32. Стиль ампир в Петербургской архитектуре.
Русский ампир — художественный стиль начала 19 в., который особенно ярко проявился в архитектуре, дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве столицы российской империи — Петербурге. Стиль сложился под влиянием французского ампира после победы России над Наполеоном в войне 1812—1815 гг. Ампир – имперский стиль наполеоновской эпохи. Русский ампир должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право. Русский ампир должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право. Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого – воспеть мощь Российской империи. Однако русский ампир отличался большей живописностью и изяществом.
«Русский ампир» делится на две разновидности: петербургский (столичный) и провинциальный.
Стиль ампир в России особенно ярко проявился в архитектуре Петербурга во второй четверти 19 века. Архитектуру этого периода нередко называют александровским классицизмом.
Однако александровский классицизм ориентирован на греческую античность в отличие от ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи. Для русского ампира также как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов. Московский ампир (и провинциальный) того периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях. Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси.
Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи.
Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.
К. Росси спроектировал арку Главного штаба с триумфальной колесницей древнеримской богини победы – Виктории. Еще Александровскую колонну он также сделал.
Другим видным архитектором стиля ампир в России был В. П. Стасов. С 1808 г. Стасов работал на строительстве Петербурга.
Стасов является автором Гвардейских соборов — храмов гвардейских полков, расквартированных в столице: Спасо-Преображенского (1827—1829 гг.) и Свято-Троицкого (1827—1835 гг.).
Троицкий собор Измайловского полка (на границе петербургской Коломны) с большими куполами, колоннами и крупным рельефным фризом (работа скульпторов С. И. Гальберга, И. И. Леппе). Кроме того Стасов — создатель двух Триумфальных ворот в Петербурге.
Нарвские Триумфальные ворота (1827—1834гг. ) – заменили деревянные, которые архитектор Дж. Кваренги построил в 1814 г. — под ними проходили полки, возвращавшиеся с победой из Франции.
Надо знать: 7 лучших произведений сталинского ампира в Петербурге
Дом Советов
Главное произведение сталинского ампира в Петербурге. Его начали строить под руководством архитектора Ноя Троцкого в 1936 году. На тот момент Дом Советов был высотной доминантой южной части города: восемь этажей и огромный портик с колоннами. Здание не успели полностью завершить до начала войны. Во время блокады тут сперва находился наблюдательный пункт артиллерии, а затем и штаб Ленинградского фронта.
Дом Советов должен был стать центром нового административного квартала: власти Ленинграда хотели отвести основные учреждения подальше от границы с Финляндией.
Но потом война закончилась, граница отодвинулась далеко на север, а Дом Советов в итоге стал обычным научным учреждением. Сейчас его помещения сдаются в аренду, а первоначальный вид утрачен: так, прекрасный зал заседаний был в итоге разделен на небольшие конторки.
Надземный павильон станции метро «Кировский завод»
Период строительства подземки в Петербурге пришелся как раз на те времена, когда черты сталинского ампира уже окончательно сформировались. Так что постулат искусствоведов о том, что стиль с размахом особенно ярко проявил себя в оформлении павильонов станций метро, подкреплен весьма веским аргументом. Влияние монументального ампира невооруженным взглядом угадывается чуть ли не во всех станциях «красной ветки». И если про убранство «Автово» отмечают во всем мире, от петербургских краеведов до журналистов британского The Guardian, то про павильон станции «Кировский завод» многие забывают.
Эта станция открыла свои двери в 1955-ом году, став частью первой очереди Ленинградского метрополитена. Среди ярких элементов взгляд сразу отмечает массивные дорические колонны, отчего постройка уж очень напоминает древнегреческий храм. Всего колонн 44. Но ключевой особенностью и памятником прогресса является все-таки люверсное освещение, которое впервые применили в работе над станцией метро. Осветительные приборы необычны тем, что лампы дневного света скрыли под сквозной решеткой. Кажется, что над головой распростерлось открытое небо.
Адрес
м. Кировский завод
Ансамбль Светлановской площади
До 1950-х годов никакой Светлановской площади не было: стояла церковь, несколько деревянных домиков, дома с курами и гусями. Потом все это снесли и построили один из самых красивых архитектурных ансамблей поздней сталинской эпохи. Архитекторы Белов, Савкевич и Шретер спроектировали три здания, которые образуют полукруг. Здания построены из монолитных блоков и снабжены прямолинейными массивными эркерами и огромными окнами. Большинство помнит эти сооружения благодаря надписи с просьбой звонить 01 в случае пожара, которая сохранилась и в девяностые.
Дом с кинотеатром «Дружба»
Большинство петербуржцев уже и знать не знают о кинотеатре «Дружба», хотя там можно посмотреть все те же самые фильмы, что и в крупных сетевых синематеках, только за умеренную плату. Однако каждый, кто хоть раз бывал на Московском проспекте, наверняка замечал фундаментальное многоэтажное здание, первый этаж которого и отдан под государственный кинотеатр.
Дом с кинотеатром «Дружба» — первая десятиэтажка советского Ленинграда. Причем ее даже удостоили премии Всероссийского конкурса в номинации «Лучшее жилое здание». Построили его в 1953 году по проекту архитекторов М. Е. Русакова и В. М. Фромзеля. Кинотеатр на первом этаже дома начал работать позднее — в 1956 году. Сперва «Дружба» была исключительно детским кинотеатром, а сейчас здесь показывают кино для зрителей любых возрастов.
Платформа станции «Автово»
Первая очередь Кировско-выборгской линии Ленинградского метрополитена оказалась по своему виду очень московской: богато оформленные станции-дворцы со множеством панно, с лепниной и прочими виньетками. А конечная (на тот момент) станция вышла вдвойне московской: «Автово» — редкая для нашего города станция неглубокого заложения. И одновременно самая красивая. Круглые колонны с медными и стеклянными узорами, плоский потолок с лепниной, поделенный на сектора и полукруглая лестница на выходе, — воистину дворец.
Адрес
м. Автово
Вокзал в Царском Селе
Удачный пример вокзальной архитектуры сталинского периода и символ массовой «пушкинизации» всей страны. Станцию открыли буквально через год после 150-летнего юбилея поэта, а ее внутреннее убранство пестрит различными художественными упоминаниями его биографии: барельефы Дельвига и Жуковского, плафоны с изображением поэта, наконец, его бронзовая статуя в центральном зале — архитектор Левинсон создал даже не вокзал, а, скорее, мемориал Пушкина, в котором по какой-то нелепой случайности оказались кассовые залы, платформы и подземные переходы.
Дом со шпилем, или «Генеральский дом»
Пожалуй, по меркам ударного советского времени, когда у кормила находился вождь народов Иосиф Сталин, строительство здания на Московском проспекте является воистину затяжным. Начали его в предвоенный 1940 год, а закончили только в 1953 году, когда Сталин умирает, а в стране наступает переломный момент.
На взгляд современного человека, дом в девять этажей — сущая безделица, высоткой его можно назвать с большой натяжкой, однако по тем временам такая высота считалась достаточно серьёзной, а шпиль со звездой и венком, венчающий постройку, стал и вовсе новой городской достопримечательностью, посмотреть на которую приезжали из других районов Ленинграда.
Даже самому невнимательному и далёкому от архитектуры человеку, разглядывающему фасады дома, будут сразу заметны живописные фигуры, сидящие у основания башни, исполненные на морскую тематику: мужчины и женщины поддерживают руками якоря, а звезда на вершине шпиля, над которым работали служащие Адмиралтейских верфей, служит одновременно красивым элементом декора и настоящим флюгером. Из-за своего шпиля, высота которого достигает 76 метров, дом виден почти из любой точки Московского проспекта, именно за счёт этого он является единственной в городе сталинской высоткой, а не самым типичным домом того времени.
Когда в 1953 году дом был построен, в нём стали селиться влиятельные советские люди: политики и военные, за что дом в народе прозвали «генеральским», однако с ходом времени лик обитателей поменялся, так что к 1962 году, когда на свет появился будущий культовый музыкант Виктор Цой, здесь жили простые советские люди, многие из которых существовали в стеснённых условиях. Так было и в случае с Цоем: первые годы своей жизни он провёл в проходной комнате.
Фото: badgun159.livejournal.com, vlkafenryka.com, vashadres.spb.ru, nick-kis.livejournal.com, citywalls.ru, pushkin.ru
архитектурных жемчужин Петербурга | Architectural Digest
Архитектура
Архитектурный тур по Санкт-Петербургу
Ли Ф. Миндел, FAIA
dam-images -архитектура-2015-09-тае-санкт-петербург -tae-st-petersburg-01.
jpgВ центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна, сложенная из цельного куска красного гранита и возведенная в 1834 году в честь победы России над Наполеоном. На заднем плане здание Главного штаба.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-02.jpg
Архитектор Карло Росси получил заказ от Александра I на проектирование здания Главного штаба в форме лука. сооружение построено в стиле ампир и завершено в 1829 году. Двойная арка в его центре увенчана римской квадригой.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-03.jpg
Зимний дворец, сфотографированный здесь с Дворцовой площади, был официальной резиденцией российской монархии с 1760-х до 1917.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-04.jpg
Вид со двора Эрмитажа на Дворцовую площадь.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-05.
jpgВход в музей со двора.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-06.jpg
Русский музей основан в 189 г.5 и занимает Михайловский дворец — неоклассическую резиденцию, построенную для великого князя Михаила в начале XIX века.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-07.jpg
Большая часть архитектуры Санкт-Петербурга выполнена в стиле барокко и неоклассицизма, но церковь Спаса на Разливе Кровь, начатая в 1883 году при Александре III и завершенная при Николае II в 1907 году, прославляет средневековую русскую архитектуру.
Самые популярные
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-08.jpg
Внешний вид храма Спаса-на-Крови.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-09.jpg
Мозаика Христа под центральным куполом церкви.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-10.
jpgКунсткамера, естественнонаучный музей в центре этой фотографии, был основан Петром Великий. Здание в стиле барокко было спроектировано Георгом Иоганном Маттарнови и завершено в 1727 году.
Самые популярные
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-11.jpg
Типичные неоклассические здания, вид с Невы. Желтый и белый — популярная палитра экстерьера в Санкт-Петербурге; в темные зимние месяцы желтый цвет ассоциируется с золотым солнцем и теплом.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-12.jpg
Российский крейсер Аврора представлял собой вершину военного дизайна, когда он был завершен в 1900 году. Корабль участвовал в боевых действиях во время русско-японской войны и сейчас является популярным музеем.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-13.jpg
Старая Санкт-Петербургская фондовая биржа находится на Васильевском острове, прямо через Неву с зимы Дворец. Ростральные колонны служат двойным маяком для кораблей, плывущих по реке.
Самые популярные
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-14.jpg
В начале 1700-х годов Петр I построил Петропавловскую крепость в дельте реки для защищать город от нападений шведов. Позже это сооружение стало тюрьмой, в которой содержался длинный список известных заключенных, среди которых Достоевский, Горький и Троцкий.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-15.jpg
Исаакиевский собор, спроектированный архитектором французского происхождения Огюстом Монферраном, должен был стать Главный храм Российской империи. Красные колонны у входа сделаны из цельного 80-тонного куска гранита. Строительство собора длилось 40 лет и было завершено в 1858 г.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-16.jpg
Кессонный входной свод, поддерживаемый цельными колоннами из красного гранита.
Самые популярные
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-17.jpg
300-ступенчатая лестница внутри собора ведет к великолепному виду города от золотого купола.
плотины-изображения-архитектура-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-18.jpg
Интерьер Исаакиевского собора с колоннами из малахита и лазурита.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-19.jpg
Пример богатой детализации в Исаакиевском соборе.
Самые популярные
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-20.jpg
В 1909 году был проведен архитектурный конкурс на создание великого русского отдела магазин. Австрийский архитектор Отто Вагнер возглавил жюри и выбрал дизайн немецкой фирмы Wayss & Freytag. Результат, DLT, такой же грандиозный, как любой универмаг в мире.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-21.
jpgМосковский район и Московская площадь на южной стороне города были застроены в 1930-е годы в Сталин предпочитал упрощенный неоклассический стиль. Дом Советов с его монументальной архитектурой должен был стать новым центром Санкт-Петербурга, заменив царскую Дворцовую площадь.
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-22.jpg
Прекрасным образцом советского искусства является скульптурный обелиск* Памятник Героическим защитникам Ленинграда*, установленный в начале 1960-х годов в честь победы в Великой Отечественной войне.
Самые популярные
dam-images-architecture-2015-09-tae-st-petersburg-tae-st-petersburg-23.jpg
Интересен даже петербургский аэропорт Пулково. Новый терминал, спроектированный британской фирмой Grimshaw Architects и завершенный в 2009 году, напоминает высокотехнологичную версию русского конструктивистского искусства.
Explorearchitects eyelee f mindelarchitects and Designersarchitectsdesignertravel
ПодробнееПутешествия
9 лучших залов ожидания в аэропортах мира
Эти элитные залы отдыха от Стамбула до Гонконга предлагают изысканные рестораны, спальные места, симуляторы гольфа и многое другое 9 0003
org/Person»> По Brett BerkПутешествия
11 Новейшие гаджеты для летних путешествий
От компактного зарядного устройства Anker «три в одном» до отслеживаемого AirTag от Apple — это новейшие устройства, которые вам нужны в дороге или в воздухе
Бретт Берк
архитектура
Архитектор ломает голову над тем, почему все американские закусочные выглядят именно так
Сегодня Майкл Уайцнер из Michielli + Wyetzner Architects возвращается в Architectural Digest, чтобы исследовать эволюцию дизайна американских закусочных. Являясь краеугольным камнем американской гастрономической культуры, их характерный стиль подражают во всем мире, что делает их популярным приветствием для США. Майкл предлагает экспертный взгляд на историю эволюции их дизайна с 19от 20-х до 1960-х годов и объясняет, почему все посетители стали такими.
Архитектурные жемчужины Петербурга: классицизм
Конец 18 века ознаменовался упадком архитектуры барокко и появлением нового стиля — классицизма. Яркие свадебные торты в старинном стиле были заменены изысканными конструкциями, вдохновленными элегантностью и уравновешенностью классической античности. Санкт-Петербург тоже был охвачен этой общеевропейской архитектурной модой, что привело к появлению множества архитектурных шедевров.
В 1762 году, вместе с кончиной императрицы Елизаветы, закончилась эра роскошных дворцов и пышных соборов. Всего через семь лет после того, как его главный шедевр, Екатерининский дворец, был закончен, Франческо Бартоломео Растрелли было приказано уйти в отставку. Один из крупнейших архитекторов барокко Петербурга, всю свою жизнь посвятивший городу, умер в Италии бедным и почти забытым. Он просил новую администрацию хотя бы вернуть его архитектурные чертежи, но его просьба осталась невыполненной.
Новая императрица Екатерина II не любила роскошные постройки из взбитых сливок. Покровительница искусств, Екатерина Великая руководила эпохой русского Просвещения, периодом, когда правительство начало активно поощрять распространение искусств и наук, что оказало глубокое влияние на русскую культуру.
На русскую классическую архитектуру большое влияние оказала европейская, которая, в свою очередь, черпала вдохновение в античности с ее классическими ордерами, симметричными планами и фасадами и использованием других традиционных элементов, таких как фронтоны, портики, пилястры и т.д. на. Среди первых приверженцев этого нового стиля в России был французский архитектор Жан-Батист Мишель Валлен де ла Мот . Самая известная его работа — здание, которое сейчас именуется Малым Эрмитажем 9.0215, заказанный не кем иным, как самой императрицей. Екатерина Великая, возмущавшаяся величием и необъятностью барочного Зимнего дворца, называла это правильное мятно-зеленое здание, обращенное к Неве, скитом (от фр. место» (маленькое, да?). Именно здесь она поместила свое самое большое сокровище, свою коллекцию произведений искусства, которая впоследствии сформировала один из крупнейших художественных музеев мира — Государственный Эрмитаж.
Другие работы Валлена де ла Мота в Северной Венеции включают старейшую католическую церковь в России, католическую церковь Святой Екатерины , дворец на Мойке , известный тем, что он был местом, где Григорий Распутин был убит в 1916 году, и Большой Гостиный Двор и др. Гостиный двор, растянувшийся на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы более чем на километр, является не только старейшим торговым центром города, но и одним из первых торговых пассажей в мире.
За более чем 30 лет царствования Екатерины барочные постройки в Петербурге полностью затмили классические. Придя к власти в 1801 году, Александр I не только поддержал архитектурное видение своей бабушки, но и вывел его на новый уровень. Начало XIX века в России было отмечено патриотическим подъемом, поскольку страна приближалась к войне с Наполеоном, и все виды искусства, в том числе и архитектура, были призваны воспевать могущество и славу Империи. В этот период правильный и уравновешенный классицизм превратился в гораздо более тяжеловесный и торжествующий Ампир , характеризующийся синтезом классической ордерной системы и монументальной скульптуры.
Среди наиболее выдающихся творцов этого периода был русский архитектор Андрей Воронихин , наиболее известный своей работой над Казанским собором , созданным по образцу собора Святого Петра в Риме. Прогуляйтесь по Невскому проспекту и полюбуйтесь его поистине великолепной колоннадой, состоящей из 94 колонн. Кстати, такую же колоннаду Воронихин хотел сделать и с другой стороны собора, но судьба распорядилась иначе.
Жан-Франсуа Тома де Томон — еще один знаменитый архитектор эпохи Александра. Именно он спроектировал один из главных и интереснейших архитектурных ансамблей Петербурга — Стрелку Васильевского острова . Когда-то здесь, в месте разветвления Невы на две части, располагался главный порт. Вдохновленное греческим храмом Геры, здание Старой фондовой биржи имеет перистиль из 44 дорических колонн, покоящихся на массивном стилобате из красного гранита. Коса просто невообразима без
Говоря о классической архитектуре Петербурга, нельзя не упомянуть имя Карло Росси , одного из самых плодовитых архитекторов своего времени. Его многочисленные работы включают в себя Михайловский дворец , в котором сейчас находится Русский музей, здание Главного штаба , расположенное на Дворцовой площади перед Зимним дворцом, Елагин дворец и многие другие великолепные здания. Однако моя любимая его работа — Александринский театр . Мне очень нравится проходить мимо этого монументального, но элегантного здания вечером, когда оно подсвечивается и мягко светится так, как ни одна фотография никогда не передаст. Это может показаться странным, но каждый раз, когда я смотрю на это сооружение в темноте, я думаю о белоснежных кружевах. Если вам случится прогуляться туда, я очень рекомендую заглянуть с другой стороны театра и прогуляться по Rossi Street , самой пропорциональной улице в городе. Она прекрасна с любой стороны: ширина равна высоте зданий с обеих сторон — это будет 22 метра, а длина улицы — 220 метров: в десять раз больше ширины!
В середине 19 века ампир достиг своего наивысшего расцвета, который оформился в