Соцреализм в архитектуре: Архитектура социалистического реализма · #VisitCzechia

Архитектура соцреализма – жесткие грани эпохи

Мавзолей Ленина, арх. Алексей Щусев, фото: Shebs CC BY-SA 3.0

Чехословакия попала в соцлагерь в тот момент, когда в СССР на смену довоенному конструктивизму пришел «Советский архитектурный ретроспективизм», известный как «Сталинский ампир». И этот соцреализм зашагал по чешским городам и весям.

«В архитектуре этот стиль называли «сорелой» – большинство архитекторов его просто терпеть не могли. Это пришло из Советского Союза – всем вдруг предписали отказаться от современной архитектуры и вместо этого строить здания в некоем псевдоисторическом стиле»,– объясняет архитектор Зденек Лукеш. Помпезность и эклектизм соцреализма 1950-х, в котел которого советские архитекторы бросали все – от барокко до ар-деко, – проявлялся и в декоре, который должен был подчеркивать величие достижений государства рабочих и крестьян.

Зденек Лукеш|Фото: Ian Willoughby, Radio Prague International

«Декоративное оформление выглядело достаточно смешным, хотя времена были, конечно, суровые. Часть архитекторов не хотела оставаться в тоталитарном государстве и эмигрировала, некоторые оказались за решеткой за свои политические взгляды или как раз за то, что не желали делать проекты в стиле сорелы».

Социалистический строй привнес в жизнь чехословацких архитекторов еще одну новинку – в обязательном порядке они должны были поступать на работу в так называемые проектные институты. Свободное и самостоятельное творчество вдруг стало недостижимой мечтой.

«Некоторые частные работы они делать могли, но это касалось только каких-то мелких заказов, таких как проектирование интерьеров, выставок и т.д. Единственной возможностью строить здания было поступление на работу в эти проектные институты, что, конечно, ограничивало свободу художественного творчества».

Разумеется, среди чехословацких архитекторов появились и те, кто был готов выражать свою лояльность новому режиму, приняв соцреализм. Они начали следить за «чистотой» работ своих собратьев по цеху, выискивая, не использует ли кто-то «неправильные стили», например, попавший в ЧССР под запрет функционализм.

Дом культуры на шахте «Франтишек», арх. Иржи Крога, 1950-е гг., фото: Klajban CC BY-SA 3.0

«К числу культуртрегеров той эпохи принадлежал, в первую очередь, архитектор Иржи Крога. До войны он был левым авангардистом и пропагандистом конструктивизма и функционализма, но после 1948 г. опубликовал так называемую «товарищескую самокритику», в которой осудил свои довоенные работы, признав, что «глубоко ошибался» и теперь творит в «сталинском стиле»».

Упомянутый Иржи Крога (1893–1974) в межвоенные годы жил жизнью пражской богемы, захаживал в кабаре «Монмартр», стал членом знакового модернистского Общества художников «Манес» (SVU Mánes), работал с дизайнерами из союза «Артель». В 1938 г. он примкнул к художественной группе, пропагандировавшей модернистское начало в искусстве Советского Союза. Туда же входил знаменитый теоретик авангардизма Карел Тейге, художники Иржи Штырский и Тойен, лингвист Роман Якобсон – все они выступали против сталинского реализма в искусстве.

В годы протектората за свои прокоммунистические взгляды Иржи Крога попал в гестапо, прошел Дахау и Бухенвальд, откуда его в 1940 г., уже совершенно больного, смог вызволить Красный Крест.

После 1948 г. началась карьера Кроги как архитектора соцреализма – он получил звание «народного художника», а его ателье MANU проектировало жилые кварталы и интерьеры пропагандистских выставок и инсталляций, в число которых вошло не только оформление зала IX съезда компартии ЧССР, но даже траурное убранство Пражского Града в связи с кончиной Клемента Готвальда.

Отель «Ялта» на Вацлавской пл., арх. Антонин Тензер, 1958 г., фото: Бен Скала CC BY-SA 3.0

«Новый этап моего творчества начался после 1945 года, когда меня пригласили в качестве генерального архитектора разработать проект Славянской сельскохозяйственной выставки в Праге, где архитектуру я начал воспринимать как рабочую атмосферу, в тот раз предназначенную для крестьян, то есть под небесными сводами», – делился своими воспоминаниями Иржи Крога, выступая на «Чехословацком Радио» в 1968 г. Именно тогда, заявлял бывший авангардист, он «до конца понял пространственный аспект архитектуры».

Однако принять новые формы, диктуемые идеологией, могли далеко не все. «Эту напыщенную архитектуру соцреализма мы знаем, например, по застройке района Острава-Порубы. В Словакии появилась Нова Губница, в Праге – гостиница «Интернационал». Я не хочу сказать, что все здания в стиле сорела были плохими – если их делали хорошие архитекторы, то возникали вполне приличные постройки. В качестве примера можно привести отель «Ялта» на Вацлавской площади, построенный по проекту архитектора Антонина Тензера. Однако большинство зданий создавалось в стиле, который был нам, по сути, навязан извне. Некоторые архитекторы, действительно, попали в тюрьмы, некоторые не могли работать по специальности, некоторых отправили на пенсию…»– напоминает Зденек Лукеш.

О социалистическом реализме советской архитектуры | Теория архитектуры

 

* Из черновика к докладу на встрече московских и ленинградских архитекторов. (Фонд ГМИЛ, архив Н. А. Троцкого).

 

[…] Вопросы стиля в искусстве неразрывно связаны ежедневно с настроением эпохи, с внутренним состоянием и общим характером народа, выразителем которого данное искусство является. Изложенная мысль — общественная аксиома, о которой, казалось бы, не следует особенно распространяться.

 

Попробуем с точки зрения этой «аксиомы» подойти к интересующему нас и глубоко необходимому вопросу — к вопросу о «социалистическом реализме» в советской архитектуре.

 

Наша эпоха — это эпоха восходящего класса, пролетариата, класса могучего, организованного, простого, сурового, героического, ясного, правдивого и полного жизненных соков и энергии. Может быть, никогда в истории, ни в одну историческую эпоху не был так ясен и определенен основной характер, основное настроение, основная потенциальная устремленность, как в переживаемую нами эпоху.

 

Искусство, выражающее эту эпоху, должно обладать соответствующими качествами, если оно действительно искусство, достойное своего народа. Таким должно быть наше искусство, такими чертами должен обладать советский стиль в архитектуре, стиль «социалистического реализма».

 

[…] Необходимым условием создания этого стиля является: первое — это ощущение эпохи, это чувство советского гражданина и советского художника к своей стране и к своему народу и второе — это высокоразвитый художественный вкус, воспитанный на лучших образцах исторической и современной архитектуры.

 

Попытаемся проанализировать, как стиль соцреализма выражается в градостроительной практике. […]

 

Наш советский стиль градостроительства обладает значительно большими возможностями, не будучи связан с частновладельческими ограничениями капиталистического мира. Обслуживая широкие слои населения, а не узкие ограниченные классы, будучи массовым, должен включать в себе все качества исторических стилей и вместе с тем богаче их, свободнее и отразить специфику нашей жизни. Этот стиль организованности […] как в части общей композиции города, так и в отношении построения площадей, улиц, их взаимной связи, зеленых насаждений, распределения территории, силуэта города, расстановки доминант и т. д.

 

[…] Правильная организация пространственного построения уже сама по себе является залогом успеха. Даже и при средней по качеству архитектуре зданий — при наличии правильного пространственного построения — площадь-улица будет достаточно выразительна и достаточно интересна (вспомните Невский проспект). […]

 

Если с этой точки зрения подойти к градостроительной практике Москвы и Ленинграда, то совершенно ясным станет, что идеи социализма в градостроительстве ни в какой мере не получили своего разрешения. […]

 

Я думаю, что незачем далеко искать [принципы] соцреализма в отношении теории градостроительства: организованность, целесообразность, простота и ясность пространственной концепции — вот ее основные предпосылки. […]

 

В ленинградской архитектуре мы имеем, пожалуй, более единую направленность, чем в Москве. Объясняется это отчасти наличием довольно сильной исторически сложившейся школой — Академией художеств, учениками которой является большинство ленинградских архитекторов, отчасти настроением самого города — строгого и архитектурно выдержанного. Однако это не мешает звучать нескольким нотам — довольно сильно отличающимся друг от друга. […]

 

 

Ной Троцкий

 

соцреалистическая архитектура | Усыпальница

Пантелеймон (брат Ильи) Заявка Голосова на конкурс Наркомтяжпрома

Живая художественная культура, существовавшая в послереволюционной России, процветала вплоть до начала 1930-х годов. В то время советское правительство предоставило большую творческую свободу, и после Октября возник ряд независимых художественных и архитектурных движений. Некоторый государственный надзор существовал в лице Наркомпроса, Народного комиссариата просвещения. Его подразделение изящных искусств спонсировало некоторые проекты, но не отдавало особого предпочтения какой-либо конкретной группе или стилю. Директор Наркомпроса (и старый друг Ленина) Анатолий Луначарский, возможно, больше любил классиков западной цивилизации, чем дерзкое иконоборчество модернистов, но он был удивительно терпим к любой группе, которая проявляла энтузиазм в отношении большевистской социальной и политической политики. революция.

Постреволюционное искусство и архитектуру можно разделить на три основные категории: модернистское, атавистическое и «пролетарское». Эта третья категория ведет свое происхождение от Александра Богданова, одного из ведущих деятелей российской социал-демократии и раннего соперника Ленина в большевистской партии. Модернизм возник в довоенной России из фрагментации символизма в области литературы, поэзии и искусства, но впитал в себя и международные влияния. Традиционалистская эклектика художественного и архитектурного атавизма передавалась через систему Императорской академии, импортированную из Западной Европы около двухсот лет назад.

Башня Татлина (1919 г.) Цифровое наложение на панораму Петербурга

Из этих трех групп модернисты первыми поддержали дело большевиков во время революции. Всего через несколько месяцев после октября 1917 года Маяковский и другие заявили о своей солидарности с партией Ленина. Они видели социальную и политическую революцию, осуществленную коммунистами, как параллель с художественной революцией, которую они пытались осуществить.

Но советский авангард был далеко не единым движением. За пятнадцать лет после Октябрьской революции были созданы многочисленные авангардные течения, каждое со своими собственными планами и часто враждующие друг с другом. Они разделяли неприятие обычаев прошлого и склонялись к интернационализму и экспериментированию. Были русские футуристы (сильно отличающиеся от своих итальянских собратьев), живописцы и архитектурные супрематисты, продуктивнисты, художественные и архитектурные конструктивисты, формалисты в архитектуре и теории литературы и т. д. Эти различные группы также приглашали модернистов из других стран присоединиться к проекту. построения нового общества.

Эклектичная архитектура 1924 года

В то же время существовала более консервативная разновидность эклектичного искусства и архитектуры, унаследованная от старой академической системы. Этих художников и архитекторов обычно называли академиками, и авангардисты обычно презирали их. Они рассматривали художественную и архитектурную историю как своего рода перечень признанных стилей, которые можно было произвольно комбинировать или сопоставлять по прихоти художника или архитектора.

Вот почему их стиль часто называют «историческим».

Антикапитал (1920)

Наряду с этим существовало пролеткультовское/пролетарское художественное движение, которое так не нравилось Ленину и Троцкому, которое имело тенденцию быть более реалистичным и «героическим» в представлении рабочих, большевистских лидеров и революционные батальные сцены. Они верили, что появится новая форма искусства и архитектуры, которая была создана и понятна революционному пролетариату. Они считали, что рабочие массы уже создали свою собственную основную культуру в противовес буржуазному вкусу и высшему обществу при капитализме. Ленин и Троцкий критиковали их за веру в то, что культура пролетариата будет столь резко отличаться от культуры, господствовавшей при капитализме. Другим аспектом, который их беспокоил, было то, что большевистская революция должна была создать

бесклассовое общество, а не конкретно пролетарское общество. Тем не менее пролеткульт и пролетарское искусство слились с элементами странной разновидности монументального авангарда, объединившегося в архитектуре в группу ВОПРА, и это привело к сталинскому синтезу социалистического реализма.

Примерно в 1931-1933 годах Сталин и его приспешники вмешались и хотели положить конец различным конкурирующим группам и сформировать официальный стиль, который будет управляться путем насильственного объединения различных художественных и архитектурных групп. После того, как все группы были подчинены общесоюзным придаткам государства, бюрократизированы и тщательно проверены, было принято решение об установлении социалистического реализма. Таким образом, все художники и архитекторы должны были быть зарегистрированы и лицензированы государством, а также подчинены профсоюзным мандатам, переданным сверху, сталинской иерархией. Работа тех, кто не вступал в финансируемые государством профсоюзы, не получала поддержки или даже признания со стороны советского правительства и не получала регулярных доходов, которые обеспечивал профсоюз.

Работы теперь должны были быть:

  1. Пролетарское: искусство актуальное для рабочих и понятное им.
  2. Типично: сцены повседневной жизни людей.
  3. Реалистичный: в изобразительном смысле.
  4. Партизан: поддерживает цели государства и партии.

Продолжить чтение →

Нравится:

Нравится Загрузка…

Искусство соцреализма и архитектура Sorela

Искусство соцреализма легко найти на станциях пражского метро. Стены нескольких вестибюлей украшены произведениями искусства в стиле соцреализма. Характерные росписи на вокзале Смихов и сграффито на фасаде отеля «Интернационал» — все это демонстрирует искусство соцреализма в лучшем виде. Sorela — это архитектура, основанная на сталинском замысле.
Социалистический реализм и Сорела развивались в Советском Союзе и были продиктованным государством стилем для произведений искусства и архитектуры с 1932 по 1988 год. Поскольку Чехословакия была страной с коммунистическим управлением, стиль социалистического реализма был навязан стране. Сейчас, спустя более тридцати лет после Бархатной революции, в Праге все еще есть следы социалистического реализма.

Соцреализм: лучше забыть?

Вскоре после 1989 года советское влияние было уничтожено, так как никому не хотелось напоминать о деструктивном режиме. Сегодня часть искусства будет сохранена. Хорошим примером является железнодорожная станция Смихов. Это ужасное здание, но типичное для того периода, внутри интересные фрески в стиле соцреализма. Станция и территория вокруг нее будут реконструированы и построены новые станции. Старая станция будет включена в новую, а фрески останутся напоминанием о темных днях прошлого.

Социалистический реализм и коммунистические ценности

Социалистический реализм изображает коммунистические ценности. Произведения искусства часто несут образовательный смысл; красота и блаженство работы в поле или на фабрике; личности, работающие на общее благо. На картинах изображены счастливые, мускулистые крестьяне и рабочие на фабриках. Все произведения искусства похожи друг на друга, потому что собственный вклад художника не был частью соцреализма.

Самое главное для художника было быть верным партийной доктрине. Творчество не оценили. Художники также не могли изображать реалистичную жизнь, потому что нужно было избегать всего, что отрицательно отражалось на коммунизме. Безопасными предметами были цветы, солнечный свет, тело, молодежь, крестьяне, промышленность и новые технологии. Все произведения искусства имели дидактическую функцию и являли собой прославленную картину коммунистических ценностей.

Искусство соцреализма в метро

Посмотреть произведения искусства соцреализма можно на следующих станциях метро:

Florenc, линия C: мозаика
Jinonice, линия C: рельеф
Dejvicka, линия A: настенная скульптура
Hradčanská линия A: рельеф
Андель, линия B: фреска, изображающая дружбу между Москвой и Прагой
Гайе, линия C: мозаика в вестибюле и статуя двух космонавтов у станции
Ходов, линия C: статуя рабочего в натуральную величину, у станции
Главный железнодорожный вокзал Голешовице: портрет Юлиуса Фучика, журналиста и писателя, активного члена Коммунистической партии Чехословакии.

Подробнее о Пражское метро как туристическая достопримечательность

Памятник Сталину

Памятник Сталину, огромная статуя в стиле соцреализма, возвышалась над горой Летна до 1992 года, когда она была взорвана. Эта групповая статуя прославляла Иосифа Сталина. Этот коммунистический диктатор был популярен после Второй мировой войны за победу над нацистами, но у его репутации была и темная сторона. Все, кто угрожал его положению власти, были устранены.

Узнайте больше о памятнике Сталину

Здания Сорела в Праге

Развитие чешской функционалистической архитектуры закончилось в 1948 году, когда к власти пришли коммунисты, потому что функционализм был опасным западным стилем в глазах коммунистов. С 1948 года единственным разрешенным стилем был Sorela, сокращение от Архитектура соцреализма. Сорела был основан на сталинской архитектуре. Города строились по общему плану застройки и характеризовались широкими улицами и площадями, которые использовались как места собраний и парадов. Сталинская архитектура создавала помпезные и громоздкие здания.

У коммунистов были планы на Прагу. Блоки домов между Клементинумом и Парижской улицей предназначались для сноса, которого так и не произошло, а здание Карлова университета напротив Рудольфинума не было заменено башней. В Праге очень мало зданий Sorela. Один из них — Hotel International в районе Дейвице, а другой — Hotel Jalta на Вацлавской площади.

Соцреализм Изобразительное искусство

В соцреализме художественные скульптуры и фигуры на картинах изображают сильно идеализированных людей. Художник не мог изобразить жизнь такой, какой они ее видели. В коммунистической идеологии люди были либо полностью хорошими, либо полностью злыми, а все было либо правильным, либо неправильным. Между ними не было. Это был идеализм против реализма. Жизнь была наполнена счастьем и здоровьем. Поэтому на картинах изображались счастливые крестьяне, собирающие урожай, или счастливые рабочие на фабриках, производящих полезную продукцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *