история основания, известные гости усадьбы, фотографии.
Публикации раздела Музеи
Аудиоверсия: «День открытых дверей» в усадьбе Ильи Репина
Илья Репин был известен не только как живописец, но и как гостеприимный хозяин. О вечерах в его усадьбе до сих пор ходят легенды. Вспоминаем, как художник строил свои «Пенаты», кто бывал на репинских «средах» и чем хозяева угощали гостей.
«Пенаты» в Куоккале
Илья Репин в своей мастерской в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1900-е годы. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Илья Репин (второй слева) с гостями на веранде в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Слева направо: писатель Максим Горький, критик Владимир Стасов, Илья Репин, жена художника — писательница Наталья Нордман-Северова в саду. Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1904 год. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
В 1899 году Илья Репин купил хутор в Куоккале (сейчас — поселок Репино). Маленький домик по проекту художника перестроили: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Живописец назвал усадьбу в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Их изображениями украсили расписные деревянные ворота, созданные по рисунку Репина. Он сам сажал здесь деревья и копал каналы, чтобы на участке появилось несколько небольших озер.
Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время живописец мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.
«В «Пенатах» среда — торжественный, праздничный день. Вместе с И. Е. с утра мы приводили мастерскую в порядок. То, что И. Е. хотел показать, он ставил на мольберты, производил перевеску, кое-что прятал, убирал».
Вегетарианство, самообслуживание, сон на открытом воздухе
Илья Репин в зимней мастерской в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Илья Репин пишет в своей мастерской портрет певца Федора Шаляпина. Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1914 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Писатель Максим Горький и актриса Мария Андреева позируют Илье Репину в усадьбе «Пенаты». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1905 год. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Говорили, что некоторые гости привозили с собой запасы продуктов и ужинали на станции или прямо в доме Репиных — закрывшись в какой-нибудь комнате.
Прислуга в доме Репиных не подавала на стол, не открывала гостям дверь и ужинала за одним столом с хозяевами (по крайней мере, в день приема). Повсюду висели плакаты: «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!», «Не ждите прислуги, ее нет!». Пальто приглашенным друзьям подавал сам Илья Репин.
«Прислуги по этикету «Пенатов» не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».
Интересный факт: Илья Репин круглый год спал буквально на улице и заставлял домочадцев следовать своему примеру. Так он спасался, по совету одного молодого врача, «от удушливого и смертельно опасного яда спальни». Художник ночевал на веранде, под навесом; в морозы он грелся в спальном мешке на пуху. Жена и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Дочь Вера спустя годы вспоминала, что утром к ним вбегал Репин с изморозью на усах и стряхивал снег с постелей родственников.
В своих мемуарах Иван Бунин рассказывал, как Илья Репин пригласил его позировать для портрета: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — все окна настежь».
Репин радушно встретил Ивана Бунина и провел в мастерскую, где, вспоминает писатель, тоже был мороз, «как на дворе». Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушел на вокзал: «…а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».
Читайте также:
- Тайны известных картин
- Дачное настроение
- Природа России на полотнах русских художников
«Репинские травки» для футуристов
Илья Репин. Автопортрет. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Маяковский. Репин и Чуковский. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Василий Поленов. Портрет Ильи Репина. 1882. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Живописец пришел в восторг от его стихов, и даже вызывающее поведение молодого поэта не помешало зарождавшейся симпатии. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист!» — говорил ему Репин. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Художник лишь сделал небольшой набросок. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного, и с другом Корнеем Чуковским. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Позже на даче в Куоккале бывали поэты Алексей Крученых, Велимир Хлебников и художник Николай Кульбин.
Даже по средам, которые считались у Репина днями заслуженного отдыха, он использовал любую возможность, чтобы сделать быстрые наброски — карандашом или кистью. Чаще всего зарисовывал в альбом приехавших гостей.
«Однажды, сидя на террасе за чайным столом и с любопытством вглядываясь в многозначительное лицо молодого поэта [Велимира Хлебникова], Репин сказал ему:
— Надо бы написать ваш портрет.
Хлебников веско ответил:
— Меня уже рисовал Давид Бурлюк.
И опять погрузился в молчание. А потом задумчиво прибавил:
— В виде треугольника.
И опять замолчал.
— Но вышло, кажется, не очень похоже».
После революции местность Куоккале отошла Финляндии. Живописец стал невольным эмигрантом и жил по нансеновскому паспорту — документу для беженцев без гражданства. Письма с предложениями вернуться Репину писал сам Климент Ворошилов, с этой же целью к художнику неоднократно приезжали делегаты из СССР. В дневниках Репина сохранилась запись: «Приезжал Корней [Чуковский]. Между прочим, не советовал возвращаться».
Сегодня в «Пенатах» расположен Музей-усадьба имени Ильи Репина. Здесь хранятся личные вещи, картины и рисунки художника, а также работы его сына, Юрия Репина, и других живописцев. В музее можно посмотреть старую кинохронику о жизни Ильи Репина в усадьбе и узнать рецепты вегетарианских блюд Натальи Нордман. На обеденном столе хранится одна из карточек для гостей от 10 августа 1911 года. На ней можно прочесть шутливые правила поведения и меню: картофельный салат, репа в вине, запеченный рис, щи и орехи с грушами.
Автор: Диана Тесленко
Теги:
ХудожникиПубликации раздела Музеи
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» — Репино Сronwell Park Отель
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» — Репино Сronwell Park Отель — Официальный сайтEN RU
Репино Cronwell Park Отель (Репино, СПб)
- Пансионат Балтиец (Репино, СПб)
- Пансионат Буревестник (Репино, СПб)
- Cronwell Inn Стремянная (СПб)
- Cronwell Park Ника (Омск)
- Cronwell Ника Центр (Омск)
- Rahoni Cronwell Park Hotel Adults Only (Греция)
- Cronwell Platamon Resort (Греция)
- Cronwell Resort Sermilia (Греция)
- Сарыкум by Cronwell Hotel&SPA (р-ка Дагестан)
- Cronwell Inn Турсунт (г. Урай, ХМАО)
- Cronwell Hotels&Resorts
- Holiday Inn Архыз (Карачаево-Черкессия)
- Cronwell Resort Репино (Репино, Санкт-Петербург)
8 800 5555 494
Заказать звонок
Акции
Акции
система онлайн-бронирования
загрузка карты…
На расстоянии короткой пешей прогулки от Репино Cronwell Park Отеля 4* расположен музей-усадьба известного художника И.Е. Репина «Пенаты».
Причудливый двухэтажный дом со множеством больших окон, веранд, световыми проемами из стекла на потолке построен по планам самого художника.
В здании проводятся экскурсии и все желающие могут ознакомиться с прекрасно сохранившимися предметами быта художника. Можно увидеть прихожую, кабинет художника и гостиную рядом со светлой верандой, явившейся первой мастерской Репина. Весь второй этаж занимают две мастерские Репина с большими окнами и верхним светом.
Музей открыт для гостей со среды по воскресенье.
Самостоятельно посетить Музей-усадьбу И.Е. Репина «Пенаты» можно по предварительной заявке через сайт музея или по телефону: +7 (999) 034-45-53 (с 11:00 до 17:00).
Часы работы: Среда — воскресенье с 10:30 до 17:00 – летом
с 10:30 до 16:00 – зимой (с 15 сентября по 15 мая). Понедельник – вторник выходные дни
Подробнее о графике работы музея можно узнать на официальном сайте http://www.museum.ru/M267
Достопримечательности
Храм-часовня Преображения Господня
Храм иконы Казанской Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери г. Зеленогорск. Русская Православная Церковь, Санкт-Петербургская митрополия, Санкт-Петербургская епархия, Курортный округ.
Зеленогорский парк культуры и отдыха
Часы работы: с 7:00 до 23:00 ежедневно
Парк Культуры и отдыха Курортного районаРепинский сквер
Репинский сквер расположен в поселке Репино Ленинградской области между Приморским шоссе, 1-й Новой улицей и улицей Репина. Площадь сквера составляет около 2 гектаров.
Назад к списку
На этом сайте мы используем cookie-файлы. Вы можете почитать о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.
Дом-музей Ильи Репина «Пенаты»
Мемориальный дом Ильи Репина «Пенаты»
Телефон: +7 (999) 034-45-53, +7 (999) 024-25-90
Адрес: 197738, Санкт-Петербург, Репино, Приморское шоссе , 411
Время работы:*
Интернет:
www. russianmuseums.info/M267 — официальный сайт
Музей Академии художеств — W1259, официальный сайт artsacademymuseum.org/
Эл.
|
И.Е. Музей-усадьба Репина «Пенаты» — всемирно известный памятник русской культуры конца 19 — начала 20 веков. Это единственный мемориальный художественный музей на Карельском перешейке. Основные направления деятельности Музея-усадьбы Репина «Пенаты» — научная и просветительская. Посетители музея узнают о жизни и творчестве выдающегося русского художника И.Е. Репина, прожившего в имении «Пенаты» последние 30 лет своей жизни. Заботятся о сохранении исторического облика комнат — среди них 2 мастерские, столовая, кабинет Репина и веранды, — что говорит о вкусах и привычках хозяина. В музее представлено более 100 работ Репина, его учеников и друзей. Экскурсия сопровождается аудиообъяснениями на основных европейских и восточных языках.
К тому же «Пенаты» — это И.Е. Центр изучения жизни и творчества Репина. Музей регулярно проводит конференцию «Репинские чтения» и публикует материалы. В летней мастерской художника проходят выставки (в том числе и международные) живописных и графических работ на самые разные темы. Услуги музея:
музейный магазин, лекторий
Рядом с музеем находятся:
отели и рестораны
для музейщиков |
Административный телефон:
+7 (999) 034-45-53
День основания и открытия:
Дата основания: 16.06.1940
открыт: 18.06.1940
Статус организации:
Федеральный
Организационная форма:
некоммерческая
Тип0 организации:5 культура для общества, научная
Классификация:
Исторический, Мемориальный, Живопись
Площади:
постоянные выставочные залы 551,2 2
временные выставки 60 2
музейный магазин 7,3 2
музейные парки 3,8
Служебный номер:
25 (кураторов: 3)
Среднее количество посетителей в год:
24 180
Конкретные отделы:
архив, научная библиотека
Объем коллекций:
2530 г. , редких коллекций: 1888 г.
Веб-сайты и CD-диски:
выше
Copyright (c) 1996-2022 Мемориальный дом Ильи Репина «Пенаты»
Copyright (c) 1996-2023 Музеи России .info