сейчас Утро День Вечер

Категории

Арка Банкомат Беседка Вход Въезд Выезд Детская площадка Зеленая зона Инфоцентр Каток Кафе Кинотеатр Мастерская Место встреч Музей Остановка Павильон Памятник Парковка Пикник Полиция Пруд Развлечения Ресторан Спортплощадка Стадион Стационарные туалеты Сувениры Такси Танцплощадка Театр Туалетный модуль Фастфуд Фонтан Храм

Удобства

Wi-fi Комната матери Оплата картой Парковка Регистрация на сайте Туалеты Шкафчик для хранения вещей

new.vdnh.ru

10 фактов о ВДНХ, которые должен знать каждый москвич :: Город :: РБК Недвижимость

ВДНХ была открыта 1 августа 1939 года и сегодня отмечает свой 80-летний юбилей. Мы подобрали для вас несколько интересных фактов об истории главной выставки страны

Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС/

Сегодня — 1 августа — Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) празднует 80-летие. В этот день в 1939 году, к 20-летию советской власти, выставка была открыта и называлась тогда Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). В последующие годы выставка росла, меняла названия, появлялись новые павильоны. На ее территории расположено множество шедевров архитектуры — 49 объектов признаны памятниками культурного наследия. Ежегодно ВДНХ посещают 30 млн гостей.

Рассказываем о главных фактах о ВДНХ — их должен знать любой москвич.

С чего все начиналось

1939 год — начальная точка отсчета в истории ВДНХ. В этом году проводилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которую съехалось более 3,5 млн советских тружеников. Выставочный городок с 250 павильонами, аллеями, прудами и фонтанами появился по проекту архитектора Вячеслава Олторжевского.

Площадь Колхозов на Выставке достижений народного хозяйства СССР. 1958 год (Фото: Владимир Савостьянов и Валентин Мастюков (Фотохроника ТАСС))

Золотые женские скульптуры, которые окружают фонтан «Дружба народов», символизируют собой республики, входившие в состав Союза. Всего скульптур 16, в то время как самих республик было 15. Объясняется это тем, что во времена создания фонтана существовала еще и Карело-Финская республика (ее олицетворяет девушка с елочкой), которую впоследствии преобразовали в автономию.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Фонтан «Дружба народов» (Фото: Николай Акимов /Фотохроника ТАСС)

ВВЦ — Волостной выездной цирк

По иронии судьбы в XIX веке на месте нынешнего выставочного центра давал представления цирк. Жителям он был известен как Волостной выездной цирк, то есть ВВЦ. В народе ходила поговорка: «К нам приехал ВВЦ, будет праздник на крыльце». В 1917 году цирк был сожжен красногвардейцами. А в 1990-х ВДНХ переименовали в ВВЦ — Всероссийский выставочный центр.

Гуляние на ВСХС-ВДНХ

Крест на планировке

Довольно популярна версия о том, что планировка комплекса ВСХВ, созданная архитектором Вячеславом Олторжевским, несла символично-мистический характер. На генеральном плане первоначальной ВСХВ можно увидеть православный крест. Площадь Механизации в центре креста представляет собой миниатюрную солнечную систему, вокруг которой расположены девять планет — павильонов. А так и не установленный здесь памятник Ленину должен был символизировать солнце.

Фото: Лизунов Юрий, Созинов Виталий/Фотохроника ТАСС

Бункер на ВДНХ

Под Домом дружбы народов находится бункер, сохранившийся с советских времен. Вместимость его составляет 300 человек; в состоянии готовности он содержит все необходимое для проживания в течение двух суток. За все время существования бункера им ни разу не пришлось воспользоваться по назначению. На поверхность из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном.

Зуфаров Валерий/Фотохроника ТАСС (Фото: Зуфаров Валерий / Фотохроника ТАСС)

Девятитонный сноп

70-тонная скульптура «Тракторист и колхозница» всего за несколько дней была поднята по частям на 50-метровую башню Главного павильона. Однако сноп весом 9 тонн поднять было невозможно ничем. За два дня был изготовлен аналог снопа из дерева, чтобы успеть установить скульптуру в срок.

Скульптура «Тракторист и колхозница» (1954 г.) на арке главного входа ВСХВ. Автор композиции Сергей Орлов (Фото: Наум Грановский/ТАСС)

ВСХВ и Вторая мировая война

В 1941 году выставку пришлось закрыть из-за вторжения в страну немецких войск. Сотрудники выставки были мобилизованы, а на месте выставочных залов оборудованы цеха, склады и казармы. Многие здания пострадали из-за регулярных бомбежек, а остальные — разграблены и испортились от времени. В 1947 году было принято решение заново отстроить огромный комплекс. 1 августа 1954 года ВСВХ снова начала функционировать.

Фото: Грановский Наум/Фотохроника ТАСС

Плачущая беседка

Нередко, особенно в ночное время, из высоченной ажурной беседки перед главным входом в павильон «Культура» раздаются пугающие звуки, похожие на человеческий плач. Форма конструкции и ее ажурное завершение позволяют ветру гулять между отверстиями и колоннами, как в трубах органа, и пугать прохожих звуками.

Павильон Узбекской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (Фото: Б.Кудояров (Фотохроника ТАСС))

Рабочий и колхозница

Скульптуру «Рабочий и колхозница» изначально планировали установить в Рыбинске. Но после триумфа скульптуры на Парижской выставке 1935 года ее было решено перенести в Москву.

Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) (Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1981 году этот самолет пополнил коллекцию экспонатов на ВДНХ. Ранее, в 1979-м, он был участником Парижского авиашоу, а немного позже на нем установили рекорд по дальности беспосадочного полета.

Фото: Яцина Владимир / Фотохроника ТАСС

 

realty.rbc.ru

Места

Время работы

Открыто сейчас Утро День Вечер

Категории

Арка Банкомат Беседка Вход Въезд Выезд Детская площадка Зеленая зона Инфоцентр Каток Кафе Кинотеатр Мастерская Место встреч Музей Остановка Павильон Памятник Парковка Пикник Полиция Пруд Развлечения Ресторан Спортплощадка Стадион Стационарные туалеты Сувениры Такси Танцплощадка Театр Туалетный модуль Фастфуд Фонтан Храм

Удобства

Wi-fi Комната матери Оплата картой Парковка Регистрация на сайте Туалеты Шкафчик для хранения вещей

vdnh.ru

На ВДНХ установили монумент погибшим в войне сотрудникам выставки

На ВДНХ открыли монумент, посвященный погибшим во время Великой Отечественной войны работникам Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Бронзовый памятник установили на площади Промышленности перед павильоном № 57 «Россия — моя история». Его высота — четыре метра.

«Открытие памятника — важное событие в жизни столицы. Ежегодно ВДНХ становится одной из центральных площадок, где 9 мая проходят праздничные мероприятия. Теперь жители и гости Москвы могут почтить память защитников Родины, возложив цветы к монументу на площади Промышленности», — отметила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

Творческий конкурс на разработку макета монумента провели под руководством скульптора народного художника России Александра Рукавишникова. Свои работы представили три молодых скульптора. Победителем стал Кирилл Чижов, предложивший проект «Стена».

Памятник выполнен в виде символической стены, на которую нанесены объемные изображения и рельефы. На одной ее части расположены лопата и грабли, а также фуражка и куртка. На другой находится рельефное изображение солдат у зенитной пушки на фоне павильона «Рабочий и колхозница». Монумент весит около 2,5 тонны. В вечернее время его будут подсвечивать.

Реставраторы павильона «Биология» на ВДНХ нашли уникальные модели барельефовИстория, события, люди: «активные граждане» решат, каким должен быть музей ВДНХ

Торжественное открытие скульптурной композиции состоялось 10 июля. В нем приняли участие рота почетного караула, военный духовой оркестр и ветераны Великой Отечественной войны, а также бывший генеральный директор выставки Вадим Саюшев, который возглавлял ее с 1983 по 1998 год.

День открытия выбрали не случайно. 10 июля 1941 года началось Смоленское сражение на главном московском направлении. 260 работников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки ушли в народное ополчение 13-й Ростокинской дивизии. 127 из них погибли.

В 1967 году перед административным строением № 230 на ВДНХ установили стелу с фамилиями погибших сотрудников, однако в 1980-х годах она была утрачена.

www.mos.ru

истории павильонов, фотографии, интересные факты, и что сейчас находится в павильонах.

Выставка архитектурных достижений советской эпохи. Топ-10 павильонов, которые радуют глаз.

Город мечты в городе столичном. Фонтаны, аллеи, скульптуры. Выставку достижений народного хозяйства открывали к 20-летию советской власти.

За масштабный проект взялись лучшие архитекторы. Задача ставилась государственная — создать достойное обрамление достижениям молодой страны. Архитектурное обрамление труда колхозников менялось от проекта к проекту. В разные годы над фасадами трудились Александр Жуков, Евгений Вучетич, Александр Дейнека.

Спустя десятилетия здания уникального архитектурного комплекса признаны объектами культурного наследия, а ВДНХ — достопримечательностью всей страны. Узнаем историю павильонов вместе с Натальей Летниковой.


Павильон №1 «Центральный»

Главный павильон проектировался дважды. В 1939 году это было здание на месте площади и части цветочного партера фонтана «Каменный цветок».

Монументальное трехъярусное строение с золотой звездой, что встречает нынешних посетителей ВДНХ, построено в 1954 году.

Комплекс прирастал республиканскими павильонами, и стометровое творение Георгия Щуко и Евгения Столярова стало одной из визитных карточек выставки.


Павильон № 2 «Народное образование»

Изначально на месте белого здания со стройными колоннами находился летний цирк.

Архитектор Сергей Полупанов привнес в город столичный настроение города курортного — высокие окна, ажурная аркада и зимний сад. Первая экспозиция павильона была посвящена Северному Кавказу и Крыму.

Космическая эра принесла новые экспонаты — первые искусственные спутники, и новое название — «Наука». В конце 70-х павильон отдали под народное образование.


Павильон № 4 «Киргизия»

Затейливый орнамент с колосьями свое первое десятилетие привлекал внимание к выставке достижений Эстонской ССР.

Архитекторы Х. Арман, А. Вольберг и Н. Тарвас поместили на фасад майоликовый ковер и герб республики.

В середине 60-х экспозиции ВДНХ разделили по областям. Павильон № 4 рассказывал о биологии. В мир живой природы погружала выставка, которую общими силами составили полсотни научных учреждений страны. Сегодня в здании — выставочный центр Республики Кыргызстан.


Павильон № 6 «Абхазия»

Янтарь и лен, цветное стекло и мореный дуб, цветные витражи и кованые решетки. Отделка павильона Литовской ССР, построенного по проекту архитекторов А. Кумписа, Ю. Лукошайтиса и К. Шешельгиса, словно отдельная экспозиция — народных промыслов.

Выставку промышленных достижений прибалтийской республики в 1964 году сменили достижения химической промышленности, а спустя полвека в павильоне открылась экспозиция Абхазии.


Павильон № 8 «Юные натуралисты»

Молодые архитекторы — начинающим биологам. Коллективный проект шести аспирантов Московского архитектурного института в 1953 году стал одним из самых оригинальных на территории ВДНХ.

Все лучшее — детям. Популярный советский лозунг определил дальнейшую судьбу здания. Семь залов поступили в полное распоряжение юных техников, садоводов, животноводов.

Сейчас в этих стенах поселилась сказка — музей «Жили-были».


Павильон № 18 «Беларусь»

Золотая девушка со снопом колосьев — скульптура «Родина», венчающая бельведер здания, приглашает познакомиться с выставкой белорусских достижений.

Архитекторы Г. Захаров и З. Чернышёва придали своему творению монументальный вид, добавив два ряда колонн и внутренний дворик.

Классическую строгость замысла разбавляет майолика. Назначение павильона менялось лишь однажды, когда в этих стенах гостил раздел «Электротехника».


Павильон № 32–34 «Космос»

Самый технологичный павильон ВДНХ строили архитекторы И.Г. Таранов, В.С. Андреев и Н.А. Быкова для демонстрации достижений машиностроения. Машины становились сложнее, а задачи масштабнее.

На смену осушению болот и электрификации пришло освоение космоса. Тракторы и комбайны потеснились и пропустили вперед чудо техники — макеты кораблей «Союз», «Аполлон», «Восток».

В павильоне работает музей «Интеракториум «Марс-Тефо» и готовится к открытию центр «Космонавтика и авиация».


Павильон № 51 «Мясная промышленность»

Центральное здание животноводческого сектора, где главные экспонаты — парнокопытные.

Скульптура Н.А. Конгиссера «Боец с быком» возвышается на павильоне, а соплеменники мощного животного поддерживают колонны.

Архитекторы В.М. Лисицын и С.Г. Чернобай вплели в проект древнеперсидский и греческий стили. Экспозиция знакомила посетителей с новейшими разработками мясной промышленности и в теории, и на практике — в дегустационном зале на открытой террасе с видом на ВДНХ.


Павильон № 59 «Зерно»

Мини-высотка или башня Кремля. Пятидесятиметровое здание, увенчанное звездой, построил архитектор Дмитрий Чечулин.

Автор проектов гостиницы «Пекин», станций метро «Охотный Ряд», «Динамо» и высотки на Котельнической набережной и выставочный павильон выдержал в лучших столичных традициях.

До 60-х годов ХХ века экспозицию составляли регионы Центральной России, а в 1964 году в третьем по высоте здании разместилась выставка «Зерно».


Павильон № 67 «Карелия»

Фасад из мореного дуба не теряется на фоне сталинского ампира. Один из самых маленьких павильонов ВДНХ поменял название почти сразу после завершения работы архитекторов Ф.И. Рехмукова и А.Я. Резниченко: Карело-Финская ССР стала просто Карелией.

Золотые буквы на фоне богатой резьбы фронтона сохранились до сих пор. Экспозиции менялись от декоративно-прикладного искусства до советской печати и даже зимней резиденции Деда Мороза. Ведь и сам павильон словно терем — в лучших традициях крестьянских домов Русского Севера.

www.culture.ru

Я узнаю Москву — Территории

Северо-Восточный

С раннего детсва именно этот район Москвы является для нашей семьи самым любимым местом в городе, куда можно поехать в любое время года, посещать выставки, павильоны, и каждый раз узнавая что-то новое, познавая неизведанное, наслаждаться культурным и спортивным отдыхом на главной выставке города. И я хочу рассказать вам кратко о самых интересных, на мой взгляд, памятниках архитектуры, которые непременно стоит посетить каждому жителю и гостю столицы.
В далеком 1938 году на территории, где находилась ВСХВ- ВДНХ-ВВЦ, была густая дубрава, в теплое время здесь жили цыгане и разные артисты. Но Архитектор Вячеслав Олторжевский,  чей проект победил в тендере, выбрал именно это место и  спроектировал гениальный план выставки.
ВДНХ — это такой гигантский монументальный памятник эпохи социализма. Он открылся в 1939 году, в сталинские времена, затем был капитально реконструирован во времена хрущёвские.
Начинать рассказ о ВДНХ надо с главного входа. Правда, в 1939 году этого главного входа не было — был другой, который называется теперь Северным входом, расположенным за колесом обозрения. Гигантская триумфальная арка главного входа была возведена в 1954 году, уже после смерти Сталина. Высота арки достигает 25 метров, в центре арки наверху установлена скульптура «Тракторист и колхозница».
Сразу за главным входом открывается площадь, которая когда-то называлась площадью администрации. Здесь находятся 14 фонтанов, на эту площадь выходит главный павильон ВДНХ — гигантское величественное здание в стиле сталинского ампира. Высота его 90 метров. 35-метровый золочёный шпиль увенчан золотой звездой героя социалистического труда размером 3,5 метра. Площадь павильонов здания составляет 4,5 тысячи кв.м. Павильон был сооружён в 1953 году.
Вокруг центрального павильона расположены ещё много павильонов, они посвящены науке, индустрии, сельскому хозяйству, всему тому, чем гордился Советский союз.
Рабочий и колхозница: профиль в юбке
Символ ВВЦ — скульптура «Рабочий и колхозница», вынесла на своем веку многое. Еще в процессе ее создания на скульптора был написан донос, что якобы в юбке работницы просматривается профиль Троцкого. Но делу не был дан ход, и фигура была закончена.
Первоначально статую хотели поставить в Рыбинке ( на то место, где сейчас стоит фигура Волги-матери). Однако, после успеха скульптуры на Парижской выставке 1935 года стало понятно, что скульптура должна стоять только в столице. Кстати в Париже тоже произошла необычная история. Дело в том, что скульптура должна была стоять напротив павильона Германии. На месте оказалось, что он по размерам в разы превышал скульптуру. Именно тогда, оперативно, было решено поставить «Рабочего и колхозницу» на высокий постамент.
Площадь Дружбы народов или Площадь колхозов, как она называлась до Великой Отечественной войны, своими размерами превышает Красную площадь в центре Москвы. Архитектура каждого павильона цитирует те традиции, которые свойственны культуре данной республики — национальный орнамент, дизайн.
Центральный павильон «Дружбы народов» —один из самых красивых на ВВЦ. Это то самое здание с высоким шпилем. На Здании можно увидеть барельеф «Советскому народу – знаменосцу славы», а также  16 гербов советских республик. Ключевой вопрос: почему 16? Ведь советских республик было 15.
Все дело в том, что во время строительства павильона республик было действительно 16 , включая Карело-Финскую республику. Когда последняя вышла из состава СССР, в 1956 году, изображение с герба стерли. Но сама круглая форма на фасаде осталась, безымянная.
Тайны Фонтана дружбы народы.
Кто из нас не бродил вокруг фонтана на ВВЦ, пытаясь понять, где какая девушка? Так вот, девушка с косой вокруг головы – это Россия, справа и слева от нее – Белоруссия и Украина. Девушек опять же 16. По той же самой причине, что и количество гербов на Доме дружбы народов. Да — да, из-за Карело-финской республики (на фонтане это девушка с Елочкой).  Однако убрать ее было нельзя – вся конструкция фонтана была бы не работоспособной.
Второй павильон ВВЦ (ВДНХ) (сейчас павильон Армения)
Интересная история, если посмотреть на убранство павильонов первой очереди, можно понять, какую область он символизировал. По первоначальной задумке, павильоны символизировали географическую область: Сибирь, Ленинград, Узбекистан и т.д. И только спустя какое-то время концепцию поменяли, и павильоны переименовали в честь направления деятельности: Металлургия, Животноводство и т.д.
На павильоне Армения можно увидеть барельефы в виде голов скота, дичь, многочисленные шишки. Ранее здесь был павильон Сибирь. Фасад украшают фигуры, которые символизируют 6 основным профессий сибиряков: ученый, агроном, животновод, колхозница, рабочий, охотник.  Но особого внимания заслуживают две мраморные вазы, находящиеся в первом зале.
Стонущие колонны павильона «Культура» на ВВЦ (ВДНХ)
Честно говоря , «Культура»,  один из самых моих любимых павильонов на ВВЦ. Воздушная беседка перед павильоном, изразцы на стенах, изысканная восточная архитектура. На выходных здесь проходит много свадебных фотосессий. Так вот, раньше это был павильон Узбекистан, за ним располагалась настоящая Чайхона. Павильон построен в духе узбекского дома лучшими мастерами из Узбекистана: нет окон, но зато все стены красиво украшены.
Много легенд связано с беседкой. Смотрители  ВВЦ говорят, что иногда беседка по ночам издает стонущие звуки. Сорок колонн воздушной беседки символизируют 40 жен Падишаха, жившего несколько веков назад. После гибели своего повелителя, колонны (то есть жены) начали стонать от горя. Проверить это можно только ночью, пробравшись мимо охранников. Я пока еще не проверяла, надо как-нибудь заняться летом. Крыша беседки выкрашена в ярко синий цвет – это тоже не случайно. Говорят, что небо в Узбекистане отличается по цвету от московского, вот нам и показали строители разницу. Мол, завидуйте! В павильон надо обязательно зайти. В нем сохранился резной потолок, люстры, а узор внутренней стены полностью повторяет рисунок с внешней стороны.
Фонтан каменный цветок на ВВЦ (ВДНХ)
Помню, в детстве этот фонтан произвел на меня колоссальное впечатление! Я была уверена, что он весь сделан из драгоценных камней, так он сверкал на солнце! Оказывается, это было специально задумано, но, конечно же, драгоценных камней не было и близко. Идея создания этого фонтана была навеяна сказкой Бажова «Каменный цветок». По периметру расставлены столы с яствами, видов угощения насчитывается 4 вида. Надо также отметить, что это первый в мире свето -музыкальный фонтан. Можно представить, как удивлялись колхозники всей страны в 1954 году!
Павильон «Машиностроение»представляет собой череду высоких арок. Раньше павильон был сквозным, посетители выставки должны были через эти арки пройти, павильон сделан из металлических конструкций, из стекла и бетона. В 1956 году павильон был перестроен, а в 1969 году в нём была открыта космическая экспозиция и павильон стал называться «Космос», там можно было увидеть космическую еду, одежду космонавтов со следами космической пыли, модели спутников, орбитальных станций. Тогда же, в 1969 году на площади перед павильоном установили ракету — космический корабль «Восток», аналог которого вынес на орбиту Юрия Гагарина.
Бункер на ВВЦ (ВДНХ)
У ВДНХ (ныне ВВЦ), как и у любого объекта со столь длинной историей, есть немало секретов и тайн. Например, мало кто знает, что на территории ВВЦ есть настоящий бункер. А про то, что во время войны здесь находилась школа разведчиков?
Было время, когда  Россия находилась в состоянии холодной войны, и по всей территории России строились бункеры на случай атак. ВДНХ не стало исключением. Бункер находится прямо в здании Дома дружбы народов. Данное строение создавалось для Сталина, но им так никто и не воспользовался. Интересным фактом является также то, что из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед Павильоном. Именно поэтому скульптуру до сих пор не убрали.
Вместимость бункера – 300 человек. Здесь есть комнаты отдыха,  комната для хранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет для Генерального секретаря. Оборудование позволяло находиться под землей в течении 2х суток. До 1971 года в бункере  регулярно  пополнялись  запасы провизии и воды. Сейчас этот объект действующий, находится под охраной МЧС.

В настоящий момент просто поражаешься тому размаху, с которым строилась эта выставка. Тысячи лучших мастеров из различных стран пытались проявить свои лучшие умения, которые и сегодня восхищают многих. Очень надеюсь, что реконструкция, намеченная руководством ВВЦ на ближайшее время, сохранит всю эту красоту для наших будущих детей и внуков.
Основное описание, историческая справка.
Всероссийский Выставочный комплекс (ВВЦ) был официально открыт в 1939г., и сначала назывался ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). В 1954г. ВСХВ вновь открылась после реконструкции, а в 1959г. профиль комплекса был изменен и он открылся под новым названием ВДНХ СССР (Выставка достижений народного хозяйства СССР). Но в архитектурном плане, в отличие от названия, выставка проиграла: павильоны с изменением профиля были искажены, а часть и вообще снесена. В 1992г. комплекс получил свое современное название – ВВЦ —  выставочный комплекс в Северо-Восточном округе Москвы. Входит в 50 крупнейших выставочных центров мира.


Автор статьи

Филиппова Юлия Дмитриевна, ГБОУ Школа № 283, 1Е

um.mos.ru

Мифы и легенды ВВЦ (ВДНХ)

История ВВЦ (или ВДНХ) насчитывает уже более 70 лет. И, как у любого объекта со столь длинной и странной историей, есть немало секретов и тайн, недоступных простому обывателю. В общем, если вы приезжаете на ВДНХ не только за тем, чтобы покататься на колесе обозрения, роликах или сфотографироваться у фонтана, то этот рассказ Вас заинтересует.

Например, мало кто знает, что на территории ВВЦ есть настоящий бункер, павильоны в «саркофагах»  с  великолепной отделкой. А про то, что во время войны здесь находилась школа разведчиков?

Посетить экскурсию «Мифы и легенды ВВЦ» я собиралась достаточно давно. И как- то раз, прогуливаясь по территории Выставочного центра, увидела экскурсионное бюро (находится слева от Центрального входа ВВЦ). Общительный менеджер выдал мне буклет с описанием экскурсий и посоветовал записаться на экскурсию по телефону. Так я и поступила, записавшись на удобный мне день.

Сбор группы проходил около помещения Экскурсионного бюро. В группе было около 15 человек, но это не помешало, ведь нам всем выдали радио — аппаратуру. Экскурсовод, Ирина Сиренко, начала рассказ.

ВВЦ – это Рай на Земле

В далеком 38 году на территории, где находилась ВСХВ- ВДНХ-ВВЦ, была густая дубрава, в теплое время здесь жили цыгане и разные артисты. Но Архитектор Вячеслав Олторжевский,  чей проект победил в тендере, выбрал именно это место и  спроектировал гениальный план выставки.

Однако, при детальном рассмотрении можно увидеть, что план то напоминает…  рай на земле. Мистика очевидна: на схеме главного плана проекта можно было явно разглядеть православный крест, в центре которого располагалось подобие Солнечной системы. Площадь механизации на этой схеме стала Солнцем, а вокруг нее по своим орбитам расположились девять выставочных павильонов-планет. Павильоны должны были, по версии архитектора, закрутиться вокруг статуи Ленина. Однако задумку не оценили. Госкомиссию по ВСХВ возглавлял верный борец с религией Лазарь Каганович, который в то же самое время занимался строительством метро.

 Народная молва не унималась: «Если Олторжевский строит рай на земле, то что же тогда под землей строит Каганович?».

В общем, Олторжевский был отправлен в лагеря, так и не дождавшись открытия выставки, которое состоялось в 1939 году.

А между тем, в основу проекта ВДНХ лег его план, только фигуру Ленина заменила на статую Сталина. Мало того, что архитектора сослали, так еще и фамилию на плане поставили другую – Сергея Чернышева. Именно он много лет считался истинным архитектором ВСХВ (ВДНХ).

Рабочий и колхозница: профиль в юбке

Символ ВВЦ — скульптура «Рабочий и колхозница», вынесла на своем веку многое. Еще в процессе ее сознания на скульптора Веру Мухину был написан донос, что якобы в юбке работницы просматривается профиль Троцкого. Но, слава богу, делу не был дан ход, и фигура была закончена. Я специально ходила кругами вокруг скульптуры, но ничего не заметила. Наверное, не туда смотрела J.

Первоначально статую хотели поставить в Рыбинке ( на то место, где сейчас стоит фигура Волги-матери). Однако, после успеха скульптуры на Парижской выставке 1935 года стало понятно, что скульптура должна стоять только в столице. Кстати в Париже тоже произошла необычная история. Дело в том, что скульптура должна была стоять напротив павильона Германии. На месте оказалось, что он по размерам в разы превышал скульптуру. Именно тогда, оперативно, было решено поставить «Рабочего и колхозницу» на высокий постамент. Газеты писали, что символ ВВЦ был выше павильона Германии ровно на серп и молот. А вы как считаете?

Центральный павильон ( Дом дружбы народов)

Центральный павильон «Дружбы народов» — один из самых красивых на ВВЦ. Это то самое здание с высоким шпилем. На Здании можно увидеть барельеф «Советскому народу – знаменосцу славы», а также  16 гербов советских республик. Ключевой вопрос: почему 16? Ведь советских республик было 15.

Вся фишка в том, что во время строительства павильона республик было действительно 16 , включая Карело-финскую республику. Когда последняя вышла из состава СССР, в 1956 году, изображение с герба стерли. Но сама круглая форма на фасаде осталась, безымянная.

Бункер на ВВЦ (ВДНХ)

Было время, когда  Россия находилась в состоянии холодной войны, и по всей территории России строились бункеры на случай атак. ВДНХ не стало исключением. Бункер находится прямо в здании Дома дружбы народов. Данное строение создавалось для Сталина, но по архивным справкам, бункером так никто и не воспользовался. Интересным фактом является также то, что из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед Павильоном. Именно поэтому скульптуру до сих пор не убрали.

Вместимость бункера – 300 человек. Здесь есть комнаты отдыха,  комната для ранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет для Генерального секретаря. Оборудование позволяло находиться под землей в течении 2х суток. До 1971 года в бункере  регулярно  пополнялись  запасы провизии и воды.

Сейчас этот объект действующий, находится под охраной МЧС. Для приведения его в состояние готовности требуется 6 часов. В общем, если что, теперь я знаю, куда бежать.

Нашу группу завели туда буквально на 15 минут. Честно говоря, бункер довольно не глубокий, смотреть там особо нечего. Но сам факт!

Тайны Фонтана дружбы народы

Кто из нас не бродил вокруг фонтана на ВВЦ, пытаясь понять, где какая девушка? Так вот, девушка с прической « а-ля Тимашенко», с косой вокруг головы – это Россия, справа и слева от нее – Белоруссия и Украина. Девушек опять же 16. По той же самой причине, что и количество гербов на Доме дружбы народов. Да — да, из-за Карело-финской республики (на фонтане это девушка с Елочкой).  Однако убрать ее было нельзя – вся конструкция фонтана была бы не работоспособной. Говорят, что создателя фонтана на этот образ натолкнул… танец цыганок, случайно увиденный архитектором в дубовой роще. Но это только легенда J.

Девушек приказано было надеть в золотой наряд самим Сталиным : «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдется?». Когда бьет Золотой колос, то струя его достигает высоты шестиэтажного дома. Однако, этого явления давно никто не видел, фонтан требует реставрации.

Арка на ВВЦ

Оказывается, изначально вход на выставку был не там, где находится знаменитая арка в настоящий момент. И самая первая арка – вход осталась на том самом месте. Она была заснята в фильмах «Свинарка и пастух» и «Подкидыш».

Второй павильон ВВЦ (ВДНХ) (сейчас павильон Армения)

Интересная история, если посмотреть на убранство павильонов первой очереди, можно понять, какую область он символизировал. По первоначальной задумке, павильоны символизировали географическую область: Сибирь, Ленинград, Узбекистан и т.д. И только спустя какое-то время концепцию поменяли, и павильоны переименовали в честь направления деятельности: Металлургия, Животноводство и т.д.

На павильоне Армения можно увидеть барельефы в виде голов скота, дичь, многочисленные шишки. Ранее здесь был павильон Сибирь. Фасад украшают фигуры, которые символизируют 6 основным профессий сибиряков: ученый, агроном, животновод, колхозница, рабочий, охотник.  Самое прикольное, что можно войти в павильон и осмотреть интересные фрагменты того, что сохранилось. Внутри остался круглый дегустационный зал армянских коньяков. Но особого внимания заслуживают две мраморные вазы, находящиеся в первом зале.

Павильон Карелия на ВВЦ (ВДНХ)

Этот павильон обладает уникальным фасадом из мореного дуба, изготовленного по специальной технологии: дуб вымачивают в пресной воде для уничтожения всех бактерий. Даже сейчас, спустя более 60 лет, на фасаде нет ни плесени, ни трещин. Дверь также выполнена из мореного дуба.

Интересно еще то, что сама надпись «Карелия» появилась тут в 90-е годы. В это время здесь продавали карельскую мебель.

Стонущие колонны павильона «Культура» на ВВЦ (ВДНХ)

Честно говоря , «Культура»,  один из самых моих любимых павильонов на ВВЦ. Воздушная беседка перед павильоном, изразцы на стенах, изысканная восточная архитектура. На выходных здесь проходит много свадебных фотосессий. Так вот, раньше это был павильон Узбекистан, за ним располагалась настоящая Чайхона. Павильон построен в духе узбекского дома лучшими мастерами из Узбекистана: нет окон, но зато все стены красиво украшены.

Много легенд связано с беседкой. Смотрители  ВВЦ говорят, что иногда беседка по ночам издает стонущие звуки. Сорок колонн воздушной беседки символизируют 40 жен Падишаха, жившего несколько веков назад. После гибели своего повелителя, колонны (то есть жены) начали стонать от горя. Проверить это можно только ночью, пробравшись мимо злостных охранников. Я пока еще не проверяла, надо как-нибудь заняться летом. Крыша беседки выкрашена в ярко синий цвет – это тоже не случайно. Говорят, что небо в Узбекистане отличается по цвету от московского, вот нам и показали строители разницу. Мол, завидуйте! В павильон надо обязательно зайти. В нем сохранился резной потолок, люстры, а узор внутренней стены полностью повторяет рисунок с внешней стороны.

 

Волостной волостной цирк (ВВЦ)

По иронии судьбы, на месте, где располагается нынешний Выставочный центр, в 19 веке давал представления цирк.

Жителям он был известен под названиям Волостной выездной цирк, то есть ВВЦ. Даже ходила такая поговорка: «К нам приехал ВВЦ, будет праздник на крыльце». В 1917 году цирк был сожжен Красногвардейцами. По старой традиции цирки дают представления и сегодня.

Павильон «Ленинград» ВВЦ (ВДНХ) снаружи и внутри

Павильон Ленинград, был построен в духе русского классицизма. Об этом говорят  установленные на постаментах античные скульптуры. Вокруг павильона вся было выдержано в духе классицизма, даже был разбит регулярный парк. За павильоном сохранился бассейн, скульптура, и то, что осталось от ландшафтного дизайна. Внутренне убранство павильона абсолютно уникальное. У посетителей возникает ощущение того, что ты находишься во дворце. Один этот зал использовался как планетарий, благодаря круглому куполу. Сегодня ощущение от посещения несколько смазано огромным количеством торговых павильонов. Все как в 90-е: китайская фигня и размалеванные тетки продавщицы.

Фонтан каменный цветок на ВВЦ (ВДНХ)

Помню, в детстве этот фонтан произвел на меня колоссальное впечатление! Я была уверена, что он весь сделан из драгоценных камней, так он сверкал на солнце! Оказывается, это было специально задумано, но, конечно же, драгоценных камней не было и близко. Идея создания этого фонтана была навеяна сказкой Бажова «Каменный цветок». В оформлении использовалась особая технология, когда с одной стороны пластины располагаются цветные стекла, а с другой металл. По периметру расставлены столы с яствами, видов угощения насчитывается 4 вида. Надо также отметить, что это первый в мире свето -музыкальный фонтан. Можно представить, как удивлялись колхозники всей страны в 1954 году!

Павильон Украина на ВВЦ (ВДНХ)

Павильон Украина на ВВЦ позднее стал павильоном «Земледелие». В оформлении этого здания можно заметить обилие керамических блоков, на которых изображены различные достояния республики. Над входом можно увидеть витраж «Заседания Переяславкой рады». В венке, который украшает павильон, использовалась техника майолики, говорят, что даже использовались драгоценные камни. Перед входом с двух сторон стояли большие керамические вазы, но потом они тайным образом куда-то исчезли.

Новый быт на ВВЦ (ВДНХ)

Есть на территории ВВЦ специальный квази-район – Новый быт.  Этот факт явился для меня настоящим открытием. В  типовой комплекс советской застройки  входили: 70 домов, дом культуры, дом советов, поликлиника, столовая. В общем, все, что было нужно людям для полноценной жизни. В этот игрушечный городок были заселены советские люди. Но была одна подстава —  в любой момент в дом, поликлинику могла зайти экскурсионная группа. Главная история в том, что это не образец для подражания, в ССР везде так живут. Интересно еще и то, что поликлиника, дом Культуры и колбасный цех работают и по сей день. здесь и в азбуке вкуса.

В этом районе во время войны тренировались разведчики.

Сталин в Сталине или советская матрешка

На том месте, где сейчас стоит ракета, была установлена огромная статуя Сталина высотой 35 метров ( для сравнения высота ракеты – 38 метров). Можно себе представить эту махину! Скульптура просматривалась из любой точки ВДНХ. Изначально, когда готовили статую, был создан небольшой макет для утверждения. Уничтожить форму рука ни у кого не поднялась, поэтому маленькую скульптуру заложили во внутрь большой. Два в одном! После развенчания культа личности скульптуру (то есть по факту две скульптуры) Сталина закопали на территории ВДНХ.

Ракета на ВВЦ (ВДНХ)

Ракета появилась на этом месте к 8 летней годовщине полета А.Гагарина в космос, то есть в 1969 году. Внешнее сходство сохранено полностью, но вес ее ровно в 10 раз меньше, а именно 25 тонн. В 1989 году по территории выставки прошел страшный ураган, который с корнем вырвал толстенные ели, которые росли возле ракеты. Но ракета, на всеобщее удивление устояла. Архитектору – респект!

Конь «Квадрат» на ВВЦ (ВДНХ)

Недалеко от площади «механизации», где стоит ракета, находится павильон Коневодства. Там стоит скульптура лощади. Сегодняшний вид лошадки оставляет желать лучшего: краска облупилась, кое-где видны повреждения. Оказывается, это памятник выдающемуся орловскому рысаку «Квадрату», который единственный в России удостоился двух памятников: на ВВЦ и в Орловской области, за лучшие показатели породы. Эталон, так сказать!

Наши летчики – настоящие мастера

По поводу самолета, который установлен на площади «Механизации» рядом с ракетой, также немало легенд. Журналисты в свое время придумали байку, и опубликовали ее в газете, что якобы наши летчики настолько искусны, что посадили самолет прямо на ВВЦ. Однако, в реальности дело было не так. Самолет тащили на буксире на ВВЦ, со съемными крыльями. Собирали его уже на месте. Во что превратился самолет сейчас.. нет, я лучше промолчу. Какие-то умельцы раскрасили его разноцветными красками, а внутри проходят странные по своему содержанию выставки.

Аллея павильонов под саркофагами на ВВЦ (ВДНХ)

Недалеко от ракеты стоят абсолютно убогие павильоны. Оказывается, что в 63 году фасады многих из них были закрыты так называемыми «саркофагами», пластиковыми и стеклянными материалами.  Если их убрать, что можно увидеть уникальные первоначальные панно. Хороший вопрос, зачем это было сделано? Был сделан такой креативный ход, павильоны изображали радиотехнику, телевизор и тд. Советский креатив!

Павильон Грузия на ВВЦ (ВДНХ)  (был деревянный, сгорел и не восстанавливался)

Легенда, связанная с этим павильоном следующая. Так как Сталин по происхождению был грузин, он приехал осмотреть павильон во время стройки. И закурил свою излюбленную трубку на территории. На что охранник ему сказал, что в павильоне нельзя курить по технике безопасности. Сталин молча убрал трубку. Прошло несколько тяжелых для охранника дней, ведь исход у этой ситуации мог быть печальный. Однако, из Кремля прибыл человек, который передал бдительному работнику денежную премию и грамоту, за то, что человек хорошо выполнял работу на своем месте.

На этом наша экскурсия закончилась. Но территория ВВЦ настолько огромна, что за 2,5 часа мы физически не смогли ее обойти. Буду ждать лета, чтобы объехать ее всю на велосипеде.

В настоящий момент просто поражаешься тому размаху, с которым строилась эта выставка. Тысячи лучших мастеров из различных стран пытались проявить свои лучшие умения, которые и сегодня восхищают многих. Очень надеюсь, что реконструкция, намеченная руководством ВВЦ на ближайшее время, сохранит всю эту красоту для наших будущих детей и внуков.

Записаться на экскурсию можно через Экскурсионное бюро ВВЦ:

тел: 8 (495) 544-34-96, 8-903-136-71-76, 8-985-726-48-07, [email protected]

Или приобрести экскурсию у наших партнеров здесь >>>

shagau.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *