Архитектурные стили зданий
Архитектурные стили в оформлении фасадов зданий вобрали в себя определенные черты и признаки, характерные для конкретных сооружений, возведенных в разные эпохи разными народами. Данные различия можно наблюдать как в функциональных, так и в художественных аспектах. При возведении зданий в каждую эпоху были использованы разные материалы, художественные приемы и непосредственное назначение самих сооружений. Эпохи сменяли одну за другой, а вместе с ними менялись и традиции, понятия о красоте, идеология. Отсюда и такое многообразие форм, приемов и отличительных черт всех сооружений.
Какие существуют архитектурные стили?
Различают следующие архитектурные стили:
1. К архаичной архитектуре относятся сооружения, возведенные вплоть до V века до нашей эры. Для них характерны простота форм, большие размеры и геометричность (Египетский храм).
2. Античный стиль берет свое начало в Древней Греции. Для таких сооружений характерны симметричность форм, большие размеры и наличие массивных колонн. Много сооружений тех времен не дошли до нас в неизменном виде, часть из них удалось реставрировать, стараясь не упустить ни одной архитектурной особенности. Например: Храм Геры в Олимпии.
3. Стиль, получивший свое название лишь в XIX веке, несмотря на то, что зародился он еще в X веке – романский стиль. Сооружения этой эпохи представляли собой многообразие геометрических фигур: куб, цилиндр, призму (Замок Алькасар).
4. На смену романскому стилю пришла готика, распространившаяся по всем городам Франции. Отличительными чертами готического стиля стали богатый декор, стрельчатые своды, направленные ввысь. Кёльнский собор в Германии выполнен именно в таком стиле.
5. Ренессанс или эпоха Возрождения берет свое начало в XV веке, в Италии. Симметричность геометрических фигур, арочные полукруги, купола в виде полусфер – отличительные черты нового стиля.
6. В XVII веке в Риме возник еще один стиль, сменяющий предыдущий и распространившийся в дальнейшем в разные страны – барокко. Главной отличительной чертой является искривленная линия, разнообразие декора и купола, состоящие из нескольких ярусов.
7. Стиль Рококо в XVIII веке зародился во Франции. Здания, которые оформленные в этом стиле стремятся, быть лёгкими и непринужденными, стараются избежать строгой симметричности.
8. Направление классицизм в архитектурных стилях зданий появляется в середине 18- 19 века во Франции. Главной характерной особенностью его было обращение к течению античного искусства. Для стиля классицизма очень свойственны симметричные композиции, сдержанность декора, а также регулярность планировки и четкость объемной формы.
9. Модерн, как архитектурный стиль берет свое начало в Европе. Характерная черта данного стиля – это уход от классики и использование материалов таких как: бетон, металл, железобетон. Это направление, очень популярно начиная с 1890 до 1910 года.
10. Архитектурный стиль здания под названием модернизм переводиться, как современная архитектура. Это новое направление в архитектуре 20 века. Возникают тенденции, которые несут в себе переломное содержание. Оно связанно с полным обновлением форм и конструкций, а также с отказом от стилей прошлых поколений. Годы существования с 1900 по 1980.
11. Постмодернизм представляет собой совокупность течений, которые пришли на смену модернизму. Зародившийся в 1960-х данный стиль продолжается существовать сейчас.
12. В 1970 году в период позднего модернизма появился стиль хай-тек. Широкое применение он нашел в 1980 году.
В наше время, на улицах современных городов вы можете встретить здания, которые будут оформлены в разных архитектурных стилях.
Архитектурные стили, «визитки» города — Книга-фотоальбом «Пермь. Три столетия»
Горизонтальная двухэтажная купеческая Пермь соединилась с вертикальными, устремленными ввысь постройками.
Архитектурный облик Перми призван был подчеркнуть ее статус центра обширных территорий. Еще недавно бывшая заводской слободой, Пермь не имела собственных архитекторов. Поэтому разработку стратегии застройки города взяла на себя «Комиссия каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы». Ее руководителем, петербургским архитектором и теоретиком архитектуры Иваном Лемом в 1784 году был разработан первый генеральный план Перми. Река Кама стала основной осью, относительно которой выстраивался город.
Современная ПермьК планам регулярной застройки губернской столицы «руку приложил» и сам губернатор Карл Модерах, который до Перми имел опыт в строительстве Санкт-Петербурга. По плану, намеченному Модерахом, осуществлялась застройка города в течение всего XIX в. Расчеты оказались настолько продуманными, что, по замечанию Мельникова-Печорского, «Пермь построена правильнее Нью-Йорка и поражает всякого приезжего прямотой своих улиц».
Классицизм
В свое время в создании своеобразного лица нашего города участвовали такие известные зодчие России: М.Казаков, П.Васильев, Н.Львов, академики архитектуры В.Стасов, Ю.Дютель, С.Чернышев и, конечно, И.Свиязев, один из столпов русского классицизма. Благодаря своим талантам этот крепостной княгини В.А. Шаховской смог получить вольную, что открыло ему дорогу к профессиональной деятельности в качестве архитектора. Автор «Руководства к архитектуре», по которому училось не одно поколение русских мастеров, собственно в Перми он построил больше тридцати зданий: ротонду в городском саду, училище для детей канцелярских служащих (корпус педагогического университетата), комплекс зданий духовной семинарии, дом гражданского губернатора, особняк Н.К. Крылова, дом Благородного Собрания, здания медеплавильной фабрики Мотовилихинского завода и др.
Ротонда в парке им. Горького. Построена в 1824 году. Архитектор И. Свиязев. Ротонду возводили к приезду Александра I, который был в городе проездом / Rotunda in Gorky ParkСпасо-Преображенский кафедральный собор, 1799–1834 гг. (Пермская государственная художественная галерея). Архитекторы: М. Ф. Казаков,Ф. М. Росляков, П. Т. Васильев, И. И. Свиязев / The Spaso-Preobrazhensky CathedralДаже современные здания несут в себе некий отблеск свиязевского гения. Так, новый дом, поднявшийся во дворе на углу улиц Пушкина и Сибирской (мастерская архитектора Г.Возженникова) венчает классический портик — как отдаленное, вознесенное под облака отражение свиязевской постройки. Особенно красиво смотрится здание в вечерней подсветке. Такое решение воспринимается как некий рефрен в веках, уважительный реверанс современных зодчих по отношению к наследию своего предшественника.
Пермский модерн
Процесс самоидентификации, поиски национального своеобразия нашли свое яркое выражение в архитектуре. Всенародный патриотический подъем, рожденный в годы Отечественной войны 1812 года, предопределил социальный заказ на национальный стиль в культуре. Ведущим мэтром по разработке «русско-византийского» стиля выступил архитектор К.А.Тон, который разработал альбом «образцовых» проектов церквей. Именно по рекомендованному проекту Константина Тона в 1845—1849гг. строится Слудская Свято-Троицкая церковь в Перми, ныне кафедральный собор Пермской епархии. Возможно, также с использованием наработок К.А.Тона возводился Успенский храм женского монастыря (1878—1879гг.).
Свято-Троицкий кафедральный собор (Слудская церковь) / Saint-Trinity cathedral (Sludskaya Church)В 1845–1849 году по проекту архитектора Г.П.Летучего происходит закладка и строительство собора. Храм построен в русско-византийском стиле.
В губернской столице появляются строения как в русско-византийском, так и в новорусском стиле.
Вознесенский храм (Феодосьевская церковь)/ The Voznesensko-Feodosevskaya ChurchХрам Вознесенский построен по проекту архитектора А. И. Ожегова. Это один из последних, наиболее ярких образцов культовой архитектуры Перми. Храм был построен в стиле модерн в подражание архитектурным формам древнерусского зодчества.
Предыстория строительства церкви во имя Вознесения Христова, или, как ее чаще называют пермяки, Феодосьевской (один из приделов церкви носит имя Святого Феодосия Черниговского), связана с именем пермского купца, который подарил принадлежащую ему землю под строительство храма и усадьбы Вознесенской церкви.
Талантливой интерпретацией форм древнерусского зодчества отмечены храмы, возведенные по проектам архитектора А.И.Ожегова: Феодосьевская церковь (1910г.) и Успенская церковь на старом кладбище (1905г.).
Вознесенский храм (Феодосьевская церковь)/ The Voznesensko-Feodosevskaya ChurchСтроительство начали в 1900 году по проекту А.И.Ожегова. Храм был освящен во имя Успения Божией Матери в 1905 г.
(Мотовилихинский район, Старое Егошихинское кладбище).Отмечая неоднородность модерна как стиля, специалисты приходят к выводу, что было немало успешных попыток творчески интерпретировать находки предшественников, соединить элементы древнерусского зодчества с новыми приемами. Модерн с национальным оттенком проявился в нескольких пермских постройках. К лучшим образчикам древнерусских стилизаций относится здание, построенное в 1910 году архитектором В.А. Кендржинским для Кирилло-Мефодиевского училища (угол ул. Пушкина и Комсомольского проспекта, ныне здесь центр детского развития творчества «Муравейник»). Отметим, что здание, напоминающее одновременно и боярский терем, и дорогой ларец, относится к немногочисленным пермским объектам культурного наследия федерального значения, как и Казанская церковь-усыпальница крупных пароходчиков и меценатов Каменских (ул. Плеханова, 39). Над заказом для Успенского женского монастыря по приглашению члена Госсовета России Ивана Григорьевича Каменского работали выдающиеся мастера русского искусства Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Рерих.
Красивый вместительный дом из красного кирпича был построен в 1887 году для женской гимназии, названной по Высочайшему соизволению Мариинской, в честь императрицы Марии Федоровны, матери последнего российского самодержца. И размеры постройки, с домовой церковью, и оригинальный проект, заказанный одному из лучших зодчих того времени академику Ю. И. Дютелю, — все укрепляло репутацию Пермского земства как одного из самых сильных в России, развивающих образование не из остаточных средств. Не случайно именно в здании гимназии состоялось открытие старейшего на Урале университета. Ныне здесь расположен Пермский аграрно-технологический университет.
В стиле модерн с национальным оттенком были построены также здания часовни Св. Стефана Великопермского (1887г., Комсомольский пр.,18), летней биржи (1908г., сад Решетникова, снесено), училища для слепых детей (ул. Сибирская, 80, ныне здесь школа № 22), вокзала Пермь I (1876г., ул.Монастырская).
Школа №22 (Бывшее училище для слепых детей) / School №22 (Ex-сollege for blind children)Есть в Перми и довольно редкий образчик промышленной архитектуры, это корпус для спиртоочистительного завода на ул. Набережной (Окулова, 73а), выстроенный в национальном стиле предположительно архитектором В.В. Попатенко в 1894 году.
Сейчас в этом здании с чудесными окнами, напоминающими нарядные головные женские уборы — кокошники, расположен хлебозавод.
В начале ХХ века на ул. Покровской появляется прекрасный образчик «живописного модерна» — Дом с фигурами, построенный для «чайных королей» Грибушиных по проекту архитектора Александра Турчевича.
В тот же период бурного развития капитализма в Перми появляется много зданий так называемой «ропетовской архитектуры», отвечающих прихотливым вкусам крупных пермских купцов и домовладельцев. Архитектор И.П. Ропет (псевдоним И.Н. Петрова) стал лидером направления, перенесшего формы народного прикладного искусства в архитектурную орнаментику. Несколько маленьких деревянных шедевров в этом стиле были выстроены на рубеже XIX–XX вв. На ул. Вознесенской стоял настоящий деревянный терем с изумительно прорисованным фронтоном, изящной главкой, окнами-«окладами». Дом-игрушку, дом-сказку строил архитектор и художник Николай Александрович Пермяков. Увы, авторство удалось установить слишком поздно, когда здание уже было снесено. До наших дней сохранился «резной домик К.Ф. Токаревой» (улица Пермская, 67).
Необычна своим сказочно-пряничным убранством архитектура храма Св. Князя Владимира и Тихона Задонского, выстроенного по проекту талантливого архитектора А.Б. Турчевича в 90-х гг. (ул. Кировоградская, 194).
Храм Св. Князя Владимира / The Temple of St. Prince VladimirАрхитектор А. Б. Турчевич. Построен в 1906 г. К сожалению, после пожара восстановить все узорочье в полном объеме не удалось.
Пермская эклектика
Своеобразие Перми создают купеческие одно- и двухэтажные особняки, бревенчатые терема с витиевато резными, будто кружево, гребнями крыш и наличников, и каменные здания присутственных мест, и тюремные толстостенные замки, чье присутствие в городе не позволяет нашей ностальгии по минувшему иметь только мажорную тональность. Напоминанием о временах советских репрессий является высотное здание с башенкой на Комсомольской площади, которую в народе прозвали «башней смерти» (1952, арх. М. Парелешин).
Контраст эпох, стилей и направлений добавляет городскому ландшафту динамики. А особая эклектичность создает свойственное только Перми обаяние.
Пермь запоминается своими оригинальным зданиями, ставшими архитектурными символами столицы Прикамья. Это в первую очередь Всехсвятская и Петропавловская церкви, Спасо-Преображенский собор и архиерейский дом, ротонда.
Заменивший ветхое деревянное здание собор святых Петра и Павла стал первым каменным зданием Перми. Многоярусная колокольня и пятикупольный храм, выполненные в стиле русского барокко, поражают своим архитектурным величием и богатым убранством.
Собор Святых Петра и Павла/ The Peter and Paul CathedralКаменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с приделом великомученицы Екатерины была заложена рядом с деревянной церковью егошихинского селения, которая хоть и уцелела во время великого пожара 1759г., позднее была упразднена из-за ветхости.
Новая каменная церковь была освящена 23 ноября 1764г. и стала первым каменным зданием будущей Перми. Многоярусная колокольня и пятикупольный храм, выполненные в стиле русского барокко, поражали своим архитектурным величием и богатым убранством. Отметим, что известно лишь одно сооружение подобного типа — это храм Ивана Воина в Москве на Якиманке.
В 1800г. Петропавловский собор был обновлен: на церкви был возведен новый купол. «Выше и краше прежнего», — как пишет современник.
К началу XIX века, когда Пермь насчитывала четыре церкви, Петропавловская считалась соборной.
К разряду особо ценных относится постройка, которую в обиходе называют по привычке усыпальницей Каменских — Казанская церковь Успенского женского монастыря (дворовая территория между ул. Плеханова и Хохрякова). В создании и оформлении этой жемчужины русского искусства начала века участвовали великие мастера В. Васнецов, Н. Рерих, М. Нестеров. Два майоликовых панно Н. Рериха украшают стены церкви, иконостас его же работы хранится в Пермской галерее, а одна из икон — в музее Екатеринбурга. «Распятие», потрясающе сильное творение М. Нестерова, выполненное им для склепа братьев Каменских, хранится в запасниках галереи.
Церковь Казанской Божьей матери/ The Church of Our Lady of KazanКазанский храм построен по проектам В. М.Васнецова в древнерусском стиле.
Лицо города трудно представить и без таких социальных обобщений на архитектурном языке, как Дом ученых (Комсомольский пр., 49), Дом художника (ул. Горького, 27), Дом чекистов (ул. Сибирская, 30). Последний из названных, построенный в 1932 году, задумывался зодчим Н. А. Шваревым (кстати, бывшим колчаковским авиатором) как целый комплекс, как «городок чекистов», который в итоге составил бы слово «Сталин». В силу разных причин на свет явилась только первая буква советского конструктивизма — «С». Так «самый престижный» дом для советской элиты, повторившей судьбу жильцов московского «Дома на набережной», и стоит одиноким молчаливым памятником эпохи.
В дооктябрьскую пору строили Дом трудолюбия, Народный дом. А после победы диктатуры пролетариата в городе появились Дом обороны, Дом колхозника, Дом грузчика. В 1930 году по проекту архитектора Ф. Е. Морогова был сдан первый жилой высотный Дом горсовета (угол улиц 25 Октября и Екатерининской). Высотным тогда называли здание в пять этажей. Все эти дома-«гнезда» — зримые свидетели времени.
Здание на перекрестке улиц Екатерининская и 25 Октября / Soviet architecture at the Crossroads of Ekaterininskaya and 25 October streetsВ период так называемой социалистической реконструкции в Перми появились «соцгородки» немецкой школы Баухаус, известного зодчего Ханнеса Мейера (в Закамске и Мотовилихе). Ставятся на учет по охране объекты культурного наследия и строения так называемого «сталинского ренессанса», к которому относится, к примеру, Комсомольский проспект — главная магистраль и городской центр советской поры, несущий на себе отпечаток победительного пафоса послевоенного «имперского стиля».
в Перми можно легко составить каталог всех архитектурных стилей. Тут вам и классицизм, и провинциальное барокко православных храмов, и готика западных церквей, и «а ля рюс» модерн, и конструктивизм. и, разумеется, чудная и причудливая эклектика, в которой, говоря словами поэта, «слился ложный мавританский с непреложным рококо».
Здание Крестьянского поземельного банка – сейчас здесь находится Управление ФСБ. Архитектор А. Б. Турчевич / Building of the Peasant Underground Bank – Federal Safety Service Building ОАО Пермглавснаб (Дом со львами). Архитектор Чернов / Open Join-Stock Company Permglavsnab Новая архитектура на перекрестке ул. Куйбышева и ул. Революции / New Architecture at the Crossroadsof Kuibyshev and Revolutsi streetsВ последние годы лицо города меняется. Реконструированы скверы и парки.
Свое 300-летие Пермь встречает нарядной и обновленной. Преобразилась эспланада.
Улица Петропавловская / Petropavlovskaya StreetОт Соборной площади до Комсомольской реконструирована главная ось Перми — стержень города — Комсомольский проспект. На центральном проспекте появилась архитектурная подсветка зданий. Устремились в небо многоэтажные здания новых жилых кварталов. 300 лет — солидный возраст, большая история. Эта история продолжается сегодня.
Комсомольский проспект, вид на Октябрьскую площадь / Komsomolsky Avenue, view of Oktyabrskaya SquareИз домов и перекрестков складывается мозаика большого полотна, носящего имя Пермь.
Панорама города / City panoramaСегодня города России стремятся ориентироваться на европейский стиль архитектуры. Построенные в последние десятилетия здания отличаются плавностью форм и дизайном, взятым из произведений фантастики.
Административное здание, архитектор Футлик / Administrative building, architect Futlik Административное здание на ул. Екатерининская / Office building on the street Ekaterininskaya«Визитки» города
Взглянув на фотографии столетней давности, выходившие с надписями «Пролетом через Пермь», «Привет из Перми», мы можем сказать: объектов, которые причислялись нашими предками к своеобразным символам города, было сравнительно немного. Это прежде всего Кама, пароходы и набережная, дом пароходчика Мешкова, городской театр, Загородный сад с ротондой, Петропавловский собор, Сибирская улица. С появлением железной дороги к этим видовым «визиткам» прибавились два вокзала, Пермь I (прекрасный образчик постройки в новорусском стиле) и Пермь II (до перестройки это был шедевр в стиле модерн), а также здание управления железной дороги и два моста: один — через широкую Каму, а другой — через речушку Данилиху с видом на Успенский женский монастырь. Почти все эти знаковые для города объекты дошли до нас, время не пощадило Успенский монастырь, а также мостик через Данилиху, которой дали сейчас искусственное русло — речку спрятали в трубу.
В начале XX века пермские фотографы выпускали фотоколлажи и композиции «Привет из Перми!» с видами лучших зданий города.Одна из «визиток» Перми — дом Вердеревского. Название получил по имени первого владельца здания председателя казенной палаты Василия Евграфовича Вердеревского. Есть и другие, столь же популярные названия этого здания: особняк Протопоповых и еще «Центральные номера», поскольку в дореволюционный период там находилась одноименная гостиница.
Улица Монастырская. Особняк Протопоповых / Private residence of merchant ProtopopovС 1903 по 1908 год гостиничные номера принадлежали П. Я. Алалыпину. С 1909 года дом стал собственностью В. Д. Ветошкина, владельца парохода «Максимилиан», ходившего по реке между Пермью и Верхней Курьей. В это же время в здании располагались фотографический салон Зинаиды Метаниевой и типография А. П. Каменского.
В 1920-х годах в нем размещалась гостиница «Уральская» и ресторан «Заря». 31 января 1928 года в гостинице «Заря», расположенной в здании, поселился поэт В. В. Маяковский, но не найдя бильярда, на следующее же утро он выехал из гостиницы.
В 1990-е годы в здании разместился и находится до сих пор Пермский филиал ЗАО «Транскапиталбанка».
Many visitors liked the city on the Kama not only for its gorgeous river but also for its buildings. «Perm is built more precisely than New York,» said a writer in the XIX century. That, however, is no wonder as Perm Governor Karl Moderakh, who had a hand in developing the regional capital, previously took part in the construction of St. Petersburg.
Tourists remember the city for its one-of-a-kind buildings, which have become its architectural landmarks. In Perm they are cultural monuments of national importance: All Saints and Peter and Paul Cathedral, the Cathedral of the Transfiguration of the Savior, the Episcopal House and the Rotunda.
Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь/ The Svyato-Troitsky Stephen’s MonasteryMonasteries and temples were the first stone buildings in Perm. When a church opened, a settlement acquired the status of a civilized, habitable place. The progress and piety of people were judged upon the quantity of the houses of worship.
In Perm, it is possible to catalog all architectural styles. Here you can find classicism and provincial baroque of orthodox temples, the gothic style of western churches, «a la Russe,» modernism and constructionism.
City visitors often express their delight and astonishment with «the Perm’s contrasts.» The face of the city has been changing considerably lately, and the old horizontal two-storied merchant Perm is mixing with the vertical constructions aimed high in the sky.
Komsomolsky Avenue stands out from all other streets. It is the main artery and the city center, which bears the imprint of the imperial style of the Soviet epoch with numerous buildings in Socialist Classicism (Stalinist style).
The city’s architecture is very diverse, and one can meet all epochs in the streets of the regional capital. The mosaic of houses and crossroads makes the big canvas named Perm.
Искусство архитектуры – Harvard Gazette
Гарвард – это приглушенный красный кирпич и раствор. Это его публичный образ. Но оглянитесь вокруг, и вы быстро увидите множество кампусов, построенных из дерева, гранита, мрамора, бетона, стали и стекла.
В то время как кирпичные здания Ярда и неогеоргианских домов у реки представляют собой ожидаемый образ плющевого классицизма, Университет на самом деле имеет широкий диапазон стилей зданий, которые, вместе взятые, составляют неформальную историю американской архитектуры. Прогуливаясь, можно прогуляться по почти 300-летнему инновационному дизайну.
Эклектичная архитектурная смесь Гарварда помогает объяснить его ценности, его академические приоритеты, его реакцию на новые методы обучения, его стремление к более тесному сотрудничеству, его принятие городской среды и его постоянную гибкость. Начиная с 1636 года, чиновники Гарварда решали, что строить, структура за структурой. Но где-то по пути искусственная среда начала оказывать обратное влияние, влияя на то, как преподаватели, студенты и сотрудники ведут себя и взаимодействуют в повседневной жизни. В результате кампус приобрел то, что можно было бы назвать «гарвардским стилем».
Позолоченные здания
Крис Сниббе/штатный фотограф Гарварда
Север Холл
Построенный в 1880 году, Север Холл является продуктом известного архитектора и выпускника Гарварда Генри Хобсона Ричардсона. Используя свой смелый романский стиль, Ричардсон создал Sever из красного кирпича, но также включил в свой дизайн пышный орнамент.
Карпентер-центр
В 1963 году Ле Корбюзье, еще один знаменитый архитектор, добавил шок современности на Куинси-стрит, где открылся его Карпентер-центр визуальных искусств в противовес большому кирпичному музею Фогга по соседству.
Центр Холиок
Внутри и снаружи Центра Холиок Серта магазины и рестораны создают оживленный городской пейзаж.
Массачусетс-холл
Среди примерно 660 зданий Гарварда Массачусетс-холл является самым старым. Ранний георгианский стиль, его простая конструкция, симметрия и скромные акценты, такие как пояс, ряд приподнятых кирпичей, идущих вдоль фасада, делают его архитектурным фаворитом многих критиков.
Harkness Commons
Знаменитый архитектор Уолтер Гропиус, основатель школы Баухаус, спроектировал Гарвардский центр для выпускников, ныне известный как Harkness Commons, комплекс зданий, который стал первой модернистской постройкой на территории кампуса.
University Hall
University Hall был спроектирован известным архитектором и выпускником Гарварда Чарльзом Булфинчем в 1813 году.
Научный центр
Бывший декан GSD Хосеп Луис Серт спроектировал Научный центр, показанный здесь, на фоне розового неба.
«В кампусе Гарварда есть качество интимности и адаптируемости, которое четко отличает его от других университетов», — сказала Андреа Леерс, бывший директор магистерских программ по городскому дизайну и адъюнкт-профессор архитектуры и городского дизайна в Высшей школе Гарварда. дизайна (GSD).
Лирс, который работал над проектами Гарварда, включая расширение Научного центра и театра Нового колледжа, сказал: «Различные архитектурные стили в непрерывности ткани кампуса Гарварда говорят о непосредственности, богатстве и разнообразии интеллектуальной жизни. кампуса… Гибкость отношения к архитектуре Гарварда отражает его фундаментальный дух открытости и исследования».
«Здания в любом академическом учреждении представляют и обеспечивают его стремления и деятельность», — сказал декан GSD Мохсен Мостафави. «Многие здания Гарварда представляют собой своеобразные образцы архитектуры. Они представляют университет как учебное заведение мирового уровня, но в сдержанной манере».
В Гарварде нет застекленного пруда кампуса или безмятежной центральной зелени, как во многих университетах. Двор, который ближе всего к традиционной зелени кампуса, усеян зданиями. Сплоченная близость структур университета, широта их стилей, небольшая зелень и шумная, дикая общественная площадь в центре Гарварда делают его необычным кампусом, где преподаватели и студенты должны регулярно взаимодействовать.
В последние десятилетия здания даже проектируются таким образом, чтобы их интерьеры стимулировали академическое взаимодействие. Gund Hall GSD, спроектированный австралийским архитектором и выпускником GSD Джоном Эндрюсом и законченный в 1972, показывает, как педагогика университета усиливается за счет дизайна здания, — сказал Мостафави, который также является профессором дизайна Александра и Виктории Уайли.
«Открытая планировка зала предоставляет исключительную возможность для взаимного обогащения и сотрудничества между различными дисциплинами, — сказал он, — и способствует необычной степени взаимодействия, чего было бы труднее достичь в отдельных замкнутых пространствах или комнатах».
В северо-западном углу кампуса продолжается строительство нового здания Гарвардской школы права (HLS), которое будет состоять из многофункциональных кластерных классов с вращающимися стульями, которые позволят проводить небольшие групповые чаты, обсуждения в классе или лекции, в зависимости от того, что необходимо для учение под рукой.
В последнее время Гарвард также продвигает интерактивность на открытом воздухе. В прошлом году умная кампания зарядила Верфь энергией. Кампания предлагала прохожим остановиться и сесть на яркие стулья, перекусить или попробовать искусство.
«Я считаю, что люди реагируют на застроенную среду как с точки зрения физического дизайна, так и в отношении того, как пространство запрограммировано, и ресурсов, предоставленных ему», — сказала Таня Ятридис, директор отдела планирования университета. «Гарвардский двор, культовое сердце кампуса, при всех своих достоинствах не раскрывает свой потенциал как просто место, где можно пройти без остановки».
«Приглашение, сбор и поощрение людей задержаться путем установки стульев, киосков с едой и художественных представлений во дворе, как это было реализовано в рамках инициативы «Общие пространства», изменило повседневное взаимодействие в кампусе», — сказала она.
Со временем колледж, основанный на краю американской дикой природы, адаптировался к своему росту и новым академическим потребностям. Раньше кампус представлял собой замкнутую группу зданий в саду. Вспомним Массачусетский зал, построенный в 1721 году.0003
В начале 1800-х Юниверсити-холл нарушил традиции, когда был построен из белого гранита на участке напротив Массачусетс-холла. Новый строительный материал резко отличался от традиционного кирпича, а центральное расположение здания помогло определить будущее развитие двора.
На заре 20-го века Гарвард расширил свою физическую досягаемость до реки Чарльз, где первые студенческие дома открыли эру культовых взглядов и общественного участия.
В 1950-х годах Гарвард отказался от своего классического облика. Знаменитый архитектор Уолтер Гропиус, основатель школы Баухаус, спроектировал Гарвардский центр выпускников, ныне известный как Harkness Commons, группу зданий, которые стали первой модернистской структурой на территории кампуса.
В 1963 году Ле Корбюзье, еще один знаменитый архитектор, добавил современности на Куинси-стрит, где открылся его Карпентер-центр визуальных искусств, противопоставленный величественному кирпичному музею Фогга по соседству. К 1965 году над Гарвардской площадью возвышался стеклянный и бетонный фасад 10-этажного центра Холиок, построенного деканом GSD Хосепом Луисом Сертом.
Десять лет назад Гарвард принял новую этику экологической устойчивости. Часто результатом этого сдвига является ремонт, а не строительство. Вспомним Landmark Center в Бостоне, часть старого здания Sears Building, которое Гарвардская школа общественного здравоохранения (HSPH) переоборудовала в соответствии с современными экологическими стандартами.
Архитектурные изменения с течением времени
Среди примерно 660 зданий Гарварда Массачусетс-холл является самым старым. Ранний георгианский стиль, его простая конструкция, симметрия и скромные акценты, такие как пояс, ряд приподнятых кирпичей, идущих вдоль фасада, делают его архитектурным фаворитом многих критиков.
«Никогда не было лучшего примера того, как просто задуманное, прямолинейное здание, лишенное каких-либо претензий, может добиться признания, которое снова и снова ускользает от более тщательно продуманных усилий», — писал Дуглас Шанд-Туччи, историк американского искусства и архитектуры, в своей книге «Путеводитель по кампусу: Гарвардский университет».
Массачусетс-холл был резиденцией, учебным помещением, казармой во время американской революции, домом для неофициальной обсерватории и предшественником современной лаборатории («Аппаратная палата», в которую входило оборудование, приобретенное Бенджамином Франклином). Сегодня в нем находятся офисы президента Гарварда и высшего руководства, а на верхнем этаже — общежитие для первокурсников.
«Это очень необычное перекрестное программирование», — сказал Мостафави о двойной функции зала как офиса и жилья. «Поскольку это Дом, на самом деле это не здание, представляющее силу. Тот факт, что президент находится в относительно скромном здании, кое-что говорит о приоритетах и ценностях Университета».
Неподалеку, Театр Трехсотлетия, открытая арена Гарварда в Старом дворе, которая используется для общественных собраний и проводов старшего поколения, ограничена четырьмя примерами разнообразия зданий: Мемориальной церковью, Северным залом, Университетским залом и колоссальной библиотекой Уайденера.
Построенный в 1880 году, Север Холл является продуктом известного архитектора и выпускника Гарварда Генри Хобсона Ричардсона. Используя свой смелый романский стиль, Ричардсон создал Sever из красного кирпича, но также включил в свой дизайн пышный орнамент.
«Посмотрите, какие глубокие стены, украшения вокруг окон и кирпич особой формы, а также текстуру и тени здания, его впечатляющую крышу», — сказал Алекс Кригер, профессор городского дизайна, во время экскурсии по Двору. . «В этом есть невероятно сладострастное качество».
Север стоит перед культовым Университетским залом, спроектированным известным архитектором и выпускником Гарварда Чарльзом Булфинчем в 1813 году. Его использование белого мрамора в колониальном возрождении и федеральном стиле выделяет его. Его расположение «устанавливало масштаб Двора и придавало ему визуальную согласованность», — писал Бейнбридж Бантинг в книге «Гарвард: история архитектуры», написанной в соавторстве с Маргарет Хендерсон Флойд. Вместо того, чтобы смотреть на соседнюю улицу, «колледж теперь начал развивать просторную академическую территорию, обращенную внутрь, со зданием Булфинча в его центре».
Окраины Старого двора позволяют заглянуть в современную эпоху. На протяжении веков планировщики кампуса предпочитали не полностью ограждать двор, как это делали их предшественники в Англии, университеты Оксфорда и Кембриджа. Вместо этого планировщики оставили пробелы, позволяя проходящим увидеть то, что Кригер назвал «обещанием чего-то другого».
«Вы всегда идете по диагонали, вы всегда видите следующее пространство за ним», — сказал Кригер. «Над вершинами этих старых и почтенных зданий вы видите вершину Научного центра или Мемориального зала. Это замечательная идея городского дизайна. Это дает вам ощущение того, что находится за его пределами».
«Что особенного в гарвардском кампусе для меня, — добавил Кригер, — так это то, что, хотя он имеет большое, красивое, любимое и нетронутое историческое ядро, которое воплощает в себе «бренд Гарварда», он также демонстрирует доверие каждого поколения его строителей, строящих то, что казалось им подходящим и знаковым».
Свадьба старого и нового
Beyond the Yard — это смешение стилей и дизайнов, от бетона и стекла Научного центра до соседнего богато украшенного кирпича и сланца Мемориального зала высокой викторианской готики. В кампусе HLS романский Остин-холл Ричардсона находится рядом с небольшим домом Ганнетта в стиле греческого возрождения. В Гарвардской богословской школе Университетский готический зал Andover Hall находится через дорогу от Центра изучения мировых религий Серта и спроектирован как скромное жилое пространство с открытым двором.
Строительные проекты Университета все чаще объединяют старое и новое. Обновление и расширение Гарвардских художественных музеев является примером этой важной взаимосвязи. Проект итальянского архитектурного корифея Ренцо Пиано объединит музеи Фогга, Буш-Райзингера и Артура М. Саклера в одном здании. Проект сохранит скелет оригинальной структуры Музея Фогга 1927 года и его любимый интерьер Calderwood Courtyard. Но новое дополнение будет современным, с в основном деревянным экстерьером.
Дополнительные площади галереи, классы, лекционный зал, а также расширенные учебные зоны и консервационные лаборатории в новой стеклянной конструкции на крыше расширят доступ к коллекциям, улучшат кураторское сотрудничество и расширит роль музеев в учебной программе бакалавриата. Планировщики проекта тщательно разместили новую пристройку к крыше, чтобы фасад здания, если смотреть со двора, практически не изменился.
«Это будет очень красивая и ясная презентация того, как вы можете добавить что-то к старому, почтенному зданию», — сказал Кригер.
По соседству, Карпентер-центр, широкий круг и квадрат из бетона, разделенные пополам выдающейся рампой, вызвал брови и гнев, когда он был построен в 1960-х годах. Это единственное здание в стране, построенное Ле Корбюзье, рабочее имя уважаемого архитектора Шарля-Эдуара Жаннере. В то время как некоторые ранние критики возражали против размещения такого современного произведения между величественным Факультетским клубом и Фоггом, со временем это сооружение приобрело почти мифический статус.
Часть привлекательности центра, по словам Элизабет Паджен, выпускницы GSD, заключается в его способности выступать в качестве контрапункта. «Центр Карпентера познакомил поколение с новыми представлениями о современности и современной эпохе в целом», — сказал Паджен, редактор ежеквартального издания Бостонского общества архитекторов 9.0089 . «Многие в кампусе в то время никогда не видели ничего подобного. Это по-прежнему служит напоминанием о том, что университеты несут особую, несколько сложную ответственность перед культурой в целом, обязаны развивать инновации, даже если они расширяют наше понимание прошлого».
Человек, ответственный за привлечение Ле Корбюзье, оставил сильный модернистский след в Гарварде. Используя бетон как выразительный материал, Серт продвигал модернизм. Научный центр и Терраса Пибоди — его творения, как и Центр Холиок. Некоторым критикам не нравится масштаб, контрасты и крутость работ Серта, но другие отмечают, что здания аккуратно дополняют более широкое видение Серта.
«Важно отметить, что здания Серта были задуманы как части более крупного генерального плана, который он разработал для кампуса, — сказал Хашим Саркис, профессор GSD Ага Хана по ландшафтной архитектуре и урбанистике в мусульманских обществах.
Серт задумал кампус, в котором учебные здания могли бы стать неотъемлемой частью городской среды. Центр Холиок был разработан с учетом этого. Он утоплен с улицы, что позволяет Гарвардской площади иметь больше открытого пространства, что повторилось на другой стороне здания. Внутренний проход на первом этаже, любимый мотив Серта, действует как городская улица. Магазины и рестораны внутри и за пределами центра создают оживленный городской пейзаж.
Недавнее архитектурное прошлое Гарварда связано с другими проектами, которые одни хвалят, а другие критикуют. Пибоди-Террас, жилой комплекс для выпускников 1960-х годов вдоль реки Чарльз, был попыткой университета слиться с сообществом. Но некоторые соседи осудили проект за его масштабность. Точно так же недоброжелатели жаловались, что современное коробчатое общежитие Гарвардской школы бизнеса (HBS) через реку слишком велико и не соответствует их представлениям о Гарварде. На протяжении многих лет университет работал над вовлечением сообщества в процесс проектирования.
Время умеет смягчить столь твердое мнение. По прошествии десятилетий стили, которые в свое время казались чрезмерно агрессивными или даже неприятными, могут быть оценены по достоинству.
В письме 1904 года писатель и почетный профессор Чарльз Элиот Нортон горько пожаловался Наблюдательному совету Гарварда на «долгую череду неудач в зданиях Университета».
«Возможно, нет ни одного университетского здания, построенного за последние пятьдесят лет, от Музея сравнительной зоологии до Мемориального зала… которое, вероятно, будет вызывать восхищение через одно или два поколения», — писал Нортон.
Озеленение и сотрудничество
В новом тысячелетии университет озеленяет кампус Crimson, добавляя различные дополнения: от здания, обогреваемого подземными колодцами, до ветряных турбин на крышах и солнечных батарей, прикрепленных к общежитиям.
Вдоль Массачусетс-авеню возвышается новейшее здание университета, которое будет служить студенческим центром юридического факультета, аудиториями и клиническими помещениями. Планировщики проекта рассчитывают получить золотой сертификат LEED от Совета по экологическому строительству США.
Дизайн Роберта А.М. Stern Architects, здание также включает в себя некоторые элементы дизайна, знакомые кампусу HLS, в том числе цвет, аналогичный цвету Лэнгделл-холла, и выдающиеся арки, напоминающие Остин-холл. С его эффективностью зеленого здания, изобретательными концепциями классных комнат и современным дизайном, но с учетом влияния прошлого, здание предлагает важное будущее архитектурное направление для Гарварда.
Архитектурные изменения произошли и за пределами главного кампуса. В 19В 99 году Гарвардская школа общественного здравоохранения хотела расшириться в медицинском районе Лонгвуд в Бостоне, но места не хватило. Поэтому, когда некоторые из них открылись в близлежащем Landmark Center, большом здании в стиле ар-деко, построенном в 1929 году, школа заняла более 40 000 квадратных футов офисных площадей и превратила их в первое устойчивое здание университета.
Третий перепрофилированный сайт свидетельствует о совместном и междисциплинарном подходе. В HBS, в здании, которое когда-то было домом общественной телерадиовещательной компании WGBH, разрабатываются планы по созданию лаборатории нового типа. Лаборатория инноваций Гарварда будет служить общеуниверситетским ресурсом для студентов и преподавателей, стремящихся приобщиться к предпринимательскому духу Гарварда.
«Мы пытаемся внедрить новую модель сотрудничества для Гарварда. Здесь студенты и преподаватели со всего университета могут встретиться с другими людьми, разделяющими инновационную жилку и заинтересованными в реализации проектов», — сказала Шэрон Блэк, директор по планированию HBS.
Лаборатория будет включать в себя сочетание инновационных и социальных проектов, а также услуги, ориентированные на малый бизнес и предпринимателей в окружающем сообществе.
«Будущее интеллектуальное направление Гарварда будет связано с его физическим планированием и архитектурой», — сказал Мостафави.
«Когда все чаще и чаще обсуждают сотрудничество и междисциплинарные практики, возникает вопрос: какое пространство вам нужно для этой работы?» добавил он. «Новые виды исследований означают новые виды сопоставлений и потребуют определенных переговоров между школами. Будет важно изучить, как здания и архитектура могут помочь подготовить почву для будущего сотрудничества».
Живописные стили зданий — Issuu
from Путеводитель по исторической архитектуре штата Юта
by История штата Юта
Первый серьезный вызов классической архитектурной традиции в Юте был брошен живописными стилями в 1860-х и 1870-х годах. Живописная эстетика, основанная на нерегулярности композиции и воплощенная в таких стилях, как готическое возрождение и итальянство, была архитектурным проявлением американского романтизма, который подчеркивал спонтанность и эмоции, а не контроль и разум.
Поскольку господствующий классицизм стал считаться искусственным и неестественным, его заменили формы, которые считались естественными и, следовательно, более честными. В живописных стилях строительные материалы использовались таким образом, чтобы подчеркивать их текстуры и формы и, казалось бы, уменьшать искусность строителя. Дизайнеры подчеркивали эстетическую привлекательность асимметричной массы, вертикальности, использования насыщенных цветов и применения сложных и часто преувеличенных декоративных схем.
Гармония сама по себе не была отвергнута, но живописная концепция архитектуры была основана на активном напряжении между конкурирующими элементами здания, а не на простом порядке, основанном на пропорциях и симметрии.
Многие сборники архитектурных стилей, появившиеся в 1840-х и 1850-х годах, излагали принципы живописного дизайна. Такие книги, как «Коттеджные резиденции» Эндрю Джексона Даунинга (1842 г.), «Архитектор» Уильяма Ранлетта (1847 г.) и «Сельские дома» Джерваса Уилера (1851 г.), которые содержали как эссе о преимуществах живописного дизайна, так и романтизированные линейные наброски коттеджей и домов, добавили важное новое измерение в репертуаре строителя.
С этим периодом чаще всего ассоциируется готическое возрождение, вертикально ориентированная архитектура, импортированная из Англии, для которой характерны стрельчатые арки, крутые скатные крыши и замысловатый орнамент в виде пилы, который сегодня часто называют «пряничным пряником». Итальянский стиль, еще один важный живописный стиль, ввел в американскую архитектуру широкую плоскую крышу с карнизами в скобках. Стиль Второй империи, хотя и не строго живописный, учитывая его сильную зависимость от формальных и классических деталей, включен сюда, потому что он все еще представляет собой разрыв с ограничениями классической традиции. В Юте он чаще всего встречается в виде мансардной крыши, расположенной на одном из типов домов живописной эпохи.
Хотя авторы книг о стилях продолжали использовать более старые, более традиционные типы домов, такие как формы с центральным и боковым проходами, им также можно приписать введение и популяризацию дизайна с поперечными крыльями. Основанное на форме средневекового английского дома, выступающее вперед крыло поперечного крыла, контрастирующее с горизонтальным боковым крылом, представляет собой минимальное выражение живописного стремления к асимметрии. Он стал основным типом дома в Юте в конце 19 века и встречается с элементами готического возрождения, итальянского стиля, Второй империи и викторианскими декоративными украшениями.
В Юте, как и во многих других частях страны, реакция на «Пикриски» была неоднозначной. Живописные идеи оказали самое непосредственное влияние на архитектуру государства, поскольку декоративные элементы применялись к экстерьерам более старых классических и традиционных форм. Здания в этот период редко попадают в одну стилистическую категорию, а вместо этого смешивают элементы нескольких стилей в эклектике, которая стала визитной карточкой 19 века. Таким образом, архетипический живописный дом в Юте представляет собой симметричный дом с центральным фронтоном или мансардными окнами, с дощечками, украшениями, завитками и другими декоративными деталями, обычно ассоциируемыми с этими стилями, или без них.
Возрождение готики 1865-1880
Возрождение готики пользовалось наибольшей популярностью в Юте в 1870-х годах. Его легко узнать по крутым двускатным крышам, остроконечным слуховым окнам с навершиями и декоративным деревянным изделиям с завитками вдоль фронтонов и карнизов. Традиционные типы домов, такие как холл-гостиная и центральный проход, обычно строились в этот период со слуховыми окнами в стиле готического возрождения или центрально расположенным поперечным фронтоном. В это время преобладали дома с поперечным крылом, как и меньшие варианты формы с боковым проходом. Влияние таких книг по стилям, как «Архитектура загородных домов» А. Дж. Даунинга, было, безусловно, очевидным, но старые образцы все еще сохранялись, а прямые копии проектов книг по стилям были редкостью. Мидуэй в округе Саммит и Уиллард в округе Бокс-Элдер особенно богаты зданиями в стиле готического возрождения.
Характеристики: –асимметричный план и/или фасад –вертикальный акцент –множество фронтонов и дымоходов –высокая, круто скатная крыша –центральный поперечный фронтон –стеновые слуховые окна –борты на фронтонах и слуховых окнах –стрельчатые окна –наконечники на вершинах фронтонов и мансардные окна –ажурные –стеновые контрфорсы –эркеры –полихромная обработка материалов
Итальянский стиль 1870-1895
Итальянский стиль был вторым архитектурным стилем, отстаиваемым архитекторами и строителями довоенного периода, который не стал тополем в Юте до Гражданская война. Итальянские дома были построены в Солт-Лейк-Сити еще в 1870-х годах, но они не стали обычным явлением в отдаленных районах до 1880-х годов. Регулярно встречаются две разновидности итальянских домов: первая — солидная двухэтажная коробчатая резиденция с боковым проходом, вторая — в виде вездесущего крестового флигеля. Обе формы характеризуются пологой шатровой крышей, нависающими карнизами, карнизами с скобами и высокими окнами, увенчанными слегка арочными, а иногда и оконными насадками с капюшоном.
Характеристики: –асимметричный план и/или фасад –множество проемов и дымоходов –выступающие ниши –низкая четырехскатная крыша –карниз или свес на скобах –сегментированные или арочные оконные проемы стиль в Юте в основном определяется наличием «криволинейной» или мансардной крыши. Хотя этот стиль был популярен в Солт-Лейк-Сити в полной форме в 1870-х годах, проявления этого стиля в основном ограничиваются декоративной отделкой, добавленной к типичным 19формы домов 10-го века. Вероятно, наиболее распространенной из этих форм является крестообразный дом с мансардной крышей. Характеристики: – квадратная или прямоугольная форма – мансардная крыша (прямая или вогнутая) – мансардные окна – гребень крыши – широкие карнизы, иногда обрамленные скобками, как в итальянском стиле – сегментированные или арочные окна – классический орнамент
Викторианский стиль
Исторические изменения, положившие конец изоляции территории Юта в конце XIX в.го века нашли свое отражение и в архитектуре этого периода. Большое разнообразие викторианских стилей, популярных в других частях страны, появилось в 1880-х годах в Солт-Лейк-Сити и его окрестностях, а к 1890-м годам они также появились в сельских районах штата. Большинство стилей, популярных в викторианскую эпоху Америки, подчеркивали условности живописного, но два стиля — классицизм изящных искусств и второе возрождение эпохи Возрождения — сильно полагались на двустороннюю симметрию.
Живописные характеристики неправильности, запутанности и разнообразия, присущие готическому возрождению и итальянскому стилю, обсуждавшиеся в предыдущей главе, были расширены и усовершенствованы в последние десятилетия XIX в. век. Отечественная архитектура лучше всего иллюстрирует эти характеристики. Дома конца 19 века представляли собой асимметричные, сложные композиции, часто из разрозненных элементов, поверхности их стен были сильно текстурированы и обычно замысловаты, а их внешние поверхности были богато украшены. Это сознательное усилие для достижения визуальной сложности обычно не достигалось за счет использования одного стиля; вместо этого в очень эклектичных резиденциях сочетались формы и элементы из ряда стилистических источников. Действительно, большая часть архитектуры этого периода была классифицирована некоторыми учеными как «живописная эклектика».