10 необычных китайских садов | ELLE Decoration
Китайский сад — это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора — прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.
Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».
Карьерный сад
Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org
Сад Чжаньюань В Нанкине
Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net
Юхэюань — Парк Безмятежного отдыха
Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com
Парк Бейхай
Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm
Сад Лю Юань
«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn
Вангшиюань
Еще одно название — «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com
Речной парк Хаутан в Шанхае
Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.
Сад Юй-Юан
Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn
Ботанический сад Чень Шань в Шанхае
Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn
Сад Хе юань в Янчжоу
Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павильон пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
www.elledecoration.ru
Стилистика сада — Ландшафтный дизайн
Стиль — это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Наряду с общепринятыми историческими стилями параллельно существуют индивидуальные стили, да и вообще, четких границ между стилями, как и эпохами их породившими, не существует. Какого-то конкретного «идеального» стиля не существует и быть не может, т.к. стиль, как и все в реальной жизни, постоянно преобразуется.
Стиль — это живой язык композиции, который, как и любой другой живой язык, перенимает отдельные черты из других направлений. Отсюда возникает переплетение стилей, их родство. Однако чрезмерное заимствование порождает в лучшем случае эклектику — смешение стилей, в худшем китч — безвкусицу. Границу, на которой следует остановиться в выборе или сотворении своего собственного стиля, определить трудно. Здесь требуются кроме наличия вкуса еще и четкие знания многих научных и практических дисциплин.
Французский сад
Сад, выполненный в РЕГУЛЯРНОМ или ФРАНЦУЗСКОМ стиле ландшафтного дизайна, распланирован по основной единой оси композиции; расположение всех его элементов и конструкций подчинено строгой геометрии и симметрии.
Для такого типа сада характерен маловыраженный рельеф, вся композиция расположена в одной плоскости. Также характерно оформление территории террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада. Главный вход парка располагают в нижней части сада, чтобы прямо от входа открывалось посетителю величие всей композиции. В саду преобладают растения, хорошо поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.
Английский сад
АНГЛИЙСКИЙ или ПЕЙЗАЖНЫЙ сад предполагает естественность в размещении элементов и большую плавность линий, имитируя природный ландшафт: извилистые дорожки, живописные водоемы, «натуральные» композиции из растений, которые высаживаются ярусами (деревья, кустарники, подлесок, цветы).
Для этого стиля дизайна сада характерно ярко выраженное чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов; отсутствие прямых линий и осей. Первостепенное значение имеет продуманная организация композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности. Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения). Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию.
Китайский сад
КИТАЙСКИЙ сад характеризуется прежде всего тем, что все его отдельные архитектурные формы несут символическое значение. Все строения должны быть вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. В китайском саду выстраивается центральная композиция, вокруг которой размещаются все остальные, как бы подчиняясь ей. Главная задача создателя такого сада — нахождение исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывается самый красивый пейзаж. Наиболее выразительные элементы ландшафта выделяются характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, обязательно выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).
В Китае основой гармоничного общества является подчинение законам вселенной. Изучение этих законов и их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока. Эти законы нашли свое отражение и в ландшафтном дизайне.
Баланс — ключевой момент в фэн-шуй. Горный, водный и растительный элементы должны располагаться довольно близко друг к другу. Нежелательно располагать острые предметы или ландшафтные элементы рядом с дорожками, так как по законам фэн-шуй это создает напряжение и приводит к стрессам. Извилистые или круговые аллеи в саду более предпочтительны, чем строгие, вытянутые пути. Для организации сада по законам фэн-шуй обязательно и достаточно трех элементов ландшафтного дизайна: гор, воды и собственно растительности. Горы можно заменить холмиками грядок, высокими деревьями и кустарником. Вода, символизирующая богатство, может быть воплощена в ручьях, прудах и фонтанах, а, в крайнем случае, и «потоком» камней.
Мусульманский сад
План организации МУСУЛЬМАНСКОГО сада формируется из одного или нескольких квадратов. Использование в планировке такого сада кратности цифре четыре обязательно. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.
В Испании, находившейся несколько веков под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться МАВРИТАНСКИМ. Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью ландшафтного дизайна мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность. В целом изысканность мавританских садов основана на гармонии между водными пространствами и декоративными архитектурными элементами внутри зачастую сложнейшего ансамбля закрытых внутренних двориков.
Японский сад
Японцы издревле с благоговением относятся к цветам, и не удивительно, что именно ими созданы сады необычайно изысканной красоты. Сегодня японские сады делят на три типа: холмистые, ровные и чайные.
Сад ароматов
Это особый вид сада, имеющий очень интересную историю. В старину на территории западно-европейских монастырей разбивались квадратные внутренние дворики с крестообразным членением дорожек и геометрическим узором посадок. Естествоиспытатели и натуралисты использовали эти места для разведения лекарственных, а позже и ароматических трав. Четыре сектора дворика засаживались растениями либо согласно тем сторонам света, которые были их родиной, либо – по применению трав: лечебных, пряных, красивых, приятно пахнущих. Такая традиция предопределила появление не только рабаток, но и замкнутого «сада запахов».
Наличие такого уголка в вашем саду будет свидетельствовать о любви хозяев к изящной экзотике.
Китайский сад: обязательные элементы ландшафтного дизайна
В предыдущей статье (Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада) мы говорили о принципах, лежащих в основе традиционного для Поднебесной ландшафтного дизайна. Теперь настало время рассмотреть поближе те элементы сада, которые придают ему неповторимый национальный колорит, формируют собственно китайский стиль.
Из каких же элементов складывается китайский сад?
Роль и значение воды в саду
Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.
Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.
Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя
Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.
Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.
Камни как элемент пейзажа
Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.
Камню в китайском саду отводится важное место
Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.
Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».
Ограждения
Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям
Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.
Ворота
Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды, ведь они сами по себе служат символом, знаком.Павильоны
Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.
В саду всегда есть архитектурные сооружения
Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.
Проходы и окна
В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача – передать связь между внешним и внутренним пространствами.
Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом
Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.
Надписи, знаки, иероглифы
Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.
Надписи — непременный элемент каждого китайского сада
Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.
Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.
Растения
Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений.
В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья
Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.
Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются.
Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.
Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.
Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада
Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение.
В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев.
Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург
7dach.ru
КИТАЙСКИЙ САД
САД YUYANКитайский сад формировался 3000 лет как стиль ландшафтного дизайна. Это могут быть огромные императорские сады и сады небольшие, принадлежавшие ученым, чиновникам, купцам. Они созданы для размышлений и уединения. Каждый напоминает идеальный миниатюрный природный ландшафт и выражает единство человека и природы.
Обычный китайский сад огорожен стеной, включает пруд, группы камней, деревьев, цветов, залы, павильоны, которые соединяют извилистые дорожки или зигзагообразные галереи. Каждая часть сада – тщательно подобранная сцена. Императорский сад – это масштабная картина мира, а частный – подробно детализирован и включает много миниатюрных композиций. Оба объединяет философия единства.
История китайского сада
QIUXIAПервые упоминания рассказывают о китайских садах в долине реки Хуанхэ во времена династии Шан (1600 — 1046 г. до н. э). Эти сады были большими закрытыми парками, где правители и придворные охотились на дичь или выращивались фрукты и овощи. Надписи того периода говорят о трех видах сада: Йо, Пу и Юань. Первый сад был царственным садом и в нем было много зверей и птиц. Во втором саду выращивались растения. Последний сад, Юань, со временем стал основой для создания китайского сада. Он являл собой замкнутый квадрат, где были стены, пруд и растения.
Царские китайские сады описаны в поэзии того времени. Например, сад-парк Терраса, Пруд и Парк Духа короля Венгвана, созданный на запад от его столицы, города Инь, описан как место, где прогуливается и может наблюдать свободно за тем, как пасутся олени и их оленята, как красивы белые журавли и пруды полны рыбы. В “Записях великого историка” Шиджи описан еще один королевский сад Шаки (Песчаные Дюны), созданный Шан, правившем в 1075 — 1046 г. до н.э. Согласно “Записям…”, в центре была большая смотровая площадка, а во дворце был построен бассейн, по которому свободно могли плавать несколько небольших лодок одновременно. В его центре был насыпан остров, а сам бассейн был наполнен вином. В китайских летописях описано еще много величественных садов, где были роскошные дворцы, озера, лодки в виде драконов.
Большое влияние на стиль китайских садов на протяжении многих веков имела одна легенда о восьми бессмертных, которые проживали на вершине горы Пэнлай. Они жили вечно, в благоденствии в дворцах из серебра и золота. Вокруг росли деревья с драгоценностями. Там не было ни зимы, ни боли, а вино и рис никогда не исчерпывались.
ZHAN YUANОдин из великих правителей раннего Китая – Ин Чжен, вдохновившись легендой о рае на горе, послал воинов найти этот рай и добыть эликсир бессмертия. Но безуспешно. Однако, он недалеко от своей столицы, Саньяна, создал сад с большим озером Ланчи-Гун. В центре его возвели копию горы Пэнлай. В 206 г. до н.э. он умер, а его столица и сад были уничтожены. В хрониках китайских историков, художественных произведениях упоминаются Озеро Высшей Сущности, Сад генерала Лян Цзи и др. большие сады-парки. Однако легенда продолжает вдохновлять китайских садовников создавать у себя маленькие копии острова Бессмертных.
С началом нашей эры в Китай пришел буддизм и при каждом храме устраивали свои сады и садики. Сады стали вдохновлять поэтов на создание сборников стихотворений. Такими примерами стали Сад Золотой долины, Павильон Орхидей. Императоры стали организовывать сады и ставить там спектакли.
Во времена расцвета Китая и сад стал процветать. Во многих, даже самых маленьких садиках, пытались воссоздать все-ту же райскую картину из легенды о Бессмертных и всегда давали им поэтичные названия. Также начали развиваться селекция, одомашнивание диких растений, черенкование, прививка и размножение растений. Создавались трактаты и каталоги растений.
Во времена династии Тан Китай в экономическом плане стал процветать. Это способствовало и процветанию садов. В рукописных источниках описывают огромный сад, построенный Великим Министром Империи Тан Ли Дэю. В нем было больше сотни разных павильонов и сооружений, большая коллекция камней и экзотических растений. Одними императорами создавались сады, другие их разрушали, а некоторые ученые брали плату (чисто символическую) за посещение своих садов.
Почти все древние и давние сады Китая остались лишь в летописях и лишь немногие дожили до нашего времени. Одни сильно видоизменились, другие же сохранили почти исторический вид. Например, сад Павильон Голубой волны в Сучжоу. Он был построен в 1044 г. н.э. поэтом Су Шуньцин или Сад мастера сетей, называемый Рыбацким Приютом. В Сучжоу осталось много примеров давнего садового дизайна.
Каждая династия императоров вносила свой вклад в садовое искусство Китая. Затянувшийся Сад, Сад Юйюань, Сад Совершенствования, Сад Цзичан, Сад Летний Дворец, Сад Кейуан могут наочно продемонстрировать свою красоту. Их строили не только правители, но и ученые, философы, поэты, государственные деятели. Они – роскошны, они вдохновляют и обязательно заставят задуматься о неосязаемом.
Дизайн китайского сада
THE HUMBLE ADMINISTRATORS GARDENКитайский сад раскрывается постепенно. Его нельзя увидеть сразу. Он состоит из каскада пейзажей. Он призван скрыть вульгарное и простое, а показать совершенство. В нем нет четких ровных линий, а есть ассиметрия и плавность. Он всегда окружен стеной и включает в себя пруд, павильон для наблюдения, а растения аккуратно подобраны друг к другу.
Архитектура сада
В китайском саду много архитектурных сооружений: залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, беседки и башни.
- Тин – Церемониальный зал для торжеств или церемоний с внутренним двором и находится недалеко от въездных ворот
- Да тинг – Главный павильон принимает гостей и окружен верандой
- Хуа тинг – Павильон цветов располагается рядом с домом и в нем выращиваются растения, и есть альпинарий
- Павильон Сиань с четырьмя дверьми и подвижными стенами, чтобы раскрывать панорамы сада
- Лотосовый павильон строят рядом с прудом
- Павильон Юань Ян Тин – павильон уток мандаринов разделен на две части: северную и южную
Кроме этих достаточно больших сооружений, в китайском саду можно увидеть такого же плана строения, только поменьше. Они предназначены для обеспечения укрытия от солнца и дождя, для осмотра сада и для отдыха. Их располагают там, где можно за чем-то наблюдать, что-то слушать, где красивый вид на пейзаж. Они бывают отдельно стоящие, а бывают частью другого строения. Каждое из этих зданий обязательно имеет свое название, которое выражает смысл его предназначения: Павильон Пикового поклонения, Павильон Луны и Ветра, Павильон слушанья дождя и т. п.
Еще в китайском саду строят смотровые башни (лу или гэ). В некоторых садах возведены каменные павильоны в виде лодки у пруда. Они состоят из беседки, зала в центре и двухэтажного здания, которое смотрит непосредственно на пруд. Есть также небольшие закрытые дворики, устроенные для того, чтобы отдохнуть, помедитировать, порисовать, попить чая.
Важный элемент китайского сада – это галереи (ланг). Эти узкие змеевидные (реже прямые) узкие и крытые коридоры соединяют здания, прячут посетителей от дождя и зноя, и разделяют сад на части. В них сделаны окошки, квадратные, круглые или, иногда, неправильной геометрической формы, для осмотра пейзажа мельком.
Окна и двери в китайском саду – обязательный элемент– бывают округлыми, овальными, шестиугольными, восьмиугольными, иметь форму вазы или фрукта. Они всегда очень красиво оформлены. Мосты и мостики – еще одна характерная черта сада. Формы у них бывают разнообразные: прямые, зигзагообразные, арочные. Предназначение у мостов прямое (для передвижения) либо декоративное (для осмотра сада, как элемент картинки). Их строят из камня или дерева.
RETREA & REFLECTION GARDENЧасто в садах Китая создавались небольшие отдельно стоящие здания для уединения и медитации, а также здания для библиотек или студий (шуфан).
Сад Камней и горы
В каждом китайском саду всегда есть хотя-бы маленький Сад Камней. Гора для китайцев – это символ добродетели, стабильности и выносливости. Об этом говорит конфуцианство и Книга перемен, а также легенда о Бессмертных. В давние времена их создавали большими, каскадами, и строили наверху смотровые павильоны. Во времена династии Цин создавать эпохальные горы и сады камней стало немодно. А сейчас, это один большой камень, символизирующий основную гору и ряд камней помельче для отображения горного массива в Саду Камней. Некоторые небольшие сады внутри двориков состоят из белого песка и камней, расставленных по периметру и внутри. В лунном свете они похожи на настоящие озера. Это такой родоначальник японского сада дзен – “сухой сад”.
Вода
ЗАТЯНУВШИЙСЯ САДЦентральным звеном китайского сада является пруд или озеро. Возле него располагаются основные здания и павильоны. Всегда в пруду растет лотос и плавают рыбки, обычно золотые. Согласно Книге перемен, вода – это легкость и общение, она несет пищу для жизни на своем пути. Вода в саду всегда рядом с горой и представляет собой мечты и бесконечность пространств. Форма у пруда размытая и скрывает от посетителя на другом берегу его берега. Так создается иллюзия бесконечности озера. В большом императорском саду таких водоемов могло быть несколько. В небольшом саду он единственный и окружен садом камней, сооружениями и растениями. В среднем по размеру саду может быть озеро и несколько ручейков с мостами или длинное озеро с каналом и мостом над ним, визуально разделяющим его на две части.
Также вокруг растут растения, стоит каменный сад и построены здания.
Растения
Растения в китайском саду – четвертый важный элемент этого стиля сада. У них такое же важное предназначение, как у сооружений, камня и воды. В нем всегда росли сосна, бамбук, китайская слива. В местном климате эта тройка даже зимой остается зеленой. Сосна – символ долголетия и упорства, постоянства в дружбе. Бамбук – символ мудрого, скромного, всегда учащегося и гибкого человека, не ломающего даже в самый сильный шторм. Слива – возрождения после зимы и прихода весны. Ценится она за розовые и белые цветки, а также за сладкий аромат.
В садах Китая растут персики (символ долголетия и бессмертия), груши (символ справедливости и мудрости, долгой дружбы или романтики), абрикосы (символ пути военного начальника или госчиновника), гранатовые деревья (символ плодовитости), ивы (дружба и радость). Цветы также олицетворяли желания. Пион – символ богатства, орхидея – символ благородства и невозможной любви, а лотос стал символом поиска знаний. Эти три цветка обязательны, как и хризантемы.
MASTER OF THE NEST GARDENВ саду обрезка почти не применялась. Давние китайские ландшафтные дизайнеры пытались сохранять свои растения в природном виде. Особенно ценились вычурные карликовые деревья с искревлеными стволом и ветками для создания миниатюрных пейзажей.
Заимствующий пейзаж (Цзецзин)
Важным аспектом в дизайне китайского сада есть заимствование окружающего сад пейзажа. Цель этого приема в том, чтобы созданный вручную сад был часть этого ландшафта и казался бесконечным.
Для садовода Китая важно, как выглядит его сад во времена года или время суток. Как и в наше время, так и в древности, дизайнеры учитывали как определенные части сада будут выглядеть лучше всего зимой, какие весной, летом и осенью, какие лучше лицезреть днем, а какие ночью.
Скрыть и удивить
Еще один прием, использовавшийся и используемый, это тайное, которое становится неожиданно явным. Помните, вначале писалось о том, что китайский сад состоит из нескольких отдельных самих по себе сцен? Их объединяют с помощью галерей, отделяют стенами сооружений, зарослями”лунными воротами”, экранами из растений, извилистыми дорожками. Гость в таком саду открывает что-то новое лишь тогда, когда доберется до контрольной точки, последнего момента.
Философия сада
Китайский сад предназначен, как и когда-то, для использования и для любования. В нем проводятся всевозможные торжества, учат письму, чтению, музыке. В саду пьют чай и медитируют. Даосизм сделал сад местом для достижения просветления путем созерцания единства творения, где царят гармония и порядок. В нем две противоположности, инь и янь, дополняют друг друга, сокрытое становится явным, а пейзаж никогда не закончится.
CHINESISCHER GARTEN В ГЕРМАНИИКаждый китайский сад – это поиск рая, затерянного мира, утопической вселенной и бессмертия. В этих садах четко видится, как творчество человека может стать частью природы. В них стараются, как можно точнее, имитировать природу и проявить ее во всей ее красоте. .
Влияние сада на мир
Китайский сад повлиял за время своего существования на все стили садов. Очень многое из него перешло в японский сад. Это обмен знаниями, озера и павильоны наподобие китайских, интимные сады для медитации и отдыха, сад камней, церемония чаепития в саду, воссоздание островов бессмертных.
В европейские сады вместе с путешественниками пришла природная линия, отсутствие четкой геометрии, асимметрия, беседки в китайском стиле с крышами-лодочками, маскировка,натурализм, мосты. Он вмешался в строгую геометрию французского сада, английский формальный сад, царский русский сад. К концу ХIX века в Европе не было страны, в которой не было бы мотивов китайского сада.
rozisad.ru
Парки и сады Китая
Парки и сады Китая
Китайская цивилизация оказала огромное влияние на развитие человечества. В Китае были изобретены шелк, фарфор, порох, но еще важнее достижения китайской философии, искусства, культуры. Китай на протяжении почти 2000 лет развивался замкнуто, благодаря чему китайская культура отличается самобытностью. Позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею, Японию.
В культурной истории Китая фигурируют два выдающихся вероучителя – Конфуций и Лаоцзы. Конфуций (Конфуцзы, или Жуцэяо) – легендарный китайский мудрец, основатель конфуцианства – одного из трех главных религиозных учений Китая. Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) приписываются две книги – «Книга истории» и «Книга од». В первой он собрал изречение легендарных правителей, во второй – старинные баллады и песни. Конфуций сформулировал золотое правило: «Не делай другому того, чего ты не желаешь себе». Он проповедовал гармонию в жизни, а его религией была этика. Созданный им образ идеального человека имел в основе главные добродетели: ум, храбрость и добрую волю. Он считал самосовершенствование корнем социального развития, а искренность – той чертой, к которой должен стремиться каждый. Большое значение Конфуций придавал красоте, правдолюбию и верности.
Лаоцзы (Ли Эр) – древний китайский философ, основоположник даосизма, второй из трех основных религий Китая (третья религия – буддизм). Лаоцзы (604-517 гг. до н.э.) был хранителем императорской библиотеки при дворе Чжоу. Главный его труд – «Книга добродетели», в которой он призывает к самоуглублению и освобождению своего «я» от оков повседневности. Лаоцзы проповедовал добродетель во всех ее проявлениях «Отплати за обиду добром»; «Ко мне добры – добр и я. Но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше».
Для даоизма также характерны любовь к природе и проповедь покоя. Он оказал сильное влияние на поэзию, живопись, садово-парковое ландшафтное искусство.
Буддизм пришел в китай в 64 г.н.э., в царствование императора Мингти из династии Хань. В течение трехсотлетнего правления династии Тан (618-907 гг.) между Китаем и Индией существовала оживленная связь по «Великому шелковому пути». Буддизм оказал существенное влияние на общественную жизнь и политическую обстановку в Китае, на его архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое ландшафтное искусство.
Китайские исследователи считают, что история садово-паркового ландшафтного искусства насчитывает более трех тысячелетий. Наиболее известны императорские сады. Свободная ландшафтная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, прямоугольных дворов. В наиболее важных в композиционном отношении местах размещались беседки, мосты, обычно покрашенные в яркие цвета – красный, изумрудно-зеленый, желтый и др.
Многие императоры были покровителями садово-паркового ландшафтного искусства. Так, император Цинь Шихуанди, по повелению которого в период «Воюющих государств» (475-221 гг. до н.э.) была построена для защиты от набегов кочевников с севера Великая Китайская стена, имеющая общую длину 6350 км, известен также как владелец огромного парка.
Знаменитый парк Ихэюань (Парк спокойствия) при летнем дворце китайского императора по окраине Пекина, построенный в XVIII в., занимает площадь 330 га, из которой только одну пятую часть занимают горы, узкие полоски земли и островки, а четыре пятых – акватории. В парке представлены все типичные ландшафты Китая и основные приемы садово-паркового ландшафтноо искусства.
В парке Бэйхай (Северное море), находящемся в центре Пекина, рядом с Запретным городом, из 104 га площади 54 га занимают озера. Над парком возвышается гора, расположенная на одном из островов, с которой открывается живописный вид на парк и Запретный город.
В Древнем Китае получили развитие три основных вида садово-парковых ансамблей: крупные императорские парки, сады монастырей и храмов и небольшие частные сады при жилых домах. В садово-парковых композициях творчески воссоздавались природные ландшафты Китая с применением принципов: инь – действовать в зависимости от местных условий; цзе – максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст – большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремиться к достижению гармонии пропорций, последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии ландшафтных пейзажей.
Крупные императорские парки создавались в расчете на восприятие пространственной композиции ландшафтного дизайна в движении. В парках прокладывались специальные маршруту, при движении по которым последовательно раскрывались пейзажные картины. Малые сады создавались в расчете на восприятие со статичных видовых точек, с которых открывались красивые виды.
В Китае с давних времен почитаются особенно выразительные природные ландшафты, такие, как, например, горный пейзаж на реке Лиянг близ города Гуйлина, получивший название «самое красивое место в мире». Своеобразная канонизация таких ландшафтов нашла отражение в садово-парковом ландшафтном искусстве.
В садах и парках создаются композиции ландшафтного дизайна их камней в сочетании с древесно-кустарниковыми группами, разнообразные водные устройства. Сады и парки украшаются беседками, павильонами, галереями, а также скульптурами львов и других животных, птиц, каменными стелами со стихами и изречениями мудрецов. У входов в парки, на видовых площадках и в других важных в композиционном отношении местах устанавливались «пайлоу» — богато украшенные ворота своеобразной формы.
«На небе есть рай, на земле – Сучжоу и Ханчжоу» — эта китайская поговорка пришла из XII в. в описании Марко Поло, посетившего город Сучжоу в 1276 г., много восторженных впечатлений. Уже тогда в городе было 6000 мостов, множество пагод и храмов. В период расцвета в Сучжоу было более 100 садов и парков. Исторические карты свидетельствуют, что своих современных размеров город достиг уже в XII в. Старая часть города окружена стеной, которая частично сохранилась. Сучжоу – один из самых древних городов не только Китая, но и всего мира. Расцвет города связан с завершением в XIII в. строительства Великого китайского канала, который протянулся с севера (Пекин) до города Ханчжоу на 1782 км и составил альтернативу ненадежным морским путям. Канал, столь же грандиозное сооружение, как и Великая китайская стена, в отличие от последней, продолжает активно использоваться до сих пор. Сучжоу, расположенный вдалеке от моря, стал крупным портом и центром торговли, в котором разместились зерновые склады, было налажено производство шелка. В XIV в. город стал ведущим в Китае центром по производству шелка. Это был город китайской аристократии, знаменитых ученых, художников и архитекторов. Вершины своего развития город достиг в XVI в.
В богатых торговых городах сады и парки строили не только императоры и их наместники, но и торговцы, промышленники, государственные чиновники, ушедшие в отставку. В Сучжоу и Ханчжоу сохранились шедевры китайского садово-паркового ландшафтного искусства, созданные в XII-XVI вв., включенные в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В них нет официальной парадности императорских парков.
Сад Ваншиюань (сад Рыбака) в г. Сучжоу создан в XII в. как частный сад. На площади 0,4 га имеется пруд площадью 400 кв.м, живописные искусственные горы, композиции ландшафтного дизайна из деревьев, кустарников, цветов. Тщательная композиционно-пространственная организация ландшафта сада позволяла его владельцам любоваться красотой природы во все времена года. В настоящее время это памятник всемирного культурного наследия, который ежегодно посещают миллионы туристов.
Сад Чжочжэнъюань (сад Скромного чиновника) в г. Сучжоу, созданный в XVI в. на площади 4,1 га как частное владение. Сад является памятником садово-паркового ландшафтного искусства, включенным в Список всемирного культурного наследия. Водное пространство занимает три пятых площади сада. Главные сооружения фасадами обращены к водоемам. В северной части сада построены два острова с искусственными горками и гротами. На островах и на берегу водоемов расположены беседки, с которых открываются живописные виды на воду с лотосами. Острова соединены с берегами мостиками, по которым приятно гулять. В воде и на берегу растут цветы, травы и деревья, которые создают выразительные ландшафтные композиции.
В садово-парковом ландшафтном искусстве Китая широко применялись постулаты Фэншуй (фэн — воздух и шуй – вода) – традиционного китайского искусства гармоничного формирования жизненной среды на основе изучения закономерностей природы. Постулаты Фэншуй используют и развивают древнюю философию даосизма, проповедовавшую примат природы, необходимость ее познания, учет происходящих в природе процессов при организации среды жизнедеятельности людей.
Влияние Фэншуй на садово-парковое ландшафтное искусство проявлялось в выборе местоположения садов и парков, включении в их ландшафтную композицию природных комплексов – рек и озер, гор и холмов. Парковые ландшафтные композиции формировались не только по законам гармонии и красоты, но и с учетом законов движения энергии. Большое внимание уделялось изменениям, происходящим в природе (движение воды, ветер, свет и тень, туман, дождь, снег и т.п.) и человеческим ощущениям (радость, печаль, др.), что связано с идеей единения природы и человека.
Только глубоко понимая природу можно правильно обобщить ее закономерности и повторить ее типичные виды при ландшафтном строительстве садов и парков.
Китайцы считают, что вода вселяет в сад жизнь. Даже в районе, богатом водными ресурсами, водоемы в садах выкапывались искусственно. На воде обязательно плавали лотосы и другие гидрофиты, чтобы наполнить водоем жизнью, при этом возбранялось закрывать растениями всю водную поверхность, иначе создавалось препятствие для отражения построек в воде. Берега водоемов делались извилистыми и оформлялись камнями так, чтобы, стоя на них, можно было любоваться ландшафтным пейзажем или поиграть с водой.
www.ozelenitel-stroy.ru
Стили китайского сада. Китайский и японский сад
Стили китайского сада
Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной.
Главной особенностью южной школы (экономический центр страны) является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размещались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущие кустарники. Малые сады устраивались при жилых домах. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях в сотни гектаров, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.
В Древнем Китае традиционно устраивались сады при императорских дворцах и дворцах китайских вельмож, это были парадные сады или даже парки. Они создавались как величественный и умиротворяющий фон для созерцания и медитации. Садоводы старались скопировать самые впечатляющие особенности окружающего ландшафта, которые в меньших масштабах воссоздавали за садовой оградой. Посадки деревьев и кустарников были строго симметричными, тщательно подстриженными и стилизованными, каждая деталь что-нибудь символизировала. Многие такие сады сегодня являются местами настоящего паломничества туристов. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности.
Главная задача создателя такого парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый вид. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены.
Китайский сад может быть садом ученых, с лабиринтом дорожек для многочасовых прогулок ученых и философов, призванным настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад. По свидетельству самих китайцев, в садах ученых (или садах литературы) лучше всего воплощено мировоззрение китайского сада. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Сад ученых отличается скорее скромной, тонкой элегантностью, нежели роскошью и величиной. Ярко-красный цвет деревянных построек создает контраст по отношению к зелени окружающей природы, белым поверхностям стен и элегантной серой черепице крыш.
Китайский сад может быть домашним садом (небольшие садики около частных домов), окруженным сплошной стеной из камня или бамбука (в Северном Китае его традиционно заменяют на хвойные растения).
Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей, где даже маленький фонтанчик маскируется под ручеек, бегущий среди скал. Здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой.
Планировку китайского сада определяют два типа созерцания: статическое и динамическое. В китайском саду должен быть поэтический уголок (обычно беседка на некотором возвышении, из нее открывается вид на сад), который является местом для «созерцания в спокойствии» – одной из двух различных традиционных китайских форм переживаний, связанных с садом. Такую же важную роль для китайских садовых оформителей играло и «созерцание в движении» – вторая форма переживания, которая подразумевает постоянно сменяющие друг друга пейзажи при прогулке по саду.
Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».
Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть наибольшее», и не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья – оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ для Китая).
По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающийи идиллический.
Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы и обрывы, изломанные деревья, как будто сраженные бурей. Сады угрожающего стиля вообще наполнены причудливыми и вычурными элементами – мрачными каменными композициями, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.
В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается смеющихся садов. Несколько ближе к японским китайские сады идиллического стиля, но и они сохраняют описанные выше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно более просторен.
И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).
Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
garden.wikireading.ru
Китайский сад: философия и типы садов
Заглянем в китайский сад и попробуем понять его философию
Однако без специальной подготовки, без помощи местных специалистов понять, разобраться во множестве стилей и форм, подходов к созданию сада – это ой как не просто. И делать это нужно не в раз, не с наскока. Нужно проникнуться китайской философией сада. И мы будем проникаться долго, вдумчиво, терпеливо. Ибо без терпения, проникновения в суть вещей, без ощущения гармонии не создавался в Китае ни один сад.
Философия китайского сада
Давайте же попытаемся понять, что такое китайский сад. Садовое и парковое искусство Китая занимает выдающееся место в истории ландшафтной архитектуры. Его значение не ограничивается Великой Китайской стеной.Немного истории
Мы часто упускаем из виду или не знаем, что именно китайская традиция создания пейзажного стиля сада оказала существенное влияние на развитие и формирование европейского (прежде всего — английского, начиная с XVIII века) ландшафтного проектирования. Она привела к изменению основных ориентиров при проектировании, общих взглядов и частных пристрастий при создании «английских» садов и парков. В конечном счете, все это отразилось и на самых известных российских парковых ансамблях.Сад в китайском понимании — это целый мир в миниатюре
История садов в Китае насчитывает более 3 тысяч лет. За века тамошними садоводами найдены способы умелого использования природного ландшафта, искусственного создания «естественной природы» в малом объеме, пути проникновения в мир природы через особую и точную художественную выразительность. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных — особенно императорских и монастырских — садах и парках.
«Смотри вокруг, смотри в себя»
Главная идея китайского сада – создание мира природы в миниатюре. Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчетные отклики; камень же, даже размером с кулак, рождает многие чувства». Или еще: «Горсть земли и ложка воды привлекают безбрежные думы». По-китайски отточенные фразы – ключ к понимаю тонкостей контакта с природой. Ибо сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения для садовода. Сад как таковой должен быть «взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь.
Китайский сад — создание мира природы в миниатюре
Мастерство садовника заключается в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и самовыражения. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот главный принцип, которым руководствуется садовник. Даже хаос в природе – и тот красиво организован. В саду, как и в любой цветочной композиции, все должно быть гармоничным – и замысел, и цвет, и форма, и объем, и линии. Открытость миру природы предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир тонких восприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад», – гласила древняя китайская поговорка. Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».
Здесь следует отметить такое самобытное и поразительное изобретение Китая как «сады на подносе», которое японцы позже трансформировали в бонсай. Растить сад – все равно, что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого спокойствия души.
Традиции и индивидуальность
Китайский сад — это сочетание традиций и индивидуального стиля
Китайский сад всегда является воплощением
традиций, с учетом особенностей географических условий каждой конкретной местности. При этом обязательно вносится своя особая философия и особое видение садовника, его создавшего.
Каждый сад – это совокупность множества элементов, несущих сложнейшую философскую нагрузку, поэтому в свой конкретный сад можно перенести лишь некоторые элементы, которые либо подчеркнут, либо особым образом выделят ваш стиль, ваш взгляд и видение природы.
Отличительная черта китайского сада – формирование культурных ландшафтов, но созданных так, чтобы вмешательство человека было незаметным. Созданный сад должен отражать любовь к природе и вызывать покой в душе.
Сад – это место медитации, релаксации, отдохновения.
Типы садов и особенности планировки
Сады Китая поражают своим разнообразием. Они – отражение природы, но созданное руками человека. Ни один из китайских садов не похож на другой. Китайцы любят повторять: «В устройстве сада не существует жестких правил, кроме внутренней гармонии создания как такового, а каждый садовник должен сам выказывать свое умение, опыт, познания». Какой толчок для фантазии дает нам эта фраза!Китайские сады можно разделить на шесть основных типов:
- сады при императорских дворцах;
- сады при императорских гробницах;
- сады при храмах;
- сады естественных пейзажей;
- домашние сады;
- сады ученых.
При этом на них накладываются еще и особенности, традиции каждой провинции и региона, стиль и характер садовника (или, выражаясь современным языком, ландшафтного дизайнера). Одно из основных направлений китайского садового искусства – создание на небольших участках земли миниатюрных садов. В них размещают разные архитектурные сооружения (беседки или павильоны), мостики, водоемы, скалы и гроты, обязательно добавляя для общей эстетики редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников, высаженные как одиночно, так и группами.
Китайский сад — уголок природы, доведенный до совершенства руками садовника
Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно сажают растения большими группами, пересекая посадки дорожками, «речками» или ручьями, визуально и территориально разделяя пространство. Чаще всего сажают розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики), либо древовидные и травянистые пионы, тюльпаны, розы, ирисы, лагерстремии, сирени. Если у вас всего 6 соток – значит, вам надо осваивать первое направление китайского сада. Если же вы обладатель значительных площадей – можно замахнуться и на рельефный сад. Главное помнить, что сад должен быть местом не только труда, но и отдохновения, создавать благостное настроение. Основная идея, которую китайцы проводят, создавая ландшафтный сад: «Когда вы проходите садом, в каждой новой точке обзора за его видимыми переделами должен иметься (хотя бы казаться) еще, и еще, и следующий новый вид (ландшафт)». В саду важно создать иллюзию его безграничности, но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, как и не должно быть и пустых, потерянных участков. Сад важно организовать так, чтобы в нем были места, которые притягивают взгляд, завлекают, создают настроение.
Из каждой точки китайского сада открываются все новые и новые виды
Проектируя сад, китайцы стремятся создать доведенный до совершенства в соответствии с определенными эстетическими критериями уголок естественной природы, который должен настроить на философские размышления о смысле жизни, окружающем мире. Многоплановость созданной композиции сада, независимо от его масштаба, возникает из неповторяющихся видов, вызывающих смену эмоций в душе. Пейзажность садов, созданных в китайском стиле, — это обязательно плавные линии, водоемы, мягкие формы, свободно растущие растения. Архитектурные сооружения подчеркивают особое настроение ландшафта. Следующие уроки мы посвятим главным «персонажам» китайского сада: шуму падающей воды, обязательному элементу пейзажа – камню, ограждениям, павильонам, проходам и многому другому, что участвует в создании удивительного явления – китайского сада.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург
Читайте также:
7dach.ru