Признаки готического стиля в архитектуре: Корабль в небеса: главные признаки готической архитектуры

Содержание

Корабль в небеса: главные признаки готической архитектуры

Готы – это древнегерманские племена, которые в начале новой эры расселились по всей Европе. «Готическим» в высокодуховную эпоху Возрождения стали пренебрежительно называть все варварское, «низкое». Но при этом почти любой готический собор всегда производит ошеломляющее впечатление, и «низким» его нельзя назвать ни в каком смысле. Пресс-служба Главгосэкспертизы России рассказывает об особенностях готической архитектуры.

Дата ее рождения известна точно – это 1144 год. Тогда аббат Сугерий, советник французских королей Людовика VI и Людовика VII, утратив свое влияние при дворе после смерти последнего, решил заняться перестройкой базилики аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа. Он «отменил» сферический купол, распорядился построить не круглые, а остроконечные арки и контрфорсы — вертикальные конструкции, представляющие собой выступающую часть стены. Контрфорсы принимали на себя горизонтальное усилие распора от сводов, с тех пор они стали обязательным элементом готической архитектуры – так же, как и круглое окно-роза на фасаде.

Сугерий построил странный угловатый собор не просто так, он руководствовался красивой концепцией: церковь — это корабль, уносящий верующих в небеса, поэтому очертания храма так напоминали мачты и надутые ветром паруса. «Мода» на новый архитектурный стиль в течение XIII века распространилась по всей Франции, а затем – по Германии, Испании, Англии, по северной, а также восточной Европе.

Архитекторы быстро совершенствовали новый способ строительства, который кардинально отличался от предыдущего, применявшегося при возведении зданий в романском стиле (а он, к слову, тоже был важнейшим этапом развития средневековой архитектуры). Вообще, надо сказать, что архитектура готики – это вершина инженерной мысли того времени. Взять хотя бы то, что теперь давление каменной кладки распределялись не по всему периметру, как было раньше, а сосредотачивались в определенных точках. Соответственно, в других частях строения эта нагрузка была минимальной, что позволяло строить легкие «воздушные» здания.

Если у романских церквей стены толстые, основательные, то у готических – их словно совсем нет, эти здания состоят из сплошных окон. В отличие от полукруглых романских апсид и капелл, готические – граненые: так удобнее было делать в соборах огромные окна, их проще было установить на плоской, а не на округлой стене. К тому же форма стен готических соборов связана с формой сводов.

Напомним, что в романской церкви несущие конструкции – это стены, а в готической – столбы: они поддерживают своды, которые парят над головами прихожан на невообразимой высоте, достигающей 50 с лишним метров. Готический свод – каркасный, и конструкция, на которую он опирается (те самые ряды столбов, перевязанных арками), — это тоже каркас. Между столбами можно было вырезать огромный кусок стены, заменив ее окном. Так что по своей конструкции готический собор напоминает гигантскую каменную оранжерею. Уже упомянутые массивные контрфорсы, принимавшие на себя давление распора от сводов, располагались снаружи здания.

И если внешне готический собор представляет собой довольно основательное сооружение, то его внутреннее пространство максимально очищено – оно легкое, наполненное воздухом и светом.

В средневековье собор был главным зданием города. И, конечно, самым высоким: некоторые готические церкви по высоте превосходят пирамиду Хеопса. Соборы были предназначены не только для церковных служб: здесь проводили уроки для детей, здесь же находили приют нищие, иногда под церковными сводами заседало городское правительство и разыгрывались театральные постановки. Известно, что когда археологи проводят раскопки античных городов, они определяют численность их населения по тому, на сколько мест был рассчитан местный театр. Такой же принцип можно применить и к готическим соборам: проектируя их, архитекторы рассчитывали такие размеры здания, чтобы оно могло принять под своими сводами всех жителей города.


Готическую архитектуру делят на три вида – по мере развития стиля.

Ранняя или стрельчатая готика, которая еще не совсем готика, а некий гибрид с романским стилем, развивалась между 1140 и 1250 годами. Для этого периода характерны мощные стены, величественные порталы и высокие арки. Типичный образец стиля – собор Парижской Богоматери, построенный в 1160 году.

Период высокой или зрелой готики занимает около 200 лет — с 1194 по 1400 годы. В это время усложняется каркасная конструкция соборов, увеличивается количество витражных окон и скульптур, здания становятся выше и воздушнее, а их крыши делают «ажурными». Лучший пример этого периода – знаменитый собор в Реймсе, где короновались все французские монархи. Между прочим, несколько витражей позднего времени для собора сделал Марк Шагал. 


    

Поздняя или пламенеющая готика охватывает период с 1350 до 1550 года. В это время огромное внимание уделяется внешнему оформлению соборов. Их покрывают огромным количеством декоративных деталей, поэтому издалека кажется, будто здание охвачено языками пламени. В первую очередь пламенеющая готика – это Миланский собор. Другие известные образцы стиля — это прекрасный кафедральный собор в Севилье, где находятся останки Христофора Колумба, изящный и утонченный собор св. Анны в Вильнюсе; собор св. Стефана в Вене, который хотя и был основан в начале XII века при ранней готике, но свой нынешний «пламенеющий» вид обрел в начале XVI века.

Краткий готический словарь

Аркбутан — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб-контрфорс, расположенный за стенами здания. Подробнее про это и другие сооружения можно узнать из предыдущего материала, подготовленного Пресс-службой Главгосэкспертизы России.

Вимперг — высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.

Горгульи — каменные или металлические выпуски водосточных желобов, выполненные в виде гротескных персонажей. В оформлении готического собора трудно встретить две одинаковые горгульи. И если горгульи играют вполне функциональную роль – отводят дождевую воду от стен собора, то химеры, которых тоже можно в изобилии можно увидеть на фасадах многих соборов, представляют собой исключительно декоративные элементы, а их образы символичны.

Нервюры — выступающие ребра каркасного крестового свода. Именно они позволяли облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и, соответственно, расширить оконные проемы.

Пинакль — декоративная копьевидная башенка. Ими часто увенчивали контрфорсы и башни, а также столпы стен.

Трифорий — невысокая декоративная галерея, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

Роза – большое, украшенное витражами круглое окно в каменной раме на главном фасаде собора.

Готическая «роза» произошла от римского окулюса – круглого отверстия (обычно в потолке здания), сделанного для того, чтобы пропускать свет и воздух. Самый знаменитый окулюс расположен в римском Пантеоне. Окно-роза расчленено фигурным переплетом на части в виде распустившегося цветка. В начале развития стиля рисунок розы был довольно простым, а в эпоху поздней готики сделался чрезвычайно затейливым. Самыми красивыми «розами» славятся Амьенский, Шартрский, Руанский и Орлеанский соборы во Франции.

Фото: puteshestvyie.ru; wikidata.org; touristam.com; arhi1.ru; phototravelguide.ru; render.ru; vectorStock.com; infourok.ru; resent5.com; sundukistorii.blogspot.com; pinterest.ru

Готическая архитектура. Особенности готического стиля в архитектуре

Каждая историческая эпоха носит печать определенного архитектурного стиля. И если сегодня рождается множество новых стилей и направлений, которые воплощаются в жизнь благодаря творческому потенциалу каждого отдельно взятого архитектора, то около десяти столетий назад господство того или иного архитектурного стиля определялось ритмом общественной жизни и церковными потребностями.

 

Именно благодаря усилившемуся влиянию городов и переходу к более светской жизни на архитектурной арене в XІI веке появился готический стиль. Готическая пластика, грациозность и утонченность приблизили архитектуру к человеку, сделали ее более живой, душевной, соответствующей светским манерам. Готическое искусство в отличие от предшествующего ему романского занимается поиском чего-то светлого, чистого и возвышенного.

Готический стиль в архитектуре обращен к человеку думающему и чувственному, поэтому он вобрал в себя все знания, которые были накоплены людьми в средневековье, подпитался их радостями, переживаниями и «застыл» в величественных соборах, которые и по сей день волнуют ум и души людей.

Из истории стиля

Чтобы понять всю сложность и спорность образования новых стилей, стоит хоть одним глазком заглянуть в их историю. Несмотря на то что в XV веке популярность готики поднялась до невиданных высот, момент ее появления отнюдь не был радостным событием. В средневековом обществе еще бытовали устои романского направления, которые норовили «одеть» города в непробиваемые сооружения с глухими стенами и «жесткой» красотой. В первой половине XII века европейскому обществу было свойственно скорее умиляться вещами, которые были сделаны еще в эпоху античности, чем свыкнуться с мыслью, что готика плотно войдет в их повседневную жизнь.

О том, где все-таки впервые появились готические мотивы, историки спорили долго, но все же самое распространенное мнение – готическая архитектура зародилась во Франции. И для этого действительно были свои исторические причины. В средневековой Франции XII века наблюдалось быстрое объединение земель в одно единое государство со своими национальными особенностями. Это повлекло за собой рост городов и создание многочисленных цеховых организаций. А это для тех времен прогресс невиданный, который уже не мог держаться на романской строгости и консервативности, а потребовал чего-то эстетического, изящного и приближенного к городским жителям.

Так и стала зарождаться на французских землях готика.

А уже к XV–XVI векам готический стиль покорил остальные европейские государства.

Особенности готического стиля в архитектуре разных европейских стран

Было бы неправильно думать, что готику можно объединить под общим понятием «европейская», ведь у каждого государства Европы была своя готика, которая могла «придумать» что-то индивидуальное, а могла и вобрать в себя опыт других стран.

Французская готика, или «Строительство на французский манер»

Готический стиль во Франции целиком и полностью воплощен в шедевральном сооружении Собора Парижской Богоматери. Однако и здесь нельзя утверждать, что здание выдержано в одном стиле, так как строилось оно больше 150 лет и было подвержено изначально влиянию отступающего романского стиля, а затем зависело от рук сменяющих друг друга мастеров, каждый из которых видел готовый собор исходя из своих представлений о готике.

Но тем не менее Собор Нотр-Дам-де-Пари в XIII веке стал «сердцем» Парижа и по сегодняшний день сохранил свою привлекательность и загадочность. Само здание собора представляет собой помещение из пяти нефов (вытянутые помещения), высота которых достигает 35 метров. Центральный неф пересечен таким же продольным нефом, что в результате делает устройство собора похожим на крест – символ распятия Христа. Но вся прелесть этого величественного сооружения заключается главным образом в его внешнем виде, который заставляет поистине преклоняться перед средневековыми скульпторами и архитекторами.

Особая грация и душевная тонкость мастеров прослеживается в организации главного фасада. Он состоит из трех стрельчатых порталов, которые обрамлены библейскими сюжетами. Главный портал изображает сцену Страшного Суда, которая задает определенное настроение при входе в собор.

Верхняя часть собора «охраняется» мистическими существами – горгульями и химерами, которые глядят на каждого, кто приближается к соборной площади.

Свет готического настроение проливается внутри собора сквозь многочисленные витражи, которые рассеивают солнечные лучи и создают в залах ощущение бесконечного, просторного и легкого пространства.

Собор Парижской Богоматери – это самый яркий образец французской готики, который, несмотря на многочисленные реконструкции, все же сохранил для современников дух средневекового Парижа.

Немецкая готика

Готический стиль немецкой архитектуры развивался на основе французской готики. Однако перенял у нее далеко не все. Если готические соборы Франции – это пышные, ажурные, торжественные, богатые здания, то соборы Германии – это готика сухая, вобравшая в себя множественные черты романского стиля. Здесь нет простора архитектурной мысли, нет устремленности к духовной возвышенности, все по-немецки сдержанно.

Одним из известнейших архитектурных памятников немецкой готики является Кельнский собор. Он состоит из пяти нефов, средний из которых отличается особой высотой. Остроконечные крыши арок стремятся ввысь, что придает всей конструкции собора особую стать и грацию. Однако скульптурными изысками сооружение не отличается.

Готическая архитектура Германии – это многочисленные ратуши, которые быстрыми темпами возводились по мере того, как возрастала и усиливалась политическая жизнь немецких городов.

Готические мотивы в Италии

Итальянская готика, как и французская, отличается особой жизнерадостностью и декоративностью. Она вобрала в себя все веселые нотки светской жизни и показала величие «легких» сооружений.

Ярким примером «зазывающей» итальянской готики может служить Дворец дожей в Венеции. Он существенно отличается от классических сооружений в готическом стиле, но сохраняет основные каноны этого стиля.

Фасад дворца представляет собой многочисленные стрельчатые арки, которые делают всю мощь верхней части здания легкой и невесомой. Над фасадом высится второй этаж, который является открытой площадкой, обрамленной мраморными колоннами. А третий этаж – это редко поставленные окна и глухая стена, которая украшена белым геометрическим рисунком. В целом же дворец создает впечатление воздушного шара, наполненного воздухом, который вот-вот сорвется со своих ножек-арок и поднимется в небо.

Появление готического стиля в Европе – это тот переломный момент, когда оборонительные конструкции изжили себя и уступили место легкой, непринужденной, грациозной и пышной красоте.

Источники фото: liveinternet.ru, regent-decor.ru, raredelights.com, streetfront.ru,  wallonie-voyage.eu

Символика готической архитектуры | Творческие проекты и работы учащихся

В данном исследовательском проекте по истории на тему «Символика готической архитектуры» автором была поставлена цель рассмотреть особенности готической архитектуры и её символику, изучить историю возникновения готического стиля в искусстве и в архитектуре.

Подробнее о проекте:


Материалы предложенной исследовательской работы по истории на тему «Символика готической архитектуры» могут иметь практическое применение на уроках истории, МХК, классных часах, внеклассных мероприятиях.

В данном творческом исследовательском проекте в доступной форме изложен материал об истории романского стиля и готического направления в архитектуре, о стилистике готики, предложен список самых известных архитектурных сооружений мира, являющихся представителями готического направления.

При написании исследовательской работы по мировой художественной культуре на тему «Символика готической архитектуры» использованы информационные материалы из Интернет-сайтов и специальной литературы по данной теме.

Оглавление

Введение
1. Готика.
2. Стилистика готики.
3. Представители готического направления в архитектуре.
Заключение
Литература

Введение


После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течение которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия.

На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции. История и культура развития неразрывно связаны между собой. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета.

Результатом последнего стало появление романского стиля, где основной вид — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Готический стиль во многом стал преемником романского, потому что возник из его основ, изменил и модернизировал его черты.

Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.

Актуальность: заключается в огромном интересе к готической архитектуре, несмотря на значительное расстояние во времени, а также в отсутствии цельного описания стиля в литературе.

Объект исследования: Готический стиль на примере архитектурных объектов

Задачи: Изучение и систематизация материалов по данной теме.

Методы: Анализ, обобщения, систематизация.

Теоретическая значимость: Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования готики как стиля средневековья, определения специфических черт в изучении соборов.

Цель: рассмотреть особенности готической архитектуры и её символику.

Готика. Готический стиль

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским.


В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания.

Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы.

Хотя ранне- готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.

Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали более динамичными и экспрессивными.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты.

Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла кирпичная готика.

Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня. Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Перейти к разделу: 2. Стилистика готики

Готическая архитектура: изящное кружево, экспрессия и пламень

Готический стиль в архитектуре формировался, развивался и трансформировался на протяжении нескольких столетий – с конца XII по XVI в. Позже архитекторы не раз возвращались к готической теме. Так, в XVIII в. увлечение готикой вылилось в новый архитектурный стиль – неоготика. Готический стиль настолько изыскан, драматичен и пленителен, что до сих пор будоражит умы художников, архитекторов и дизайнеров всех мастей.

Особенности готического стиля в архитектуре

Родиной готического стиля в архитектуре считается Франция, но в том или ином проявлении он присутствовал практически во всех странах Европы. Наибольший расцвет стиль приобрел в свой поздний период (пламенеющая готика), когда обилие декоративных деталей и необыкновенной красоты орнаменты стали напоминать тончайшее кружево, вытканное из камня, или языки пламени.

В каждой из крупных европейских стран готике были присущи свои уникальные черты. Во Франции готический стиль XIII в. называли «лучистым» из-за солнечных лучей в орнаментах окон-роз.

В Англии ранняя готика отличалась особой строгостью, а под конец (начало XVI в.) бурное развитие получила так называемая «тюдоровская» готика. В этот период при строительстве активно начали использовать кирпич. Причем, в этом стиле строились не только храмы, но и светские здания. В Северной Германии получила распространение «кирпичная» готика, в которой самым распространенным строительным материалом был жженый кирпич.

Основные элементы готической архитектуры

Одним из самых известных приемов в готике является использование сводчатых арок и полуарок – нервюр и аркбутанов. За счет таких архитектурных решений храм выглядит парящим, как будто устремлённым вверх. Поддерживают идею вертикального полета контрфорсы. Эти вертикальные столбы, отстоящие на несколько метров от стен и соединенные со зданием аркбутанами, усиливают ощущение устремленности ввысь, а также выполняют весьма полезную функцию, снимая лишнюю нагрузку со стен и придавая устойчивости всему зданию.

Окна-розы – еще один излюбленный готический элемент. Разделенные на части и напоминающие цветочные лепестки, они часто украшались красочными витражами и располагались в центре фасадов романских и готических храмов. Самый известный пример такой розы красуется на фасаде легендарного собора Нотр-Дам. Верхние части окон-роз украшали особым орнаментом – массверком. В «пламенеющей» готике массверк изобиловал множеством деталей и напоминал языки пламени, а в раннем периоде, напротив, был строгим и сдержанным.

Порталы играют важнейшую роль в архитектуре готических храмов. Они являются ярким акцентом, сразу привлекающим к себе внимание.

В отличие от романского стиля, в готике порталы особенно пышно и богато декорированы, врата украшены многослойными ободками – архивольтами, а над самими порталами часто располагаются вимперги – остроконечные щипцы, украшенные лепниной.

Один из непременных атрибутов готических храмов – крестоцвет. Этим цветком крестообразной формы увенчаны шпили башен и вимпергов.

Готика очень любит орнаменты – растительные, геометричные, экзотичные – самых разнообразных, порой совсем причудливых форм. Один из самых красивых – орнамент «рыбий пузырь». Он появился в поздней готике. Такое необычное название закрепилось за ним в Германии, а в Англии его называли «пламенеющим».

Ну и, конечно же, нельзя пройти мимо самых «симпатичных» готических персонажей — горгулий и химер. Хотя кому-то, возможно, они покажутся весьма зловещими. Первоначально этих симпатяг использовали в качестве водостоков, но позже причудливый внешний вид загадочных существ так полюбился архитекторам, что горгулий стали использовать для  украшения храмов (а, возможно, и для устрашения особо впечатлительных прихожан). Говорят, что эти скульптуры своим внешним видом символизируют человеческие страсти и пороки.

Самые яркие примеры готической архитектуры

Нотр-Дам (Париж, Франция) – самый известный шедевр готической архитектуры во Франции. Величественный и грандиозный, он стал первым и самым масштабным памятником французской готики. Примечателен западный фасад собора, основанный на двух геометрических фигурах – круге, символизирующем божественную бесконечность, и квадрате, показывающем ограниченность земного пространства.

Этим фасадом восхищался Корбюзье, называя «чистым созданием Духа». Собор украшен множеством великолепных скульптур, которые рассказывают историю всего христианского периода – начиная от грехопадения и заканчивая сценами Страшного суда.

Собор в Амьене (Амьен, Франция) – самый крупный в Европе. Наряду с Реймским и Шартрским соборами образует Святую Троицу французских храмов. Особый интерес представляют врата Страшного суда (центральный вход) – со сценами ада и воскрешения из мертвых. Собор известен не только как великолепный образец готической архитектуры Средневековья. Внутри него находится величайшая святыня всего христианского мира – голова Св. Иоанна Предтечи.

Шартский собор (Шартр, Франция) – один из самых загадочных храмов. Он известен  замечательно сохранившимися до наших дней старинными витражами, а также  уникальным мозаичным полом с изображением лабиринта. В его рисунке зашифрован путь человеческой души к Богу. Великолепные витражи Шартрского собора являлись источником вдохновения для многих художников и писателей.

Собор в Руане (Руан, Франция) – им вдохновлялся великолепный К. Моне, пытаясь на холсте передать удивительную красоту собора в разное время дня и при разном солнечном освещении. Его примеру последовал Р. Лихтенштейн – один из ярких представителей современного искусства XX в.

Кельнский собор (Кельн, Германия) – шедевр немецкой готики. Этот собор – один из самых высоких в мире (занимает 3-е место). Изящная, словно вытканная небесными мастерами, «кружевная» архитектура и устремленные прямо в небо шпили башен – от красоты собора буквально захватывает дух! Это образец поздней – пламенеющей готики.

История его строительства уникальна – он начал строиться в XIII в. и до сих его продолжают реконструировать и достраивать. Согласно легенде, с окончанием строительства должен наступить конец света. Но не будем верить мрачным домыслам, а лучше вдохновимся одним из самых красивых памятников готической архитектуры Германии.

Особенности Готики в различных странах Европы • Архитектура, дизайн, жилище

Расцвет средневековых городов совпал с утверждением нового художественного стиля — готического. Когда во Франции появился новый стиль, то строения казались итальянцам грубыми и безвкусными.

Свое название готический стиль получил от германского племени готов, хотя они к нему не город XV в. имели никакого отношения. Словом «готический» они хотели подчеркнуть варварский характер архитектуры, оно имело отрицательный смысл в противоположность цивилизованному романскому, и в переводе означало дикое, варварское, презрительное.

Готика в различных странах Европы имела свои особенности. Северная готика господствовала в Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Северо-Западной Германии, южная — в Южной Германии, Швейцарии, Австрии. Массивность была заменена легкостью и свободой, все пропорции устремлены вверх.

Устремленность вверх подчеркивалась стрельчатой аркой, остроконечными верхушками окон и фронтонов на фасаде, шатровыми крышами. Основные черты готического стиля: вертикальность, стрельчатая арка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Стиль преодолел громоздкость камня благодаря новой конструкции сводов.

Эпохой был создан ребристый свод — прочный и легкий. В нем мы видим четкое разделение усилий на ребра и распалубку. Система несущих ребер образовала каркас, который заполнялся кладкой.

Несмотря на то, что свод стал намного больше, но нагрузка от него уменьшалась за счет ребер. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов сделало возможным строительство более тонких стен. Стена перестала быть несущим элементом, она заполнялась несущими пилонами.

Система пилонов уменьшала массу сооружения и создавала ощущение легкости. Пилоны снаружи служили для погашения боковых распорок. Внешняя система опор — колонны и аркбутаны (висячие арки), внутренний пилон воспринимал внутренние вертикальные нагрузки. Каркасная конструкция освободила стену от функции несущего элемента и открыла возможность для украшения ее витражами и декором.

В готическую эпоху стали использовать разнообразные детали крепления — гвозди, анкеры, скобяные изделия. Металл стал применяться в декоративных целях: появились решетки, шпили, флюгеры. Из свинца стали делать переплеты витражей, накладные украшения. Началось изготовление листового стекла крупных размеров. Но основными материалами оставались кирпич, камень и дерево.

Рост населения средневековых городов приводил к тому, что разбогатевшему ремесленнику-бюргеру или купцу приходилось вытягивать строение в высоту из-за недостатка места. Происходило это так. Сначала в городах дома строили одноэтажные, но под сильно заостренной двускатной крышей. Пространство под балками крыши позволяло сделать еще один этаж — второй.

В дальнейшем крышу снимали, пристраивали еще этаж, и получали два этажа и третий под крышей. С фасада крыши было не видно: ее заслонял фронтон, причем зубчатые выступы и башенки должны были напоминать средневековый замок.

Чтобы увеличить размеры своих домов, горожане каждый следующий этаж делали выступающим над нижним. Выступы противоположных домов по одной и той же улице сходились так близко, что вероятность возникновения пожаров и распространения болезней была огромной. В домах было темно и грязно.

Готический стиль в интерьере

Готика (французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico производны от латинского gotthus и греческого gothos) — направление в развитии культуры XII-XV веков. Стиль, зародившийся во Франции и отличающийся своей изысканностью, пришел на смену романскому стилю и, постепенно теряя ярко выраженную национальную окраску, стал общеевропейским направлением в искусстве. Готика — венец Средневековья, стиль сложного психологического состояния — величественный и изящный, мрачный и мистический.



Совет руководителя студии

Создайте интерьер своей мечты с дизайнерами нашей студии

Каждый наш проект отражает потребности, вкус и образ жизни нашего клиента

Рассчитать стоимость

Готический стиль в архитектуре означал уход от мрачных громоздких форм к более легким и изящным, стремящимся ввысь конструкциям при всей их монументальности и величии. Классика готической архитектуры — церковь монастыря Сен Дени и Собор Парижской Богоматери — с арочным каркасом зданий, узкими башнями, взлетающими в небо и резными элементами фасада. Гигантские ажурные башни, колючие иглы шпилей, сияние витражей, подчеркнутая вертикальность конструктивных элементов, обилие ярких деталей, позолоты, тонкой работы с камнем, высокий уровень знания пропорций и декорирования — характерные черты готического стиля в архитектуре.


Особая роль уделялась освещению — символу божественного света. Витражи, вытянутые окна-арки, игра со стеклом и светом создавали определенную психологическую атмосферу. Богатство без помпезности, королевское величие и образец изящества и мастерства. Экспрессия, симфония света, камня и стекла…


В готическом стиле в интерьере значение имеют не столько применяемые цвета (фиолетовый, красный, цвет охры, цвет натурального металла и золота) и природные материалы (мрамор, камень и дерево), сколько их сочетаемость и стилевое единство с дизайном внутренних пространств, гармония старинных предметов с современными. Кафельные и дощатые полы интерьеров в стиле ранней готики позднее стали застилать коврами.


Сложный лиственный орнамент, лепнина, покрытая позолотой, резные порталы, веерный свод с опорами, деревянные стропила кровли и массивные балочные потолочные перекрытия, майолика и плиточная мозаика, коллекции старинной живописи в красивых окладах, фрески и настенная роспись, книги, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины на окнах от пола и покрывала, кованые подсвечники и вазы, мебель с гнутыми ножками, дугообразными линиями и стрельчатыми верхушками — все это элементы классического готического стиля.


Современный готический стиль, как правило, встречается в больших частных домах, стилизованных ресторанах. Масштабность, величественность действуют опосредованно — за счет пропорционального соотношения объемов, форм, проемов и деталей. Создание изящной атмосферы достигается при помощи отделочных материалов, работы с витражами и освещением, использования традиционных элементов. Неоготика в интерьере, современное прочтение исторического стиля, — это огромные окна и панорамное остекление, многоцветные витражи, световые эффекты, отделка дверных и оконных проемов, камины высотой до потолка с каменной кладкой, искусственно состаренные предметы мебели, заостренные формы и доминирующая вертикальность. Готическа мебель — темная, внушительных размеров. Деревянные буфеты на высоких ножках, высокие массивные шкафы с распашными дверками, кровати и стулья с высокими спинками, сундуки, кровати внушительных размеров с балдахинами. Ткани для декора с золотой нитью или красивым набивным рисунком, мелким золотистым орнаментом (месяцами, трилистником, звездами).


Это динамика и экспрессия форм поздней, «пламенеющей», готики. Такой стиль подойдет людям с яркой индивидуальностью и характером, стремящимся к нестандартному подходу в оформлении интерьера. Воплощать его в интерьере, как и всякий исторический стиль, лучше взвешенно и осторожно, как идею, которая не диктует, а указывает путь.

Готический стиль в архитектуре — Доклад

(слайд 1) Готическая архитектура — период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века).

Готический стиль зародился во Франции. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры.

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.   Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.  

В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.   Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.   Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.  

Давайте рассмотрим особенности готического стиля на примерах.

(слайд 2) Вертикальность композиций, устремленность ввысь

(слайд 3) стрельчатые (а не полукруглые) арки

(слайд 4) Среди часто встречающихся элементов в готике можно также выделить: слайд 4—7

(слайд 8—10) C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.  

(слайд 11—12) органическая связь архитектуры и скульптуры;

Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонификации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем.  

Что касается фантастических существ, то демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфорсах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фантазии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.

(слайд 13—14) Мы вернемся к скульптурным составляющим Нотр Дама но сначала давайте познакомимся с ещё парой элементов, характерных для готических соборов

(слайд 15) Возвращаясь к Собору Парижской Богоматери, вспомним о том, что готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.

Здание готического собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сум­рака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл — символизирует спасение и вечную жизнь.

Что является общей чертой готической архитектуры? — MVOrganizing

Что является общей чертой готической архитектуры?

Хотя готический стиль может варьироваться в зависимости от местоположения, возраста и типа здания, он часто характеризуется пятью ключевыми архитектурными элементами: большими витражами, остроконечными арками, ребристыми сводами, аркбутанами и декоративным декором.

Какой самый главный художественный принцип в готической архитектуре?

DAH Глава 8

А B
«вентиляторное хранилище» «Сложный свод с расходящимися ребрами.”
мультфильм «Натурный рисунок, по которому сделана картина или фреска».
«Как возник термин« готика »?» «используется как посмешище критиков эпохи Возрождения»
«Что является самым важным художественным принципом в готической архитектуре?» единство

Какова функция стиля готической архитектуры?

В XII – XIII веках инженерные разработки позволили построить все более и более гигантские здания. Ребристый свод, аркбутан и остроконечная (готическая) арка использовались в качестве решения проблемы строительства очень высокой конструкции с сохранением как можно большего количества естественного света.

Что является наиболее важным элементом готической архитектуры?

Самым фундаментальным элементом готического стиля архитектуры является остроконечная арка, которая, вероятно, была заимствована из исламской архитектуры, которая была бы замечена в Испании в то время. Заостренная арка снимала часть тяги и, следовательно, нагрузки на другие элементы конструкции.

Что символизирует готическая архитектура?

Несмотря на то, что он был практичным и изначально выразительным — подвиг как инженерной мысли, так и символического новаторства, — наиболее примечательным аспектом готического собора является то, как он воплощает кульминацию христианской энергии средневекового периода, энергии, превосходящей энергию любой другой эпохи. как среди духовенства, так и среди мирян.

Что не характерно для готического стиля?

Ответ: «Упор на ширину.”

Что общего у готических соборов?

Наиболее распространенные характеристики готических соборов включают использование аркбутанов, остроконечных арок, больших, замысловатых окон и каменное строительство с деревянными вставками.

Что из перечисленного является первым готическим зданием?

Аббатская церковь Сен-Дени известна как первое готическое строение и была построена в 12 веке аббатом Сугером.

Что из этого является особенностью викторины по готической архитектуре?

Каковы были основные характеристики готической архитектуры? каменные постройки, большие стеклянные просторы, сгруппированные колонны, остроконечные шпили, замысловатые скульптуры, ребристые своды и аркбутаны.Одна из их основных характеристик — оживальная или заостренная арка.

Где зародилась готическая архитектура?

Франция

Где зародился готический стиль?

Что из перечисленного не является общей характеристикой готической архитектуры?

Отличительными чертами готической архитектуры являются толстые каменные стены, большие стеклянные окна, остроконечные арки, ребристые своды и аркбутаны. Особенность, которая обычно не была характерной, — это игра легкости.

Каковы три характеристики средневекового искусства?

Искусство раннего средневековья обладало некоторыми определяющими характеристиками, включая иконографию, христианскую тематику, сложные узоры и украшения, яркие цвета, использование драгоценных металлов, драгоценных камней и других роскошных материалов, стилизованные фигуры и социальный статус.

Каковы функции готики?

Готическая скульптура была тесно связана с архитектурой, поскольку использовалась в основном для украшения экстерьера соборов и других религиозных построек.Самые ранние готические скульптуры были каменными фигурами святых и Святого Семейства, которые использовались для украшения дверных проемов или порталов соборов во Франции и других странах.

Какие элементы готической литературы?

Готические элементы включают следующее:

  • Обстановка в замке.
  • Атмосфера таинственности и неизвестности.
  • Древнее пророчество связано с замком или его обитателями (бывшими или нынешними).
  • Приметы, предзнаменования, видения.
  • Сверхъестественные или иным образом необъяснимые события.
  • Высокие, даже перегруженные эмоции.
  • Женщины в беде.

Каковы 5 основных черт готической литературы?

Характеристики готики: смерть и разложение, дома / замки с привидениями, семейные проклятия, безумие, мощная любовь / романтика, призраки и вампиры. Считается, что этот жанр стал популярен в конце 18 века, когда в 1764 году был опубликован роман Горация Уолпола «Замок Отранто».

Каковы элементы южной готической литературы?

Южная готика — это стиль или жанр, преобладающий в литературе с начала 19 века до наших дней. Характеристики южной готики включают присутствие иррациональных, ужасающих и преступных мыслей, желаний и импульсов; гротескные персонажи; черный юмор и общее тревожное чувство отчуждения.

Почему используются готические элементы?

Часто готические писатели используют мелодраму или «высокие эмоции», чтобы передать мысль. Этот преувеличенный, страстный язык помогает передать панику и ужас, присущие многим персонажам. Темы безумия и эмоционального расстройства были замечены во многих готических романах 20-го века, которые изображали состояние психоза.

Что делает готического злодея?

Характеристики готического злодея или антагониста Готический злодей — обычно мужчина — часто чрезвычайно красив, умен, успешен, талантлив и / или очарователен, хотя обычно есть какой-то контрольный знак, предупреждающий нас о том, что его внешность обманчива.Готические злодеи часто изображают невиновных или жертв.

Какая часто цель готического главного героя?

Типичные черты главного героя-готика: высокий социальный рейтинг. Ссылки на сверхъестественное. Абсолютная цель или цель. Большой психологический конфликт / смятение.

Что означает готика?

Прилагательное готика описывает нечто, для чего характерны тайна, ужас и мрак, особенно в литературе. Готика также может описывать что-то варварское, грубое и непросвещенное, как будто из средневековья.Это слово обычно пишется с большой буквы.

Что почти означает термин «готика»?

Определение готики связано со средневековым стилем или ужасом и тайной, изображенными в художественной литературе 18 и 19 веков. Варварский, грубый, неотшлифованный, относящийся к «темным векам», средневековью в отличие от классики.

Каковы верования готики?

Готская религия была чисто племенной, в которой политеизм, поклонение природе и поклонение предкам были одним и тем же.Мы знаем, что династия Амали обожествляла своих предков, ансисов (асов), и что тервинги начали битву песнями, восхваляющими своих предков.

Что изначально означало термин «готика»?

Изначально готика означала «иметь отношение к готам или их языку», но со временем это значение стало охватывать все качества, связанные с германской культурой, особенно германской культурой, господствовавшей в средневековый период после падения Рима.

5.7. Готическая архитектура — гуманитарные науки LibreTexts

Забудьте ассоциацию слова «готика» с темными домами с привидениями, Грозовой перевал или призрачно-бледными людьми с черным лаком для ногтей и разорванными сетками. Первоначальный готический стиль был разработан, чтобы внести солнечный свет в жизнь людей, особенно в их церкви. Чтобы преодолеть накопившиеся веками определения, лучше всего вернуться к самому началу слова «готика» и к стилю, носящему это название.

Готы были так называемым варварским племенем, имевшим власть в различных регионах Европы в период между крахом Римской империи и созданием Священной Римской империи (примерно с пятого по восьмой век). Они не были известны большими достижениями в архитектуре. Как и многие другие термины в истории искусства, термин «готика» стал применяться к определенному архитектурному стилю постфактум.

Этот стиль представляет собой гигантский шаг в сторону от прежних, относительно простых строительных систем, которые преобладали.Готика выросла из романского архитектурного стиля, когда и процветание, и мир позволили в течение нескольких веков культурного развития и великих строительных проектов. Примерно с 1000 по 1400 год было построено несколько значительных соборов и церквей, особенно в Великобритании и Франции, что дало архитекторам и каменщикам возможность решать все более сложные проблемы и смелые проекты.

Самым фундаментальным элементом готического стиля архитектуры является остроконечная арка, которая, вероятно, была заимствована из исламской архитектуры, которая была бы замечена в Испании в то время.Заостренная арка снимала часть тяги и, следовательно, нагрузки на другие элементы конструкции. Затем стало возможным уменьшить размер колонн или опор, поддерживающих арку.

Итак, вместо массивных, похожих на барабан колонн, как в романских церквях, новые колонны могли быть более тонкими. Эта тонкость была повторена на верхних уровнях нефа, так что не казалось, что галерея и фонарь перекрывают нижнюю аркаду. Фактически, колонна в основном продолжалась до самой крыши и стала частью свода.

В своде заостренную арку можно было увидеть в трех измерениях, где ребристый свод пересекался в центре потолка каждого пролета. Ребристый свод — еще одна отличительная черта готической архитектуры. Однако следует отметить, что прототипы остроконечных арок и ребристых сводов впервые были замечены в позднеримских постройках.


Новое понимание архитектуры и дизайна привело к появлению более фантастических примеров сводов и орнаментов, а ранняя готика или ланцетный стиль (с двенадцатого и тринадцатого веков) превратилась в украшенную или районную готику (примерно четырнадцатый век).Богато украшенная каменная кладка, которая удерживала окна, называемая ажурным узором , стала более витиеватой, а другая каменная кладка — еще более пышной.

Ребристый свод стал более сложным и был пересечен ребрами lierne в сложные перемычки или добавление поперечных ребер, названных tierceron . По мере дальнейшего развития декора преобладала перпендикулярная или интернациональная готика (пятнадцатый век). Веерные своды украшены полуконусными формами, отходящими от вершин столбчатых ребер.

Тонкие колонны и более легкие системы тяги позволили увеличить окна и увеличить свет. Окна, узор, резьба и ребра создают головокружительное украшение, которое можно встретить в готической церкви. В зданиях поздней готики украшена почти вся поверхность. Хотя такое здание в целом упорядочено и связно, обилие форм и узоров может затруднить понимание порядка с первого взгляда.

После расцвета готики вкусы снова вернулись к аккуратным прямым линиям и рациональной геометрии классической эпохи.Именно в эпоху Возрождения название готика стало применяться к этому средневековому стилю, который казался вульгарным чувствам эпохи Возрождения. Это термин, который мы используем сегодня, хотя, надеюсь, без подразумеваемого оскорбления, который сводит на нет удивительные скачки воображения и инженерии, которые потребовались для строительства таких зданий.

Элемент YouTube был исключен из этой версии текста. Вы можете просмотреть его онлайн здесь: http://pb.libretexts.org/arap/?p=156

Элемент YouTube был исключен из этой версии текста.Вы можете просмотреть его онлайн здесь: http://pb.libretexts.org/arap/?p=156

Готика: революция света и космоса

Готическая архитектура зародилась, но не развивалась.

В истории ничего не происходит на пустом месте. Таким образом, часто трудно сказать, что стиль или эпоха зародились в определенном месте или в определенное время. Однако в готической архитектуре мы находим своего рода исключение из этого правила. Готический стиль родился с перестройкой базилики св.Дени на окраине Парижа.

Собор Сен-Дени оснащен аркбутанами, что позволяет использовать более тонкие стены и большие окна.

Готика родилась из стремления к естественному освещению.

Хотя элементы готического стиля существовали и до этого здания, именно в Сен-Дени мы находим их все вместе в одном месте в одно время. Строительство этого собора было задокументировано его покровителем, настоятелем Сен-Дени, аббатством Сугером.Есть некоторые споры относительно того, был ли он настоящим архитектором, однако ясно то, что Сугер, как покровитель здания, повлиял на стиль, в котором это здание должно было быть построено.

Как и во многих других случаях, Сугер приравнивал свет к Божественному. Поэтому для него свет был важен, и поэтому цель строительства нового хора заключалась в том, чтобы максимально увеличить количество естественного света, проникающего в здание. На неф (центральная часть церкви) Святого Дени написано следующее:

«Ибо яркое — это то, что ярко соединено с ярким, и яркое — это благородное здание, которое пронизано новым светом.”

Готические здания были больше, но архитектурные элементы заставляли их казаться еще больше.

В каменных зданиях вес арок и крыши имеет тенденцию выталкивать стены наружу. Романская архитектура решила эту проблему, сделав стены более толстыми и тяжелыми. Опоры также были толще, что делало внутреннее пространство на сегменты, окна должны были быть меньше, и, таким образом, внутренний свет был ограничен. .

Революционный характер готики заключается в том, что ее элементы были предназначены для решения проблемы поддержки и распределения веса по-другому, с целью пропустить как можно больше света в здание.

Интерьер Сен-Дени с сегментированными арками.

Сегментированная арка давила на землю, а не на стены. Летающий контрфорс поддерживал оставшуюся внешнюю толчку стен, позволяя стенам становиться тоньше и выше. Более тонкие стены, поддерживаемые внешними контрфорсами, позволили установить окна большей площади. Ребристые своды поддерживали вес потолка и отвлекали взгляд от массы потолка, делая его более легким.Более высокие, тонкие и светлые стены, больше стеклянных и ребристых сводов делали здание выше физически и позволяли внутренним пространствам сливаться друг с другом. Ребристые своды не только увеличили вес конструкции, но и сфокусировали внимание на этой детали, а не на массивной массе. Это, в сочетании с количеством естественного света, сфокусировало взгляд вверх, заставив пространство выглядеть больше.

Готика — результат технического прогресса

Точно так же, как массовое производство стали, среди других достижений, позволило появиться тому, что мы называем современной архитектурой, характеристики готики — сегментированная арка, аркбутан и ребристые своды были на передовой. технологии своего времени, и они позволили зародиться совершенно новому стилю.

Готика была архитектурой открытой планировки того времени — и была популярна.

Много было сказано о том, что «готика» — это отрицательный термин. Хотя в этом есть доля правды, верно также и то, что в течение 50 лет каждый новый собор, строящийся в Западной Европе, возводился в готическом стиле. Есть примеры церквей, которые строились в романском стиле, которые в середине своего строительства изменились по стилю на готический.У них тяжелые, толстые стены с маленькими, примыкающими к более светлым, более тонким стенам, украшенные большими окнами — в одном здании! Таким образом, хотя термин «готика», возможно, использовался некоторыми вначале негативно, утверждалось, что это была просто реакция некоторых на архитектуру, которая была настолько революционной для своего времени.

Обратите внимание на нашу футболку Собора Нотр-Дам в Париже, доступную в голубом или черном цвете.

готического возрождения | Вальпараисо, IN

Ответ на романтические чувства
Готическое возрождение было популярно в домашней архитектуре Индианы с 1840-х по 1860-е годы и в церковной архитектуре с 1840-х годов до двадцатого века.Для этого стиля большая часть вдохновения возвращается в Великобританию, хотя американское выражение действительно совершенно иное и пришло на поколение или более позднее.

Рост индустриализации, свидетельства политической коррупции и различные другие вызывающие беспокойство факторы середины XIX века вызвали стремление к более простому и чистому образу жизни. Это отразилось на всех областях культуры — живописи, музыке и, прежде всего, в литературе. Например, в этой стране огромной популярностью пользовались произведения Вальтера Скотта, ярко освещавшие средневековую эпоху.Архитектура также отвечала романтическим настроениям середины девятнадцатого века, и готические формы, основанные на моделях 12-15 веков, были включены в строительные конструкции.

Готический стиль
Готический стиль чаще всего считается церковным по своей природе; это эмоциональный, восходящий стиль, обычно ассоциирующийся с величественными каменными соборами Западной Европы. Американские строители, используя местные материалы, такие как дерево и кирпич (камень был зарезервирован для самых дорогих зданий), преобразовали элементы готического стиля в чисто американское выражение, которое, в лучшем случае, было в отечественной архитектуре.

Элементы готики
Самым характерным элементом готики является остроконечная арка. Используемая средневековыми строителями для перекрытия ширины и высоты все больших размеров, заостренная арка в руках американских строителей стала главным образом декоративным устройством, слабо перекликающимся с ее структурным происхождением. Еще один переделанный компонент готического стиля — богато украшенный узор, который американские строители выполнили из дерева с помощью недавно изобретенной паровой пилы.Этот узор был нанесен на карнизы на концах фронтонов и появился на богато украшенных крыльцах.

Крутоскатные двускатные крыши, часто с финишами на вершине, выражали готическую вертикальность и привели к тому, что готическое возрождение было названо «остроконечным стилем» в девятнадцатом веке. Над дверями и окнами были размещены ушастые молдинги, а в некоторых зданиях эпохи готического возрождения есть средневековые парапеты, напоминающие не соборы, а средневековые крепости. Предпочтительным фасадным материалом был сайдинг из досок и обрешетки, что усиливало вертикальность выразительности.Также использовались кирпич и вагонка.

Более поздние готические сооружения
По сути своей религиозный стиль готического возрождения оставался популярным в церковных и погребальных сооружениях примерно до 1930 года. Готические церкви, надгробия и мавзолеи появились на разных уровнях сложности, а к двадцатому веку стали уделять больше внимания точности в отображении готических элементов. Более поздние постройки, вдохновленные готикой, более точно называются викторианской готикой и готикой 20-го века, но они в некоторой степени являются результатом и продолжающейся трансформацией их предшественников готического возрождения.

Что такое готическая архитектура? — Домашняя стратосфера

Узнайте все об увлекательных фактах о готической архитектуре, ее яркой истории на протяжении веков, местах, где ее часто можно увидеть, и о различных ее преимуществах.

Для многих слово «готика» вызывает в воображении образы Дракулы в пыльном старом замке или, возможно, рассерженного молодого человека, одетого в черную одежду. Это что-то темное и тревожное, жуткое и сюрреалистическое.

Но для любителей архитектуры готика — это витражи, красивые церкви, много естественного света и потрясающие детали.Готическая архитектура — один из самых узнаваемых стилей, для которого характерны сильно стилизованные элементы. Но история создания этого стиля началась с мрачной и кровавой истории.

Связанный: 36 стилей домашней архитектуры | Архитектура королевы Анны | Итальянская архитектура

Что означает готика?

Готическая архитектура названа в честь готов. Это было варварское племя в Европе, которое приобрело известность после падения Римской империи примерно в пятом веке.Однако готы не были особенно известны большими постройками.

Они были в основном известны тем, что сопротивлялись мощи Римской империи и способствовали ее окончательному падению. Готы продолжали контролировать большую часть Европы после падения Рима. Их наследие и их имя остались в памяти в XII и XIII веках, когда был разработан стиль готической архитектуры.

Как развивалась готическая архитектура?

Сочетание множества различных факторов привело к созданию готической архитектуры, пришедшей на смену романской архитектуре, которая была популярна в прошлом веке.Для сравнения, романская архитектура была относительно простой. С другой стороны, готическая архитектура была невероятно сложной.

После распада Римской империи и окончания десятилетий борьбы с Римом по всему континенту по всей Европе установился относительный мир и спокойствие. Процветание также царило по всей Европе, открывая путь инновациям и творчеству в проектировании зданий.

Многие церкви и соборы были построены в Европе примерно с 1000 по 1400 годы, особенно во Франции и Великобритании.Это дало архитекторам возможность создавать масштабные проекты, которые должны были произвести впечатление. Так родилась сложная готическая архитектура — стиль, призванный улавливать свет внешнего мира и переносить его в большие пещерные интерьеры церквей. Готические строительные конструкции определили облик средневековой архитектуры.

Готический архитектурный стиль находился под сильным влиянием византийского и ближневосточного дизайна того времени, а также романского стиля прошлого. Более старый романский стиль широко использовался в 10-12 веках.Основными характеристиками стиля были толстые стены и столбы, а также округлые башни и арки.

Характеристики готической архитектуры

В XII и XIII веках было желание построить большие высокие церкви. Это привело к новым дизайнерским инновациям, которые стали отличительными чертами готического стиля: ребристые своды, аркбутаны и остроконечные арки. Остроконечные арки — одна из главных черт готической архитектуры. Вероятно, этот дизайн был заимствован из исламской архитектуры, распространившейся в Испании.

Остроконечные арки были впервые замечены на Ближнем Востоке в седьмом веке, став главной особенностью мечетей и дворцов. Во время крестовых походов европейцы познакомились с ближневосточным искусством, архитектурой и медициной, открытиями, которые помогли проложить путь эпохе Возрождения спустя столетия.

Остроконечная готическая арка была не только декоративной, но и функциональной. Эта конструкция арки уменьшала тягу, снимая нагрузку с других архитектурных элементов. Это означало, что колонны, поддерживающие арку, могли быть меньше по размеру, открывая внутренние пространства.

Это позволяло высоким тонким колоннам доходить до самого потолка, где ребристые своды создавали уникальный внутренний каркас из балок на потолке. Ранние ребристые своды были замечены в романских конструкциях, но были усовершенствованы в готической архитектуре.

Ребристые своды вскоре стали главной особенностью готической архитектуры, а не только структурной особенностью. Опять же, опорная сеть имела практическое назначение: она позволяла размещать окна высоко над крышей зданий, достигая главной цели — привносить больше света во внутреннее пространство.

Летающие контрфорсы были огромным нововведением, сделавшим возможным готический дизайн. Эти внешние опоры помогли выдержать вес здания, добавив изящную дугообразную архитектурную особенность внешним стенам.

Аббатство Сен-Дени, построенное в Париже с 1135 по 1144 год, было одной из первых церквей, построенных в истинно готическом стиле. Это здание объединило в себе все характеристики стиля и помогло вдохновить каждый готический собор, который появится позже.

Еще одна характеристика готического стиля — асимметрия. Многие из величайших готических соборов были построены с асимметричным дизайном. Вы можете увидеть это во многих известных готических зданиях.

Готическая архитектура возникла в средние века. Этот стиль до сих пор во многом ассоциируется с этой исторической эпохой и явно напоминает средневековую эпоху.

Образцы готики

Один из самых известных образцов готической архитектуры — Шартрский собор во Франции.Он был построен в годы высокой готики, когда во Франции начался взрыв готических зданий. Украшенный вид Шартрского собора помог установить совершенно новую планку готического стиля. В конце 13 века преобладал период высокой готики, популярность которого возросла примерно с 1250 по 1300 год.

Этот стиль был популярен также в Великобритании, Германии и Испании. Италия внесла свой собственный вариант в готический стиль, построив из кирпича и мрамора, а не из камня, который использовался в остальной Европе.

Витражи стали еще более изысканными в период высокой готики. За это время стиль стал еще более украшенным и украшенным в целом. Вскоре в каждом готическом соборе, построенном в ту эпоху, был хотя бы один витраж.

Французский Нотр-Дам — еще один известный образец французской готической архитектуры. Он был построен в конце 13 века. Вестминстерское аббатство в Лондоне, часто являющееся местом проведения королевских свадеб, было построено в 1245 году в потрясающем готическом стиле.Кентерберийский собор в Англии — еще один великолепный образец готической архитектуры в дизайне соборов.

Хотя изначально он был разработан для проектов соборов, готическая архитектура вскоре была адаптирована для строительства небольших церквей и домов. Вместо камня дома, построенные в готическом стиле, были построены из дерева и гипса с крутыми остроконечными крышами.

А вот и горгульи

По мере того, как готическая архитектура становилась все более стилизованной, в здания, выполненные в этом стиле, был введен еще один элемент: горгульи.Это были устрашающие, иногда гротескные создания, вырезанные из камня, которые особенно преобладали в соборных орнаментах. Они начали с очень практического использования.

Ранние горгульи были водяными смерчами, которые собирали дождь с крыши и отводили его от фундамента здания. Вскоре существа нашли другое применение: образование. Сложные статуи использовались, чтобы преподавать уроки из Библии в дизайне соборов, а также в меньших готических церковных проектах.

Конец эпохи

Готическая архитектура была предпочтительным образом на протяжении сотен лет в средние века.Лишь после подъема архитектуры эпохи Возрождения в 1500-х годах готическая архитектура потеряла свою популярность в пользу нового, более современного архитектурного стиля. Возрождение началось в Италии и привело к радикальным изменениям стиля в музыке, искусстве и архитектуре, а также в других областях.

В 18 веке произошло возрождение готики, поскольку люди заново восприняли этот очень стилизованный вид. Одним из первых зданий в США, демонстрирующих стиль возрождения готики, является часовня семинарии Святой Марии в Балтиморе.Он был построен в 1807 году в грандиозном стиле, дополнен витражами.

Часовня намного опередила свое время. Лишь в конце 1800-х годов готическая архитектура возрождения стала по-настоящему популярной в США. Этот стиль, известный как «университетская готика», широко использовался в университетском дизайне в США

.

Это было вдохновлено Оксфордом и Кембриджем в Европе, которые являются прекрасными образцами готической архитектуры. Стиль готического возрождения продолжал оставаться популярным до начала 1900-х годов и использовался для ряда колледжей и университетов.

Собор Святого Патрика в Нью-Йорке и Вашингтонский национальный собор в Вашингтоне, округ Колумбия, являются прекрасными примерами стилей готического возрождения в США.

Когда вы проезжаете высокое здание, обратите внимание на заостренные арки, контрфорсы, витражи и статуи горгулий, которые могут сказать вам, что вы находитесь в присутствии готической архитектуры, стиля, который пленил Европу на протяжении всего средневековья и определяли проекты церквей, соборов, замков и колледжей на протяжении веков.

Home Stratosphere Giveaways …

Enter to Win Маленькая бытовая техника

Лучшие мелкие бытовые приборы включают блендер Vitamix, быстрорастворимый горшок, соковыжималку, кухонный комбайн, настольный миксер и кофеварку Keurig.

Бесплатные раскраски и книги для детей

Бесплатно скачать и распечатать.

Загрузите тысячи пользовательских раскраски и пазлов для своих детей.

Руководство по готическому архитектурному стилю

Великие соборы Европы когда-то были одними из самых высоких зданий на земле с их остроконечными шпилями, обращающими взор к небу, и аркбутанами, поддерживающими их впечатляющую высоту.Настоящая изобретательность, которая сделала возможным их строительство в средневековую эпоху, а также их шедевры витражей и тонкой резьбы по камню продолжают привлекать толпы к культовым сооружениям, таким как Шартрский собор во Франции, Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии и Бургосский собор в Испании. . Хотя эти достопримечательности демонстрируют региональные различия по стилю, они имеют общий архитектурный язык с помощью классических готических элементов, таких как остроконечная арка.

Собор Святого Вита в Праге, Чешская Республика — хорошо сохранившийся и богато украшенный образец основных черт готического стиля, включая высокие и тонкие витражи и декоративную резьбу по камню.Спустя столетия после своего расцвета эстетика готики пережила восторженное возрождение в Великобритании, Европе и Соединенных Штатах на протяжении большей части XIX века. Движение готического возрождения было глубоко связано с социальными, гражданскими и религиозными событиями того времени. Когда индустриализация начала трансформировать ландшафт Европы и повседневную жизнь ее граждан, в моду вошла ностальгия по воспринимаемой чистоте и романтике Средневековья, вдохновившая на возвращение к разнообразным элементам мебели и домов ручной работы той эпохи.Изображения, изображающие гербы, расписную мебель с изображением сцен Артура, одежду в средневековом стиле, готический шрифт и шрифт — все это возродилось. Архитекторы эпохи готического возрождения умело адаптировали характеристики средневековой архитектуры, такие как заостренная арка или тонкий резной узор, для дизайна и строительства современных жилищ. Сегодня такие особенности можно найти в больших поместьях от Новой Англии до Нового Южного Уэльса, построенных в основном в начале — середине 19 века, хотя некоторые примеры в Англии относятся к 1740-м годам.Ниже приведены четыре отличительных свойства, которые демонстрируют признаки готического влияния.

Остроконечная арка


Башня Елизаветы в здании лондонского парламента, пожалуй, самая известная икона лондонского готического стиля, и это яркий пример периода готического возрождения, завершенного в 1858 году. непреходящая черта готической архитектуры и стиля готического возрождения. В отличие от округлой «романской» арки, обычно встречающейся в архитектуре Римской империи, остроконечная арка возникла на Ближнем Востоке.Вполне вероятно, что вдохновение для дизайна было вызвано контактами между Европой и исламским миром, произошедшими во время крестовых походов. В то время как круто заостренную арку, обычную в готической архитектуре 12 века, иногда называют «стрельчатой ​​аркой», в «ярком готическом» стиле 14 века обычно использовалась более широкая арка, украшенная декоративной резьбой. Английский архитектор и критик А. В. Н. Пугин (1812–1852), страстный сторонник остроконечной арки, в своем трактате 1841 года «Истинные принципы остроконечной или христианской архитектуры» доказал, что готическая архитектура достойна восхищения в значительной степени потому, что само средневековое общество было чистый, поэтому современные дизайнеры должны стремиться подражать его формам.Пугин и его коллега-архитектор Чарльз Барри сделали именно это с их дизайном здания парламента и башни с часами Биг-Бена в Лондоне.

Крутые крыши Windmill Hill, викторианское поместье 1865 года в графстве Эссекс, Англия, имеет классическую линию крыши особняка готического возрождения, а также окна в венецианском готическом стиле и дымоходы в тюдоровском стиле. Резьба на мантии богато украшенного камина в гостиной отображает лица викторианских добродетелей веры, надежды и милосердия.Одна из дизайнерских проблем адаптации внешнего вида готического собора к частному дому, даже большому, — это масштаб. Чтобы имитировать драматические линии крыш массивных средневековых построек и уместить вертикальные детали, такие как стрельчатые окна, архитекторы, работающие в режиме готического возрождения, представили круто скатную крышу. Этот акцент на вертикали иногда расширялся, чтобы включить глубоко нависающие карнизы, сайдинг из досок и обрешетки, высокие и тонкие дымоходы и декоративный стиль резьбы, известный как «плотницкая готика» в домах, где использовалось мало камня или вообще не использовалось.Скатная крыша также была характерной чертой связанного с ней стиля эпохи Тюдоров. В обоих случаях он считался не только стильным, но и практичным, потому что его крутые углы не позволяли снегу и дождю скапливаться на крыше.

Ажурный узор и богато украшенная резьба по камню Эта готическая жемчужина 16 века на юго-западе Франции полна декоративно вырезанных архитектурных деталей, включая 13 монументальных каминов, которые все еще сохранились. Тонкий, но, тем не менее, важный элемент готической архитектуры, узор — это именно то, на что он похож: нежная, ветвистая декоративная каменная кладка, которая буквально «очерчивает» линии витража, обеспечивая структурную поддержку и подчеркивая геометрический дизайн окна.Ажурный узор в течение средневекового периода становился все более сложным, поскольку витражи становились больше и сложнее, требуя большей поддержки. Фольги, обычно трилистники или четырехлистники, и розетки являются одними из наиболее распространенных элементов ажурного дизайна.

Витражи


Сент-Шапель — это королевская часовня в готическом стиле на острове Сите в Париже. Ее витражи 13 века считаются одними из лучших в мире.

Витражи получили распространение в церковной архитектуре с 10 по 13 века в значительной степени из-за необходимости иллюстрировать библейские повествования для неграмотных прихожан.Подобно узору, витражи становились все более сложными на протяжении средневековой эпохи. Дизайнеры смогли увеличить окна, разделив их на секции, добавив визуальный элемент готической арки к красочным узорам окон, которые могли быть абстрактными и геометрическими или представлять библейские сюжеты. Витражи Сент-Шапель в Париже — впечатляющие образцы этого стиля с узором, соединяющимся в сотнях точек, создавая впечатляющую высоту и освещение.

Значение света в средневековой готической архитектуре | автор: Arsh K.S

Готическая архитектура, как мы ее понимаем сегодня, возникла в результате перехода от более ранней романской архитектуры. Период этого перехода приходился примерно на 12 век в Европе. Этот переход повлек за собой важные архитектурные изменения. Массивные укрепленные постройки в романском стиле уступили место более высоким шпилям и ребристым сводам готики. Этот ответ будет стремиться выделить среди множества изменений символическое значение света, представленного в готическом стиле.

Можно усомниться в том, является ли исследование значения света в средневековой готической архитектуре чем-то большим, чем академическая снисходительность. В конце концов, этот цинизм символов — вот что, по-видимому, характеризует наше отношение к ним сегодня. Однако средневековый мир, особенно в его богословском изложении, считал вселенную символом (Emile Male 1972). Этот символизм был глубоко внедрен в христианское богословие того времени до такой степени, что художник должен был сначала научиться богословскому значению определенных символов, которых следовало полностью придерживаться.Примером может служить нимб за головой, на котором изображен крест, являющийся знаком божественности, который всегда наблюдается при изображении любого из трех Лиц Троицы (Там же). Это насыщение смысла в определенных художественных характеристиках было благодатным полем для роста неоплатонических настроений, которые должны были возродиться в форме теологии. Именно в такой взаимосвязи символизма свет приобрел редкое значение. В XII веке текст, приписываемый Дионисию, приобрел большое влияние среди духовенства.Этот текст был «Небесная иерархия и церковная иерархия Диониса Ареопагита». В основе этого трактата была одна идея, что Бог есть свет. (Джордж Дуби, 1976). Этот трактат подтвердил, что:

Вселенная, рожденная светом, была нисходящей вспышкой света, и свет, исходящий от изначального Существа, устанавливал каждое сотворенное существо на его неизменном месте. Но он объединил всех существ, связывая их любовью, орошая весь мир, устанавливая в нем порядок и согласованность.

Свет, как мы видим, рассматривался как совершенная форма божественного выражения. Архитектура этого периода проявила эту поэтику света в попытке запечатлеть божественность, которую он там видел. Архитектурные инновации, такие как окно-розетка и ребристый свод, способствовали таким попыткам, поскольку интерьеры церквей были изменены, чтобы отобразить витражи и гармонию света из открытых заливов.

Украшение и богатство также были важны в этой поэтике света. Аббат Сугер в XII веке заявил, что «все самое ценное должно быть использовано прежде всего для празднования этой священной мессы» (Там же).Богатство церкви явно выросло, о чем свидетельствует ее доступ к таким материалам, и Сугер просто следовал за своими монашескими предшественниками в использовании драгоценных камней в качестве украшения.

Этот символизм света, дополненный величием богатства, явно должен был передать что-то прибывшему католическому подданному. Чтобы привить ему особое понимание того, что все это значило. Ключ к этому можно найти в словах святого Августина, который сказал, что ключ к тайне слов Библии «нужно искать в самой реальности, а не только в словах».Это намек на предопределение отношения субъекта к пространству через его архитектуру само по себе является захватывающей концепцией, которую можно исследовать более подробно. Акцент слов Августина на поиске истины Библии в самой реальности, а не только на словах, намекает на жизненный опыт набожного, прибывшего в место поклонения. Значение, вероятно, не сводимое к жесту, говорящему о том, что свет был символом Бога. Несмотря на отсутствие у Августина «слов» по ​​этому вопросу, я склонен думать, что он, возможно, имеет в виду то, каково было христианину подчиняться символу или, скорее, Символу, Богу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.