что это за стиль и где найти его примеры в Петербурге
Симметричные здания и башни со шпилями появились в Петербурге из шведской, немецкой и голландской архитектуры. Эти дворцы хоть и простые, но красочные и запоминающиеся.
Реформы Петра I коснулись не только реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота и новых отраслей промышленности. При первом русском императоре появился и новый архитектурный стиль, названный петровским барокко.
В его основе, как и во всех других преобразованиях того времени, лежал опыт европейских стран, опирающийся на богатые русские традиции. При этом новый архитектурный стиль делал решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет.
Петровское барокко ориентировалось на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Зданиям того времени были свойственны симметричность, чёткость линий, башни со шпилями, простота убранства и мелкая расстекловка окон.
Одним из крупнейших архитекторов того времени стал Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, работавший в Голландии, именно он принёс в Россию черты северно-европейского барокко. Среди первых строителей Петербурга были и другие выдающиеся зодчие: Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Джованни Фонтана, Николо Микетти и Георг Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I, и каждый привнёс в облик новой столицы традиции своей страны и архитектурной школы.
Петропавловский соборДо 1952 года собор был самым высоким зданием в России, а его шпиль высотой 122,5 метра даже сейчас виден издалека и остаётся важным символом Петербурга.
Пётр I распорядился построить церковь на этом месте сразу после основания Петропавловской крепости. И 29 июня 1703 года, в день святых апостолов Петра и Павла, началось возведение деревянного храма.
Спустя девять лет под руководством Доменико Трезини был заложен уже постоянный каменный Петропавловский собор. Зодчий соединил в проекте знакомую итальянскую архитектуру с традициями северной Европы.Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских крестово-купольных или шатровых церквей. Храм выполнен в виде прямоугольного здания, что больше характерно для западноевропейской архитектуры. Его скромные фасады оформляют лишь плоские колонны-пилястры и наличники с херувимами. Главная же часть собора – это многоярусная колокольня на западном фасаде. На её конце находится 40-метровый золочёный шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руках.
К сожалению, Пётр I не дожил до завершения строительства в 1733 году, но церковь всё равно прочно ассоциируется именно с первым российским императором. После его смерти гроб с телом был погребён внутри собора. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы вплоть до Александра III.
Фото: Instagram / @nastyaaa_cha, @alexandra_novikova__
Здание Двенадцати коллегий
Строительство Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера. Пётр I хотел разместить все высшие органы государственного управления в одном месте, а на острове по его задумке должен был разместиться административный квартал Петербурга.
Трезини решил подчеркнуть значимость сооружения, соединив Сенат, Синод и ещё десять ведомств одним фасадом длиной 393 метра. Так композиция обрела особый смысл в том, что высшие учреждения страны призваны действовать в нерушимом единстве.
Строительство коллегий шло с 1722 по 1742 годы, и в итоге получился крупнейший по размерам памятник петровского барокко. 12 идентичных трёхэтажных секций отличаются только лепным украшением фронтонов – эмблемой коллегии. Из характерных для петровского барокко черт в здании можно выделить двухцветную окраску, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.
В начале XIX века систему управления страной заменили на более современные министерства. И в 1804 году здание коллегий было передано сначала Педагогическому институту, а затем в 1835 году – Петербургскому университету, которому оно принадлежит до сих пор. Для целей университета наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения, а второй этаж западной галереи был остеклён. Получился огромный 400-метровый коридор. Сейчас здание Двенадцати коллегий остаётся одним из самых старых на Васильевском острове.
Фото: Instagram / @juliababush, @gerrpetrp
Летний дворец Петра I
Cамое старое каменное здание в Петербурге. Со времени постройки в 1710-1714 годах оно ни разу не подвергалось перестройкам и даже не пострадало во время Великой Отечественной войны. Дом стоит в первозданном виде в Летнем саду. Причём именно Летний дворец дал название саду, который вначале именовался «царским огородом».
Эта резиденция предназначалась для использования только с мая по октябрь. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 года. Пётр въехал в частично отделанный дворец уже в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 году.
Доменико Трезини спроектировал двухэтажное здание достаточно скромно: внутри всего четырнадцать комнат и две кухни. Современники считали, что Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нём». Фасад на голландский манер выполнен в стиле петровского барокко и украшен 29 терракотовыми барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны.
После смерти Петра I дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных вплоть до середины XIX века. Только в послевоенных 1950-1960 годах была проведена полномасштабная реставрация Летнего дворца. Был восстановлен его изначальный облик: заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка и рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью.
Фото: Instagram / @adelinaa_bauer, @yyamalovaa
Дворец Меншикова на Васильевском острове
Сподвижник Петра I и талантливый полководец Северной войны Александр Меншиков получил в награду одиннадцатую долю отвоёванных земель. Он тут же начал обустраивать их часть на Васильевском острове под большую усадьбу. Для строительства каменного дворца в мае 1710 года в Петербург были приглашены известные архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, и Фонтана из-за тяжёлых условий жизни покинул Россию. Но отделка интерьеров затянулась до 1727 года.
Усадьба с цветником и садом протянулась от Большой до Малой Невы. Она занимала огромную территорию во всю ширину восточной части острова. Здесь располагались бани, медоварня, хлебопекарня и кузница. Пётр I называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.
Дворец Меншикова представляет собой яркий пример петровского барокко, а его прототипы можно найти в приёмах европейского дворцового строительства XVII века. При этом завершение боковых ризалитов дворца имеет явно голландское происхождение. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями, а боковые ризалиты завершаются вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями.
После ссылки Меншикова в Сибирь его дворец был передан в казну. В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного шляхетского корпуса. В 1966 году было принято решение придать ему первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и открыт для посещения для всех желающих. Там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.
Фото: Instagram / @stanislavakravchik, @alisa_fridman21
Кикины палаты
Александр Кикин был одним из сподвижников Петра I, сопровождал царя в качестве денщика в Азовском походе, учился в Голландии кораблестроению. В 1708 году он был назначен главой Адмиралтейства, а в 1712 году получил должность адмирала-советника. Каменный дом богатого вельможи был построен в 1714-1720 годах неизвестным архитектором. Считается что над проектом работал немец Андреас Шлютер или Доменико Трезини.
Кикины палаты получились простыми и изящными: фасады декорированы лопатками, боковые ризалиты завершаются изогнутыми фронтонами. Интересно, что внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры здания сравнимы с центральной частью Большого Петергофского дворца. Оба они начали строиться в 1714 году и в их основе мог лежать один проект.
По каким-то причинам Александр Васильевич со временем ушёл в оппозицию к царю и содействовал побегу царевича Алексея Петровича за границу. Но через некоторое время беглый сын вернулся и сдал помощника. Адмирала долго пытали, и в итоге он сознался во всём. 17 марта 1718 года его колесовали в Москве.
Александра Кикин совсем недолго успел пожить в своём дворце. Недостроенные палаты были переданы в казну. В них первое время размещались петровская Кунсткамера и личная библиотека. Дальше Кикины палаты отдали на нужды лейб-гвардейского Конного полка. Там разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. Поэтому над домом по проекту Растрелли была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом.
Отсюда бывший дворец получил своё второе название «Круглый дом».Во время блокады Кикины палаты сильно пострадали, но благодаря талантливому архитектору Ирине Бенуа в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде. Она воссоздала дворец в петровском барокко, убрав множество переделок, которые появились в XVIII-XIX веках. С 1979 года в Кикиных палатах находилась Детская музыкальная школа, а с 1995 года – созданный на её основе Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре.
Фото: Instagram / @prya1707, @kotlet
Барокко
Итальянская мода на барокко достигла Литвы очень быстро. Вельможи процветающего Великого княжества Литовского считали делом чести пригласить в свои владения архитекторов из Италии. Модный, пышный и богатый архитектурный стиль XVI–XVII вв. вскоре настолько закрепился в Литве, что Вильнюс начали называть восточноевропейской столицей барокко. Слухом о виленской школе барокко с ее элегантной сдержанностью полнилась земля.
Вильнюсский университет и костёл Св. Иоаннов
Во время прогулки по историческому центру Вильнюса невозможно не заметить архитектурный ансамбль Вильнюсского университета с костёлом Св. Иоаннов и его колокольней в стиле барокко. Оригинальная колокольня, спроектированная мэтром виленской школы барокко Иоганном Кристофом Глаубицем, является высочайшей вертикалью исторической части города. Кстати, отсюда открывается великолепный вид на столицу барокко. В конце учебного года в костёле проводится самый главный праздник для всех студентов — торжественное вручение дипломов.
Ворота базилианского монастыря
Прекрасный образец позднего барокко. Ворота построены по проекту знаменитого архитектора того времени Иоганна Кристофа Глаубица и хранят множество тайн униатской церкви Пресвятой Троицы и базилианского монастыря. Двести лет монастырь и церковь принадлежали униатам, а в начале XIX в. в монастыре была организована тюрьма. Сегодня здесь можно найти памятную доску с именем самого известного ее заключенного, члена тайного общества филоматов Вильнюсского университета, поэта Адама Мицкевича.
Костёл Св. апостолов Петра и Павла
Некогда скромный деревянный виленский костёл Св. апостолов Петра и Павла в середине XVII в. был реконструирован в стиле барокко, и с тех пор восхищает своей красотой жителей и гостей столицы. Виленский воевода Михаил Казимир Пац построил этот храм в благодарность за свое возвращение живым и здоровым с войны с московитами. Величие внутреннего убранства костёла раскрывается через пространство белого цвета. Храм украшен работами итальянских скульпторов Джованни Пьетро Перти и Джованни Мариа Галли. Не торопитесь считать интерьерные детали — их больше двух тысяч.
Дворец Сапег
Дворцовый ансамбль резиденции Сапег получил название по фамилии своего заказчика — гетмана великого литовского Казимира Яна Сапеги. Дворец был построен в XVII в. по проекту итальянского архитектора Джамбаттисты Фредиани. Здания дворцового ансамбля вместе с костёлом Господа Иисуса и Монастырем тринитариев являются образцом зрелого барокко. Следуя моде того времени, для декорирования своей фешенебельной резиденции Сапега пригласил скульптора и архитектора Джованни Пьетро Перти и живописца Микеланджело Паллони. Сегодня реставраторы пытаются возродить ценные фрески и сам дворец к новой жизни.
Костёл Св. Екатерины
Шедевр позднего барокко. Из пепла великого виленского пожара этот костёл возродил знаменитый литовский архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц. Какое счастье, что его задумки выдержали испытание временем, а несколько небольших ремонтов не испортили великолепный интерьер. Даже когда костёл был превращен в склад, красота этого храма не исчезла. Сегодня костёл Св. Екатерины — любимое место для проведения концертов.
Монастырь Пажайслиса
Самое романтичное место Литвы. Настоящий алмаз литовского барокко XVII века. Построенный богатой, влиятельной и чрезвычайно религиозной семей Пацев, монастырь много раз пострадал от войн. Все-таки время не смогло разрушить красоту, созданную руками итальянских художников Джованни Баттисты Фредиани, братьев Пьетро и Карло Путтини, Иоанном Мери, Джузеппе Росси и флорентийского художника Микеланджело Паллони. Сегодня красоту раскрывает музыка, звучащая под сводами собора – здесь проходят множество концертов и фестивалей музыки, а покой монастыря оберегают сестры ордена св. Казимира. В южной официне монастыря найдете сакральный музей ансамбля монастыря Пажайслиса, а расположенном рядом с ним уникальном комплексе для гостей Monte Pacis можете отведать на своевременный лад приготовленные исторические блюда монахов.
Монастырь Титувенай
Пропорциональный, элегантный, небольшой и с местом для фамильного склепа. Таким должен был быть монастырь в Титувенай, который в начале XVII в. начал строить хорунжий Великого княжества Литовского Андрей Волович. Строительство этого монастырского ансамбля сначала было пронизано духом готики, затем ренессанса, однако наибольшая дань здесь отдана архитектуре барокко. Монастырь прекрасно сохранился и сегодня представляет собой уникальный памятник архитектуры в литовской глубинке, который уже успели открыть для себя паломники со всего мира.
Усадьба Любавас
Любавас, одна из старейших усадеб Литвы, скрывает красивую историю любви, ставшую легендой. Владыка Великого княжества Литовского Сигизмунд Старый передал доставшуюся ему усадьбу своему сыну Сигизмунду Августу, который влюбился во вдову бывшего владельца усадьбы Барбару Радзивилл и тайно обвенчался с ней. Эта усадьба, сменившая немало владельцев, во все века славилась как резиденция аристократов и приют талантливых художников. Благодаря качественной реставрации усадьба получила награду Культурного наследия Европейского Союза.
Шилува – место явления Девы Марии
Нынешний костёл из красного кирпича, построенный в Шилуве в XVIII в., скорее всего, является последним в Литве памятником сакральной архитектуры, выдержанным в едином стиле барокко и сохранившим свое внутренне убранство почти без изменений на протяжении последних двухсот лет. Паломников сюда привлекает чудотворная картина Пресвятой Девы Марии с Младенцем, престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы и часовня Явления Богородицы в Шилуве. Величественное 40-метровое здание было спроектировано архитектором Антанасом Вивульскисом (он же создал и памятник Трех крестов в Вильнюсе). В фундамент часовенного алтаря вмурован камень, на котором, как считается, в 1608 г. людям явилась Пресвятая Дева Мария.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Лучшее из бейсбольной викторины
10 самых опасных рыб в мире
Если я сделаю прививку и заболею COVID-19, каковы мои шансы умереть? Ответ на удивление трудно найти
Определение периода барокко и интересные литературные примеры
В эти годы он был в основном распространен в Англии и Испании и определяется несколькими интересными особенностями. К ним относятся опора на литературные приемы и желание писать на морализаторские или религиозные темы. Частично это было сделано по настоянию католической церкви. Важные писатели этого периода включают Джона Мильтона, Джорджа Герберта, Франсиско де Кеведо и Мигеля де Сервантеса. Также часто цитируются поэты-метафизики, такие как Джон Донн.
Explore The Baroque Period
- 1 Definition of Baroque Literature
- 2 Spanish Baroque Literature
- 3 Examples of Baroque Literature
- 4 FAQs
- 5 Related Literary Terms
- 6 Other Resources
Definition of Baroque Literature
Литература эпохи барокко создавалась между 16 и 18 веками. Обычно его определяют как изображение между периодами Возрождения и Просвещения. На протяжении всего этого периода писатели довольно сильно интересовались использованием литературных приемов. Они включали примеры метафор и символов. Довольно популярной была и религиозная тематика, одобренная Римско-католической церковью. Часто поэты-метафизики, такие как Джон Донн, упоминаются как создатели некоторых из самых важных произведений в период барокко.
Испанская литература барокко
Испанская литература барокко также была важной частью литературного периода. Он был написан в 17 веке и часто затрагивал темы времени и религии. Большая часть произведений, созданных в этот период, содержала элементы пессимизма и разочарования (например, в идеале эпохи Возрождения). Писатели, такие как Кеведо, занимались сатирой как формой письма. Одним из основных авторов этого периода был Мигель де Сервантес, чья первая работа была создана в 1585 году и наиболее известна Гениальный джентльмен Дон Кихот Ламанчский, , обычно называемый Дон Кихот.
Примеры литературы эпохи барокко
«Потерянный рай » Джона Мильтона«Потерянный рай » был опубликован Джоном Мильтоном в 1667 году. Это эпическая поэма или длинное повествовательное поэтическое произведение. В нем подробно описана библейская история «Падения человека». Он включает подробности об искушении Адама и Евы сатаной и о том, что произошло после их изгнания из Эдемского сада. В нем также фигурирует сатана как один из основных персонажей. Рассмотрим эти строки из Книги I «Потерянного рая»:
Они, оглянувшись, узрели всю восточную сторону
Рая, так поздно их счастливое место,
Взмахнул огненным клеймом, воротами
С ужасными лицами, теснящимися и огненными руками:
Какие-то натуральные слезы они уронили, но скоро их вытерли;
Весь мир был перед ними, где выбрать
Их место отдыха, и Провидение их проводник;
Они, взявшись за руки, шагами блуждающими и медленными,
Через Эдем они отправились в одиночку.
В этих строках читатели могут увидеть примеры языковых навыков Мильтона в дополнение к использованию им литературных приемов. Образность — один из важнейших приемов, используемых в этом стихотворении. Рассмотрим эти строки из другого раздела эпической поэмы и то, как Мильтон использует эпическое сравнение:
Его легионы — ангельские формы, которые зачарованно лежали
Густые, как осенние листья, падающие на ручейки
В Валломброзе, где этрурианские оттенки
Высокий арочный выступ; или осока рассеянная
На плаву, когда при сильном ветре Орион вооружен
Взбесил побережье Красного моря, чьи волны опрокинули
Бусирис и его мемфианское рыцарство,
Здесь он сравнивает армию сатаны с разбросанными осенними листьями. В литературе барокко нет ничего необычного в том, чтобы найти эпические сравнения и расширенные метафоры.
Узнайте больше о стихах Джона Мильтона.
Ошейник Джорджа ГербертаЭто вдумчивое стихотворение описывает желание говорящего убежать от своей религиозной жизни и обратиться к более свободной жизни. Он отмечает, что больше не собирается стоять за свою жизнь такой, какая она есть. Он будет искать настоящие удовольствия и перестанет беспокоиться о том, что неправильно, а что правильно. Вот несколько строк из стихотворения:
Я ударил по доске и закричал: «Хватит;
Я буду за границей!
Что? буду ли я когда-нибудь вздыхать и тосковать?
Мои линии и жизнь свободны, свободны, как дорога,
Свободный, как ветер, большой, как магазин.
Мне оставаться в костюме?
В конце стихотворения он отмечает, что тоже станет сильнее.
Узнайте больше о стихах Джорджа Герберта.
Блоха Джона Донна«Блоху» часто называют идеальным произведением метафизической поэзии. В нем говорящий Донна использует тщеславие, чтобы убедить свою возлюбленную переспать с ним. Он описывает блоху, которая прыгает с его тела на ее и сосет их кровь. Вместе, в его теле смешивается их кровь. В этом поступке нет потери чести, как не должно быть, если они спят вместе. Вот несколько строк:
Отметь вот эту блоху и отметь вот эту,
Как мало то, что ты отрицаешь меня;
Сначала меня засосало, а теперь засосет тебя,
И в этой блохе смешались две наши крови;
Ты знаешь, что этого нельзя сказать
Грех, ни стыд, ни потеря девственности,
Это одно из самых оригинальных произведений Донна. Продуманная и удивительная метафора, лежащая в основе, является прекрасным примером того, почему его поэзия остается такой популярной и по сей день.
Прощание: запрещающий траур Джона ДоннаВ этой невероятной любовной поэме есть еще одна знаменитая фраза. На этот раз сравнивая любовь между двумя людьми с движениями компаса. Она была написана для жены поэта в 1611 или 1612 году перед его отъездом в путешествие по Европе. Он был опубликован в Песни и Сонетов после смерти поэта. Вот несколько строк из стихотворения:
Если их два, то их два, значит
Как два жестких циркуля-близнеца;
Твоя душа, неподвижная нога, не показывается
Двигаться, но делает, если другой делает.
В этом разделе текста говорящий утверждает, что его жена — верная стрелка компаса, а он — тот, кто странствует. Их связь всегда гарантирует, что он снова вернется к ней.
Узнайте больше о стихах Джона Донна.
Часто задаваемые вопросы
Чем важна литература эпохи барокко?
Литература барокко важна, потому что в этот период работали некоторые из самых важных поэтов, и были написаны некоторые из самых влиятельных стихов. Период барокко был источником вдохновения и для последующих писателей.
Что характерно для литературы эпохи барокко?
Характерными чертами этого периода является использование образного языка, такого как сравнения и метафоры, а также других литературных приемов, таких как гиперболы и образы. Эти писатели часто касались и религиозных тем.
Когда была написана литература эпохи барокко?
Период барокко длился с 16 по 18 века. Конкретное десятилетие или год иногда оспаривается в зависимости от страны и того, какие элементы используются для определения того, когда закончился предыдущий период и когда начался последний.