Образы кондотьеров в итальянском искусстве эпохи Возрождения
АННОТАЦИЯ
Эта статья направлена на выявление роли образов кондотьеров в культуре и искусстве эпохи Возрождения, их эволюции, и соотнесение с жизнью и качествами реального человека.
ABSTRACT
This article aims to identify the role of images of condottieres in the culture and art of the Renaissance, their evolution, and correlation with the life and qualities of a real person.
Ключевые слова: Кондотьер, Возрождение, Пьеро делла Франческа, Скультпура, Италия, Итальянское Возрождение, Буффальмакко, Леонардо да Винчи, Паоло Уччелло.
Keywords: Condottier, Renaissance, Piero della Francesca, Scultpura, Italy, Italian Renaissance, Buffalmacco, Leonardo da Vinci, Paolo Uccello..
«Совершенно ясно, что глубочайшим образом ошибаются те историки эстетики, которые берут в Ренессансе только самое чистенькое, самое безупречное, самое передовое и закрывают глаза на возрожденческий стихийный индивидуализм, взятый в целом» [6, с. 111].
Опираясь на данную цитату, можно сделать вывод, что искусство не всегда предстает перед нами в состоянии идеального образа, но даже если это так, то зачастую, реальное значение и состояние изображаемого объекта или фигуры остается неизвестным. В контексте данной статьи становится важным рассмотрение эволюции образа кондотьера на протяжении эпохи Возрождения и соотнесение их с жизненным укладом и деятельностью реального героя.
Слово «кондотьер» происходит от итальянского «condotta», представляющего собой специальный договор между городом-коммуной и предводителем наёмных отрядов. Есть нечто схожее в структуре итальянских республик и древнегреческих полисов, перемирие между которыми встречаются гораздо реже, чем постоянные военные стычки. В отличие от полисов, где каждый гражданин априори являлся воином, итальянские города охотно прибегают к услугам наемников, чей национальный состав мог быть самым различным.
Это было особенно заметно по завершению Столетней войны, когда огромный состав деклассированного элемента, сделавшего войну своей профессией, хлынул в Италию. Некоторые кондотьеры становились основателями целых направлений в военном искусстве, а беспрецедентные социальные лифты делали многих из них правителями городов и основателями новых династий.
Данные тенденции не могли не найти своё отражение в искусстве.
Так впервые со времён древнего Рима (немногочисленные попытки времен Теодориха или Карла Великого носят случайный характер) сначала в живописи, а затем и в скульптуре появляется милитаризированный тип героя, олицетворенный в образе всадника, за которым представляется победоносное войско. И если средневековый образ — это Святой, чьи духовные качества не вызывают сомнений, в эпоху Возрождения он предоставляет нам тип человека, выделяющегося над повседневностью благодаря личным качествам, и привыкшим надеяться, в первую очередь, на самого себя. Поэтому, неслучайно эпоха кондотьеров совпадает со временем расцвета ренессанса – XIV- XV веков.
Как отмечает М. Дворжак: «Небольшие отряды наёмников, с помощью которых итальянские коммуны вели между собой войны, были всем чем угодно, но только не содружеством героев, а общественное положение их предводителя было немногим выше, чем положение полезного слуги высшего ранга. То были скорее фольклорные, чем подлинно исторические герои, — фольклорные, прежде всего потому, что они были воплощением нового идеального человеческого типа, который мог вызывать всеобщий интерес и занимать воображение благодаря силе воли и внешнему блеску, умению полагаться лишь на собственные силы и смотреть жизни прямо в лицо» [4, с. 95].
Галерею образов открывает конный портрет Гвидориччо да Фольяно, написанный в 1328 году художником Симоне Мартини. Автор представляет образ уверенного в себе воина с прямой спиной, строго вертикально держащего жезл главнокомандующего, в пышном плаще с рядами чёрных ромбов и ветками виноградной лозы. Всё это соответствует складу рыцарского идеала, характерному для эпохи позднего средневековья и, в частности, для культуры Сиены, где данное произведение было представлено в Палаццо Публико.
Учитывая вытянутый формат фрески (340 х 968см), С. Мартини еще не удается создать целостной композиции. Палатки сиенского лагеря справа выглядят фрагментарно и если отбросить монументальные размеры произведения, то оно, скорее напоминает книжную миниатюру, от которой в то время еще отталкивались многие художники. Тем не менее, фигура всадника является главенствующей не только благодаря практически центральному месторасположению, но и контрасту на фоне безжизненного монохромного пейзажа. Это образ триумфатора только что одержавшего победу над своим соперником, другим прославленным воином кондотьером Каструччо Кастракане.
Его предполагаемый облик мы видим в пизанской фреске Буонамико Буффальмако «Триумф Смерти» в виде всадника, указывающего левой рукой на мертвецов. Жизнеописание того же героя было составлено Никколо Макиавелли, который, как и другие итальянские патриоты видел в кондотьерах с их жестокостью и беспринципностью одну из причин раздробленности Италии.
Одним из таких военачальников является Джон Хоквуд, чей монументальный образ воспроизведен в 1436 году Паолло Учелло на стене собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Сын простого ремесленника из Англии, участник основных битв Столетней войны, обладавший неимоверными задатками лидера, возглавивший в Италии знаменитый «Белый отряд», он неоднократно сражался против Флоренции, перейдя, в конце концов, на её сторону, где и был увековечен спустя 42 года после своей смерти (проект росписи задокументирован уже через год после смерти военачальника).
«Иллюзионизм Учелло проявляется, прежде всего, в том, что портрет кондотьера задуман не как портрет живого человека, а как изображение статуи» [3, с. 192].
Фреска имеет монументальные размеры — 732 х 404 см. Композиция делится строго пополам, предоставляя зрителю две абсолютно разные точки зрения. Для саркофага с постаментом она даётся снизу-вверх, в расчете на зрителя, находящегося внизу пространства собора. При этом традиции плоскостной живописи заставляют представить такое изображение всадника, будто он находится на одном уровне со зрителем. Объединяющим звеном является свет, бьющий со спины и полностью погружающий лицо в тень.
Известно то, насколько пристальное внимание уделял П. Учелло вопросам перспективы. Она же могла стать неким сковывающим элементом, превращаясь в математическую схему. Поза коня с параллельно опорными дальними ногами и одновременно приподнятыми с одной стороны, ближними к нам, не является ошибкой так как «…в пространстве подчинённом законам перспективы и разделённом на параллельные пространственные планы, движение коня не мыслится художником в перекрещивающихся плоскостях. Тем самым, Паоло Учелло как бы утверждает, что перспектива – это не средство придания большей реальности образов, а способ правильного размещения их в пространстве и что именно пространство определяет построение композиции, даже если оно не совпадает с реальностью» [1, c. 246].
Написанная рядом спустя 30 лет, фреска Андреа дель Кастаньо, с изображением кондотьера Николо да Толентино, продолжает данную традицию. Вся композиция богато орнаментирована. В отличие от П. Учелло точка зрения снизу выдержана как для постамента, так и для всадника. Сохраняя схему предшественника, Андреа дель Кастаньо делает изображение более реалистичным, придавая фигурам больше динамики, одним из элементов которой является свет, бьющий теперь навстречу всаднику, и визуально усиливающий эффект движения.
Можно предположить, как могла бы выглядеть скульптура Хоквуда если бы она была воплощена, как это предусматривалось изначально. Представление о внешнем виде произведения можно получить исходя из конных образов арок Скалигеров в Вероне, или надгробной статуи Бернабо Висконти, выполненные во второй половине XIV века в Милане. Архаичные предельно статичные образы воспринимаются как некий монолит коня и всадника. Являясь композиционной частью саркофага, они не могут быть вырваны из контекста.
Попытка отделить статую от саркофага, представив её как самостоятельный образ, была предпринята другом П. Учелло скульптором Донателло. Его памятник кондотьера Гаттамелаты является не просто новаторским — «статуя Гаттамелаты играет важную историческую роль — это первое звено в длинной цепи конных статуй, которые созданы новым европейским искусством» [3, с. 140].
Будущий кондотьер — Эразмо да Нарни был сыном пекаря, прозванный за свою хитрость Гаттамелата (Пятнистая кошка). Его биография не является чем-то выдающимся на фоне подобных жизнеописаний. Получивший на склоне лет должность предводителя войск Венецианской республики, после смерти был увековечен в Падуе, входившей в состав материковых владений Венеции, правителем которой стал в 1437 году.
Помимо вышеупомянутой фрески П.Учелло, еще одним источником вдохновения Донателло служила единственная сохранившаяся со времен античности конная статуя Марка Аврелия. Хотя Эразмо да Нарни скончался в возрасте 72 лет, художник показывает его на манер римских императоров в расцвете сил. Также, отсылкой к античности служат украшенные декоративными фигуркам доспехи, открытая, в духе тех же римских полководцев голова, а также изображение дверей на постаменте, приоткрытых с восточной и закрытых с западной стороны, символизирующих переход в царство мертвых. Немного укороченные ноги придают массивность телу всадника, превращая скульптурную группу в единое целое. Донателло сумел гармонично объединить горизонталь коня с вертикально сидящей фигурой всадника. При кажущейся статичности, в композиции присутствует плавное движение, которое подчеркивается медленным движением коня, опирающимся кончиком копыта на пушечное ядро. Это создаёт также дополнительную точку опоры для массивной группы, строгой диагонали длинного меча, ритмически сочетающихся с направлением жезла, легким поворотом головы коня на толстой шее и обилием округлых форм. Статуя рассчитана на строго профильное восприятие, резко контрастирующее с фоном неба. Эффект усиливается за счет светлой плиты мрамора, визуально отделяющей скульптурную группу от высокого постамента. При всей индивидуальности, Гаттамелату можно рассматривать, как обобщенный символ человека эпохи Возрождения, привыкшего полагаться в первую очереди на самого себя и независящего от высших сил. Это первый гражданский монумент эпохи Возрождения.
Бронзовая статуя кондотьера Коллеони, разработанная Верроккьо и законченная уже после его смерти Алессандро Леопарди, в 1493 году, поставленная в Венеции, представляет собой дальнейшее развитие монументальной конной скульптуры. Будучи сыном кондотьера сам Бартоломео Коллеони (1400-1475) пошёл по стопам отца, и в 1454 году становится Генеральным капитанов республики Венеция. В историю он вошёл как первый военачальник, массово применявший артиллерию, что полностью противоречило рыцарскому этикету ведения боя. В результате его военных компаний Венеция смогла увеличить свои материковые владения примерно в 6 раз. Не имея наследников, большую часть своего состояния Коллеони завещал Венеции, за что и был удостоен памятника, не уступающего своему предшественнику.
В отличие от спокойного Гаттамалаты, Коллеони представлен в резком развороте, в пылу сражения, прямо стоящим на стременах. При помощи контрапоста художник мастерски разворачивает фигуру всадника в пространстве. Она полностью господствует в композиции. Группа воспринимается не только в профиль, но и в фас. Верроккьо также ограничивается тремя точками опоры, что, безусловно, является смелым и новаторским решением.
Соприкосновением копыта лошади с шаром, Донателло останавливает движение в пределах постамента, в то время как Верроккьо разрушает гармоническое равновесие между всадником и конем и за счет стремительного рывка вперед связывает группу с окружающим пространством.
Однако, декоративная тяжесть постамента отвлекает внимание от самой группы. «Сам по себе постамент Коллеони, пожалуй, красивей, пропорциональней, чище по линиям. Но именно эта независимая красота постамента вредит памятнику, так как архитектура не сливается в одно целое со скульптурой; в постаменте слишком много деталей, его равновесие не соответствует динамике статуи; ось постамента не совпадает с осью статуи. Поэтому создаётся впечатление, что вот–вот статуя перешагнёт границы постамента» [2, с. 133]. Коллеони одет в современные доспехи, а оформление головы в шлеме с вздёрнутым подбородком, придает образу еще более героическую окраску. Учитывая, что памятник создавался после смерти военачальника, и он выглядит на нем моложе своих 75 лет, трудно говорить о точном портретном сходстве. Это подтверждается портретом художника из Бергамо Джованни Батиста Морони, написанным спустя 90 лет.
Эволюция в динамике конных памятников продолжается в творчестве Леонардо да Винчи и статуе Франческо Сфорца в Милане. Ещё Антонио Полайоло разрабатывал задачу поставить коня на две опоры и переданный впоследствии заказ Леонардо, также увлекает его своей технической проблематикой. Один из вариантов показывал кондотьера, обернувшимся к своим войскам, призывающим солдат ринуться в атаку (подобная динамика разрабатывается мастером позднее, во Флоренции, в «Битве про Ангиаре»). К сожалению, в бронзе фигура так и не была воспроизведена.
Становясь правителями городов, и сумев приобрести немалое состояние, многие кондотьеры, как, например, вышеупомянутый Коллеони, проявляли себя щедрыми меценатами. При дворах Сфорца, Монтефельтро процветали искусства, создавались гуманистические кружки, что способствовало развитию культуры, богато спонсируемой тиранами.
Подобное покровительство имел Пьеро дела Франческа (ок. 1415-1492), работая при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро. Начав военную карьеру в возрасте 16 лет под управлением итальянского кондотьера Никколло Пиччинино, чей портрет изобразил Леонардо да Винчи в своей неоконченной работе «Битва при Ангиаре», Федерико да Монтефельтро становится впоследствии правителем Урбино. Именно при нем город превращается в один из центров культуры Возрождения. Будучи высокообразованным человеком, он считался неким идеалом гуманистического правителя. Именно такой образ создаёт Пьеро дела Франческа в относительно небольшом диптихе (47 х 33см.), где герцог показан со своей женой Батиста Сфорца. Строго профильное изображение соответствует традиции медальонов, а также скрывает от зрителя изуродованную во время турнира правую часть лица. Миниатюрно выписанный пейзаж, сам по себе являющийся новшеством в итальянских портретах, свидетельствует о нидерландском влиянии, чьи художники присутствовали при дворе герцога. За счет ландшафта на заднем плане портрет приобретает невиданную ранее глубину пространства. Также пейзаж продолжается на обратной стороне портретов, где по древнеримскому обычаю показан триумф победителя. Крылатая фигура Славы позади венчает героя лавровым венком, а четыре добродетели у его ног символизируют Справедливость, Мудрость, Силу и Умеренность. Символика триумфа присутствует и на фронтальной части. Она еле заметна в виде укреплений и кораблей на дальнем плане, намекая на военную доблесть героя. Отличительная черта портрета, как и всех произведений Пьеро дела Франческа, эпическое спокойствие, отсутствие каких либо страстей и аффектов. Согласно гуманистическим представлением эпохи, человек предстает перед нами как венец творения.
«…характерная черта изображаемых Пьеро дела Франческа людей — это их глубокая человечность. Как не обобщает художник свои фигуры, нередко приближающиеся к своеобразным цилиндрам и кубам, он никогда их не омертвляет; эти фигуры всегда у него живут. Им свойственна совершенно особого рода этическая направленность, они обладают в наших глазах огромным моральным авторитетом. Серьёзные и сосредоточенные, они торжественно выступают перед нами, полные веры в себя и в разумность окружающего их мира» [5, с. 92].
Данный тезис подтверждается фреской из Темпио Малатестиано в Римини, где автор изобразил Сиджизмондо Малатеста, коленопреклонённого перед своим небесным покровителем. Представитель знатнейшего рода, правящего в Римини с конца XIII века, Сиджизмондо Пандольфо Малатеста по прозвищу «Волк Романьи», уже при жизни был признан одним из лучших кондотьеров. История рисует его человеком жестоким, даже по меркам того времени, что вполне оправдывает полученное ещё в X веке имя (малатеста – «дурная голова»), и не раз отлученным от церкви. Вместе с тем он проявил себя как большой знаток наук, писавший стихи и покровительствовавший искусству, достаточно перечислить работавших при его дворе мастеров, таких как Брунеллески, Леона Батиста Альберти, Агостино ди Дуччо, Тобиас дель Борого и других. «В его замке собирались филологи и в присутствии rex, как они его называли, вели свои ученые диспуты. Даже его ожесточенный противник, папа Пий II, признавал его гуманистические познания и философские склонности. Драгоценнейшей добычей своего похода в Морею Малатеста считал останки платоника Гемистия Плетона, которые тот перевез в Римини и захоронил в своём храме, снабдив надписью, выражавшей трогательный энтузиазм и глубокое обожание» [6, с. 132].
Фреска из «Храма Малатесты» дошла до нас в сильно утраченном состоянии, где отсутствует значительная часть пейзажа. Именно здесь в 1451 году художник поставил задачу, продолженную затем в диптихе Монтефельтро и Батисты Сфорца – соотношения светлого профильного портрета и глубины светлого пейзажа.
«У Пьеро дела Франческа между профилем Сиджизмондо Малатеста и горизонтом нет никаких промежуточных вех, которые помогали бы отсчитывать глубину пространства, нет ничего, кроме самого пространства» [3, с. 209].
Написанный в том же году небольшой портрет Сиджизмондо Малатеста на темном фоне, основанный на официальном изображении медальона Пизанелло 1445 года, возможно, использовался как подготовительный эскиз для данной фрески. Тонко прописанная фактура и любовь к деталям говорит о знакомстве с творчеством фламандских мастеров, в частности Рогира ван дер Вейдена.
Как любые наёмные войска, отряды кондотьеров не отличались особым патриотизмом, но с точки зрения новой тактики ведения боя, это был большой шаг вперед, по сравнению с феодальной эпохой. Закат времени кондотьеров приходится на конец XV — начало XVI веков, в связи c активно развивающимся огнестрельным оружием, которому не могла противостоять латная конница и пехота.
Один из последних образов кондотьера в искусстве показан на картине итальянской художницы XVII века — Артемизии Джентилески, и является, типичным парадным портретом, где изображаемый откровенно позирует и выглядит более изящно, чем воинственно, не имея ничего общего с отстранёнными героями предшествующих эпох.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что, несмотря на обилие памятников эпохи Возрождения, существует значительная связь между традициями различных регионов в изображении образа кондотьера. На протяжении длительного времени мастера лишь усовершенствовали какие-либо индивидуальные черты, которые часто не граничили с нравственными особенностями личности самого кондотьера и не отражали его отрицательных качеств.
Благодаря идеализации и эстетизации серьезных, непоколебимых, и порой жестоких наемников эпохи Возрождения, образ кондотьера приобретает несколько возвышенный и действительно парадный характер, соответствующий иконографическим канонам и прославляющий кондотьера как героя, и проносящий его славу, достоинство и силу сквозь века, увековеченные в изобразительном искусстве.
Список литературы:
1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М., 1990. Т.1 – 319 с.
2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М., 2004. – 288 с.
3. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. — М. 1977. Т. 1. – 224 с.
4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. — М. 1978. — 264 с.
5. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. — М. 1972. – 662 с.
6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М. 1982. – 624 с.
7 самых вдохновляющих памятников итальянского Возрождения
Архитектура
Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”, а вся мировая классическая архитектура – из итальянских вилл эпохи Возрождения. О том, какие они и почему на протяжении столетий так нравятся всем, от английских аристократов XVIII века до современных туристов, рассказывает Евгения Микулина.
Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”, а вся мировая классическая архитектура — из итальянских вилл эпохи Возрождения. О том, какие они и почему на протяжении столетий так нравятся всем, от английских аристократов XVIII века до современных туристов, рассказывает Евгения Микулина.
1. Вилла Медичи во Фьезоле
Виллы семейства Медичи, построенные в окрестностях Флоренции в период с XIV по XVII век, в 2013 году были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО скопом. Всего их двадцать семь, и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая… Вилла во Фьезоле (1471) – самая “садовая”. Что же такого особенного в местном саду? В отличие от более парадных вилл Медичи, сад во Фьезоле, хотя и сделан регулярным, не слишком строг – то, что он расположен на сложном рельефе, разбивает композицию. Прогулка по саду – наполненное разнообразными визуальными впечатлениями приключение, сцены сменяют друг друга, а вид на тосканские холмы оттеняет всё это, как грандиозный театральный задник. Именно по такому принципу – разнообразие сцен на фоне более широкого фона – потом делались английские пейзажные сады, которые все родом из Фьезоле, где эффект возник почти случайно.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
2. Вилла Ланте
Вилла Ланте в местечке Баньяйя под Витербо построена в 1560-х годах для папского наместника в регионе, кардинала Джанфранческо Гамбары. Как это часто бывает с виллами той эпохи, главная ее прелесть – сад. В данном случае очень необычный: он почти лишен зелени, но украшен множеством фонтанов, в том числе шутих, созданных инженером Томмазо Гинуччи. Эти шутихи плюс статуи знаменитого скульптора Джамболоньи заставили современников говорить о вилле Ланте как о месте, где природа стала рабой человеческих капризов, а историков архитектуры – отнести ее к стилистике маньеризма. Нынешнее название вилла получила в XVII веке, когда ее купил герцог Бомарцо Ланте делла Ровере – его потомки владели домом до XIX века.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
3. Вилла Ротонда
Вилла Ротонда, построенная величайшим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио под Виченцей, – одно из самых знаменитых зданий в истории. Во-первых, она воплощает все принципы палладианского стиля: важнейшая роль ордера, симметричная композиция с куполом, разбивка фасада по высоте на три пропорциональные части, – и ее многократно копировали по всему миру, от Англии до России. Во-вторых, это последняя постройка Палладио: он умер в 1580 году, когда отделка здания была еще не совсем завершена. Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци. Ну и в‑третьих, вилла Ротонда просто головокружительно красива: она стоит на вершине холма, как миниатюрная шкатулка, вроде бы скромная, но выполненная с несравненным изяществом.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
4. Вилла д’Эсте
Еще одна вилла, оставившая глубокий след в мировом искусстве. Количество ее изображений бессчетно, подражаний ей – десятки, в том числе наш родной Петергоф: Петр I пытался в своем парке превзойти здешние фонтаны. Сделанные в 1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле, известной также под названием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит), и без них есть чем заинтересовать публику. Например, первым ее владельцем был Ипполито д’Эсте – сын Лукреции Борджиа, а последним – эрцгерцог Франц Фердинанд, с убийства которого началась Первая мировая война.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
5. Вилла Медичи в Пратолино
Еще одно здание из комплекса медицейских вилл под Флоренцией было построено в 1581 году Бернардо Буонталенти – знаменитым архитектором и театральным декоратором. Сад в Пратолино может служить сценой для грандиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки). Самый знаменитый фрагмент сада – пруд с огромной статуей “Аллегория Апеннин” работы Джамболоньи. В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в 1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых, имение и находилось до 1955 года.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
6. Сад Бомарцо
Возможно, самый эксцентричный и загадочный памятник итальянского Возрождения расположен у подножия замка Орсини в городе Бомарцо и известен в мировой культуре под двумя именами: Священный лес и Сад чудовищ.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
Известно, кто разбил сад – Пирро Лигорио (автор виллы д’Эсте), когда – с 1548 по 1580 год, и для кого – для кондотьера Вичино Орсини. Неясно только, зачем и почему он захотел уставить всю территорию жутковатыми аллегорическими скульптурами, среди которых Пегас, две сирены, Протей, слон Ганнибала, дракон, черепаха, гигант, пес Цербер, две Цереры, Афродита и врата преисподней.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
Сюжет скульптур, как предполагается, восходит к сну из мистического романа “Гипнэротомахия Полифила” (1499): там упомянуты слон с обелиском на спине и прочие странности. Но версия эта спорная и на вопрос, зачем в парке такое иметь, не отвечает.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
Зато сад эффектен неимоверно и повлиял на творчество многих людей – от Сальвадора Дали до Филиппа Старка (версия “Врат преисподней” служит камином в его интерьере московского ресторана Baccarat Cristal Room).
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
7. Вилла Альдобрандини
Вилла Альдобрандини во Фраскати под Римом строилась с 1598 по 1603 год для племянника папы Климента VIII сначала по проекту Джакомо делла Порта, а после смерти архитектора – Карло Мадерно, который занимался отделкой здания.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
Кроме того, он спроектировал в саду фантастический “Водяной театр” – каменную экседру со статуями, точь‑в‑точь такую, как театральные декорации той эпохи.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
Чтобы обеспечить водой садовый театр и каскад фонтанов, Мадерно построил акведук длиной 8 км от источника на горе Альджидо под Моденой до виллы Альдобрандини – она, к слову, до сих пор находится во владении потомков папского племянника.
Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages. com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
Текст: Евгения Микулина
Фото: Donata Mazzini/архив пресс-службы; diomedia; CORBIS/RPG; legion-media; архив пресс-службы; Florian Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; Herbert Monheim/Bildarchiv-Monheim/arcaidimages.com; getty images/Fotobank; Corbis/all over press
ТегиАрхитектураИталияРейтинг AD
Оспариваемое происхождение памятника африканского возрождения в Дакаре – ARTnews.com
На береговой линии района Уакам в Дакаре два вулканических холма, называемые les Mamelles (грудь), возвышаются над плоским городским пространством. One mamelle имеет культовый маяк, построенный в 1864 году ; другой служит платформой для Монумента африканского возрождения (ARM), построенного в 2009 году и посвященного в 2010 году. Объявлена самой высокой (не путать с самой высокой) скульптурой в мире, 164 фута из стального каркаса и бронзы. тела на вершине холма высотой 300 футов создают высокий ансамбль, который виден из большинства частей города.
На работе изображены три фигуры — мужчина, женщина и ребенок — триумфально выходящие из недр скалистого металлического вулкана, который сам является продолжением мамеллы . Мужская фигура в центре смотрит на Атлантический океан. Он одет только в шляпу в стиле куфи с запахом вокруг талии, обнажая его набухшую грудь и сверхчеловеческую мускулатуру. Одной рукой он обнимает женскую фигуру, которая стоит на носочках, закинув правую руку за собой. Ее волосы развеваются на ветру, а прозрачная продуваемая ветром накидка оставляет большую часть ее тела открытой. На левой руке мужчины сидит ребенок, жест которого направляет взгляд зрителя к воде.
На церемонии открытия памятника тогдашний президент Сенегала Абдулайе Вад, занимавший этот пост с 2000 по 2012 год, назвал его мемориалом прошлого, торжеством настоящего и маяком будущего, символизирующим «триумф освобождения Африки». после пяти веков невежества, нетерпимости и расизма», когда Африка «выходит из недр земли, чтобы оставить тьму позади и двигаться к свету». По словам Уэйда, который заказал и якобы спроектировал памятник, ориентация скульптуры с видом на Атлантику предназначена для того, чтобы соединить чернокожее население континентальной Африки с населением диаспоры, особенно в Америке.
Хотя посвящение ARM было запланировано на 50-летие независимости Сенегала, мероприятие также включало симпозиумы, выступления и речи, посвященные Соединенным Штатам Африки, гипотетической федерации африканских наций, которую Уэйд отстаивал . Он хотел, чтобы ARM соперничала с такими достопримечательностями, как Статуя Свободы и Эйфелева башня, но была скорее панафриканской эмблемой, чем национальной гордостью.
Действительно, сам памятник уходит своими корнями в политическую философию «Африканского Возрождения», панафриканскую концепцию, первоначально развитую в серии эссе сенегальского историка Шейха Анта Диопа, написанных между 1946 и 1960, когда он учился в Париже, и возрожден в середине 1990-х годов президентом Южной Африки Табо Мбеки.
В эссе 2010 года, опубликованном в журнале Politique Africaine , историки культуры Фердинанд де Йонг и Винсент Фуше проницательно заметили, что ARM — это стратегия Сенегала Уэйда, чтобы взять на себя роль porte-parole , выступающего от имени движения африканского возрождения. и, соответственно, Африка в целом. На церемонии открытия памятника Уэйд возглавил группу высокопоставленных лиц, в том числе 19Главы африканских государств, преподобный Джесси Джексон, тогдашний президент Президиума Северной Кореи Ким Ён Нам, президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва, рэпер Акон и коалиция NAACP во время исполнения «Гимна африканского возрождения», который Уэйд также написал.
В то время как ARM возобновила интерес к панафриканизму как к средству защиты единства и модернизму как к инструменту прогресса, многие ведущие теоретики африканской культуры выразили осторожность. В статье 2012 года о памятнике фриз , искусствовед Шон О’Тул цитирует куратора Саймона Нджами, сетующего на то, что «мы снова оглядываемся назад», опираясь на устаревшую идеологию африканского Возрождения. «Нас тошнит от всех этих стариков, которые думают о старых вещах старыми терминами», — сказал Нджами. Как утверждает политолог Патрисия Агупузи в своей статье 2021 года «Африканский союз и путь к африканскому возрождению», эта философия состоит из банальностей о единстве мужчин, достигших совершеннолетия в эпоху независимости и чьи политические программы представляют собой не более чем « переупаковала неолиберальную пост-вашингтонскую идею, пронизанную чувством собственности», несмотря на ее мнимый акцент на «отношениях между государством, частным сектором и гражданским обществом в Африке».
Споры вокруг ARM также выходят за рамки дебатов о политической идеологии: он стал громоотводом из-за опасений по поводу его запутанного авторства, нетрадиционного финансирования и запутанного стилистического выбора. Уэйд утверждает, что спроектировал памятник несколько десятилетий назад. После вступления в должность президента он работал с рядом художников над составлением предварительных эскизов. Заказ на отливку колоссальной статуи из бронзы был передан художественной студии Mansudae в Северной Корее, а курировать проект был назначен сенегальский архитектор Пьер Гудиаби Атепа.
Но когда были обнародованы планы памятника и его установки, быстро возникли вопросы и критические замечания со стороны местных заинтересованных сторон: почему физиономия фигур была такой приземистой и карикатурной? Почему в преимущественно мусульманском обществе их изображали преимущественно обнаженными? Почему такой знаковый общественный проект был передан на аутсорсинг художественной студии Mansudae Art Studio, которая мало связана с африканскими художниками? И, учитывая более серьезные социальные проблемы и насущные потребности сенегальского народа, в том числе отсутствие электричества в районе Уакам и резкий рост цен на продукты питания по всей стране, кто утвердил общественную скульптуру ценой в 27 миллионов долларов?
Хотя эти опасения небезосновательны, популярные средства массовой информации, укомплектованные в основном американскими, европейскими и сенегальскими репортерами, упростили проблему и сделали памятник сенсацией: Уэйд не брал средства напрямую из казны, а вместо этого отдал 67 акров земли Mansudae, которую студия затем продала, чтобы возместить платеж.
Те, кто делает ARM сенсацию, упускают из виду два важных нерешенных вопроса: кто настоящий художник, стоящий за памятником? И что его оспариваемое авторство говорит нам об идее «африканского ренессанса» в 21 веке?
Сенегал имеет огромный культурный след по сравнению с другими африканскими странами. С 1960 года, когда страна завоевала независимость от Франции, Дакар служил одновременно центром и стартовой площадкой для африканских художников, участвующих в различных культурных мероприятиях, начиная с Первого Всемирного фестиваля негритянского искусства (1966) до «Art Contemporain du Sénégal», которая посетила 24 площадки в дюжине стран в период с 1974 по 1984 год, до Dak’Art, основанной в 1989 году, самой продолжительной и самой значимой двухгодичной выставки на африканском континенте. Имея президентский титул и конституционные обязанности, в том числе «Защитник искусств», каждый лидер оказал влияние на культурный ландшафт Дакара, хотя немногие проекты были столь же заметными, как ARM Уэйда.
Авторство монумента стало ключевым предметом дебатов, когда Уэйд потребовал часть доходов, которые он приносил, на неограниченный срок, назвав дизайн своей интеллектуальной собственностью и продуктом своего собственного мастерства — смелый «сталинский жест в неолиберальную эпоху», по словам де Йонг и Фуше. Хотя может показаться заманчивым относиться к проекту ARM как к мании величия некомпетентного или расточительного лидера, более убедительным направлением исследования является то, как оспариваемое авторство разоблачает взаимосвязанную сеть конкурирующих интересов и влияний.
Уэйд описывает свою концепцию памятника в своей книге 1989 года « Un destin pour l’Afrique ». Он описывает мысленный процесс выбора трех фигур, представляющих Европу, Соединенные Штаты и Африку. Он пишет, что эта идея зародилась в его голове с тех пор, как он был государственным министром в 1980-х годах. В последующем издании, опубликованном в 2005 году, он добавляет, что в 1996 году он обратился к художнику, позже известному как знаменитый сенегальский скульптор Усман Соу, с просьбой помочь ему создать макет. В конце концов, Уэйд отдал заказ на памятник художественной студии Мансудэ из-за их конкурентоспособных цен, сказав Wall Street Journal , «У меня не было денег… только северокорейцы могли построить мне памятник». Хотя Атепа, руководитель проекта, утверждал, что памятник является исключительно проектом Уэйда, целый ряд местных и иностранных участников помогли сформировать его окончательный вид.
В отчете о памятнике, опубликованном во французской газете Libération в 2009 году, журналист Сабин Сессу обнаружила, что Усман Соу, умерший в 2016 году, по-другому рассказывал о своем участии в проекте, утверждая, что Уэйд обратился к нему по поводу создания памятника.
Из-за напряженности в отношениях с Уэйдом Соу отказался от проекта, и, хотя его первоначальный макет так и не был обнародован, ARM явно перекликается со многими сверхмужественными скульптурными фигурами Соу — воинами, борцами и всадниками в боевых позах. Например, героические пропорции фигур монумента повторяют пропорции широкой груди и очерченного туловища невероятно крупной скульптуры Соу Scène de скальп (1999), созданной в тот же период, что и макет.
Скульптуры Усмана Соу на мосту Искусств, Париж, 1999. Гамма-Рафо через Getty ImagesНесмотря на то, что церемониальная «закладка фундамента» памятника состоялась в 2002 году, никаких доказательств дизайна не было до 2008 года, когда Уэйд получил патент в нескольких странах на простые эскизы, предположительно нарисованные им собственноручно. Позже выяснилось, что они были основаны на дизайне 2003 года румынско-французского художника Вирджила Магерусана, известного как Вирджил. На протяжении всей своей плодотворной, хотя и плохо задокументированной карьеры, Вирджил сосредоточился на монументальных скульптурных формах, пропагандирующих национализм. Он сделал геральдические памятники для коммунистического правительства Николае Чаушеску в своей родной Румынии, где он работал, прежде чем поселиться во Франции в 1997. В 2007 году он был удостоен звания Peintre Officiel de l’Armée Française за монументальные скульптуры страстных человеческих фигур и лошадей, которые прославляют французские вооруженные силы.
В 2001 году Уэйд поручил Вирджилу создать макет ARM, изображающий пару и их ребенка, и художник отправился в Дакар, чтобы посетить это место. Однако после отправки в 2003 году исследования высотой 20 дюймов и счета-фактуры Вирджил якобы не получил ни сообщений, ни вознаграждения от Сенегала. Только в 2010 году он увидел в новостях почти завершенную статую и понял, что проект продвинулся без него.
В интервью 2011 года журналу Le Temps Вирджил подверг критике окончательную форму памятника, протестуя против его изуродованных пропорций, неправильно масштабированных по его оригинальному макету, и «ориентализации» фигур. «Для меня африканский мужчина — это тигр, а женщина — газель. Я уважал антропологические формы в своей скульптуре», — сказал Вирджил. «Но корейцы нарисовали эти укороченные ноги, пропорции примата и эти раскосые глаза. Сегодня я выбросил всю эту историю из головы. Но это остается больным местом». Несмотря на оскорбительное сравнение между африканскими телами и сафари-животными и расистскую характеристику азиатской физиономии, комментарий Вирджила подтверждает, что работа продолжала меняться по мере того, как авторство переходило из рук в руки.
Подразделение Overseas Projects художественной студии Mansudae Art Studio, самой важной официальной художественной студии в Северной Корее, в конечном итоге выполнило памятник. Студия была основана в 1959 году для прославления северокорейского правительства и правящей семьи. Четыре тысячи рабочих, четверть из которых — выпускники изобразительного искусства Пхеньянского университета и ведущих художественных академий страны, создают общественные памятники в традиционном или соцреалистическом стиле. Студия в основном обслуживает социалистические страны, и есть записи о подарках африканским народам, относящиеся к 19 веку.80-х годов, например Эфиопский Тиглачин (или Дерг ) Памятник , возвышающееся сооружение, посвященное борцам-коммунистам с Кубы и Эфиопии, украшенное гербом в виде серпа и молота и красной звездой. С тех пор Мансудэ построил памятники, здания и мосты в 18 африканских странах.
По крайней мере, в одном отчете указывается, что Мансудэ сыграл значительную роль в процессе проектирования, а не только в изготовлении уже существующей модели. В интервью 2010 года Wall Street Journal г. Уэйд упоминает, что потребовал внести изменения в первоначальный дизайн Mansudae, заявив, что «у него должны быть головы африканцев, а не азиатов!» — перекликаясь с жалобой на предыдущий проект Mansudae в Мали. Также существует явное сходство между ARM и другими работами Mansudae в Африке, такими как Heroes Acre (1981) в Хараре, Зимбабве, в обработке формы и обработке поверхности.
О роли Атепа в этом деле именитый архитектор рассказал изданию Arte 9.0004, что он просто воспроизвел видение Уэйда и не имел прямого влияния на визуальную схему скульптуры, несмотря на то, что он был главным дизайнером проекта. В конечном счете, интервью служит защитой стоимости памятника, перекликаясь с заявлением Уэйда о необходимости инвестировать в будущие поколения, предполагая, что Атепа просто был представлен как известная сенегальская личность в надежде смягчить политические возражения по поводу аутсорсинга иностранным агентам. В какой-то момент во время строительства Атепа выступил за то, чтобы прикрыть ноги женской фигуры в ответ на негативную реакцию со стороны мусульманского сообщества. Таких модификаций не производилось, и Atepa, очевидно, был бессилен в области дизайна.
Ворота третьего тысячелетия в Дакаре, спроектированные Пьером Гудиаби Атепой. СЕЙЛЛОУ / AFP через Getty ImagesПонятно, что утверждение Уэйда об исключительном авторстве ARM вызывает затруднения: законченная работа, кажется, отражает смесь концепции Уэйда, влияния Соу на формы, националистического воодушевления Вергилия и монументальной эстетики Мансудэ. Более проблематичным является заявление Уэйда о 35 процентах дохода от памятника. Хотя вся его доля предположительно идет в фонд, занимающийся снижением жилищной нестабильности, тревожные флажки естественным образом появляются, когда президент обменивает государственную землю на национальный проект, который приводит к личной выгоде. Памятник, который Уэйд «сочинил» как средневековый скульптор, делегировав большую часть работы помощникам в мастерской, породил дискуссию о статусе современного африканского искусства в каждом социальном слое Сенегала, от возмущенных (и возмущающих) репортеров до государственных служащих и искусства. жителей мира водителям такси, которые ежедневно проносятся мимо памятника. Кто делает африканское искусство и для кого?
Несмотря на общественный прием своего проекта, Уэйду удалось следовать прецедентам более ранних сенегальских лидеров: он повлиял на континентальную арт-сцену, выступил в качестве покровителя искусств и использовал это событие как трамплин для более крупных внутриафриканских устремлений, таких как Соединенные Штаты Африки. Вместо фестиваля или биеннале Уэйд настаивал на возведении памятника. И вместо того, чтобы посвятить гражданский проект, такой как новый мост или небоскреб, в честь своей руководящей философии — своего видения «африканского возрождения» для всего континента — он выбрал сверхчеловеческую скульптуру, чтобы отстаивать эту идеологию.
Абдулай УэйдХотя с тех пор, как Уэйд ушел с поста президента в 2012 году, явных признаков «возрождения» панафриканской политики не наблюдалось, ARM служила центром для важных дискуссий. Как и оспариваемое авторство памятника, мотивы этого «Возрождения» запутаны. Является ли эта идея возвратом к философии старой гвардии, визуально перекликающейся с устаревшим стилем соцреализма скульптуры? Был ли проект вызван внешним рынком — западным, диаспорическим или континентальным — поиском новых мест для африканского туризма? Отражает ли это изменение политических отношений между Африкой и Восточной Азией, которые не опосредованы евро-американским надзором?
Несмотря на возмущенные заголовки, вдохновленные статуей, сенегальская общественность не обязательно была против создания такого памятника. Хотя во время строительства были протесты, по крайней мере, некоторые члены сообщества поддержали эту концепцию, полагая, что африканцам будет полезно увидеть себя представленными en grande и что памятник в конечном итоге станет национальным символом. За двенадцать лет, прошедших с момента его завершения, он получил всеобщее признание, и разговоры о его демонтаже рассеялись.
На самом деле, для многих местных жителей ARM стал достопримечательностью и даже предметом гордости. Как это обычно бывает с общественными памятниками, в том числе с ныне любимым Штатом Свободы и Эйфелевой башней, первоначальное презрение к ARM превратилось в восхищение и самоидентификацию. Возможно, статуя служит воплощением нашего времени больше, чем олицетворением философии африканского Возрождения; это проект, мотивированный индивидуальным эго, с соответствующим дизайном и группой сотрудников, стянутых со всех уголков земного шара. Самая большая ирония заключается в том, что памятник, посвященный африканскому Возрождению с его идеалами внутриафриканских отношений и экономического развития, был передан на аутсорсинг иностранной фирме, что повернуло взгляды Африки с Запада на Восток.
Эта статья опубликована под заголовком «Авторство и авторитет» в выпуске за сентябрь 2022 г., стр. 78–83.
История памятника африканского возрождения в Сенегале [Путешествие]
Утренний звонок
Долгожданный ответ Африки Эйфелевой башне или пустая трата денег?
3 апреля 2010 г. , за день до празднования 50-летия независимости Сенегала, тогдашний президент Абдулай Вад представил более чем 20 африканским лидерам самую высокую статую на континенте, памятник африканского возрождения.
Эта монументальная бронзовая статуя высотой 49 метров в столице Дакаре должна была символизировать триумф освобождения Африки и соперничать со Статуей Свободы и Эйфелевой башней в качестве туристического объекта.
Тем не менее, его история вызвала споры.
Например, в стране, где 47 процентов населения жили за чертой бедности, критики утверждали, что предполагаемые 27 миллионов долларов можно было бы лучше потратить в другом месте. Кроме того, проблемы идолопоклонства и количества демонстрируемой наготы не устраивали большинство мусульманского сообщества.
Однако, несмотря на весь общественный позор и возмущение, памятник все еще стоит 10 лет спустя.
Итак, воплощается ли в жизнь видение бывшего президента Абдулая Вада об африканской структуре, конкурирующей с Эйфелевой башней?
Няша К. Мутизва получает ответ от заместителя администратора памятника африканского возрождения Жоржа Дени Диатты.
@NyashaKMutizwa
следующий
Африканские новости отмечают пятую годовщину [Ночной смены]
Africanews празднует пятую годовщину [Утренний звонок]
Новый премьер-министр Туниса на фоне политического хаоса [Утренний звонок]
Из той же страны
Самолет ВМС Франции помогает Сенегалу бороться с незаконным промыслом
Президент Сенегала «открыт к диалогу» после напряженности
Сенегальская оппозиция отложила протесты 3 апреля
Посмотреть больше
Утренний звонок о вас. Мы хотим поделиться вашим мнением о нашей программе. Если вы хотите внести свой вклад в The Morning Call, вот лучшие способы связаться с вами:
- Опубликуйте свой комментарий в Твиттере с #утренний звонок
- СМС или WhatsApp на номер (+242) 064 77 90 90
- Пишите нам на утренний звонок @africanews.com
- Оставить голосовое сообщение здесь
Для получения дополнительной информации о том, как внести свой вклад, нажмите здесь.