Сад чехова в ялте: Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, Белая дача

Содержание

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, Белая дача

 

 

  Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

Расположен по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112
Режим работы: с 10.00 до 18.00

Четверг: до 20.00

Касса: с 10.00 до 17:30
Без выходных
Справки по телефону: (3654) 39-49-47; +7 (978) 939 -01-14
 

 

Осенью 1898 года А.П.Чехов поселился в Ялте. В конце октября он купил участок на окраине города, в деревне Верхняя Аутка. Здесь писатель построил для своей семьи «новое гнездо»: дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль.

Автор проекта — архитектор Л.Н.Шаповалов.

Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. Жена, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса Московского Художественного театра, приезжала сюда в свободное от репетиций и спектаклей время.

Днем новоселья считается 9 сентября 1899 г.

Местные жители назвали ялтинский дом Чехова «Белая дача». Здесь написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений. В письме к сестре, датированном 3 августа 1901 г., Антон Павлович завещал ей в пожизненное владение ялтинскую дачу, деньги и доход с драматических произведений. После кончины писателя, до 1917 года, М.П.Чехова часто зимой жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето проводила в ялтинском доме, чтобы сберечь его обстановку и производить ремонт. Дом содержался на ее личные средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова, и от изданного ею эпистолярного наследия писателя.

М.П.Чехова сохранила в неприкосновенности всю обстановку комнат брата, а также ценнейший литературный архив. Весной 1917 г. Мария Павловна переехала из Москвы в Ялту вместе с матерью на постоянное место жительства. Евгения Яковлевна Чехова скончалась 3 января 1919 г.

Похоронена в Ялте. Вскоре после окончания Гражданской войны, 9 апреля 1921 года, сестра писателя получила Охранную грамоту Ялтинского ревкома за подписью комиссара М.Н.Шабулина. Документ закрепил за домом Чехова статус объекта, особо охраняемого государством.

С этого момента Белая дача в Ялте становится государственным музеем, а Мария Павловна – его пожизненной хранительницей и директором. Ей пришлось пережить в ялтинском доме сильное землетрясение 1927 года и немецко-фашистскую оккупацию в 1941-1944 гг . Несмотря на это, ей удалось сберечь и дом, и все, что в нем находилось.

За заслуги по сохранению чеховского наследия 14 июля 1944 г. Мария Павловна награждена орденом Трудового Красного Знамени, а к 90-летию, в 1953 году ей было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. М.П.Чехова умерла 15 июля 1957 года и похоронена на ялтинском кладбище.

После смерти М.П.Чеховой на соседнем с чеховским участке было построено в 1964 г. по проекту архитектора Перемиловского здание литературного музея. В нем размещаются временные тематические выставки, а также стационарная экспозиция «Жизнь и творчество А.П.Чехова». Перед зданием установлен мраморный бюст А.П.Чехова работы скульптора Н.Лавинского. .

БЕЛАЯ ДАЧА А.П.ЧЕХОВА В ЯЛТЕ

« Она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся 
белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, … с вышкой в виде башни , с неожиданными выступами со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху , с разбросанными то широкими, то узкими окнами…» 
А.И.Куприн. 

Антон Павлович Чехов родился на юге России в г. Тагонроге в семье мелкого лавочника. В семье было шестеро детей. Несмотря на тяжелое материальное положение, все дети получили образование , были талантливыми людьми. Антон Павлович закончил Московский университет медицинский факультет. Как врач он практиковал в Москве и в Мелихове, где Чехов купил имение в 1892 году. До переезда в Ялту на постоянное место жительства А. П.Чехов несколько раз побывал в Крыму. « Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера» – писал он, но жить здесь Чехов не собирался. «Доктора определили верхушечный процесс в легких и предписали мне изменить образ жизни». Весной 1897 года он попал в больницу с легочным кровотечением, у Чехова прогрессировал туберкулез легких. И в сентябре 1898 года он приезжает в Ялту, чтобы поработать и поправить здоровье. Но уже к концу сентября Чехов решил приобрести небольшое имение Кучук – Кой в 27 верстах от Ялты. «Кроме имения , — писал он сестре , — местные доктора советуют завести себе маленький домик и в Ялте. Такой домик, что бы уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ. Здешний банк дает деньги на дом и я уже подглядел землю…»

Но 12 октября 1898 года умирает отец. «Выскочила главная шестерня из мелиховского механизма, и мне кажется, что для матери и сестры жизнь в Мелихове утеряла теперь всякую прелесть и что мне придется устраивать для них теперь новое гнездо», — писал Чехов. И вариант маленького домика отпал, теперь надо было думать о таком доме, где могла разместиться вся семья. И уже в конце октября Антон Павлович приобретает небольшой участок земли у окраины Ялты, в деревне Аутка, и вскоре приступает к строительству дома, проект которого взялся составить приглашенный Чеховым молодой архитектор Шаповалов Л.Н., с которым его познакомил владелелец книжной лавки И.А.Синани. Л.Н.Шаповалов вспоминал, что Чехов поначалу нередко прогуливался с ним по набережной и беседовал, присматривался к новому знакомому, выяснял его вкусы, характер, образ мыслей – ведь писателю, по сути, нужен был единомышленник, человек близкий по духу.

И когда во время одной из таких прогулок Шаповалов услышал: «Прошу вас, Лев Николаевич, построить мне в Ялте небольшой дом»,- это прозвучало для него, как он признавался, «совершенно неожиданно». Теперь отношения приобретали деловой официальный характер, и волнение молодого архитектора можно понять. «Антон Павлович, — вспоминал Шаповалов, — со свойственной ему чуткостью уловил мое колебание и повторил предложение. Делать было нечего – я согласился». Сам Чехов и Мария Павловна вместе с Шаповаловым обсуждали план постройки дома. Учтя пожелания хозяев, архитектор приступил к разработке проекта. И уже 20 ноября 1898 года Чехов сообщает родным: «Постройку начали…» 

Подрядчиком стройки был «опытный и бойкий человек» – Бабакай Осипович Кальфа, который закупал строительные материалы, нанимал рабочих, вел денежные расчеты и составлял отчеты для Чехова. В начале января 1899 года Антон Павлович понимает, что суммы, в которую он планировал вложиться, не хватит и в конце месяца он подписывает договор на 25 лет на право издания своих произведений с Санкт – Петербургским издателем А.Ф.Марксом. За все напечатанное раньше Чехов получал 75 тыс. и дополнительно за новые произведения согласно пунктам договора.

Чехов активно следил за строительством, во время отъезда он получал подробные письма – отчеты от подрядчика. Эти письма – отчеты сохранились, благодаря которым можно получить информацию о строительстве дома с 10 апреля по 20 июля 1899 года, когда Чехов находился в Москве.

По отчетам мы видим, что стройка велась очень активно. Уже к 25 июня была окончена постройка флигеля, а 20 июля Чехов увидел полностью построенный дом, в котором велись отделочные работы. Он написал сестре: «Ялтинский дом очень хорош. Лучше и не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные , а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома у нас не было раньше. Флигель готов совершенно… Комната для мамаши тоже очень хорошая. Одним словом, не дом, а волшебство». И уже 9 сентября 1899 года в Ялту приезжают мать Антона Павловича Евгения Яковлевна и сестра Мария Павловна, и в этот же день все трое, включая и Антона Павловича, поселяются в новом доме. Еще не все было готово, не все вставлены двери, замки и другие мелкие недоработки, которые со временем были завершены и Чеховы приступили к внутренней обстановке дома. В этом доме Антон Павлович прожил последние не полных пять лет. Здесь в гостях у Чехова бывали поэты и писатели Л.
Андреев, И. Бунин, К.Бальмонт, М.Горький, В.Короленко, А.Куприн, Д.Мамин-Сибиряк, художники В.Васнецов, И.Левитан, К.Коровин, композитор С.Рахманинов, певцы Ф.Шаляпин, В.Панина, гости из Венгрии, Финляндии. В апреле 1900 года труппа Московского художественного театра во главе с К.Станиславским и В.Немировичем-Данченко гастролировала в Ялте с чеховскими спектаклями «Чайка» и «Дядя Ваня». Об этом событии напоминают пальмовая ветвь и алая лента с надписью: «А.П.Чехову. Глубокому истолкователю русской действительности. Ялта, 23 апреля 1900 г.» В рабочем кабинете писателя можно увидеть старинные резные ларцы – дар артистов МХТ к 25-летию его литературной деятельности 17 января 1904 года.

Ялтинский период творчества Чехова отмечен такими шедеврами прозы и драматургии, как рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», повесть «В овраге», пьесы «Три сестры», и «Вишневый сад». Ранняя смерть (Чехов умер 15 июля 1904 года в Баденвейлере, Германия) оставила нереализованными десятки сюжетов, занесенных в записные книжки.

Больной писатель всемерно помогал начинающим литераторам, редактировал беллетристический отдел журнала «Русская мысль». В Ялте им подготовлены к публикации тома полного собрания сочинений, изданного приложением к журналу «Нива».

Отдельная глава в жизни и творчестве Чехова – создание сада, в котором круглый год что – нибудь цветет. «Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто – и все самые благородные, самые культурные сорта, 50 пирамидальных акаций, много камелий, лилий, тубероз и проч., и проч.» — отмечал Чехов. В саду сохранилось и сегодня много растений, посаженных Антоном Павловичем. Среди зимы в саду благоухают жимолость душистая, мушмула японская, светятся желтые венчики кизила. «Вечная весна» — такова суть чеховского сада. 

Благодаря стараниям наследницы и сестры писателя – Марии Павловны Чеховой (1863 -1957), в 1921 году дом и сад А.П.Чехова стали государственным музеем. Она сумела сохранить в полной неприкосновенности обстановку мемориальных комнат, многочисленные письма, рукописи, документы, личные вещи писателя, благодаря которым чувствуется живое присутствие мастера слова.  

Л.Бусловская – зав. научно – просветительным отделом Дома – музея А.П.Чехова в Ялте.

В чеховском саду в Ялте каждый день цветет хотя бы одно растение

Гораздо более разумно к созданию своего знаменитого ялтинского сада подходил доктор Чехов. Сегодня ровно 150 лет со дня рождения Антона Павловича. И в Крыму эту дату отмечают с особым трепетом. Ведь именно там он прожил последние свои 5 лет.

Студенты из Нигерии и Камеруна только начали знакомиться с творчеством Чехова. Прочли «Вишневый сад» и побывали в ялтинском саду писателя, в том самом, который Антон Павлович высадил собственноручно. Теперь будущие врачи переносят свои впечатления на бумагу.

Гедеон Джиачи, студент Крымского медицинского университета: «Я знаю, что он был доктором, и заметно, что свой сад он спланировал, как медик, он выбирал растения с учетом их медицинской ценности. Высадил кустарники и деревья, которые убивают бактерии. Я не ожидал, что он был так осведомлен в вопросах растительной терапии».

Саду Чехова уже 110 лет. Растения здесь подобраны так, чтобы в любое время года цвело хотя бы одно. Даже сейчас, под хлопьями снега, видны бутоны.

Алла Головачева, директор дома-музея А.П.Чехова «Белая дача»: «Сад возник по замыслу Чехова, он сделал планировку его, планировка сохраняется до сих пор. В разных уголках сада Чехов сажал вечнозеленые южные растения, они более долговечны, чем плодовые, и они живы до сих пор».

Запахи цветов и деревьев из чеховского сада психотерапевт Ирина Обухова собрала в книгу ароматов, упоминавшихся в произведениях классика. Вместо бумажных страниц под обложкой — маленькие флакончики со смесями натуральных эфирных масел.

Ирина Обухова, психолог Крымского медицинского университета: «Это аромокнига, с титульным листом, с деталью чеховского дома — и вот с такими стоящими на полке микро-книжечками. Чехов «Три сестры», Чехов «Невеста», Чехов «Вишневый сад». Здесь есть копия сада — копия ароматов комплекса чеховских растений — называется «Вечная весна».

«Вечной весной» назвал Антон Павлович свой сад, в котором провел осень жизни. Он окончательно перебрался в Ялту в самом конце XIX века. Купил участок земли в пригороде курортной столицы Крыма, построил здесь знаменитую «Белую дачу» на доходы от первого издания Полного собрания своих сочинений собрал библиотеку из нескольких тысяч книг, около восьмисот из них с автографами авторов.

В одном из томов сотрудники музея обнаружили закладку с надписью, сделанной рукой Антона Палыча: «Если человек занял у тебя деньги, он, может быть, их и вернет, но если он взял у тебя книгу, то он не вернет уже никогда».

Некоторые книги из чеховской библиотеки и вещи, принадлежавшие Антону Павловичу, сегодня возвращаются на свое место. Дорожный фарфоровый чайник, купленный в Гонконге, серебряное перо. И эта невероятная находка — пенсне, когда-то отданное в ремонт и потерянное, об этой неприятности упоминала сестра писателя Мария Павловна.

Геннадий Шалюгин, директор «музея на Даче Омюр»: «Я встретился с антикваром ялтинским, и он сказал, что ему удалось найти подлинное пенсне чеховское, мы сначала не поверили. И потом, когда мы присмотрелись к этому пенсне, оказалось, что у пенсне одно дальнозоркое стекло, а другое — близорукое. Обнаружилось, что у Антона Палыча был именно такой дефект зрения».

В письмах Чехов называл Ялту своей тюрьмой и «теплой Сибирью». Приговоренный к «пожизненной южной ссылке» из-за своей болезни — туберкулеза, он от души ненавидел Русскую Ривьеру. И при этом написал здесь 65 рассказов, несколько пьес, в том числе «Вишневый сад» и «Три сестры», и посадил сад вечного цветения.

У Чехова в Ялте появилась своя именная хризантема

Чеховский сад в Ялте пополнился редкими растениями, которые хотел когда-то высадить писатель Антон Чехов. Церемония высадки состоялась в ходе Международной научно-практической конференции «Чеховские чтения в Ялте», сообщили «Парламентской газете» в администрации Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника.

Дом-музей Чехова в Ялте уже много лет продвигает идею воссоздания чеховского сада таким, каким его хотел видеть сам писатель. Для этого сотрудники учреждения опираются на важный документ — список растений из тетради «Сад», составленный писателем собственноручно. Тетрадь хранится в фондах музея-заповедника.

В рамках проведения «Чеховских чтений» участники конференции совместно с сотрудниками Белой дачи высадили шесть новых растений из списка писателя. В музейном саду появились самшит пестролистный, бересклет пестролистный, магнолия суланжа, эджвортия золотистоцветковая, спирея красноцветная и гибискус махровый белый.   

Помощь в подборе новых растений из чеховского ассортимента оказали сотрудники Никитского ботанического сада, с которым сотрудничал ещё сам писатель. Кроме того, представители Ботанического сада подарили чеховскому музею новый сорт хризантемы, который получил название «Белая дача». Накануне конференции хризантемы были высажены перед входом в мемориальный сад.

В завершение события, по традиции, участники конференции смогли попробовать плоды карликовой груши, которую сажал и Антон Павлович.

«Мемориальный сад Чехова сегодня называют живым памятником писателю. Известно, что здесь у него в большом количестве росли хризантемы и розы, которые он очень любил, — рассказала кандидат биологических наук, заведующая отделом дендрологии, цветоводства и ландшафтной архитектуры Никитского ботанического сада Светлана Плугатарь. — И когда дирекция Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника в лице Ларисы Ковальчук обратилась к дирекции Сада с просьбой назвать один из сортов хризантемы селекции НБС «Белая дача» — все сочли это за честь».

В декабре 2020 года у «Парламентской газеты» появилось «именное дерево» в вишневом саду в Крыму, в расположенном в Голубом Заливе парке-музее деревянной скульптуры «Возрождение. Вишневый сад». «Парламентскую вишню» в саду посадил наш собственный корреспондент в Крыму.

Дом-музей А. П. Чехова в Ялте

Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года (октябрь 1898 – сентябрь 1899) он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль.

Автор проекта – архитектор Л.Н. Шаповалов. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной.

Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы. Днем новоселья на Белой даче считается 9 сентября 1899 г. Здесь Чеховым написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений.

В письме к сестре, датированном 3 августа 1901 г., Антон Павлович завещал ей в пожизненное владение ялтинскую дачу, деньги и доход с драматических произведений.

После кончины писателя, до 1917 года, Мария Павловна Чехова зимой жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето проводила в ялтинском доме, чтобы сберечь его обстановку и производить ремонт. Дом содержался на ее личные средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова, и от изданного ею эпистолярного наследия писателя.

Сестра писателя сохранила в неприкосновенности всю обстановку комнат брата, а также ценнейший литературный архив. Весной 1917 г. Мария Павловна переехала из Москвы в Ялту вместе с матерью на постоянное место жительства. Евгения Яковлевна Чехова скончалась 3 января 1919 г. Похоронена в Ялте.

В 1927 году чеховский дом пережил сильное землетрясение. В здании появились трещины, обвалилась штукатурка, дом наклонился. Но уже летом 1928 года Белая дача была полностью восстановлена.

Годы Великой Отечественной войны – один из самых сложных периодов в истории музея. Мария Павловна, уже в преклонном возрасте, осталась в Ялте, чтобы предотвратить разграбление уникальных экспонатов.

Период фашистской оккупации продолжался с 8 ноября 1941 по 16 апреля 1944 г. В гостиной чеховского дома проживал немецкий офицер майор фон Бааке. Благодаря присутствию на Белой даче Марии Павловны Дом-музей был сохранен, из него не пропало ни одного мемориального экспоната.

В июле 1944 г. за работу по сохранению, изучению и изданию наследия писателя Мария Павловна Чехова была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В день 90-летия ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Сестра писателя скончалась 15 января 1957 г. на 94-м году жизни. Похоронена на ялтинском кладбище, рядом с могилами матери Евгении Яковлевны и брата Михаила Павловича.

В 1966 г. на территории музея в специально построенном по проекту архитектора З.В.Перемиловского здании была открыта литературная экспозиция. В 1974-1980 годах Дом-музей А.П.Чехова в Ялте был закрыт на реставрацию. В 1983 г. открылась новая литературная экспозиция «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте.

«Этот дом знают во многих странах мира, здесь побывали миллионы людей разных национальностей. В этом доме гостили Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов. Пять с половиной лет прожил в этом здании, расположенном на бывшей окраине Ялты, великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
С Крымом, с Ялтой, связаны многие годы жизни и литературного творчества А.П. Чехова. Впервые на солнечном полуострове писатель побывал в 1888 году, затем приезжал сюда в 1889-м, 1894 годах. В 1898 году здоровье А.П. Чехова резко ухудшилось, врачи настоятельно рекомендуют ему поселиться в Ялте. Некоторое время А.П. Чехов жил в частных пансионатах, но работать там было очень трудно, и писатель решает купить небольшой участок на окраине Ялты, где земля была дешевле, и построить дачу. Все время, пока по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова строился дом, Чехов сажал на пустыре вокруг него деревья и цветы. Он мечтал о том времени, когда зацветет вся земля, и немало поработал для того, чтобы мечта эта осуществилась как можно скорее. Сад называют «Чеховским», он — тоже своеобразный памятник великому человеколюбцу.
Антон Павлович жил в этом доме, называемом «Белой дачей», с августа 1899-го по 1 мая 1904 г. Здесь написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений…»
(«Легендарный Севастополь». Городская информационная газета.)

Мы попали в этот дом-музей в день памяти Чехова: 15 июля. «Белая дача» вызвала ощущение соприкосновения, «рукопожатия» через столетие с миром его хозяина. Само здание находится в аварийном состоянии (по верхнему этажу даже ходить можно только группами по пять человек), но внешне и внутренне она очень ухожена, сохраняется заботами работающих там неравнодушных людей. От этого, наверное, и такой эффект: она по ощущениям менее старая, чем такие же по возрасту неухоженные дома. Или же это нас перебросило на сто лет назад — но тот фокус, которого я всегда ожидаю в музеях и люблю это состояние, когда оно случается, в этот раз получился здорово: прошлое обрело очертания реальности, и ты уже не умом понимаешь, но по чувственному опыту знаешь, что оно действительно было, что люди эти – не выдуманы и не призраки, а они действительно жили, ходили здесь по одним с тобой комнатам, и поверить невозможно как раз именно в то, что их больше нет…
Фотографии дома получились стихийные и обрывочные, и по ним не очень получается представить полную картину: сад, собственноручно посаженный Чеховым (за исключением буквально пары несохранившихся деревьев, которые были заменены на идентичные, привезённые из Мелихово) разросся и закрывает вид на дом, да и в доме не всё получилось. Ну, что есть…


(Чехов и архитектор Шаповалов на строительстве ялтинского дома.)



Этот странной формы сосуд на углу дома — кувшин для сбора дождевой воды. Их на участке несколько, кажется, три.


Слева – магнолия, посаженная хозяином.


Мушмула тоже его, а бамбук, по-моему, другой, но прежний рос там же.


Вот это вот старое скрюченно дерево – шелковица. Приехали б мы пораньше, можно было б попробовать плоды с дерева, посаженного писателем:)


А вот эта скамейка в самом дальнем углу сада – любимое место, где Чехов подолгу засиживался с друзьями. Когда его долго не могли дозваться к обеду, то знали, что он – там:)


В окно видны ветви столетнего кедра. Их на даче два: сибирский и гималайский.


Холл и одновременно столовая на первом этаже. Портрет Пушкина, что висит на стене, был привезен из Мелихова.


Комната братьев.


«Гражданин шкаф».


Комната для гостей.


Комната жены, Ольги Книппер.


Картина «Бедность», написанная Николаем Чеховым, братом.


Кабинет Чехова, в котором играл на рояле Рахманинов, пел Шаляпин…


Дом-музей Чехова в Ялте отправит послание потомкам

Ялта, 27 сентября. Крыминформ. Ялтинский Дом-музей А. П. Чехова оставит послание потомкам, которое откроют только через 50 лет. Как сообщила директор Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника, в состав которого входит Белая дача, Лариса Ковальчук, закладка специальной «капсулы времени» пройдет в рамках международной научно-практической конференции «Чеховские чтения в Ялте».

«Церемония закладки «капсулы времени» с посланиями потомкам состоится в день закрытия чтений 8 октября. А на протяжении всей конференции участники будут иметь возможность написать свое «письмо в будущее». Все послания в специальной капсуле поместят в камень и смогут открыть лишь через 50 лет», –  уточнила она.

Ковальчук напомнила, что ежегодные «Чеховские чтения» – крупнейшая в мире конференция по изучению наследия великого классика – были основаны в 1954 году при активном участии сестры писателя, первого директора музея, Марии Павловны Чеховой и являются не только масштабным научным событием, но и культурным. «В 2021 году Белая дача отметила свой вековой юбилей в статусе государственного музея, и в связи с этим участников и гостей «Чеховских чтений» ждет множество сюрпризов», – обратила внимание директор музея-заповедника.

По ее информации, в день открытия, 4 октября, состоится торжественная церемония спецгашения почтовой марки, выпущенной специально к 100-летию музея, а 5 октября мемориальный сад ждет пополнение: участники конференции высадят восемь редчайших растений, которые Чехов внес в свою знаменитую тетрадь «Сад». В этот же день Никитский ботанический сад презентует новый сорт хризантемы, которому в прошлом году присвоили имя «Белая дача».

Кроме того, добавила Ковальчук, на протяжении всех дней «Чеховских чтений в Ялте», гостей и участников также ждут выступления театральных коллективов Крыма и Москвы.

Розы Белой дачи Чехова в Ялте

Антон Чехов был не только писателем, но и садовником. В 1898 году в Ялте он построил дом, который назвал «Белая дача» («Белая дача»). Вокруг дома он посадил много цветов и деревьев. Среди растений было 68 сортов роз, которые он посадил сам.

В книге впервые изучен и описан ассортимент всех сортов роз, произрастающих на «Белой Даче» в Ялте.Эта книга позволит читателю окунуться в мир увлечений писателя и ярко представить романтический облик и цветовое разнообразие Чеховского летнего сада начала ХХ века.

В книге рассказывается также о селекционерах и происхождении названий роз, произрастающих в Чеховском саду. Малый формат (52 страницы) включает историю благотворительной помощи Чеховскому саду, проведенной московским журналом «Вестник цветовода» в 2007-2009 годах.

Цель книги — привлечение внимания цветоводов и специалистов по выращиванию роз для восстановления сада, который за 110 лет существования потерял свои цвета и запахи.

Об авторах:

Юта Арбатская на протяжении 20 лет работала в Никитском ботаническом саду ландшафтным архитектором. Автор разного рода проектов и научных публикаций. Автор более 100 научных и научно-популярных статей. Награды: звание «Меценат года» Республиканского конкурса музеев Крыма (2010 г.), Чеховская литературная премия Крыма (2012 г.). Сейчас она работает главным ландшафтным архитектором в Алупкинском дворце-музее.Интересы: история садово-парковой архитектуры и садово-паркового искусства Южного берега Крыма, история роз, история русской эмиграции.

Константин Вихляев — историк, краевед, публицист, автор научно-популярных изданий и поэтических сборников «Дневников Авроры» (2007 г.) и «Штиль» (2009 г.). Он является членом Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма и членом Ялтинского отделения «Лиги защиты культуры».Президент общественной организации «Ассоциация любителей розы Крыма». Лауреат Крымской литературной премии имени Чехова (2012).

Ялта Кампания Чехова

ИСТОРИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ

До 1991 года дом-музей Чехова в Ялте централизованно финансировался Советским правительством. С момента обретения Украиной независимости единственное финансирование для музея поступило от Министерства культуры и искусств Автономной Республики Крым (MCAACR), которое обеспечивает зарплату половине сотрудников музея в соответствии с утвержденным списком должностей, охраны и безопасности. музейные счета за коммунальные услуги.Украинское правительство настаивает на том, что не несет ответственности за музей, поскольку Чехов был русским писателем. Правительство России считает, что музей теперь должен финансироваться Украиной, поскольку он находится в Украине. В 2006 году средств на финансирование музея со стороны МКААКР не было вообще, а в 2007 году было выделено всего 1 360 евро / 10 000 гривен. Доход от продажи билетов минимален, вход для взрослых стоит менее 1,3 евро / 10 грн, что едва компенсирует неоплачиваемую половину музейного персонала.

В августе 2004 года загорелась старая система электропроводки, и найти электрика оказалось очень сложно.После аварийного ремонта было установлено, что система электропроводки настолько устарела, что представляет серьезную опасность возгорания и не подлежит использованию. Система обнаружения пожара нуждается в капитальном ремонте. В 2005 году в нем окончательно вышла из строя система отопления. Алла Ханило, работающая в музее с 1946 года, когда сестра Чехова была еще жива, не может припомнить, чтобы ситуация была такой плохой, отметив, например, что температура в доме зимой 2005 года была -6 ° C. а при Чехове всегда было 16-17 °.Температура в салоне была такой же низкой или даже ниже температуры наружного воздуха. Приобретенные музеем новые приборы для измерения температуры и влажности начинают регистрироваться только при 15 °. Последующие зимы также были очень холодными, и сырость вызвала появление плесени на стенах и последующее ухудшение обоев.

В 2006 году новый частный владелец соседнего здания, бывшего санаторием, начал масштабные строительные работы, например, вырыл котлован у стены сада музея Чехова и вывозил выкопанный гравий большегрузными автомобилями. .Это привело к появлению трещин в стенах дома Чехова. Письма были отправлены в экологические организации, такие как «Экоземпроект», экспертам по просадкам и Министерству культуры Украины, которые подтвердили правомерность возражений музея против строительных работ, но к этому времени было уже слишком поздно. Следовательно, исследованием «УкрНИИпроектрестоврация» было установлено, что скопление почвенных вод на территории музея будет продолжать представлять угрозу до тех пор, пока водоотводная система не будет установлена ​​выше на холме от музея и территория вокруг дачи не будет осушена.

АКЦИЯ В ЯЛТЕ

Обращение 2003 г. к президентам России и Украины (см. Отрывок из книги «Чехов: сцены из жизни») осталось без ответа. С тех пор, как три года назад она стала директором Дома-музея Чехова, Алла Голавачева неустанно ведет агитацию. в попытке найти спонсорство для восстановления этого уникального музея и обеспечения его выживания в будущем. Она обращалась к видным российским и украинским политикам и бизнесменам. Взносы были небольшими:

В марте 2006 года бывший директор музея обратился за финансовой помощью к российскому банкиру Александру Лебедеву, взявшему на себя реставрацию Ялтинского театра.Здесь Московский Художественный театр представил Чехову дядю Ваню в 1900 году. В мае 2008 года Лебедев профинансировал один из самых срочных ремонтов в Доме Чехова. Ремонт проводился по результатам обширного исследования, проведенного украинской организацией «УкрНИИпроектреставрация», которое в 2006 году оплатил мэр Москвы Юрий Лужков. Помимо работ на крыше, ремонт хоть и приветствуется, но носит преимущественно косметический характер. Если проблемы с отоплением и канализацией не будут решены, проблемы, с которыми столкнется музей, будут повторяться.

В октябре 2006 года глава российской политической партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов пожертвовал музею 20 475 евро / 150 494 гривен. На средства сразу же починили неисправную систему электропроводки и установили современную сигнализацию.

В феврале 2007 года ялтинское отделение украинской политической партии «Партия регионов» после обращения депутата Дмитрия Беляева сделало косвенное пожертвование, пожертвовав 10 000 евро / 75 000 гривен на счет городского теплоснабжения Ялты.В результате в марте 2007 года в Доме Чехова была установлена ​​современная система центрального отопления. К сожалению, она оказалась неэффективной. Диаметр модернизированного трубопровода, соединяющего новую газовую котельную со зданием музея, в два раза меньше, чем должен быть, и теперь он проходит над землей, теряя почти все тепло по пути.

Были получены и другие мелкие пожертвования, в том числе 2000 луковиц, редких кустов роз и других цветов для Чеховского сада, собранные в рамках кампании, инициированной Еленой Иллеш, редактором московского журнала «Вестник цветов».Сад Чехова также нуждается в капитальном ремонте, и многие из посаженных им деревьев нуждаются в срочной операции.

«ЯЛТА ЧЕХОВСКАЯ КАМПАНИЯ» ФОНДА АНТОНА ЧЕХОВА (2008–2010 гг.)

[отрывок из пресс-релиза кампании от 26 октября 2010 г.]

В ноябре 2008 г. была создана британская благотворительная организация «Фонд Антона Чехова» с участием конкретная цель — сохранить Белую Дачу для будущих поколений. Долгосрочная цель заключалась в том, чтобы побудить правительство Украины или правительство России выделить средства на восстановление и содержание этого культурного объекта международного значения.У фонда три директора, два британца и один россиянин, и его покровителями являются Майкл Фрейн, Том Стоппард, Ральф Файнс, Кеннет Брана, Прунелла Скейлс и Евгений Лебедев.

Непосредственная цель Фонда — рассказать о тяжелом положении Белой Дачи широкой аудитории — была чрезвычайно успешной: статьи в британской национальной прессе были подхвачены российскими и украинскими СМИ, а затем последовали интервью с новостными агентствами в этих странах, в том числе с главным украинским телеканалом. вокзал, Интер.

В январе 2010 года по случаю 150-летия со дня рождения Чехова Фонд Антона Чехова при поддержке Майкла Пеннингтона организовал неделю громких мероприятий по сбору средств в лондонском театре Хэмпстед. Многие известные писатели, актеры и режиссеры щедро уделили свое время, чтобы помочь повысить осведомленность и собрать средства для обращения вспять тяжелого положения этого важнейшего исторического памятника, среди них Ричард Эйр, Дэвид Хэйр, Майкл Фрейн, Уильям Бойд, Линн Трасс, Дам Эйлин Аткинс, Мириам Марголис, Гарриет Уолтер, Розамунд Пайк и Саймон Рассел Бил.По окончании недельной программы распродаж кампания собрала более 60 000 фунтов стерлингов (включая крупное пожертвование от Евгения Лебедева), а история Белой Дачи и ее потенциальной потери для потомков стала широко известна во всем мире. .

Когда в феврале ураган повредил здание литературной выставки и архива рядом с Белой Дачей, Фонд Антона Чехова смог оплатить срочный ремонт и тем самым гарантировать сохранность тысяч ценных рукописей и документов.150-летие со дня рождения Чехова стало поводом для настоящего празднования. Следуя инициативе Фонда Антона Чехова, Кабинет министров Украины (с января при новом президенте Викторе Януковиче), правительство Автономной Республики Крым и Фонд послов США выступили с предложением оказать финансовую поддержку проекту. полный ремонт Белой Дачи.

Грант в размере двух миллионов украинских гривен (около 160 000 фунтов стерлингов) от Кабинета министров и правительства Автономной Республики Крым используется для оплаты капитального ремонта и восстановления дома, сада и прилегающих зданий.Тем временем Фонд послов США пожертвовал 40 000 долларов на реставрацию оригинальных тканей и мебели семьи Чеховых. Директора Фонда Антона Чехова активно обсуждают программу реставрации с правительством Украины и посольством США. Они также поддерживали тесный контакт с директором музея и регулярно посещали музей, чтобы следить за ходом реставрационных работ.

Подписаться, чтобы прочитать | Файнэншл Таймс

Разумный взгляд на мировой образ жизни, искусство и культуру

  • Полезные чтения
  • Интервью и отзывы
  • Кроссворд FT
  • Путешествия, дома, развлечения и стиль

Выберите вашу подписку

Испытание

Попробуйте полный цифровой доступ и узнайте, почему более 1 миллиона читателей подписались на FT

  • В течение 4 недель получите неограниченный цифровой доступ премиум-класса к надежным, отмеченным наградами бизнес-новостям FT

Подробнее

Цифровой

Будьте в курсе важных новостей и мнений

  • MyFT — отслеживайте самые важные для вас темы
  • FT Weekend — полный доступ к материалам выходных дней
  • Приложения для мобильных устройств и планшетов — загрузите, чтобы читать на ходу
  • Подарочная статья — делитесь до 10 статьями в месяц с семьей, друзьями и коллегами

Подробнее

ePaper

Цифровая копия печатного издания

с простой навигацией.
  • Прочтите печатное издание на любом цифровом устройстве, можно прочитать в любое время или загрузить на ходу
  • Доступно 5 международных изданий с переводом на более чем 100 языков
  • FT Magazine, журнал How to Spend It и информационные приложения включены
  • Доступ к предыдущим выпускам за 10 лет и к архивам с возможностью поиска

Подробнее

Команда или предприятие

Премиум FT.com доступ для нескольких пользователей, с интеграцией и инструментами администрирования

Премиум цифровой доступ, плюс:
  • Удобный доступ для групп пользователей
  • Интеграция со сторонними платформами и CRM-системами
  • Цены, основанные на использовании, и оптовые скидки для нескольких пользователей
  • Инструменты управления подпиской и отчеты об использовании
  • Единый вход на основе SAML (SSO)
  • Специализированный аккаунт и команды по работе с клиентами

Подробнее

Узнайте больше и сравните подписки содержание раскрывается выше

Или, если вы уже являетесь подписчиком

Войти

Реставрационная драма: Как дом Чехова пришел в упадок | The Independent

На календаре в доме Чехова под Ялтой на Украине до сих пор указан май 1904 года, когда он уехал в Германию умирать.Но обои почти не держатся на стенах, штукатурка отслаивается, распространяется плесень. Он переехал в более теплый край из-за того, что болел туберкулезом, температура зимой часто на шесть градусов ниже, внутри дома холоднее, чем на улице. Первый этаж, где спал Чехов и где его кабинет был заполнен картинами Левитана и фотографиями его друзей, небезопасен и отключен. Во времена Чехова соседний дом был, соответственно, санаторием: но нынешний сосед очень много копал под стенами Чехова, и в нем появляются трещины.Его любимый сад поврежден, и весь участок срочно нужно осушить. Чехов верил в прогресс, считая вместе с Толстым, что электричество и пар полезны для человека, но электропроводка в его доме теперь представляет опасность пожара, и пожарная сигнализация, вероятно, не сработает.

Советское правительство заботилось о доме, как и о всех объектах культурного наследия, старательно, создавая впечатление, что Чехов или Толстой только что отодвинули свои стулья от своих столов и пошли отправлять письмо и скоро вернутся.Но обслуживание стоит дорого, и теперь ялтинский дом находится на Украине, украинское правительство заявляет, что, поскольку Чехов был русским, русские должны все исправить — возможно, не подозревая о том, что Чехов имел украинскую кровь через его бабушку, и родом из Таганрога, в 200 милях от Ялты через Азовское море. Русские говорят обратное, и денег кончились. В прошлом году дом получил от местного правительства 1300 евро — достаточно, чтобы заплатить половине сотрудников музея. С 1991 года количество посетителей упало с 250 000 до 25 000, так что доход от вступительных взносов незначителен.

Дом был построен в 1898 году, когда Чехов был воодушевлен успехом «Чайки», но также был подавлен смертью отца и ухудшением собственного здоровья. Он переехал в следующем году. У него были фруктовые сады, водопровод и все американские удобства, включая телефон. Это было в татарской деревне, рядом с кладбищем, и Чехов был рад общаться с этим меньшинством, а не с русскими.

Он немедленно посадил шелковицу, вишню, миндаль и персик, кипарис, цитрусовые, акацию и березу.Вскоре он шагал босиком в темноте, чтобы ответить на телефонный звонок, сообщая ему об успехах дяди Вани, прежде чем заснуть и снова разбудить по телефону. Когда, наконец, он положил телефон к кровати, телефон перестал звонить. Он называл Ялту своей «теплой Сибирью» и скучал по Москве, находящейся в двух днях и 800 милях отсюда, с тоской, как у трех его сестер, которых он находил на таком же расстоянии от Москвы на востоке, как и на юге. Коллеги по МХАТу приехали подарить ему особый сезон, пожив в доме 10 дней и оставив ему для сада скамейку и садовые качели из постановки «Ваня».Он также скучал по Ольге, новой женщине в его жизни, писавшей ей посреди строительства, что он поклонился ей так низко, как глубина своего колодца, 50 футов. В течение следующих шести лет она присоединится к нему там, когда сможет; она вышла за него замуж в мае 1901 года. Позже она забеременела там, но потеряла ребенка.

Выглянув из своего кабинета, он увидел набережную, которая и натолкнула его на идеи «Дама с собачкой» и «Вишневый сад». Здесь, отдельно от Ольги и не имея ничего, кроме стога Левитана и его таксы «Шнапс», он написал «Три сестры» (по его мнению, скучная крымская чушь).Он написал Ольге, что у него выпадают волосы и ему разрешено есть только суп. Пьеса смотрела на него из-за стола, а он снова на нее; он думал об этом часами, а затем читал газету. В Москве труппа дико разошлась, играя в «When We Dead Awaken» Ибсена и связываясь с ним, они сами проснулись бы только тогда, когда получили бы его новую пьесу «Три сестры». В любом случае, пьеса могла ритуализировать некоторые из его опасений по поводу его предстоящего брака с Ольгой.

В 1902 году он завершил свой последний великий и красивый рассказ «Епископ», восхитительный рассказ о человеке Божьем, который умирает в пасхальную субботу, чувствуя не покаяние, а успокоение духа, ностальгию по своему детству, но и чувство. что он как-то упустил или упустил из виду что-то важное в жизни. Затем Чехов вспоминает обрыв кабеля в шахте, который он слышал, когда был мальчиком; в то же время у него есть фантасмагорическая идея о дамах в белых платьях и ветке белой вишни, проникающей через окно: так «Вишневый сад» начинает обретать форму.К этому времени он сидит на яичной диете, и ему начинает тяжело дышать, когда он наклоняется в своем саду. Спектакль становится для него кошмаром, три года от начала до конца и по большей части «скучным, как паутина». Он отправляет его, предупреждая любовь Станиславского к реалистичным звуковым эффектам, настаивая на том, что действие происходило на третьей неделе июня, когда коростель не плачет, а лягушки молчат.

Чеховская «Белая дача» пережила русскую революцию, гражданскую войну, землетрясение и нацистскую оккупацию, не в последнюю очередь из-за ухода за сестрой Чехова, Машей, которая не позволяла немецкому офицеру пользоваться спальней Чехова (он очень любезно уступил) , похоже, что это).Теперь угроза иная, и трудно понять, откуда взяться официальной поддержке. Владимир Путин нанес визит в 2003 году, в результате чего были потрачены деньги на его безопасность, что позволило бы избавить дачу от некоторых неприятностей: он не сделал пожертвований, но оставил визитную карточку и книгу о русских ремеслах. По крайней мере, он появился: Михаил Горбачев, отдыхавший в Крыму, планировал, но отменил его в последний момент.

Однако ялтинская кампания Чехова, руководителями которой являются Розамунд Бартлетт, выдающийся переводчик и биограф Чехова, теперь надеется собрать 200 000 евро на жизненно важные реставрационные работы к 2010 году, к 150-летию со дня рождения Чехова.Правительства нередко ждут, пока мягкосердечные международные организации спасут свои сайты. Что касается Белой Дачи и того, что было сказано, сделано, написано и задумано внутри ее теперь облезающих стен, я с мягкосердечными.

Посетите сайт www.yaltachekhov.org, чтобы получить информацию о том, как помочь, дополнительную информацию и изображения. Новый сборник ранних рассказов Чехова Розамунд Бартлетт «Восклицательный знак» издается Hesperus. Персональный спектакль Майкла Пеннингтона об авторе «Антон Чехов» будет проходить в театре Хэмпстед вечером 26 ноября и днем ​​29 ноября (020-7722-9301; www.hampsteadtheatre.com)

Музей Чехова в Ялте (Белый коттедж)


«Иоанн Богослов». Картина от Чехов (отец Антона Чехова) находится в г. музей в Ялте

Чехов переехал в Ялту по совету врачей в 1898 г. Писатель купил участок земли и построил двухэтажный дом с антресолью, прозванный современниками Белым свидетельские показания «.Здесь Чехов написал пьесы «Три сестры» и «Черный». Сад »,« Дама с рассказами собачкой », сказка« Овраг »и остальные готовы к сборке собственных сочинений. В Ялте Чехова встретили Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов. В музей основан в СССР его сестрой М.П. Чехова. Теперь музей, известный как инициатор и организатор Международного научная конференция «Чеховские чтения в Ялте».

Впервые в Ялте проходил через Феодосию в г. Июль 1888 г. с 17 июля по 9 августа проживал в д. Фарбштейна, написал роман «Утомительный рассказ.«Весной 1894 г. на лечении с 5 марта по 5 апреля проживал в гостинице «Россия» (N 39), написал рассказ «Студент». В сентябре 1898 г. Осенью приходит на лечение и решает здесь поселиться. В Октябрь покупает землю в селе Верхняя Аутка под Ялтой, построили двухэтажный дом (окрестили современники Белым свидетельством) и сад. На тот момент Бушева жила по показаниям «Стратегиз». (Пушкинский бульвар, 31), затем сделать Иловайской «Омюр» (Кирова, ул. 28) и Отель Марино.»9 сентября 1899 г. переехал со своим мать и сестра в новом доме. Последний отъезд из Ялта — 1 мая 1904 г.

План территории музея в Ялте

1. Вход в музей
2. Горьковская скамья
3. Емкости для воды
4. Преодоление потока
5. Дарение Белого дома Чехова
6. Блок
7. Скв.
8.Павильон
9. Бамбуковая роща

Адрес музея : 98637, Украина, Крым, Ялта, Кирова ул., 112. До остановки можно проехать троллейбусом №1. Говорит остановка «Пионеры» или №8 у музея А.П. Чехова. «

Часы работы : Музей открыт с 10 до 17 часов. Развлечения: понедельник, вторник (только с 1 июня по 30 сентября) Понедельник).

Архив «Вишневого сада» | Театральное искусство

По Антон Чехов

Перевод Курта Колумба
Э.Театр К. Маби
Октябрь 2011 г.

Список творческого персонала «Вишневого сада»
Креативный персонал
Директор Эрик Форсайт
Хореограф Рашель Тсачор
Живописный дизайнер Р. Эрик Стоун
Художник по костюмам Миа Хаят
Художник по свету Джессика Фиалко
Проектировщики Р.Эрик Стоун и Джессика Фиалко,
Руководитель сцены Кэти Бет Шмид
Драматург Кристин Курц
Композитор Майкл Кэш
Скрипка / Альт Майкл Райт
Ударные Д-р Дэн Мур
Музыкальный консультант Д-р Уильям ЛаРю Джонс


Список актеров для «Вишневого сада»
Литой
ЛЮБОВЬ РАНЕВСКАЯ Деанна Брукенс
ÁNYA Мэгги Блейк ☆
ВАРЬЯ Мишель Смит
ЛЕОНЕД ГАЕВ Патрик Килби Рейнольдс
ЕРМОЛАЙ ЛОПАКИН Кендалл Ллойд
ПЕТР ТРОФИМОВ Андрес Энрикес
БОРС СЕМЁНОВ-ПЩИК Сэм Баур Скоер
CHARLOTTA Лорен Брикман
СЕМЕН ЕПИХОВ Джон Уильям Уоткинс
ДУНЯША Дейзи МакКинли ☆
FIRS Кевин Берфорд
ЯША Кджай Блок ☆
БЕЗДОМНЫЙ Бен Шлотфельт ☆
STATIONMASTER Эндрю Мехеган ☆
Почтальон Лев Кантораль ☆
горничная Алисса Перри ☆
СОБАКА ЛЕО Сам
☆ обозначает студента бакалавриата

Из любви к чеховским деревьям

Кристин Курц, Драматург

Вишневый сад имеет долгую и богатую историю производства.Как и в последней пьесе Чехова, многие его жизненные переживания отражены в рассказе.

Когда Чехову было шестнадцать, его мать залезла в долги после того, как ее обманули строители, которых она наняла для постройки небольшого дома. Бывший квартирант Габриэль Селиванов предложил ей финансовую помощь, но, в свою очередь, тайно купил дом для себя. Примерно в то же время дом его детства в Таганроге был продан в счет погашения ипотеки. Эти финансовые и внутренние потрясения сильно запечатлелись в его памяти и вновь появляются в основном действии сериала «Вишневый сад ».

Позже, живя в загородном имении под Москвой, Чехов увлекся садоводством и посадил свой вишневый сад. Переехав в Ялту из-за туберкулеза, Чехов был опустошен, узнав, что покупатель его бывшего имения вырубил большую часть сада. Кроме того, вернувшись во время одной поездки в места своего детства в Таганроге, он еще больше ужаснулся разрушительным последствиям промышленной вырубки лесов. Именно в тех лесах и лесах, где он проводил отпуск в Украине, он впервые вынашивал свою страсть к экологии (эта страсть отражена в характере доктора Др.Астров из его пьесы, Дядя Ваня , любовь к лесу — его единственный мир). Прекрасный и известный местными жителями вишневый сад стоял на ферме друзей семьи, где он проводил детские каникулы, а в своем раннем рассказе «Степь» Чехов изображает мальчика, пересекающего Украину среди полей с цветущей сакурой. Наконец, первые намёки на генезис пьесы, которая должна была стать его последней, появились в краткой записной записи 1897 года «Вишневый сад». Сегодня Ялтинский сад Чехова уцелел вместе с Вишневым садом как памятник человеку, чье чувство к деревьям не уступало его чувству театра.Действительно, деревья часто бывают невысказанными, символическими героями и жертвами его рассказов и пьес.

Чехов написал Вишневый сад в течение нескольких лет, чередуя периоды головокружения и разочарования, которые он считал граничащими с праздностью. В письме он написал: «Каждое предложение, которое я пишу, кажется мне бесполезным». На протяжении всего этого времени его хронический туберкулез также лишал его дееспособности. Охраняемый природой, Чехов казался излишне скрытным во всех аспектах произведения, в том числе и в названии.Еще летом 1902 года он все еще ничего не рассказывал о пьесе никому из своих ближайших родственников или МХАТ. Только чтобы утешить свою жену Ольгу, которая оправлялась от выкидыша, он, наконец, позволил ей озвучить название пьесы, прошептав ее ей, несмотря на то, что они были одни.

К октябрю 1903 года спектакль был закончен и отправлен в МХАТ. Через три недели Чехов прибыл на репетиции, что было тщетной попыткой обуздать всю «плачущую» пьесу, которую развил Станиславский.Автор, видимо, тоже усмехнулся, когда во время репетиций слово «фруктовый сад» было заменено более практичным «плантацией». Версия Станиславского, вопреки пожеланиям Чехова, по большому счету была трагедией. Чехов очень не любил постановку Станиславского и пришел к выводу, что Станиславский «испортил» свою пьесу, которая, в свою очередь, была недостаточно отрепетированной (МХАТ репетировал ее всего шесть месяцев, в отличие от обычной практики — репетировать 18 месяцев или даже больше). . В одном из многих писем на эту тему Чехов жаловался: «Боюсь, у Ани не должно быть слезливого тона… Ни разу моя Аня не плачет, нигде я не говорю о слезливом тоне, во втором акте слезы на глазах, но тон счастливый, живой. Почему вы в своей телеграмме сказали, что в моей пьесе столько слез? Где они? … Часто вы встретите слова «сквозь слезы», но я описываю только выражение их лиц, а не слезы. А во втором акте нет кладбища ».

С момента первой постановки в МХАТе эта пьеса была переведена, адаптирована и поставлена ​​по всему миру, став классическим произведением драматической литературы.Некоторые из ведущих мировых режиссеров поставили эту пьесу, каждый по-своему интерпретируя ее. В число этих режиссеров входят Чарльз Лотон, Питер Брук, Андрей Сербан, Ева Ле Галлиен, Жан-Луи Барро, Тайрон Гатри и Джорджио Стрелер.

Бездействие персонажей и упущенные возможности, кажется, находят отклик у зрителей по всему миру. Мы видим, как жизни персонажей меняются, но каким-то образом остаются прежними, как если бы их взаимодействие помогло выявить фундаментально статичное состояние их жизни.Будущее, кажется, сулит жестокие и быстрые перемены, с которыми не могут столкнуться главные герои пьесы.

Чехов называет пьесу комедией, и, несмотря на ее скорбный тон, мы можем подумать, что он имел в виду. Чехов, кажется, сочувствует трагедиям повседневной жизни, но часто фокусирует внимание на персонажах, чье самоощущение граничит с самообманом, неспособностью видеть окружающий мир.

Другие архивы

Антигона 2.0

Эвридика

Окуляр

В ночи

Идеальная свадьба

Урок игры на фортепиано

Stick Fly

Мочеграда

14

Поднимая настроение Чехову — CSMonitor.com

ГОРЬКИЙ завершает свои воспоминания о Чехове такими словами: « Вспоминать о таком человеке полезно, это дает обновленную энергию в жизнь … ». В этом духе я хотел бы вспомнить визит. Сделано МХАТом Чехову в Ялте.Осенью 1898 года Чехов неохотно решился на длительное пребывание на черноморском курорте Ялта по состоянию здоровья. Залитый солнцем, среди пышной зелени Чехов поначалу мог разделить пушкинскую радость с Крымом. « Я сразу почувствовал себя как дома в южном климате, — писал Пушкин, — и наслаждался им со всей ленью и беззаботностью неаполитанского лаццароне. Я любил просыпаться ночью и часами слушать шум моря ».

Но Пушкин проехал через Крым как турист.Пребывание Чехова было бессрочным и вынужденным. Он нашел это место удручающим. « Любите ли вы море, Антон Павлович? » — спросил русский писатель Иван Бунин. « Да, — ответил Чехов, — только уж слишком бесплодно … Я считаю, что прекрасно быть армейским офицером или молодым студентом, сидеть где-нибудь в людном месте и слушать музыку ». От семьи и друзей в Москве Чехов чувствовал себя « пересаженным деревом, сомневающимся, пустит ли оно корни или увянет ».

Через несколько недель он устал от гостиничной жизни.« Я покупаю участок земли в Ялте и собираюсь застроить так, чтобы было где зимовать. Перспектива кочевой жизни с ее гостиничными номерами, швейцарами, случайной кулинарией и т. Д. Меня тревожит ». Он купил землю в Аутке, пригороде Ялты, в 20 минутах ходьбы от центра города. Здесь, глядя на север, Чехов мог видеть круто поднимающиеся Крымские горы, которые образуют амфитеатр вокруг Ялты, защищая ее от холодных северных ветров России; и глядя на юг, Черное море простирается за горизонт до Турции.

Когда дом был достроен, он повесил на стену портреты Тургенева и Толстого. Со своего письменного стола он смотрел на крупный шрифт Пушкина, первоисточника русской литературы. Как пишет биограф Эрнест Дж. Симмонс: « Выслушав жалобы Чехова на то, что ему наскучили пейзажи Крыма и ему очень хотелось снова увидеть поля своей северной России, — художник Исаак Левитан, — в течение полутора лет час, нарисовал такую ​​сцену — ночь на сенокосе — петухи сена, лес вдали и луна, царящая высоко над всем этим.» Чехов установил полотно в нише над камином.

За несколько месяцев до отъезда в Ялту Чехов дал разрешение МХАТ на спектакль «Чайка». Совместными усилиями были драматург Владимир Немирович-Данченко и наследник текстильного состояния Константин Сергеевич Алексеев. -основатели МХАТ. (Чтобы избавить свою семью от смущения выбранной им карьеры, карьеры режиссера и актера, Алексеев взял польское имя Станиславский.) Новая компания стремилась поднять стандарты исполнения в то время, когда на российской сцене доминировали переигрыши и низкопробные постановки.

Пока Чехов нервничал в Ялте, поскольку петербургская премьера оперы « Чайка » в 1896 году обернулась катастрофой, труппа поставила спектакль в Москве 17 декабря 1898 года. Загудели телеграфные провода. вскоре после выступления.

Москва — Ялта:

Только что исполнила «Чайку», успех колоссальный. Игра так закрепилась с первого акта, что последовала череда триумфов. Занавес зовет бесконечно …. Мы обезумели от радости.

Ялта — Москва:

Передаю всем: Бесконечное спасибо от всей души.Я прикован к Ялте, как Дрейфус на Острове Дьявола. Мне грустно, что я не с тобой. Ваша телеграмма сделала меня здоровой и счастливой.

(Ссылка на «Чертов остров» вызвала недовольство ялтинских гостиничных!)

Успех пьесы был обеспечен настолько, что труппа приняла в качестве эмблемы чайку, и директора МХАТ обратились к Чехову. разрешение на постановку « Дяди Ваня ». Он согласился.

Чехов описывает получение известия об открытии октябрьского 1899 года.« Телеграммы начали приходить вечером двадцать седьмого, после того, как я уже лег спать. Мне их повторили по телефону. Я каждый раз просыпался и босиком бежал к телефону в темноте, сильно простужаясь; Едва ли я засну, пока не раздастся еще один звонок, и еще один. Это первый раз, когда моя личная слава мешает мне уснуть. На следующую ночь, ложась спать, я положила свои шлепанцы и халат рядом с кроватью, но телеграмм больше не было.

Восторг Чехова был недолгим. Уединение и тишина его дома угнетали его. Он чувствовал себя изгнанником, брошенным друзьями, вдали от любимой Москвы. Сестре Маше, живущей в Москве, он писал: « То, что ты пишешь о театре … меня просто раздражает; Вы действительно не представляете, насколько скучно и глупо ложиться спать в девять вечера и лежать там в ярости и с сознанием, что идти некуда, не с кем поговорить и нечем работать, потому что не имеет значения, что вы делаете, если не видите и не слышите свою работу.Я и пианино — два объекта в доме, которые безмолвно существуют в доме, и мы все время удивляемся, почему мы здесь, ведь нам некому играть ».

Актрисе Ольге Книппер, своей будущей жене, он написал: « Мне скучно, я злюсь, злюсь и завидую крысе, которая живет под полом вашего театра ».

Чтобы облегчить свое одиночество, Чехов предложил МХАТу приехать в Крым. Он никогда не видел, чтобы труппа исполняла его пьесу перед публикой. Его желания соответствовали замыслам Станиславского.Пьесы Чехова привлекали публику — необходимое условие для выживания компании. Поездка послужит двум целям: радостному воссоединению Чехова и компании и стимулу для него написать новую пьесу.

Запланированный визит вызвал восторг у Чехова. « Радуюсь, радуюсь, прежде всего, за себя, что видеть всех вас, а особенно в законченном спектакле … Признаюсь, это мечта, в осуществление которой я не верил до недавнего времени; а теперь я дрожу при каждом звонке телефона при мысли, что это телеграмма из Москвы, объявляющая об отмене планов.»

Разошлись афиши, и книжный магазин Синани, где собирались ялтинские писатели и художники, активно занимался продажей билетов.

В начале апреля 1900 года компания отправилась в двухдневное путешествие по железной дороге на юг: актеры, актрисы, дети, гувернантки, рабочие сцены, хозяйственники, костюмеры, мастера по изготовлению париков, а также целые вагоны декораций. Станиславский им сказал: « Снимите шубы, снимите летнюю одежду, соломенные шляпы! Неважно, что вы замерзнете день или два — вам будет тепло, когда вы приедете.»

Праздничное настроение охватило компанию во время ее первого турне, когда по пути друзьям отправлялось много песенных и юмористических телеграмм. Волнение усилилось, когда вид на горы и море возвещал о прибытии труппы в Крым. В Севастополе компания села на черноморский пароход, направляющийся в Ялту.

14 апреля, в самый разгар шторма, они прибыли на 10-дневный визит. У пристани их встречала большая толпа. Были вручены букеты, с парохода выгружены горы багажа и декорации.

Каждый день сотрудники компании отправлялись в дом Чехова пешком или на экипаже. Здесь их сияющий хозяин встречал добрым словом каждого гостя. Он с гордостью показал посетителям свой сад.

« За маленьким садиком, — писал Бунин, — с такой заботой ухаживал Чехов, любивший каждый цветок, дерево и животное ». Его две дворняги и два домашних журавля следовали за хозяином в туре. основания.

Внутри обычно тихого дома царило оживление. В одном углу Горький увлекал посетителей рассказами о своих юношеских приключениях, бродящих по России.В другом Бунин забавлял слушателей своими юмористическими анекдотами. Че-хов, счастливый хозяин, беседовал со всеми, успокаивая каждого гостя. После обеда актер прочитал вслух несколько рассказов Чехова.

Как Чехов упивался весельем! Он напомнил Станиславскому, что « дом, который всю зиму стоял закрытым ставнями и запирался, весной внезапно открылся, так что все его комнаты были залиты солнечным светом ».

Свою ялтинскую гостиницу компания открыла спектаклем « Дядя Ваня.» Театр был заполнен до стропил. Присутствовала даже мама Чехова в старинном шелковом платье, вытащенном из дна сундука. Спектакль прошел хорошо, несмотря на перерывы в музыке из соседнего дома, где городской оркестр играл польки и вальсы. Публика аплодировала Чехову стоя. Когда он появился на сцене, его пенсне запотевало.

Чехов также посетил спектакль « Чайка » в его честь. В очередной раз публика встретила его продолжительными аплодисментами.Позднее Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с такой гравировкой: « Ты подарил мою Чайку жизнь. Спасибо! ». Актеры получили от него золотые медальоны.

Станиславский остался доволен визитом. Чехов обещал написать новую пьесу для МХАТа. « Разговор между нами, — писал Станиславский, — это была одна из главных причин, почему гора досталась Мухаммеду ».

Чехов тоже остался доволен. Его упавшее настроение поднимало присутствие его коллег, с которыми он мог смеяться и обсуждать искусство и литературу.И, наконец, он увидел свои пьесы в исполнении группы художников, которых он уважал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *