Переделкино пастернак: Дом-музей Бориса Пастернака

Переделкино в поэзии Бориса Пастернака • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЗолотая клетка. Переделкино в 1930–50-е годыАудиолекцииМатериалы

По стихам Пастернака последних 20 лет его жизни можно узнать Переделкино так, как будто сам там побывал — настолько детально описана в его поэзии местная природа. Неслучайно Корней Чуковский готов был стать гидом по пастернаковским местам Переделкина, о чем он рассказывает в аудиозаписи, предваряющей этот материал

Автор Константин Поливанов

Корней Чуковский рассказывает о поэзии Бориса Пастернака© imwerden.
de

В конце 1930-х Пастернак получил дачу в специально построенном тогда для писателей подмосковном поселке Переделкино. Однако первые годы дачной жизни поэта, одни из самых страшных в истории страны, пришлись на период его полного поэтического молчания.

Борис Пастернак. 1930-е годы© Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Возвращение поэзии (или возвращение к поэзии) наступает в сверхтревожную зиму 1940–1941 годов. В Европе уже идет Вторая мировая война, в Советском Союзе приближение войны воспринимается как неизбежность. Но именно в эти месяцы Пастернак вновь начинает писать стихи, и они складываются в цикл, который чуть позже получит название «Переделкино». В стихотво­рении «На ранних поездах», которое позже дало заглавие новой книге стихов, вышедшей в 1943 году, обнаруживается картина повседневного хода жизни автора, его утренние поездки, пейзаж между домом и станцией:

Я под Москвою эту зиму,

Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.

Навстречу мне на переезде
Вставали ветлы пустыря.
Надмирно высились созвездья
В холодной яме января.

Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шел на шесть двадцать пять.

Продолжением этого бытового, почти протокольного описания в непривычном для читателя раннего Пастернака — нарочито простом, «прозаическом» — стиле окажутся впечатления от попутчиков в поезде, выписанные в некрасов­ском тоне: «Здесь были бабы, слобожане, / Учащиеся, слесаря». И здесь же — уже с некрасовско-блоковской интонацией: «…Я молча узнавал России неповто­римые черты».

Отзвуки опять же некрасовских зимних картин появляются в описании утренней предзимней прогулки по окрестностям в стихотворении «Иней»:

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.

<…>

За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.

Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.

И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».

В 30-е, да и 50-е годы Переделкино еще не было окружено магистралями, коттеджами и многоэтажными домами. Ставшие знаменитыми стихи о переделкинских соснах, за стволами которых поэту мерещится море, о ручье, о дроздах — все эти картины подмосковной природы полны атмосферы сказочного чуда, перехлестывающего через край, через все границы:

Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.

Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.
Это Снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льется без умолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.

Это пред ней, заливая преграды,
Тонет в чаду водяном быстрина,

Лампой висячего водопада
К круче с шипеньем пригвождена.

Из стихотворения «Опять весна» (1941)

Жизнь лесных птиц становится камертоном собственного существования:

Таков притон дроздов тенистый.
Они в неубранном бору
Живут, как жить должны артисты.
Я тоже с них пример беру.

Из стихотворения «Дрозды» (1941)

С первых лет на переделкинской даче Пастернак — как, впрочем, в какой-то степени и многие его соседи-писатели — начинает возделывать участок, сажает картошку, пропалывает грядки с клубникой, ухаживает за яблоневыми и виш­не­выми деревьями. За этим стоит подспудное полуутопическое представление о возможности независимого существования плодами своего труда:

У нас весною до зари
Костры на огороде —
Языческие алтари
На пире плодородья.

Перегорает целина
И парит спозаранку,
И вся земля раскалена,
Как жаркая лежанка.

Я за работой земляной
С себя рубашку скину,
И в спину мне ударит зной
И обожжет, как глину.

Я стану, где сильней припек,
И там, глаза зажмуря,
Покроюсь с головы до ног
Горшечною глазурью.

Из стихотворения «Летний день» (1940, 1942)

Борис Пастернак на даче. 1950-е годы© Jerry Cooke / Corbis via Getty Images

Позже — в уральских главах «Доктора Живаго» — эту мечту о возможности независимого существования, обеспеченного работой на земле, Пастернак подарит своему герою, а в стихах Юрия Живаго в картинах осенних хозяй­ственных хлопот опять возникнут впечатления от жизни на переделкинской даче:

Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стекла звенят,
В нем шинкуют, и квасят, и пе́рчат,
И гвоздики кладут в маринад.

Лес забрасывает, как насмешник,
Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опалён.

Здесь дорога спускается в балку,
Здесь и высохших старых коряг,
И лоскутницы осени жалко,
Все сметающей в этот овраг.

Из стихотворения «Бабье лето» (1946)

В Переделкине после отправки семьи в эвакуацию Пастернак проводит и пер­вые военные месяцы. С переделкинским пространством связывается одно из первых военных балладно-сюжетных стихотворений «Старый парк». Его герой, очнувшись в палате после страшного ранения, оглядевшись по сторо­нам, понимает, что госпиталь помещается в старой усадьбе Самариных (находящейся на территории нынешнего поселка Переделкино), знакомой ему с детства:

Раненому врач в халате
Промывал вчерашний шов;
Вдруг больной узнал в палате
Друга детства, дом отцов.

Вновь он в этом старом парке.
Заморозки по утрам,
И, когда кладут припарки,
Плачут стекла первых рам.

Голос нынешнего века
И виденья той поры
Уживаются с опекой
Терпеливой медсестры.

<…>

Парк преданьями состарен.
Здесь стоял Наполеон
И славянофил Самарин
Послужил и погребен.

Здесь потомок декабриста,
Правнук русских героинь,
Бил ворон из монтекристо
И одолевал латынь.

Если только хватит силы,
Он, как дед, энтузиаст,
Прадеда-славянофила

Пересмотрит и издаст.

Усадьба Измалково. 1917–1923 годыpastvu.com

В усадьбе Самариных Измалково прошло детство соученика Пастернака по философскому отделению историко-филологического факультета Москов­ского университета, Дмитрия Федоровича Самарина. Он был внучатым пле­мян­ником знаменитого славянофила Юрия Самарина и, кроме того, по мате­ринской линии — родственник декабриста Трубецкого. О нем Пастернак вспоминал в обоих своих автобиографических текстах — «Охранной грамоте» и «Людях и положениях».

Герой «Старого парка» мог бы быть, очевидно, сыном Дмитрия Самарина, в действительности скончавшегося бездетным в 1921 году. Ему Пастернак как будто поручает задачу своего буду­щего романа: 

Сам же он напишет пьесу,
Вдохновленную войной, —
Под немолчный ропот леса,

Лежа, думает больной.

Там он жизни небывалой
Невообразимый ход
Языком провинциала
В строй и ясность приведет.

Более того, в первоначальном варианте герой должен, подобно Юрию Живаго, отправиться на какое-то время в Пермь (послужившую прототипом Юрятина в романе):

Все мечты его в театре,
Он с женою и детьми,
Тайно, года на два, на три
Сгинет где-нибудь в Перми.

В 1945 году в Переделкине Пастернак начинает писать роман «Доктор Живаго». Одно из центральных стихотворений романа — «Рождественская звезда» — представляет собой сложный палимпсест  Палимпсест — изначально так назывались рукописи, на которых новый текст писали поверх старого. В искусстве палимпсестом также называют художественный прием, когда в одном тексте проступают смыслы и аллюзии на другие, хорошо известные сочинения., накладывающиеся друг на друга картины Рождества в Вифлееме и множество точек последующей двухтыся­челетней истории христианского мира. Стихотворение иллюстрирует одну из главных мыслей романа — о том, что история начинается с Христа. А изображенные в нем вид из окна переделкинской дачи на поле, холм с кладбищем и церковь отвечают замыслу романа, как он описан в третьей главе: Юрий Живаго решает написать «русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

В еще одном стихотворении Юрия Живаго, «Август», герою снится сон о его собственных похоронах в детально описанной комнате переделкинской дачи Пастернака:

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Сами же приснившиеся похороны помещены в пространство переделкинского кладбища, расположенного рядом с церковью Преображения:

Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Практически все стихотворения 1956–1959 годов, составившие последнюю книгу поэта «Когда разгуляется», были написаны в Переделкине, и, соот­вет­ственно, в них то и дело возникают весенние (…Сосна на солнце жмурится), летние (Пронизан солнцем лес насквозь. / Лучи стоят столбами пыли), осенние (Осень. Сказочный чертог, / Всем открытый для обзора…) и зимние (Все в снегу: двор и каждая щепка…) картины. Их звуки (После угомонив­шейся вьюги / Наступает в природе покой. / Я прислушиваюсь на досуге / К голосам детворы за рекой), цвета (…Закат на их коре / Оставляет след янтарный…) и запахи (Степной нечесаный растрепа, пропахший липой и травой, / Ботвой и запахом укропа, / Июльский воздух луговой или Опять, как водка на анисе, земля душиста и крепка). Природный мир и поэт находятся в постоянном взаимодействии, в стихотворении «Заморозки» деревья плохо видят поэта на отдаленном берегу, а в «После перерыва» зима губами, белыми от стужи торопит его, говоря спеши, побуждая писать стихи о зиме. 

Борис Пастернак. 1930-е годы© Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Получается, что именно о пространстве переделкинских полей и лесов, оврагов, речки и пруда, облаков и вершин деревьев, звуках, цветах и запахах написаны восторженно-экстатические строки о своем месте в окружающем мире: 

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою.

Из стихотворения «Когда разгуляется» (1956)

Переделкино присутствует и в последних стихотворениях книги «Когда разгуляется», создавая в них, впрочем, несовпадающее настроение.

«Нобелевская премия» — отклик на ожесточенную травлю из-за публикации за границей романа «Доктор Живаго» и присуждения Пастернаку самой престижной в мире литературной награды: 

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

С другой стороны — «Божий мир», где приходившие главным образом из-за границы письма читателей романа приносят поддержку и уверенность в правильности совершенного «гибельного шага»  Аллюзия на стихотворение «Осень» 1949 года, в котором от гибельного шага «житье тошней недуга». В данном случае под «гибельным шагом» подразумевается неподчинение Пастернака требованию отказаться от Нобелевской премии, присужденной ему в 1958 году за роман «Доктор Живаго».:

Тени вечера волоса тоньше
За деревьями тянутся вдоль.
На дороге лесной почтальонша
Мне протягивает бандероль.

По кошачьим следам и по лисьим,
По кошачьим и лисьим следам
Возвращаюсь я с пачкою писем
В дом, где волю я радости дам.

Горы, страны, границы, озера,
Перешейки и материки,
Обсужденья, отчеты, обзоры,
Дети, юноши и старики.

Досточтимые письма мужские!
Нет меж вами такого письма,
Где свидетельства мысли сухие
Не выказывали бы ума.

Драгоценные женские письма!
Я ведь тоже упал с облаков.
Присягаю вам ныне и присно:
Bаш я буду во веки веков.

Ну, а вы, собиратели марок!
За один мимолетный прием,
О, какой бы достался подарок
Bам на бедственном месте моем!

Таким образом, Переделкино — сам дачный дом, огород, ближние и дальние окрестности поселка — для Пастернака становится непрерывным источником ощущений, переживаний, наблюдений и мыслей, отзывающихся по-разному в самых разных текстах. И, в свою очередь, все его стихи, его роман и его собственная судьба наполняют собой, одухотворяют и поэтизируют передел­кинское пространство.  

Источники

  • Баевский В.  С. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма.

    М., 2011.

  • Жолковский А. К. Поэтика Пастернака: инварианты, структуры, интертексты.

    М., 2011.

  • Чуковский К. И. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 13. Дневник. 1926–1969.

    М., 1993.

  • Пастернак Е. Б., Пастернак Е. В. Жизнь Бориса Пастернака: документальное повествование.

    СПб., 2004.

  • «А за мною шум погони…» Борис Пастернак и власть. Документы. 1956–1972.

    М., 2001.

Теги

Поэзия
СССР
XX век

Радио «Сарафан»Тссс! У нас премьера: подкаст про сплетни

Ведущие Аня Красильщик и Ира Калитеевская зовут в гости ученых и вместе с ними перемывают косточки людям из прошлого. В первом выпуске — трагическая история любви известного литератора и благородной девицы

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

28 минут

1/3

Младший подчиненный отряд: писатели как одна из каст внутри советской иерархии

Борьба с групповщиной, идеологические нахлобучки, бодание с цензурой и прочие издержки принадлежности к литературной элите

Читает Илья Кукулин

Борьба с групповщиной, идеологические нахлобучки, бодание с цензурой и прочие издержки принадлежности к литературной элите

25 минут

2/3

Свобода творчества под надзором: жизнь и работа писателей в Переделкине

Как литературные чтения и походы в гости становились опасными политическими жестами

Читает Константин Поливанов

Как литературные чтения и походы в гости становились опасными политическими жестами

25 минут

3/3

Безымянные инженеры и дома на глазок: история стройки и архитектура Переделкина

От мечты о писательском городе-саде к строительному хаосу и обманутым ожиданиям

Читает Юлия Старостенко

От мечты о писательском городе-саде к строительному хаосу и обманутым ожиданиям

Материалы

Переделкино в поэзии Бориса Пастернака

Стихи последних 20 лет жизни поэта как путеводитель и гимн переделкинской природе

История Переделкина в 15 цитатах

Жалоба Шагинян, предсмертная записка Фадеева и донесение следователя НКВД

Плейлист советской поп-музыки1920–30-х

Что слушали в городах и селах, в Кремле и Переделкине

Усадьба Измалково

Борис Пастернак. «Старый парк»

Самаринский пруд

Анна Ахматова. «Памяти Пильняка»
Борис Пастернак. «Рождественская звезда», «Когда разгуляется», «Нобелевская премия»

Улица Погодина

Геннадий Шпаликов. «Переделкино»

Дача Беллы Ахмадулиной

Белла Ахмадулина. «Памяти Бориса Пастернака», «Снегопад», «Метель» и другие стихотворения

Станция Переделкино

Борис Пастернак. «На ранних поездах»

Железная дорога

Александр Еременко. «Переделкино»
Николай Заболоцкий. «Прохожий»

Дача Булата Окуджавы

Булат Окуджава. «Нынче я живу отшельником…»

Дача Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко. «Переделкино»

Источник Казанской иконы Божией Матери

Валентин Катаев. Из повести «Святой колодец»

Неясная поляна

Борис Пастернак. «Стога», «Пахота»
Из дневника Корнея Чуковского

Кладбище

Борис Пастернак. «Ложная тревога», «Август»

Усадьба Лукино

Сергей Голицын. Из книги «Записки уцелевшего»

Березовая роща напротив дачи писателя Василия Ильенкова

Николай Заболоцкий. «В этой роще березовой…», «Утро»

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Дача Бориса Пастернака в Переделкине: история и фото интерьеров | Admagazine

“Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь”. Так Борис Пастернак говорил о своей даче в Переделкине, ставшей одной из самых знаменитых в истории русской литературы.

Уже обжившись в Переделкине, Пастернак признавался, что именно такие “отлогости с садами и деревянными домами с мезонинами в шведско-тирольском коттеджеподобном вкусе, замеченные на закате, в путешествии, откуда-нибудь из окна вагона, заставляли надолго высовываться до пояса, заглядываясь назад на это овеянное какой-то неземной и завидной прелестью поселенье”.

Дом на переделкинской улице Павленко сравнивали и с плывущим кораблем, и с шахматной турой.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Часто историю литераторского поселка представляют себе таким образом, что это советская власть заботливо подобрала для писателей подмосковный уголок и старательно овевала его “неземной и завидной прелестью”: дескать, Горький, правильно выбрав момент, предложил идею Сталину и с ходу получил полное одобрение.

Пастернак неоднократно говорил, что из окна своей дачи видит жизнь лучше и полнее, чем, скажем, из окна поезда.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

На самом деле поначалу писатели попробовали обустроить жизнь в Переделкине собственными силами, организовав дачный кооператив. Это было в 1930 году. Но практической сметки литераторам не хватило, и стало ясно, что без массированной казенной поддержки реализовать идею затруднительно.

Дом был построен по немецкому проекту, но выглядит стопроцентно русской дачей.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Момент для того, чтобы о такой поддержке заикнуться, в целом действительно был правильный. Власть как раз взялась заново выстраивать отношения с советскими писателями и держалась снисходительно, давая понять, что в обмен на лояльность со стороны творческих работников не будет скупиться на подачки и привилегии. Появился Дом советских писателей (будущий Центральный дом литератора), стала намечаться система домов отдыха и домов творчества. Горький на создании дачного поселка как раз не настаивал. Да и Сталин идею поселить “инженеров человеческих душ” в приватных домах поначалу вовсе не приветствовал. “Это дело надуманное, – писал он Горькому, – которое к тому же может отдалить писателей от живой среды и развить в них самомнение”.

По старой фотографии видно, что участок мало изменился, только зелень разрослась.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Правда, позднее вождь передумал, и в июле 1933 года Совнарком принял постановление “О строительстве Городка писателей”. Строительство поручили вскоре созданному Литфонду, причем проекты для скорости взяли готовые, немецкие. Но качество спешных строительных работ, завершенных к осени 1935-го, тоже оставляло желать лучшего, и на доработки новым жильцам все равно приходилось тратиться – а давались переделкинские дачи, вопреки распространенному мнению, вовсе не даром, и писатели были вынуждены влезать в долги и выпрашивать у Литфонда ссуды.

Расположенная в эркере веранда, наряду с гостиной, была излюбленной комнатой для приема гостей.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Пастернаку, оказавшемуся среди первых жителей поселка, тоже досталось забот: “Надо было решать, брать ли ее [дачу], ездить следить за ее достройкой, изворачиваться, доставать деньги”. Мучительный тон этих слов не от небожительской досады на низкий быт. Первая половина тридцатых годов никак не была для Пастернака безоблачно-спокойным временем. Роман с Зинаидой Нейгауз только поначалу выглядел идиллически – разрыв Зинаиды Николаевны с ее мужем, знаменитым пианистом Генрихом Нейгаузом, и разрыв самого поэта с его первой женой, Евгенией Лурье, были на редкость мучительны, тягостные выяснения отношений между членами двух семейств растянулись на долгие месяцы (в феврале 1932-го Пастернак пытался покончить с собой).

Все, вплоть до холодильника и кухонной утвари, стоит на тех же местах, что и при жизни Пастернака, когда в доме регулярно собиралась на шумные застолья литературная общественность (фото ниже).

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Официальная щедрость, признание, престижные поручения его смутно тревожили, предполагаемая роль главного пролетарского поэта пугала, равно как и то, что уже происходило в этот момент с коллегами по цеху. В мае 1934-го был арестован Мандельштам. Изрядную часть следующего года Пастернак жестоко страдал от бессонницы и депрессии и был всерьез уверен, что жить ему осталось недолго. И даже расхваливая переделкинские красоты в письме к отцу, он элегически замечает, мол, хоть на склоне жизни повезло. Письмо написано в 1939-м, то есть на самом деле до “склона лет” были годы, годы и годы.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Дача, которую ему с семьей выделили изначально, особым уютом, судя по всему, не отличалась – слишком большая (шесть комнат), плохо освещенная, на сыром участке, где ничего не росло. Через три года появилась возможность переехать в дом на улице Павленко, пустовавший после смерти писателя Малышкина. Светлый дом с огромным эркером, ставший жилищем Пастернаков, у многочисленных гостей вызывал самые поэтические ассоциации – многие сравнивали его с кораблем, а Андрей Вознесенский писал: “Дача его напоминала деревянное подобие шотландских башен. Как старая шахматная тура, стояла она в шеренге других дач”.

Гостиная. Как и в других комнатах, здесь на стене висят работы отца писателя — художника Леонида Пастернака.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Самое главное, вероятно, подметил Вениамин Каверин: Пастернак чувствовал себя в этом поселке “так, как будто сам создал его по своему образу и подобию”. Кто только из мемуаристов не вспоминал о том, с каким явным удовольствием он, например, копал огород: “Я за работой земляной / С себя рубашку скину, / И в спину мне ударит зной / И обожжет, как глину”.

Пастернака многие считали непрактичным небожителем, но в Переделкине он всегда с охотой брался за любую черную работу.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Выезжал с дачи он лишь по необходимости – самым долгим и тягостным перерывом были два года эвакуации, поведенные в Чистополе. В Переделкине прекрасно работалось – здесь написаны две последние книги стихов и здесь же создавался “Доктор Живаго”. На собственное творчество времени часто оставалось не так много. Львиную долю сил отнимали бесконечные переводы (на что современный читатель, располагающий пастернаковскими переводами шекспировских трагедий и “Фауста” Гете, вряд ли посетует). Зато удавалось содержать семью – точнее говоря, две семьи, потому что с 1946 года в его жизнь вошли отношения с его последней музой, Ольгой Ивинской. В 1953-м она с дочерью поселилась рядом с Переделкином, и с тех пор Борис Леонидович навещал ее ежедневно вплоть до своей смерти 30 мая 1960 года.

Гостями переделкинского дома бывали не только литераторы, но и музыканты. На рояле “Бехштейн”, который стоит в комнате Зинаиды Пастернак, в свое время играли Генрих Нейгауз, Мария Юдина и Святослав Рихтер.

Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank. ru

Государство, устроившее Пастернаку травлю по поводу публикации “Доктора Живаго” и присуждения Нобелевской премии, после его смерти было мало расположено превращать дачу в музей и делать из нее место паломничества. Вещи поэта вполне могли бы оказаться на помойке, если бы их не сохранили друзья и члены семьи. Музей был создан только четырнадцать лет назад. А вот скучный музейный лоск, по счастью, в доме так и не появился. Дома-музеи великих литераторов – распространенный жанр, но редко когда они выглядят настолько живыми, оставленными хозяином будто вот только что, как эта переделкинская дача.


Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom.ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

Помимо стихов и переводов в скромном переделкинском кабинете был закончен роман “Доктор Живаго”, публикация которого в Италии вызвала буквально всемирный резонанс.


Текст: Сергей Ходнев

Фото: Фриц фон дер Шуленбург; corbis/all over press; diomedia; bridgeman/Fotodom. ru; Jerry Cooke/The LIFE Images Collection/Getty; Images/Fotobank.ru

ТегиИнтерьерБорис ПастернакДачиПеределкиноПодмосковьеРоссияДомаИсторические интерьеры

Пастернак Стоковые фото, картинки и изображения

Мозговой штурм. вид сбоку занятого и сосредоточенного старшего бизнесмена, смотрящего на заметки на красочных наклейках, лежащих на столе. мужчина думает о разработке плана бизнес-проекта в офисе. ПРЕМИУМ

Иллюстрация потенциала управления бизнес-стратегией. ПРЕМИУМ

Мужская рука укладывает монеты. экономия денегPREMIUM

Бизнесмен с золотыми монетами в концепции роста бизнесаPREMIUM

Деталь ручной чашки ноутбука, кофе, графикаPREMIUM

Вид сзади на молодого бизнесмена в офисе. ПРЕМИУМ

Кино, кино, фильм, цифровые медиа, слово, графика, ПРЕМИУМ

. Увеличьте потенциал своей бизнес-концепции. бизнесмен рисует растущую линию, символизирующую растущий потенциал. ПРЕМИУМ

Бизнесмен в кафе. ПРЕМИУМ

Стэн, слово деревянными буквами алфавита, сленг поколения z для тех, кто является суперфанатом работы знаменитости. ПРЕМИУМ

Надпись паста на белом фоне и рамка вокруг. вид. копировать, пустое место для текста.ПРЕМИУМ

Успешный улыбающийся владелец бизнеса в синем костюме, читающий хорошие новости в газете и улыбающийся, стоя снаружи в одиночестве со стеклянным офисным зданием позади него, гуляя во время рабочего перерыва на открытом воздухе. концепция роста инвестиций и экономии денег. ПРЕМИУМ

Молодой бородатый мужчина делает мобильный звонок в современный офис. парень смотрит в панорамное окно и использует смартфон. офисное здание небоскреба размыто на фоне. горизонтальный, эффект вспышек. ПРЕМИУМ

Музыкальный продюсер или аранжировщик, использующий ноутбук, миди-клавиатуру и другое аудиооборудование для создания музыки в домашней студии. создание и аранжировка аудиоконтента и сочинение концепции песниPREMIUM

Блокнот и ручка на деревянном фоне и концепция потенциального текстаPREMIUM

Ручной сбор сердец как символа в социальных сетях для постов и фотографийPREMIUM

Бизнес, технологии, интернет и концепция сети. молодой бизнесмен продумывает шаги для успешного роста: потенциалПРЕМИУМ

Монеты, сложенные друг на друга в разных позициях. ПРЕМИУМ

Мужская рука складывает монеты и слой, чтобы показать, как держать деньги и деньги в банке, и банку, чтобы показать растущую концепцию бизнеса, богатства, образования, дома и кредита на фоне дерева боке. PREMIUM

Изображения растущей стопки монет и руки, помещающей монету в стеклянную бутылку (копилку) для планирования шага и сбережений, откладывания денег на будущее и концепции пенсионного фонда. PREMIUM

Хипстер-фрилансер делает селфи на рабочем месте. портрет стильного бородатого улыбающегося красивого белого парня в очках использует смартфон, смотрит в переднюю камеру, сидит за столом в помещении. ПРЕМИУМ

Занятый офис-менеджер, работающий на ноутбуке ночью, сидящий на рабочем месте в помещении. выборочный фокус, слабое освещениеPREMIUM

Бизнесмен держит мобильное устройство в кафеPREMIUM

Считает японские банкноты домаPREMIUM

Слово из красного дерева на бетонеPREMIUM

Шокированный мужчина с пустым кошелькомPREMIUM

Рука бизнесмена с калькулятором расчета бонуса (или иная компенсация) работникам повысить производительность. письменная бумага на столе.селективный фокусПРЕМИУМ

Офис, ноутбук, компьютер, бизнесмен, рабочий стол, работа, бизнес. ПРЕМИУМ

Практика дизайна брендинга, успех креативной концепции. ПРЕМИУМ

Пара делает жест рукой, символом сердца. День Святого Валентина.PREMIUM

Рука с пачкой денег. прибыль от инвестиций. концептуальный бизнес, инвестицииPREMIUM

Группа разных деловых людей, встречающихся вместеPREMIUM

Бизнесмен средних лет разговаривает по видеосвязи в офисеPREMIUM

Мужчина подсчитывает прибыль на калькуляторе, стопка монет на столе в офисе. Финансовая концепция экономики и управленияPREMIUM

Концепция, инвестиции в акции, финансовый ростPREMIUM

Знак доски / доски, чтение Азии белым шрифтом, пять стопок монет в евроцентах на сером фоне, увеличение размера слева направо, увеличение богатства, концептуальное изображение с деньгамиPREMIUM

Концепция бедности. руки с несколькими монетами крупным планомPREMIUM

Женская рука складывает монеты и считает на столе. концепция экономии денег, экономики, инвестиций, растущего бизнеса и богатства. ПРЕМИУМ

Молодой программист работает на ноутбуке в кафеPREMIUM

Экономия денег и инвестиционный запас. планирование копить деньги на будущее и выход на пенсию. управление и план дома money.PREMIUM

Вид сбоку бизнесмена, глядя на руку большого человека, делая стопки золотых монет, изолированных на белом фоне. процветание и богатство. экономия денег.PREMIUM

Концепция мирового бизнеса: взрослый график монет на карте мира и фоне долларов США.PREMIUM

Женщина использует планшет и печатает на клавиатуре в саду.PREMIUM

Крупным планом бизнесмен кладет монеты в стопку монет на финансовый документ, бизнес-концепцию. ПРЕМИУМ

Счастливый танцующий зрелый бизнесмен с седыми волосами и бородой в формальной одежде празднует успех в офисе. ПРЕМИУМ

Сложенные вместе монеты показывают доход рост, инвестиционные акции, сбереженияPREMIUM

Серьезный деловой человек в костюме за стеклом в офисе смотрит в сторонуPREMIUM

Концепция онлайн-сбережений для инвесторов, онлайн-инвестиционные сбережения, онлайн-инвесторы в акции, интернет-финансовые операции, экономия денег для инвесторов, использующих Интернет для торговли акциями или торговли фондПРЕМИУМ

Человек ищет свободы. руки держат металлическую ограничительную раму, молодой европейский парень с бородой страстно смотрит через металлический забор, думая, задумавшись. фильтрованный взгляд. PREMIUM

Мужчина кладет монету доллар на стопку монет, бизнес-концепцияPREMIUM

Молодой офисный работник в маске на карантине от коронавируса или covid-19. концепция защитной рабочей среды для возобновления бизнеса и прекращения распространения коронавируса или ковид-19. ПРЕМИУМ

Мужчина занят фотографом, редактирующим концепцию домашнего офисаPREMIUM

Концепция экономии денег. рука кладет деньги в стопку монет. PREMIUM

Инженер-архитектор работает над чертежами и проектом недвижимости на рабочем месте. концепция строительства зданияPREMIUM

Макаронные изделия фузилли на фоне старых деревянных. итальянская кухня. Горизонтальный вид. ПРЕМИУМ

Крупным планом портрет усталого размышляющего молодого человека с галсами в руке. он одет в формальную одежду, сидит на рабочем месте и думаетПРЕМИУМ

Концепция экономии денег на будущееPREMIUM

Бизнесмен с золотыми монетами в концепции роста бизнесаPREMIUM

Человек положил стопку монет на растущие денежные ряды монет, растущих на зеленом фоне природы в бизнес-финансах и банковской концепцииPREMIUM

Подпись к тексту, представляющая подлость заглянуть бизнес-идея возможность увидеть что-то до официальной презентацииPREMIUM

Белая кирпичная стена с надписью пустошь, написанной от руки черной краскойPREMIUM

Привлекательный бородатый видеоблогер в стильных очках снимает потоковое видео для пользователей, сидя в кафе и попивая кофе. мужчина-блогер фотографирует себя на камеру со стабилизатором. PREMIUM

Крупный план содержания деловой человек, снимающий очкиPREMIUM

Макароны — 3D визуализация металлического набора иллюстрации заголовка. может использоваться для онлайн-баннера или печатной открытки. ПРЕМИУМ

Франкфурт, Германия — 30 ноября 2017 г.: мужская рука работает в немецком кафе со значком банка Sparkasse на другой стороне улицы. ПРЕМИУМ

Бизнесмен со стопками монет в офисе. ПРЕМИУМ

Доля Word сделана из деревянных строительных блоков. текст написан черными буквами и отражается на зеркальной поверхности стола, синий фон, бизнес-концепцияPREMIUM

Уверенный в себе молодой квалифицированный менеджер в полный рост, работающий над стратегией развития в офисе, используя творческий подход с написанием заметок на наклейках, прикрепленных к финансовым и документы маркетинговых исследований. PREMIUM

Сэндвич Panini крупным планом. молодой человек предлагает бутерброд. студент с бутербродом сидит в кафе. сосредоточиться на бутербродеПРЕМИУМ

Бизнесмен пишет бумагу и использует калькулятор для расчета бонусов (или других компенсаций) сотрудникам для повышения производительности. на столе.селективный фокусПРЕМИУМ

Монеты сложены друг на друга в разных положениях, мужчина вручает деловые деньги. ПРЕМИУМ

Молодой фрилансер сидит в кафе и работает на ноутбуке. успешный бизнес и копить на пенсию. концепция пенсионных сбережений.ПРЕМИУМ

Подглядывание за рукописным знаком. деловой подход, чтобы увидеть, прежде чем официально представить или выпустить на всеобщее обозрение леди в униформе, стоящую и держащую планшет, показывающий футуристические технологии. ПРЕМИУМ

Бизнесмен со стопками монет в офисе. ПРЕМИУМ

Доктор осматривает кактус в офисе в канун Нового года. елка в офисе. компьютер на столе. человек с вазой кактусина. мужчина в белом халате. празднование нового года. с помощью цифрового устройства.PREMIUM

Крупный план. задумчивый бизнесмен смотрит в окно офисаПРЕМИУМ

Кофейный фон арабика. PREMIUM

Человек, стоящий с руками в карманах и смотрящий из большого окна на здание города. PREMIUM

Бизнес-финансы и экономия концепции. бизнес-команда проводит мозговой штурм и обсуждает финансовые данные и график отчета. ПРЕМИУМ

Мужчина из бизнесмена открыл рот и закрыл глаза, удивленный звуковой волной, музыкальным радио-эскизом.0002 Азиатский короткошерстный фрилансер усердно работает на ноутбуке в кафе.PREMIUM

Молодой человек делает селфи в кафе. калий» выложен из деревянных блоков посреди бананов на желтом фоне. концепция здорового образа жизниPREMIUM

Мужские ручные увеличительные монеты. проверить доходPREMIUM

Инвестиционная концепция, финансовый рост требует времени. ПРЕМИУМ

Изображение концепции рекламы и маркетинга, словесный потенциальный рынок над видом сверху, плоские вывески и искусственное зеленое растение на деревянном фоне. демонстрация финансового роста за счет планов сбережений и инвестиционных схем. ПРЕМИУМ

Бизнесмен, работающий за ноутбуком в кафе. ПРЕМИУМ

Пишу записку, показывающую, как использовать свой потенциал. бизнес-концепция для достижения как можно большего количества естественных способностейПРЕМИУМ

Деловая встреча на открытом воздухе. документы экипаж менеджеров по работе с клиентами работает с презентацией идеи нового стартап-проекта, анализирует маркетинговые планы. ПРЕМИУМ

Парень или бизнесмен держит в руке деньги в евро. ноутбук на заднем планеPREMIUM

Мужчина пишет бумаги в офисеPREMIUM

Мужчина кладет монету в кучу. концепция накопления или экономии денег. крупный планPREMIUM

Деревянные бруски с «постным» текстом концепта.PREMIUM

Русские художники и жизнь растений

Открытия

Сергей Гуськов

03 марта 2023

объекты

инсталляция

фотография

Василий Кононов-Гредин. «Семь язв семи ангелов» в музее АРТ4, вид с выставки, 2022 © Василий Кононов-Гредин

Многие молодые российские художники сегодня обращаются к жизни растений в поисках вдохновения и экологического сознания. Нынешняя персональная выставка фотографа Анастасии Цайдер в московском фонде «Екатерина» дает нам возможность заглянуть в постутопический мир, где растения занимают остатки несостоявшейся советской утопии.

class=»subtitle»>

В воздухе витает весна. Фонд «Екатерина» в Москве отмечает свое прибытие персональной выставкой Анастасии Цайдер (р. 1983) под названием «Аркадия», в которой художница впервые объединила несколько небольших предыдущих выставок. Все они связаны с текущим проектом под названием «Аркадия» (также название книги, которую она опубликовала в 2021 году), пробуждающим мечты о земном рае. Этот рай — несостоявшийся советский проект — «город-сад» — в прекрасной стране, лучшее, что можно найти (по словам советской песни), но превращенный Цайдером в рассказ о постсоциалистической реальности руины и вездесущие панельные многоквартирные дома, покрытые пышной зеленью. Ее проект основан на фотографиях, сделанных в городах России, от Апатитов на севере и Сочи на юге до Владивостока на Дальнем Востоке, а также в столицах за пределами России, таких как Бишкек, Рига и Ташкент. Эти структурно однородные фотографии — архитектурные фрагменты прошлого во всепобеждающей флоре — аккуратно расположены на стенах галереи. В одном из выставочных пространств установлена ​​инсталляция световых коробов с одинаковыми изображениями; на одном показано видео с пиротехническим фонтаном на фоне густого кустарника.

Анастасия Цайдер. Аркадия. Фотография. Предоставлено художником

Анастасия Цайдер. Аркадия. Фотография. Предоставлено художником

Растительность Цайдера сливается с неразличимым зеленым морем, заливающим руины социалистического мира, и воспринимается как нечто возвышенное, неуправляемая стихия. Работа Таисии Коротковой (1980 г. р.), представленная на выставке «Темный лес» в 2021 году в Новой Третьяковке, так же исследовала постсоветскую реальность и растения, но представила совершенно другую картину мира. Короткова выбрала конкретные объекты из всего наследия СССР, военные сооружения, такие как радиолокационные станции, базы подводных лодок, межконтинентальные ракетные шахты или испытательные башни на военных полигонах. Вся растительность тщательно прорисована и бетонирована – правильно отмечены названия растений, описаны их полезные свойства и зоны произрастания. В работах художника можно встретить как распространенные виды, такие как плакучая ива и чернозобик, так и редкие деревья, такие как воттоваара и тирлич-трава. В проекте Коротковой флора не поглощает военные объекты, а парадоксальным образом, за счет соблюдения четкой ботанической таксономии, перекодирует их и выводит за их утилитарные рамки, превращая в волшебные сказочные локации

Алина Бровина (1987 г.р.), начинавшая как театральный сценограф, дебютировала в изобразительном искусстве в 2019 году с проектом «Palus Florens» в ЦСИ «Винзавод» в Москве. Она соорудила клумбу из искусственных цветов, которую сделала из пластилина поверх проволочного каркаса. В 2021 году на территории Переделкинского дома литераторов в Москве прошла выставка «Вправо: Белый лес», где Бровина создала бело-розовые керамические объекты, имитирующие растительные организмы или грибы в просветах коры дерева. В этих проектах показана эволюция мысли художницы: сначала ее интересует упорядоченная, высаженная человеком флора, но позже она переходит к гипотетическому рассмотрению жизни, возникающей против воли человека и вторгающейся в обитаемое пространство. Бровина говорит, что в своем творчестве она занимается тремя тесно переплетенными темами: памятью, телесностью и растительностью. Отец художницы работал агрономом в Нижнем Поволжье, что пробудило в ней интерес к растительному миру. Каждое лето в детстве она проводила в деревне.

Алина Бровина. Палюс Флоренс. Фрагмент инсталляции. Проект СТАРТ, Центр современного искусства Винзавод, 2019

Саша Нестеркина. Weltschmerz, 2022. Вид с выставки, предоставлено галереей «Триумф»

.

Как и Бровина, многие объекты Саши Нестеркиной (1990 г.р.) имитируют живые организмы. Однако она собирает представителей животного мира из частей растений, таких как засохшие коряги. Подобные работы можно увидеть на ее последней персональной выставке «Weltschmerz», которая прошла в галерее «Триумф» в Москве в 2022 году9.0003

Коллектив ныне не существующей «Лаборатории городской фауны» исследовал и исследовал жизнь растений как свою главную художественную цель. Участник Алексей Булдаков (1980 г.р.) был очарован борщевиком и геометрическими формами, встречающимися в его структуре, а также быстрым и неудержимым распространением этого экспансивного вида, который вытесняет почти все живое, встречающееся на его пути. Другой член, Анастасия Потемкина (1984 г. р.), исследовала идею реабилитации сорняков и других растений с запятнанной репутацией. Например, в рамках своего перформанса «Возрождение плохих семян» в 2016 году в галерее «Триумф» она предложила посетителям галереи салаты, ингредиенты которых включали богатое изображение полевых сорняков. «Угнетенная рудеральная флора», по выражению художника, требовала не просто освобождения, как любое другое меньшинство, а настоящей революции, ниспровержения существующих устоев.

Василий Кононов-Гредин (1990 г.р.), центральная художественная линия которого связана с идеей тщетности существования, в 2022 году открыл выставку «Семь казней семи ангелов» в пространстве АРТ4. Ключом к этому проекту стал архив восстановленных фотографий, демонстрирующих богатство деревенской жизни, следы которой, кажется, скрыты бурьяном в заброшенных домах. Одной из работ была инсталляция, в которой съедобная зелень выращивалась в прессованном грунте, на который наносились изображения с тех самых фотографий. Посетители смогли его попробовать. Кононов-Гредин, известный своим глубоким интересом к религиозной символике и обрядовости, буквально приглашал посетителей приобщиться к прошлому посредством вещества, которое, согласно Библии, сопровождало человечество в земном раю, – растений.

Московский музей Вадима Сидура известен своей изысканной архитектурой и аптекой под ней, хотя раньше это был цветочный магазин. Екатерина Юшкевич (1987 г. р.) в «Цветочном проекте 2021» посвятила этой странице истории здания выставку в музее. Вместе с Егором Цветковым (1995 г.р.) сделала историко-документальную инсталляцию, с видео-интервью, историческими хрониками, хронологией и статистической инфографикой. И, конечно же, свежие цветы, периодически приобретаемые в торговых точках Перово и Новогиреево.

В этом же музейном пространстве несколько лет назад проходила выставка «Пылающий архипелаг» Ильи Долгова (1984 г. р.), который уже десять лет занимается растениями. Художник жил в пригороде Санкт-Петербурга, Кронштадте, который много лет строился, и на том, что когда-то было морским дном, а теперь является частью материка, начала появляться неожиданная экосистема с деревьями. Часть ее земли Долгов привез в музей Сидура, где начал выращивать саженцы облепихи, которые посетители его выставки приглашали сорвать и посадить в Перово. Художник всегда считал, что выращивание растений само по себе является чем-то высокоэстетичным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *