Сад космических размышлений чарльза дженкса: Частный Сад космических размышлений в Шотландии

Частный Сад космических размышлений в Шотландии

Место, где можно подумать о главном

Сад космических размышлений, который находится в шотландском  городе Дамфасе, по праву называют одним  из самых оригинальных и интересных на планете. Создателями данного произведения искусства являются два таланта — известный  архитектор-постмодернист Чарльз Дженкс и его жена — ландшафтный дизайнер Мегги Чесвик. Мегги стала наследницей поместья Портрэк Хаус в 1988 году, и тогда у супругов возникла идея создать миниатюрный сад-Вселенную. Он создавался с целью показать процесс рождения и развития Вселенной, определить место человека в этом необъятном пространстве и еще раз напомнить, что наука является лишь маленьким лучиком  в беспросветном пространстве неизведанного.

В процессе работы над проектом Чарльза вдохновляла фрактальная геометрия, а Мегги — китайская философия, наполненная гармонией и мудростью.  Спустя год парк был готов к открытию. В результате здесь появился сад площадью 16,2 га, наполненный плавными, волнистыми и кривыми линиями рельефа. Сродни китайской миниатюре, они отражают размышления о Космосе, возникновении Вселенной и смысле человеческой жизни.

Так как парк является частной собственностью, владелец открывает его двери для посетителей только один день в году. Участникам ландшафтных поездок Международного Центра «Зеленая стрела» осенью 2014 года посчастливилось побывать не только в частном саду Ч. Дженкса в Шотландии (по личном договоренности с самим архитектором), но и посетить общественный парк в Милане, выполненный им и его командой садовников в том же стиле.


Специалисты ландшафтного дизайна и архитектуры поделились с журналом «Новая парковая культура» своими впечатлениями, которые они пережили при посещении этих садов.

Наталья Зайцева, Москва, ландшафтный дизайнер:

«В частном саду Дженкса мы можем наблюдать  удивительный эффект столкновения, сочетания и гармонии двух, казалось бы, противоположных течений.  Первое  из них рассматривает сад как текст, написанный автором и читаемый каждым посетителем по-своему.   Второе показывает нам  содержание этого текста не как философскую  или религиозную концепцию, как бывало уже в классических садах, а как концепцию научную. Множество деталей возвращают нас к открытиям XX века, из взаимодействия которых  возникает множество отдельных оригинальных и потрясающе красивых мест: готически белый и за счет этого совершенно не мрачный сад «Кости берез», затягивающий Mobile in mobilis – «Сад черной дыры» и  неописуемой красоты «Сад холмов улитки и слизняка», сад-ребус «Бабушкин сад» c девизом «Наследственность и наследие».

Кроме материального, передано также и культурное наследие: для сада характерен классический  английский набор культур и приемов планировки. В нем можно увидеть две скульптуры разворачивающихся спиралей ДНК, которые стали демонстрацией  биологического механизма наследования. Тем не менее, часть полученного наследия каждым поколением используется  и интерпретируется  по-своему.

Будоражит воображение традиционный английский газон,  перевернутый вверх корнями и сделанный из рулонов, трава которых находится  внутри. Общее впечатление непередаваемо словами, так как сад воздействует на чувства и разум одновременно.  Самые красивые сады — те, что с внутренним стержнем, девизом, прочитать и расшифровать который — огромное удовольствие. Сады Дженкинса — именно такие».

Символичные холмы Nuovo Portello

Маргарита Ломбарди, доктор агрономии, садовый журналист (Милан):

«Сад Nuovo Portello в Милане  был построен в заброшенном участке города, где ранее располагался автомобильный завод «Альфа Ромео». Работы начались в 2005 году с вывоза промышленного мусора,  остатков от завода, который оказался дорогим удовольствием.

Владелец территории увидел работы Дженкса на биеннале в Венеции. Подход  Дженкса с применением геопластики был оптимальным вариантом, к тому же его  сады всегда очень концептуальны и символичны. В Nuovo Portello броско представлены концепции времени, движения, ритма и музыки. Территория сада сегодня — 63 тыс. кв. м, но в будущем должна увеличиться до 80 тысяч, также здесь должна появиться сцена  для проведения мероприятий.

Сад состоит из трех холмов, которые символизируют предысторию, историю и настоящее. Первый холм отражает мысль о зарождении галактики, путь к звездам. Высота одного холма составляет 14 метров,  другого — 10, третий  холм со скульптурой в форме ДНК расположен наверху, путь к нему по спирали составляет 500 метров. Холм, посвященный настоящему, имеет форму торта, спираль ДНК традиционно стала символом  наследственности и рождения.  Мощение галькой отображает традиционный итальянский стиль, а водоем зимой планируются использовать в качестве катка. В следующей очереди строительства будет создана сцена для мероприятий. Парк является общественным, собственник участка воплотил проект и передал сад городу, правда, ухаживать за ним продолжает самостоятельно. Парк, для которого характерен сложный рельеф, 22704 кв. метров газонов и 2082 погонных метров живых изгородей, очень дорогой в уходе. В перспективе деньги на это будут выделяться из городского бюджета, чем очень обеспокоена общественность. Но в целом пространство преобразовалось и стало посещаемым, в какой-то степени его можно назвать туристическим объектом».

Мария Грозева, ландшафтный архитектор, София, Болгария:

«Многие ландшафтные архитекторы используют символику в своем творчестве, и Дженкс, как один из наиболее ярких представителей постмодернизма, — не является исключением. В этом саду спираль стала его главным концептуальным элементом, а также земля как стихия. Сад имеет относительно небольшую площадь, где присутствуют зоны активности, призывающие к движению, и пассивные зоны, например, возле водного зеркала.  Зоны при этом связаны между собой, хотя это не всегда заметно, а растения для него вторичны. В то же время  разные виды растений стали геометрическими композициями, которые соединяют  отдельные зоны. Этот специфический дизайн создает потребность к движению в пространстве сада».

Специалисты петербургской компании «Авилегия»:

Светлана Сизова:
«Сад удачно решен по композиции и раскрывает разные видовые точки, для него характерно интересное использование дорожных покрытий и сочетаний между ними».

Людмила Васенко:
«Сад является выражением стремления вверх, к космосу, связи земли и неба. Поднимаясь по холму, можно увидеть,  как в водоеме внизу, будто в зеркале, открываются новые ракурсы. Ассоциация со ступенями жизни, подымаясь по которым, человек развивается».

Издательство благодарит директора Петербургского Международного Центра ландшафтного искусства «Зеленая стрела» за предоставленные авторские фотографии и интервью.

САД КОСМИЧЕСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ |

В конце апреля шотландский Сад космических размышлений открывается для публики. Ровно на один день, на 6 часов. В этом году сделали исключение – целых два дня! (сад не работал после смерти Дженкса в октябре 2019 г. и во время пандемии). Кто успел купить билеты, доехать до городка Дамфас под Эдинбургом, припарковаться, прорваться, все посмотреть (ходить там не меньше 2 часов) – тот молодец. Остальным придется ждать следующего года, и такова данность: в частный сад Чарльза Дженкса пускают только раз в году, как правило, весной, когда зеленые холмы-спирали выглядят самым выигрышным образом.

Про Чарльза Дженкса написано много: американский архитектор-постмодернист, главный теоретик постмодернизма, автор множества монографий, ландшафтный архитектор, лектор. Первую работу он защищал по английской литературе, но он не гуманитарий, скорее структуралист: в жизни для него важны были знаки и символы, абстракции и системы. Архитектурные проекты Дженкса очень умозрительны – чего стоит его собственный дом в Ноттинг-Хилле, где каждая комната несет особый символический смысл, а все вместе складывается в особую картину мира. К саду он подступался с теми же намерениями – создать Вселенную в миниатюре. Создавал ее два года (с 1988) вместе со своей женой Мэгги, умершей от рака в 1995-м.

Дженксу казалось, что его сад можно прежде всего прочувствовать, осознав себя первооткрывателем мира. На самом деле здесь нужен недюжинный интеллект: на 16 гектарах зашифрованы всевозможные формулы и теории, опытный глаз найдет формы самоорганизующихся структур, мосты эволюционных скачков, фракталы и последовательности Фибоначчи

Центральная точка сада – огромная лестница в 25 пролетов, символизирующая ступени эволюции. Низшие ступени, что логично, погружены в темную воду, как в первозданный хаос. А еще здесь есть “черные дыры” – алюминиевые цветники и всевозможные спирали – это и цепочки ДНК, и траектории галактик, и следы торнадо. В саду есть, к счастью, и Беседка Бессмысленности – для тех, кто уже не в силах размышлять))

Отслеживать расписание открытия сада можно на сайте шотландских садов, там он называется Portrack. Но если вам опять не повезло сюда попасть, а в Шотландию вы все-таки прорвались, то вы почти у цели: Чарльз Дженкс спроектировал много похожих садов и они доступны. Например, сад современной скульптуры Jupiter Artland под тем же Эдинбургом – вот, мы выложили про него кино.

Инсталляции там меняются, а ландшафт со знаменитыми холмами остается неизменным и с высоты в точности похож на биологическую клетку. Подобный же сад архитектор разбил на территории шотландской Национальной галереи современного искусства, еще один – в Южной Корее. А еще Чарльз Дженкс – учредитель благотворительных Мэгги-центров для онкобольных: это всегда здания и сады от известных архитекторов. Для первого Мэгги-центра Дженкс сам разбивал сад, снова воспользовавшись любимой метафорой: холмы – это клетки, а ландшафт – живой организм под микроскопом Бога.

Чарльз Дженкс: Сад космических размышлений

Сад космических размышлений

Кэти Юркевич
 

Не только физика: Сад ДНК исследует строительные блоки жизни и зрения, звука, слуха, вкуса, осязания и интуиции. Пути в виде линейной волны подчеркивают обмен информацией между клетками и ДНК.
 

Чарльз Дженкс

Протон в движении кварков


Все началось с купальни. В 1988 году Мэгги Кесвик, жена известного архитектора и дизайнера Чарльза Дженкса, приказала выкопать болото в шотландском поместье своей семьи, чтобы создать место для купания их детей. Для Дженкса выкопанная земля дала возможность не только сформировать ландшафт поместья, но и изобрести новую грамматику ландшафтного дизайна.

В течение следующих 20 лет проект стал центром внимания Дженкса — исследования основ природы, процесса научных открытий и современных научных достижений. Возникший в результате Сад космических размышлений бросает вызов представлениям общества о том, как человек воспринимает природу и как выглядит сад.

Каскад Вселенной. Начиная с вершины в наши дни, посетители спускаются через 13 миллиардов лет космической эволюции. Двадцать пять посадок знаменуют собой важные сдвиги в космической истории. В нижней части каскада ступени исчезают в мутной воде, отражая высшую тайну происхождения Вселенной.

 

Одна из многих амбиграмм сада, проявление симметрии в словах.
Фото: Чарльз Дженкс, Джеймс Гиллис и maverickphotoagency.com

Гравитация – это закон природы. Электромагнетизм, четыре силы — это природа, и они лежат в основе всей растущей природы, — говорит Дженкс. «Итак, сад — это действительно интересное место для размышлений о высших силах природы, законах природы и константах, и именно это я делаю с учеными, художниками, друзьями и философами».0003

По всему саду вплетены темы биологии, космологии, математики и философии. Но физика предлагает лежащую в основе метафору: волны.

Странные аттракторы — формы, к которым со временем эволюционируют хаотические системы, — вдохновили волновую структуру Змеиного кургана длиной 350 футов. Солитонные волны, которые могут проходить друг через друга и при этом сохранять свою идентичность, выглядят как террасы, заборы и ворота, предназначенные для защиты от голодных кроликов.

Волнообразная природа электронов проявляется в виде нечеткой сетки в изображении атома дейтерия. Искривление и растяжение пространства-времени возле черной дыры превращается в обеденную террасу из астротурфа и алюминия.

В «Прогулке кварков» восемь окрашенных в красный цвет стволов деревьев представляют собой узор, созданный смешением трех типов кварков. Через них проходит волнообразный забор; его сетчатая ткань создает интерференционные узоры, обнажая волнообразную природу света, в то время как концы забора разбрызгивают следы частиц.

Многие рассказы о саду сходятся во Вселенском Каскаде, водопаде и лестнице, ведущей из дома в сад. Он представляет эволюцию Вселенной как серию шагов или нарушений симметрии от начала времен до 25 уровней до настоящего времени. На каждом уровне дисплеи, содержащие местные породы и минералы, представляют этапы эволюции.

Работа Дженкса над этим садом и последующими проектами в Шотландии, Европе и Индии проводилась в тесном сотрудничестве с исследователями.

«Я очень заинтересован в переводе с учеными основных языков природы в очень малом масштабе», — отмечает он. И очень большой; его пейзаж для сада в Милане, Италия, сочетает в себе новейшее понимание формирования спиральных галактик с доисторическими каменными кругами, которые отмечают и измеряют смену времен года.

Дженкс также разрабатывает ландшафтный проект в ЦЕРНе, европейской лаборатории физики элементарных частиц в Женеве, Швейцария, включая сад, который в конечном итоге может стать одним из первых аспектов ЦЕРНа, который увидят посетители. Сад даст людям возможность испытать физику элементарных частиц своими чувствами.

«Это работа художников. Это работа пейзажа, — говорит он. «Наша работа — давать людям чувственные эквиваленты». Слева: Стандартная модель предлагает место — в данном случае физику-теоретику Питеру Хиггсу — для размышления над вопросом: являются ли эти 17 частиц мельчайшими строительными блоками природы?
Справа: модель атома дейтерия, поддерживаемая уравнением Шредингера и показывающая электронные орбиты в виде волн (сетка) и частиц (изогнутый металл).

 

Уравнения, управляющие Вселенной, украшают оранжерею.

Законы природы могут быть всемогущими, но их также можно оспорить. Сад — идеальное место для размышлений и празднований, потому что это, конечно, часть рукотворной природы, искусственный и идеальный космический ландшафт и критика того, как устроена Вселенная.

Чарльз Дженкс

Слева: Чарльз Дженкс изображен слева вместе с физиком-теоретиком Питером Хиггсом и генеральным директором CERN Рольфом Хойером.
Справа: вид на террасу Черной дыры.
Извилистые волны, встречающиеся по всему саду, представлены в большом масштабе в Змеином кургане.

Щелкните здесь, чтобы загрузить pdf-версию этой статьи.

 

О компании – Космический Дом

Архитектура и Дизайн

Знак для меня – это однострочный символ, символ очень сложный, а мой дом – это набор символов .—Чарльз Дженкс

Космический дом — одна из ключевых вех в развитии постмодернистской архитектуры. Чрезвычайно влиятельная квинтэссенция идей, лежащих в основе постмодернистской мысли в культуре и науке, является замечательным свидетельством многогранных талантов Мэгги и Чарльза Дженксов.

Построенный между 1978 и 1983 годами, дом ниспровергает благородную архитектуру Холланд-парка, преувеличивая, карикатурно и украшая белую лепнину, пока он не становится микрокосмом современной архитектурной теории, семиотики и историографии. Почти человеческий характер наложен на архитектуру, где каждый элемент связан с человеческим телом, а затем с большим космосом. Это архитектурное эссе о нашем отношении к пропорциям, зданию, культуре и вселенной.

Плотно наполненная идеями, символами и мотивами, его архитектура заключает в себе целый космос архитектурных аллюзий, истории, метафор и отсылок. Переключаясь между поп-музыкой и классической культурой, между высоким искусством и доступным китчем, он стал своеобразным манифестом для архитектуры, возникшей в ответ на постепенно затвердевающий канон модернизма, исчезнувший в конце середины века. Спроектированный в сотрудничестве с архитектором (сэром) Терри Фарреллом и построенный между 1978 и 1983 годами, дом стал форумом для разговоров и диалогов в эпицентре постмодернистского момента и культурного дискурса вокруг идей, истории, науки и эстетики.

Пространства, характерные для постмодерна, с многократными изменениями уровней, смещенными осями, фрагментарными формами, архитектурными цитатами, косыми взглядами через пространство и проблесками соседних пространств, завлекающих посетителей внутрь. Что необычно для интерьера того периода, он остается в основном таким, каким он был спроектирован, построен и жил со всей своей оригинальной сделанной на заказ мебелью и фурнитурой.

Космический Дом представляет собой синтез идей о науке и искусстве, воплощенных во всем, от входной двери до мебели. Это настоящий PoMo Gesamtkunstwerk, в котором Дженксы и их друзья спроектировали все и интегрировали искусство, мебель и идеи в архитектуру и дизайн. Майкл Грейвс спроектировал камины, а Пирс Гоф — джакузи. Работы Эдуардо Паолоцци и Аллена Джонса являются неотъемлемой частью дизайна интерьера. Рему Колхаасу было поручено спроектировать Весеннюю комнату, хотя дизайн так и не был реализован, поскольку он был сочтен недостаточно символичным.

Этот дом можно рассматривать как современную параллель с Домом сэра Джона Соуна, построенным полтора века назад. Оба дома были задуманы как выражение личности, идей и инструментов для обучения и иллюстрации истории и потенциала архитектуры. Как и в «Доме сэра Джона Соуна», в «Космическом доме» есть свое сложное повествование, история, которая разворачивается по мере того, как посетитель бродит вокруг, и в которой сам дом становится персонажем.

История

Чарльз и Мэгги Дженкс начали работу над домом в 1978 и приступили к превращению его в одну из самых уникальных и замечательных жилых построек конца ХХ века. Работая с архитектором (сэром) Терри Фарреллом, их проекты обыгрывали формальную раннюю викторианскую архитектуру вилл Холланд-парка с ее условностями и мотивами и реконструировали интерьер, чтобы создать сложную сценографию историй и историй. Обращаясь с интерьером почти как с романтическими садами восемнадцатого века, в которых посетители совершали прогулку по повествовательному пейзажу, наполненному классическими намеками и отсылками к искусству и обучению, Дженкс создал интерьер, который (в основном) подходил как для жизни, так и для обучения.

Космический Дом стал форумом постмодернистских идей, местом для вечеринок и обедов, дискуссий и дебатов. Он стал де-факто местом PoMo, где архитекторы и друзья от Захи Хадид, Ричарда Роджерса и Нормана Фостера до Майкла Грейвса, Рема Колхаса и Маделон Вризендорп обсуждали направление современной архитектуры и дизайна.

В 2018 году дом был отмечен наивысшим уровнем защиты I степени в знак признания его статуса построенного манифеста постмодернизма и ключевого центра мировой архитектурной культуры. Дженкс хотел, чтобы дом был сохранен и оставался важным и важным форумом для обсуждения культуры и космологии, науки и дизайна, и вместе со своей дочерью Лили они набросали планы на следующий этап его жизни в качестве общественного пространства. . Работы по данным проектам проводились в течение 2019 года–2020. Цокольный этаж был расширен и перепланирован для размещения новой галереи, а внешнее пространство превратилось в миниатюрный театр, перекликающийся с элементами интерьера и создающий небольшой дворик для нового пространства.

В 2021 году дом открылся для публики, и новый Фонд Дженкса будет проводить культурную программу выставок и семинаров, а также поддерживать исследования посредством грантов, резиденций и публикаций.

Чарльз Дженкс

Чарльз Дженкс (1939–2019) был писателем, критиком, дизайнером и учителем, чьи работы определили и усовершенствовали разрозненные и далеко идущие идеи, лежащие в основе постмодернизма. Возможно, самый читаемый и влиятельный писатель по архитектуре конца двадцатого века, его книги сыграли ключевую роль в объяснении, освещении и развитии часто сложных идей, лежащих в основе постмодернизма. Космический Дом был физическим воплощением этих идей, включающих и усваивающих ссылки на достижения в истории искусства и науки, философии, космологии и тела.

Дженкс родился в Балтиморе, штат Мэриленд, в семье современного классического композитора Гарднера Платта Дженкса и Рут де Витт Перл. Изучал английскую литературу в Гарварде. Его интерес к архитектуре, вызванный строительством Центра изобразительных искусств Карпентера Ле Корбюзье, Дженкс переключился на архитектуру, посетив Гарвардскую аспирантуру дизайна и уехав со степенью архитектора в 1965 году. Он приехал в Лондон и продолжил учебу в университете. Колледж под руководством Рейнера Бэнэма. Его 1973 книга «Современные движения в архитектуре » стала каноническим текстом, вновь привнося сложность в историю модернизма, которую часто считали монолитной. Однако именно его книга 1977 года «Язык постмодернистской архитектуры » закрепила его положение в центре новой архитектуры. Эта работа легла в основу его дизайна Космического дома (1978), который был задуман как своего рода личный постмодернистский манифест и эксперимент над собой и своей семьей.

В 1978 году Дженкс женился на Мэгги Кесвик, чей интерес к китайским садам побудил его по-новому взглянуть на ландшафт. Он начал параллельную карьеру в качестве известного дизайнера рельефа, драматически вылепленного ландшафта, который воплощал сложный космологический символизм. Вершиной этого аспекта его творчества был постоянно развивающийся Сад космических размышлений в их доме в Дамфрисшире. Волнистый, сюрреалистический ландшафт спиралей, водоворотов, пиков и впадин, перемежающихся скульптурами и другими вмешательствами, был современным ответом на повествовательный сад восемнадцатого века. Однако вместо того, чтобы вызывать истории и эпизоды из мифологии и классического искусства, он раскрывает ряд рассуждений о вселенной, ее происхождении, ее законах и развивающемся понимании пространства и времени. Недалеко Мультивселенная Crawick исследует аналогичные научные темы с помощью наземного искусства и терраформирования, в то время как другие проекты включают Нортумберландию и Спирали Времени в Милане.

Когда Мэгги Дженкс заболела раком, пара предприняла интенсивные поиски, чтобы понять это состояние, от новых научных достижений и медицинских процедур до целостных ответов и, что особенно важно, к идеям о том, как архитектура и ландшафт могут быть использованы в травматической встрече с рак. Их опыт и размышления привели к концепции Центров лечения рака Мэгги, в которых архитекторы и друзья, в том числе Фрэнк Гери, Заха Хадид, Рем Колхас, Ричард Роджерс, Кишо Курокава, Норман Фостер и другие, получили задание создать то, что Дженкс назвал «архитектурой надеяться’.

Яростно активный до своей смерти в 2019 году, Дженкс создал основу для того, чтобы Космический Дом сохранился как музей и стал форумом для постоянного обсуждения идей в области архитектуры, дизайна, науки и культуры и, в частности, нити каждого из которых были затронуты постмодернизмом, в управлении которым он сам сыграл важную роль. Вместе со своей дочерью Лили Дженкс разработал планы нового выставочного пространства и вместе с Эдвином Хиткотом идеи того, чем может стать Космический Дом.

Мэгги Кесвик Дженкс

Мэгги Кесвик Дженкс (1941–1995) была писателем, садовником и дизайнером. Вместе со своим отцом она основала Holywood Trust (юго-запад Шотландии) и Keswick Foundation (Гонконг). Ее книга «Китайский сад» была первой крупной западной публикацией о замысловатом дизайне садов ученых Восточного Китая, и она работала садовым дизайнером. Перед своей смертью в 1995 году она написала план для онкологических центров Maggies, которые теперь поддерживают людей с раком в 27 центрах по всей Великобритании, спроектированных всемирно известными архитекторами.

Постмодернизм

Постмодернизм — движение, возникшее в середине-конце двадцатого века и охватившее архитектуру, искусство, литературу, философию, критику и науку. Для него характерна приверженность фрагментарному ироническому взгляду на мир и повторное использование исторических отсылок, юмора, китча и поп-культуры. Дженкс определил ее как систему, в которой могут сосуществовать уровни значений, иногда дополняющие друг друга, иногда противоречащие друг другу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *