Стиль ренессанс в архитектуре: Архитектура эпохи ренессанса

Архитектура эпохи ренессанса

Архитектура Ренессанса — часовня-ротонда Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим, 1502 г.

Понятие «Ренессанс» (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. Возврат античных форм ознаменовал окончание мрачного периода средневековья с религиозным засильем церкви. В эпоху Ренессанса (15-17 вв.) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения. Основой архитектуры Ренессанса являлось наследие зодчества Древней Греции и Древнего Рима: симметрия, пропорциональность, масштабирование относительно параметров человеческого тела, ордерная система, ритмичность в расположении элементов и декора фасадов. В плане здания архитектуры Ренессанса имеют чаще всего прямоугольную форму с осевой симметрией и модульной пропорцией. Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы. Развитию ренессанс-стиля в архитектуре способствовало появлению новых технологий в строительстве и производстве материалов, произошло разделение труда проектировщика-архитектора и мастеров-строителей, у сооружений появились авторы, имена которых были запечатлены на проектах. Ренессансная архитектура была описана в работах Леон Батиста Альберти «Десять книг об архитектуре», которые стали руководством для многих европейских зодчих разных стран. Альберти в собственных проектах применил пилястры для членения стен, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, обработка стен рустом, отделка окон каменной кладкой. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях. В храмовом строительстве зодчие перешли от крестового свода к коробовому своду, а купол опирается на массивные столбы. Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. Марка, палаццо Корне).

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции, архитектор Вазари. 1560-1581 гг.

Начало нового стиля было положено в Италии. Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi.1377—1446 гг.) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi.около 1386-1466 гг.) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима. Здесь они зарисовывали самые разные фрагменты остатков античных сооружений: колонны, профили, карнизы, капители, исследовали фундаменты, планы построек, разбирались в конструктивных особенностях древних зданий. Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах. Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420—1436 гг.). Основной конструкторской находкой купола считается изгиб ребер, который помогает вынести большую нагрузку, а также технология одновременного строительства всех восьми ребер. На основе своих исследований античного зодчества Брунеллески сформировал свой собственный архитектурный язык. Его сооружения были более легкими и изящными по сравнению с античными образцами, лежащими в основе его творчества. Его способ передачи античных форм и декора нашел отражение в постройках Ренессанса, а затем отразился в стиле классицизм, барокко, рококо, ампире. Прототипом архитектуры Ренессанса в жилых постройках 15 в. стало палаццо — городской дворец. В плане это было прямоугольное сооружение с центрально-осевой композицией и внутренним двором. Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. начало строительство 1440 г.). Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.

Палаццо Питти (Palazzo Pitti), архитектор Микелоццо, начало строительства 1440 г.

В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато д’Анджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante. 1444—1514 гг.) Образцом его работы может служить ротонда Темпьетто, построенная в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. В плане — это круглое сооружение с округлым куполом и трехступенчатым основанием, окруженное римско-дорической колоннадой. При папе Юлие II, Браманте работает над реконструкцией Ватикана, создавая единый комплекс из разрозненных построек. Ему принадлежит проект собора св. Петра в Риме с симметричной композицией: в плане — это объединение квадрата с крестом. Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо.

Палаццо Канчоллерия (1483-1526 гг.), архитектор Браманте. Рим.

Представитель ренессанс-стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио (Palladio Andrea.1508-1580 гг.) создавал и церкви, и загородные виллы, внедряя идею «колоссального» ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название «палладианского ордера».

«Колоссальный» ордер Андреа Палладио. Вилла Фоскари (Foscari). 1558-60 гг. Мальконтента. г. Мира.

Во второй половине 16 в. в ренессансной архитектуре чаще появляются сооружения, которые стали более точным воспроизводством строений античной классики, однако, все равно, они были более легкими и изящными. В середине 16 в. был построен западный фасад Лувра (это крыло является самым старым в здании) архитектор Пьетр Леско (Lescot).

Западный фасад Лувра, архитектор Пьетр Леско (Lescot), начало 1546 г.

Philibert Delorme или de l’Orme; 1510 — 1570 гг. был сторонником так называемого французского ордера — сочетания классического ордера и готики, внедрял в конструкции деревянные фермы, килевидные кровли, специфические колонны).

К 17 в. ренессансный стиль в архитектуре стал популярным в разных странах Европы, сочетаясь с этническими традициями. К архитектуре Ренессанса относится замок в Фонтебло (Château de Fontainebleau), Ане (Château d’Anet), Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма. Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (château d’Écouen — ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (château de Blois) во Франции. В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х.де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera; 1530-1597 гг.), в Испании. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Kölner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.

Монастырь Эскориал (El Escorial). Главный архитектор проекта — Хуан Баутиста де Толедо, после 1569 г. работу продолжил Хуану де Эррере. Испания.

В архитектуре Ренессанса использовались приемы и декор времен античности, однако изменились функции возводимых сооружений: уже не строились огромные спортивные сооружения, общественные бани, как в Риме, большие храмы, как в Древней Греции. Соответственно изменилась и масштабность сооружений, которая стала соответствовать размерам человеческого тела. Специфика стиля архитектуры Ренессанса, была создана творчеством зодчих, переосмысливших античное наследие, включая ордерную систему, которая и стала стилеобразующей. Искусство средневековья стало восприниматься как зодчество варваров, однако, мастера продолжали использовать мотивы готики в новых сооружениях в сочетании с новыми приемами, что определило отличия от античности Древней Греции и Древнего Рима. Специфика местных школ под руководством известных мастеров обеспечили разнообразие аспектов зодчества этой эпохи.

Автор текста: М. Костин

Стиль ренессанс в архитектуре: особенности с примерами зданий

Автор Иван Фролов На чтение 7 мин Просмотров 3.5к. Опубликовано

Приветствую всех! Знаете, весна едва настала и все вокруг серое, голое. В парк не сходишь, только и остается, что по городу гулять. Сегодня я хочу рассказать про стиль ренессанс в архитектуре, чтобы и вы увидели немного прекрасного в своем городе. Пора гулять!

Содержание

  1. Немного истории
  2. Признаки стиля
  3. Пара слов об интерьере
  4. Примеры

Немного истории

Сейчас архитектура развивается с просто невероятной скоростью, хорошо, что так было не всегда. Греки и римляне строили свои здания столетиями, потом долгое средневековье с однообразными крепостями. Почему же так вышло?

Наверное, дело в плохой передаче информации. Нет возможности рассчитать новый тип окна или материал стены. Рисковать и строить наугад мало кто решался, вот и строили так, как им рассказал отец или учитель, а тому его учитель и так веками.

А потом настал 14 век, и все отрасли науки стремительно стали развиваться. А уж сколько нового за это время освоили люди. Геометрия, живопись, физика, химия и, конечно, архитектура.

На смену романскому и готическому стилю захотели принести что-то прекрасное, не варварское. А что было до варваров? Римляне! Идеальная в своем виде античность, а главное — придумывать ничего не нужно, главное суметь повторить и адаптировать под более холодный климат.

Зародился стиль, кстати, в Италии. Было на что смотреть. По легенде пара архитекторов, когда мир не понял их творческие устремления в строительстве, просто пошли на развалины римских городов и перерисовывали все идеи древних. Можно сказать, что романский стиль частично плагиатил античность, хотя сейчас считается, что делать похожее не значит копировать. Как вы считаете?

История циклична. Когда-то в Риме религиозность и строгость взглядов сменились светским весельем, что в итоге и привело к упадку Империи. И вот, религиозное и скромное средневековье сменяется свободными мировоззрениями возрождения. Монастыри и храмы отошли на задний план, люди хотели красоты, свободы и богатства в этой жизни сейчас, а не загробной.

Так и родилась архитектура возрождения, да и вообще весь стиль. Взяли идею античности, доработали, переняли мировоззрение, и на смену суровому средневековью пришли прекрасные дворцы.

Из ренессанса позже родился барокко и рококо, но это совсем другая история, в том числе история Санкт-Петербурга. Знаете ли вы, в каком стиле построен Эрмитаж? Напишу в конце, не забудьте свой ответ!

Признаки стиля

Что же так выделяло ренессанс, что его выделило в отдельный стиль? Посмотрим, чем он отличался от античности, а в чем совсем ее повторял.

Признаки античной архитектуры:

  • В плане – прямоугольные;
  • Симметричные;
  • Колонны;
  • Двускатные крыши;
  • Барельефы и горельефы обязательны;
  • Монументальность;
  • Массивное основание с лестницами.

Тут стоит сделать ремарку, что в то время жилые дома были даже не на втором плане – на них всем было просто немного наплевать. А архитекторы самовыражались через дворцы и храмы, а это накладывает многие ограничения. Жилые же дома мало чем отличались от современных дачных времянок, благо климат позволял.

Что же взял стиль возрождения? Обязательно симметрию и монументальность. От этого еще очень долго отойти не могли. Да и сейчас сделать ассиметричный дом красивым может не каждый архитектор.

Хотя все искусство средневековья считалось варварским, это не мешало архитекторам использовать наработки средневековых мастеров и украшения из готики. Такова натура человека.

Постройки обязательно строились пропорциональные и масштабированы относительно человека. От прямоугольника еще не отошли, во всяком случае в массе. Вначале копировали римлян и здания были огромными (окно этого дома – 8 метров).

Но стиль все больше становился утилитарным. Строили монастыри, дворцы мелких чиновников. И ренессанс становился все меньше и меньше, пока не достиг привычных нам высот этажей, размера окон и дверей.

Дом ритмичен (помните статью про ритм?), сам стиль делится на подстили, как в Греции делили на ордера. Окна, карнизы, колонны, декоративные элементы образовывают нотный рисунок, гармоничный и ритмичный. Рисунки тоже делались орнаментами, на греческий мотив.

Ордера выделяют классический, ионический, дорический, французский, колоссальный – и другие, углубляться в которые скучно. Или нет, нужна ли статья по античным ордерам и более поздним их трактовкам и переделкам?

Естественно, пришлось отказаться от храмов без стен, климат не позволял. И вообще, дворцы же строили, а не храмы. Многое было изменено. Например, полуколонны стали в большем приоритете, чем колонны, появились окна и исчезли святилища.

Статуи стали ставить снаружи, а не внутри. Да и статуи теперь ставили полководцам, а не богам. Форму окон переработали под необходимость сначала укрываться от ветра, а потом доработали под стекла.

Материалы становились все совершеннее, можно было делать все более и более изощренные узоры, рельефы, резные элементы. В общем, как-то так и родилось барокко.

Пара слов об интерьере

Естественно, ренессанс не обошел и внутреннее убранство. Здесь тоже правит монументальность и вычурность. Посмотришь – прямо дворец. Главное не перепутать с барокко.

Соблюдались те же законы стиля – симметрия, пропорциональность, орнаменты и общее подражание античности, правда более помпезное.

В память об знаниях в этом стиле, помещения должны быть большими. С высокими потолками, большими окнами. Иначе какой-то странный ренессанс, для детишек. Многоуровневые потолки – любовь всех поклонников стиля. А еще лепнина и вычурные карнизы.

Общая композиция строится вокруг одного объекта. Может, это огромный диван, а может и камин. Украшения не должны слишком отвлекать от центра композиции, поэтому они традиционно делаются из мрамора (или другого камня) или дерева. Но это не касается украшений из ткани. Шторы – массивные, тяжелые и вычурные. Репродукции или подлинники картин той эпохи – признак вкуса и стиля, постарайтесь повесить что-нибудь.

Стены между колонн и арок тоже не должны выглядеть слишком просто или слишком богато и вычурно. Знаете ли вы, что бумажные обои появились совсем недавно? В эпоху Возрождения бумага была по цене как золото, в отличие от ткани. И «обои» делались из ткани. Если у вас есть возможность обтянуть участки стен тканью – это будет очень крутая отсылка к истории стиля.

Пол еще в Древней Греции начали делами мозаикой. Конечно, короли выкладывали мозаику из мрамора, но в условиях современного мира и простая керамика будет хороша. Мозаика выкладывается из симметричных узоров, орнаментами. Мебель должна быть деревянной, выполненной в духе и моде того времени, но при этом практичной и удобной.

В современной квартире такого эффекта не добьешься, но можно попытаться в доме. Или, в крайнем случае, в большой дореволюционной квартире. Попробовали бы?

Примеры

Ну, теория, конечно, нужна, но без практики жизнь совсем уныла. Начнем с Италии.

Переместимся во Франция, вы знали, что самое старое крыло Лувра построено в стиле Возрождения?

А теперь в Россию. Москва, дом на Моховой.

Санкт-Петербург, особняк Дом Кушелева-Безбородко.

Ярославль, дом купца Дунаева. Правда, это псевдо Ренессанс, но весьма похож для обывателя.

Ренессанс побывал и в Нижнем Новгороде, правда архитекторы 16-17 веков брали отдельные элементы, а не всю постройку в целом.

В Америке образовался целый стиль – американский ренессанс. Они считали себя преемниками демократии. Например, Здание суда округа Куахога.

В Сингапуре стоит прекрасное здание синагоги.

Как видите, ренессанс как архитектурный стиль, существует по всему миру. Хотя само Возрождение бушевало только в Европе, но отголоски были повсюду. Даже до дремучей в те времена России смогли добраться и оставить свои следы.

Но домов в стиле ренессанса, построенных во времена расцвета этого стиля, на самом деле мало. Просто стиль был очень популярен, он жил много десятилетий и не умер до сих пор. Сейчас в стиле Возрождения предлагают построить свой собственный дом или дачу.

Ответ на вопрос – Эрмитаж построен в стиле барокко. Кто угадал – молодцы, вы очень эрудированны. Кто нет, читайте дальше и будете легко узнавать все стили. А на сегодня все. Вы узнаете дома, стилизованные под ренессанс в вашем городе? Пишите ответ в комментарии, а лучше и примеры таких домой из вашего города.

С вами была Алла, почти архитектор, жаль диплом по другой теме.

10 Характеристики архитектуры эпохи Возрождения

 

Архитектура эпохи Возрождения как архитектурный стиль появилась в 15 веке во Флоренции, Италия, и оттуда распространилась по всей Европе до конца 16 века. Стиль эпохи Возрождения заменил средневековый готический стиль и черпал вдохновение из римских руин, присутствующих в Италии, а также из книг древних архитекторов, таких как Витрувий. Это стиль, который одновременно возрождает и обновляет техники древних греков и римлян. Ниже представлены основные характеристики, которые позволят вам узнать этот уникальный стиль в любой точке Европы.

 

1. Ключевой список элементов, которые следует искать в архитектуре эпохи Возрождения
«Типы храмов» в Antis and Prostyle , Книга 3, Глава 2 Витрувия, приписываемая члену семьи Сангалло, 1 век до н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Если вы будете помнить о следующем списке элементов, вы сможете легко отличить здания эпохи Возрождения от других. Во-первых, были построены только три типа зданий: церкви, палаццо и виллы. Вилла должна была стать загородной резиденцией, а палаццо — городской резиденцией. Эти типы все еще действуют в остальной части Европы, где палаццо как дворец, а вилла часто превращается в замок.

 

Кроме того, ренессансные здания отличаются плоским классицизмом, а это означает, что стены здания не имеют большой физической глубины в своих украшениях. Чтобы понять это, лучше всего взглянуть на экстерьер в стиле барокко и увидеть, что он отличается большой глубиной в декоре. Еще одним моментом плоскостности является тот факт, что в зданиях никогда не используются изогнутые линии. Все относительно прямо, с несколькими арками.

 

Наиболее распространенными декоративными элементами являются колонны, пилястры, фронтоны, арки, глухие или нет, а также тетивы. Кроме того, разные этажи фасадов часто отмечены украшениями, поэтому можно легко определить, одноэтажное здание или двухэтажное, просто взглянув на него.

 

2. Использование колонн в архитектуре эпохи Возрождения
Столица коринфской колонны, 4-3 века до н.э., греческая, южно-итальянская, тарентинская, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Хотя большинство людей склонны ассоциировать колонны с древнегреческими или римскими храмами, они также являются важной характеристикой архитектуры эпохи Возрождения. После падения Западной Римской империи в 476 г. знания и методы, разработанные римлянами, постепенно были утеряны. В 15 веке люди, жившие в Италии, не знали техники древних римлян. Их окружали руины римских построек, которые они не представляли, как восстанавливать. Однако, поскольку регион Италии заинтересовался старинными рукописями, случайно им попались древние документы, купленные у арабов. Некоторые из них были трактатами по архитектуре.

 

Колонны кажутся легкими в построении элементами, но это только кажется. Без каких-либо знаний о правильной высоте, ширине и правильной точной математической формуле построить столбец не удастся. Найдя книги, в которых объясняются эти детали, архитекторы эпохи Возрождения могли научиться этому. Они также узнали о трех реестрах колонн: дорическом, ионическом и коринфском. Научившись строить колонны, архитекторы сделали их ключевой особенностью большинства зданий эпохи Возрождения.

 

3. Широкое использование геометрических фигур
Ди Лусио Витрувио Поллионе Де архитектурные переводы латиноамериканских книг в вульгарных описаниях: комментарий: & con mirando ordine insigniti Витрувий , 1521, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

  9000 5

Хотя в готической архитектуре используются некоторые геометрические формы, в ней нет понимания их, как в архитектуре эпохи Возрождения. Владение геометрическими формами в архитектуре имеет важное значение, поскольку оно может обеспечить устойчивость здания во времени и правильно использовать пространство.

Это также влияет на высоту здания: чем устойчивее конструкция, тем выше и грандиознее может быть конечный результат.

 

Большинство строительных планов эпохи Возрождения используют в своих проектах круг и квадрат. Это гарантирует, что здание имеет прочный фундамент, но также играет эстетическую роль, делая план полным пропорций. Использование геометрических фигур в планах также заметно на фасадах, потому что большинство из них представляют собой игру кругов, квадратов и треугольников.

 

4. Яркие интерьеры, написанные мастерами эпохи Возрождения
Сикстинская капелла Фреска Микеланджело, 1473-1483, Ватикан, Рим, через Google Arts and Culture

 

Ярко окрашенные интерьеры большинства зданий эпохи Возрождения являются обязательными в этом списке, несмотря на то, что это не совсем архитектурная характеристика. Из-за улучшения как материалов, так и техник фрески часто тесно связаны с искусством эпохи Возрождения.

Сикстинская капелла, безусловно, является самым известным примером, где архитектура обеспечивает надлежащую обстановку для захватывающего дух расписанного интерьера.

 

Количество художников увеличилось во время расцвета искусств в Европе в 15-м и 16-м веках, и меценаты заказывали их больше, чем когда-либо. Это повысило интерес к внутренней отделке. Строгий старинный облик ренессансного экстерьера здания сменился интерьером с расписными фресками на религиозные сюжеты, часто с античными расписными растительными украшениями.

 

5. Возвращение куполов в архитектуру эпохи Возрождения
Купол Флоренции , Собор Санта-Мария-дель-Фьоре работы Филиппо Брунеллески, 1434, via Duomo Firenze

 

Купола — знакомые архитектурные элементы, которые до сих пор широко используются в современных зданиях. Однако они не использовались в средневековой архитектуре и вернулись только в эпоху Возрождения. Благодаря древним авторам, таким как Витрувий, архитекторы смогли найти правильный метод возведения купола.

 

Почему было так сложно заранее? Купол не имеет собственного основания. Вместо этого в качестве фундамента он использует стены здания, поверх которых он установлен. Из-за этого неправильная математическая формула может привести к обрушению здания под тяжестью купола.

 

Самые известные купола эпохи Возрождения – это купола Брунеллески во Флоренции и Микеланджело в Риме. Однако их построение было бы невозможно без теории Витрувия. В этом смысле восстановление древних рукописей снова сыграло значительную роль в развитии архитектуры эпохи Возрождения.

 

6. Важность линейной перспективы в архитектуре
Эскиз линейной перспективы для Поклонение волхвов Леонардо да Винчи, 1481, via Britannica

 

Другим важным открытием эпохи Возрождения стала линейная перспектива. Это открытие было сделано художниками, применявшими его в основном в живописи и графике. Тем не менее, он стал играть решающую роль и в архитектуре. Это произошло благодаря человеческому идеалу эпохи Возрождения, который поощрял людей к универсальному подходу к художественной и интеллектуальной деятельности, избегая тем самым специализации талантов. Из-за этого большинство архитекторов были также и художниками.

 

Поскольку архитекторы были также рисовальщиками или художниками, они также начали использовать линейную перспективу в архитектуре. Первым это сделал Филиппо Брунеллески. Роль линейной перспективы в архитектуре эпохи Возрождения такая же, как и в живописи: она должна направлять взгляд в указанное место и давать ощущение глубины. Ощущение пространства и глубины было жизненно важным, поскольку оно давало то, что мы сегодня назвали бы трехмерным ощущением. Линейная перспектива была полезна для фасадов, поскольку обеспечивала необходимое визуальное руководство для глаз. Зритель следовал по длинным и прямым линиям колонны и достигал ее украшенной капители.

 

7. Смешанные элементы эпохи Возрождения и Древности
Мадонна с младенцем и святые Хуго ван дер Гус , 15 век, через Christie’s

 

Если вы когда-либо смотрели на здание и могли идентифицировать некоторые древние элементы, но не могли понять происхождение всех архитектурных особенностей, вы, скорее всего, смотрели на здание эпохи Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения заимствует многие элементы из древнегреческих и римских построек, но это не точная копия. И архитекторам, и художникам настоятельно рекомендовалось создавать элементы или мотивы, которые хорошо сочетались бы с древними. Даже Микеланджело часто обновлял древние мотивы и советовал своим коллегам делать то же самое.

 

Однако эта свобода не означала, что все возможно. Художник должен был вдохновиться древнегреческой и римской культурой и создать новые элементы, которые все еще казались бы из того же регистра. Говоря более современным языком, художник должен был войти в настроение Древних и творить соответственно.

 

8. Всегда симметричный
Règles des cinq ordres d’architecture Жака Шеро по Виньоле, 1747 г., через Christie’s

 

Поскольку в архитектуре эпохи Возрождения есть пропорции, гармония и линейность, симметрия кажется естественным требованием, завершающим эту картину. Например, художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что отношения, обнаруженные между элементами, подобны математическим отношениям, найденным и выведенным из природы. Если природа, божье творение, математическая, пропорциональная и симметричная, то и рукотворные творения должны быть такими же. Такие художники, как да Винчи, приняли это наблюдение близко к сердцу и стремились создать сбалансированные произведения в своей живописи, скульптуре и архитектуре.

 

В то время как архитектура эпохи Возрождения, безусловно, предлагает множество зданий, симметрия является общим элементом во всем. Это верно для зданий из Нидерландов или Германии, даже если они кажутся сильно отличающимися от своих итальянских аналогов. Это подтверждается просмотром зданий и самых продаваемых архитектурных книг 16 века. Одной из таких книг является архитектурный договор Виньолы, который был продан более чем в 250 международных изданиях в период Возрождения. Сопровождаемая практическими инструкциями и множеством иллюстраций, эта книга была настольной книгой для любого архитектора. Более того, это демонстрирует тесную связь между теорией и практикой в ​​эпоху Возрождения.

 

9. Философия архитектуры эпохи Возрождения
Внутренняя фреска купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре работы Брунеллески, via Duomo Firenze

 

В то время как предыдущие пункты касались более практических характеристик, также стоит упомянуть основную философию зданий эпохи Возрождения. В средние века большие и внушительные здания в готическом стиле стремились использовать свет: огромные витражи создавали для посетителя святую атмосферу. Итак, как изменилась философия архитектуры эпохи Возрождения?

 

Для архитектуры эпохи Возрождения идеал несколько выходил за рамки традиционного и средневекового христианства — он допускал наличие ценных идей и в античной мысли. Таким образом, Ренессанс — это смесь языческой культуры и архитектуры, переделанная под христианские традиции. Великие умы древности больше не изгнаны, но приняты и используются во имя Бога. Образ, который должно иметь здание, — это образ языческого храма, ныне предложенного Богу. Это видно по тому, как построены экстерьеры и интерьеры. Мы видим суровые, языческие экстерьеры с небольшими намеками на христианство, а также расписанные и украшенные интерьеры, рассказывающие библейские истории, например, эпизоды из жизни Иисуса.

 

10. Здания архитектуры эпохи Возрождения, которые вы должны знать
Замок Шамбор, стиль французского ренессанса, построенный Доменико де Кортона по заказу Франциска I, 1519-1547, через Блуа Шамбор

 

Стиль Ренессанс широко представлен во многих зданиях. Вот несколько наиболее ярких примеров:

 

Собор Святого Петра в Риме, Италия. Это великая церковь, которая подчеркивает значительное количество характеристик, обсуждавшихся выше.

 

  • Сант-Андреа в Мантуе, Италия
  • Вилла Капра в Виченце, Италия
  • Шато-де-Шамбор и некоторые части Лувра являются прекрасными примерами из Франции.

 

Кроме того, обязательно нужно знать мастеров итальянского Возрождения:

 

  • Филиппо Брунеллески
  • Лоренцо Гиберти
  • Леон Баттиста Альберти
  • Донато Браманте
  • Джулио Романо
  • Андреа Палладио

 

Благодаря их невероятным работам вы можете получить представление о классических и канонических зданиях эпохи Возрождения, которые вдохновляли всю Европу.

Стиль ренессанс

Скачать PDF

Развитие в Флоренция в течение 19-го века, Итальянское Возрождение получено из повторного открытия классической Античности под влиянием ее литературы, а также искусства. Античность, считающаяся золотым веком искусства и литературы, стала почти исключительным источником вдохновения. Самые красивые и самые наглядные примеры этой Античности можно увидеть в памятниках, однако движение Возрождения началось в архитектуре. Филиппо Брунеллески был предшественником. Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции , построенная в 1424 году, была первым образцом архитектуры эпохи Возрождения. Следовательно, здания строились в соответствии с принципами баланса, симметрии, ритма и соблюдения пропорций.
Архитектор Браманте (1444-1514) взял эти принципы и развил их дальше, особенно в своем шедевре le Tempietto di San Pietro in Montorio , построенном в Риме в 1502 году.0252 Влияние Античности в архитектуре можно распознать по нескольким аспектам:

  • Фасады имеют вертикальную ось симметрии и часто увенчаны фронтоном. Таким же образом на фасадах чередуются пилястры, колонны и ниши.
  • Принципы архитектуры эпохи Возрождения включают в себя пять классических стилей, происходящих из греко-римской архитектуры : дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный.
  •   арки обычно имеют полукруглую форму и часто размещаются особым образом, образуя настоящие аркады. Вновь появилась бочковая аркада, отошедшая от готического стиля.
  • Купол в очередной раз занял почетное место, особенно Брунеллески в базилике Санта-Мария-дель-Фьоре и Браманте в базилике Святого Петра в Риме.

Живопись эпохи Возрождения, вероятно, ознаменовала самый большой разрыв с готическим искусством. Италия с ее гениальными художниками, Рафаэль, Леонардо да Винчи или Микеланджело произвели революцию в методах изображения. Самой большой революционной идеей была перспектива, которую Мазаччо использовал одним из первых, особенно в его Распятии в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции .
Революционный принцип заключается в образном представлении человеческого тела. Таким образом, изучение анатомии позволило художникам соблюдать пропорции и предлагать реалистичные изображения. Витрувианский человек Леонардо де Винчи является образцом этого. В результате классический портрет претерпел значительные изменения, великолепно проиллюстрированные портретами герцога Урбинского Фредерика де Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца, выполненными между 1460 и 1470 годами Пьеро Делла Франческа . Несмотря на это, признанным во всем мире ренессансным портретом по-прежнему является «Мона Лиза» , выполненная Леонардо да Винчи в 1503 году. между 1508 и 1512 годами Микеланджело .


Ренессанс пришел во Францию ​​в начале правления Карла VIII, в конце 15 века. Художники использовали весь декоративный античный репертуар, такой как рифленые пилястры, колонны, поднимающиеся к капителям, гротескные элементы, оружие и доспехи и т. д. Но они также развивали этот источник вдохновения, создавая новые мотивы, такие как картуши, новые формы фризов. , и цветочные венки. Это был также период, когда мифология спорила с религией по поводу затрагиваемых тем. Так в изысканных интерьерах стали появляться фигуры Венеры, Вакха и Марса. Для французского декора этого периода характерно сочетание роскоши и комфорта.
Французский ренессанс можно особенно увидеть в архитектуре замков, особенно в районе долины Луары. Замки Шамбор, Экуан, Блуа, Шенонсо – красивейшие образцы архитектуры французского Возрождения .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *