Советский ар деко: Советское ар-деко, или Что такое постконструктивизм • Arzamas

Ар-деко – забытый период советского прекрасного

Развлечения

Советское ар-деко в одном ряду с эталонными образцами из Нью-Йорка и Парижа / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

В московской галерее «Эритаж» (ул.Петровка, 20/1) открылась выставка «Постконструктивизм, или рождение советского ар-деко: Париж-Нью-Йорк-Москва».

В общепринятой у искусствоведов концепции считается, что в СССР после революции был конструктивизм, а потом его сменил сталинский ампир. Однако кураторы и составители выставки Кристина Краснянская и  Александра Селиванова с этим категорически не согласны и показывают москвичам вещественные доказательства: предметы мебели, эскизы и другие предметы искусства, выполненные в стиле ар-деко в Советском Союзе с 1928 по 1937 годы. 

Дизайн-проект станции метро / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

— Типичный пример ар-деко — это великолепные станции московского метро, — уверена Александра Селиванова. — На станциях «Маяковская» и «Кропоткинская» и близко нет никакого имперского стиля, свойственного сталинскому ампиру.

Глядя на прекрасные музейные экспонаты: работы скульптора Дейнеки, фотографа и живописца Родченко, на эскизы станций метро (они любезно предоставлены Музеем архитектуры) и одежду (экспонаты предоставлены частными коллекционерами и музеем им. Бахрушина) — становится ясно, что официальная история советского искусства имеет пробелы. Их-то и стремятся восполнить устроители выставки.

Посетитель рассматривает проекты станций метро / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

—  Мы проводим параллели между произведениями советского ар-деко и нью-йорксими небоскребами, французскими интерьерами, авторской мебелью и дизайнерским стеклом, — рассказала ВМ Кристина Краснянская. — Я очень рада представить москвичам и гостям столицы этот мало изученный специалистами социалистический вариант стиля ар-деко. Особый интерес могут вызвать и предметы мебели: специально разработанное кресло для бани, стул для интерьеров «Дома на набережной», работы русских художником-эмигрантов во Франции. Глядя на все это, понимаешь, что российские и советские художники до 1937 года творили и создавали вполне конкурентоспособные и красивые вещи, лишенные пропагандисткой задачи. Это просто очень красивые и удобные вещи. 

Дизайн-проект станции метро / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Наибольший интерес, на взгляд корреспондента ВМ, представляют выполненные архитекторами проекты станций московского метро. Огромные (более полутора метров в длину) рисунки станций «Сокольники», «Кропоткинская», «Красные ворота», «Библиотека имени Ленина» дают еще более полное представление о том, какой грандиозный замысел был у архитекторов и как удачно он был воплощен в жизнь: московское метро признано самым красивым метро в мире.

Известный советский архитекторы Дмитрий Чечулин писал о метро: «Сама обстановка на станциях не допускала расхлябанности, недисциплинированности, нечистоплотности. Идеальный порядок в подземных залах, выложенных шлифованным кафелем, заливающий станции метро свет, фарфоровые с чугунным основанием урны, — все это привело к рождению чистоты и строго порядка, этой основы бытовой культуры».   

Картина в стиле ар-деко / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

СПРАВКА

Ар-деко́ (art déco, досл. «декоративное искусство»)— влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930-1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении.

Москва

Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»

ВыставкиМосква Россия

№60

Материал из газеты

Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа

Анна Савицкая

19. 02.2018

Владимир Ковальский. Изделие фарфорового факультета ВХУТЕМАСа. Вторая половина 1920-х.

Фото: Галерея «Эритаж»

Последние пять лет владелица галереи, коллекционер и искусствовед Кристина Краснянская последовательно популяризирует оте­чественный авторский дизайн в России и за рубежом. Так, в 2015 году в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева состоялась подготовленная галереей выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920–1960-е». Параллельно в самом «Эритаже» проходили выставки, посвященные роли дизайна в культуре авангарда и советскому модернизму. Продолжением темы стала выставка советского ар-деко. По замыслу ее кураторов, Краснянской и старшего научного сотрудника Музея Москвы Александры Селивановой, в экспозиции предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа. Такая интеграция отечественного дизайна в международный контекст — излюбленный ход галереи.

Довоенную советскую архитектуру обычно называют постконструктивизмом, а при упоминании феномена советского ар-деко чаще всего вспоминают лишь оформление нескольких станций московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт») и послевоенные сталинские высотки. 

Однако, как говорит Селиванова, «в период с 1933 по 1936 год вся страна, от Архангельска до Хабаровска, была застроена жилыми домами, кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами, клубами в странном, довольно экстравагантном стиле, совсем не похожем на сталинский ампир, а, скорее, напоминавшем западные примеры ар-деко». 

Ширма. По проекту Александра Дмитриева. Детская военно-трудовая коммуна. Леноблоно. 1934.

Фото: Галерея «Эритаж»

Иногда специально для этих зданий создавались предметы интерьера, почти не сохранившиеся, поэтому образцы этого стиля, представлявшие собой компромисс между строгим геометризмом конструктивизма и элементами классики в новом прочтении, практически не найти даже в музейных собраниях.

Кроме того, для партийной номенклатуры предназначались единичные заказные изделия декоративно-прикладного искусства. В коллекции галереи «Эритаж» такие образцы мебели есть. Дубовая ширма 1934 года, выполненная по проекту архитектора Александра Дмитриева для Детской военно-трудовой коммуны Лен­облоно; мебель конца ­1930-х, сделанная ленинградской артелью «Ленинец» по проекту скульптора Игоря Крестовского для дома-коммуны им. Калинина в Смоленске; предметы обстановки Музея В.И.Ленина в Ленинграде в Мраморном дворце, разработанные после ареста в конце 1930-х архитектором Николаем Лансере в так называемой шарашке, Особом конструкторско-техническом бюро, где репрессированные архитекторы работали под надзором. 

На выставке также представлены архитектурная графика Алексея Щусева (проекты Дворца Советов), керамика Александра Дейнеки, изделия фарфорового факультета Вхутемаса конца 1920‑х, произведения Александра Родченко, Василия Шухаева и «парижан» Георгия Артемова, Александра Архипенко, Сони Делоне, Поля Мака, Романа Тыртова (Эрте), Осипа Цадкина, Павла Челищева и других.  

Галерея «Эритаж»
Советское ар-деко
21 февраля – 15 апреля

Подписаться на новости

«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным

Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова

14.10.2022

Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи

Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры

29.09.2022

Музеи обожглись на NFT — в Италии приостановили производство криптокопий шедевров

Продолжат ли крупные мировые музеи работу с превращением их шедевров в NFT, насколько это выгодно или рискованно и в чем отличие комбинаций NFT с DAW? Однозначных ответов нет, хотя Италия уже попросила музеи притормозить с этой модной деятельностью

27. 09.2022

Виктор Мизиано: «Проблема молодых кураторов — отсутствие авторских позиций»

Куратор и теоретик современного искусства, основатель и главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано рассуждает об актуальном состоянии кураторства и художественной инфраструктуры в России, а также о собственном кураторском кредо

03.10.2022

Возвращение импресарио: Дягилев в Третьяковке

Третьяковская галерея к юбилею Сергея Дягилева подготовила зрелищную выставку, а в будущем планирует открыть именной зал великого антрепренера и куратора

04.10.2022

Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола

Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть

07. 10.2022

Фермер нашел византийскую мозаику во время посадки олив

Специалисты считают, что найденная в лагере беженцев в Газе древность — «самая красивая напольная мозаика», обнаруженная на территории Палестины

28.09.2022

Russian Art Deco — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Советское искусство, культура СССР

« Советский плакат Энергетика СССР

Советский художник Виктор Харлов »

Советское — значит отличное

Родившиеся в СССР люди помнят этот лозунг

«Советское — значит отличное!» . Эта постановка сложилась во второй половине 1930-х годов, после нэпа и периода первой пятилетки и коллективизации наступил период промышленного роста. К 1934-1919 гг.35 наступил этап стабильного расширения потребительского рынка. Наряду с рекламой экспорта набирала популярность реклама внутренней торговли, создаваемая в специализированных художественных бюро. Виртуозный плакатист А. Зеленский (1882-1942) считается патриархом советского коммерческого плаката. Такой же блестящий творческий путь характерен для молодого советского художника-рекламиста того времени А. Побединского (1904-1979). Параллельно они работали в коммерческом плакатном искусстве – реклама мороженого, мясных и молочных продуктов, консервов, фруктовых соков и спиртных напитков. Реклама этих товаров поражает разнообразием.

Портсигар от Моссельпрома 1925И. Художник Боград (1896-1938)

Одним из основоположников советской рекламы 1930-х годов стал И. Боград (1896-1938). Боград ввел в рекламный плакат композиционные приемы и динамику построения кинокадра, использование ракурса и перспективы, как, например, в рекламе сигарет «Дерби». Шрифт в плакатах Бограда не менее важен, чем сюжет рисунка. Классическим примером тому является реклама популярной зубной пасты «Санит» с изображением юных пилотов в небе, на котором белой дорожкой изящно начертано название пасты.

Советское средство отличное

В 1930-50-е годы особую роль играла дорогая рекламная продукция: крабовые и лососевые консервы, икра, парфюмерные наборы, меха и т. д. «Каждый должен успеть попробовать нашего вкусного и нежного краба!» убеждает нас девушка с памятного плаката 1930-х годов (художник А. Миллер). Другая героиня афиши этого художника не только демонстрирует ленинградский парфюмерный набор «Белая ночь», но и одевается по моде тех лет в стиле «ар-деко».

1928 Макияж плакат

В 1930-е годы советский потребитель благодаря рекламе знакомился со многими новинками: молоко пастеризованное в стеклянных бутылках, майонез, фасованное мясо и масло, пельмени, колбасы, свежезамороженные овощи и рыба, пищевые концентраты для быстрого приготовления каш, супов, киселей и кондитерских изделий. Реклама предлагает готовое блюдо «Горячие котлеты по-московски с булочками» (автор плаката неизвестен).

А. Андриади. Плакат с рыбными продуктами

Следует отметить, что все аналогичные предприятия-производители в стране выпускали строго ограниченный ассортимент продукции, соответствующей утвержденным стандартам. Такой же вид имели заводские изделия, выпускаемые в Москве, Ленинграде, Саратове и Иркутске. Поэтому реклама в Москве создавалась на всю страну. Во многом это касалось спиртных напитков, активно рекламировавшихся в конце 30-х годов (плакат А. Побединского «Горькие настойки»).

Александр Зеленский. Мороженое. 1938

Бессменный персонаж плакатов А. Зеленского — мальчик, прототипом которого стал сын художника — Борис. Именно поэтому ему выпала честь показать в рекламе самое популярное советское лакомство – мороженое.

Александр Побединский. Мороженое зимой и летом. 1937 объявлений

С. Сахаров (1906-1969) пришел в коммерческую рекламу в середине 1930-х гг. Последователь творчества старых мастеров, он создал в 1939 году один из самых романтичных рекламных образов плаката «Дым капитан сигары». В 1940-1950 годах Сахаров стал признанным лидером советского плаката. Его работы поразительны и необычны по цвету и точному пониманию влияния психологии цвета.

Александр Зеленский. Реклама конфет. 1939

Реклама цитрусового сока – напитка с субтропического черноморского побережья Кавказа – до сих пор не утратила своего очарования и привлекательности. Одной из находок художника стал символ советского мороженого – пингвин, любимец детей и взрослых. Примечательно, что реклама сельди, созданная Сахаровым в 1959 году, перекочевала в 1960-е годы в многочисленные плакаты, рекламирующие морепродукты: океанскую рыбу с экзотическими названиями вроде налима, нотоноса и мокроруса, за которой охотился советский рыболовецкий флот.

Художник А. Миллер. Попробуйте вкусную рыбу. Плакат 1938

Среди художников послевоенного периода следует отметить Н. Мартынова (1912-1995), А. Андреади (1907-1972) и В. Трухачева (р.1917), создавших прекрасную рекламу рыбной продукции, парфюмерии. и лекарства, и в чьей работе было много «потребительских» товаров. Трухачев работал в сети ЦУМ в Москве и благодаря ему сотни тысяч жителей столицы познакомились с ассортиментом тканей, головных уборов, пылесосов, телевизоров и других отраслевых новинок.

Объявления кондитерской фабрики. 1927

Конец 1950-х, с большой «девственницей» и всевозможной икрой и рыбой на прилавках магазинов, был последним этапом социалистического изобилия. Реклама 1960-х обратилась к ширпотребу. Прекрасные женские силуэты на плакатах Е.Филимонова, С.Лапаева и на стенах универмагов соседствуют с рекламными кирзовыми сапогами – великой русской национальной обувью, в которой с успехом носили советские войска, хлеборобы Казахстана, покорители Сибири. и молодые строители БАМа.

нейлоновые чулки. Красивый, прочный, гигиеничный. 1952. Художник Виктор Пименов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *