Пит Мондриан — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, картины
Биография
Голландский художник Пит Мондриан стоял у истоков абстрактной живописи, которая основывалась на цветовых сочетаниях, создававших чувство единства и полноты. Его картины состояли из геометрически правильных матриц и были выполнены в новаторском стиле, названном неопластицизмом.
Детство и юность
Биография Питера Корнелиса Мондриана началась 7 марта 1872 года с рождения в голландском городе Амерсфорт в интеллигентной семье. Отец работал преподавателем изящных искусств и рисования, а вскоре после появления сына стал директором в местной школе.
Первые уроки по графике и живописи мальчик получил у родителя и дяди, последний был студентом Виллема Мариса, творившего в стиле импрессионизм. Поэтому детские картины отличались богатыми и насыщенными цветами и, по мнению наставников, передавали радость и оптимизм.
Такому подходу не мешали строгие протестантские традиции, согласно которым воспитывали художника и других младших детей. Но это отразилось на учебе в Академии изящных искусств в Амстердаме, где примерным поведением Мондриан восхищал учителей.
Студенческие работы Питера Корнелиса содержали пасторальные образы Нидерландов и были наполнены изображениями ветряных мельниц, полей и рек. Они создавались в импрессионистской манере с элементами, характерными для гаагской школы, и представляли собой сочетание различных художественных техник.
Впоследствии молодой живописец увлекся приемами пуантилизма, который привел к упрощенным формам и отказу от перспектив. На выставке, проведенной в муниципальном музее, он представил «Красную мельницу», «Деревья на Гейне в лунном свете» и ряд других ранних картин.
Личная жизнь
В расцвете сил Пит Мондриан был всецело поглощен искусством, поэтому на личную жизнь не было времени, и он не имел ни жены, ни детей. Судя по архивным фотографиям, мастер общался с женщинами в Нидерландах и Франции, но основную часть досуга проводил в компании коллег и друзей.
Живопись
Творчество Мондриана было основано на духовных философских исследованиях, проведенных под влиянием Елены Блаватской, автора книги «Голос тишины». Он стал убежденным теософом и решил создать искусство будущего, которое содержало элементы абстракционизма и получило название неопластицизм.
С конца 1900-х Пит рисовал геометрические фигуры, которые выступали как объекты во взаимосвязанных плоскостях. Таковыми были картины «Солнце», «Дюны в Зеландии» и «Эволюция», которые сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях.
Экспериментируя с оттенками, Мондриан бросил репрезентативную живопись и полностью отошел от течений, входивших в понятие постимпрессионизма. Он познакомился с голландскими новаторами Бартом ван дер Леком и Тео ван Дусбургом и основал общество независимых авторов, известное как «Де Стейл», или «Стиль».
В одноименном художественном журнале живописец изложил принципы неопластицизма, в основе которых были цвета и плоскости, создававшие осознанную красоту. Через горизонтальные и вертикальные четкие линии проявлялся ритм произведения искусства, которое создавалось посредством интуиции и демонстрировало гармонию и простоту.
В 1920-х годах Пит подкрепил теорию практикой и создал серию сетчатых полотен с использованием основных чистых цветов. Так появились знаменитые «Композиция с красным, желтым и синим», «Площадь согласия», «Заглавие» и «Композиция с желтым пятном».
Постепенно художник перешел на толстые черные линии и почти отказался от красочных ячеек в пользу белых прямоугольников. Это придавало динамизм изображениям и делало их логически завершенными, что принесло автору популярность и уважение современников.
В 1965 году, спустя 20 лет после смерти Мондриана, его идеи использовал в одежде модельер Ив Сен-Лоран. Он сделал платья на основе неопластических абстракций, которые благодаря элегантности и изяществу завоевали сердца дам.
Теория голландца отразилась в творчестве русского художника Казимира Малевича, который тоже работал с правильными формами и создал течение супрематизм. В 1930-х годах геометрия вошла в жизнь Василия Кандинского и проявилась в картинах «Гравитация», «Компенсация розового» и «Композиция Х».
Смерть
Причиной смерти голландского художника 1 февраля 1944 года стала острая форма пневмонии, возникшая после переезда в США. После похорон на нью-йоркском кладбище в одной из часовен, расположенных на Манхэттене, состоялись поминальная служба и открытие мемориала.
Картины
- 1899 – «Пришвартованные лодки. Солнце»
- 1904 – «Маленькая ферма в Нистельроде»
- 1906 – 1907 – «Мельница у Гейна»
- 1908 – «Ветряные мельницы в солнечном свете»
- 1909 – «Вид на дюны с пляжем и пирсом»
- 1910 – 1911 – «Красная мельница»
- 1911 – «Серое дерево»
- 1917 – «Композиция в цвете А»
- 1918 – «Композиция с серым и светло-коричневым»
- 1922 – «Композиция с красным, желтым и синим»
- 1925 – «Ромбическая композиция с красным, черным, синим и желтым»
- 1930 – «Композиция с желтым пятном»
- 1939 – 1943 – «Трафальгарская площадь»
- 1942 – 1943 – «Буги-Вуги на Бродвее»
Что скрывают линии Пита Мондриана
Реставрация
Реставраторы Фонда Бейелера за работой.
Фото: La Prairie x Fondation Beyeler
Реставрация нескольких полотен из коллекции Фонда Бейелера помогла понять, как художник двигался к идеальной абстракции
Татьяна Маркина
07.09.2021
В швейцарском Фонде Бейелера подходит к завершению большой исследовательский и реставрационный проект, связанный с работами Пита Мондриана (1872–1944). При финансовой поддержке компании La Prairie реставраторы изучили сначала три ранних, а теперь три поздних полотна художника из собрания фонда.
Определение «поздние» не описывает ценности этих работ. Речь идет о классическом для художника периоде, когда он достиг квинтэссенции абстракции, используя только основные цвета и базовые геометрические формы. Его полотна превратились в упорядоченные решетки из линий, отдельные ячейки которых заполнялись цветом — или не заполнялись им, оставаясь белыми. Сам Мондриан назвал этот стиль, который он разработал примерно в 1920 году, неопластицизмом.
«Картина № 1» — ключевая в этом контексте. Ее первая версия была написана в 1921-м или, возможно, уже в 1920 году. Нынешний вид картины — результат ее переделки Мондрианом к выставке (совместной с Ман Рэем) в 1925 году в Дрездене. Кропотливый труд специалистов, использовавших рентгенографию, инфракрасную рефлектографию, химический анализ и микроскоп, позволил заглянуть буквально под красочный слой этого полотна.
Пит Мондриан. «Картина № 1». 1921-1925.
Фото: Robert Bayer, Basel
Между 1917 и 1920 годами, во Франции, Пит Мондриан начал создавать картины, композиция которых основана на плотной и регулярной сетке. Вплоть до конца 1920 года художник использовал тонкие серые линии сетки; впоследствии они стали более широкими и исключительно черными.
Работа реставраторов показала, что «Картина № 1» основана на частой регулярной сетке, нарисованной карандашом по линейке. Ее удалось увидеть с помощью инфракрасной рефлектографии. Мондриан, очевидно, ориентировался на эту сетку, когда развивал линейную структуру картины, и в итоге пришел к свободной и асимметричной геометрической композиции. А рентгенография показала, что черные границы решетки изначально были тоньше и лишь впоследствии были расширены так, что стали доминирующим элементом картины.
Поэтапно художник работал и над цветовыми полями. Их палитра развивалась от смешанных тонов (на этапе 1920–1921 годов) до чистых основных цветов (1925 год). Все пять синих полей на картине были сначала светло-голубыми, а затем темно-синими, прежде чем автор придал им оттенок, который виден сейчас. Этот процесс можно проследить на границе одного из полей на макросъемке. Фрагменты, которые сегодня имеют более бледный оттенок желтого, сначала были светло-серыми, а затем темно-желтыми. Красные прямоугольники изначально были оранжево-красными, а потом перекрашены в чистый красный цвет.
Пит Мондриан. «Композиция с желтым и синим». 1932.
Фото: Robert Bayer, Basel
Метод многократного пересмотра произведения в поисках идеального варианта был свойственен художнику. В 1930-х годах он постоянно экспериментирует с минималистичной композицией с черными перекрещивающимися линиями и одним-двумя полями желтого, синего или реже красного цвета. Исследования в Фонде Бейелера коснулись трех подобных работ. Это «Композиция с желтым и синим» (1932), «Композиция с двойной линией и синим» (1935) и «Композиция с восемью линиями и красным» («Картина № 3») (1938). Изображения этих картин были наложены друг на друга в программе обработки цифровых изображений, что показало, как изменение даже одного из элементов в расположении линий и полей приводит к совершенно различным эффектам.
После завершения исследований все полотна будут представлены на большой выставке в Фонде Бейелера в Базеле, которая должна состояться в 2022 году.
Подписаться на новости
Пит Мондриан Фонд Бейелера
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Находки в Тоскане меняют представления об истории
Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху
10.04.2023
Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь
В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков
07.04.2023
В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера
Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства
31. 03.2023
Русское искусство через призму жанрового многообразия
Третьяковская галерея приглашает совершить путешествие из мира виртуального в реальное измерение, увидеть хиты собрания рядом с неизвестными шедеврами из фондов музея и поспособствовать пополнению коллекции
28.03.2023
В топ-10 мирового рейтинга посещаемости музеев из российских — только Эрмитаж
Лувр сохранил лидерство, Ватикан приподнялся, китайцев не успели посчитать. У всех значимых институций посещаемость выросла, но уровень допандемийного 2019 года для многих пока недостижим
27.03.2023
В Главном штабе началась большая реэкспозиция
В постоянной экспозиции четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа происходят перемены. Это связано с возвращением из выставочного турне произведений из коллекции Щукина и Морозова, которые теперь хотят представить максимально выигрышно
29.03.2023
Пит Мондриан: 120 Анализ известных картин и полное собрание сочинений
Пит Мондриан — голландский художник, который занял для себя уникальную нишу на мировой платформе, не уступающую другим знаменитым художникам. Он, возможно, наиболее известен как один из основателей De Stijl, который включал в себя художественное движение, работавшее вокруг абстрактных произведений, и новые формы искусства, которые были представлены миру в начале 20 века. Движение также было основано на редуктивной теории; который взял масштабное изображение, и воплощал его в жизнь на холсте, в архитектурных произведениях, в скульптурных формах, а также в виде графики.
Пит Мондриан родился в Нидерландах и получил там формальное образование; он посетил Rijksadame van Beeldende в Амстердаме. Мондриан вырос во времена бурного развития искусства. В год, когда он родился, во Франции Клод Моне написал картину «Впечатление, восход солнца», вызвавшую один из величайших резонансов в мире искусства. со времен Возрождения. Когда Мондриану было 12 лет, Жорж Сера начал рисовать точками чистого цвета, а не смешивать цвета на своей палитре. Шесть лет спустя земляк Мондриана, Винсент Ван Гог застрелился на кукурузном поле, а спустя 12 лет Пабло Пикассо нарисовал «Авиньонские девицы» , произведение, глубоко затронувшее живопись и то, как художники воспринимали себя.
Пит Мондриан проявил интерес к технике импрессионизма и этому виду искусства в своих ранних работах. Как и Ван Гог, Мондриан использует чистые, сияющие цвета и выразительную манеру письма под влиянием пуантилизма и фовизма. натюрморты, работы по ландшафтному дизайну и другие сцены, которые он изображал в начале своей карьеры, — все они изображали этот стиль, хотя его палитры в этот период больше похожи на охры, красновато-коричневые и коричневые цвета. Картины Рембрандта.
В первом десятилетии 20 века Пит Мондриан начал менять свой стиль. Его работы начинают двигаться в сторону стиля пуантилизма и кубизма, а также других абстрактных сред, которые он использовал. на этом раннем этапе его карьеры. В то время голландские художники все больше узнавали о радикальных работах Поля Сезанна и художников-кубистов. Активен в авангардных кругах, На Мондриана большое влияние оказало новое художественное движение, происходящее в Париже. В 1911 он впервые увидел ранние кубистические работы Пабло Пикассо. Он был глубоко впечатлен. Почти сразу он начал использовать концепцию кубизма в своих целях, о чем свидетельствуют две версии «Натюрморта с имбирным горшком», сделанные в зимние месяцы 1911–1912 годов. В первой версии объекты представлены как узнаваемые формы из повседневной жизни; во втором он преобразовывал те же объекты в композиционные структуры, проявляя стремление к абстракции. дальше, чем когда-либо прежде.
Летом 1914 года Пит Мондриан вернулся в Нидерланды, чтобы навестить отца, который был тяжело болен, и начавшаяся Первая мировая война помешала ему вернуться в Париж. В этот период, когда он был дома и в Голландии, он решил работать над формой абстрактного искусства, которая позже была классифицирована как неопластический стиль. Работы, которые он создал в этот период, были изображены более светлыми цветами, упрощенным выбором цвета и сбалансированными формами. в своих композициях. Он также разработал работу, которая углублялась в духовную сферу и создавала большую связь с религией и своей верой, в отличие от предыдущих работ, которые не были сосредоточены на этом вопросе.
Когда война подошла к концу, Пит Мондриан решил вернуться в Париж; по прибытии он начал работать с Тео ван Дусбург , а также с другими известными художниками в этом районе, и именно тогда они разработали Движение De Stijl, которое было довольно известным, и, возможно, это то, чем Пит Мондриан наиболее известен в течение своей обширной карьеры. Группа была образована в 1917 году и распространила эстетические принципы на архитектура, скульптура, холст и графический дизайн, которым следовал Пит Мондриан.
После разногласий с van Doesburg по поводу использования диагональных линий в живописи и произведениях искусства Пит Мондриан решил покинуть группу и начать работать над новыми движениями, а новые формы искусства у него не очень вошел в в прошлом.
В 1926 году Кэтрин Драйер, соучредитель Общества независимых художников Нью-Йорка (вместе с Марселем Дюшаном и Ман Рэем), посетил студию Пита Мондриана в Париже и приобрел одну из его бриллиантовых композиций, «Картину I». Затем она была показана на выставке, организованной Обществом независимых художников в Бруклинском музее. — первая крупная выставка современного искусства в Америке со времен Armory Show. Дрейер заявил в каталоге, что «Голландия произвела на свет трех великих художников, которые, хотя и являются логическим выражением своей страны, поднялись над ней благодаря своей энергии». их личности — первым был Рембрандт, вторым — Ван Гог, третьим — Мондриан».
Чтобы приблизиться к духовному в искусстве, нужно как можно меньше пользоваться реальностью, потому что реальность противоположна духовному».
— Пит Мондриан
В 1931 году Пит Мондриан присоединился к линии Abstraction-Creation, которая была более открыта для новых стилей, новых техник и различий в стилях работы, которые создавали художники. В 1932 году в Stedelijk Museum в честь 60-летия художника прошла крупная ретроспективная выставка работ Мондриана. Примерно в это же время художник начал увлекаться идеей линии. и демонтаж самого определения живописи. Он утверждал, что рисунок и рисование, воплощенные в линии, всегда лежали в основе живописи, от художников эпохи Возрождения до импрессионистов и модернистов. и никто никогда не думал оспаривать это.
Когда началась Вторая мировая война, Пит Мондриан решил переехать в Лондон и в конце концов оказался в США, живя в Нью-Йорке. В 1942 году он провел свою первую персональную выставку; это было всего за несколько лет до его смерти в 1944. Работа была представлена в большой галерее в Нью-Йорке и была принята как посетителями, так и его коллегами в мире искусства.
Помимо того, что Пит Мондриан был знаменитым художником и основателем различных художественных групп и реформ, он также написал несколько произведений за свою карьеру. Он опубликовал многие из этих произведений. Его сочинения касались Неопластицизм и то, как изменилась форма искусства, и абстрактная работа в целом. В течение своей жизни он опубликовал ряд теоретических текстов, которые были опубликованы в различных журналах и других художественных статьях. в течение его карьеры. Мондриан назвал свой стиль неопластицизмом или «Новой пластической живописью». Мондриан использует термин «пластика» для обозначения пластических искусств — таких средств, как скульптура, которая формирует трехмерную форму или, по Мондриану, футляр, картина на холсте. На протяжении веков европейские художники пытались передать трехмерные формы в правдоподобных пространствах, создавая убедительные иллюзии реальности. См. например «Девушка с жемчужной сережкой» Иоганна Вермеера. Напротив, Мондриан и другие модернисты хотели вывести живопись за пределы натуралистического изображения, чтобы вместо этого сосредоточиться на материальных свойствах краски и ее уникальной способности абстрактно выражать идеи с использованием формальных элементов, таких как линия и цвет. Мондриан считал свою абстракцию может служить универсальным изобразительным языком, представляющим динамические, эволюционные силы, управляющие природой и человеческим опытом. Возможно, именно поэтому Мондриан охарактеризовал свой стиль как «абстрактно-настоящую» живопись.
Пит Мондриан не только является лидером прогрессивных стилей и изменения формы, но также хорошо известен во всем мире благодаря тому факту, что его художественные работы публикуются по всему миру, и что так много его знаменитых произведений размещены в разных уголках мира. У него есть работы в нескольких галереях в Нью-Йорке, включая первую открытую персональную выставку, которую он сделал всего за несколько лет до своей смерти. Помимо работ, опубликованных в Нью-Йорке, есть также произведения, которые находятся в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия. За пределами США у него также есть работы, которые выставлены в Париже, Швейцарии, Амстердаме и во многих других музеях и на выставках, расположенных по всему миру.
Благодаря своей привлекательности в различных формах и своей способности создавать работы, которые тронули многих, Пит Мондриан является одним из известных художников, начавших свою работу в начале 20-го века. Хотя он родился за пределами США, он в конце концов добрался до западного мира и смог стать довольно известным сам по себе благодаря качеству и стилю, которые он использовал в своей работе. Он известен не только как известный художник-абстракционист в США, но также и в своем родном городе в Амстердаме, и в Париже, где он ненадолго остановился, чтобы узнать о различных формах и художниках, которыми он интересовался. Парижская студия Мондриана, которую он основал для создания некоторых лучшие художественные жемчужины стали знаковыми, что служит источником вдохновения для современных художников. В частности, работы на стенах, которые Мондриан выдвинул на передний план, ни в коем случае нельзя игнорировать. В лондонской галерее Тейт хранится одна из лучших работ Мондриана, созданная благодаря экспериментам с новейшими цветовыми сочетаниями. Возможно, это оказалось его главным козырем в дальнейшем. часть его жизни. Именно одна из его картин под названием «Композиция с желтым, синим и красным» до сих пор завораживает любителей искусства своей неповторимой свежестью.