Проект «Геометрические узоры и орнаменты на посуде»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ НА ПОСУДЕ»
Выполнила ученица 2 класса
филиала МБОУ СОШ с.Вишневое
НОШ с.Санниковка
Семёнова София
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Дутлякова С.Г.
2015г.
Цель и задачи проекта: научиться выполнять геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Художники часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Сегодня мы перевоплотимся в художников. И создадим свою посуду с различными узорами и орнаментами.
Вокруг нас очень много предметов с геометрическими узорами. Эти узоры везде: на одежде, украшениях, посуде.
Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней.
Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз, получится орнамент. Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов.
В ходе нашего проекта я узнаю, как используются геометрические узоры на посуде. Изготовлю странички для альбома «Узоры и орнаменты на посуде».
В этом проекте я подбирала иллюстрации с орнаментом, в котором присутствуют геометрические элементы, фотографировала.
А теперь выполним свой проект тарелки с геометрическим орнаментом в виде аппликации на картоне.
1.Составим план работы.
2.Определим последовательность этапов.
3. Вырежем из белого картона круг для модели тарелки.
4.Используя шаблоны, вырежем из цветной бумаги геометрические фигуры.
5. Расположим их в определённой последовательности в круге.
6. Выполним аппликацию орнамента.
7. Подумаем, где может применяться такой орнамент.
Каждый орнамент по – своему хорош!
А это мои работы – «Геометрические узоры и орнаменты на посуде».
Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание . Математика присутствует вокруг нас всегда и везде.
Семёнова София
Семёнова София
Семёнова София
Семёнова София
Семёнова София
multiurok.ru
Проект по математике (2 класс) по теме: Геометрические узоры на посуде
Проект
«Математика вокруг нас.
Геометрические узоры и орнаменты на посуде»
Проект выполнили учащиеся 2 «А» класса МОУ Нерльской СОШ под руководством учителя Куртяповой О.А.
2016г.
Тип проекта : групповой.
По содержанию проект можно считать интегрированным, так как в нём используется математическое содержание ( геометрические фигуры), изобразительное искусство (составление орнамента, изображение фигур на посуде), технология( лепка посуды).
Участники проекта: учащиеся 2 класса.
По характеру результата: — творческий, практико-ориентированный с элементами исследовательской деятельности учащихся.
По продолжительности: краткосрочный.
Форма представления продукта проекта: презентация.
Цель проекта: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом, показать учащимся роль геометрии в повседневной жизни.
Задачи проекта:
1.Научить собирать информацию( рисунки, фотографии).
2.Научить наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.
3.Самостоятельно составить узоры.
4.Контролировать выполнения правила, по которому составлялся узор.
Гипотеза: если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться самим создавать узоры и расписывать посуду.
Актуальность проекта:
Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.
Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.
Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.
Личностные результаты:
-формировать интерес к изучению математики;
-формировать активность и мотивацию к изучению предмета;
-формировать позитивную самооценку результатов своей деятельности;
-совместно планировать свою деятельность.
Метапредметные результаты:
-учиться понимать, принимать и сохранять поставленную задачу, решать её в сотрудничестве с учителем, родителями;
-формировать умения работать с информацией создавать дополнительную возможность для развития логического мышления, пространственного воображения;
-осуществлять поиск нужной информации с помощью родителей;
-представлять собранную информацию в разной форме.
Предметные результаты:
-формировать и отрабатывать универсальные учебные действия;
-закреплять, расширять полученные на уроках знания:
-собирать материал по заданной теме;
-определять и описывать закономерности в отобранных узорах и орнаментах, Составлять геометрические узоры и орнаменты.
-оценивать выполненную работу.
Этапы работа над проектом
1этап. Подготовительный.
1. Сообщение темы занятия:
-Сегодня мы с вами будем исследователями и художниками.
2. Задачи:
— Вам нужно познакомиться с разнообразием орнамента. Узнать из каких элементов они состоят. Для чего их придумывали. Выполнить самим образцы орнаментов для посуды.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
- Обсуждение названия проекта
- Планирование
- Распределение заданий.
3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)
1.
2.Просмотр презентации «Узоры и орнаменты на посуде».
3. Оформление работ.
4 этап. Представление результатов, отчёт.
Защита работы.
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
М.Борзаковский
Работа посвящена красоте орнамента, которые создаются не только природой, но и изящной геометрией. В основу орнаментов положены такие фигуры, как круги, многоугольники. Используется понятие симметрии, повторения, которые являются одним из принципов гармоничного построения мира.
Математика – это не только стройная система законов теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.
«Во всем царит гармонии закон,
И в мире всё суть ритм, аккорд и тон.»
Дж. Драйд
История происхождения посуды:
Каждый день в быту мы многократно используем различную посуду, но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела и как использовалась. Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Посуда появилась очень давно, ее история уходит в древние века.
Древним людям долгое время приходилось обходиться без посуды. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.
И только в эпоху неолита — в последнюю эпоху каменного века был изобретен первый искусственный материал — огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.
Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.
Древнейшая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.
Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками.
Люди с незапамятных времен украшали вещи, которые их окружали в повседневной жизни. Для этого они наносили на стены своих жилищ, посуду, оружие, на изделия из ткани и кожи разные рисунки — цветы и листья, животных, людей, геометрические фигуры.
Иногда узор выцарапывали специальными палочками.
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь изображался крестом, треугольниками древние люди изображали человека, квадрат, разделённый на 4 части , символизировал засеянное поле, а в виде круга изображали солнце. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.
Узор — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.
Если поверхность была достаточно большой, то мастера рисовали какой-нибудь один рисунок и многократно повторяли его, заполняя таким образом всю поверхность предмета. Так родился орнамент.
Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.
Орнамент — в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит
из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он… представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней»
Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.
Принципы построения орнамента:
РИТМ – чередование элементов (мотивов) узора в определенной последовательности. Ритм – убывающий, возрастающий. Для орнамента характерно повторяемость мотивов, наклонов, поворотов, просветов между элементами, мотивами.
ПОВТОРЕНИЕ — элементы повторяются через определенное расстояние, что создает чувство покоя, уверенности. (Повтор.)
ЧЕРЕДОВАНИЕ – элементы чередуются через определенное расстояние по горизонтали, вертикали, диагонали.
ИНВЕРСИЯ – элементы располагаются по обе стороны оси или имеют обратное расположение узора.
СИММЕТРИЯ – соразмерность, пропорциональность в расположении частей, располагаются по обе стороны от середины центра, мотив располагается по обе стороны оси.
Виды орнамента :
Растительный — его составляется из стилизованных цветов, листьев,
плодов, веток.
Зооморфный включает изображения реальных или фантастических животных.
Антропоморфный — в качестве мотивов используются мужские или женские стилизованные фигуры или отдельные части тела.
Геометрический орнамент состоит из прямых и кривых линий, кругов, овалов, прямоугольников.
По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть:
ленточный, сетчатый, композиционно — замкнутый.
Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы и напоминает «открытое двустороннее движение». Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен сверху и снизу. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.
Фриз — орнаментированная композиция, предназначенная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания.
Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.
Кайма — узорная полоса, обрамляющая плоскость (скатерти, ковра, блюда и т. п.).
Посуда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли мамы, папы, бабушки, дедушки, учителя и ресурсы Интернет.
Мы выяснили, что сама посуда имеет геометрическую форму: квадрат, овал, круг. Это тарелки, чашки, кастрюли и т.д.( Приложение 1)
Работая над проектом мы узнали какие узоры и орнаменты постоянно встречаем в быту, обсуждали их форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.
Работая над проектом, каждый из учеников попробовал себя в роли дизайнера и художника.
Мы вылепили свою посуду из пластилина. Украсили её узорами.(Приложение 2)
Мы были художниками: расписывали готовые элементы посуды и подбирали цвета для узора и орнамента из геометрических фигур, работая в парах. (Приложение3)
Расписали тарелки геометрической формы собственными узорами. (Приложение 4)
Мы пробовали создать свой геометрический узор.( Приложение 5).
ИТОГИ РАБОТЫ:
Если вообще допустить, что элементы геометрических украшений — треугольники, четырехугольники, круги, волнообразные, зигзагообразные разные и спиральные линии — не существовали с самого начала в представлении доисторического человека как отвлеченные математические формы, а были внесены в его воображение извне, то все-таки допущение это не исключает того, что геометрические украшения, однажды развившись, очень скоро стали повторяться и разрабатываться именно как геометрические формы и на той ступени искусства, которая ими пользовалась, превратились на самом деле в чисто геометрическую игру линий.
Геометрия занимает важное место в практической деятельности архитекторов,
технологов ткани и народных промыслов других мастеров-орнаменталистов.
Они хорошо владеют построениями, измерениями и геометрическими
доказательствами. Геометрия очищает и совершенствует человеческий ум,
прививается постоянно на протяжении всех лет обучения в школе.
Геометрия служит созданию красоты и удобства, т. е. того, что объединяют
словом — гармония.
В конце проекта гипотеза наша подтвердилась: мы научились создавать узоры и расписывать посуду.. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.
Убедились в том, что в основе построения орнамента и узора лежит наука математика.
В результате мы поняли, что математика – это не только счёт,цифры, задачи, но и уникальное средство познания красоты.
Литература
1.Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. – М.: Школа-Пресс, 1998 г.
2.Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика.-Москва «Педагогика», 1985 г.
3.Шешкин П. Е. Мансийские орнаменты.- Санкт-Петербург, «Просвещение», 2001 г.
4. http:// Орнаменты всех времен и стилей — Art Tower.htm.ru
5. http:// Искусство орнамента.htm
nsportal.ru
Посуда с геометрическим рисунком
ПРОЕКТ ПО МАТТЕМАТИКЕ Орнаменты и узоры на посуде»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детский проект | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде. Цель и задачи проекта : научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение . Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве, драгоценных окладах, тесьме и др. Я создал альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены фотографии наиболее понравившихся мне узоров, которые я видел в различных местах и исчерпал из различных источников. Вывод : Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с использование проектной технологии с целью закрепления материала по теме «Геометрические фигуры».
Выполненный ученицей проект с рисунками и фотографиями.
Цель и задачи проекта: научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.Что у нас получилось можно посмотреть в Альбоме «Узоры и орнаме.
Представлена презентация, этапы работы над проектом.
Проект по математике во 2 классе.
Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде. Цель и задачи проекта : научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.
Презентация «Математика вокруг нас. Орнаменты и узоры на посуде".
Обзор видов посуды с орнаментом
Посуда с орнаментом всегда пользовалась спросом и привлекала к себе внимание. Ведь при помощи нее можно как накрыть праздничный стол, так и дополнить интерьер всей кухни.
Различные орнаменты, узоры, рисунки создают уютную домашнюю атмосферу и помогают создать стилистику кухни.Посуда с орнаментом
Следует различать понятие орнамента, узора и рисунка для того, чтобы понимать, какой именно тип украшения хочется приобрести.
Орнамент — абстрактное обрамление в виде последовательно повторяющихся элементов. Чаще всего он имеет границы (иногда четкие, иногда размытые). Например, на тарелках и блюдцах орнамент может быть выполнен на кайме изделия.
Каемки с орнаментом
На посуде встречаются несколько видов орнамента:
- Геометрический орнамент — как правило, данный вид имеет самые четкие границы, представляет собой сочетание различных геометрических фигур, линий, точек. Геометрический орнамент на посуде идеально подойдет для дополнения кухни в современных стилях: модерн, сканди — стиль, хай-тек. Очень часто яркие геометрические узоры используют для разбавления лаконичности спокойных оттенков помещения.
Геометрический орнамент
- Растительный орнамент. Это может быть цветочный венок, нарисованный по окружности тарелки или мотивы или пейзаж на дне блюдца, заключенный в ограниченное обрамление;
Растительный орнамент
- Животный орнамент. Исходя из названия не трудно догадаться, что центральной фигурой оформления является животное. В хохломе или гжели это лошади, птицы, в современной росписи — абсолютно любые животные.
Животный орнамент
Узор — это сочетание линий, красок, оттенков, выполненный абсолютно в любом стиле, не имеющий каких — либо закономерностей в расположении (это его главное отличие от орнамента). Также разделяется по тематике на геометрический, растительный и анималистический.
Классический рисунок дает более широкое поле для выражения художественных идей. Рисунки бывают сюжетные, абстрактные и комбинированный.
Современные технологи нанесения позволяют изобразить на посуде абсолютно любые изображения — от героев любимых мультфильмов до семейных фотографий и портретов.
Национальные виды росписи посуды
У каждого народа есть традиционный вид искусства, который передаются от потомков к потомкам и становится со временем целым направлением в искусстве. К таким масштабным стилям относятся:
- Гжель. Один из самых популярных традиционно русско — украинских видов росписи. Синий, голубой и белый цвет — традиционные для этой техники. Чаще всего это цветочные мотивы, злаки, замысловатые завитушки. Помимо растительного принта в гжели могут быть выполнены и сюжетные рисунки.
- Хохлома. Ее основой является черный фон, на котором изображены различные рисунки красного, золотого, зеленого цвета. Чаще всего это растительная тематика — ягоды, цветы, грибы. Зачастую на посуде, оформленной в технике хохломы присутствуют абстрактные птицы, собаки. Традиционно роспись выполняется на деревянной посуде, однако сейчас можно приобрести и керамическую посуду в этом стиле;
- Прочие техники традиционной русской росписи. В России насчитывается более 20 видов художественной росписи. Все они возникли примерно в одно время в различных уголках нашей Родины. Мезенская роспись, Жостово, Федоскино — все они имеют свою характерную особенность в виде определенной цветовой гаммы, манеры написания и изображенных на них предметов.
- Восточная роспись — китайский, японские мотивы обычно выполнены на контрастном фоне: ярко — красный, зеленый, черный, белый. На рисунках присутствуют разнообразные узоры, цветы или герой известных восточных сказаний — драконы, змеи. Особое внимание следует уделить восточным узорам — они имеют геометрическую основу, чаще всего симметричны и имеют сходство с орнаментом — циклично повторяющиеся предметы;
- Традиционная узбекская роспись в своей основе кроет тайный смысл — виноградные лозы, деревья — символ плодородия. Сложные, переплетающиеся узоры — знаки цикличности и бесконечности.
Существует множество заводов по изготовлению посуды, которые занимаются в том числе и оформлением в вышеперечисленных популярных техниках росписи. Среди них Гжельский фарфоровый завод, Дулевский фарфоровый завод.
Нанесение рисунков на посуду стало возможно и не в таких крупных масштабах — практически в любом магазине фотопечати есть специальные станки для печати изображений на кружках, тарелках. Такая посуда — отличный сувенир и способ поздравить близкого человека.
Благодаря современной технике, можно самостоятельно создать проект узоров и орнаментов на при помощи специальных компьютерных программ, а уже после воплотить их в реальность.
Проект Проект «Математика вокруг нас Узоры и орнаменты на посуде»
Моя проектная работа называется «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».
Слайд 2. Целью моего проекта стало самостоятельное оформление посуды геометрическими узорами. Задачи, которые я перед собой поставил: 1. Узнать что такое узор, орнамент. 2. Познакомиться с использованием в декоративном украшении различных геометрических узоров. 3. Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.
Слайд 3. Реализовав данный проект, я смогу доказать, что геометрические узоры повсюду, что вокруг нас.
Слайд 4. УЗОР — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.
Слайд 5. ОРНАМЕНТ — это украшение, которое состоит из рисунков, которые повторяются через определенное расстояние.
Слайд 6. Я создал «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены наиболее понравившиеся мне фотографии посуды с геометрическими узорами.
Это орнамент на тарелке из квадратов.
Слайд 7. Это белые с чёрными кругами чашки и чёрные блюдца с белыми кружками.
Слайд 8. Это белая чашка с разноцветными кольцами и белое блюдце с разноцветным орнаментом по краям.
Слайд 9. Это узор из геометрических фигур на чашке.
Слайд 10. Стеклянные стаканы с разноцветными кружками.
Слайд 11-12. Работая над проектом, узнав, как чередуются элементы узоров на посуде, поняв, правила их расположения друг за другом, я решил попробовать себя в роли дизайнера и художника.
И вот что у меня из этого получилось! (Показывает стакан).
Слайд 13. Теперь с уверенностью можно сделать вывод: геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, поэтому мы так редко обращаем на это своё внимание.Посмотрите внимательно, ВОКРУГ НАС!
Когда увидела домашнее задание, ШОК: как связать и узоры на посуде!
Узоры и орнаменты на посуде
МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС
УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ
Ученик 2 «Г» класса
Гулиева Анна Александровна
Учитель начальных классов
«Орнаменты и узоры на посуде»
Содержание
1. Узоры и орнаменты на посуде…………………………………..5
История орнамента
3. Загадки о геометрических фигурах……………………………11
Список использованной литературы……………………………………….15
Целью данного проекта: является показать связь математики с окружающей средой.
Задачи:
— продолжить развитие воображения, наблюдательности, внимания;
— научиться рисовать геометрические узоры;
— сформировать понятие о симметрии, как о законе красоты и гармонии;
— выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом;
— создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде»;
— представить расписанную тарелку и чашку собственноручно при помощи трафарета.
Введение
Математика- это наука, изучающая числа, действия над ними, количественные отношения и пространственные формы.
Математика нужна — для счета, чтобы знать все числа и уметь их складывать. Математика нужна для измерения длины, расстояния. Не зная математики нельзя определить который час, ориентироваться во времени. Без математических вычислений нельзя определить какой месяц по счету наступил. Придя в магазин необходимо посчитать, сколько денег нужно заплатить за покупку. Выбирая одежду, необходимо знать свой размер, а без математики его не определишь.
Счет — это самая древнейшая математическая деятельность. Людям был жизненно необходим счет, так как требовалось вести торговлю, а также следить за поголовьем своего домашнего скота. Учеными было открыто, что одни из самых первобытных человеческих племен вели счет предметов, прибегая к помощи различных частей тела, конечно же, главными из которых были пальцы рук и ног.
Изучая природу, опять сталкиваешься с математикой. С ее помощью мы узнаём, насколько градусов поднимается или опускается температура воздуха. Каждый год, переходя в старшие классы, мы будем больше узнавать о математике, так как в дальнейшей в жизни без математике не обойтись.
Математика повсюду: глазом только поведешь —
И примеров разных уйму — ты вокруг себя найдешь.
Узоры и орнаменты на посуде
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены.
Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Узоры и орнаменты достаточно привычное явление. Оглянитесь вокруг — архитектура, предметы интерьера, различный декор одежды, посуды и многое другое……-все в узорах и орнаментах.
Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок и теней.
Орнамент – это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Узор может являться, как самостоятельным художественным произведением, так и является элементов орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Понятие «орнамент» и «узор» напрямую взаимосвязаны и очень тесно переплетены.
Орнамент придает изделию выразительность красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательных расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанна, с симметрией и ритмом.
Орнамент-это особый вид художественного творчества, который, как
считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства.
Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. ».
Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды, узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., простых
сочленений до сложных хитросплетений.
Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека , животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, зооморфные, пейзажные и т.д.
Давай рассмотрим каждый из этих узоров в отдельности.
Растительный орнамент – узор, состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы, листья, ягоды).
Геометрический орнамент – узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т.д.)
Зооморфный орнамент – узор, где основным мотивом является изображение животного.
Пейзажный орнамент – узор, где основным мотивом является изображение природы.
Посуда, который мы пользуемся , украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли ресурсы Интернета. И, как выяснилось, ему неповторимый вид, стильный и очень привлекательный. Посуда с геометрическими узорами выглядит очень красиво!
История орнамента
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи(альпона)- орнаментальный рисунок — молитва.
»
Отличная статья 0
my-perfect.ru
«Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»
YI муниципальная конференция
младших школьников «Я — исследователь»
Математика вокруг нас
Узоры и орнаменты на посуде
Автор: Печкин Александр, учащийся 2 класса
МОУ «Машозерская СОШ»
Руководитель: Филиппова С. М., учитель
начальных классов
п. Новое Машезеро
2016
Содержание1. Введение
Страница
3
1.1. Гипотеза
3
1.2. Цель работы
3
1.3. Задачи
3
1.4. Предмет исследования
3
1.5. Методы исследования
3
1.6. Планирование работы
3
2. Основная часть
2.1. Математика в повседневной жизни
4-5
4
2.2. Узоры и орнаменты
4
2.3. Геометрический орнамент
5
3. Практическая часть
3.1. Орнамент из геометрических фигур на посуде составленный способом аппликации и рисования
6
6
3.2. Фотоальбом «Орнаменты и узоры на посуде»
4. Заключение и вывод
6
7
5. Используемая литература
8
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1. Введение
Учёные говорят: математика – царица наук. На уроках математики мы считаем, решаем задачи, играем в математические игры, изучаем геометрические фигуры. Для того чтобы научиться понимать и решать сложные задачи, нужно быть очень внимательным. Я люблю уроки математики, особенно решать примеры и уравнения.
Мама говорит: — «Что математика вся наша жизнь? Интересно, а где ещё я смогу её встретить?
1.1. Гипотеза: Математика – встречается не только на уроках, но и в повседневной жизни.
1.2. Цель работы: Изучение узора и орнамента из геометрических фигур на посуде.
1.3. Задачи:
1. Показать связь математики с окружающей нас жизнью;
2. Подобрать и изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию об узорах и орнаментах;
3. Провести собственные наблюдения за узорами на посуде и узнать, что такое узор, орнамент;
4. Учиться изображать посуду с помощью аппликации, украшать её на рисунке; чередовать геометрические элементы; понять правила их расположения друг за другом;
5. Создать альбом из фотографий «Орнаменты и узоры на посуде»
1.4. Предмет исследования: Посуда с геометрическими узорами.
1.5. Методы исследования:
Метод изучения литературы;
Метод наблюдения;
Метод практической работы;
Метод анализа.
1.6. Планирование работы:
1. Изучить какие бывают узоры и орнаменты на посуде.
2. Изучить геометрические узоры: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом.
3. Нарисовать свой узор на посуде и сделать его с помощью аппликации.
4. Создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде» и сделать выводы о проделанной работе.
2. Основная часть
2.1. Математика в повседневной жизни
Математика — это не только точная наука, но и то, с чем мы связаны в повседневной жизни. C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы; в автобусе рассчитываемся за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно уметь посчитать деньги. Если идём в поход нужно рассчитать маршрут, если мама и папа делают в квартире ремонт, нужно знать площадь комнаты, чтобы купить необходимое количество обоев и краски. В общем, во всех этих делах нам всегда помогала и помогает математика.
Математика встречается на одежде, предметах, разных вещах которыми мы пользуемся в быту. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела и как использовалась.
Люди издавна украшают орнаментами ковры, вышитые полотенца и салфетки, вазы, и многое другое. Орнамент есть и на посуде. Есть декоративные тарелки, которыми украшают стены. Всё это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
2.2. Узоры и орнаменты
Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, еще не обладали для предметов декоративными качествами.
Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента сейчас определилась украшать.
Орнамент (от лат. – украшение) – узор основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Часто использовали орнаменты из геометрических фигур. Почему как вы думайте? (Его легче рисовать) Несмотря на то, что его легче рисовать, орнамент часто выходил небывалой красоты и был украшением не только посуды, но и мебели, стен, окон.
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, а также элементом орнамента.
Если в узоре нарисованы цветы, плоды, листья, он называется растительным орнаментом, а если из птиц и зверей, то животным. Геометрический орнамент состоит из треугольников, квадратов, кругов.
2.3. Геометрический орнамент
Геометрический орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в 15 -10 тыс. лет до н. э.
Орнамент состоял из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, «веревочный» узор.
Чтобы составить правильно орнамент из геометрических фигур необходимо учитывать его свойства: закономерность, симметрию, ритм.
Закономерность – это повторение, а значит, геометрические фигуры должны повторяться.
Ритм – это повторение каких-либо элементов узора через определённые расстояния и в определённой последовательности.
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей значит, каждая фигура в узоре должна располагаться на одинаковом уровне.
Итак, можно выделить общее правило – повторение одинакового рисунка на одинаковом расстоянии.
Основное назначение орнамента — украсить поверхность предмета, более четко выявить его форму. Изделие можно украсить любыми геометрическими фигурами. Сочетание цветов подбираются по вкусу. Всё в природе имеет свой определенный цвет. С помощи цвета, цветовых сочетаний, художник, дизайнер передает самые разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, ожидание, нежность.
3. Практическая часть
3.1. Теперь, когда я знаю правила составления узоров, я создал свои орнаменты из геометрических фигур на посуде. Изобразил орнаменты разными способами: сначала нарисовал узоры карандашами и разукрасил их. Потом нарисовал кувшин, блюдо, вазу и украсил их орнаментом из геометрических фигур аппликацией. (см. Приложение 1 и 2)
Хочу сказать, что составлять узор это не так-то просто, его сначала надо придумать, затем нарисовать геометрические фигуры одинакового размера на одинаковом уровне, чередовать их в определённой последовательности. Я думаю, у меня это получилось.
3.2. Я создал альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены фотографии наиболее понравившихся мне узоров, которые я видел у себя дома, у друзей и в различных местах. (см. Приложение 3)
4. Заключение
В ходе работы я узнал о многообразии орнаментов и видов узоров. Научился расписывать посуду как мастера. Понял, что не бывает одинаковых узоров, роспись посуды – это всегда увлекательный и творческий процесс.
Вывод: Современная посуда разная, она украшается узорами и орнаментом, в том числе из геометрических фигур. Геометрические узоры повсюду, а значит это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами, поэтому математика вокруг нас всегда и везде.
Литература
1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка для детей. Москва: Эксмо, 2007. — 464 с.;
2. Серия «Эрудит». Изобразительное искусство. Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.;
3. Шалаева Г.П. и др. Новейший справочник школьника. 1-4 классы. Москва: Слово, Эксмо, 2007. – 767 с.
Приложение 3
Я создал альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены фотографии наиболее понравившихся мне узоров, которые я видел у себя дома, у друзей и в различных местах.
Современные узоры в виде чередования кругов и линий.
Греческий узор.
Узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагается горизонтальными полосками.
Геометрический орнамент состоит из ломанных линий, треугольников, ромбов и завитков.
infourok.ru
Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по математике
«УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ
НА ПОСУДЕ»
Выполнил: Злобин Алексей
2 «А» класс
МОУ СОШ № 8
Классный
руководитель: Пирожкова Т.М.
Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде.
Цель и задачи проекта: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом. Создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде».
Ход проекта:
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены.
Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Узоры и орнаменты достаточно привычное явление. Оглянитесь вокруг — архитектура, предметы интерьера, различный декор одежды, посуды и многое другое — всё в узорах и орнаментах.
Узор — это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок и теней.
Орнамент — это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Узор может являться как самостоятельным художественным произведением, так и являться элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Понятие «орнамент» и «узор» напрямую взаимосвязаны и очень тесно переплетены.
Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, зооморфные, пейзажные и т. д.
Растительный орнамент – узор, состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, трава, листья, ягоды).
Геометрический орнамент – узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т.д.)
Зооморфный орнамент – узор, где основным мотивом является изображение животного.
Пейзажный орнамент – узор, где основным мотивом является изображение природы.
Я создал альбом «Орнаменты и узоры на посуде».
В альбоме я поместил фотографии и рисунки наиболее красивых узоров, которые я увидел у себя дома и в магазине.
А Л Ь Б О М
«Орнаменты и узоры
на посуде»
infourok.ru
Проект «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»
Слайд 1
Моя проектная работа называется «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».
Слайд 2. Целью моего проекта стало самостоятельное оформление посуды геометрическими узорами. Задачи, которые я перед собой поставил: 1. Узнать что такое узор, орнамент. 2. Познакомиться с использованием в декоративном украшении различных геометрических узоров. 3. Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.
Слайд 3. Реализовав данный проект, я смогу доказать, что геометрические узоры повсюду, что вокруг нас.
Слайд 4. УЗОР — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.
Слайд 5. ОРНАМЕНТ — это украшение, которое состоит из рисунков, которые повторяются через определенное расстояние.
Слайд 6. Я создал «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены наиболее понравившиеся мне фотографии посуды с геометрическими узорами.
Это орнамент на тарелке из квадратов.
Слайд 7. Это белые с чёрными кругами чашки и чёрные блюдца с белыми кружками.
Слайд 8. Это белая чашка с разноцветными кольцами и белое блюдце с разноцветным орнаментом по краям.
Слайд 9. Это узор из геометрических фигур на чашке.
Слайд 10. Стеклянные стаканы с разноцветными кружками.
Слайд 11-12. Работая над проектом, узнав, как чередуются элементы узоров на посуде, поняв, правила их расположения друг за другом, я решил попробовать себя в роли дизайнера и художника.
И вот что у меня из этого получилось! (Показывает стакан).
Слайд 13. Теперь с уверенностью можно сделать вывод: геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, поэтому мы так редко обращаем на это своё внимание.Посмотрите внимательно, ВОКРУГ НАС!
stranamasterov.ru
Узоры и орнаменты на посуде
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС
УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ
Проектная работа
Выполнил:
Повстень Юрий
Ученик 2 «Г» класса
Руководитель:
Гулиева Анна Александровна
Учитель начальных классов
Малоярославец-2016
Альбом
«Орнаменты и узоры на посуде»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
1. Узоры и орнаменты на посуде…………………………………..5
История орнамента
3. Загадки о геометрических фигурах……………………………11
Вывод……………………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………….15
Целью данного проекта: является показать связь математики с окружающей средой.
Задачи:
— продолжить развитие воображения, наблюдательности, внимания;
— научиться рисовать геометрические узоры;
— сформировать понятие о симметрии, как о законе красоты и гармонии;
— выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом;
— создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде»;
— представить расписанную тарелку и чашку собственноручно при помощи трафарета.
Введение
Математика- это наука, изучающая числа, действия над ними, количественные отношения и пространственные формы.
Математика нужна — для счета, чтобы знать все числа и уметь их складывать. Математика нужна для измерения длины, расстояния. Не зная математики нельзя определить который час, ориентироваться во времени. Без математических вычислений нельзя определить какой месяц по счету наступил. Придя в магазин необходимо посчитать, сколько денег нужно заплатить за покупку. Выбирая одежду, необходимо знать свой размер, а без математики его не определишь.
Счет — это самая древнейшая математическая деятельность. Людям был жизненно необходим счет, так как требовалось вести торговлю, а также следить за поголовьем своего домашнего скота. Учеными было открыто, что одни из самых первобытных человеческих племен вели счет предметов, прибегая к помощи различных частей тела, конечно же, главными из которых были пальцы рук и ног.
Изучая природу, опять сталкиваешься с математикой. С ее помощью мы узнаём, насколько градусов поднимается или опускается температура воздуха. Каждый год, переходя в старшие классы, мы будем больше узнавать о математике, так как в дальнейшей в жизни без математике не обойтись.
Математика повсюду: глазом только поведешь —
И примеров разных уйму — ты вокруг себя найдешь.
Узоры и орнаменты на посуде
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены.
Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Узоры и орнаменты достаточно привычное явление. Оглянитесь вокруг — архитектура, предметы интерьера, различный декор одежды, посуды и многое другое……-все в узорах и орнаментах.
Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок и теней.
Орнамент – это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Узор может являться, как самостоятельным художественным произведением, так и является элементов орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Понятие «орнамент» и «узор» напрямую взаимосвязаны и очень тесно переплетены.
Орнамент придает изделию выразительность красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательных расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанна, с симметрией и ритмом.
Орнамент-это особый вид художественного творчества, который, как
считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства.
Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…».
Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды, узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., простых
сочленений до сложных хитросплетений.
Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека , животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, зооморфные, пейзажные и т.д.
Давай рассмотрим каждый из этих узоров в отдельности.
Растительный орнамент – узор, состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы, листья, ягоды).
Геометрический орнамент – узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т.д.)
Зооморфный орнамент – узор, где основным мотивом является изображение животного.
Пейзажный орнамент – узор, где основным мотивом является изображение природы.
Посуда, который мы пользуемся , украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли ресурсы Интернета. И, как выяснилось, ему неповторимый вид, стильный и очень привлекательный. Посуда с геометрическими узорами выглядит очень красиво!
История орнамента
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи(альпона)- орнаментальный рисунок — молитва.
megapredmet.ru