2.9 итальянское Возрождение
Возрождение в Европе.
Периодизация и характерные черты Возрождения.
Возрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервыев 16 в.
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью искусства в его культуре.
Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют:
1. Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320) — (от прото… и Ренессанс), период истории итальянского искусства (13 — нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Самый ранний этап в развитии искусства Возрождения. Ранее всего искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре, а затем в живописи. В ней особо ощутимо светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.
В рамках проторенессанса выделяют:дученто (итал. ducento, букв. — двести, -итальянское название 13 века) характеризующееся ростом реалистических тенденций в рамках средневекового искусства, пробуждением интереса к реальному миру и античному наследию.
треченто (итал. trecento, букв. – триста — итальянское название 14 века) — период интенсивного развития гуманизма в итальянской культуре; искусство треченто наряду с нарастанием готических черт отмечено развитием реалистических исканий
2. Раннее Возрождение или кватроченто (итал. quattrocento, букв. – четыреста — итальянское наименование 15 в). стало временем экспериментальных поисков, когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее. Если в эпоху Проторенессанса художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания.
3. Чинквеченто (итал. cinquecento, букв. — пятьсот — итальянское название 16 века) — период расцвета культуры Высокого и Позднего Возрождения и распространения маньеризма.
Высокое (Среднее) Возрождение — период истории итальянского искусства (кон. 15 — 1-я четверть 16 вв.) — классическая фаза художественной культуры Возрождения. В архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие, сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью образов.
Позднее Возрождение (до конца 16 века), продолжение традиций Высокого Возрождения особой фазой которого стал маньеризм.
Основные черты культуры Возрождения:
Антропоцентризм-воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания, т.е. существующий мир создан для человека.
Гуманизм- признание ценности человека как личности.
Реформация средневековой христианской традиции.
Возрождение античных памятников искусства и античной философии
Формирование нового отношения к миру.
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее).
Итальянское Возрождение
Раннее Возрождение в Италии.
14-15в. для Италии — время бурного экономического развития. Итальянские города имели достаточно развитую промышленность в форме мануфактур, являлись крупными торговыми центрами, связывающими Италию со странами Европы и Востоком. В городах находились банки, которые вели операции международного значения. С появлением нового отношения к торговле и возникновением банкирских домов оживляются и расцветают города: Пиза, Милан, Генуя, Венеция, Неаполь, Флоренция.
Промышленная, торговая и ростовщическая буржуазия итальянских городов нуждалась для своей хозяйственной деятельности в развитии точных наук, естествознания, математики. Вместе с тем, наживая огромные состояния, она стремилась создать для себя комфортабельные условия жизни и украсить свои дворцы произведениями искусства. Буржуазия и правители (короли, папы, республиканские сеньории) нуждались в образованных чиновниках, нотариусах, врачах, учителях – и вообще в людях умственного труда, которые могли бы вести торговые и кредитные дела внутри страны и за границей.
Так, вместе с формирующейся буржуазией в итальянских городах появилась интеллигенция: литераторы, философы, историки, поэты музыканты, архитекторы, художники, инженеры, врачи и т.д., оказавшие решающее влияние на формирование новой идеологии.
Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Нарождающаяся буржуазия, сильная и богатая, утверждала теперь, что не знатность и родовитость, а личные качества отдельного Человека: его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм». Т.к. человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.
В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной цивилизации и культуре, где даже боги наделялись человеческим обликом и человеческим характером. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру и возвести ее на пьедестал.
Деятели культуры старались в своих трудах подражать стилю латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерону. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Духовным центром итальянского Возрождения становятся Флоренция и Венеция.
Раннее Возрождение неразрывно связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Родоначальником гуманизма в Италии принято считать Франческо Петрарку (1304-1374). Он был собирателем древних рукописей и памятников, историком, пропагандистом древнеримской культуры (он попытался написать историю Рима в биографиях («О знаменитых мужах» содержит 21 биографию великих римлян от Ромула до Цезаря)). Все произведения Петрарки можно разделить на две неравные части: итальянскую поэзию («Канцоньере») и разнообразные сочинения, написанные по-латыни. «Канцоньере» («Книга песен») включает в себя сонеты, канцоны, баллады, мадригалы посвященные любви Петрарки к Лауре при ее жизни и после ее смерти; несколько стихотворений политического и религиозного содержания; и аллегорическую картину любви поэта — Триумфы, в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII в. ок. 200 изданий и комментированное целой массой ученых и поэтов определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение, как гуманиста.
Современник Петрарки Джаванни Боккаччо (1313-1375) стал знаменит благодаря написанному на итальянском языке «Декамерону» — сборнику новелл на темы флорентийской городской жизни, в котором подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Сборник содержит народный юмор и вольнодумство, критику невежества и лицемерия католического духовенства. Боккаччо «Декамерон» стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. «Декамерон» представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы («черной смерти»), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.
Вместе с Данте Петрарка и Боккаччо являются создателями литературного итальянского языка. Их произведения в 15в. были переведены на многие языки Европы и заняли почетное место в мировой литературе.
Искусство раннего Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.
Выдающимся мастером раннего Возрождения, продолжившим реалистическую традицию Джотто, был флорентийский художник Мазаччо (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401- 1428). Он писал на церковно-религиозные сюжеты (в основном это росписи стен внутри храмов), но придавал им реалистические черты с помощью светотени, пластической телесности, трехмерности, композиционной увязки с пейзажем, действие религиозных сюжетов переносил на улицы Флоренции. Впервые в настенной живописи (фреска «Троица» в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции) создает центрально-перспективное построение, придающее композиции величественность и в то же время соразмерность человеческим масштабам. Его творчество стало образцом для творчества последующих поколений художников.
Художник Сандро Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Писал произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», «Рождение Венеры», около 1483-1484) хотя его изображения и плоскостные, но отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом, и настроение грусти. Но грусть Венеры и снисходительная улыбка Весны обращены к зрителям, к его миру, а не к райской прозрачности как на иконах.
Крупнейший скульптор раннего Возрождения – флорентинец Донателло — осмысливая опыт античного искусства, впервые создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», «Давид», «Юдифь и Олоферн»), монументального конного памятника (статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе – первый конный монумент Возрождения), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе), скульптурного портрета, величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии — классический образец для всех позднейших гробниц эпохи Возрождения). Его скульптура «Давид» — первая совершенно обнаженная фигура, созданная в эпоху Возрождения. Формы скульптур у Донателло приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению. Он своим скульптурам стремился придать черты реальных людей: Христос у него выглядит как крестьянин, в качестве евангелистов и пророков изображены флорентийские граждане. В создании скульптур Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи — индивидуальную героическую личность.
Больших успехов в эпоху раннего Возрождения достигает архитектура. Если начало эпохи Возрождения ознаменовалось возведением символа городской общины – собора, то к концу 15в. центром города становится дворец правителя. Площадь из места народного собрания превратилась в парадный двор.
Формируется тип светского дворца (палаццо): четырехугольный в плане, замкнутый вокруг внутреннего дворика, который затем становится с одной стороны открытым или отделяется только портиком. Память о средневековой крепостной архитектуре сохранилась в применении кладки из грубых каменных блоков, которая потом стала распространенным декоративным элементом («руст») в основном при кладке цокольных нижних этажей.
На смену свободной застройке приходит плановая. Новая архитектура эпохи Возрождения – громадные здания, высокие купола, грандиозная колоннада, требовали строгих математических расчетов. Благодаря усовершенствованию строительной техники строительство больших зданий, соборов и дворцов стало производиться в более короткие, чем в средние века, сроки, иногда за несколько лет.
Крупными архитекторами, создавшими стиль архитектуры Возрождения были Филлиппо Брунуллески и Леон Баттиста Альберти.
Главными центрами нового искусства Северной Италии становятся три города: Падуя, Феррара, Венеция.
Падуя был одним из старейших университетских городов Европы. Падуанский университет, основанный в 1222 г., привлекал много слушателей из разных стран. Здесь усиленно изучали наследие античности. При университете был создан кружок гуманистов, знатоков и любителей древности. Здесь собирали рукописи античных авторов, коллекционировали произведения искусства. В Падуе бывали Данте и Петрарка. Сюда приезжали работать Джотто, Донателло оказавшие сильное влияние на местных художников.
В Ферраре центром гуманистической культуры стал двор местных правителей — герцогов д’Эсте.
Венеция – республика купцов, торгующих со всем миром и сосредоточивших в своих руках большую часть товарооборота между Востоком и Западом. Венецианцы заимствуют все прекрасное у мусульманского Востока, дряхлеющей Византии, «варварской» Германии, и стараются превратить свой город в самый блестящий и великолепный в мире. А финансовое благополучие позволяет им не скупится в реализации своих замыслов.
Высокое Возрождение.
На рубеже 15 – 16 в. итальянское Возрождение вступило в новую фазу развития. На конец 15 – первое десятилетие 16 в. приходится высший взлёт искусства. Этот этап получил название Высокое Возрождение.
В первом десятилетии 16 в. центр художественной жизни Италии перемещается в Рим. Ещё в конце 15 в. Папская область стала играть важную роль среди крупнейших итальянских государств. Менее развитая в экономическом отношении, чем Флоренция или Венеция, она обладала высоким международным значением (как центр католицизма). Мечтая объединить всю Италию под властью Рима, папы пытались превратить его в ведущий политический и культурный центр. Этому способствовала меценатская политика пап, привлекавшая в Рим лучших художников. И историческое прошлое «вечного города» как нельзя лучше соответствовало его новой роли. Не умиравшее на протяжении всего Средневековья воспоминание о величие Римской империи приобрели теперь особое значение. В связи с этим в начале 16 в. оживился интерес к древней истории и культуре. Именно в Риме, с его многочисленными памятниками, всегда привлекавшими художников, классическое наследие было воспринято полно и глубоко.
Искусство Высокого Возрождения впитало в себя идеи гуманизма, оно проникнуто верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира. Вместе с тем на смену распространённой в искусстве кватроченто наивной повествовательности и бытовизму приходит проблема гражданского долга и героического подвига. Лейтмотивом культуры становится образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом человека, возвышающегося под уровнем повседневной обыденности.
В начале 16 в. достигает гармонического единства новый вид синтеза искусств, который в отличие от средневекового (когда все виды искусства подчинены архитектуре), предполагает равноправие живописи и скульптуры по отношению к архитектуре. Освобождение живописи и скульптуры от строгого подчинения зодчеству приводит к обособлению и развитию новых жанров искусства: портрета, пейзажа и исторической живописи.
Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце 15 в. – колыбель его была Флоренция, откуда вышли такие крупнейшие мастера как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Традиции флорентийской школы и раннего кватроченто были основой искусства 16 в.
В начале 16 в ведущее положение в развитии архитектуры, живописи и скульптуры переходит к Риму. Получает развитие архитектура садов, парков и загородных резиденций знати. Возникают утопические проекты городов. Отличительными качествами архитектуры Высокого Возрождения становятся: монументальность, навеянное древним Римом импозантное величие и грандиозность замыслов. Наиболее ярко это проявилось в перестройке Ватикана и строительстве собора Св. Петра, архитектором которых был Донато д’Анджело Браманте (1444-1514), определивший своим творчеством пути развития архитектуры 16 в. Построенная Браманте небольшая часовня Темппьетто – одно из лучших произведений архитектуры зрелого Ренессанса, оно отличается цельностью композиции, изысканностью пропорций, прорисовкой деталей. Главный собор Рима (собор св. Петра) Браманте планировал сделать тоже по центрическому плану, при этом он руководствовался не практическими соображениями (удобство при богослужении), а излюбленной в этот период концепцией центрической композиции, стремящейся к уравновешенности, стабильности и законченности. Но строительство собора началось в 1506 году, поэтому Браманте не успел достроить собор и к строительству последовательно привлекались: Рафаэль, Перуцци, Антонио да Сангало Младший, Микеланджело.
Многие деятели культуры представляли собой воплощение «хомо универсале» — человека универсального, одаренного во всех сферах творческой и научной деятельности, создающего шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, пишущего трактаты на различные научные темы.
Леонардо да Винчи (1452-1519)- величайший живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Леонардо оставил мало живописных произведений, так как научные интересы поглощали много времени и силы.
Уже в первых его картинах присутствуют основные черты искусства Леонардо: интерес к психологическим решениям, лаконичность, акцент на пространственном расположении и объёмность форм.
Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими общениями, Леонардо создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения.
На службе у правителя Милана Лодовико Моро Леонардо да Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. Кроме того, Леонардо вводит в итальянскую живопись новый мотив – изображение Девы Марии с детьми в пейзаже.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря». В «Тайной вечере» — в искусство вводится психологический конфликт и математический расчёт в построение композиции. Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма.
В портрете Моны Лизы («Джоконда») образ богатой горожанки предстает воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. «Джоконда» ложится в основу всего последующего итальянского портрета.
К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежит «Святая Анна с Марией и младенцем Христом», завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции. Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов). Эти записи систематизировал после смерти художника его ученик Ф. Мельци в «Трактате о живописи». Эта работа оказала огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль.
Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в традиции личностью-символом эпохи.
Рафаэль Санти (1483-1520)- художник синтеза и гармонии. Его искусство отличается чертами равновесия разума и чувств, реальности и идеалов, безупречной ясности композиции и форм; он является классическим воплощением Высокого Возрождения. Уже в ранних картинах («Мадонна Конестабиле», «Сон рыцаря», «Три грации», «Обручении Марии») сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (парадных покоев) Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. В величественных многофигурных композициях на стенах (объединяющие от 40 до 60 персонажей) «Диспута» («Спор о причастии»), «Афинская школа», «Парнас», не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.
К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также росписи сводов капеллы Киджи в Риме и полная языческой жизнерадостности фреска «Триумф Галатеи» (вилла Фарнезина, Рим).
Одной из главных тем живописи Рафаэля была Мадонна с младенцем. В работах «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница» он использует в них один и тот же мотив — изображает на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом композиционный пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения. Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля — алтаре «Сикстинская Мадонна».
Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Он участвовал в строительстве собора св. Петра в Риме. Среди его построек — маленькая церковь Сан’Элиджо дельи Орефичи с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, — росписей, мозаики, скульптуры.
Микеланджело Буонаротти (1475-1564) — скульптор, живописец, архитектор, поэт. Микеланджело намного пережил своих прославленных современников (Леонардо да Винчи и Рафаэля) и был свидетелем унижения Италии и крушения всех идеалов и надежд. Поэтому с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения.
ГДЗ История Дмитриева 7 класс Страница 77
Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 77 по истории 7 класс автор(ы) Дмитриева
Содержание
- Вопросы и задания после параграфа
Вопросы и задания после параграфа
1. Объясните, какие исторические условия способствовали расцвету культуры в итальянских городах в XV—XVI вв. Кто и почему оказывал покровительство архитекторам, художникам, поэтам?
В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.
2. Объясните, какое значение имели идеи гуманизма для развития итальянского Возрождения.
Гуманизм подразумевал под собой не только такие качества, как доброжелательность, сострадание, милосердие, — но также и стойкость, рассудительность, благоразумие, красноречие Человек с идеями гуманизма должен был вести активную жизнь.
В сферу деятельности гуманизма эпохи Возрождения входило не только воспитание молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) с помощью философской поэзии и стратегической риторики.
Со временем гуманизм развился в широкое общественное течение, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.
3. Используя иллюстрации учебника, охарактеризуйте портреты, написанные мастерами итальянского Возрождения. Какими на них изображаются люди?
Дама с горностаем – один из портретов кисти Леонардо да Винчи. Предположительно на картине изображена Чечилия Галлерани, но это не подтверждено документально. Эта картина – один из самых красивых женских портретов. Характерны для да Винчи поворот головы позволяет любоваться красотой дамы. Она одета по моде, принятой в то время. Современников восхищали умение Леонардо владеть светотенью, передать блеск глаз, теплоту кожи, фактуру ткани. В религиозной живописи его любимой темой был образ Богоматери. Мадонны Леонардо светлы, исполнены доброты и внутренней гармонии.
Скульптура «Давид» работы Микеланджело создана по заказу правителей Флоренции. Пастух, победивший гиганта Голиафа, а затем ставший царём, олицетворял свободу, гражданственность и мужество. Статую установили на главной площади Флоренции, чтобы напоминать правителям об их долге по отношению к согражданам.
По заказу Папы Римского Юлия II Микеланджело выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Мастер изобразил сотворение мира и человека, сцены из ранней истории человечества, библейских пророков. Все эти фигуры исполнены невиданной мощи и драматизма. Особенно поражает Создатель — творец всего прекрасного, высшим выражением которого стал человек.
На фреске «Афинская школа» Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и учёных. Некоторым он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изображён Леонардо да Винчи, Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников Рафаэль поместил себя. Это творение мастера прославляло могущество разума и человеческого духа.
Мадонны на полотнах Рафаэля исполнены одухотворённой красоты и нежности. Однако при этом в лице «Сикстинской Мадонны» – скорбь матери, предчувствующей трагическую судьбу своего ребёнка.
4. Обобщите сведения о достижениях Высокого Возрождения в разных сферах искусства — архитектуре, живописи, скульптуре (рекомендуется сделать это в форме таблицы).
Идеи, новые художественные приемы | — Соразмерность пропорций — Использование элементов античной архитектуры: колонн, полуколонн, пилястров, арок и куполов | Идеи: — Могущество разума — Высота человеческого духа — Человек — венец природы и вместе с тем творец, который, подобно Богу, может создавать что-то новое Приемы: — Построение объемной композиции — Использование пейзажа на заднем плане | — Ориентация на античные образцы — Любование человеческой личностью — Развивается жанр скульптурного портрета |
Наиболее известные произведения, их авторы | Микеланджело: Купол собора Святого Петра Донато Браманте: Темпьетто — часовня во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, 1502 г. Андреа Палладио: Вилла Ротонда, 1551-1567 Филиппо Брунеллески: Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420-1436 | Леонардо да Винчи: «Дама с горностаем», 1489-1490; «Мона Лиза», 1502-1503; фреска «Тайная вечеря», 1498 Микеланджело: «Пьета», 1497-1499; Роспись потолка Сикстинской капеллы, 1537-1541 Рафаэль: «Афинская школа», 1509-1511; «Сикстинская Мадонна», 1512-1513 Джорджоне: «Поклонение пастухов», 1500-1505 Тициан: «Венера Урбинская», 1538 Сандро Боттичелли: «Рождение Венеры», 1483-1485 | Микеланджело: Давид, 1501-1504; Донателло: Конная скульптура «Гаттамелата» Бенвенуто Челлини: «Персей», «Распятие» |
Как вы можете объяснить то, что эти произведения вызывают интерес и восхищение зрителей и в наше время?
На мой взгляд, главное, что вызывает восхищение современного человека — это интерес к человеку и его деятельности. Эпоха Античности в настоящее время, особенно на Западе, является золотым веком в истории и возрождение некоторых ее элементов, создание шедевров в античном стиле, притягивает к этому стилю много поклонников. Недаром эпоха Возрождения считается точкой отсчета современного европейского искусства, поскольку именно в это время формируется современный характер культуры.
5. Расскажите об одном из мастеров Высокого Возрождения (по выбору) по примерному плану: основные вехи биографии, черты личности; наиболее значительные творческие работы; место в истории культуры.
Тициан Вечеллио был крупнейшим художником Венеции эпохи Высокого и Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Тициан рано проявил способности к рисованию. В возрасте около 12 лет он поступил в мастерскую Беллини, где создал свои первые работы: «Портрет Джероламо Барбариго» (1509) и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511).
В 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Звание приносило достойное жалование, но и обязывало писать портреты дожей за символическую плату.
Изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы: «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Вакх и Ариадна» (1520-1523).
Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Художник изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты. С редким искусством Тициан выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. К лучшим портретам этого периода относятся: «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Красавица» (1536—1537), «Кающаяся Магдалина» (около 1533), «Венера Урбинская» (до 1538).
К последним шедеврам относятся: «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1568—1571), «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576).
В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.
Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тициан
Ни один из крупнейших мастеров XVI века не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра. Тициан по праву был величайшим портретистом итальянского Возрождения. Его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших живописцев не вызывают сомнения. Тициана считают зачинателем новых жанровых форм и мотивов, как автора многих открытий, вошедших в творческий арсенал его современников и живописцев других столетий.
https://kzref.org/biografiya-tvorcheskoj-lichnosti-tician-vechellio.html
6. Подготовьте сообщение на тему: «Шедевры мастеров итальянского Возрождения в российских музеях» (расскажите об одном или нескольких произведениях).
В зале 214 Эрмитажа хранится картина Леонардо да Винчи — Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) – один из экспонатов музея, относящихся к эпохе Возрождения.
«Мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена.
Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.
В проемах окон можно увидеть горный пейзаж, напоминающий о гармонии и грандиозности мироздания.
Источник:
https://www.spb-guide.ru/page_19087.html
Ренессанс | Определение, значение, история, художники, искусство и факты
Петрарка
Смотреть все СМИ
- Адрес:
- Европа Франция Голландия Италия
- Ключевые люди:
- Эразмус Джотто Леонардо да Винчи Микеланджело Клаудио Монтеверди
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что означает «Возрождение»?
Ренессанс — французское слово, означающее «возрождение». Это относится к периоду европейской цивилизации, который был отмечен возрождением классического знания и мудрости. В эпоху Возрождения было сделано много вкладов в различные области, включая новые научные законы, новые формы искусства и архитектуры, а также новые религиозные и политические идеи.
Подробнее ниже: Возрождение
Когда произошло Возрождение?
Есть некоторые споры о фактическом начале Ренессанса. Однако обычно считается, что он зародился в Италии в 14 веке, после окончания средневековья, и достиг своего пика в 15 веке. Ренессанс распространился на остальную Европу в 16-17 веках.
Подробнее ниже: Ренессанс
Средневековье
Узнайте больше о Средневековье.Кто некоторые важные люди эпохи Возрождения?
Среди выдающихся деятелей эпохи Возрождения были философ и государственный деятель Никколо Макиавелли, известный политическим трактатом Принц ; Фрэнсис Бэкон, государственный деятель и философ, считающийся мастером английского языка; астроном Николай Коперник, разработавший теорию о том, что центром Солнечной системы является Солнце; поэты Петрарка и Джованни Боккаччо, заложившие основы гуманизма эпохи Возрождения; Уильям Шекспир, которого считают величайшим драматургом всех времен; астроном и математик Галилей, который помог опровергнуть большую часть средневекового мышления в науке; и исследователи Христофор Колумб, Фердинанд Магеллан и Эрнан Кортес.
Подробнее читайте ниже: Ренессанс
Уильям Шекспир
Узнайте больше об Уильяме Шекспире, выдающемся деятеле эпохи Возрождения.Что такое искусство эпохи Возрождения?
Одной из областей, олицетворяющих эпоху Возрождения, было изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Работы этого периода были вдохновлены классическим греческим и римским искусством и были известны своей грацией, гармонией и красотой. Художники работали с живой модели и усовершенствовали такие приемы, как использование перспективы. Кроме того, в эпоху Возрождения были усовершенствованы средства, особенно масла. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль считаются ведущими художниками того периода.
Подробнее читайте ниже: Ренессанс
Леонардо да Винчи
Узнайте больше о Леонардо да Винчи, известном художнике эпохи Возрождения.Что означает «человек эпохи Возрождения»?
Представление о человеке эпохи Возрождения возникло в Италии и восходит к идее Леона Баттисты Альберти о том, что «человек может делать все, если захочет». Идеал воплотил в себе основные постулаты ренессансного гуманизма, рассматривавшего человека как центр мироздания и приводившего к убеждению, что человек должен стараться охватить все знания и как можно полнее развить собственные способности. Леонардо да Винчи — яркий пример человека эпохи Возрождения, известного своими достижениями в искусстве, науке, музыке, изобретательстве и писательстве.
гуманизм
Узнайте больше о гуманизме.Ренессанс , (франц. «Возрождение») период европейской цивилизации сразу после Средневековья, который, как принято считать, характеризовался всплеском интереса к классической науке и ценностям. Эпоха Возрождения также была свидетелем открытия и исследования новых континентов, замены системы астрономии Коперника птолемеевской, упадка феодальной системы и роста торговли, а также изобретения или применения таких потенциально мощных инноваций, как бумага, книгопечатание. , морской компас и порох. Однако для ученых и мыслителей того времени это было в первую очередь время возрождения классического знания и мудрости после длительного периода культурного упадка и застоя.
Далее следует краткое описание эпохи Возрождения. Для полной обработки см. Европа, история: Возрождение.
Истоки и подъем гуманизма
Термин «средневековье» был придуман учеными в 15 веке для обозначения интервала между падением классического мира Греции и Рима и его новым открытием в начале их собственного века, возрождением в в котором, по их мнению, они участвовали. В самом деле, мысль о длительном периоде культурной мрака была выражена Петраркой еще раньше. События конца Средневековья, особенно начала XII века, привели в движение ряд социальных, политических и интеллектуальных преобразований, кульминацией которых стал Ренессанс. К ним относятся растущая неспособность Римско-католической церкви и Священной Римской империи обеспечить стабильную и объединяющую основу для организации духовной и материальной жизни, рост значения городов-государств и национальных монархий, развитие национальных языков и распад старых феодальных структур.
Хотя дух Ренессанса в конечном счете принял множество форм, самым ранним его выражением стало интеллектуальное движение под названием гуманизм. Гуманизм был инициирован светскими литераторами, а не учеными-клерикалами, которые доминировали в средневековой интеллектуальной жизни и развили схоластическую философию. Гуманизм зародился и осуществился сначала в Италии. Его предшественниками были такие люди, как Данте и Петрарка, а его главными героями были Джаноццо Манетти, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла и Колуччо Салютати. Падение Константинополя в 1453 году придало гуманизму большой импульс, поскольку многие восточные ученые бежали в Италию, привезя с собой важные книги и рукописи, а также традиции греческой учености.
Викторина «Британника»
Викторина «Художники итальянского Возрождения»
Вот небольшая викторина об одном из самых влиятельных периодов в истории искусства. Узнайте, как много вы знаете о художниках эпохи Возрождения.
Гуманизм имел несколько существенных особенностей. Во-первых, своим предметом она брала человеческую природу во всех ее различных проявлениях и достижениях. Во-вторых, подчеркивалось единство и совместимость истин всех философских и богословских школ и систем, доктрина, известная как синкретизм. В-третьих, подчеркивалось достоинство человека. Вместо средневекового идеала покаяния как высшей и благороднейшей формы человеческой деятельности гуманисты обратились к борьбе созидания и попытке овладеть природой. Наконец, гуманизм ожидал возрождения утраченного человеческого духа и мудрости. Однако, стремясь восстановить его, гуманисты способствовали утверждению нового духовного и интеллектуального мировоззрения и развитию новой совокупности знаний. Эффект гуманизма состоял в том, чтобы помочь людям освободиться от ментальных запретов, наложенных религиозной ортодоксией, вдохновить на свободное исследование и критику и вселить новую уверенность в возможностях человеческой мысли и творчества.
Из Италии новый гуманистический дух и порожденный им Ренессанс распространились на север во все части Европы, чему способствовало изобретение книгопечатания, которое привело к стремительному росту грамотности и доступности классических текстов. Первым среди северных гуманистов был Дезидериус Эразм, чья «Похвала глупости» (1509) олицетворяла моральную сущность гуманизма в его настойчивости на сердечной доброте, а не на формальном благочестии. Интеллектуальная стимуляция, обеспечиваемая гуманистами, помогла зажечь Реформацию, от которой, однако, отшатнулись многие гуманисты, включая Эразма. К концу 16-го века битва Реформации и Контрреформации привлекала большую часть энергии и внимания Европы, в то время как интеллектуальная жизнь балансировала на пороге Просвещения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Художественное развитие и возникновение Флоренции
Именно в искусстве дух Ренессанса достиг своей наиболее острой формы. Искусство стало рассматриваться как отрасль знания, ценная сама по себе и способная дать человеку образы Бога и его творений, а также понимание положения человека во вселенной. В руках таких людей, как Леонардо да Винчи, это была даже наука, средство изучения природы и летопись открытий. Искусство должно было основываться на наблюдении за видимым миром и практиковаться в соответствии с математическими принципами баланса, гармонии и перспективы, которые были разработаны в то время. В работах таких художников, как Мазаччо, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Фра Анджелико, Сандро Боттичелли, Перуджино, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и Тициан; скульпторы, такие как Джованни Пизано, Донателло, Андреа дель Верроккьо, Лоренцо Гиберти и Микеланджело; и таких архитекторов, как Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески, Андреа Палладио, Микелоццо и Филарете, достоинство человека нашло выражение в искусстве.
В Италии собственно Возрождению предшествовал важный «проторенессанс» в конце 13 и начале 14 веков, который черпал вдохновение во францисканском радикализме. Святой Франциск Ассизский отверг формальную схоластику преобладающего христианского богословия и пошел среди бедняков, восхваляя красоту и духовную ценность природы. Его пример вдохновлял итальянских художников и поэтов радоваться окружающему миру. В творчестве самого известного художника проторенессансного периода Джотто (1266/67 или 1276–1337) обнаруживается новый живописный стиль, основанный на ясной, простой структуре и большой психологической проницательности, а не на плоской, линейной декоративности и иерархические композиции его предшественников и современников, таких как флорентийский художник Чимабуэ и сиенские художники Дуччо и Симоне Мартини. Великий поэт Данте жил примерно в то же время, что и Джотто, и его поэзия демонстрирует такую же заботу о внутреннем опыте, тонких оттенках и вариациях человеческой природы. Хотя его Божественная комедия принадлежит Средневековью по своему замыслу и идеям, по своему субъективному духу и силе выражения устремлены к эпохе Возрождения. Петрарка и Джованни Боккаччо также принадлежат к этому периоду проторенессанса, как благодаря их обширным исследованиям латинской литературы, так и благодаря их трудам на местном языке. К сожалению, страшная чума 1348 года и последовавшие за ней гражданские войны заглушили как возрождение гуманистических исследований, так и растущий интерес к индивидуализму и натурализму, проявившийся в творчестве Джотто и Данте. Дух Возрождения не проявлялся снова до 15 века.
В 1401 году во Флоренции был проведен конкурс на получение заказа на изготовление бронзовых дверей для баптистерия Сан-Джованни. Потерпев поражение от ювелира и художника Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески и Донателло уехали в Рим, где погрузились в изучение античной архитектуры и скульптуры. Когда они вернулись во Флоренцию и начали применять свои знания на практике, рационализированное искусство древнего мира возродилось. Основоположником живописи эпохи Возрождения был Мазаччо (1401–1428). Интеллектуальность его концепций, монументальность его композиций и высокая степень натурализма в его произведениях делают Мазаччо центральной фигурой в живописи эпохи Возрождения. Последующее поколение художников — Пьеро делла Франческа, братья Поллайоло и Веррокьо — продолжали исследования линейной и воздушной перспективы и анатомии, развивая стиль научного натурализма.
Ситуация во Флоренции была исключительно благоприятной для искусства. Гражданская гордость флорентийцев нашла выражение в статуях святых покровителей, заказанных Гиберти и Донателло для ниш в ратуше зернового рынка, известной как Ор-Сан-Микеле, и в самом большом куполе, построенном со времен античности, воздвигнутом Брунеллески на Флорентийском соборе. Расходы на строительство и отделку дворцов, церквей и монастырей брали на себя богатые купеческие семьи, главными из которых были Медичи.
Медичи торговали во всех крупных городах Европы, и один из самых известных шедевров искусства Северного Возрождения, Алтарь Портинари, работы Хьюго ван дер Гуса ( c. 1476; Уффици, Флоренция), был по заказу их агента Томмазо Портинари. Вместо того, чтобы рисовать обычной темперой того периода, работа написана полупрозрачной масляной глазурью, которая дает блестящий цвет, похожий на драгоценный камень, и глянцевую поверхность. Художники раннего Северного Возрождения были больше озабочены подробным воспроизведением предметов и их символическим значением, чем изучением научной перспективы и анатомии даже после того, как эти достижения стали широко известны. С другой стороны, художники Центральной Италии начали использовать масляную среду вскоре после 9 г.0027 Алтарь Портинари был привезен во Флоренцию в 1476 году.
Итальянское Возрождение | История искусства
История искусства
Учебники
Безграничная история искусства
История искусства Учебники Безграничная история искусства История искусства Учебники История искусства Книга
Версия 18
By Boundless
Посмотреть полное содержание
Раздел 1
Итальянское Возрождение
Итальянское Возрождение
Искусство итальянского Возрождения веками оказывало влияние на всю Европу.
Гуманизм
Гуманизм был интеллектуальным движением, поддержанным учеными, писателями и общественными деятелями в Италии 14 века.
Секция 2
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура эпохи Возрождения
В эпоху Высокого Возрождения архитектурные концепции, заимствованные из классической античности, разрабатывались и использовались с большей уверенностью.
Архитектура эпохи Возрождения во Флоренции
Архитектура эпохи Возрождения впервые возникла во Флоренции в 15 веке и представляла собой сознательное возрождение классических стилей.
Архитектура эпохи Возрождения в Риме
Рим, вторая столица эпохи Возрождения после Флоренции, был одним из важнейших архитектурных и культурных центров того периода.
Архитектура эпохи Возрождения в Венеции
В Венето эпоха Возрождения открыла новую архитектурную эру после готической фазы, в которой использовались классические римские и греческие мотивы.
Раздел 3
Скульптура эпохи Возрождения
Скульптура эпохи Возрождения во Флоренции
Скульптура эпохи Возрождения возникла во Флоренции в 15 веке и находилась под сильным влиянием классической скульптуры.
Раздел 4
Живопись эпохи Возрождения
Живопись эпохи Возрождения: Мазаччо
Живопись эпохи Возрождения зародилась во Флоренции 15 века, когда художники начали отказываться от плоскостности готической живописи и стремиться к большему натурализму.
Живопись эпохи Возрождения после Мазаччо
После смерти Мазаччо флорентийские художники опирались на его вклад в использование перспективы, света и тени.
Раздел 5
Высокое Возрождение
Высокое Возрождение
Высокое Возрождение относится к короткому периоду исключительного художественного творчества в итальянских государствах.
Живопись эпохи Высокого Возрождения
Термин «Высокое Возрождение» обозначает период художественного творчества, который историки искусства рассматривают как вершину или кульминацию периода Возрождения.
Скульптура Высокого Возрождения
Скульптура Высокого Возрождения демонстрирует влияние классической античности и идеального натурализма.
Архитектура Высокого Возрождения
Архитектура Высокого Возрождения представляет собой кульминацию архитектурных разработок эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи
Несмотря на то, что Леонардо да Винчи вызывает восхищение как ученый, академик и изобретатель, он наиболее известен своими достижениями как автор нескольких шедевров эпохи Возрождения.
Рафаэль
Рафаэль был итальянским художником и архитектором эпохи Возрождения, чьи работы восхищают своей ясностью формы и легкостью композиции.
Микеланджело
Микеланджело был флорентийским художником 16-го века, известным своими шедеврами в области скульптуры, живописи и архитектурного дизайна.
Венецианские художники Высокого Возрождения
Джорджоне, Тициан и Веронезе были выдающимися венецианскими художниками Высокого Возрождения.
Раздел 6
Маньеризм
Маньеризм
Художники-маньеристы стали отказываться от гармонии и идеальных пропорций эпохи Возрождения в пользу иррациональной обстановки, искусственных цветов, неясных сюжетов и вытянутых форм.
Живопись в стиле маньеризма
Маньеризм возник в последние годы итальянского Высокого Возрождения и отличается утонченностью и искусственностью.
Маньеристская скульптура
Маньеристская скульптура, как и маньеристская живопись, характеризовалась вытянутыми формами, спиралевидными углами, искривленными позами и отчужденным взглядом субъекта.