Построенные по проекту Осипа Бове после пожара 1812 года Верхние торговые ряды имели со стороны площади вполне презентабельный вид. Но за ампирным фасадом теснились магазины и лавочки, разделенные узкими проходами, не слишком светлыми и не очень чистыми. Кто бывал на Черкизовском рынке, отметил бы несомненное сходство. Неудивительно, что в один прекрасный день городской голова пригласил к себе в думу владельцев этих лавочек и в короткой, но сильной речи объяснил купечеству, что «так жить нельзя». Более того, Алексеев огласил купцам уже принятое решение: городская управа проведет конкурс среди архитекторов и выплатит гонорар победителю, а вот деньги на строительство нового здания дадут участники учреждаемого акционерного общества. Купечество поначалу резко возражало, но сдалось после разъяснений, что коммерсантам на время постройки новых рядов будут предоставлены временные места для торговли, а существующие торговые ряды генерал-губернатор все равно приказал закрыть ввиду их аварийного состояния. Финансируя проект, купцы не прогадали: буквально вся Москва прошла по этим галереям в первые же дни после открытия. Лучшее из того, что производилось в России и Европе, предлагали покупателям 322 салона. Для удобства покупателей здесь работали театральная касса, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская и зубоврачебный кабинет, почтовое отделение и отделение банка, а в 1895 году открылся ресторан. Добавить к этому набору мультиплекс, фуд-корт и боулинг, и получится вполне современный вариант. Первая в России книга жалоб и предложений появилась здесь, как и первые ценники. Прежде цену спрашивали у продавца, и он называл ее «с запросом», то есть с возможностью и даже необходимостью поторговаться. В 1920-х годах торговые ряды были закрыты, и долгое время в здании располагались разного рода советские учреждения, а на третьем этаже – даже служебные квартиры. В дни накануне парадов и демонстраций к жильцам заходили сотрудники органов безопасности с предписанием заклеить плотной бумагой окна, выходящие на Красную площадь. Жильцы послушно выполняли указание – но те, у кого были дети, в нужный момент делали в бумаге маленькие отверстия, и к этим смотровым щелям ребятня прилипала на все время проведения парада. После войны здание чуть было не снесли, чтобы на его месте воздвигнуть памятник в честь Победы, а заодно и расширить Красную площадь для проведения парадов. Кстати, XX век выявил интересную закономерность нашего мира: «чем хуже наполнены в стране магазины, тем больше правительство любит парады». Так или иначе, после смерти Сталина в стране наступили иные времена, товаров народного потребления не то чтобы стало хватать, но они хотя бы появились в свободной продаже, – и вот в 1953 году сюда вернулась торговля. Пока съезжали многочисленные конторы и производился ремонт здания, на третьем этаже еще жили люди, но вот и они получили наконец нормальные по тем временам квартиры в пятиэтажных хрущевках. С витрин и прилавков смахнули последние следы строительной пыли – и открылся ГУМ, Государственный универсальный магазин. Впрочем, существовала и другая расшифровка аббревиатуры: главный универмаг Москвы. Даже в наши дни, когда понятие товарного дефицита многим людям знакомо лишь понаслышке, а торговых центров в столице едва ли не больше чем станций метро, ГУМ остается единственным и неповторимым. Может быть, и не каждому из нас по карману здешние товары, но, во-первых, такие уж настали времена, а во-вторых, магазину в самом центре столицы быть общедоступным так же противоестественно, как воде – течь в гору. Конечно, цены можно регулировать сверху… но исторический опыт показал, что тогда придется товары отпускать строго по карточкам. Виктор Сутормин
| Ближайшие экскурсииВ поисках арбатских переулков Продолжительность: 2 часа Гид: Виктор Сутормин Дата: 11 МАР в 14:00 Вокруг Патриарших Продолжительность: 2 часа Гид: Екатерина Барыбина Дата: 12 МАР в 13:00 |
Последние новостиВсе новости | |||
Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о съемках известных фильмов Программа «Тайны кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой 24 Октябрь 2022 | Наш экскурсовод Денис Дроздов ответил на вопросы читателей книги «Большая Полянка» Денис Дроздов встретился с читателями в легендарном магазине «Молодая гвардия» на Большой Полянке 19 Сентябрь 2022 | Денис Дроздов встретится с читателями в Центральном детском магазине на Лубянке Денис Дроздов представит в легендарном магазине свою книгу и прочитает лекцию о Москве 12 Сентябрь 2022 | Журналисты включили путеводитель по Полянке в рейтинг лучших книги жанра non-fiction Книга Дениса Дроздова «Большая Полянка» вошла в список 25 лучших книг 2021 года по версии «Независимой газеты» 10 Январь 2022 |
Последние статьи в блоге о Москве
Все статьи
Мавзолей Владимира Ленина Мавзолей Ленина воспринимается уже как естественная часть архитектурно-исторического ансамбля Красной площади 30 Июнь 2022 | Дом Ремизовых в Малом Толмачевском переулке Первые владельцы усадьбы – купцы Медынцевы. Вероятнее всего, этот купеческий род происходит из города Медынь Калужской губернии 30 Май 2022 | Особняк Якунчиковой в Пречистенском переулке Особняк Марии Федоровны Якунчиковой (Пречистенский пер., 10) был возведен в 1900 году по проекту архитектора Вильяма Валькота | Москва в кино. «Офицеры» Москвы в фильме «Офицеры» не слишком много. Но парочка любопытных историй тут возникает, например, история самых известных киношных московских львов 15 Апрель 2022 |
Последние фото- и видеоотчетыВсе фото- и видеоотчеты | |||
Фоторепортаж с экскурсии «От Чертольских Ворот до Арбатских» 24 Октябрь 2022 | Фотографии с экскурсии «Лефортово» 31 Май 2022 | Фотоотчет о детской экскурсии «Загадки башен Кремля» 29 Апрель 2022 | Фоторепортаж с экскурсии «Проходными дворами Грачёвки» 21 Апрель 2022 |
|
10.
Верхние торговые ряды (ГУМ) . Вокруг Кремля и Китай-ГородаПостроенные по проекту Осипа Бове после пожара 1812 года Верхние торговые ряды имели со стороны площади вполне презентабельный вид. Но за ампирным фасадом теснились магазины и лавочки, разделённые узкими проходами, не слишком светлыми и не очень чистыми.
Вот так выглядели Верхние торговые ряды в 1886 году. Кто бывал на Черкизовском рынке, отметит несомненное сходство. Неудивительно, что в один прекрасный день городской голова пригласил к себе в думу владельцев этих лавочек и в короткой, но сильной речи объяснил купечеству, что «так жить нельзя».
Верхние торговые ряды. Фото из альбома Н. А. Найдёнова «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и др.». М., 1884
Верхние торговые ряды перед их закрытием. Вид крыш, 1886. Фото из архива ГУМа
Более того, Алексеев огласил купцам уже принятое решение: городская управа проведёт конкурс среди архитекторов и выплатит гонорар победителю, а вот деньги на строительство нового здания дадут участники учреждаемого акционерного общества. Купечество поначалу резко возражало, но сдалось после разъяснений, что коммерсантам на время постройки новых рядов будут предоставлены временные места для торговли, а существующие торговые ряды генерал-губернатор всё равно приказал закрыть ввиду их аварийного состояния.
В конкурсе победил проект архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова. Фамилия последнего наверняка известна вам по башне радиостанции имени Коминтерна на Шаболовке, а здесь он проектировал конструкции остекления крыши. Эти стальные сетчатые оболочки были использованы Шуховым впервые в истории, как и гиперболоидные конструкции башни. Впоследствии их применяли архитекторы во всём мире, начиная от Гауди и Ле Корбюзье и заканчивая Норманом Фостером.
Верхние торговые ряды перед их закрытием. Большой иконный ряд. Фототипия «Шерер, Набгольц и Ко», 1886
Сломка старых Верхних рядов. Общий вид раскопок древних подвалов. Фото из книги «Верхние торговые ряды на Красной площади». Киев, 1894
План первого этажа новых галерей. Фото из книги «Верхние торговые ряды на Красной площади». Киев, 1894
Строительство новых зданий Верхних рядов, 1890. Фото из архива ГУМа
Верхние торговые ряды. Фото 1895–1900 годов из архива ГУМа
Шатры, венчающие центральный ризалит, нарисовал Владимир Шервуд (всем очень хотелось, чтобы новое здание вписалось в архитектурный ансамбль Красной площади столь же изящно, как это произошло с Историческим музеем).
Строительство началось в 1890 году, а торжественное открытие состоялось 2 декабря 1893 года, когда Алексеева уже не было в живых.
Финансируя проект, купцы не прогадали: буквально вся Москва прошла по этим галереям в первые же дни после открытия. Лучшее из того, что производилось в России и Европе, предлагали покупателям 322 салона. Кроме того, для удобства покупателей здесь работали театральная касса, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская и зубоврачебный кабинет, почтовое отделение и отделение банка, а в 1895 году открылся ресторан. Добавить к этому набору мультиплекс, фуд-корт и боулинг, и получится вполне современный вариант.
Верхние торговые ряды. Магазин часов фирмы «Калашников и сын»
Третий Пассаж в новых Верхних рядах, 1892. Фото из архива ГУМа
Реконструкция ГУМа. Москва, 1953. Фото из архива ГУМа
Первая в России книга жалоб и предложений появилась здесь, как и первые ценники. Прежде цену спрашивали у продавца, и он называл её «с запросом», то есть с возможностью и даже необходимостью поторговаться.
В 1920-х годах торговые ряды были закрыты, и долгое время в здании располагались разного рода советские учреждения, а на третьем этаже – даже служебные квартиры. В дни накануне парадов и демонстраций к жильцам заходили сотрудники органов безопасности с предписанием заклеить плотной бумагой окна, выходящие на Красную площадь. Жильцы послушно выполняли указание – но те, у кого были дети, в нужный момент делали в бумаге маленькие отверстия, и к этим смотровым щелям ребятня прилипала на всё время проведения парада.
Реконструкция ГУМа. Монтаж эмблемы на крыше, 1953. Фото из архива ГУМа
Военный парад на Красной площади. Фото 1927 года
Конкурсный проект здания Наркомата тяжёлой промышленности на Красной площади. Перспектива. Архитектор Д. Ф. Фридман, 1934
ГУМ после реконструкции. Москва, 1954. Фото из архива ГУМа
После войны здание чуть было не снесли, чтобы на его месте воздвигнуть памятник в честь Победы, а заодно и расширить Красную площадь для проведения парадов. Кстати, XX век выявил интересную закономерность нашего мира: «чем хуже наполнены в стране магазины, тем больше правительство любит парады». Так или иначе, после смерти Сталина в стране наступили иные времена, товаров народного потребления не то чтобы стало хватать, но они хотя бы появились в свободной продаже, – и вот в 1953 году сюда вернулась торговля.
Пока съезжали многочисленные конторы и производился ремонт здания, на третьем этаже ещё жили люди, но вот и они получили наконец нормальные по тем временам квартиры в пятиэтажных хрущёвках. С витрин и прилавков смахнули последние следы строительной пыли – и открылся ГУМ, Государственный универсальный магазин. Впрочем, существовала и другая расшифровка аббревиатуры: главный универмаг Москвы.
Даже в наши дни, когда понятие товарного дефицита многим людям знакомо лишь понаслышке, а торговых центров в столице едва ли не больше чем станций метро, ГУМ остаётся единственным и неповторимым. Может быть, и не каждому из нас по карману здешние товары, но, во-первых, такие уж настали времена, а во-вторых, магазину в самом центре столицы быть общедоступным так же противоестественно, как воде – течь в гору. Конечно, цены можно регулировать сверху… но исторический опыт показал, что тогда придётся товары отпускать строго по карточкам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Темы: Аркады как исторический феномен
Примечания
[1] «E. J. Барни назначен главой Dayton Arcade Company», Dayton Daily News , 28 марта 1901 г., 7.
[2] «Некролог Майкла Джозефа Гиббонса-старшего», The Dayton Herald , 26 февраля 1925 г.
[3] «Barney & Smith Manufacturing Company», Строители деревянных вагонов, Железнодорожный музей Мидконтинентала, 9 апреля 2006 г., https://www.midcontinent.org/rollingstock/builders/barney-smith.htm
[4] «Barney & Smith Manufacturing Company», Строители деревянных вагонов.
[5] The Dayton Herald , 26 февраля 1925 г.
[6] Там же.
[7] The Dayton Herald , 17 апреля 1902 г.
[8] «Прекрасно посвящен труду милосердия», The Dayton Daily News , 3 марта 1904 г., 1.
[9] The Dayton Daily News , 3 марта 1904 г., 1.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Маргарет МакКейт, 9 лет0007 История и сохранение торговых рядов (Лондон: Мэнселл, 1986).
[13] Там же, 14.
[14] Там же, 15.
[15] Там же, 15.
[16] Dayton Daily News , 11 декабря 1900.
[17] Фридрих Geist, Arcades: The History of a Building Type (Cambridge: MIT, 1983), 16.
[18] Geist, Arcades: The History of a Building Type, 20.
[19] Там же , 28.
[20] Там же , 35.
[21] Гость Джеффри, «Aspects of the Dayton Arcade», https://forum.urbanohio.com/topic/4351-aspects-of-the-dayton-arcade-building-owning-and -оккупация-аркады/#msg192506.
[22] Geist, Аркады: история типа здания.
[23] Маргарет МакКейт, Торговые ряды: справочник существующих британских пассажей (Лондон: Мэнселл, 1985), 65.
[24] Там же , 66.
5
[2 66.
[26] Ганс Влиге, Фламандское искусство и архитектура 1585-1700 , перевод Аластер и Кора Вейр (Лондон: Yale University Press, 1998), 267.
[27] Там же, 258.
[28] МакКейт, История и сохранение торговых пассажей .
[29] Geist, Аркады: история типа здания, 35.
[30] MacKeith, История и сохранение торговых пассажей , 20.
[31] Regina Lee Blaszcyck, Американское общество потребителей 1865–2005: От очага к HDTV (Уилинг, Иллинойс: Harlan Davidson Inc, 2009), 96.
[32] МакКейт, История и сохранение торговых пассажей.
[33] Там же, 7.
[34] Там же, 14.
[35] Там же.
[36] Blaszcyck, Американское общество потребителей, 1865–2005 гг.: от очага до HDTV.
[37] Саймон Н. Паттен, Новая основа цивилизации (Нью-Йорк: MacMillan, 1907).
[38] Паттен, Новая основа цивилизации .
[39] «Предприятие стоимостью 80 000 долларов: аркада, предложенная для Дейтона», The Dayton Daily Herald , 23 февраля 1889 г.
[40] Брюс В. Рональд и Вирджиния Рональд, Дейтон: жемчужина City , Boston: Continental Heritage Press, 1981.
[41] Торстейн Веблен, Theory of the Leisure Class (Нью-Йорк: Penguin, 1994).
[42] Веблен, Теория досуга Класс .
[43] Уолтер Бенджамин, The Arcades Project , Перевод Говарда Эйланда и Кевина Маклафлина (Кембридж: Белкнап, 1999).
[44] Там же.
[45] Там же.
[46] Веблен, Теория досугового класса .
[47] Кеннет Уилсон, «Плоское стекло в Америке: краткая история», Journal of Glass Studies 43 (2010). https://www.jstor.org/stable/24190904
[48] Geist, Аркады: история типа здания, 36.
[49] Там же , 36.
[50] Уилсон, «Пластиковое стекло в Америке: краткая история».
[51] Blaszcyck, Американское потребительское общество, 1865–2005: от очага к HDTV, 83.
[52] Там же , 75.
[53] MacKeith A Shopping Arcades, 90:007 Аркады, vii.
[54] Мэри-Пил Скофилд, «Кливлендская аркада», Журнал Общества историков архитектуры 25, вып. 4 (1966), https://www-jstor-org.libproxy. udayton.edu/stable/988355
[55] Blaszcyck, Американское общество потребителей, 1865–2005: From Hearth to HDTV, 84.
[56] Там же , 84.
[57] Там же , 83.
[58] Уильям Лич, Земля желания: торговцы, власть и рост новой американской культуры (Нью-Йорк: Vintage Books, 1993), 3.
[59] Лич, Земля желаний: торговцы, власть и рост новой американской культуры, 3.
[60] Там же , 3.
[61] Там же , 9.
[62] Там же , 9.
[63] Там же , 9.
[ 64] Там же , 9.
[65] Blaszcyck, Американское общество потребителей 1865 – 2005: From Hearth to HDTV, 76.
[66] Там же , 77. «
5 [9 Элдер-Бирман, Дейтон, Огайо», Музей универмага. http://www.thedepartmentstoremuseum.org/2010/05/elder-beerman-dayton-ohio.html
[68] BAK, The Rike-Kumler Co., Дейтон, Огайо, Музей универмага. http://www.thedepartmentstoremuseum. org/2010/05/rike-kumler-co-dayton-ohio.html
[69] Там же.
[70] «Город в городе», The Dayton Daily News , 24 февраля 1924 г.
[71] «Пристальный взгляд на прошлое десятилетие развития игровых автоматов», Dayton Daily News , 6 апреля , 1986, 10А.
[72] «Под стеклом: Dayton Arcade», Progressive Architecture , Vol. 61, № 11 (19 ноября80).
[73] Progressive Architecture , 1980.
[74] Анонимное интервью, интервью Ханны Кратофил и Криса Кестера, 20 февраля 2020 г.
[75] Там же.
[76] Дейв Дейли, «Фуд-корт New Arcade откроется в августе», Dayton Daily News , 23 июня 1986 г., 3.
[77] Корнелиус Фролик и Томас Гнау, «Исследование: комплекс можно возродить », Dayton Daily News , 4 июня 2015 г., 1, 9.
[78] Алия Уильямсон, «Инновации и творчество в Фонде проекта возрождения игровых автоматов в Дейтоне», WDTN News , 6 декабря 2019 г.
[79] Джон Буш, «Якорный арендатор Dayton’s Arcade подписывает долгосрочный договор аренды и инвестирует 10 миллионов долларов», Dayton Business Journal , 9 апреля 2019 г.
[80 ] М. Р. Кропко, «Cleveland’s Arcade снова открывается для бизнеса», Dayton Daily News , 2 мая 2001 г., 2E.
[81] Кейси Нильссон, «Возрождение аркад», Rhode Island Monthly , 31 января 2012 г.
Провиденс Аркада // Путеводитель по архитектуре Провиденса
Торговые ряды были важным архитектурным акцентом в городских условиях начала девятнадцатого века как в Европе, так и в этой стране. Лондонская аркада Берлингтона (1818 г.) вдохновила на две аналогичные попытки в начале 1820-х годов в Филадельфии и Нью-Йорке, обе работы филадельфийского архитектора Джеймса Хэвиленда. В конструкции всех более ранних аркад использовалась серия арок (отсюда и название) для организации пространства. Проектировщики этого здания, Рассел Уоррен и Джеймс Баклин, адаптировали монументальную прямолинейную форму греческого храма для этого сквозного здания; действительно, единственные арки здесь — это орнамент на внутренних стенах с обоих концов. Провиденс-Аркада, в настоящее время старейшее сохранившееся здание такого типа в стране, предлагает посетителям чудесный пространственный опыт. Колоссальные ионические колонны на обоих концах закрывают трехэтажное внутреннее пространство с магазинами, которые на каждом уровне отступают за проходы балконов над магазинами под ними; освещенное большим световым люком (который когда-то также обеспечивал вентиляцию), пространство ежедневно наполняется мягким светом. Типичные для лучших зданий греческого Возрождения, широкие площади поверхности разбавлены дискретным количеством замысловатых деталей, в данном случае вычурной железной конструкцией балюстрад верхнего этажа. Построенный Сайрусом Батлером, он был неофициально известен как «Безумие Батлера» из-за его удаленности от Рыночной площади и низкой скорости его заполнения. К сожалению, низкая заполняемость стала почти исторической константой.
– Путеводитель по архитектуре Провиденса за 2003 г. В профиле аркады 1962 года, подготовленном организацией Historic American Buildings Survey, говорилось, что «это хорошо сохранившийся пример деловой аркады начала девятнадцатого века и важный ранний пример греческого возрождения в Род-Айленде». Сегодня Аркада представляет для жителей Провиденса гораздо больше.
Будучи старейшим из сохранившихся торговых центров Америки, в нем изначально располагалось 78 небольших магазинов и ресторанов, и, что, возможно, даже более важно, его центральный коридор служил общественным пешеходным маршрутом между наиболее важными улицами Даунтауна Провиденс. Аркада является одним из основных элементов центра города, частью Провиденса не только из-за его национального исторического и архитектурного значения, но и из-за личного значения, которое он имеет для многих жителей Род-Айленда. Многих местных жителей разочаровывает ремонт Аркады только для одного арендатора, потому что характер этого культового здания заключен в его интерьере.
Построен из гранитных блоков и оштукатуренного тесаного камня. Шесть ионических колонн на каждом фасаде сделаны из гранита, добытого и вырезанного на месте в карьере Бэр-Ледж в Джонстоне, Род-Айленд. Капители вырезали в Бостоне. Внутри Аркады линейный центральный коридор, охватывающий входы с Вестминстер-стрит и Вейбоссет-стрит, освещается впечатляюще большим световым люком наверху; по бокам коридора находится ряд равномерно расположенных застекленных магазинов и офисов на трех уровнях, с балконами, обслуживающими два верхних этажа.