Период эдо в японии годы: Эдо 1600 — 1868 н.э.

Эдо 1600 — 1868 н.э.

Период (1600–1868). Четверть тысячелетия над Японией развевались флаги клана Токугава. Центром его владений стала небольшая рыбацкая деревушка Эдо. Здесь Токугава Иэясу и построил свой новый замок (в который, кстати, спустя много лет переехал из Киото император). Своих вассалов Иэясу рассадил по различным уголкам долины Канто, построив для них замки, вокруг которых быстро стали образовываться города.

  Занятый освоением своего нового владения, Токугава Иэясу не принял участия в двух неудачных походах в Корею, что избавило его, в отличие от других даймё, от значительных финансовых потерь. Это позволило ему накопить силы, превратив клан Токугава в один из влиятельнейших в стране. 

  В 1600 г. Токугава вместе со своими сторонниками разгромили в битве при Сэкигахара войска Хидэёри, сына скончавшегося двумя годами раньше Тоётоми Хидэёси, и установили военный контроль над большей частью страны. Своей резиденцией новый сёгун избрал собственный замок в Эдо. (Императорский двор продолжал оставаться в Киото.) С этого момента и ведет отсчет заключительный период японского средневековья, известный в исторической литературе как эпоха Токугава, или эпоха Эдо. 

  Власть сёгуната Токугава распространялась формально на всю страну, но фактически наряду с владениями сёгуна продолжали существовать несколько сот более или менее самостоятельных княжеств различной степени влияния. Чтобы закрепить лояльность даймё к сёгунскому правительству, была разработана целая система гарантий. Жены и дети даймё, превращенные фактически в заложников, должны были постоянно пребывать в Эдо. Там же обязаны были присутствовать и сами князья. Но так как им приходилось присматривать и за своими имениями, была введена система «санкин котай», в соответствии с которой даймё один год мог жить у себя в замке, а следующий (в обязательном порядке) в столице сёгуната. 

  Постоянные переезды княжеской свиты из родового замка в Эдо и обратно обходились даймё очень недешево. Приходилось искать источники дополнительных доходов: развивать в княжествах ремесленные производства — выделку шелка, бумаги, рисового вина, гончарных, фарфоровых, лакированных, хлопчатобумажных, деревянных, металлических изделий, еще туже закручивать налоговый пресс, облагая крестьян все новыми и новыми податями. 

  Крестьянство отвечало на это бунтами, нередко принимавшими форму открытых восстаний. За годы правления Токугава в стране произошло более 1500 таких массовых выступлений. В иных принимало участие до 200 тыс. человек. Крупнейшее из них произошло в 1637 г., во время правления Иэмицу, третьего сёгуна из династии Токугава, которому приписывают следующее указание: «Не давайте крестьянам ни жить, ни умирать» (т.е. забирайте у них весь урожай, оставляя лишь необходимое для житья впроголодь).

  Сёгуны ощущали возрастающую угрозу своему могуществу от южных соперников, выступавших под знаменами христианства. Именно на юг, против принявших христианство японцев, и были направлены карательные акции сёгуната.  

  Чтобы прекратить приток «вредных идей», зарубежного оружия и товаров в южные княжества, Иэмицу Токугава изгнал всех португальских и испанских купцов из страны. Поводом для этого стало обвинение в снабжении японских христиан огнестрельным оружием. В 1635 г. вышел сёгунский указ, запрещавший японцам под страхом смертной казни покидать пределы страны. Одновременно тем из своих подданных, кто ранее уехал по делам или на учебу за рубеж, сёгун запретил возвращаться на родину. Был наложен запрет и на строительство крупных кораблей (водоизмещением более 80 т), пригодных к заморским рейсам. Ворота в страну с грохотом захлопнулись. 

  Проскрипционные меры затронули в гораздо меньшей степени китайцев, исповедовавших буддизм и конфуцианство, а также голландцев — сторонников протестантства. В конце XVII в. разрешение заходить в порт Нагасаки давалось ежегодно 70 китайским судам и 5 голландским. В последующие годы эти ограничения усилились. В порту Нагасаки для их факторий был выделен небольшой искусственный островок Дэдзима, соединявшийся с берегом мостом. Лишь раз в год голландский торговый корабль получал разрешение пристать к причалу Дэдзимы.

  Взамен европейские негоцианты обязаны были предоставлять бакуфу краткий письменный доклад об основных событиях в мире. Так что, оказавшись по собственной инициативе в полной изоляции от окружающего мира, высшие чиновники сёгуната все же оставались в курсе наиболее важных международных проблем. Кроме того, дополнительные сведения (вместе с небольшими контрабандными партиями товаров) поступали через острова Рюкю из Китая, а также от князей Соси, контролировавших Цусимский пролив и поддерживавших некоторые отношения с Кореей. (Так, например, по мнению ряда российских историков, поступившие в Японию сведения о российско-французских противоречиях и вторжении армии Наполеона в Россию позволили правительству бакуфу пойти на серьезную акцию против ушедшего с головой в европейские дела северного соседа — продержать свыше двух лет в плену мореплавателя В. Головнина и нескольких его спутников, высадившихся летом 1811 г. со шлюпа «Диана» на остров Кунашир.) 

  Изоляционистская политика Эдо, проходившая на фоне преследования христиан и усиления феодального гнета крестьянства, привела к взрыву. В 1637 г. вспыхнуло восстание местных жителей на полуострове Симабара (на западе острова Кюсю) и на соседних островах Амакуса. Восстание было потоплено в крови. Пленники, включая женщин и детей, были сброшены в море со скалы в Нагасакской гавани. Свою руку к разгрому мятежников приложили и голландцы, предоставившие сёгунским войскам свой вооруженный пушками корабль. Это еще более укрепило привилегированное положение их фактории в Японии.

  Сёгунат обрушил репрессии не только на южные княжества. Жесточайшая дисциплина и неукоснительное следование предписаниям из Эдо были навязаны всей стране. На всех дорогах были выставлены заставы, тщательно проверявшие у прохожих и проезжих документы на право передвижения. Под страхом смертной казни пресекались любые попытки крестьян сбежать от своих даймё. Были введены ограничения на строительство новых замков и укрепление старых. Проживание любого постороннего в городе или деревне было возможно лишь при наличии соответствующего разрешения. Соседи были связаны узами круговой поруки, расплачиваясь перед властями своим имуществом и даже жизнями за любое нарушение порядка в округе. Строго регламентировались для каждого сословия фасон, цвет и материал одежды. Столь же жестко было оговорено право любой трудовой и социальной деятельности для каждого сословия. Ношение оружия было разрешено только самураям. Регламентированы были любые мелочи. Например, право пользования паланкинами (ручными носилками) было даровано лишь самим даймё и членам их семей, медикам, астрологам и лицам старше 60 лет. Лимитировалось количество воинов (не более 20 всадников), которым было дозволено сопровождать своего даймё в поездках. Надзор распространялся даже на семейную жизнь: запрещались любые развлечения, роскошь. Все это дало японским историкам основание утверждать, что правление сёгуната Токугавы стало наиболее полным и последовательным воплощением идеи тоталитарной системы в доиндустриальном обществе.  

  Жесточайший политический, военный, административный контроль со стороны сёгуната, кровавые безжалостные расправы над любыми противниками режима и инакомыслящими привели к тому, что столетиями продолжавшиеся междоусобицы утихли, в стране воцарился столь непривычный для средневековой Японии мир. Необходимость в содержании мощных самурайских дружин отпала. Судьбы страны и отдельных княжеств перешли в руки чиновничества. 

  Философской базой сёгуната стало конфуцианство. Исторически сложилось так, что идеи Конфуция в Японии долгое время воспринимались лишь как дополнение к буддизму. Соответственно, и интерес к учению китайского мыслителя проявляли лишь буддийское духовенство и аристократия. Однако в эпоху Токугава конфуцианство приобрело статус официальной государственной идеологии. Хотя и не без некоторых национальных особенностей. Дело в том, что конфуцианство, распространенное в Китае, требовало уважения и лояльности прежде всего к родителям, к семье. В японском же неоконфуцианстве был сделан акцент на безусловной верности господину, сюзерену, своему даймё, сёгуну даже в ущерб интересам собственной семьи.  

  Древние японские традиции самопожертвования и беззаветной верности под влиянием неоконфуцианских идей превратились в общепринятый кодекс социального поведения, в этическую систему, нашедшую ярчайшее выражение в кодексе самурайской чести Бусидо (Путь воина). Между тем численность населения Японии достигла примерно 30 млн. человек. 7 процентов от этого числа составляли самураи. Остальное приходилось на крестьянство, ремесленников и купцов. Но если в первые годы эпохи Токугава социальные различия между сословиями были огромны и все ключевые посты в стране занимали исключительно представители самурайства, то с течением времени постепенно стало возрастать влияние горожан (третьего и четвертого сословий). Бурно росли призамковые города. В XVIII в. население Эдо достигло 1 млн. человек, что сделало столицу сёгуната самым крупным для того времени городом в мире. Крупные торговые дома набирали силу, снабжая деньгами постоянно испытывавших нужду в средствах чиновников сёгуната и даймё.  

  С ростом экономического влияния горожан расцветали и новые формы искусства и культуры, ориентированные на вкусы этого сословия. Вошли в моду ксилогравюры с изображениями городских пейзажей, местных красавиц гейш, жанровых зарисовок. В литературе прославились писатель Ихара Сайкаку и поэт Мацуо Басё. Огромную популярность приобрели спектакли театра Кабуки. Расцвет городской культуры особенно ярко проявился в период Гэнроку (по имени императора, находившегося на троне в 1688–1703 гг.). По времени это совпало с правлением пятого сёгуна из дома Токугава — Цунаёси. 

  За два с половиной века нахождения у власти клана Токугава в Эдо сменилось пятнадцать сёгунов. Если время правления первых можно в определенном смысле назвать довольно успешным — произошло объединение страны, окрепла ее экономика, то вторая половина периода Эдо характеризовалась все нарастающими финансовыми трудностями в стране. Начиная с первой половины XVIII в. бакуфу трижды предприняло попытки проведения серьезных экономических реформ, чтобы приостановить распад феодальных порядков. Но усилия оказались тщетными. Самурайское сословие нищало. Зато, как на дрожжах, росли капиталы торговцев, ростовщиков (дома Мицуи, Коноикэ, Оно, Симода и других). Задавленные поборами крестьяне целыми деревнями ударялись в бега. Земли не обрабатывались, запасы продовольствия в стране неуклонно снижались. В 1833 г. Японию охватил массовый голод. Городская беднота и крестьяне поднимали бунты, сотрясавшие всю феодальную систему. Особенно мощным был бунт городской бедноты в Осаке в 1837 г., поддержанный крестьянами округи. Власть в стране шаталась, теряя одну опору за другой. С середины XIX в. прочность невидимых, но вполне ощутимых стен, воздвигнутых сёгунатом вокруг Японских островов, подвергалась испытаниям со все возрастающей силой и частотой. Соперничающие друг с другом США, Англия и Франция, распространившие сферу своих колониальных интересов на Дальний Восток, пытались подобрать «ключик» к наглухо захлопнутым воротам, за которые спряталась от внешнего мира феодальная Япония. О богатствах этой страны ходили легенды, но всем представителям западной цивилизации, за исключением голландцев, доступ туда был закрыт. В 1825 г. правительство сёгуната Токугава — бакуфу — издало очередной закон, ужесточавший меры противодействия попыткам иностранцев проникнуть в страну. Предписывалось независимо от обстоятельств обстреливать иностранные суда, приближающиеся к японским портам, а высадившихся на берег чужаков беспощадно убивать. 

  Но не прошло и двух десятков лет, как правительство Эдо вынуждено было смягчить свою позицию. И объясняется это отнюдь не вспышкой интереса к жизни за рубежом, а страхом перед военной мощью стучащихся в ворота Японии держав. Эту мощь наглядно продемонстрировали британские войска, весьма эффективно расправившиеся с китайскими вооруженными силами в ходе т.н. Опиумной войны. Оценив степень нависшей угрозы, сёгунат пошел на попятную. Портовым администрациям в 1842 г. была разослана новая инструкция бакуфу, позволявшая снабжать иностранные корабли водой и припасами. К оружию предписывалось прибегать лишь при нежелании зарубежных гостей покинуть японскую гавань. Одновременно в стране было налажено производство пушек по голландским чертежам, а даймё получили разрешение строить большие военные корабли, что было до того времени категорически запрещено.  

  Корабли под иностранными флагами стали появляться у берегов Японии все чаще. В основном это были европейские суда, ищущие наиболее короткие и безопасные пути в Китай. Ветры и течения нередко уносили их в воды Страны восходящего солнца. Частыми нарушителями спокойствия стали и китобойные шхуны, устремлявшиеся к негостеприимным берегам, чтобы починить потрепанный бурями такелаж, набрать в бочки питьевой воды и пополнить запасы продовольствия. Китобоям и морякам необходимы были опорные базы на островах. И добиваться этого они были готовы даже силой, а при необходимости — с оружием в руках. 

  После неоднократных, но безрезультатных попыток связаться с бакуфу и договориться об открытии Японии американцы решили взломать запертые двери. И вот в конце ноября 1852 г. из порта Норфолк на Атлантическом побережье США вышла эскадра под командованием адмирала (коммодора) Мэттью К. Перри. 8 июля 1853 г. он ввел свои корабли в залив Эдо и подошел к порту Урага. Японские чиновники попытались уговорить Перри перенести переговоры в Нагасаки, где к присутствию иностранцев, хотя и весьма ограниченному, уже привыкли, но тот отказался и для пущей убедительности высадил на берег десант из 370 вооруженных моряков. Представителям бакуфу не оставалось ничего другого, как принять послание президента США Филмора на имя императора Японии. За ответом коммодор Перри обещал прибыть весной следующего года после плавания в Китай.


  Одновременно с американцами или даже несколько раньше (если судить по времени начала экспедиции) попытку завязать дипломатические и торговые отношения со своим дальневосточным соседом предприняла Россия. 7 октября 1852 г. от причала Кронштадта отошел фрегат под вымпелом вице-адмирала Евфимия Путятина, назначенного командующим Российским Тихоокеанским флотом и одновременно Полномочным послом в Японии. 22 августа 1853 г., спустя 1,5 месяца после прибытия в Японию коммодора Перри, эскадра Путятина бросила якоря в бухте Нагасаки.

  Изначально русская миссия была настроена на поиск мирных решений. Представители японской стороны, воспользовавшись этим, умышленно затягивали переговоры. Попытки Путятина связаться с Перри ни к чему не привели. Американцы стремились сохранить свое первенство в переговорах с бакуфу. Затягиванию процесса российско-японских переговоров способствовали и известия о начале в октябре 1853 г. Крымской войны. Возникла угроза нападения англо-французских кораблей на Камчатку и русское Приморье. Путятин вынужден был в апреле 1854 г. прервать переговоры и покинуть Нагасаки.

  А 13 февраля 1854 г. на рейде порта Урага вновь появились американские корабли. На этот раз коммодор Перри привел в Японию девять судов с 250 пушками. Настроен он был решительно и, пригрозив обстрелять Эдо, высадил 8 марта вооруженный десант в 500 человек. Несмотря на то, что значительная часть чиновников бакуфу и князей-даймё выступала за сохранение режима изоляции страны, сёгунат, испугавшись американской угрозы, уступил нажиму. 31 марта в г. Канагава (Иокогама) был подписан первый японо-американский договор о мире и дружбе. Американские суда получили право заходить в порты Симода и Хакодатэ, где на коммерческих условиях могли получать воду, уголь, продовольствие и все необходимое. В Симоду был назначен американский консул.

  Вскоре по образцу японо-американского договора были подписаны соответствующие документы с представителями Англии, Франции, Голландии, а 26 января (7 февраля) 1855 г. — с российским послом Путятиным. Для судов России были открыты порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Само по себе «открытие» Японии хотя и имело огромное принципиальное значение, но ожидаемых баснословных выгод на первых порах не принесло. Поэтому иностранные державы стали настаивать на расширении договорной базы, добиваясь дополнительных льгот и привилегий. Первыми преуспели на этом пути голландцы, получившие по договору 1856 г. право консульской юрисдикции, а спустя еще год обговорившие весьма выгодные для себя торговые тарифы.

  Под жестким нажимом в июле 1858 г. в Симоде был подписан японо-американский договор о торговле, носивший явно выраженный неравноправный и кабальный характер. Помимо открытия для двусторонней торговли ряда новых портов, он устанавливал экстерриториальность американцев в гражданских и уголовных делах, вводил крайне невыгодные для японцев тарифы и пошлины, ограничившие таможенный суверенитет Японии. В том же 1858 г. были подписаны по этому образцу неравноправные торговые договоры с Англией, Францией и Россией.

  Столь бесцеремонный прорыв в страну иностранцев вызвал немало возмущений среди самурайства, особенно в княжествах, поддерживавших императора. Недовольство усугубилось быстро проявившимися негативными для Японии результатами первых лет внешней торговли. Дешевые английские и американские ткани сбивали цены на местные товары. Страну наводнило серебро, ввозимое в обмен на дешевое местное золото. В стране процветали спекуляция и ростовщичество. Устоявшиеся рыночные отношения были сломаны. Это больно ударило по крестьянам, ремесленникам, самураям. В стране начали нарастать акции протеста с требованиями «изгнания варваров» (т.е. иностранцев). В 1860 г. самураи убили регента Ии Наосукэ, подписавшего от имени правительства неравноправные договоры. Год от года нарастало число антиправительственных восстаний в стране. Императорский двор, воспользовавшись неурядицами, начал предпринимать усилия по возвращению императору реальной власти.

  Передачи всей полноты государственной власти из Эдо в Киото никто не требовал, но ожидалось, что сёгунат примет на себя определенные обязательства по «изгнанию варваров». Бакуфу пообещало принять меры к удалению в ближайшие годы иностранцев из Японии, но к практическим мерам и не приступило. Это, впрочем, не остудило горячие головы националистов, которые стали совершать вооруженные нападения на иностранцев. В стране создавались самурайские отряды, стремившиеся силой побудить анемичный сёгунат к решительным действиям. Особенно активно в этом было самурайство двух южных княжеств — Сацума и Тёсю.

  Ситуация резко обострилась в конце 1862 г., когда самураи Сацума убили английского купца Ричардсона, ведшего себя по отношению к японцам исключительно нагло. Английский консул потребовал наказания убийц и крупной денежной компенсации, угрожая в противном случае обстрелом Эдо. Император договорился с сёгуном, прибывшим в Киото, незамедлительно начать войну против «варваров». Был назначен срок начала военных действий — 24 июня 1863 г. А за день до этого бакуфу уведомило иностранцев о закрытии портов. Войска Тёсю обстреляли из фортов Симоносэки стоящее на рейде американское торговое судно.

  Ответная реакция последовала немедленно. Американцы потопили два японских корабля у берегов Тёсю и обстреляли город Симоносэки. Английский флот произвел бомбардировку Кагосимы (центр княжества Сацума). Почти весь город сгорел, погибло много людей. Убедившись в своей неспособности противостоять военной силе «варваров», японские власти отменили решение о закрытии портов, полностью выплатили компенсацию за убитого Ричардсона и дали письменное обещание изловить и казнить виновных.

  Капитуляция властей не охладила пыла самураев Тёсю, требовавших не только изгнания иностранцев, но и свержения бакуфу. Между самурайскими отрядами и правительственными войсками в сентябре 1863 г. произошли вооруженные столкновения в районе Киото, а также в провинциях Ямато и Тадзима. Восставшие самураи были отброшены на юг. Пополнив свои ряды, они вновь попытались захватить Киото и вновь были разбиты. Бакуфу объявило княжество Тёсю мятежным.

  В начавшуюся гражданскую войну вмешались иностранцы. Корабли США, Англии, Франции и Голландии (Россия в этой карательной экспедиции участия не приняла) обстреляли центр княжества Тёсю — город Симоносэки. Власти Тёсю вынуждены были дать обязательство не мешать проходу иностранных судов через Симоносэкский пролив и уплатить огромную денежную контрибуцию. Сёгунат взялся сам выполнить денежные обязательства разгромленного княжества, но сразу изыскать требуемые 3 млн. долларов не смог. Тогда объединенный флот четырех держав вошел в Осакский залив. (В Осаке тогда находился сёгун Иэмоти, готовивший карательную экспедицию против мятежного Тёсю.) Под угрозой пушек Иэмоти согласился на все домогательства иностранцев. Он уговорил императора ратифицировать все предыдущие договоры с иностранными державами, попросил об открытии новых портов — Хёго (Кобе), Ниигаты, Осаки — и заодно подал прошение об отставке.

  В июле 1866 г. сёгунские войска в ходе очередной карательной экспедиции были разбиты южанами. Военные и дипломатические неудачи сёгуната вызвали активизацию действий мятежников. К ним присоединились самурайские отряды княжеств Сацума, Тоса и Хидзэн, выступившие с требованием «Долой бакуфу». Иностранцы не преминули принять участие в новом военном противостоянии. Но в этот раз их интересы разделились. Если Франция и США поддержали в той или иной мере сёгуна, то Англия сочла для себя более выгодным союз с антисёгунской коалицией. Вскоре сёгун Иэмоти умер и хозяином дворца в Эдо стал Кэйки — пятнадцатый сёгун из рода Токугава. А спустя несколько месяцев перемены произошли и в императорском дворце в Киото. Вместо скончавшегося императора Комэй на трон вступил 14-летний Муцухито (Мэйдзи).

  Последующие месяцы стали заключительным актом крушения режима бакуфу. В октябре 1867 г. сёгун Кэйки, отчетливо сознавая, что власть ему не удержать, подал в отставку и передал всю государственную власть императорскому правительству. Но, уходя в тень, Кэйки рассчитывал сохранить все феодальные права дома Токугава. Однако императорский двор настоял на конфискации всех земель и имущества Токугава. Этого Кэйки уже не мог стерпеть. Он бросил верные ему войска на Киото, но был разбит у деревушек Фусими и Тоба (близ Киото), бежал в Осаку, а оттуда перебрался в Эдо, преследуемый правительственными войсками, значительную часть которых составляли самурайские отряды юго-западных княжеств. В мае 1868 г. императорские войска заняли Эдо. Кэйки капитулировал.

  Однако гражданская война продолжалась еще более года. Бывшие вассалы дома Токугава не хотели сдаваться. Ушел из Эдо на север военный флот сёгуната. Северные княжества образовали достаточно сильную коалицию. Яростные вооруженные стычки произошли в Вакамацу и на Хоккайдо. Попытки северян сохранить суверенитет не увенчались успехом. Последовала жестокая расправа. Так в кровопролитных конвульсиях гражданской войны закончилась эпоха японского феодализма.

Обязательные визиты к сёгуну как демонстрация вассального подчинения в мирный период Эдо

Как складывалась система санкин котай, когда правители каждого княжества были обязаны проводить определённое время при сёгуне в Эдо? Она появилась как японский вариант выражения благодарности за благодеяния сюзерена, но впоследствии расходы даймё на путешествия с огромной свитой между провинциями и Эдо стали неподъёмным финансовым бременем для княжеств.

Установившаяся в период Эдо форма вассального подчинения

В период Эдо в Японии существовало около 300 «княжеств» хан, примерно соответствующих нынешним префектурам, во главе которых стояли хансю, «правители княжеств». Масштабы княжества определялись количеством производимого риса, которое измеряли в коку (石), соответствующий 1000 го, или около 150 кг риса. Феодалы с доходом более 10 000 коку получали от бакуфу (правительства сёгуна) признание их прав на земли, такие феодалы назывались даймё (大名).

В истории Японии существовало три периода сёгуната – Камакура (1192-1333), Муромати (1336-1573) и Эдо (1603-1868). Периоды Камакура и Муромати были бурными, и даймё выражали свою лояльность господину, приводя войска в его армию. Однако период Эдо был мирным, и ритуальным способом отдать дань уважения и выказать покорность стало посещение сёгуна в Эдо и пребывание там какое-то время.

Такие визиты назывались словом санкин (参勤), указывающим на то, что посещение (参) было обязанностью (勤) даймё. Согласно историческому документу «Истинные записи о Токугава» (Токугава дзикки), Иэясу, первый сёгун династии Токугава, сразу после основания замка Эдо назвал его центром политико-административной власти, и именно там сёгун принимал вассалов, как при дворе государя.

Официальное установление системы

санкин котай в правовом кодексе воинского сословия

Обычай визитов санкин, вероятно, появился в 1 году Гэнна (1615), когда Иэясу в ходе летней Осакской кампании уничтожил род Тоётоми.

Согласно документам, связанным с домом Сатакэ, правившим княжеством Акита, до 3 года Гэнна (1617) правитель ежегодно около полугода проживал в Эдо, а полгода – в своей вотчине. Следуя изречению Иэясу о том, что замок Эдо будет политическим центром страны, властитель Акиты тратил полгода на свои визиты. Другие феодалы, вероятно, поступали подобным образом.

С 4 года Гэнна посещения стали длиться год и проводиться через год, что и стало изначальным вариантом системы санкин котай. Периодичность ещё не определялась законами или постановлениями, сами феодалы приняли эту модель выражения покорности воле сёгуната, предугадывая желания своего сюзерена.

Юридически система была утверждена в 12 году Канъэй (1635), когда третий сёгун, Иэмицу, издал серию указов «Законы воинских домов: указы годов Канъэй» (Букэ сёхатто Канъэй рэй), в которой указывалось, что феодалы посменно должны пребывать в Эдо с четвёртого лунного месяца на протяжении года, то есть один феодал прибывал в четвёртом месяце, в третьем месяце следующего года отправлялся домой, а на его место приезжал другой, тоже с годовым визитом. Таким образом определялось посменное (котай) пребывание на протяжении года, которое стало обязанностью всех правителей княжеств.


Страница документа дома Токуяма-Мори, правителей княжества Токуяма в земле Суо (современная префектура Ямагути), которая воспроизводит указ сёгуна Токугава Иэмицу, устанавливающий обязательный характер санкин котай, и иллюстрирующая его значение для воинских домов (собрание архивных документов префектуры Ямагути)

На протяжении 260 лет периода Эдо система претерпела некоторые реформы, самая важная из которых произошла в 7 году Кёхо (1722), во времена восьмого сёгуна Ёсимунэ, когда княжества разделили на четыре группы, время пребывания в Эдо каждого даймё сократили до полугода, а продолжительность пребывания в своём княжестве увеличили до полутора лет. Проживание в Эдо каждый второй год истощало финансы княжеств, и для облегчения этого бремени время пребывания в Эдо было сокращено.

Но даже в этом случае расходы оставались огромными, и сокращение срока пребывания в Эдо до полугода для многих княжеств было недостаточным, чтобы решить их финансовые проблемы.

Процессии феодалов как ненужные в мирную эпоху военные парады

Самой большой статьёй расходов были траты на сопровождающих. Когда мы слышим о санкин котай, мы сразу представляем пышную процессию даймё. Длинная колонна княжеских вассалов несмотря на мирное время с пиками и мушкетами, которые кстати никогда не использовались, растягивалась по дороге – это можно назвать представлением, единственной целью которого была демонстрация мощи и достоинства даймё.

Подготовив снаряжение и оснастив людей, приходилось идти в Эдо много дней, а в случае удалённых от Эдо княжеств – и недель. Во сколько обходилось обеспечение людей? Немало стоил и постой по пути, и проживание в Эдо – всё это ложилось огромным бременем.

Приведённая ниже картина показывает процессию санкин княжества Цуяма в бывшей провинции Мимасака (северо-восточная часть современной префектуры Окаяма), проходившую в 1818 году. В центре в паланкине едет даймё, в верхнем ряду слева – мушкетёры, справа – лучники. Всего этих картин семь, данная – пятая, то есть чтобы получить примерное представление о количестве людей и снаряжения, следует произвести умножение на семь – и такая процессия передвигалась пешком, преодолевая путь более чем в 600 километров, чтобы из земли Мимасака добраться до Эдо, а по истечении срока вернуться обратно.


Картина изображает возвращение даймё княжества Цуяма после срока обязательного пребывания в Эдо; в том году владения княжества Цуяма увеличились вдвое, с 50 000 до 100 000 коку. В паланкине – седьмой даймё Цуямы Мацудайра Наритака (Собрание Муниципального музея Цуямы)

Общепринятая версия состоит в том, что система санкин котай была способом истощить финансы княжеств, принуждая их к большим расходам, что делало их неспособными к антиправительственным выступлениям.

Однако нельзя сказать, что это абсолютно верно, поскольку известно, что бакуфу неоднократно советовало всем княжествам избегать чрезмерных расходов на путешествия. В обременительности санкин котай немалую роль играло стремление показать достоинство, поэтому устраивали роскошные процессии, а во время пребывания в Эдо не щадили средств, чтобы их не воспринимали как деревенщину. Подробнее мы поговорим об этом в следующей статье серии.

Фотография к заголовку: Возвращение на родину даймё Цуямы и его свиты. В верхнем ряду слева – члены отряда ядоваритай, который отправлялся в путь на пять дней раньше остальных, чтобы зарезервировать жилье. В паланкине в центре второго ряда едет кандзё-бугё, ответственный за управление расходами на поездку (собрание Муниципального музея Цуямы)

Реставрация Мэйдзи: период Эдо и сёгунат Токугава

Восстание сёгуната Токугава

В 1500-х годах власть в Японии была децентрализована, и почти столетие ее раздирала война между соперничающими феодалами (даймё). Однако после победы в битве при Секигахаре в 1600 году Токугава Иэясу быстро консолидировал власть из своего сильно укрепленного замка в Эдо (ныне Токио).

Престижный, но в значительной степени бессильный императорский двор назначил Иэясу сёгуном (или верховным военачальником) в 1603 году, положив начало династии сёгунатов, которая будет править Японией в течение следующих двух с половиной столетий.

Знаете ли вы? Всего через семь лет после окончания периода Мэйдзи недавно модернизированная Япония была признана одной из держав «Большой пятерки» (наряду с Великобританией, США, Францией и Италией) на Версальской мирной конференции, положившей конец Первой мировой войне.

От Вначале сёгунат Токугава сосредоточился на восстановлении порядка в социальных, политических и международных делах после столетия войн. Политическая структура, созданная Иэясу и укрепившаяся при двух его непосредственных преемниках, его сыне Хидэтада (который правил с 1616 по 1623 год) и внуке Иэмицу (1623-51 годы), привязывала всех даймё к сёгунату и ограничивала любого отдельного даймё от получения слишком больших доходов. земли или власти.

Япония самоизолируется

Подозревая иностранную интервенцию и колониализм, режим Токугава принял меры, чтобы исключить миссионеров и в конечном итоге полностью запретил христианство в Японии. Ближе к началу периода Токугава в Японии насчитывалось около 300 000 христиан.

Однако после жестокого подавления сёгунатом христианского восстания на полуострове Симабара в 1637–1638 годах христианство было вынуждено уйти в подполье. Господствующей верой периода Токугава было конфуцианство, относительно консервативная религия с сильным акцентом на лояльность и долг.

Стремясь изолировать Японию от разрушительного иностранного влияния, сёгунат Токугава также запретил торговлю с западными странами и запретил японским купцам торговать за границей. С Актом об изоляции (1636 г.) Япония была фактически отрезана от западных стран на следующие 200 лет (за исключением небольшого голландского аванпоста в гавани Нагасаки).

В то же время Япония поддерживала тесные отношения с соседними Кореей и Китаем, подтверждая традиционный восточноазиатский политический порядок с Китаем в центре.

Период Эдо: экономика и общество

Неоконфуцианская теория, господствовавшая в Японии в период Токугава, признавала только четыре социальных класса — воинов-самураев, ремесленников, фермеров и торговцев — и перемещение между этими четырьмя классами было официально запрещено. Когда мир был восстановлен, многие самураи стали бюрократами или занялись торговлей.

В то же время от них ожидалось, что они сохранят свою воинскую гордость и военную готовность, что привело к большому разочарованию в их рядах. Со своей стороны, крестьянам (которые составляли 80 процентов населения Японии) запрещалось заниматься несельскохозяйственной деятельностью, что обеспечивало стабильный доход землевладельческим властям.

Японская экономика значительно выросла в период Токугава. В дополнение к акценту на сельскохозяйственном производстве (включая основной урожай риса, а также кунжутное масло, индиго, сахарный тростник, шелковицу, табак и хлопок), торговля и обрабатывающая промышленность Японии также расширились, что привело к подъему все более богатого купца. класса и, в свою очередь, к росту японских городов.

В Киото, Осаке и Эдо (Токио) возникла яркая городская культура, обслуживающая торговцев, самураев и горожан, а не дворян и даймё, традиционных покровителей. Эпоха Гэнроку (1688-1704 гг.) особенно ознаменовалась расцветом театра Кабуки и кукольного театра Бунраку, литературы (особенно Мацуо Басё, мастера хайку) и ксилографии.

Дипломатия канонерской лодки

Поскольку сельскохозяйственное производство отставало от торгового и коммерческого секторов, самураи и даймё жили не так хорошо, как торговцы. Несмотря на усилия по фискальной реформе, растущая оппозиция серьезно ослабила сёгунат Токугава с середины 18 до середины 19 века, когда годы голода привели к усилению крестьянских восстаний.

Серия «неравноправных договоров», в которых более сильные страны навязывали свою волю меньшим странам в Восточной Азии, вызвала дальнейшие волнения, особенно Канагаваский договор, который открыл японские порты для американских кораблей, гарантировал им безопасную гавань и позволил США открыть постоянное консульство в обмен на отказ от бомбардировок Эдо. Он был подписан под давлением, когда коммодор Мэтью Перри, применив тактику «дипломатии канонерок», угрожающе направил свой американский боевой флот в японские воды.

Реставрация Мэйдзи

В 1867 году два могущественных клана, выступавших против Токугава, Тёсю и Сацума, объединили свои силы, чтобы свергнуть сёгунат, и в следующем году объявили «императорскую реставрацию» от имени молодого императора Мэйдзи, который только что был 14 лет на тот момент.

Конституция Мэйдзи 1889 года, которая оставалась конституцией Японии до 1947 года, после Второй мировой войны, была в значительной степени написана Ито Хиробуми и создала парламент или парламент с нижней палатой, избираемой народом, премьер-министром и кабинетом. назначался императором.

Мир и стабильность периода Токугава, а также экономическое развитие, которому он способствовал, подготовили почву для быстрой модернизации, которая произошла после Реставрации Мэйдзи.

В период Мэйдзи, который закончился со смертью императора в 1912 году, в стране произошли значительные социальные, политические и экономические изменения, включая отмену феодальной системы и принятие кабинетной системы правления. Кроме того, новый режим снова открыл страну для западной торговли и влияния и наблюдал за наращиванием военной мощи, что вскоре вывело Японию на мировую арену.

Русско-японская война

В 1904 году Российская империя при царе Николае II была одной из крупнейших территориальных держав мира. Когда царь нацелился на тихий порт в Тихом океане для торговли и базы для растущего флота, он сосредоточился на Корейском и Ляодунском полуостровах. Япония, опасаясь роста российского влияния в регионе после Первой китайско-японской войны 1895 года, проявляла осторожность.

Сначала две страны попытались договориться. Россия отказалась от предложения Японии передать ей контроль над Маньчжурией (северо-восток Китая) для сохранения влияния в Корее, а затем потребовала, чтобы Корея к северу от 39-йй параллели служат нейтральной зоной.

Японцы ответили внезапным нападением на российский Дальневосточный флот в Порт-Артуре в Китае 8 февраля 1904 года, положив начало русско-японской войне. Конфликт был кровавым, и более 150 000 человек погибли в ходе боевых действий между 1904 и 1905 годами.

Война закончилась победой Японии и подписанием Портсмутского договора при посредничестве президента США Теодора Рузвельта ( который впоследствии получил Нобелевскую премию за участие в переговорах). Россию представлял Сергей Витте, министр в правительстве царя Николая, а выпускник Гарварда барон Комура представлял Японию. Некоторые историки называют русско-японскую войну «Нулевой мировой войной», поскольку она подготовила почву для грядущих глобальных войн, которые изменят глобальную политику.

Источники

Реставрация и модернизация Мэйдзи. Азия для педагогов.
Реставрация Мэйдзи: конец сёгуната и строительство современного японского государства. Nippon.com.
Какое значение имеет реставрация Мэйдзи спустя 150 лет? Экономист.
Дипломатия канонерок. Государственный департамент США.

Период Эдо — Энциклопедия всемирной истории

Период Эдо относится к годам с 1603 по 1868 год, когда Японией правила семья Токугава. Эпоха названа в честь города Эдо, современного Токио, где находилось правительство сёгуната Токугава. Его также иногда называют ранним современным периодом, потому что именно в это время сформировались многие характеристики современного японского общества.

Политическая структура

В 1600 году Токугава Иэясу (1543-1616) возглавил коалицию из даймё из восточной Японии и одержал победу над аналогичной коалицией из даймё из западной Японии в битве при Сэкигахара. Эта битва положила конец длительному периоду гражданской войны, которую Япония пережила за предыдущие 140 лет. В 1603 году, следуя прецеденту Минамото-но Ёритомо (1147-1199), Иэясу приказал императору назначить его сёгуном. В то время императорская семья не имела реальной власти, но у нее была возможность придать политическую легитимность посредством таких титулов. Пользуясь этим назначением, Иэясу создал собственное военное правительство, которое по-японски называется

бакуфу . В то время как Токугава были самой могущественной семьей воинов, Иэясу не хватало ни силы, ни желания уничтожить все другие семьи воинов и создать централизованное государство. Вместо этого он ввел систему, в которой местные даймё в значительной степени оставляли контроль над своей территорией в обмен на признание правления Токугавы на национальном уровне.

Удалить рекламу

Реклама

Токугава контролировал около 30 процентов земель в Японии, а остальная часть находилась в руках около 270 даймё семей. Иэясу разделил их на три группы:

YouTube Следите за нами на YouTube!
  • санкэй даймё
    – боковые ветви семьи Токугава
  • фудай даймё – присягнувший на верность Иэясу перед битвой при Секигахаре
  • тозама даймё – присягнувший на верность Иэясу только после битвы при Секигахаре

Земля, контролируемая этими даймё , называлась хан . Размер хан измерялся не площадью земли, а количеством риса, которое он мог произвести в единице, называемой коку . Фудай даймё пользовались большим доверием, и их хан , которые, как правило, были относительно небольшими, располагались в ключевых стратегических точках центральной Японии. хан менее заслуживающего доверия тозама даймё были намного больше, но располагались далеко от центра Японии.

Удалить рекламу

Реклама

Начиная с 1630-х годов,

даймё должны были проводить попеременно годы, живя в Эдо и на своих территориях.

Токугава принял целый ряд мер по контролю над даймё . Например, были изданы указы, ограничивающие численность даймё армий; им разрешалось иметь только один замок на своей территории, и им не разрешалось ремонтировать укрепления без разрешения. Токугава построил в Эдо большой замок, и с 1630-х годов даймё должны были поочередно жить в Эдо и на своих территориях. Их семьям пришлось навсегда остаться в Эдо, где они фактически оказались заложниками.

В рамках своей системы социального контроля Токугава также создал четырехуровневую наследственную классовую систему. Воины, которые составляли около 7% населения, были на вершине, за ними следовали земледельцы, ремесленники и торговцы. Одной из целей этой системы было снижение уровня насилия в обществе за счет ограничения количества людей, имевших доступ к оружию. Обстоятельства, при которых воины могли прибегать к насилию, также были ограничены. Еще одна мера, предпринятая Токугавой, заключалась в ограничении контактов между Японией и зарубежными странами. Европейцы прибыли в Японию в 16 веке, чтобы заниматься торговлей и распространять христианство. Токугава боялся, что они могут оказать поддержку мятежникам 9.0074 даймё,

поэтому они запретили христианство и изгнали всех европейцев, кроме голландцев, которым разрешили торговать в порту Нагасаки.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Историки называют политическую структуру, созданную Токугавой, системой баку-хан , потому что она состояла из бакуфу и хан . Иногда его описывают как форму феодализма в средневековой Японии, но это говорит о том, что он был похож на политическую систему в Европе в средние века, чего на самом деле не было.

Период экономического роста

В период с 1600 по 1720 год население Японии примерно удвоилось с 15 до 30 миллионов человек. Такой быстрый рост был возможен потому, что, какими бы недостатками ни обладала политическая система Токугава, она принесла мир после многих лет гражданской войны. Освобожденные от разорения неистовствующих армий, фермеры смогли приложить больше усилий, чтобы прокормить себя и свои семьи.

Замковый комплекс Химэдзи

Неизвестный художник (общественное достояние)

Даймё также имели значительные стимулы для увеличения продуктивности своей земли. Хотя Токугава не облагал доход даймё прямым налогом, они возлагали на них различные виды финансового бремени. Самыми обременительными из них были расходы, связанные с альтернативной системой посещаемости, которая могла потреблять до 40% их дохода. Как следствие,

даймё часто испытывали нехватку денег. Было два способа решить эту проблему. Один из них заключался в том, чтобы попытаться получить больше налогов с фермерского населения. Это часто предпринималось, но у фермеров было множество способов противостоять этому. Более успешным методом было попытаться увеличить общую продуктивность своей территории. Для этого около даймё поощрял открытие новых сельскохозяйственных угодий, развитие ирригации, использование улучшенных методов ведения сельского хозяйства и производство товарных культур, таких как хлопок и шелк, воск, бумага и соль, которые можно было продавать за пределами их территории. Это привело к росту торговли на местном, региональном и национальном уровнях и возникновению коммерческой экономики.

Удалить рекламу

Реклама

Новая городская культура

Увеличение населения и торговли привело к большей урбанизации. На региональном уровне города развивались вокруг местных замков. Размер замка зависел от достатка местных даймё . Некоторые из них были маленькими, а другие, например, замок Химэдзи, были огромными. Население воинов поощрялось жить в этих городах, где они выполняли различные административные задачи, необходимые для управления местным правительством. Постепенно эти воины превратились из класса бойцов в гражданских администраторов.

К концу 17 века в Эдо проживало более миллиона человек, и он был самым большим городом в мире.

Класс воинов нуждался в различных продуктах и ​​услугах, поэтому ремесленников и торговцев также привлекали города, которые были разделены на разные секции в соответствии с классовой системой. В таких городах, как Хаги и Канадзава, части этих районов периода Эдо сохранились до наших дней, где они являются популярными туристическими достопримечательностями. На национальном уровне Эдо, Осака и Киото развивались как очень крупные города. К концу 17 века н.э. в Эдо проживало более миллиона человек, и он был самым большим городом в мире. Воины составляли большую часть населения Эдо, потому что это был политический центр Японии. Напротив, Осака развивалась как крупный торговый центр в западной Японии, и в ней доминировали торговцы. Пока там жила императорская семья, Киото оставался столицей Японии и был известен своей аристократической высокой культурой.

Во второй половине XVII века в этих городах развивались новые формы культуры, отражавшие жизнь простых людей. В период Эдо проституция была легальна, но ограничивалась так называемыми «кварталами удовольствий». Хотя условия труда женщин, занятых в этих областях, были ужасными, они стали центром процветающего развлекательного бизнеса. На японском это называлось

укиё , что означает «плавающий мир». Первоначально это был буддийский термин, означавший «мимолетный мир», но он стал использоваться для обозначения проституток и их клиентов, которые часто посещали кварталы удовольствий.

Удалить рекламу

Реклама

Японская гравюра на дереве с изображением куртизанки

Попечители Британского музея (CC BY-NC-SA)

Тесно связано с этим появление двух новых форм театра: бунраку , который был формой кукольного театра, и кабуки , в котором использовались актеры. В то время самым известным драматургом был человек по имени Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724), и благодаря его пьесам мы можем получить представление о том, каким было японское общество того времени.

Ихара Сайкаку (1642-169 гг.)3) писал романы о жизни нового городского класса, а Мацуо Басё (1644-1694) превратил поэзию хайку в утонченную форму искусства. Хишикава Моронобу (1618-94) ярко изобразил сцены из «плавающего мира» в новой форме искусства, названной укиё-э (изображения плывущего мира).

Распространение неоконфуцианства

XVII век был также периодом инноваций в интеллектуальном мире. До 1600 года доминирующими религиями в Японии были синтоизм и буддизм, но в 17 веке влияние приобрело и конфуцианство. Конфуцианство возникло в Китае в 5 веке до н. э., но в то время оно было не более чем системой этики, касающейся того, как должны вести себя люди и правители. Однако после распространения буддизма в Китае из Индии во 2 веке нашей эры конфуцианские интеллектуалы начали развивать гораздо более сложный набор идей. В эпоху Сун (9 в.60-1279) такие мыслители, как Чжу Си (1130-1200), разработали неоконфуцианство, всеобъемлющую теорию личности, общества и вселенной.

Одна из центральных идей неоконфуцианства состоит в том, что человеческая природа по своей сути хороша, но эта доброта может быть омрачена взаимодействием с миром. Чтобы восстановить изначальное добро, людям необходимо заниматься самосовершенствованием. Некоторые неоконфуцианские идеи были привнесены в Японию в период Камакура (1185–1333), а затем в период Муромати (1333–1573) вместе с новыми типами буддийской мысли. Однако только в ранний период Эдо неоконфуцианство развилось как отдельная школа мысли, отличная от буддизма. Японское правительство относилось к ранним конфуцианцам с подозрением, потому что считалось, что они защищают какую-то форму христианства, которую Токугава запретил в 1620-х годах. Однако постепенно появился класс независимых ученых, которые зарабатывали на жизнь преподаванием конфуцианства.

Удалить рекламу

Реклама

Когда-то считалось, что конфуцианство было просто консервативной идеологией, которая поддерживала иерархический общественный порядок, навязанный Японии Токугавой. Однако более поздние исследования показали, что это не так. В Китае конфуцианство было частью государственного аппарата. Чтобы стать государственным чиновником, люди должны были сдать экзамены на государственную службу имперского Китая на основе понимания классических произведений конфуцианства, преподаваемых в государственных школах. Хотя на самом деле этого могли добиться только представители богатой элиты, теоретически назначение в правительство основывалось на заслугах.

Ямага Соко

Неизвестный художник (общественное достояние)

Однако в Японии правительство находилось в руках наследственной военной аристократии, и любое предположение, что дела должны идти иначе, не одобрялось. В этом отношении одним из примеров ученого, попавшего в беду, был Ямага Соко (1622–1685). Ямага был обеспокоен тем фактом, что с приходом мира в Японию воины утратили свою традиционную роль воинов. Он утверждал, что воины как правящий класс теперь обязаны не только управлять, но и служить образцом для подражания для других членов общества. Для этого они должны заниматься самосовершенствованием как в области военной подготовки, так и в области литературного искусства. В то время как сам Соко был на время изгнан из Эдо, потому что некоторые из его идей оскорбляли высокопоставленных лиц, другие ученые-конфуцианцы, такие как Огю Сорай (1666–1728) и Араи Хакусэки (1657–1725), пользовались большим уважением и становились советниками сёгунов.

Для японских ученых был один аспект конфуцианства, который был особенно проблематичным. То есть в конфуцианской мысли Китай рассматривался как «среднее царство», а окружающие страны считались «варварскими». Некоторые японские ученые приняли идею о том, что Япония уступает Китаю, в то время как другие критиковали ее. Применяя методы текстурного анализа, которым они научились из самого конфуцианства, к изучению древней японской литературы, критики утверждали, что Япония на самом деле превосходит Китай. Некоторые опирались на синтоистские идеи о божественности императорской семьи, в то время как другие утверждали, что истинный дух конфуцианства был утерян в Китае, но сохранился в Японии. По-японски такая мысль называется 9.0074 кокугаку (национальное обучение) и представлял собой форму раннего национализма.

Инцидент с Ако

В начале 18 века в Эдо произошел инцидент Ако, который символизировал, как сильно изменилось японское общество в течение 17 века. В 1701 году правитель Ако (владения в западной Японии) Асано Наганори напал на чиновника по имени Кира Ёсинака в замке Эдо, готовясь к судебной церемонии. Кира была лишь слегка ранена, но нарушение спокойствия таким образом считалось преступлением, караемым смертной казнью. Асано было приказано совершить сэппуку , как в то время казнили воинов. Его домен также был конфискован, и это означало, что его вассалы стали ронинами или воинами без хозяина.

47 ронинов атакуют особняк Киры

Кацусика Хокусай (общественное достояние)

47 из этих ронинов организовали тайный заговор против Киры, так как считали, что он несет ответственность за смерть Асано. Примерно через два года они совершили внезапное нападение на особняк Киры и убили его. Его отрубленную голову отнесли в ближайший храм, где был похоронен Асано. Там заговорщики ждали прибытия властей. Они были арестованы, и после расследования, проведенного государственными чиновниками, им также было приказано совершить сэппуку . Этот вердикт был важен, потому что он показывает, что, несмотря на то, что вассалы демонстрировали воинственную верность своему бывшему лорду, правительство не желало терпеть случайные акты насилия.

Конец правления Токугавы

Примерно с 1720 года прирост населения прекратился, и до конца периода Эдо оно оставалось стабильным на уровне около 30 миллионов человек. Отчасти это было связано с тем, что люди решили иметь меньше детей, чтобы сохранить свой уровень жизни. Это также отражало тот факт, что, учитывая уровень доступных технологий, человеческое население достигло своих экологических пределов. Япония пережила многочисленные голодоморы и другие стихийные бедствия, унесшие жизни многих людей. Это ухудшение экономической ситуации начало оказывать давление на политическую систему Токугава в то время, когда на горизонте маячила угроза из-за рубежа.

В начале периода Эдо бакуфу смог изгнать большинство европейцев, потому что уровень технологий в Японии и Европе был одинаковым. На протяжении всего периода Эдо правительство требовало от голландских торговцев в Нагасаки предоставлять ему отчеты об условиях во внешнем мире. Кроме того, в 1720-х годах восьмой сегун Токугава Ёсимунэ смягчил правила ввоза иностранных книг. Перевод этих книг привел к росту Рангаку или «Голландское обучение», которое включало изучение европейских научных идей. По этим причинам, несмотря на ограничения на контакты с зарубежными странами, правительство не оставалось в полном неведении о событиях, происходящих за пределами Японии. Однако с конца 1700-х годов в Японию начали заходить иностранные корабли с просьбой открыть страну для торговли. Все эти предложения были отвергнуты.

С конца 18 века в Англии и других европейских странах началась промышленная революция. Изобретение паровой машины значительно расширило производство, а также привело к развитию железных дорог и пароходов. Это также привело к производству улучшенного оружия, которое дало европейцам решающее преимущество в войне. В 1840-х годах победа Великобритании в Опиумной войне против Китая заставила японских лидеров осознать, что «иностранные варвары» представляют реальную угрозу для Японии. В 1853 году американец Мэтью Перри (1794-1858) возглавил эскадру паровых кораблей, вооруженных оружием индустриальной эпохи, в Японию и потребовал, чтобы страна открылась для торговли. В следующем году бакуфу неохотно подписали соглашение с США, которое частично сняло ограничения на зарубежные визиты. В 1858 году было подписано еще одно соглашение, которое открыло большую часть страны, за ним последовали аналогичные соглашения с Соединенным Королевством, Россией и Францией. Воспринимаемая слабость реакции бакуфу на внешнюю угрозу сделала его уязвимым для вызовов со стороны внутренних противников. Эту задачу возглавили два крупнейших тозама даймё , Сацума на Кюсю и Тёсю на западе Хонсю.

Теоретически бакуфу управлял Японией от имени императорской семьи. Это была удобная политическая фикция для Токугава в ранний период Эдо, поскольку она узаконивала их правление. Однако, основываясь на изучении японской истории, критики стали утверждать, что Токугава незаконно узурпировал власть императорской семьи, и требовали вернуть ее. Они связали это требование с угрозой со стороны иностранных государств через лозунг sonno joi, , что означает «почитай императора, изгоняй варваров». И в Тёсю, и в Сацуме были нападения на иностранцев, но в ответ европейские корабли обстреляли объекты в этих двух районах. Эта демонстрация силы продемонстрировала, что попытки изгнать варваров нецелесообразны, и поэтому были приложены новые усилия для свержения бакуфу . После непродолжительной гражданской войны последний сегун Токугава Ёсинобу (1837-1913) решил вернуть свою власть императорскому двору в ходе события, известного как Реставрация Мэйдзи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *