Сталинская высотка на Котельнической набережной
В городе Москве насчитывается 7 сталинских высоток. Комплекс на Котельнической от всех остальных отличается датой начала строительства, которая приходится на 1938 год.
Подробнее о всех Сталинских высотках
Корпус возвели на берегу Москвы-реки. Проект разработали архитекторы А. К. Ростковский и Д. Н. Чечулин. Так, было положено возведение 9-ти этажей правого крыла будущего комплекса. В 1947 году был принят единый план строительства столицы, согласно которого наметилось возведение 8 высотных зданий. Эти сооружения были призывны существенно преобразить столичный облик в стиле «сталинский ампир».
Возведенное раннее строение на Котельнической решено было органично включить в комплекс, с частичной перестройкой фасада. Это была 1 из запланированных 8 высоток, строительство которой было завершено в 1952 году.
К закладке фундамента было решено торжественно приступить в праздничный день 800-летия Москвы. 7-зданий было построено, а 8-ю высотку, которая в плане значилась как Дворец Советов в Зарядье, возводить передумали.
Высотка на Котельнической набережной была сооружена таким образом, чтобы она смогла находиться на пересечении всех улиц, которые были направлены к реке. Комплекс возвели на месте слияния реки Яузы и Москвы-реки.
До тех времен отечественные архитекторы не разрабатывали проекты, высотой больше 8 этажей. Но с поставленной задачей инженеры и архитекторы с успехом справились.
Строительство высотки курировал Л. Берия. Для ее возведения были привлечены военнопленные немцы, которые неподалеку жили в лагере «Лагпункт» на Таганке. По этому поводу среди народа ходило много легенд. Среди безобидных историй – это метки, которые заключенные оставляли на стеклах. Они царапали фразу – «строили зеки».
Известно, что пытаясь убежать, они прыгали с высоты на фанере и разбивались. В качестве моделей для скульпторов, ваявших статуи для здания выступали также зеки. Самая жуткая история, связанная с возведением этой высотки является та, где упоминается о жестоком прорабе, который за малейшее ослушание замуровывал заключенных в стены и пол. По другой версии, как раз сам прораб и пострадал от рук заключенных. Ну, верить этому или нет – дело читателя.
Получившееся здание устремляется ввысь на 176 метров. В комплексе изначально было 700 квартир, а лестничные клетки размещались таким образом, чтобы исключить разгул сквозняков. Помимо жилых помещений в здании расположились магазины, детский сад, химчистка, почта и кинотеатр. По корпусу можно было передвигаться, не выходя на улицу, так как коридоры всех квартир были проходными. Убранство квартир было роскошным. Их счастливым жильцам сдавали полностью оборудованными. Кухни были меблированы в белом цвете. В санузлах была установлена импортная сантехника. Светильники были выполнены из бронзы и хрусталя. В холе выстлали полы из гранита, а в квартирах дорогим паркетом. А стены и потолки украсили роскошной лепниной и изысканно расписали. Высота потолков в подъезде составляет 5 метров. В здании насчитывается 32 этажа.
Cнаружи комплекс выглядит не менее внушительно и роскошно. Особенно он выделялся в советские времена, когда большая часть архитектуры была однотипной. Центральная часть здания украшена завершениями и башенками и декорирован в большей степени. На ней установили скульптурную группу комсомольцев. До сих пор остается загадкой, по какой причине пропустили главную скульптуру комсомольцев, где у девушки оголена грудь.
Облицовку цоколя выполнили гранитом. Композиция очень органично вписалась в ландшафт советского классицизма возможно за счет приема ступенчатой структуры домостроения. Комплекс получился таким обособленным и самодостаточным, как Ватикан в Риме.
Сталин лично решал, кто будет причислен к тем счастливчикам, имеющим право на жилплощадь в этой высотке. Одно крыло было отдано работникам силовых структур, военным, партийным деятелям и работникам КГБ. С другой стороны поселилась творческая элита.
Точная цифра квартир не была известна никогда. Изначально имелась жилплощадь без номеров, где селили различных секретных агентов. В перестроечные времена многие владельцы стали менять планировку своего жилья, объединяя их.
В этом доме мечтали жить все без исключения. Даже самому архитектору Д. Н. Чечулину удалось поселиться на Котельницкой и прожить там до конца своих дней.
Архитектор Н. Чечулин «приложил свою руку» ко многим значимым объектам столицы. Известно, что он начал свою активную деятельность еще при Й. Сталине, а закончил при Л. Брежневе. В его послужном списке значатся такие важные московские объекты:
- гостиничный комплекс «Пекин»;
- гостиница «Россия»;
- Белый дом;
- Дом советов РСФСР;
- вестибюли станций метро «Комсомольская», «Киевская», «Охотный ряд», «Динамо»;
- типовые проекты школ, больниц и прочих учреждений.
В среде инженеров и архитекторов о Николае Чечулине шутливо говорили что он «отчечулил Москву».
Кроме него здесь проживало еще очень много представителей творческой интеллигенции, артистов кино и театров. На строении расположено множество памятных досок, которые дают информацию о знаменитых людях, когда-то проживавших здесь. К примеру: Н.Богословский, К. Лучко, Н. Сац, А. Твардовский. Ф. Раневская, Н. Мордюкова, Г. Уланова, Л. Зыкина, М. Ладынина с И. Пыреьвым, К. Паустовский и прочие.
Почти все квартиры были оборудованы одинаково. Это касалось меблировки, облицовки стен, наличия бра и люстр. Кроме этого, владельцам квартир запрещалось что либо менять в обстановке и передвигать мебель. Говорят, что причиной такого негласного запрета являлась возможность «прослушки» бесед именитых квартирантов.
Интересная история заселения в элитный дом случилась со знаменитой актрисой театра и кино Фаиной Раневской. Однажды к 70-летней актрисе пришел сотрудник небезызвестных органов, и предложил сотрудничество. Актриса должна была, как добропорядочный гражданин, помогать КГБ своевременным информированием о некоторых событиях и разговорах, происходивших в актерской среде. Мудрая женщина не растерялась и выразила готовность сотрудничать, но посетовала, что в виду того, что проживает в коммунальной квартире и ее особенности разговаривать во сне, она физически не сможет выполнять возложенные на нее обязанности.
И примерно через один месяц Фаина Раневская отпраздновала новоселье в квартире на Котельнической. Но через некоторое время после ее заселения в органы был доставлен донос, в котором было описано странное поведение Раневской, которое проявлялось в ее частых криках по ночам. В ее речи проскальзывали выражения о борьбе с вражескими агентами и ее связи с КГБ. После такого донесения Фаину Раневскую оставили в покое и больше не предлагали никаких способов сотрудничества. Существует мнение, что этот донос на себя она написала собственноручно, а доставить его уговорила работающего в доме слесаря за вознаграждение.
В те времена многие жильцы дружили семьями и ходили, друг к другу в гости. Из рассказов старожилов известно, что закрывать дверь на замок было не принято. Кстати двери, ведущие у квартиры также очень оригинальны. Они выполнены из двух створок дерева и имеют отверстие под почту и оснащены дверным глазком.
Фаина Раневская была неординарной актрисой и женщиной с большим чувством юмора. Однажды ее именитый сосед Твардовский попросился в гости, точнее пройти в туалет. По нелепой случайности, он остался без ключей от своей квартиры, и пришлось обращаться с такой просьбой к знаменитой актрисе. Знакомство состоялось, и соседи еще долгое время провели тот день в беседе. На прощание Раневская сказала, что ее клозет всегда свободен для Твардовского.
К слову сказать, квартира актрисы располагалась на втором этаже, как раз над кинотеатром «Иллюзион». Это было прогрессивное заведение, где часто проводились премьеры без одобрения цензуры. Также на первом этаже была булочная, товар которой пользовался большим спросом у жильцов. По этому поводу Фаина Георгиевна шутила, что она живет над хлебом и зрелищами.
Первое место местного юмориста принадлежало Никите Богословскому, который придумывал и воплощал в жизнь розыгрыши знакомых и соседей. Однажды он нанял автовышку, и, одевшись в простыню и истерично завывая, разыграл своего соседа А. Г. Новикова перед окном. Кроме этого был еще случай ложного вызова Богословским врачей со скорой помощи, которых после обвинили в намерении провести ограбление в квартире Д. Шостаковича. Медработников задержала милиция, и отпустили после признания Богословского в мелком хулиганстве.
Несмотря на роскошь и налаженную инфраструктуру, у высоток была общая проблема – тараканы. Известно, что на месте возведенной высотки раннее были расположены мучные склады. И тараканы никуда с насиженного места уходить не собирались. Так, балерины, актрисы, адмиралы, генералы, архитекторы и композиторы вели неравную борьбу с насекомым.
Эта знаменитая высотка нередко фигурировала в кинофильмах. Особенно ярко апартаменты отобразили в картине «Москва слезам не верит». Также ее можно было лицезреть в картинах «Каникулы Кроша», «Стиляги», сериале «Бригада», выпусках «Ералаш» и некогда популярного фильма «Брат 2» и пр.
В настоящее время полюбоваться знаменитым комплексом можно не только снаружи. Для того чтобы проникнуть внутрь дома, можно купить билет в музей-квартиру Г. Улановой, который открыли в 2004 году. В четырех комнатах знаменитой балерины все осталось в нетронутом виде: ее личные вещи, огромная библиотека, станок у зеркала, и предметы мебели.
Мало, что изменилось за прошедшие 60 лет. В высотке на Котельнической по-прежнему мечтает жить большая часть людей. В настоящее по этому адресу проживают: Д. Нагиев, Р. Литвинова, Е. Шифрин и еще много тех, кто не желает об этом распространяться.
Адрес: Котельническая набережная, 1/15
Московский дом: высотка на Котельнической набережной
3 мин. на чтение
Котельническая наб., 1/15
1948–1952 гг.
Архитекторы: Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский
Идея небоскребостроительства в СССР имела глубокий идеологический смысл. О высотке на Котельнической набережной рассказываем в рамках проекта «Московский дом».
Надменный нью-йоркский гигант Empire State Building более сорока лет считался самым высоким зданием мира. Советские инженеры Воронков и Балашов подвергли это и ему подобные сооружения гневной критике: «История современного строительства за рубежом знает не один случай возведения больших зданий. Но как отличаются от наших сооружений не только сами эти здания, но и их “окружение”! Словно в ущельях, стоят в Нью-Йорке и Чикаго небоскребы. Вокруг них грязь и плесень, самый воздух как бы пропитан миазмами.
Узкая утилитарность, стремление выжать из каждого доллара, вложенного в постройку, максимальный барыш, наибольшую выгоду — вот что движет владельцами строительных компаний Америки. Пусть вокруг небоскребов стоят грязнейшие лачуги, пусть их окружает захламленная, покрытая грязью территория — все это мало тревожит бизнесменов. Они не потратят и цента на то, что не принесет им дивидендов!»
Никак нельзя было отставать Советской стране. Началось все с проектирования Дворца Советов, храма новой религии и «памятника великому гению человечества — В. И. Ленину». Но, как известно, колосс построен не был и обернулся впадиной бассейна «Москва».
Первоначальный глобальный проект распался на кольцо высотных зданий, ступенчатых, точно так же устремленных ввысь, как и их несостоявшийся образец.
Архитектор Дмитрий Николаевич Чечулин (1901–1981), баловень судьбы, продукт советского времени с правильным происхождением, сын рабочего из Сумской области и портнихи, после войны занял пост главного архитектора столицы. В 1923 году в длинной шинели, буденовке, с этюдником и мандолиной прибыл он в Москву и поступил во ВХУТЕМАС. Ученик Алексея Щусева, в 1933 году пригласившего дебютанта к себе в проектную мастерскую №2, через пять лет Чечулин эту мастерскую возглавил. Первую известность молодому зодчему принесла премия Всесоюзного конкурса на проект Дворца Советов.
Звездный час тогда уже главного архитектора Москвы настал, когда он возглавил проектирование высотных зданий и занялся формированием авторских групп.
Градостроительный план расположения высоток Чечулин разработал в 1947 году: на излучинах рек решено было возвести гостиницу «Украина» и жилой дом на Котельнической набережной; на Смоленской площади — здание МИДа, жилые дома у Красных Ворот и на площади Восстания; близ площади трех вокзалов — гостиницу «Ленинградская».
Проект жилого высотного здания на Котельнической набережной Чечулин оставил за собой. Сооружение венчают шпиль и герб, вознесшийся на высоту 176 м. И это 32 этажа считая технические. Взятый за основу ступенчатый силуэт всех семи московских высоток намекал на сходство с древнерусскими шатровыми храмами
Центральный корпус Б здания на Котельнической из трех имеющихся в плане представлял собой трехлучевую звезду. У входа был разбит сквер и установлен фонтан. Обширный цоколь облицован розовым гранитом, фасад — керамическими блоками. Зубчатые башни и скульптуры довершают декоративное убранство, в роскоши ему не уступают вестибюли и входные зоны, украшенные лепными барельефами, драгоценным мрамором и цветными металлами, плафонными росписями, как было заведено в ренессансных палаццо.
Всего в высотке было предусмотрено 540 квартир — четырех-, трех-, двух — и однокомнатных. Здесь поселились видные сотрудники НКВД, поэты, режиссеры, музыканты, актеры и писатели.
Высотка на Котельнической набережной из всех семи считается самой киногеничной. Дом снимали в лентах «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Стиляги».
Карьера же архитектора Чечулина, лауреата трех Сталинских и одной Ленинской премий, получила логичный финал в здании, ставшем символом российской государственности, Доме Советов РСФСР (называемом Белым домом) на Краснопресненской набережной.
Построить маршрут до высотки на Котельнической и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.
Фото: Алексей Макаров, pastvu.com
discovermoscowRusspassвысотка на Котельнической набережнойизвестные жилые домаМосковскийДом
- Подписаться:
Высота на Котельнической набережной: история и наше время
Некоторые архитектурные сооружения не нуждаются в особом представлении. К ним относится и небоскреб на Котельнической набережной в Москве. По крайней мере, на фотографиях этот дом видел любой житель нашей страны. Но не все знают его удивительную историю. Что умалчивается о знаменитой сталинской высотке?
История здания
Небоскреб на Котельнической набережной во многом уникален. Таких зданий семь, и построены они практически одновременно, при этом только два из них полностью жилые. Этот дом был сдан в эксплуатацию в 1952. Авторами проекта и руководителями строительства стали известные архитекторы Чечулин и Ростковский, а также инженер Гофман. В строительстве здания принимали участие заключенные, в том числе военнопленные. По замыслу Сталина, все семь зданий должны были стать не только символом величия государства, но и напоминанием о великой победе. На стенах некоторых квартир строители оставили даже надписи, отдельные строки из них сохранились до наших дней. Вверху небоскреб напоминает равносторонний треугольник без одной стороны. Такое впечатление создается центральной башней и двумя симметрично отходящими от нее крыльями.
Сразу после заселения…
Поселиться в этом доме в прежние времена было невозможно ни за какие деньги. Изначально в одном флигеле жили только военные и семьи, а второй достался художникам. Арендаторы получили новую жилплощадь с роскошнейшим ремонтом и полной меблировкой. В разные годы здесь жили такие известные люди, как Нонна Мордюкова, Фаина Раневская, Никита Богословский, Галина Уланова и Александр Твардовский. Конечно, на этом список известных жителей не заканчивается, его можно продолжать до бесконечности. Небоскреб на Котельнической набережной был пределом мечтаний даже состоятельных горожан тех времен. Подъезды всегда находились под присмотром бдительных консьержей и охранников. Несмотря на все богатство, жильцы дома могли ходить друг к другу в дом, оставляя дверь открытой.
Высотка на Котельнической набережной: фото в наши дни и новейшая история
Дом давно утратил элитарность и неприступность. Сегодня купить квартиру здесь может любой желающий. Однако не все миллионеры стремятся поселиться в этом доме, и это неудивительно. Изначально квартиры здесь были недостаточно большими. Высокие потолки и шикарная лепнина в сочетании с абсолютно непродуманной планировкой и тесными проходными помещениями – далеко не лучший вариант. Однако не только этот небоскреб на Котельнической набережной плох для жилья. С инфраструктурой тоже большие проблемы. Возле здания сложно поставить машину, сложно вывезти мусор, бывают перебои с водоснабжением и отоплением. Квартиры в этом доме продаются постоянно, также их можно арендовать на сутки или на длительный срок. Но делать это стоит чисто ради атмосферы. Что касается комфорта за аналогичную стоимость, то в новостройке найти более комфортное и приятное жилье не составит труда. Если вас покорил небоскреб на Котельнической набережной, то во время экскурсии вы также сможете увидеть квартиры в нем. Наибольшей популярностью у туристов в этом здании пользуются музей Галины Улановой и кинотеатр «Иллюзион».
Котельническая Набережная Здание, Москва, Россия— является одним из семи сталинских небоскребов, заложенных.
.., Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом. Рис. ESY-020011532Купить это изображение по цене от
10 долларов США
Всего за 0,27 доллара США при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION
См. наши планы подписки
Лицензия без лицензионных платежей
Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям
С 1 МБ А8 | 724 х 483 пикселей 25,5 х 17 см | 72 | 10 долларов США | |
М 6 МБ А6 | 1774 х 1182 пикселей 15 х 10 см | 300 | 20 долларов США | |
л 26 МБ А4 | 3692 х 2462 пикселей 31,3 х 20,8 см | 300 | 25,00 долларов США | |
XL 50 МБ А3 | 5120 х 3414 пикселей 43,3 х 28,9 см | 300 | $30.00 |
Эти цены действительны для покупок в Интернете
Купить сейчас
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ESY-020011532 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5120 х 3414 пикселей — 17,1 «х 11,4» — 300 точек на дюйм)
Специальная коллекция: Маленький бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.