Экскурсия с куратором по выставке «Сесил Битон и культ звезд»
T
КУЛЬТУРА•ИСКУССТВО
Сегодня в Эрмитаже открывается выставка «Сесил Битон и культ звезд» о легендарном глянцевом фотографе, снимавшем королевскую семью, Грету Гарбо и Одри Хепберн. О самых интересных фотографиях выставки рассказывают ее куратор Дарья Панайотти и архитектор эскпозиции Юля Наполова.
Одри Хепберн на съемках фильма «Моя прекрасная леди» 1963 год:
«Стоит величественная, спокойная, — напишет Битон о ней, — редко можно встретить девушку, так естественно принимающую свою известность». Одри позирует на фоне геометрического задника, сделанного по дизайну Битона, и в придуманом им же платье. Собственно говоря, фильм «Моя прекрасная леди» принес Битону сразу два «Оскара» — за лучшие декорации и лучшие костюмы. Кажется, что весь стиль — особенно скачки в Аскоте — это какая-то феерия и избыток, но вместе с тем это идеальное отображение времени. Битон, прекрасно знавший все социальные коды этой эпохи, смог придумать очень четкую и точную сатиру на английскую аристократию.
В этом кадре с геометричным задником Битон использует грубые черные линии, которые уходят в перспективу, — один из приемов, который мы также использовали в оформлении экспозиции: все наши тематические блоки и вся периметральная часть зала подчеркнута черными линиями, из которых вылезают буквы названия разделов.
Герцог и герцогиня Виндзорские, Париж, 1939 год:
Фотография влюбленной пары — Эдуарда и Уоллис. Он отказался ради нее от престола, она пошатнула устои британской монархии. На выставке представлены две фотографии Уоллис Симпсон: 1939 года, где она сидит и томно смотрит на своего мужа Эдуарда, и фотография в платье с лобстером от Эльзы Скиапарелли 1937 года. Важно учесть, что именно Битон помогал ей в построении публичного образа, подбирая, например, те же самые платья. Кроме того, Симпсон имела не самую фотогеничную внешность, а Битон пробовал разные ракурсы и в результате нашел вот такой кадр сверху в три четверти, когда ее лицо кажется менее тяжеловесным.
Британский писатель и философ Олдос Хаксли, 1936 год:
Очень интересная фотография: это не официальный портрет, а именно эскиз, но кадр смотрится законченным и четким. Пленка, за которой стоит писатель, вся исписана пометками: что отрезать, что подрезать, что удалить. Битон интересен своей ретушью. На мой взгляд, он был не столько фотографом, сколько художником: он старался улучшить и приукрасить людей в кадре, поэтому ретушь занимала особое место в его творчестве. Но даже его пометки на полях исполнены достоинства.
Девушки — мыльная пена, Баба Битон, Ванда Бейли-Гамильтон и леди Бриджит Пулетт на балу оживших картин, 1930-е годы:
Ревущие 20-е стали для Битона временем радости, веселья и творческого становления. Юные аристократы и примкнувшие к ним тусовщики вроде Битона тратили неимоверные усилия на то, чтобы разнообразить свой досуг. Таким образом возникли многочисленные тематические вечеринки, наряжаться на которые нужно было дерзко, достойно и очень необычно. Но зачем наряжаться, если вечер пройдет, а в газетах не будет твоей фотографии? Поэтому возникает целое направление фотографии, даже не репортажной съемки, а вот таких фотополотен с выверенной композицией. Для Битона это стало площадкой экспериментов. Его фотографии — это не просто фиксация того, что происходит, а сложные произведения искусства со сложными многоуровневыми сетами. В этот раз девушки (одна из них — его сестра Барбара «Баба» Битон) находятся на фоне конструкции из фольги, а перед ними — воздушные шарики, задрапированные в модный и очень прогрессивный материал того периода — целлофан. Украшения на девушках — длинные бусы из стекляруса. Именно этот кадр со стеклярусом вдохновил нас на создание занавеса из стразов для нашей экспозиции.
Княжна Наталья Павловна Палей, 1934 год:
Княжна, внучка Александра II, бежавшая из царской России, впоследствии ставшая манекенщицей в Париже, как и многие другие аристократки. Вскружила головы многим известным современникам, среди которых Ремарк и Экзюпери. Портрет получился в стиле ар-деко — контраст, тонкие линии, геометричный рисунок, на фоне которого она сфотографирована. Приглядевшись, с удивлением понимаешь, что княгиня сфотографирована на фоне матраса, который поставлен «на попа». Пружины, которые отходят от нее в разные стороны, и создают такой ардекошный мотив.
Стивен Теннант в образе Прекрасного Принца, 1927 год:
Современники называли Стивена Теннанта «ожившей иллюстрацией Vogue»: он был одним из самых ярких участников The Bright Young Things («Дерзкая задорная молодежь») — группы золотой молодежи (в которую входил и Битон), чьи выходки мусолились в прессе и однажды даже стали предметом обсуждения в парламенте. Считается, что Теннант послужил прототипом Себастьяна Флайта — экстравагантного дворянина, под чье обаяние попадает главный герой романа «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во (еще одного участника «Дерзкой молодежи» и однокашника Битона по школе Хит Маунт).
Курсантка женских вспомогательных военно-воздушных сил на параде в Шропшире, 1941 год:
В годы Второй мировой войны Битон снимал для британского Министерства информации; он выпустил несколько альбомов, посвященных работе в тылу. Это очень не характерные для Битона снимки, выполненные в репортажной манере, по большому счету ему чуждой. Фотограф звезд и героев света, он стал много снимать простых людей. Мы не знаем имени этой девушки, не знаем ее судьбу: вернулась ли она к роли хранительницы домашнего очага или служба ее эмансипировала. Мы можем лишь оценить ее строгую красоту, подчеркнутую лаконичной композицией (не свойственной для Битона — любителя излишеств).
Грета Гарбо, 1946 год:
Наверное, главная романтическая связь в жизни Битона. Сыгравшая партработницу в комедии «Ниночка», Гарбо в реальности крутила роман с Джорджем Шлее, а влюбленный Битон, увы, всегда оставался в тени этого русского эмигранта, которого ревниво называл «русским осетром». Сделав предложение руки и сердца, фотограф напрасно ждал ответа. В его особняк близ Солсбери кинозвезда заехала по дружески — ненадолго. В конце концов, Битону, страдавшему от неразделенного чувства, пришлось самому оборвать эту связь; пережить неудачу помогла работа на износ в кинематографе.
Диана Купер в образе Клеопатры с картины Тьеполо, 1951 год:
В 1951 году в только оправлявшейся после военных невзгод Венеции состоялся Восточный бал, устроенный миллионером Карлосом де Бестиги. Грандиозная вечеринка, на которую пригласили все сливки высшего общества, получила название «Бал тысячелетия». Среди гостей, которых сфотографировал Битон, была Диана Купер, по мнению фотографа, одна из самых красивых женщин своего поколения. В 1910-х годах леди Купер входила в круг аристократической молодежи Coterie («Кружок») — его члены прожигали жизнь: пили, играли в азартные игры, нюхали хлороформ, гоняли на автомобилях и устраивали бесчинства в «Кафе «Роял»» и в «Пещере золотого тельца», первых британских ночных клубах. Жизни многих из них унесет Первая мировая война, а на смену им придут не менее скандальные молодые повесы, в числе которых окажется и Сесил Битон.
Британская поэтесса Эдит Ситуэлл, 1962 год:
Ситуэллы — поэтесса Эдит и ее братья, писатели Осберт и Сачеверелл — находились в сердце британского модернизма. «На твоем месте я бы не слишком беспокоился о том, чтобы кем-то быть. Просто сблизься с Ситуэллами и посмотри, что из этого выйдет», — советовал Битону приятель. В результате именно эта дружба помогла ему обзавестись первыми важными знакомствами. Эдит Ситуэлл с детства страдала от давления родителей, и опыт постоянного сопротивления вылился в принципиальное отрицание умеренности и сдержанности. «Я непопулярный электрический угорь, запущенный в аквариум с золотыми рыбками», — говорила она о своей эксцентричности и своем месте в обществе. Серию снимков в тюрбане, декорированном страусиными перьями и органзой, Эдит Ситуэлл, к тому времени уже всемирно известная не только как поэтесса, но и как богемная светская львица, заказала Битону на свое семидесятипятилетие.
{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}Сесил Битон – человек, стоящий у истоков fashion-фотографии — FW-Daily
Откуда исходит fashion-фотография? Если этот вопрос всегда вас интересовал, самое время познакомится с Сесилем Битоном – выдающимся фотографом двадцатого века, одним из важнейших мастеров модной фотографии, художником по костюмам, писателем и законодателем стиля. Он прославился благодаря своей работе со знаменитостями и членами королевской семьи, а также новаторским подходом к искусству фотографии.
Сесил Битон родился 14 января 1904 года в Лондоне. Его отец был торговцем лесоматериалами, и семья никогда не нуждалась в деньгах. В своей фотобиографии Битон описывает свое увлечение фотографией со случая в трехлетнем возрасте. Тогда он увидел несколько открыток с изображением Лили Элси, британской певицы и актрисы. Его так впечатлили изображения знаменитости, что впоследствии все карманные деньги он тратил на открытки с изображением разных актрис. Отец Битона поддерживал увлечение сына и регулярно привозил ему журналы и театральные программки.В возрасте 11 лет родители подарили мальчику его первую камеру Box-Brownie. Первыми его снимками были портреты сестер и родителей. Однако уже тогда он изображал их подобно любимым актрисам из открыток.В 1922 году Битон начал учебу на курсах по истории, изобразительному искусству и архитектуре в колледже Святого Иоанна в Кембридже, но большую часть своего времени он работал в театре. Три года спустя он бросил учебу и перешел на полноценную работу в театре. Удивительно, но его первая персональная выставка фотографий, проходившая в Cooling Galleries в Лондоне, оказалась необычайно успешной и привела к выгодному контракту – Битона пригласили быть штатным фотографом издательского дома Conde Nast.
Успех принес Битону славу по обе стороны океана. Он фотографировал голливудских актрис, певиц, знаменитостей и представителей британской королевской семьи. Навыки Битона пригодились даже во время Второй Мировой войны. В период с 1940 по 1944 года он работал военным фотографом и снимал разрушенные здания, военных и летчиков.
После войны Сесил Битон усовершенствовал свои навыки фотографа-портретиста. Перед его объективом появились Одри Хепберн, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Твигги, Грейс Келли и Джоан Кроуфорд. В 1953 году он стал автором официального портрета королевы Елизаветы II.
Одри Хепберн
Дженнифер Джонс
Коко Шанель
Хотя Битон известен как фотограф, он также работал иллюстратором и дизайнером сценических костюмов. Его проекты для таких постановок, как «Моя прекрасная леди» (1956) и «Жижи» (1958), определили гламурный облик эпохи, а также выиграли три статуэтки «Оскар» за костюм и художественное руководство.
Стоит также упомянуть его многочисленные обложки для Vogue. Битону удавалось передать утонченность и женственность женской натуры. Он как будто видел девушек насквозь и как никто другой умел раскрыть их внутреннюю красоту.
За свою карьеру Сесил Битон также получил четыре статуэтки Tony, был избран членом Королевского фотографического общества Великобритании и посвящен в рыцари. Его не стало в 1980 году, но он навсегда остался одним из лучших фотографов-портретистов Англии и законодателем fashion-фоторгафии.
Читайте также:
Неподдельная женская красота: 50 фотографий Артура Элгорта
Портреты Сесила Битона — Национальная портретная галерея
Публикация | On Tour
Сесил Битон (1904–1980) — один из самых знаменитых британских фотографов-портретистов двадцатого века, известный своими элегантными, гламурными и стильными снимками. Его влияние на портретную фотографию было глубоким и живет сегодня в работах многих современных фотографов, включая Дэвида Бейли и Марио Тестино. Сесил Битон: портреты отмечает столетие со дня рождения Битона и совпадает с возрождением интереса к его творчеству, отчасти вызванным публикацией его неподтвержденных дневников и недавним выпуском фильма Стивена Фрая 9.0005 Яркие молодые штучки. Это первый крупный обзор портретов Битона после новаторской выставки сэра Роя Стронга в Национальной портретной галерее в 1968 году. как никогда не виданные. Битон запечатлел 50 лет моды, искусства и знаменитостей, от Ситуэллов в 1920-х до Rolling Stones в конце 1960-х. Традиционные портреты знаменитостей 20-го века показаны наряду с более мрачными работами, сделанными им во время войны.
Среди экспонатов выставки — портрет Мэрилин Монро, сделанный Битоном в 1956 году, из ее собственной коллекции, который сопровождается написанным от руки панегириком о ней. Страницы из альбома снимков свадьбы герцога и герцогини Виндзорских, сделанные Битоном, на которых изображены идиллически расположенные портреты Уоллис Симпсон на территории замка Канде во Франции, впервые выставлены на всеобщее обозрение.
Битон приобрел свой первый фотоаппарат в 11 лет, а экспозицию открывает портрет его сестры Бабы, сделанный несколько лет спустя, в 19 лет.22. Ряд старинных гравюр с первой выставки Битона (1927 г.), известных своей яркой красной подписью Битона, были воссоединены, в том числе знаменитый портрет Эдит Ситуэлл в образе готической надгробной скульптуры. Покровительство Эдит Ситуэлл и ее семьи подтвердило положение Битона как самого модного молодого фотографа того времени и привело к ряду интересных заказов, включая контракт с Vogue, , с которым Битон был связан более 50 лет.
Другие важные портреты этого раннего периода включают Нэнси Кунард на фоне фона в горошек, писателей и поэтов Сильвии Таунсенд Уорнер, Стивена Теннанта и Зигфрида Сассуна, а также ярких молодых людей, включая близнецов Юнгман, Таллулу Бэнкхед и трех молодых дебютанток. выдавая себя за «мыльную пену».
На выставке представлены работы, сделанные во время первых четырех визитов Битона в Голливуд, в том числе изображения Гэри Купера, Лоретты Янг, Марлен Дитрих и Джонни Вайсмюлера, готовящихся к своему первому фильму о Тарзане. Другие работы 1930-х годов включают французские сюжеты, снятые в Париже, такие как модельеры Коко Шанель и Эльза Скиапарелли, а также художники, с которыми подружился Битон, такие как Жан Кокто и Пабло Пикассо.
Битон получил окончательный знак одобрения, когда он был уполномочен королевской семьей в 1939. Выставка включает в себя два этюда Ее Величества королевы Елизаветы, позже королевы-матери, в Букингемском дворце, сделанные в пятнистом свете и предлагающие сказочную романтику.
С началом Второй мировой войны Битон посвятил себя работе официального военного фотографа. Тыл представлен фотографиями наземных девочек и незабываемым портретом Битона трехлетней жертвы блиц Эйлин Данн (1940) на больничной койке на севере Англии. В этот период Битон также запечатлел художников военного времени, таких как поэт Сесил Дэй-Льюис, композитор Бенджамин Бриттен, и памятный этюд пожилого Уолтера Сикерта и его жены Хелен Лессор в их саду недалеко от Бата в 1919 году.40.
В послевоенный период Битон фотографировал писателей-экзистенциалистов Альбера Камю и Жан-Поля Сартра в Париже, а также начинающих актеров в Америке, 21-летнего Марлона Брандо и Юла Бриннера, а также затворницу Грету Гарбо, героиню Битона. `долгосрочный роман.
В 1956 году Битон начал работу над дизайном костюмов для первой версии Моя прекрасная леди для американской сцены с Джули Эндрюс и Рексом Харрисоном и должен был продолжать постановку в различных формах до своей собственной оскароносной работы для версия фильма с Одри Хепберн в главной роли в 1964. В разгар этого он также получил Оскар за свою работу над другим великим фильмом-мюзиклом Gigi (1957) с Лесли Карон.
В 1950-х годах Битон создал множество своих самых известных портретов женщин, включая Одри Хепберн, Марию Каллас, Элизабет Тейлор, Грейс Келли и Ингрид Бергман. Среди мужчин были Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Джон Бетджеман, Шугар Рэй Робинсон, Фрэнк Синатра, Сэмми Дэвис-младший и Дин Мартин.
Свидетельством гибкости и мастерства Битона является то, что он заново изобрел свой фотографический стиль для нового десятилетия. В 19В 60-е годы он был оживлен работой с некоторыми из самых ярких культовых фигур той эпохи, такими как Дэвид Хокни, Джин Шримптон, Рудольф Нуриев и, самое главное, с Миком Джаггером. Вплоть до парализующего инсульта в 1974 году Битон продолжал изнурительный график работы, будь то работа над фильмом Барбры Стрейзанд « В ясный день, вы можете видеть вечность » или фотографирование Уорхола и его окружения в Нью-Йорке.
Выставка завершается поздними пронзительными портретами Ральфа Ричардсона и Луизы Невельсон, сделанными Битоном, а также лежащей Бьянкой Джаггер, сфотографированной в оранжерее дома Битона в Реддише.
Сесил Битон: Портреты курирует Теренс Пеппер, куратор отдела фотографий Национальной портретной галереи. Пеппер впервые встретила Сесила Битона в 1978 году и впоследствии была помощником куратора на выставке Сесила Битона в Художественной галерее Барбикан в 1984 году. Он организовал множество выставок, посвященных отдельным фотографам, включая Нормана Паркинсона (1981), Льюиса Морли (1989), Дороти Уайлдинг (1991), Анри Картье-Брессона (1998) и Хорста (2001).
События
В дополнение к этой выставке 21 мая запланирована программа докладов, фильмов и однодневной конференции о моде и фотографии. Темы, затронутые в беседах, включают Битон и Vogue, Битон и дендизм и Битон как военный фотограф.
Пятница, 21 мая, с 10:30 до 16:30
Мода как фотография, билеты 25 фунтов стерлингов/15 фунтов стерлингов
Однодневная конференция, организованная в сотрудничестве с Вестминстерским университетом, собирает ведущие голоса из мира музеев, галерей, аукционные дома, научные круги и индустрия моды
Все мероприятия проходят в театре Ondaatje Wing Theatre и бесплатны, если не указано иное. Билеты, при необходимости, можно получить в кассе.
Сопутствующая экспозиция
Рисунки Битона
От 12 декабря 2003 г.
Комната 31
Вход свободный
Одновременно с крупной ретроспективной выставкой Сесила Битона: портреты в этой витрине представлены материалы из архива галереи, полученные после смерти Битона. В нем представлены работы Битона как иллюстратора, карикатуриста и оскароносного художника по костюмам.
Веселые девушки и рампа Избранное с 1900-х по 1920-е годы
С 5 апреля по 22 августа
Галерея книжного магазина
Вход свободный
Фотографии эдвардианских актрис, которых Битон боготворил в ранние годы, сделанные Бассано.
Баба Битон: симфония в серебре
Сесил Битон, 1925 г.
© Архив Сесила Битона, Sotheby’s London/Collection National Portrait Gallery0048
by Cecil Beaton, 1935
Courtesy Sotheby’s
Marilyn Monroe
by Cecil Beaton, 1956
Courtesy Sotheby’s
Twiggy at 8 Pelham Place
by Cecil Beaton , 1967 Vogue
© The Condé Nast Publications Ltd/Courtesy Sotheby’s
Сесил Битон – Биография фотографа и произведения искусства
1
Сесил Битон
Lady Loughborough под колоколом Jar
1927
Серебряный желатиновый принцип, напечатанный до 1945 года, установлен на борту
2
Cecil Beaton
Anna Wong
1930
Silver Gelatin Pramp 1970-е
3
Сесил Битон
Эдит Ситуэлл
1926
Серебряно-желатиновая печать, наклеенная на карту, отпечатано c. 1927
4
Сесил Битон
Zita and Teresa Jungman
1927
Silver gelatin print, mounted on card, printed 1920s
5
Cecil Beaton
Marianna Van Rensselaer In Charles James Hat
1930
Silver gelatin print, mounted on card, напечатано 1970-е годы
6
Сесил Битон
Джорджия Ситуэлл, Renishaw
1930
Серебряно-желатиновая печать, позднее напечатано
7
Сесил Битон
Talullah Bankhead
1930S
Серебряный желатиновый принцип, напечатанный 1930S
8
CECIL BEATON
модели с настольным костюмом Schiaparelli, «Vogue ‘
1936
Silver Gelatin Prament, Mounted на доске на борту».
9
Сесил Битон
Меро Гиннесс
1930-е годы
Серебряно-желатиновый отпечаток, наклеенный на карту, печать 1930-х годов
10
Сесил Битон
Elsa Schiaparelli
1936
Silver gelatin print, printed c. 1936
11
Cecil Beaton
Ruth Ford, Paris
1936
Silver gelatin print, printed before 1945, mounted on board
12
Cecil Beaton
Merle Oberon
1930-е годы
Серебряно-желатиновый отпечаток, напечатанный до 1945 года, на доске
13
Сесил Битон
Луиза, Comtesse Palfy
около 1938
Серебряный желатиновый принцип, напечатанный до 1945 года, установленный на борту
14
Cecil Beaton
Greta Garbo
1946
Серебряный Гелатин Пвена -1980
Биография
Сесил Битон был влиятельным фотографом, иллюстратором, художником по костюмам и сценографом. Битон известен своими искусно украшенными и замысловатыми фонами, которые часто намекают на сюрреализм. Видный член «Яркой молодежи», Битон сфотографировал поколение блестящих молодых аристократов и светских львиц, включая Эдит Ситуэлл и Стивена Теннанта. Однако на протяжении десятилетия наиболее частыми нянями Битона были его две сестры, Нэнси и Барбара, известные как «Баба». Сестры оказались полезным реквизитом для молодого фотографа, когда он экспериментировал с фонами, материалами и фототехникой.
В качестве фэшн-фотографа Битон работала для Vogue в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. На протяжении 1930-х годов он снимал голливудских кинозвезд для Vanity Fair , демонстрируя растущую зависимость от крупных планов лица, часто сильно смоделированных контрастом света и тени, а также все более частое включение цветочных мотивов. Эстетика Битона оставалась весьма искусной, если не такой откровенно искусственной. После фотографирования королевы Елизаветы в Букингемском дворце в 1939 году Битона пригласили стать лучшим королевским фотографом. Наконец, в 1919 году Битон был назначен официальным фотографом Министерства информации.40. Вклад Битона в качестве сценографа в фильмы « Джиджи » (1958) и « Моя прекрасная леди » (1964) принес ему «Оскар» и сделал его имя нарицательным.