Смольный собор, краткая история, фотографии, где находится, как добраться
Это один из красивейших церковных комплексов на территории современного Санкт-Петербурга. И только удаленность от исторического центра мешает ему стать «обязательным» для посещения каждым туристом.
Недалеко от места, где начали строить монастырский комплекс помещался смоляной двор, где варили смолу для кораблей, поэтому и название свое монастырь получил Смольный.
Начато строительство было по приказу императрицы Елизаветы, дочери Петра Первого, решившей отойти от дел и постричься в монахини.
Однако…
Эта историческая версия имеет право на жизнь не более, чем другие мифы, написанные придворными «историками».
Она вызывает сильные сомнения у любого, кто не поленится сопоставить КАК пришла к власти императрица и «решением удалиться от мирской суеты».
Дочь царя Петра, взявшая трон силой, на штыках Преображенской роты, и добровольное монашеское затворничество? Ну, ну…
Если не достаточно, то напомним, что время царствования Елизаветы считалось современниками, как период роскоши и излишеств.
В царских дворцах регулярно проводили балы-маскарады, и так называемые «метаморфозы». Это, когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины — в дамские.
Такие вольности сегодня называют «нетрадиционной ориентацией», а в те времена подобное могло сойти с рук только царице. О каком постриге идет речь?…
Сама царица была ярой модницей и ее личный гардероб насчитывал почти 15 тысяч платьев.
Это ли образ смиренной прихожанки?…
Более реально говорить о том, что памятуя о рискованной судьбе русских царей, Елизавета пустила слух о своем монашестве, чтобы погасить у возможных заговорщиков желание действовать немедленно.
Зачем устраивать переворот и рисковать головой, если царица вот-вот примет постриг…
Разумеется, для постройки «такого» монастыря, в котором она якобы собиралась стать настоятельницей, Елизавета выбрала самое красивое место.
Кстати, здесь же неподалеку на левом берегу Невы, где ранее стоял дворец, в котором она провела свою юность.
Втянувшись в политическую жинь, интриги двора и войны, свои первоначальные планы уйти в монастырь императрица понемногу подзабыла, и Смольный монастырь стал самым большим долгостроем в Санкт-Петербурге.
Финансирование свернули через 10 лет после начала строительства под благовидным предлогом, что началась война с Пруссией, и денег в казне не стало.
Собор начал работать недостроенным уже после смерти Елизаветы, а окончательно работы были закончены спустя 87 лет.
За это время сменилось шесть правителей на российском престоле!
Строительство началось со Смольного собора, который, согласно проекту архитектора Растрелли, располагался в центре монастырского двора, а рядом должна была быть построена пятиярусная колокольня, самая высокая в России.
Она должна была на 18 метров возвышаться над шпилем Петропавловского собора. Но планы осуществить не удалось, Растрелли скончался, не дожив до окончания возведения своего творения, а его последователи решили, что архитектурный ансамбль города не должна нарушать такая высокая постройка.
В 1748 году собор освятили во имя Воскресения Христова.
Собор, как и весь архитектурный ансамбль Смольного монастыря, оформлен в бело-голубых тонах.
В голубой цвет окрашены стены, оформленные белой лепниной. Это придает всему монастырю красивый праздничный вид.
Проект Растрелли предполагал однокупольный храм, согласно европейским традициям, полюбившимся Петру, но Елизавета настояла на пятиглавом храме. Она придерживалась исконно русских традиций.
Непосредственно храм венчает средний купол, а остальные четыре – колокольни.
Въезд на территорию монастыря оформлен портиками. Отдельного внимания заслуживает ограда.
Это настоящее произведение искусства, созданное по рисунку архитектора Стасова. Тот же Стасов руководил и внутренней отделкой храма.
Внутреннее убранство просто и торжественно.
Центральный зал, в котором помещались три великолепных иконостаса, отделан мрамором. Кафедра – произведение резного искусства.
После революции Смольный собор был разграблен, а помещение отдано под склад.
Иконостас и реликвии, из которых сохранились две иконы кисти Венецианова, а также все имущество храма передали в музеи.
Сейчас здесь открыт концертно-выставочный комплекс.
Часть зданий продолжает занимать власть города. Именно по этому в городских путеводителях много места уделяется Смольному собору, и почти ничего о полном комплексе Смольного монастыря.
Адрес:
Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дома 1-3
Официальный сайт
Как добраться:
Ближайшая станция метро Чернышевская.
Пешком идти довольно далеко, а от Чернышевской транспорт ходит не очень надежно и проезжает далеко от собора.
Лучше ехать от метро площадь Восстания.
Выйдя из метро, повернуть налево по Лиговскому проспекту, дойти до БКЗ Октябрьский, где сесть на маршрутное такси К-76. Эта маршрутка доезжает до площади Растрелли и поворачивает на Шпалерную улицу. Здесь и надо выходить.
Объекты и достопримечательности — Плейсмент
История
Смольный собор был выстроен на месте села Спасского. В 1725 году здесь организовали Смольный дом. В нем хранили расходные материалы (деготь, смолу) для кораблестроения. Идея создать монастырь на месте форта принадлежала Елизавете Петровне. По ее замыслу должен был получиться настоящий православный комплекс с собственными колокольнями, молитвенными и учебными заведениями. В 1744 году пожар полностью уничтожил дворец Елизаветы, а расчищенную территорию подготовили под будущий православный комплекс.
Об истории создания Смольного собора рассказывают на экскурсиях по храму, а на специальном стенде представлены фото и даты важных событий
Для работы над созданием нового проекта пригласили прославленного архитектора Бартоломео Растрелли. В 1751 году заложили фундамент постройки. Так началось полномасштабное строительство, которое щедро финансировалось государством. Но участие России в Семилетней войне негативно отразилось на процессе возведения. В 1761 году все работы по строительству полностью остановились. В этот же период умерла Елизавета Петровна.
Смольный собор, гравюра неизвестного художника
После Растрелли над созданием архитектурного облика трудился Ю.Фельтен. Под его руководством строительство длилось 10 лет — до 1775 года. Все попытки превратить частично выстроенный Смольный собор в полноценный комплекс так и не увенчались успехом. Около 70 лет роскошный объект простоял в недостроенном виде.
Смольный собор известен своей архитектурой и имеет выгодное расположение., Именно это вдохновляет фотографов делать атмосферные фото с его участием
Активное возрождение елизаветинского проекта началось при правлении Николая I. По поручению государя архитектор Василий Стасов полностью переработал чертежи и утвердил новый план. В результате кропотливой работы откачали воду из цокольных этажей, перекрыли крышу и заменили кирпичную кладку. Фасад здания также претерпел некоторые изменения: колонны облицевали белым мрамором, купол выкрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами, установили новые скульптуры по эскизам Растрелли. Кроме этого, дополнительно оборудовали площадки для алтарей и роскошные мраморные ступени. Православное место освятили в 1835 году во Имя Воскресения Христова.
Колокол, расположенный у входа в собор, не всегда там находился. Он предназначен для звонницы и ждет окончания ремонта
Как добраться до Смольного собора
Посещение православного храма входит в экскурсионную программу для туристов. Самостоятельно доехать до известной достопримечательности в центральном районе города можно по-разному. Точный адрес: пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, 191124 Как добраться от аэропорта Пулково:
Вариант 1
Автобус:маршрутом №39Э ехать 30 минут до ст. м. Московская.
Метро:от станции Московской по синей ветке ехать 13 минут до станции метро пр. Невский.
Автобус:рейсом №5 проехать 9 остановок до ул. Тульской. Время поездки — 12 мин.
Пешком:900 метров.
Вариант 2
Автомобиль:на северо-запад по трассе Е105 в сторону пр. Обуховской Обороны, а затем выехать на Смольную набережную. Расстояние — 31 км.
Как добраться от Витебского ж/д вокзала:
Вариант 1
Автобус:маршрутом №15 ехать 13 остановок до ул. Тульской. Время в пути — 24 мин.
Пешком:900 метров.
Вариант 2
Автомобиль:на северо-восток в сторону набережной Обводного канала, затем выехать на Синопскую набережную. Расстояние — 9,4 км.
Смольный собор на карте
Что посмотреть
Эта достопримечательность — в числе самых красивых православных зданий Северной столицы. Еще одно его название — собор Воскресения Христова. Строение входит в обширный комплекс Смольного монастыря. Здание высотой 94 метра выполнено в популярном стиле барокко, который нередко называют “елизаветинское барокко”. Если взглянуть на постройку сверху, она напоминает классический греческий крест, где в центре расположен Смольный собор, а с четырех сторон установлены купола. Фасад окрашен в голубой цвет с белокаменной лепкой. Сочетание двух оттенков придает строению праздничный и парадный вид.
Смольный собор — вид сверху
Постройка окружена четырьмя угловыми церквями, а также жилыми корпусами. На их фасаде установлены двухъярусные аркады. Особого внимания заслуживает купол домовых церквей: одна шлемовидная верхушка украшена большой главкой с крестом. Визуально создается эффект встроенного в стену архитектурного элемента.
На территории Смольного собора расположено несколько церквей, а также жилые комплексы для обитателей храма и монастыря
Звонница В первоначальном проекте Растрелли собор был однокупольным, но Елизавета не поддержала эту идею. По велению императрицы возвели пятиглавый храм. Непосредственно к церкви относится один купол, а все остальные — колокольни. Их форму нельзя назвать классической, вогнутые элементы состоят из двух ярусов. Наверху установлен небольшой луковичный купол, а на втором этаже — звонница. Сюда могут попасть все желающие.
Звонница собора расположена на втором этаже и попасть сюда может любой желающий. Именно с нее открывается потрясающий панорамный вид на город
Вход в звонницу находится справа от центральной двери, затем посетителям придется подняться по крутой винтовой лестнице. Именно здесь раскинулась самая популярная смотровая площадка города. Ее высота — 50 метров, и с этого места открывается потрясающий панорамный вид на Санкт-Петербург, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, Эрмитаж и прочие знаковые места Северной столицы.
Смотровая площадка на звоннице Смольного собора
Интересно: если поближе рассмотреть колокол, можно увидеть иконографические изображения, а также названия ВУЗов Санкт-Петербурга.
Благоустройством прилегающей территории занимался архитектор Стасов. По его эскизам была отлита уникальная витиеватая ограда, установленная вокруг постройки. Этот архитектурный элемент завершает внешнее убранство, превращая постройку в единый ансамбль. При въезде на территорию монастыря есть пропилеи — портики-павильоны. Они выступают связующим звеном между храмом и Площадью Пролетарской Диктатуры с близлежащим садом.
При посещении собора стоит обратить внимание на ограду. Она выполнена по уникальным эскизам архитектора Стасова, который отвечал за оформление территории
Колоннады в классическом русском стиле появились здесь в 1923 году. Элементы расположены в 2 ряда по 5 штук. Пропилеи образуют крытые галереи с обеих сторон от центрального въезда.
Фото колоннад Смольного собора
Территория вокруг собора окружена парком. Его организовали еще в 1810 году, но за годы войны местность сильно пострадала. Современный вид сад приобрел в середине 20-х годов 20-го века. Перед зданием высадили цветы и выстроили 4 фонтана. На сегодняшний день сад является памятником садово-паркового искусства. Кроме классических для российского климата растений, здесь прижились сакуры — подарок японской делегации.
Помимо храма, еще одним интересным местом является парк у Смольного собора. В нем можно побродить среди зелени и полюбоваться пестрыми клумбами в теплое время года
Внутреннее убранство собора Интерьером внутренних помещений также занимался В. Стасов. Помещения выполнены просто, но торжественно. Стены облицованы белым искусственным мрамором. В интерьере используется лепнина. Ангельские лики переплетаются с цветочными орнаментом, пальмовыми ветвями и оливой.
Внутри Смольный собор выглядит довольно просто, но с достоинством. Его стены выполнены из белого мрамора, а в оформлении использована лепнина
Внутри храма установлено три иконостаса. Барочная святыня просуществовала до 1972 года, затем была демонтирована. Посетители могут увидеть две сохранившиеся иконы. Святые лики принадлежат кисти художника А. Венецианова. Их сюжет запечатлел вход в храм Пресвятой Богородицы и Воскресение Христа. Перед алтарями возвышаются фигурные столбики из натурального хрусталя.
В центре зала установлен иконостас, где проходят богослужения, остальное место занимают сидячие места и небольшая сцена, так как в соборе часто проходят концерты и разные мероприятия
Историческое наследие Елизаветы Петровны выступает филиалом государственного музея «Исаакиевский собор». Систематически в стенах храма проходят разнообразные мероприятия, концерты живой музыки и выставки. В церкви проходят богослужения, которые могут посетить все желающие.
Смольный собор настолько любим в Санкт-Петербурге, что здесь проходят не только выставки и концерты, но и выпускные торжественные вечера
Часы работы и стоимость билетов
Храм работает ежедневно — с 07:00 до 20:00. Подняться на звонницу и смотровую площадку можно каждый день с 07:00 до 20:00. Кроме этого, можно заказать экскурсионный обзор: четверг — воскресенье в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00. Для посещения Смольного собора не надо покупать билет — вход свободный. Подробная информация о деятельности и функционировании храма представлена на официальном сайте.
Стоит посетить Смольный собор в праздничные дни, когда выступает хор маленьких ангелов из воскресной школы
Интересные факты
- Для того чтобы изготовить полноценный макет будущей постройки, пришлось сносить стены в четырехкомнатной квартире.
- Предполагалось отлить колокол весом 327 тонны, но замысел так и не удалось воплотить в жизнь.
- Во время восстановления собора археологи нашли множественные потайные ходы, направленные в сторону проспекта Чернышевского.
- В подвалах здания оборудовали первое бомбоубежище, способное защитить от радиации.
- В 1991 году в приходе организовали знаменитый камерный хор из выпускников консерватории.
Смольный собор ночью — вид с высоты птичьего полета
Полезные советы
- Чтобы в полной мере познакомиться с историей достопримечательности и всего Петербурга, рекомендуется выбирать обзорную экскурсию. За один час посетители смогут узнать много интересного об архитектуре, женском учебном заведении и православном наследии.
- Детям будет интересно посетить смотровую площадку с аудиогидом. Продолжительность экскурсии — 18 минут. Зимой площадка закрыта.
- На территории комплекса нет кафе и мест общественного питания.
- Рекомендуется надевать удобную обувь, поскольку лестница на смотровую площадку достаточно крутая.
Панорама Смольного собора в Санкт-Петербурге
Смольный собор в Санкт-Петербурге на видео
Смольный собор давно стал одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Гости и жители Северной столицы могут насладиться не только монастырем, но и другими достопримечательностями города, в частности — Исаакиевским собором. Вот уже 150 лет он поражает своим размахом и великолепием. Паломничество по святым местам Петербурга невозможно представить и без посещения храма Спас на Крови. Именно здесь в 19-ом веке был смертельно ранен Александр II.
Визитная карточка
Адрес
пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, 191124
Официальный сайт
смольный-собор.рф
Стоимость
Бесплатно
Время работы
Храм — ежедневно, с 07:00 до 20:00;
Звонница и смотровая площадка — ежедневно, с 07:00 до 20:00;
Экскурсионный обзор — с четверга по воскресенье, в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00
Что-то не так?
Сообщить о неточности
Собор Смольного монастыря в Петербурге
На чтение 4 мин. Просмотров 432 Опубликовано
Санкт-Петербург – один из красивейших городов России. Туристы приезжают в этот северный город, чтобы осмотреть достопримечательности, которых в городе очень много. Одной из красивейших достопримечательностей жители города называют Собор Смольного монастыря в Петербурге.
Соборный комплекс расположился на левом берегу реки. Смольный собор выполнен в стиле барокко. Здесь можно наблюдать сочетание архитектуры Европы и русского зодчества. Высота монастыря достигает почти 94 метров, что только подчеркивает его величие.
История возведения собора
История появления этого архитектурного памятника уходит в 1740 год, когда действующая императрица Елизавета Петровна приняла решение оставить престол и уйти в монастырь. Елизавета решила возвести монастырские стены на территории, где стоял дом, в котором прошла ее юность. Помимо самого монастыря, императрица планировала построить здесь же колокольню, домовые церкви и институт для молодых девушек, которые имеют дворянские корни.
Смольный собор, архитектором которого стал Ф. Б. Растрелли, начали строить в 1748 году. Но неожиданно начавшаяся война заставила отложить строительство на неопределенный срок. В связи с недостатком финансирования строительные работы шли очень медленно. Достроить Смольный собор удалось архитектору В. П. Стасову в 1835 году.
В 1922 году все имущество церкви изъяли, что в итоге привело к закрытию Собора Смольного монастыря в Петербурге в 1923 году. Тем не менее, спустя несколько лет его все-таки открыли, в то время как другие церкви и сегодня стоят закрытые. В 1990 году главным событием стало открытие концертного зала, функционирующего и сегодня.
Найти экскурсии в Петербурге >>
Смольный собор в Петербурге – видео
Режим работы Смольного собора
В Питере Смольный собор расположился вдали от исторического центра города, поэтому многие туристы попросту не добираются до этого удивительного места. Собор стоит в очень живописном месте недалеко от набережной.
Добраться до собора можно на метро. Для этого нужно доехать до станции «Чернышевская». Однако путь до собора от станции не близкий. Поэтому лучше воспользоваться маршрутным такси номер К-76, которое довезет вас непосредственно до площади Растрелли.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
При посещении Смольного собора необходимо уточнить режим работы. В летнее время собор работает ежедневно с 10.00 до 19.00. В среду собор закрыт для посещений. Зимой собор открывается в 11.00, а закрывается в 19.00. Среда по-прежнему остается единственным выходным днем. Вход в храм свободный.
Отправляясь в Смольный собор, необходимо также знать расписание богослужений. Утренняя божественная литургия начинается каждый день в 7 часов утра. Окончание вечерней литургии приходится на 20.00.
Не менее красив, популярен и величественен Казанский собор в Петербурге. Большое количество туристов посещают его ежедневно, наслаждаясь прикосновением к прекрасному.
Вид собора в наши дни
Собор Смольного монастыря в Петербурге в наши дни сохранил свое первоначальное обличие. Стены окрашены в белые и голубые тона. В соборный комплекс входят:
- Четыре церкви, которые располагаются вокруг храма;
- Жилые помещения, украшенные великолепными аркадами;
- Домовые церкви;
- Четыре колокольни.
Изначально архитектор Растрелли, который занимался строительством собора, хотел возвести однокупольный храм. Однако Императрица Елизавета настояла на том, чтобы церковь была пятиглавой. В итоге пришли к компромиссу, и построили храм с одним большим куполом и четырьмя маленькими куполами, которые служат колокольнями. Эти четыре купола имеют два яруса. На нижнем ярусе расположена непосредственно звонница.
Одной из главных достопримечательностей собора является ажурная ограда необыкновенной красоты. Эта ограда является высокохудожественным произведением искусства, созданная по проекту архитектора Стасова.
Внутренняя отделка собора Смольного монастыря в Петербурге имеет величественный вид. Зал, в котором проходят ежедневные богослужения, отделан мрамором. У алтаря находится хрустальная балюстрада. В наше время в храме сохранены главные иконы, которыми украшен главный зал собора. Это оригинальные иконы «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
В Питере Смольный собор считается великим памятником архитектуры. В наше время здесь проводят концерты и выставки, связанные с историей города. Кроме того, здесь организовывают выставки художественно-прикладного искусства.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 38 times, 1 visits today)
Смольный собор в Санкт-Петербурге, фото
Станция метро: Чернышевская.
Собор входит в состав величественного комплекса Смольного монастыря известного в царской России. Расположен он в одном из самых живописных мест северной столицы рядом с Невой. Собор представляет яркий образец стиля барокко, который сочетается с мотивами древнерусской архитектуры. Автором проекта собора стал прославленный архитектор Б.Ф. Растрелли. Его высота достигает 93 метров, общая вместимость составляет 6000 человек. Храм используется также как концертный зал.
Расположение пл. Растрелли, 1 Раскрыть картуСогласно преданию, императрица Елизавета желала стать монахиней в конце жизни, поэтому инициировала для этого строительство монастыря на одном из лучших мест на Неве, где в прошлом находился царский дворец. Основание храма было заложено в 1748 году, в центре монастырского комплекса. Работы были завершены только через 87 лет, автор проекта и заказчица, естественно, не увидели результат своих трудов. Полностью внутреннее оформление Смольного собора было закончено только в 1835 году.
Изначально комплекс именовался Воскресенский Новодевичий монастырь, а потом получил название Смольный. А центральный собор освятили во имя Воскресения Христова. Через десяток лет в монастыре открылось воспитательное учреждение для девушек, которые обладали благородным или мещанским происхождением. Позднее императрица Екатерина II основала рядом с комплексом Александровский институт, в котором принимали учениц низших сословий.
Благодаря значительной высоте храм выглядит устремленным ввысь, легким и воздушным. В его облике гармонично сочетается голубой цвет стен и белые резные украшения и детали. Вокруг собора расположены домовые церкви с шлемовидными куполами, фасады которых декорированы аркадами из двух ярусов. Храм является пятиглавым, причем только главный купол пристроен к храму, остальные четыре, луковичной формы являются колокольнями.
Известный зодчий XIX века В. Стасов занимался оформлением внутри храма. Созданный им интерьер не содержит сложных и вычурных решений, он лаконичен и торжественен в то же время. Главный зал украшен мрамором, в нем установлено три иконостаса, перед которыми находилась балюстрада, выполненная из хрусталя. Кафедра для проповеди была украшена изящной резьбой. Главными реликвиями храма в настоящее время считаются два образа: «Воскресение Христово» художника А. Венецианова, а также «Введение во храм Пресвятой Богородицы» того же автора.
После революционных погромов из Смольного собора была вывезена балюстрада, сделанная из граненого из хрусталя, разобрана кафедра, а позднее демонтирован иконостас. В советскую эпоху здесь были расположены склады. В 1990 году собор был открыт в качестве площадки для проведения концертов и выставок. В этом качестве он работает и сейчас.
Cмольный собор в Санкт-Петербурге: описание, история, фото
Смольный собор в Санкт-Петербурге – центральная часть монастырского комплекса, располагающегося на левом берегу Невы. Со всех сторон он окружен церквями, при этом архитектурный ансамбль выстраивается в форму креста. Архитектор Воскресенского Смольного собора – Бартоломео Франческо Растрелли, он же сотворил Зимний, Воронцовский, Строгановский и Екатерининский дворцы. Архитектурный стиль Смольного собора – барокко, как и многих других шедевров итальянского мастера.
Воскресения Христова Смольный собор в цифрах:
- основан в 1748 году;
- в 1835 году были завершены отделочные работы;
- высота Смольного собора составляет почти 94 метра;
- 5 куполов венчают собор;
- почти 6000 человек одновременно могут находиться в здании.
История Смольного собора
Возведение собора
Чертеж фасада Смольного собора 1748-1764г., Растрелли, Бартоломео ФранческоВсе свое детство Елизавета Петровна провела в Смольном доме. В 1740-е годы, вскоре после восхождения на престол, она указала построить на месте дома монастырь. Он должен был быть величественным, с домовыми церквями и колокольней. Елизавета Петровна планировала в тихом месте прожить спокойную старость. Здесь же она велела учредить институт для девушек, родом из дворянских семей. Планирование будущего монастыря было поручено Франческо Растрелли.
30 октября 1748 года состоялась закладка собора. Молебен отслужил и положил основание монастырю архиепископ Симеон. Назван он был Воскресенским – по соборному храму. Бригадиром был назначен Мордвинов Яков Андреевич. В 1749 году помощником Растрелли стал Христиан Кнобель. Через 3 года после закладки собора завершились подготовительные работы, были заложены фундаменты, и начался этап активного строительства.
Благодаря тому, что императрица не жалела финансирования на возведение монастыря, работы велись с размахом. На забивку свай под фундамент и складку стен были привлечены тысячи мастеровых и солдат. Каждый день на стройке работали около 3500 солдат. Строительные материалы изготавливали на невских, олонецких и уральских заводах.
Строительство продвигалось очень быстро, вскоре в Москве были отлиты колокола, архитектор завершил проекты иконостасов, и уже шла подготовка церковной утвари. Однако началась Семилетняя война с Пруссией, и финансирование на возведения монастыря было урезано, а работы замедлились.
Планами Елизаветы Петровны провести старость в этом монастыре не суждено было сбыться. При ее жизни строительство было окончено только на этапе черновых работ. После смерти императрицы работы остановились.
В 1762 году, после того, как Растрелли уехал в Италию, главным архитектором был назначен Юрий Матвеевич Фельтен. Средств для завершения не хватало, здание училища и отделка собора не были завершены, а возведение колокольни отменили. В 1768 году завершилась установка украшений и скульптур.
Собор еще 70 лет так и оставался недостроем, а его состояние ухудшалось с каждым годом. Своды покрылись трещинам, а вода затопила подвалы. Только в конце 1820-х годов работы были возобновлены. Указ издал Николай I, а в 1828 году был объявлен конкурс по оформлению Смольного собора, однако, работы начались только спустя 4 года. После масштабной реставрации собор был покрашен в желтый цвет с золочеными звездами – такое желание высказал император. Также было отлито 12 колоколов, а в 1832 году установили деревянный иконостас.
Изначально Растрелли планировал собор холодным – без какого-либо отопления. Архитектор Василий Петрович Стасов, руководивший проектом, отмечал, что в стенах с особым трудом пробивали трубы для печей. В 1835 году собор был достроен, спустя 87 лет после его закладки.
Собор до революции 1917 года
Церковь Смольного монастыря, 1839 год, гравюра А. ДюранВ год окончания строительства храм был освящен во имя Воскресения Христова, а северный придел был освящен во имя святой Елизаветы – в память основательницы монастыря. Другие придела освятили во имя Марии Магдалины и Марии Федоровны.
Николай I присвоил храму статус собора всех учебных заведений, в память о матери. На алтарной стене выводились названия всех школ и институтов, которые входили в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. Собор финансировался средствами Государственного Казначейства.
На протяжении 90 лет в храме были регулярные богослужения. 22 июля по старому стилю праздновался день равноапостольной Марии Магдалины – в этот день на службу приезжала императорская семья.
Собор после революции
Смольный собор, фото С.Сергеева, 1936-1940г.После революции собор перешел к церковной двадцатке, а в 1922 году было принято решение о его закрытии, а все имущество было изъято. После собор использовался в качестве склада для декораций, в подвале был оборудован бункер, который через некоторое время оснастили противоатомной защитой.
После окончания Великой Отечественной войны в соборе были найдены сохранившиеся вещи – разрушенный иконостас и другие. В 1967 году было принято решение о реконструкции собора. После завершения работ в здании разместили часть музея истории Ленинграда. И только в 1972 иконостас был окончательно демонтирован.
Затем, в 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный зал. В 2001 году, в результате урагана, с центрального купола упал крест, высотой 6 метров. В него попала молния, надломив его основание. Крест был возвращен на место в 2004 году после реставрации.
В этот же год Смольный собор включили в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводили концерты хоровой музыки, было закуплено оборудование и небольшой орган. На верхнем ярусе здания открыли смотровую площадку.
Возвращение собора церкви
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершает Божественную литургиюВ 2009 году в Смольном соборе прошел первый после длительного перерыва молебен. С 2010 года было решено возобновить в нем регулярные богослужения. В этом же году установили временный иконостас, совершена Божественная Литургия митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Казанский кафедральный собор Петербурга в качестве подарка преподнес старинный престол, также были восстановлены запрестольный образ Богородицы. В 2011 году, впервые с 1931 года, прошел престольный праздник на Рождество Христово.
В 2013 году был освящен колокол, весом 10 тонн. Его отлили в Воронеже, на колокололитейном заводе Анисимова В.Н. Его украсили иконографическими сюжетами, а в нижней части отлили названия основных вузов Северной столицы. В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение Русской Православной Церкви.
25 января 2016 года собор передали РПЦ, в честь этого была совершена Божественная литургия. Настоятелю Смольного собора передали ключ от западных врат собора – реликвию XVIII века.
Узнать актуальное расписаний богослужений в храме Вы можете на официальном сайте.
Архитектура Смольного собора
Внешнее убранство
В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.
Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.
При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.
Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.
Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собораЗамысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.
Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.
Интерактивная панорама собора
Внутреннее убранство
Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.
До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:
- Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
- икона Спаса Нерукотворного;
- образа киево-печерских чудотворцев.
Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы, кисти русского живописца Алексея Венецианова:
- Воскресение Христово;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Сад
Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.
За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.
В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.
Современное состояние
В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.
Концертный хор Санкт-Петербурга
В 1991 году был создан камерный хор, который организовали на базе концертно-выставочного зала. Он получил имя Камерного хора Смольного собора. Когда собор передали церкви, хор сменил название, так как лишился места для собраний. С 2016 года он носит имя Концертный хор Санкт-Петербурга.
Хор, который возглавляет Владимир Беглецов, долго искал новое место для базирования, и, в конце концов, ему предложили зал в здании дореволюционной Городской думы на Невском проспекте.
Легенды и тайны Смольного собора
Конечно, имею столь необычную, и местами тяжелую судьбу, Смольный собор окутан тайнами и легендами.
Еще до того, как был основан Петербург, это место считали «нечистым» и называли чертовым берегом. Жителям приписывали способность общаться с нечестью, а Петр I указал оборудовать здесь хранить смолу. Смольные дворы же ассоциировались с библейским адом.
Другие легенды рассказывают о призраках, один из которых принадлежит монаху. Говорят, что сотрудник КГБ, который охранял архив, как-то повстречался с ним, и пытался убить пистолетом. Есть миф о призраке аптекаря, который ловил на звоннице голубей, чтобы использовать их кровь в своих микстурах. Однажды он не удержался, и упал с высоты – с тех пор его призрак и обитает у колоколов.
После того, как из-за урагана в 2020 пострадал крест собора, о нем стали говорить «креста на нем нет». И, несмотря на то, что событие обыкновенное – в этот ураган не пострадал ни один другой собор.
Есть и приверженцы магии чисел. Ведь удивительно, что собор строили 87 лет, столько же лет проходили службы после его открытия, и также через 87 лет отслужили первый молебен после закрытия. Говорят, что 8 – символизирует щит, а 7 – меч, и считают собор защитником города.
Адрес и как добраться
Смольный собор располагается по адресу: площадь Растрелли, 1.
Ближайшая станция метро – «Чернышевская», от нее до храма около 30 минут пешей прогулки.
Рядом с собором находится одноименная остановка. Здесь останавливается автобус №136, а на остановке «Площадь Растрелли», что находиться чуть дальше, останавливаются автобус №74 и маршрутное такси №К-76.
Телефон для справок: (812) 900-70-15
Официальный сайт: http://smolnyspb.ru
Смольный собор -Государственный музей -памятник Санкт Петербурга
Описание
История Смольного собора необыкновенна и драматична, он возводился в течение почти целого столетия и в результате затянувшегося строительства приобрел неповторимый облик. Особую нарядность и торжественность собору придают фасады, украшенные лепкой с использованием позолоты.Заложенный 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны, собор входил в комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря. Автором проекта был Бартоломео Франческо Растрелли, который руководил строительством в 1748-1762 годах. По замыслу великого зодчего рядом с собором (высота которого составляет 93,7 метра) должна была возвышаться пятиярусная колокольня (высотой 140 метров), она должна была стать самым высоким строением Санкт-Петербурга. Однако завершить строительство, возвести колокольню и закончить внутреннюю отделку собора Растрелли не успел, и храм оставался недостроенным в течение нескольких десятилетий. Окончательная достройка и отделка были поручены в 1832 году архитектору Василию Стасову и 20 июля 1835 года после торжественного освящения он стал именоваться «Собором всех учебных заведений».
Архитектура Смольного собора относится к стилю Елизаветинского барокко. Здание, увенчанное пятью куполами, окруженное четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами, является единым архитектурным комплексом. Стройность линий в сочетании с пышным барочным декором, сочетание голубых стен и белокаменной лепки, придают Смольному собору особенную праздничность и живописность.
Архитектура Смольного собора относится к стилю Елизаветинского барокко. Здание, увенчанное пятью куполами, окруженное четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами, является единым архитектурным комплексом. Стройность линий в сочетании с пышным барочным декором, сочетание голубых стен и белокаменной лепки, придают Смольному собору особенную праздничность и живописность.
Над созданием внутреннего убранства собора трудились выдающиеся художники П. Басин, Ф. Брюллов, А. Тыранов, А. Нотбек. Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях» в южном приделе был выполнен академиком А. Венециановым.
Интерьер, по замыслу Стасова, должен был производить сильное впечатление и настраивать на торжественный лад: «холодно блестели громады колонн, облицованные плитами белого искусственного мрамора, и полированный ревельским камнем пол; мерцала позолота архитектурных деталей и тонкая резьба деревянных иконостасов и кафедры; огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах; и драгоценных окладах; сиял обложенный серебром престол; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады с перилами золоченой бронзы перед алтарями».
После революции в 1922 году, во времена большевистских гонений против церкви и духовенства, иконостасы, хрустальная балюстрада и проповедническая кафедра храма были разграблены. Из всех реликвий храма, до наших дней сохранились лиш иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
В 2016 году храм передан Русской Православной церкви.
Смольный собор является величайшим шедевром отечественного барокко и историко-архитектурным памятником мирового значения.
Смольный собор
Воскресенский Смольный собор – один из самых красивых и нарядных православных храмов Санкт-Петербурга, расположенный на левом берегу Невы, в настоящее время имеет статус памятника архитектуры XVIII–XIX веков, является частью музейного комплекса «Исаакиевский собор» со статусом объекта культурного наследия народов России.
Храм на Смоляном двореМестность, где располагается архитектурный ансамбль Смольного монастыря, издавна принадлежала знатным дворянским родам Великого Новгорода. Даже после присоединения новгородских земель к Московскому княжеству владения на левом берегу Невы оставались за прежними хозяевами, и в начале XVII столетия там находился новгородский посад с церковью в честь Спаса Нерукотворного.
Противоположный же берег Невы с 1611 года был оккупирован шведами, выстроившими на нём крепость Ниеншанц, которая лишь спустя столетие – в мае 1703 года – была отвоёвана русскими войсками и переименована государем Петром I в город Шлотбург. Тогда же по указу Петра Великого во время бурного строительства Санкт-Петербурга и создания русского флота, в Спасском посаде был устроен Смоляной двор, где варился дёготь и хранилась смола для нужд Адмиралтейской верфи. Вскоре на Смоляном дворе был возведён загородный царский деревянный дворец, получивший название Смоляного или Смольного. Именно в нём в годы правления императрицы Анны Иоанновны проводила большую часть времени дочь императора Петра I – будущая государыня Елизавета Петровна.
Наследнице престола настолько полюбился дворец её юности, что в 1748 году (спустя всего лишь несколько лет после коронации) она приказала устроить на его месте женскую обитель во имя Воскресения Христова для 120 девиц благородного звания, изъявив желание на склоне лет удалиться в неё настоятельницей.
Как и любой монастырский комплекс, будущий девичий монастырь должен был украситься соборным храмом, домовыми церквями, двухэтажными корпусами келий и колокольней. Разработку проекта монастыря императрица Елизавета Петровна поручила академику архитектуры Академии художеств, обер-архитектору Бартоломео Франческо Растрелли, который, учтя все пожелания государыни (пышность и невероятная роскошь во внешнем и внутреннем оформлении монастырских зданий, устройство отдельных апартаментов с комнатами для прислуги, кухнями и продуктовыми кладовыми для каждой из 120 насельниц), в том же 1748 году приступил к составлению эскиза монастырского ансамбля.
По замыслу зодчего новая обитель должна была отличаться от всех ранее устроенных монастырей, поэтому в его проекте с высоким однокупольным (на римский манер) соборным храмом, окружённым домовыми церквями и двухэтажными корпусами келий, монастырскими крепостными стенами, украшенными лепниной и вазами, центральным композиционным элементом должна была стать 140-метровая пятиярусная колокольня, возвышающаяся над парадным въездом в обитель и должная превзойти по высоте шпиль Петропавловского собора.
Императрица Елизавета Петровна эскиз одобрила, а поскольку в то время вместо чертежей пользовались макетами, вскоре началось создание большого макета из дерева. Шестеро лучших петербургских плотников, трудившихся над его выполнением, закончили работу в 1751 году и с большими предосторожностями деревянную модель перевезли на место строительства и поместили в специально для неё устроенную «светлицу». Кстати, этот деревянный раскрашенный макет сохранился до наших дней и в настоящее время является одним из экспонатов Санкт-Петербургского научно-исследовательского музея Академии художеств.
Одновременно с созданием макета начались работы по заливке фундаментов монастырских зданий. Для забивки свай привлекли тысячи солдат, а для возведения стен – тысячи мастеровых. Уже в процессе подготовительных работ, начавшихся в конце 1748 года после торжественного молебна, совершённого архиепископом Симоном (Тодорским) с наречением соборного храма и будущей обители в честь Воскресения Христова, государыня потребовала у зодчего изменить проект собора, настояв на том, чтобы его венчали традиционные пять глав, указав при этом на Успенский собор Московского Кремля, как на лучший образец для будущего Воскресенского храма.
Царский долгострой
Любящая роскошь государыня Елизавета Петровна была очень заинтересована в том, чтобы великолепный Воскресенский собор и монастырь, кстати, тогда же получившие обиходное название «Смольный», были как можно скорее достроены, поэтому на строительство она денег не жалела. Финансирование было бесперебойным, а в 1754 году императрица даже лично посетила стройку и осталась довольна ходом работ. Но в 1758 году денежный поток постепенно превратился в небольшой ручеёк, а после и вовсе иссяк – официальной причиной называлась Семилетняя война (1756–1763 года), в которую вступила Россия, но многие склонялись к тому, что государыня попросту передумала даже в отдалённом будущем принимать постриг, и участие Российской империи в войне оказалось лишь благовидным поводом к сворачиванию строительных работ.
В 1761 году после смерти императрицы Елизаветы Петровны работы над декоративным оформлением фасадов и интерьеров уже полностью выстроенного собора были заморожены и продолжены более чем через двадцать лет уже при государыне Екатерине Великой. К 1786 году были оштукатурены и оформлены белокаменными лепными украшениями фасады, а из проекта монастырского комплекса была исключена колокольня (к тому времени для неё был готов только фундамент).
Окончательно благоукрасили Смольный собор в начале XIX столетия – в годы царствования Николая I. В объявленном конкурсе на лучшее оформление собора приняли участие многие известные архитекторы, но пальму первенства отдали академику и архитектору Василию Петровичу Стасову, который в течение трёх лет занимался ремонтом и реставрацией здания и наново отделывал интерьеры. В соборе, изначально строившемся без обогрева (холодным), были устроены печи и сконструирована система дымоходов, установлен новый деревянный резной иконостас, вставлены новые двери и оконные рамы, полы выстланы плиткой, колонны, пилоны и ступени алтаря декорированы мрамором. Собор опоясала великолепная ажурная кованая решётка, рисунок для которой придумал сам В. П. Стасов.
В июле 1835 года, спустя 87 лет с начала строительства чин торжественного освящения храма в честь Воскресения Христова в присутствии монаршего семейства и высших духовных чинов совершил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим (Глаголевский). Южный придел освятили во имя св. Марии Магдалины (в память о государыне Марии Фёдоровне), северный – во имя св. праведной Елизаветы (в память об императрице Елизавете Петровне).
Смольный собор приобрёл статус Собора всех учебных заведений, что много ранее предлагала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (супруга государя Павла I), бывшая попечительницей Смольного института.
Особенности архитектуры и убранства собора
Смольный собор – жемчужина «елизаветинского барокко», украсивший своим неповторимым видом Смольную площадь северной столицы. От его невероятно красивой гаммы небесно-голубого и белого цветов веет царственной роскошью, пышностью и торжественностью. Голубой тон фасадов зодчий подчеркнул белокаменными и золотыми декоративными деталями в виде растительных орнаментов, ваз, завитков, усилив эффект нарядности и одновременно устремлённости ввысь высокими узкими окнами, пилястрами и двухъярусными полуколоннами. Изобилие во внешнем оформлении собора белокаменной лепнины и золотых украшений должно было подчеркнуть исключительный статус царственной насельницы, и архитектор весьма преуспел в этом.
Крестовокупольный в плане храм завершён традиционным для русских культовых построек пятиглавием, но лишь центральный купол относится к самому храму, остальные четыре – это маленькие луковичные купола двухъярусных колоколен, вплотную примкнувших к зданию собора и оформленных в одном стиле с ним.
Внутреннее убранство собора не менее великолепно, чем его фасады. Даже несмотря на то, что к моменту отделки интерьеров на смену пышному стилю «барокко» пришёл чопорно-сдержанный классический стиль, разительным контрастом между пышностью и перегруженностью декоративными деталями фасадов и строгой сдержанностью внутреннего убранства В. П. Стасов только подчеркнул исключительность собора среди других храмов города. Полы зала, рассчитанного на одновременное пребывание в нём шести тысяч человек, были выстланы ревельской плиткой, колонны, ступени алтаря и пилоны оформлены мрамором, в резных золочёных иконостасах находились оформленные драгоценными камнями и ризами иконы, блестела и сверкала на солнце, льющемся из высоких окон, хрустальная балюстрада.
Для колоколен валдайские мастера отлили 12 колоколов, самых большой из которых весил без малого 10 тонн.
Судьба собора в XX–XXI веках
После революции 1917 года собор ещё некоторое время был действующим, но его великолепное убранство не давало покоя городским властям. В 1922 году из собора вывезли все ценности, а в 1923 году вынесли решение о его закрытии, но фактически храм был закрыт только в 1931 году и долгое время его здание использовалось под склад. Как ни удивительно, сам иконостас, в отличие от изъятых много ранее икон, был демонтирован только в 1972 году.
В начале 1990-х годов с возрождением церковной жизни для Смольного собора наступили новые времена. Благодаря чудесной акустике в 1990 году в храме разместился выставочно-концертный зал, действующий и в настоящее время. Для ценителей классических музыкальный произведений в Смольном соборе проходят концерты духовной и светской музыки русских и зарубежных классиков в исполнении соборного Камерного хора. В 2004 году собор стал частью «Музея четырёх соборов», а с 2010 года в нём вновь совершаются богослужения.
Полезная информация для туристов
Смольный собор открыт для посетителей шесть дней в неделю (выходной – среда) с 10.30 часов до 18.00 часов, кассы закрываются на 30 минут раньше.
Добраться до него можно на метро, доехав либо до станции «Чернышевская», пересесть на автобус №№ 22, 46, 105 или троллейбус №№ 5, 15, либо доехав до станции «Площадь Восстания», пересесть на автобус № 22 или троллейбус № 5. Желающие прогуляться по улицам северной столицы могут дойти до собора от вышеозначенных станций метро пешком, только следует учесть, что дорога займёт не менее получаса времени.
Полюбоваться великолепными видами Санкт-Петербурга можно со звонницы Смольного собора, кстати, самой высокой смотровой площадки города на Неве, расположенной на 50-метровой высоте. Поднявшись по 277 ступеням, можно не только насладиться панорамой северной столицы, но и переходя по чердачным помещениям с одной звонницы на другую, увидеть конструкции, устройство кровли и сводов, а также кирпичную кладку времён Б. Ф. Растрелли.
Смольный собор в Санкт-Петербурге, Россия
Ослепительные купола Смольного собора, одного из самых красивых церквей Санкт-Петербурга, величественно возвышаются над его прибрежным положением на берегу реки Невы.
Смольный собор был спроектирован итальянским архитектором Бартоломео Растрелли, который приехал в Россию мальчиком со своим отцом, которого пригласил в страну Петр Великий и который построил Зимний дворец и дворец в Царском Селе.Смольный собор — один из последних проектов Растрелли-младшего, который великий архитектор оставил незавершенным.
‘Открыточный вид’ Смольного собора
Собор был частью комплекса, который по замыслу императрицы Елизаветы включать женский монастырь и новую школу для девочек — первую и самую известную женскую государственную школу в Российской империи. Строительство началось 30 октября 1748 года, а к 1761 году строительство собора было завершено. Однако в декабре того же года Елизавета умерла, и работы в монастыре прекратились.Растрелли был освобожден от должности в Смольном Екатериной Великой и покинул Россию в октябре 1763 года.
К началу 1830-х годов большая часть собора пришла в упадок и заросла. В 1832 году Николай I поручил Василию Стасову достроить здание. Строительство было официально завершено в 1835 году, а собор был построен 22 июля того же года.
Изначально Растрелли хотел поставить рядом с собором колокольню, которая должна была быть выше Петропавловского собора, на тот момент самого высокого здания в городе, но его планы так и не были реализованы.
Смольный собор и кованая ограда Смольного сада
Полукруглый чугунный ажурный забор с аккуратными столбами и воротами, огороженными у входа в собор. Ступени перед алтарем были украшены балюстрадой из хрусталя, а стены и колонны собора отделаны белым мрамором и покрыты скульптурными изображениями. Царственный трон располагался с правой стороны собора под балдахином, а с другой стороны — амвон, вырезанный из белого уральского мрамора и украшенный разнообразной резьбой.Ковчег Завета собора был сделан из 180 фунтов серебра. Там было множество икон и картин, в том числе знаменитое Воскресение Христово Александра Венецианова.
После революции собор постигла та же участь, что и большинство церквей Санкт-Петербурга. В 1922 году все его ценности были разграблены, а в 1923 году собор закрыли. В течение многих лет здание даже не отапливалось, в нем не было электричества и воды, и оно медленно разрушалось.
Смольный собор и Большеохтинский мост
В 1972 году иконостас собора был снят.Вскоре собор стал городским музеем, в нем проходили выставки. Позже он был преобразован в концертный зал, который до сих пор является одним из его основных функций.
Адрес: | 3/1, Площадь Растрелли |
---|---|
Метро: | Чернышевская |
Время работы: | Ежедневно с 11 до 19. Последний вход в 18:00. |
Закрыто: | Среда |
Телефон: | +7 (812) 271-7632, +7 (812) 710-3159 |
Веб-сайт: | http: // eng.cat Cathedral.ru/smolnii_sobor/ |
Стоимость билета: | Выставочный зал: 150 руб. Колокольня: 100 руб. Совместный билет: 200 руб. Аудиотур «Панорама Санкт-Петербурга»: 100,00 руб. |
Фото и видео: | бесплатно / включено |
Указание по доступности: | Музей доступен для инвалидных колясок: у входа и выхода есть подъемники для инвалидных колясок. Обратитесь к администратору за помощью. |
ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ: Выбор редакции
ГОСТИНИЦЫ и пансионаты: Выбор редакции
РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции
[Смольный собор, ул.Санкт-Петербург, Россия] — цифровой файл из оригинала
.Подробнее об авторских правах и других ограничениях
Для получения рекомендаций по составлению полных цитат обратитесь к Ссылаясь на первоисточники.
- Консультации по правам : Нет известных ограничений на публикацию.
- Номер репродукции : LC-DIG-ds-04739 (цифровой файл из оригинала)
- Телефонный номер : ИНОСТРАННЫЙ ФАЙЛ GEOG — Россия — Санкт-Петербург.Петербург [item] [P&P]
- Консультации по доступу : —
Получение копий
Если изображение отображается, вы можете скачать его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов вне Библиотеке Конгресса США из-за соображений прав человека, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)
Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги копирования Библиотеки Конгресса.
- Если отображается цифровое изображение: Частично качество цифрового изображения зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как негатив или прозрачность. Если вышеприведенное поле «Номер воспроизведения» включает номер воспроизведения, который начинается с LC-DIG …, то есть цифровое изображение, сделанное прямо с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
- Если есть информация, указанная в поле «Номер репродукции» выше: Вы можете использовать номер репродукции, чтобы купить копию в Duplication Services. Это будет
составлен из источника, указанного в скобках после номера.
Если указаны только черно-белые («черно-белые») источники, и вы хотите, чтобы копия показывала цвета или оттенка (при условии, что они есть на оригинале), обычно вы можете приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, и включив каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.
- Если в поле «Номер репродукции» выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Службу тиражирования. Укажите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.
Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.
Доступ к оригиналам
Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять квитанцию о звонках в Распечатках. и Читальный зал фотографий для просмотра оригинала (ов). В некоторых случаях суррогат (замещающее изображение) доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.
Оцифрован ли элемент? (Слева будет отображаться уменьшенное (маленькое) изображение.)
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
смотреть в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки
Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались.
ограничения.
В качестве меры по сохранности мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было использовать. Например, стекло и пленочные фотографические негативы особенно подвержены повреждению. Их также легче увидеть в Интернете, где они представлены в виде положительных изображений.) - Нет, товар не оцифрован. Перейдите к # 2.
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
смотреть в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки
Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались.
ограничения.
Указывают ли приведенные выше поля с рекомендациями по доступу или Номер вызова, что существует нецифровой суррогат, типа микрофильмов или копий?
- Да, существует еще один суррогат. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
- Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к # 3.
- Если вы не видите миниатюру изображения или ссылку на другого суррогата, заполните бланк звонка. Читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют записи на более позднее в тот же день или в будущем. Справочный персонал может посоветуют вам как заполнить квитанцию о звонках, так и когда товар может быть подан.
Чтобы связаться со справочным персоналом в Зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашей Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал с 8:30 до 5:00 по телефону 202-707-6394 и нажмите 3.
достопримечательностей Санкт-Петербурга. Смольный собор.
Спросите у эксперта по путешествиям* Нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам. Специалисты VisitRussia помогут вам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Смольный собор — часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, расположенного в г.-Петербург, на левом берегу Невы. Смольный собор и Смольный монастырь построены в стиле барокко по указу императрицы Елизаветы, намеревавшейся уйти в монастырь в преклонном возрасте. Ансамбль был построен архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, это была последняя работа великого архитектора. Строительство собора началось в 1748 году, а внутреннее убранство завершилось только в 1835 году. 20 июля 1835 года Смольный собор освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Иисуса Христа.В 1764 году на заповедных территориях монастыря была открыта первая в России школа для девочек знатного происхождения — Институт благородных девиц. Институт был основан И. Бецким — одним из самых образованных и активных дворян времен императрицы Екатерины II. Со временем Смольный институт стал самым престижным учреждением для женщин. Императрица стала покровительницей института, она лично присутствовала на выпускных экзаменах. В 1806–1808 годах южнее монастыря по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание в стиле классицизма для Смольного института благородных девиц.Композиция Смольного собора пронизана вертикальной динамикой. Растрелли обогатил рельеф фасадов трехчетвертными колоннами, ранее не использовавшимися в архитектуре Петербурга. Ансамбль монастыря отличается живописным богатством, близким по духу к древнерусской архитектуре, в сочетании со строгой симметрией и правильностью Петербурга. Внутренним убранством Смольного собора руководил архитектор В. Стасов. Внутреннее убранство собора было простым, но торжественным: огромный церковный зал был отделан мрамором, построены три великолепных иконостаса, перед алтарем установлена граненая хрустальная балюстрада, амвон украшен тончайшей резьбой.После революции 1917 года внутреннее убранство собора было значительно повреждено: иконостас, хрустальная балюстрада и проповедническая кафедра были сломаны и разграблены. Собор превратили в склад. В 1990 году в Смольном соборе был открыт концертно-выставочный комплекс, который находится там и сейчас. Воскресенский Смольный монастырь — ярчайший образец позднего барокко, он считается одним из красивейших построек не только Санкт-Петербурга, но и России.
Экскурсии по Смольному собору
Смольный собор | Санкт-Петербург Россия
Добро пожаловать в Санкт-Петербург Essential Guide — Ваш лучший путеводитель по России
Смольный собор — великолепное здание вдали от больших туристических потоков, откуда открывается потрясающий вид на город.
Считается одной из самых красивых церквей во всей России. Элегантный бело-голубой фасад собора излучает эпоха династии Романовых и последний из Франческо Бартоломео Великие архитектурные жемчужины Растрелли, построенные для Петра Великого. дочь Елизавета Петровна.
Расположенный в тихом месте, вдали от городской суеты, собор носит название места, на котором он расположен — Смоляной двор , что означает « гудрон ». Здесь готовили гудрон для верфей растущего и развивающегося Санкт-Петербурга. В 1723 году смоляной двор переехал на другое место, а в 1744 году правившая в то время королева Елизавета приказала основать монастырь.
Работы начались в 1748 году, а русский собор почти закончили в 1764 году, когда началось строительство остальной части ансамбля.Растрелли удалось смешать русские традиции с новыми техниками и тенденциями в архитектуре. Площадь перед монастырем носит его имя. Внутренний декор был выполнен Василием Стасовым в 1832-1835 годах, так как сделать это раньше не удалось.
Интерьер синего собора в стиле барокко упрощен по сравнению с роскошными церквями. Санкт-Петербурга с мраморными колоннами, обрамляющими бело-золотой иконостас и мерцание свечей под святыми портретами в обрамлении золото.
Мы описываем атмосферу как безмятежную и успокаивающую.И, если вы планируете посетить , мы настоятельно рекомендуем вам и другим людям пройти 277 ступенек к колокольне, чтобы насладиться
сказочный вид на окружающие пейзажи и город.
ВЗГЛЯД В СМОЛЬНЫЙ СОБОР
Хотите посетить собор? Если да, нажмите на ссылки ниже или прокрутите страницу вниз, чтобы узнать больше.
ПОДРОБНЕЕ О СМОЛЬНОМ СОБОРЕ
Смольный собор (93.7 метров в высоту) находится немного в стороне от многих достопримечательностей Санкт-Петербурга, но может стать интересным дополнением к вашему визиту, если у вас будет свободное время.
Когда-то центральное место монастыря, основанного для обучения молодых дворян и женщин, в настоящее время — это концертный зал (здесь можно послушать концерты классической музыки) и выставочный зал с интересной коллекцией фотографий об истории собора.
Снаружи вы можете насладиться потрясающим украинским стилем барокко вместе с его голубыми куполами и знаменитой колокольней, к которой вы можете подняться, поднявшись по 277 ступеням.Рядом с собором вы также можете посетить Мемориальную квартиру Ленина, которая сохранилась как музей, и увидеть когда-то женский монастырь.
Сегодня синий Смольный собор также является действующей Русской православной церковью, а в окрестностях монастыря расположены различные офисы и правительственные учреждения.
институт
В 1750-х и 1760-х годах одновременно с собором вокруг него были построены двухэтажные блоки, ограничивавшие территорию монастыря с четырьмя небольшими церквями, расположенными на их внутренних углах.В блоках находились кельи монахинь и монастырские помещения, а также школа для благородных девушек, основанная Екатериной Великой в 1764 году.
интересные факты
Известная как яркая, общительная женщина, Элизабет страстно увлекалась светской жизнью, модой и развлечениями. Однако, когда считалось, что она не унаследует престол, она планировала присоединиться к женскому монастырю и уединиться в монастыре, поэтому Растрелли спроектировал церковь в стиле барокко с классическими башнями и куполами в честь традиционных русских монастырей того времени.Но в 1741 году, когда ее предшественница была свергнута королевской гвардией в результате переворота, Елизавета потребовала корону России, и ее планам относительно жизни в монастыре пришел конец.
Императрица Елизавета умерла в 1762 году, а в 1764 году монастырь открылся как Институт благородных девиц, первая в России школа для девочек благородного происхождения. Основанная Иваном Бецким, советником Екатерины Великой по вопросам образования, она была переименована в Смольный институт и стала самой престижной женской школой Санкт-Петербурга.Екатерина была не только благотворительницей института, она была известна тем, что лично присутствовала на выпускных экзаменах студентов.
Во время Октябрьской революции 1917 года он стал советской штаб-квартирой и местом, где Владимир Ленин провозгласил победу большевиков. Здесь была создана Советская власть, и Ленин с женой также жили здесь, пока они не перевезли все в Москву в 1918 году. Он был закрыт в 1923 году, затем разграблен и разрушен до 1982 года. Теперь отреставрированный собор служит концертным залом и храмом. монастырские постройки используются под частные и государственные учреждения.
как добраться
Расположен к северо-востоку от центра Санкт-Петербурга на берегу Невы, г. Смольный собор удален от центра города и основных достопримечательностей. Поэтому район собора плохо обслуживается метро и не имеет большого количества остановок общественного транспорта.
Мы думаем, что прогулка слишком длинная и проще взять такси. При этом добраться до станции можно пешком 20 минут от метро Чернышевская, сесть на электробус Н.5, 11, 15 и N. 22 , или сесть на автобус N 46 от Летнего сада ( Лебяжья Канавки ).
где купить билеты
Вход в собор бесплатный, но для того, чтобы подняться на колокольню, нужен билет, который стоит около 100–150 рублей. А если вы хотите посмотреть концерты, то диапазон цен составляет 200-270 рублей за билет, который можно купить на месте.
практическая информация
- Адрес: Площадь Растрелли, 1.
- Ближайшая станция метро: Чернышевская
- Время работы: Ежедневно с 11:00 до 19:00. Колокольня с 11:00 до 18:00. Выходная среда.
- Примечание для людей с ограниченными возможностями: Собор оборудован для инвалидных колясок.
- Сайт: http://smolnyspb.ru/
советы и рекомендации
Район, где расположен Собор, плохо обслуживается метро, но добраться до него можно на такси или довольно долго пешком от ближайшей станции метро Чернычевская через бывший направленный район.
Если вы планируете визит, вам следует посетить концерт или богослужение, чтобы вы могли услышать великолепную акустику и музыку.
- Мы рекомендуем женщинам носить консервативную одежду и покрывать голову.
- Снаружи есть приятная и расслабляющая территория, напоминающая парк.
- Обязательно покупайте билеты в самом соборе, а не онлайн, потому что это намного дешевле.
- Если вы любите фотографировать, вам стоит подняться на колокольню, так как она идеально подходит для панорамных снимков города.
- Ярко-бело-голубое барокко Смольного собора непременно выделяется вдоль набережной Невы, а вид на город с собор стоит того, чтобы подняться на вершину одной из колоколен. ☺
проживание у Смольного собора
Наш список отелей возле Смольный собор
обязательных туристических ресурсов
Наш список основных туристических ресурсов для вашего путешествия в Россию.
ИЩЕТЕ ЧАСТНЫЙ ТУР?
Закажите экскурсию по городу с одним из наших профессиональных гидов и получите максимум удовольствия от поездки в Санкт-Петербург и за его пределы.
Из Смольного собора вернуться в Достопримечательности Санкт-Петербурга или перейти на домашнюю страницу
НРАВИТСЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ? ВЫ ПОЛУЧИЛИ ДАННУЮ СТРАНИЦУ ПОЛЕЗНОЙ?
Если да, помогите другим узнать об этом.Если у вас есть блог или веб-сайт, или вы знаете кого-то, кто имеет, рассмотрите возможность ссылки на нас. Поделитесь ссылкой на Facebook, напишите в Твиттере … вы поняли. Каждая ссылка помогает!
Смольный собор, Российская Федерация
0 Класс20
Права на это фото принадлежат автору.
Спасибо за уважение прав и усилий наших фотографов. Пожалуйста, свяжитесь с автором для получения дополнительной информации.
- Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть географическое положение и погоду для этого фото.
Фактор толпы Всего несколько человек
Восход закат 03:55 — 21:54 | текущее местное время: 02:20
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь бесплатно , чтобы увидеть точные географические данные для этого места на динамической карте .
Места для фотографирования поблизости
Спасибо Петру Врнаку за создание фоторепортажа.
Смольный собор, Санкт-Петербург, Россия # 19494711 Фото в рамке
Репродукция Смольного собора, Санкт-Петербург, Россия
© Иван Вдовин / AWL Images Ltd — Все права защищены
Идентификатор носителя 19494711
A2 (42x59cm) Репродукция
Наши репродукции репродукций произведений искусства соответствуют стандартам самых критичных кураторов музеев.
проверить
Гарантия идеального качества пикселейпроверить
Сделано из высококачественных материаловклетка
Размер продукта 42 x 59.4 см (оценка)проверить
Изображение без кадра 39,6 x 59,4 см (оценка)check
Профессиональное качество отделкиНаши репродукции изобразительного искусства напечатаны на 100% безкислотной бумаге с нейтральным pH и архивными свойствами. Этот метод печати используется музеями и художественными галереями для демонстрации фотографий и репродукций произведений искусства. Вместо этого для общего кадрирования мы рекомендуем наши фотопринты. Аттестованная Hahnemühle студия цифровой печати произведений изобразительного искусства, напечатанная на фототряпке плотностью 308 г / м2, которая является самой популярной бумагой, которую фотографы выбирают для создания высококачественных репродукций произведений искусства.
Это изображение доступно в виде Печать в рамке , Фотографическая печать , Пазл , Печать на холсте , Печать плакатов , Сумка , Поздравительные открытки , Металл Печать , Репродукция картин , Установленное фото , Стеклянная рамка , Акриловый блок , Печать в рамке
Водяной знак не появляется на готовой продукции
Полный диапазон художественной печати
Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для кадрирования) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляется на несколько дней позже.
Печать в рамке (57,63 — 294,62 доллара)
Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену
Фотопечать (16,64–128,09 долл. США)
Наши фотопринты напечатаны на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для кадрирования.
Пазл (35,86 — 48,67 долларов)
Пазлы — идеальный подарок на любой праздник
Canvas Print (38 долларов.42 — 320,24 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию Отпечатки на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.
Плакат (14,08–76,85 долларов)
Бумага для плакатов архивного качества, идеально подходит для печати больших изображений
Большая сумка (38,37 доллара)
Наши сумки-тоут изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски.
Поздравительные открытки (7,65 долл. США)
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого
Metal Print (75 долларов.58 — 511,12 долл. США)
Оживите свои фотографии с помощью металлических отпечатков! Благодаря прочному металлу и роскошным технологиям печати придайте интерьеру современный вид.
Репродукция изобразительного искусства (38,42 доллара — 512,39 доллара)
Наши репродукции репродукций произведений искусства соответствуют стандартам самых критичных музейных хранителей. Они имеют мягкую текстурированную естественную поверхность, что делает их еще лучше, чем оригинальные произведения искусства.
Фото (25,61 — 166,52 долларов)
Фотопринты поставляются в держателе для карт с индивидуальным вырезом, готовом к обрамлению
Стеклянная рамка (29 долл.45 — 88,39 долл. США)
Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры также можно использовать отдельно с помощью встроенной подставки.